СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Осуществление индивидуального подхода в работе учителя в КОУ «Адаптивная школа №6»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогика строится на основе внимания к личности каждого ребенка, к его интересам и запросам. Она имеет целью всестороннее развитие его сил и способностей. Индивидуальный подход предполагает организацию педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, воспитания и условий жизни, в которых он находится. Следовательно, индивидуальный подход к аномальным детям предполагает всестороннее изучение педагогом каждого ребенка, выяснения причины характера и тяжести дефекта, времени его возникновения, условий развития ребенка до школы, а также выяснение особенностей его психического и физического развития, характера, интересов, наклонностей. Многообразие этих особенностей у/о детей и обуславливает специфику реализации принципа индивидуального подхода в коррекционной школе. Все особенности у/о учащихся нужно знать и учитывать при работе. Их выяснение дает возможность так организовать учебный процесс, чтобы при сохранении классно-урочной системы обучения, каждый учащийся мог участвовать во фронтальной работе. Изучение учащихся - это первое условие индивидуального подхода, оно проводится учителем на всех этапах работы.

Программа изучения учащихся очень обширна.

Просмотр содержимого документа
««Осуществление индивидуального подхода в работе учителя в КОУ «Адаптивная школа №6»»»

«Осуществление индивидуального подхода в работе учителя в

КОУ «Адаптивная школа №6»»

Педагогика строится на основе внимания к личности каждого ребенка, к его интересам и запросам. Она имеет целью всестороннее развитие его сил и способностей. Индивидуальный подход предполагает организацию педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, воспитания и условий жизни, в которых он находится. Следовательно, индивидуальный подход к аномальным детям предполагает всестороннее изучение педагогом каждого ребенка, выяснения причины характера и тяжести дефекта, времени его возникновения, условий развития ребенка до школы, а также выяснение особенностей его психического и физического развития, характера, интересов, наклонностей. Многообразие этих особенностей у/о детей и обуславливает специфику реализации принципа индивидуального подхода в коррекционной школе. Все особенности у/о учащихся нужно знать и учитывать при работе. Их выяснение дает возможность так организовать учебный процесс, чтобы при сохранении классно-урочной системы обучения, каждый учащийся мог участвовать во фронтальной работе. Изучение учащихся - это первое условие индивидуального подхода, оно проводится учителем на всех этапах работы.

Программа изучения учащихся очень обширна. В нее включается анализ медицинской документации (диагноз, состояние слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и т.д.) Путем непосредственного контакта с родителями и ознакомления с личным делом ребенка изучается его жилищно-бытовые условия, условия семейного воспитания, изучается также педагогическая характеристика учащихся. Кроме того, изучаются трудности, которые испытывают учащиеся в процессе обучения тому или иному предмету. Эти трудности, с одной стороны, обуславливаются состоянием нервной системы, особенностями психических процессов и особенностями ученика в целом. С другой стороны, их причинами могут быть отклонения в темпе работы, неумение учиться, пробелы в знаниях, отсутствие познавательной активности и самостоятельности, что зачастую объясняется недостатками предыдущего обучения или дошкольного воспитания, осложненными, естественно, основным дефектом у/о детей.

Индивидуальный подход , направленный на предупреждение и устранение этих трудностей, а также затруднений, вызванных содержанием или характером того или иного учебного предмета, способствует вовлечению всех учащихся в активную фронтальную работу на уроке. Для осуществления индивидуального подхода на уроке необходимо определить уровень знаний учащихся, возможности усвоения ими нового учебного материала. В зависимости от трудностей, которые испытывают учащиеся в процессе обучения, и их причины наблюдаются три уровня знаний: высокий, средний, низкий. Нужно отметить, что такое деление весьма условно.

По данным обследования коррекционных школ, трудности, которые испытывают в процессе обучения сильные ученики, как правило, вызваны пробелами в знаниях. Состояние их нервной системы- уравновешенное, редко- возбудимое.

Трудности средних учащихся, помимо предыдущих причин, обусловлены также непрочным усвоением материала, что в свою очередь связано с неумением действовать целенаправленно, с торопливостью, слабой сосредоточенностью внимания, порождаемой повышенной возбудимостью и неустойчивостью эмоционально-волевой сферы.

Трудности слабых учащихся объясняются поверхностным пониманием материала и неумением применять теоретические знания на практике. Образованию этих трудностей благоприятствуют стойкие нарушения мышления и речи, замедленный темп работы, пониженный психический тонус, вялость, заторможенность.

Трудности, присущие каждой группе, можно считать типичными. Кроме того, у некоторых учеников в каждой группе могут наблюдаться сугубо индивидуальные особенности: недостатки слуха, зрения, речи и т.п.

Таким образом, при выработке системы индивидуальной работы необходимо учитывать, что у/о школьники имеют общий дефект - недоразвитие познавательной деятельности, а также особенности типичные для той или иной группы учащихся, и сугубо индивидуальные особенности. Необходимость выявления типичных особенностей у/о детей обусловлена и тем, что организовать фронтальную работу с учетом особенностей трех групп учащихся легче, чем с учетом индивидуальных особенностей 12-14 учащихся.

