СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Осознание мотивации поведения героев. Сказка «Гуси-лебеди».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения. 

Просмотр содержимого документа
«Осознание мотивации поведения героев. Сказка «Гуси-лебеди».»

Технологическая карта урока литературного чтения. Сказка «Гуси-лебеди»

Учитель:

Клеванская Елена Владимировна, МОАУ «СОШ №88», г. Оренбург

Класс:

2 «Д»

Предмет:

Литературное чтение

Автор:

Л.Ф. Климанова. В.Г.Горецкий УМК «Школа России».

Тема урока:

Осознание мотивации поведения героев. Сказка «Гуси-лебеди».

Тип

Освоение нового материала

Цель:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, особенностях их построения, языке, героях;

  • создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества;

  • обобщить знания обучающихся о сказках, о признаках жанра, о героях;

  • развивать коммуникативные УУД, познавательные УУД;

  • продолжать формировать интерес к чтению, развивать воображение, свою точку зрения;

  • воспитывать уважение к истокам культуры своего народа, умение принимать решения

Задачи:

  • расширить представление о волшебной сказке;

  • учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи;

  • обогащать словарный запас школьников;

  • развивать речевое чутье на основе сравнения сходных выражений, устаревших и современных (развитие речи).

Планируемы результаты:

Предметные:

  • уметь работать с текстом, легко ориентироваться в нём

  • научиться читать, выражая настроение героев

  • характеризовать героев сказки, соотносить качества героев с их поступками

  • уметь составлять план произведения с опорой на иллюстрации.

  • определять отношение автора к главному герою произведения

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию учителя

Личностные УУД:

  • выражать своё отношение к героям прочитанного произведения

  • учиться «эмоционально» проживать текст, выражать свои эмоции

  • осуществляют собственную самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

Метапредметные:

  • учиться самостоятельно определять и формулировать цель деятельности на уроке

  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

  • находить и выделять необходимую информацию из различных источников для решения познавательной задачи

  • планировать деятельность на уроке

  • учиться работать по плану

  • ориентироваться в учебнике

  • учиться слушать и понимать речь других

  • умение вести диалог, аргументировать свою точку зрения, оценку событий

  • делать выводы в результате совместно работы

  • осуществлять рефлексию своей деятельности

Методы и формы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная 

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование:

Учебник, Л.Ф. Климановой,  В.Г.Горецкого «Литературное чтение» 2 класс, часть 1, М., - «Просвещение», 2012.

Презентация к уроку

Компьютер, экран, проектор.



Ход урока:

№п/п

Этапы

Урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Формируемые умения (УУД)

Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность

- Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. А теперь подарите ваши улыбки учителю. Спасибо.


- Сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица

По комнате ходит сказка.

Слушают учителя.

Принимают участие в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку

Регулятивные:

контроль за состоянием рабочего места

Коммуникативные:

умения оформлять свои мысли в устной форме, обмениваться мнениями.

Личностные:

Мотивация на учебную деятельность.

Положительное отношение к процессу познания.

Актуализация знаний.






Речевая разминка

-Научитесь читать правильно без ошибок (меняя темп речи, меняя высоту голоса)

У гусыни усов ищи не ищи — не сыщешь.

- мы с вами изучили следующие виду устного народного творчества:

поСловицы

поговорКи

прибАутки

Загадки

потешКи

считАлки.

- Кто догадался, над каким жанром литературы мы продолжим работу сегодня?




Выполняют задание.










- Сказка

Подготовка к определению темы урока.

Познавательные:

смысловое чтение

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль и оценку учебной деятельности

Постановка проблемы и определение темы урока

– Какие виды сказок, мы с вами знаем? (Бытовые, о животных, волшебные)

– Чем отличаются бытовые сказки от сказок о животных?

- Что значит волшебные сказки?




– Назовите волшебные предметы, которые вы помните?

– В волшебных сказках всегда добро побеждает зло, благодаря какому-нибудь чуду. Волшебные сказки наделены троекратным повторением какого-нибудь эпизода.

Подводит обучающихся к формулированию темы урока.

Дети отвечают (-Сказки о животных, бытовые).




Ответы детей.



В волшебных сказках всё необыкновенно: люди, земля, реки, деревья, птицы, вещи. Всё приобретает чудесные свойства. Топор сам рубит лес, мельница мелит зерно, печка разговаривает.

(Скатерть-самобранка, ковер- самолёт и др)













Формулируют тему урока

Познавательные:

синтез (Восполнение недостающего элемента)

Регулятивные: прогнозирование

самоконтроль,

принимают и сохраняют учебную задачу.


Постановка учебной задачи.

-Вспомните название сказки, над которой мы будем сегодня на уроке работать.

-Будет ли она отличаться от сказок, которые мы читали на предыдущих уроках? Чем?

- Чему мы научимся на уроке?

Дети формулируют задачи урока.


- Волшебная, в ней участвуют люди и животные


Будем учиться анализировать сказку, отвечать на вопросы.

Учатся работать в информационной среде

Познавательные:

Структурируют знания, Формулируют ответы на вопросы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи.

