СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«От местного самоуправления - к гражданскому обществу и правовому государству».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема «От  местного  самоуправления -  к гражданскому обществу и правовому государству».

Цель урока:

 Формирование активной гражданской позиции  через обращение к важнейшим проблемам окружающего социума.

Задачи урока:

  1. Выяснить роль местного самоуправления в процессе формирования гражданского общества и государства.
  2. Способствовать формированию информационной компетентности ( таких ее аспектов, как: извлечение первичной информации, обработка информации, ее анализ); коммуникативной компетентности ( через работу в группе, публичное выступление)

Просмотр содержимого документа
««От местного самоуправления - к гражданскому обществу и правовому государству».»

Учитель: Лесняк Вера Борисовна

ОУ: МБОУ Степано-Савченская ООШ

Предмет: обществознание

Класс: 8-9 класс.

Тема «От местного самоуправления - к гражданскому обществу и правовому государству».

Цель урока:

Формирование активной гражданской позиции через обращение к важнейшим проблемам окружающего социума.

Задачи урока:

  1. Выяснить роль местного самоуправления в процессе формирования гражданского общества и государства.

  2. Способствовать формированию информационной компетентности ( таких ее аспектов, как: извлечение первичной информации, обработка информации, ее анализ); коммуникативной компетентности ( через работу в группе, публичное выступление)

Важнейшие термины:

- Земство;

-Местное самоуправление;

-Гражданское общество;

-Правовое государство;

-Принцип разделения властей.

Вопросы урока:

1.От Земского Собора к Земскому Собранию (из истории земства в России).

2. Направления работы органов местного самоуправления.

3. Взаимосвязь таких понятий как демократия и местное самоуправление.

4. В чем польза местного самоуправления для общества.



Оборудование урока:

Таблица «Структура законодательной ветви власти в РФ»;

Комплекты компетентностно - ориентированных заданий (разработаны автором урока)

Текст Конституции РФ (статьи 130-133 );

Текст Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 01.09. 1995 года;



Оформление доски:

Важнейшие понятия урока, эпиграф к уроку.

Применяемые педагогические технологии и методы: технология развивающего обучения, технология разработки и применения компетентностно- ориентированных заданий, групповая работа.

Концепция урока.

  1. Содержательная концепция:

Данный урок относится к политико-правовой сфере курса обществознания в 8-9 классах. Это урок в форме интеллектуально-познавательной игры «Что? Где? Когда?».

Учитель дает справку из истории: о развитии земской идеи в России.

Выясняется место органов местного самоуправления в современной структуре власти в РФ.

Выяснение вопроса : в чем польза местного самоуправления для общества?

Выяснение роли местного самоуправления в развитии демократии.

Формулирование вывода по уроку: местное самоуправление- шаг на пути к правовому государству и гражданскому обществу.

  1. Методическая концепция:



Ход урока:

1. Выход на тему урока:(2-3 мин)

Почему государство передает часть своих полномочий органам местного самоуправления?

Учащиеся: Центральным органам власти трудно решать вопросы местного значения, учитывать потребности каждого региона, района.

Исходя из сказанного, сформулируйте тему сегодняшнего урока?

Учащиеся: «Местное самоуправление – шаг на пути к гражданскому обществу и правовому государству».

Тема записывается на доске.

Совместно с учащимися формулируем задачу на урок: Выяснить, почему становление гражданского общества и правового государства неразрывно связано с развитием местного самоуправления?

  1. Обратимся к истории земства в России.(4 мин)

Краткая лекция с элементами беседы.

Самоуправление в России вот уже несколько столетий связано с земской идеей- идеей народности, власти, исходящей от земли, от народа. Понятие «земство» появилось в российском политическом лексиконе задолго до 1864 г. В x веке «земля» мыслилась как определенная территориально- политическая целостность. В период образования централизованного государства термин 2земский» носил характер общегосударственный. А не местный. Иван IV заменил в местном управлении назначаемых из центра чиновников представителями местного сообщества. Екатерина II ввела земские суды и земскую полицию. А реформа Александра II впервые в России создала самоуправление всесословное, гражданское, принципиальной основой которого стало привлечение к непосредственному участию в работе земства тех групп и лиц, нужды которых обслуживались. В годы Советской власти органы местного самоуправления заменили Советы народных депутатов.

Об идеях земства вновь вспомнили только в 90-е годы. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 1995 года. Определил общую концепцию реформы органов местного самоуправления.

  1. Работа в группах с компетентностно - ориентированными заданиями. (Приложения 1-6) (15 мин)

  2. Отчет групп.( 2 группы по 2 мин, итого- 8 мин)

  3. Рефлексия: Что нового вы узнали? Над какими вопросами нужно задуматься современным депутатам в органах местного самоуправления?

  4. Домашнее задание: Эссе «Молодежный парламент (не) нужен, потому, что…»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!