Технологическая карта урока литературного чтения. Сказка «Гуси-лебеди» |
Учитель: | Клеванская Елена Владимировна, МОАУ «СОШ №88», г. Оренбург |
Класс: | 2 «Д» |
Предмет: | Литературное чтение |
Автор: | Л.Ф. Климанова. В.Г.Горецкий УМК «Школа России». |
Тема урока: | Осознание мотивации поведения героев. Сказка «Гуси-лебеди». |
Тип | Освоение нового материала |
Цель: | обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, особенностях их построения, языке, героях; создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества; обобщить знания обучающихся о сказках, о признаках жанра, о героях; развивать коммуникативные УУД, познавательные УУД; продолжать формировать интерес к чтению, развивать воображение, свою точку зрения; воспитывать уважение к истокам культуры своего народа, умение принимать решения |
Задачи: | расширить представление о волшебной сказке; учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи; обогащать словарный запас школьников; развивать речевое чутье на основе сравнения сходных выражений, устаревших и современных (развитие речи). |
Планируемы результаты: | Предметные: уметь работать с текстом, легко ориентироваться в нём научиться читать, выражая настроение героев характеризовать героев сказки, соотносить качества героев с их поступками уметь составлять план произведения с опорой на иллюстрации. определять отношение автора к главному герою произведения отвечать на вопросы учителя по содержанию учителя Личностные УУД: выражать своё отношение к героям прочитанного произведения учиться «эмоционально» проживать текст, выражать свои эмоции осуществляют собственную самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности Метапредметные: учиться самостоятельно определять и формулировать цель деятельности на уроке понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить находить и выделять необходимую информацию из различных источников для решения познавательной задачи планировать деятельность на уроке учиться работать по плану ориентироваться в учебнике учиться слушать и понимать речь других умение вести диалог, аргументировать свою точку зрения, оценку событий делать выводы в результате совместно работы осуществлять рефлексию своей деятельности |
Методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная Методы: словесный, наглядный, практический. |
Оборудование: | Учебник, Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого «Литературное чтение» 2 класс, часть 1, М., - «Просвещение», 2012. Презентация к уроку Компьютер, экран, проектор. |
№п/п | Этапы Урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Формируемые умения (УУД) |
| Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность - Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. А теперь подарите ваши улыбки учителю. Спасибо. - Сразу меняются лица, Меняются звуки и краски… Тихонько скрипит половица По комнате ходит сказка. | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Регулятивные: контроль за состоянием рабочего места Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме, обмениваться мнениями. Личностные: Мотивация на учебную деятельность. Положительное отношение к процессу познания. |
| Актуализация знаний. | Речевая разминка -Научитесь читать правильно без ошибок (меняя темп речи, меняя высоту голоса) У гусыни усов ищи не ищи — не сыщешь. - мы с вами изучили следующие виду устного народного творчества: поСловицы поговорКи прибАутки Загадки потешКи считАлки. - Кто догадался, над каким жанром литературы мы продолжим работу сегодня? | Выполняют задание. - Сказка | Подготовка к определению темы урока. Познавательные: смысловое чтение Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль и оценку учебной деятельности |
| Постановка проблемы и определение темы урока | – Какие виды сказок, мы с вами знаем? (Бытовые, о животных, волшебные) – Чем отличаются бытовые сказки от сказок о животных? - Что значит волшебные сказки? – Назовите волшебные предметы, которые вы помните? – В волшебных сказках всегда добро побеждает зло, благодаря какому-нибудь чуду. Волшебные сказки наделены троекратным повторением какого-нибудь эпизода. Подводит обучающихся к формулированию темы урока. | Дети отвечают (-Сказки о животных, бытовые). Ответы детей. В волшебных сказках всё необыкновенно: люди, земля, реки, деревья, птицы, вещи. Всё приобретает чудесные свойства. Топор сам рубит лес, мельница мелит зерно, печка разговаривает. (Скатерть-самобранка, ковер- самолёт и др) Формулируют тему урока | Познавательные: синтез (Восполнение недостающего элемента) Регулятивные: прогнозирование самоконтроль, принимают и сохраняют учебную задачу. |