Планирование

деятельности.

-Как построим работу по изучению этой сказки?

План работы: (на доске)

  • Познакомимся со сказкой

  • Узнаем значение слов незнакомцев (словарная работа)

Кликать – громко звать;

Кудель – пучок льна; приготовленный из пряжи;

Веретено – используется для прядения

Устьице – выходное отверстие у печи.

  • Ответим на вопросы по содержанию

  • Составим план для пересказа

  • Подведём итоги

Составляют и проговаривают план урока.

Регулятивные:

планирование

Физкультминутка.

Сейчас давайте немного отдохнем. Встаньте у своих мест. Проверим, насколько вы внимательны.

Я вам называю героев сказки «Гуси - лебеди», если они встречаются в сказке – хлопок, если нет- присесть.

Печка, кошка, ложка, мышка, девочка, яблоня, утка, речка, каша, мальчик, гуси, лиса, волк, Баба-Яга.

Выполняют физкультминутку.





Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу.


Работа по теме урока

Дома вы читали сказку.

– Понравилась сказка?

– Что в сказке было волшебного?

– Назовите героев сказки.

– Что же случилось у сестрицы?

– Был ли у неё план спасения братца?

– Кого она встретила по дороге, когда искала братца?

– Помогли они в поиске? Почему?

– Почему она не стала ничего кушать?

– Где она нашла своего братца?

– Кто ей помог увести оттуда братца? Почему?

– Кто потом помогал им добраться до дома?

– Удалось ли им вернуться домой?

Одновременно проводится словарная работа

Слушают сказку. Попутно отмечая незнакомые слова.


Отвечают на вопросы.






Познавательные:

смысловое чтение. структурирование знаний, анализ, синтез, сравнение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Регулятивные:

контролирование учебных действий, умение осуществлять познавательную рефлексию.

Коммуникативные:

обмен мнениями, умение слушать друг друга, умение задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Умение работать в коллективе, уважать мнение других

Личностные:

осознание своих возможностей в учении.


Закрепление знаний и способов действий


Работа в парах:

- Перед вами план сказки. Но вот беда, он рассыпался, ваша задача его восстановить.

1.Гуси-лебеди унесли братца.

2.Девочка бросилась догонять гусей. И т.д.

3.Встреча с печкой

4.Яблонька.

5.Молочная река, кисельные берега.

6.Встреча с Бабой Ягой.

7.Мышка-помощница.

-Определите основные признаки сказки

Девочка бросилась догонять гусей.

Яблонька.

Встреча с Бабой-Ягой.

Гуси-лебеди унесли братца.

Молочная река, кисельные берега.

Мышка-помощница.

Встреча с печкой




  • Начало.

  • Волшебные предметы.

  • Повтор

  • Добро и зло

Познавательные:

Поиск необходимой информации, установление причинно-следственных связей, умение правильно строить рассуждения.

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция.


Коммуникативные:

Умение строить высказывания

Итог урока.

Рефлексия.

-С какой сказкой познакомились?

-Какой урок вы вынесли из сказки?

-Почему эту сказку можно назвать волшебной?

-Что для вас было самым интересным на уроке?

-Что нового открыли для себя

Дополняют предложения:

-На уроке я работал…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Я научился…

-Теперь я могу…

-Мне захотелось…

-Моё настроение… на уроке?

Я вам предлагаю выполнить тест, на знание сказки :

1.Кого унесли гуси?

1) Степана, 2)Алёшу, 3)Ванечку?


2.С кем первым встретилась девочка по дороге?

1)с печкой, 2)с яблонькой, 3)с речкой?


3.С чем играл ванечка в избушке Бабы-Яги?

1)с орешками

2)с клубком ниток?

3)с наливными яблочками?


4.Кто помог девочке с братцем убежать от Бабы Яги?

1)собачка,2)кошка,3)мышка?


5.Какого киселька предложила попить речка девочке?

1)клубничного 2)молочного,3)простого?

6.Какой пирожок предложила съесть девочке печка?

1)пшеничный. 2)ржаной? 3)слоёный?

-Я довольна вашей работой.

- Спасибо вам за чудесный урок!

Отвечают на вопросы

Познавательные:

ориентирование в системе знаний


Регулятивные:

Рефлексия, оценка


Личностные:

смыслообразование (понимание сущности усвоенного), нравственно-эстетическая ориентация (стремление к приобретению новых знаний)

Домашнее задание

Подготовить пересказ сказки по плану.

В сказке встретилась нам яблонька и сегодня она подарила нам свои яблочки. Вам нужно только выбрать яблочко, которое вам очень нравится.

Кому было интересно на уроке и не возникло трудностей, возьмите яблоньке зеленое яблоко – пересказ сказки по плану.

Кому было интересно на уроке, но были трудности, возьмите желтое яблоко – пересказ понравившегося эпизода.

Кому было не интересно на уроке, возьмите яблоко красное яблоко – нарисовать иллюстрацию к сказке.

Задают уточняющие вопросы.








(Обсуждаем выбор цвета яблока учениками).

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!