ОСВЕЩЕНИЕ.СВЕТ И ТЕНЬ.
Правила линейной перспективы позволяют правильно изображать предметы в пространстве. Но чтобы превратить круг в шар, прямоугольник в цилиндр, квадрат в куб, недостаточно только пририсовать ему дополнительные грани, иначе у нас получится просто пустой каркас. О том, как изобразить предметы, чтобы они выглядели объемными, необходимо учитывать «свет и тень»
Освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объёма предметов и глубины пространства. Благодаря свету мы видим мир.
И.Левитан.
«Летний вечер»
С изменением света меняется и видимый мир освещенных предметов. Источник света может находиться по-разному относительно предметов. Если источник находится сбоку от предметов, то он придает им объемность. В теневой части наоборот - все обобщается, как будто «становится бесформенным»
Ян Бауман
«цветы и фрукты»
Свет и тень (светотень) - очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве. Светотенью так же, как и перспективой, художники пользуются очень давно. С помощью этого средства они научились передавать в рисунке и живописи форму, объем, фактуру предметов так убедительно, что они, казалось, оживали в произведениях. Свет помогает передать и окружающую среду и ее состояние.
Виллем ван Альст
Петер Монстед
«натюрморт с фруктами»
«зимняя дорога»
Свет делит поверхность предмета на теневую и освещённую стороны. Самое светлое место, куда падает наиболее короткий и прямой луч света, называется бликом. Скользящие под углом по поверхности предмета лучи образуют полутень, которая граничит с затенённой частью. Собственная тень - это теневая сторона предмета. Самое тёмное место находится на границе со светом - на повороте формы.
Это происходит по закону контраста: встречаясь, противоположности усиливают качества друг друга. Тень, уходящая в глубину, светлеет, и мы видим, как светится рефлекс - отражённый свет окружения. Однако нельзя и преувеличивать силу рефлекса: он находится в тени и не спорит со светом. От предмета падает тень, которая называется - падающая тень. Она темнее собственной тени, а около подножия предмета - её самое тёмное место.
Основные правила и законы светотени.
Блик. Бликом называется самая светлая часть, которая является отражением яркого света: лампы, солнца и т. д. Блик хорошо заметен на глянцевых (блестящих) поверхностях и практически не виден на матовых.
Свет. Свет - поверхность, ярко освещённая источником света
Полутень - слабая тень, возникающая, когда объект освещён несколькими источниками света. Она также образуется на поверхности, обращённой к источнику света под небольшим углом.
Собственная тень . Это самая темная часть предмета.
Рефлекс . Слово «рефлекс» - происходит от лат. reflexus, что означает отражение. Т. е. в нашем случае рефлекс - это отраженный свет в теневой части предмета. Отражается он от всего, что окружает предмет с теневой стороны: от стола, потолка, стен, драпировок, фруктов и т.п.. Область рефлекса всегда чуть светлее тени, но темнее полутени.
Падающая тень - это тень отбрасываемая предметом на то, что его окружает, например, на плоскость стола или стены. Чем ближе тень к предмету, от которого она образуется, тем более темной она будет. Чем дальше от предмета - тем она светлее.
Форма границы между светом и тенью. Следующее, на что нужно обратить внимание - это на границу света и тени. На разных предметах она приобретает разную форму. Посмотрите на рисунки шара, цилиндра, куба, вазы.
Конечно, граница между тенью и светом чаще всего размытая. Четкой она станет только при ярком направленном свете, например, при свете электрической лампы. Но начинающим художникам следует научиться видеть эту условную линию, тот рисунок, который она образует. Эта линия везде разная и постоянно меняется в зависимости от изменения характера освещения. На рисунке шара видно, что линия границы имеет изгиб, т. е. похожа на овальную форму. На многогранниках - граница совпадает с ребром предмета. А вот на вазе, граница между светом и тенью представляет собой уже извилистую линию.
Начинающим художникам следует приучить себя видеть рисунок, который образует граница между светом и тенью. Например, особенно причудливый характер она приобретает в природных формах. Одно дело - рисовать простые геометрические фигуры, и совсем другое - стволы деревьев, листву, рельеф каменистого берега, лепестки цветов, траву… Чтобы научиться передавать объем или светотень на таких сложных объектах, сначала учатся на простом. Далее, усложняют задачу. Например, начинают с рисунка цилиндра, а с приобретением уверенности можно порисовать складки на тканях. Потом - натюрморты. Ну, а дальше, и пейзажем можно заняться или портретом.
Чтобы легче было разобраться в вышеизложенных аспектах, можно поэкспериментировать со светом от настольной лампы. Она дает яркий и резкий свет, при котором хорошо видны рефлексы, тени… Попробуйте подсветить какой-либо предмет сначала с одной стороны, а потом - с другой. Попробуйте поменять направление света, приблизить или удалить лампу. Это поможет Вам наглядно увидеть все тонкости обсуждаемой темы.
Все эти особенности светотени будут заметны не только при электрическом свете или его отсутствии. Когда в ясный день светит солнце, свет будет четко направленным и резким. Когда облачная погода - он будет рассеянным. Соответственно это скажется на светотени деревьев, ландшафта или даже интерьера комнаты, освещенной светом из окна.
А.И.Куинджи
«березовая роща»
Фронтальное освещение - это когда источник света освещает объект прямо, так как находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет детали.
Боковое освещение (слева или справа) хорошо выявляет форму, объем, фактуру объектов.
Контражурное освещение возникает, если источник света находится за объектом. Это очень эффектное и выразительное освещение, особенно когда на картине изображены деревья, вода или. Однако предметы в этих условиях выглядят силуэтно и теряют свой объем.
Заключение. Можно еще долго продолжать обсуждение данной темы. Но лучше всего наблюдать своими глазами за реальным миром. Как освещены объекты? Как меняется светотень и при каких условиях? Задавайте себе эти вопросы и находите ответы, когда наблюдаете за натурой. Нет ничего лучше натуры. Поэтому, помня описанные выше закономерности светотени, наблюдайте, запоминайте, делайте зарисовки с натуры. Тогда Вы сможете уверенно воплотить все законы светотени на практике.
Литература:
Голубева О.Л. Основы композиции. – М.: Искусство, 2004.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство: искусство в жизни человека. 6 класс. – М.: Просвещение, 2008.
Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Методическое пособие. 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2010 г
Выполнил:Разумовский А.Г.
МОУ «Лицей №26»
Г.Саранск