Учитель: Лесняк Вера Борисовна
ОУ: МБОУ Степано-Савченская ООШ
Предмет: обществознание
Класс: 8-9 класс.
Тема «От местного самоуправления - к гражданскому обществу и правовому государству».
Цель урока:
Формирование активной гражданской позиции через обращение к важнейшим проблемам окружающего социума.
Задачи урока:
Выяснить роль местного самоуправления в процессе формирования гражданского общества и государства.
Способствовать формированию информационной компетентности ( таких ее аспектов, как: извлечение первичной информации, обработка информации, ее анализ); коммуникативной компетентности ( через работу в группе, публичное выступление)
Важнейшие термины:
- Земство;
-Местное самоуправление;
-Гражданское общество;
-Правовое государство;
-Принцип разделения властей.
Вопросы урока:
1.От Земского Собора к Земскому Собранию (из истории земства в России).
2. Направления работы органов местного самоуправления.
3. Взаимосвязь таких понятий как демократия и местное самоуправление.
4. В чем польза местного самоуправления для общества.
Оборудование урока:
Таблица «Структура законодательной ветви власти в РФ»;
Комплекты компетентностно - ориентированных заданий (разработаны автором урока)
Текст Конституции РФ (статьи 130-133 );
Текст Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 01.09. 1995 года;
Оформление доски:
Важнейшие понятия урока, эпиграф к уроку.
Применяемые педагогические технологии и методы: технология развивающего обучения, технология разработки и применения компетентностно- ориентированных заданий, групповая работа.
Концепция урока.
Содержательная концепция:
Данный урок относится к политико-правовой сфере курса обществознания в 8-9 классах. Это урок в форме интеллектуально-познавательной игры «Что? Где? Когда?».
Учитель дает справку из истории: о развитии земской идеи в России.
Выясняется место органов местного самоуправления в современной структуре власти в РФ.
Выяснение вопроса : в чем польза местного самоуправления для общества?
Выяснение роли местного самоуправления в развитии демократии.
Формулирование вывода по уроку: местное самоуправление- шаг на пути к правовому государству и гражданскому обществу.
Методическая концепция:
Ход урока:
1. Выход на тему урока:(2-3 мин)
Почему государство передает часть своих полномочий органам местного самоуправления?
Учащиеся: Центральным органам власти трудно решать вопросы местного значения, учитывать потребности каждого региона, района.
Исходя из сказанного, сформулируйте тему сегодняшнего урока?
Учащиеся: «Местное самоуправление – шаг на пути к гражданскому обществу и правовому государству».
Тема записывается на доске.
Совместно с учащимися формулируем задачу на урок: Выяснить, почему становление гражданского общества и правового государства неразрывно связано с развитием местного самоуправления?
Обратимся к истории земства в России.(4 мин)
Краткая лекция с элементами беседы.
Самоуправление в России вот уже несколько столетий связано с земской идеей- идеей народности, власти, исходящей от земли, от народа. Понятие «земство» появилось в российском политическом лексиконе задолго до 1864 г. В x веке «земля» мыслилась как определенная территориально- политическая целостность. В период образования централизованного государства термин 2земский» носил характер общегосударственный. А не местный. Иван IV заменил в местном управлении назначаемых из центра чиновников представителями местного сообщества. Екатерина II ввела земские суды и земскую полицию. А реформа Александра II впервые в России создала самоуправление всесословное, гражданское, принципиальной основой которого стало привлечение к непосредственному участию в работе земства тех групп и лиц, нужды которых обслуживались. В годы Советской власти органы местного самоуправления заменили Советы народных депутатов.
Об идеях земства вновь вспомнили только в 90-е годы. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 1995 года. Определил общую концепцию реформы органов местного самоуправления.
Работа в группах с компетентностно - ориентированными заданиями. (Приложения 1-6) (15 мин)
Отчет групп.( 2 группы по 2 мин, итого- 8 мин)
Рефлексия: Что нового вы узнали? Над какими вопросами нужно задуматься современным депутатам в органах местного самоуправления?
Домашнее задание: Эссе «Молодежный парламент (не) нужен, потому, что…»