| Постановка учебной задачи. | -Вспомните название сказки, над которой мы будем сегодня на уроке работать. -Будет ли она отличаться от сказок, которые мы читали на предыдущих уроках? Чем? - Чему мы научимся на уроке? | Дети формулируют задачи урока. - Волшебная, в ней участвуют люди и животные Будем учиться анализировать сказку, отвечать на вопросы. | Учатся работать в информационной среде Познавательные: Структурируют знания, Формулируют ответы на вопросы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи. |
| Планирование деятельности. | -Как построим работу по изучению этой сказки? План работы: (на доске) Кликать – громко звать; Кудель – пучок льна; приготовленный из пряжи; Веретено – используется для прядения Устьице – выходное отверстие у печи. Ответим на вопросы по содержанию Составим план для пересказа Подведём итоги | Составляют и проговаривают план урока. | Регулятивные: планирование |
| Физкультминутка. | Сейчас давайте немного отдохнем. Встаньте у своих мест. Проверим, насколько вы внимательны. Я вам называю героев сказки «Гуси - лебеди», если они встречаются в сказке – хлопок, если нет- присесть. Печка, кошка, ложка, мышка, девочка, яблоня, утка, речка, каша, мальчик, гуси, лиса, волк, Баба-Яга. | Выполняют физкультминутку. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. |
| Работа по теме урока | Дома вы читали сказку. – Понравилась сказка? – Что в сказке было волшебного? – Назовите героев сказки. – Что же случилось у сестрицы? – Был ли у неё план спасения братца? – Кого она встретила по дороге, когда искала братца? – Помогли они в поиске? Почему? – Почему она не стала ничего кушать? – Где она нашла своего братца? – Кто ей помог увести оттуда братца? Почему? – Кто потом помогал им добраться до дома? – Удалось ли им вернуться домой? Одновременно проводится словарная работа | Слушают сказку. Попутно отмечая незнакомые слова. Отвечают на вопросы. | Познавательные: смысловое чтение. структурирование знаний, анализ, синтез, сравнение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания Регулятивные: контролирование учебных действий, умение осуществлять познавательную рефлексию. Коммуникативные: обмен мнениями, умение слушать друг друга, умение задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Умение работать в коллективе, уважать мнение других Личностные: осознание своих возможностей в учении. |
| Закрепление знаний и способов действий | Работа в парах: - Перед вами план сказки. Но вот беда, он рассыпался, ваша задача его восстановить. 1.Гуси-лебеди унесли братца. 2.Девочка бросилась догонять гусей. И т.д. 3.Встреча с печкой 4.Яблонька. 5.Молочная река, кисельные берега. 6.Встреча с Бабой Ягой. 7.Мышка-помощница. -Определите основные признаки сказки | Девочка бросилась догонять гусей. Яблонька. Встреча с Бабой-Ягой. Гуси-лебеди унесли братца. Молочная река, кисельные берега. Мышка-помощница. Встреча с печкой Начало. Волшебные предметы. Повтор Добро и зло | Познавательные: Поиск необходимой информации, установление причинно-следственных связей, умение правильно строить рассуждения. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: Умение строить высказывания |
| Итог урока. Рефлексия. | -С какой сказкой познакомились? -Какой урок вы вынесли из сказки? -Почему эту сказку можно назвать волшебной? -Что для вас было самым интересным на уроке? -Что нового открыли для себя Дополняют предложения: -На уроке я работал… -Было интересно… -Было трудно… -Я научился… -Теперь я могу… -Мне захотелось… -Моё настроение… на уроке? Я вам предлагаю выполнить тест, на знание сказки : 1.Кого унесли гуси? 1) Степана, 2)Алёшу, 3)Ванечку? 2.С кем первым встретилась девочка по дороге? 1)с печкой, 2)с яблонькой, 3)с речкой? 3.С чем играл ванечка в избушке Бабы-Яги? 1)с орешками 2)с клубком ниток? 3)с наливными яблочками? 4.Кто помог девочке с братцем убежать от Бабы Яги? 1)собачка,2)кошка,3)мышка? 5.Какого киселька предложила попить речка девочке? 1)клубничного 2)молочного,3)простого? 6.Какой пирожок предложила съесть девочке печка? 1)пшеничный. 2)ржаной? 3)слоёный? -Я довольна вашей работой. - Спасибо вам за чудесный урок! | Отвечают на вопросы | Познавательные: ориентирование в системе знаний Регулятивные: Рефлексия, оценка Личностные: смыслообразование (понимание сущности усвоенного), нравственно-эстетическая ориентация (стремление к приобретению новых знаний) |
| Домашнее задание | Подготовить пересказ сказки по плану. В сказке встретилась нам яблонька и сегодня она подарила нам свои яблочки. Вам нужно только выбрать яблочко, которое вам очень нравится. Кому было интересно на уроке и не возникло трудностей, возьмите яблоньке зеленое яблоко – пересказ сказки по плану. Кому было интересно на уроке, но были трудности, возьмите желтое яблоко – пересказ понравившегося эпизода. Кому было не интересно на уроке, возьмите яблоко красное яблоко – нарисовать иллюстрацию к сказке. | Задают уточняющие вопросы. (Обсуждаем выбор цвета яблока учениками). | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. |