Схематически работу учителя на уроке можно представить следующим образом:

1.        Фронтальная работа с классом.

2.        Работа с группами учащихся (сильной, средней, слабой ).

3.        Работа с учащимися, имеющие сугубо индивидуальные особенности.

Все эти виды работы проводятся на уроке синхронно. Возможны различные варианты сочетания фронтальной, групповой, индивидуальной работы на уроке. Система индивидуального подхода к учащимся на уроке базируется на следующих элементах: всестороннее изучение учащихся и объединения их в группы в соответствии с характером и причинами трудностей ; структурная обработка программного материала, состоящая в конкретизации объема и содержания теоретических знаний и практических навыков и в выявлении трудностей для усвоения их учащимися; выбор путей индивидуального подхода при подготовке к уроку; применение намеченных путей индивидуального подхода на всех этапах урока. Выбор путей индивидуального подхода зависит от различных условий, среди которых можно назвать: цель и задачи урока, тему и ее раскрытие в содержание урока, проявление индивидуальных особенностей учащихся на различных этапах урока.

Индивидуальный подход начинается с организации учебного процесса, включая организацию проведения перемен. На уроке встречаются ситуации, которые трудно предвидеть заранее. К ним можно отнести нежелание учащихся сесть на предложенное ему учителем место, присутствие в классе посторонних лиц, отказ от работы из-за отсутствия ручки, тетради и пр. Для устранения подобных ситуаций учитель должен обладать чуткостью, педагогическим тактом, умением быстро ориентироваться в обстановке.

Индивидуальный подход при изложении нового материала направлен на предупреждение трудностей , которые испытывают ученики в процессе обучения. Здесь целесообразны различные сочетания фронтальной , групповой и индивидуальной работы в зависимости от темы урока , объема нового материала, а также характера и причины трудностей , которые испытывают сильные , средние и слабые учащиеся. Назову некоторые приемы , способствующие осуществлению индивидуального подхода к учащимся при объяснении нового материала: 1) постановка вопроса перед классом и вызов для ответа сильных , средних или слабых учащихся ( в зависимости от сложности вопроса); 2) самостоятельное обобщение материала сильными учащимися; 3) повторение средними или слабыми учащимися вывода со слов сильных учащихся; 4) дополнение сильными и средними учащимися ответов слабых учеников; 5) наводящие вопросы слабым учащимся; 6) вариативность заданий по трудности и по объему; 7) использование наглядного материала в работе со слабыми; 8) использование дидактического материала для всех групп учащихся и т.п. Эти приемы способствуют вовлечению всех учащихся во фронтальную работу и успешному усвоению нового учебного материала. Приемы необходимо варьировать , периодически обращаясь с вопросами, содержащими в себе некоторые трудности, к слабым и средним учащимся. Это позволит провести перераспределение учащихся по группам.

При закреплении нового материала также целесообразно сочетать фронтальную, групповую и индивидуальную работу. При этом большое значение имеют вариативность заданий для разных групп учащихся, виды и степень помощи учащихся со стороны учителя, организация взаимопомощи внутри групп и между группами учащихся, различные способы поощрения и др. Для выявления степени усвоения программного материала, необходимо периодически давать всем учащимся одинаковые по содержанию, объему и степени трудности задания, что позволяет учителю переводить учащихся из группы в группу.

При организации выполнения и проверки домашнего задания можно использовать следующие приемы индивидуального подхода: 1) дополнительное разъяснение, фиксирование внимания, пробуждение интереса отдельных учащихся при фронтальном объяснении домашнего задания; 2) различный объем домашнего задания в зависимости от группы ( сильные, средние, слабые ) и от темпа работы учащихся; 3) самостоятельное выполнение домашнего заданий, выполнение их с помощью воспитателя и с помощью сильных учащихся; 4) различные виды проверки домашнего задания ( фронтальный опрос с учетом индивидуальных вариантов заданий, просмотр выполненных заданий, самопроверка, включение элементов домашнего задания в различные виды работы на уроке, проверка домашнего задания с комментированием наиболее трудных разделов и т.п.). Все эти приемы индивидуального подхода можно применять при различных сочетаниях фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Такая система индивидуального подхода может быть использована во всех классах коррекционной школы и на уроках по всем учебным предметам.

Чтобы добиться самостоятельного и активного включения учащихся во фронтальную работу , учитель должен провести с ними определенную подготовительную работу, которая складывается из следующих этапов: 1) овладение вниманием учащихся и воспитание у них интереса к общей работе; 2) эпизодическое и посильное привлечение учащихся к фронтальной работе одновременно с проведением индивидуальной работы с ними; 3) индивидуальные задания, связанные с активным участием во фронтальной работе; 4) вовлечение учащихся во фронтальную работу в ходе работы со всем классом или с группой и соответствующая стимуляция этих учащихся; 5) самостоятельное активное включение учащихся во фронтальную работу.

Правильная реализация принципа индивидуального подхода способствует достижению основной цели коррекционной школы - подготовки учащихся к посильному участию в производительном труде и в общественной жизни, а также решению специальной задачи- коррекция у/о детей.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!