СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Осознание исторических процессов на основе художественного мышления в романе И. Калашникова «Жестокий век

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Осознание исторических процессов на основе художественного мышления в романе И. Калашникова «Жестокий век»








Осознание исторических процессов на основе художественного мышления в романе И. Калашникова «Жестокий век









Автор: Цыдыпова Татьяна Борисовна

МАОУ «СОШ» №51







г. Улан-Удэ

2023 г.



СОДЕРЖАНИЕ


Введение

Основная часть

1.Роман «Жестокий век» в контексте творчества И.Калашникова

2. «Сокровенное сказание монголов» как сюжетный источник романа

3. Авторская концепция истории и личности в романе

Заключение

Список используемой литературы























Введение


Творчество Исая Калашникова – одно из самых ярких явлений литературы Бурятии. Творческое наследие писателя обширно: это романы «Последнее отступление», «Разрыв-трава», «Жестокий век», «Не поле перейти», многочисленные повести и рассказы. Его произведения интересны читателю показом и исследованием различных времен и эпох, а также глубоким анализом человеческой души.

Для анализа нами выбран роман И. Калашникова «Жестокий век» - самое значительное произведение писателя. Он выдержан в традициях русской реалистической прозы. В романе воссоздана картина жизни монголов в конце XII - начале XIII веков. В центре романа образ легендарного завоевателя Тэмуджина - Чингисхана.

Актуальность работы состоит в том, что исследование специфики романа – важная составляющая современного литературоведения.

Предмет исследования –особенности жанра романа в творчестве Исая Калашникова на примере романа «Жестокий век».

Объект исследования – роман И. Калашникова «Жестокий век».

Цель исследования – выявить особенности художественного осмысления истории в романе И.Калашникова «Жестокий век».

Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:

  1. Проследить историю создания романа и развитие авторского замысла

  2. Определить сюжетные источники романа

  3. Выявить авторскую концепцию истории и личности в романе

Проблема











1. Роман «Жестокий век» в контексте творчества И.Калашникова


Литература Бурятии, как и русская литература, в 60-80-е годы XX века «в своих произведениях, как правило, решала не производственные, хотя бы и важные проблемы жизни того или иного трудового коллектива, а важнейшие, всенародного значения проблемы: благоденствие народа, охрана природы, становление новой нравственности в процессе развития и углубления научно-технического прогресса».

Творчество Исая Калашникова – одно из самых ярких явлений литературы Бурятии. Его произведения интересны читателю показом и следованием различных времен и эпох, а также глубоким анализом человеческой души.

«Человек для того и появляется на земле, чтобы добрыми делами память о себе оставить». К такому выводу после нравственных потерь и обретений приходит Игнат Родионов, один из главных героев романа Исая Калашникова «Разрыв-трава». То же мы услышим из уст летописца Симеона, персонажа романа Калашникова «Жестокий век»: «Человек на землю приходит и уходит, а дело его - злое или доброе – остается, и от того, какое дело оставлено, живущим радость либо тягота и горе».

В этих словах – гуманистический пафос творчества писателя. Мысль о личной ответственности каждого не только перед современниками, но и перед последующими поколениями пронизывает его произведения. Для чего человек живет? Поиск ответа, нравственные проблемы – в центре внимания Исая Калашникова. Чувство причастности ко всему, что творится на планете, остро ощутимо во всех его произведениях.

Исай Каллистратович Калашников родился в семейском селе Шаралдай Мухоршибирского района. Детство будущего писателя было омрачено арестом отца, поэтому в его воспитании и формировании решающее влияние оказали женщины: мать и бабушка. «Женщина с лицом неистовой боярыни Морозовой. Она безмерно страдала, - писал впоследствии Калашников, - когда я стал учиться в школе. Она считала, что я хожу не учиться, а торю дорогу в ад. Молилась сама и заставляла молиться меня». Эти воспоминания писателя показывают нам образ сильной, уверенной в своих силах и вере семейской женщины, не случайно у Калашникова возникает аналогия с боярыней Морозовой, вошедшей в большую историю силой своего характера и неподкупностью убеждений. Также из этого высказывания писателя можно увидеть, как трудно происходила ломика традиционного патриархального мира в бурных событиях XX столетия. Многие годы спустя Калашников с благодарностью вспоминает о Шаралдае, о стихии народной речи, о песнях, о трудолюбии семейского крестьянства, оказавших немалое воздействие на все творчество писателя.

Личность И.Калашникова не могла не сказаться на описываемых им событиях и людях. Удивительно лучезарный человек, он, повествуя о нелегкой жизни героев, наполнял ее светом добра, человечности, сочувствия. О душевном богатстве Исая Калистратовича свидетельствует весь его облик: темные лучистые глаза, веером расходящиеся вокруг них морщинки, подчеркивающие его готовность к улыбке, удивительная доброжелательность к окружающим.

Ответственность человека за содеянное перед настоящим и будущим – эта мысль получит глубокое воплощение в основном труде писателя – романе «Жестокий век».

История всегда влекла И.Калашникова. Отображая в своих романах узловые моменты в жизни народа, писатель и историческую тему обогащает постановкой общечеловеческой проблемы – проблемы ответственности человека не только перед современниками, но и перед потомками.


2. «Сокровенное сказание монголов» как сюжетный

источник романа

Рукопись романа «Жестокий век» была завершена в 1971 г., сам роман был опубликован в середине 70-х гг. в журнале "Байкал": в 1974 г. во 2-м номере - первая книга, в 1975 г. –вторая книга. В 1978 г. печатается в издательстве "Советский писатель", первое же местное издание романа отдельной книгой произошло только в 1983 г., т.е. через 3 года после смерти автора и через 8 лет после выхода романа в свет. Эта длительная непубликация оказала определенное воздействие на творческие планы Калашникова.

На бурятский язык роман перевел Г.Г.Чимитов.

В дневниковой записи И. Калашникова отмечено его состояние перед началом работы над романом: "Я стою у подножия высочайшей труднодоступной горы и смотрю на ее вершину, куда должен подняться". Писатель понимал ответственность стоящей перед ним задачи. В письме к писателю К. Горбунову 16 июня 1971 года он пишет: «А пока у меня в плане поездка в Монголию. Дело в том, что работаю сейчас над романом о Чингисхане.

Вас, возможно, удивит, что меня шарахнуло в такую глубокую историю. Мне представляется, что мы должны знать, как можно лучше, глубже Восток, его прошлое и настоящее. Кроме того, сама фигура Чингисхана чрезвычайно интересная, а история его жизни – поучительная…

Тема трудная, сложная, чрезвычайно обширная, у меня нет уверенности, что вещь получится. Но, памятуя о том, что лучше подняться один раз в гору, чем десять раз на холмик, я выбрал гору, стою перед нею, задрав голову, от страха сосет под ложечкой, но оттого, что страшно, еще сильнее хочется взобраться на эту кручу».

Советское литературоведение, отмечая интенсивное обогащение, обновление исторического романа за последние годы, подчеркивает, в частности, что «историческая романистика, взятая в целом, обогащается новыми качественными особенностями, связанными и с углублением ее философской концептуальности, и с усилением идеологической наступательности».

Фигура Тэмуджина – Чингисхана по сей день окружена в определенных кругах ореолом величия. Особая полоса интереса к «завоевателю народов» началась с 60-х голов, когда исполнилось 800 лет со дня его рождения.

Благодаря главному редактору журнала «Байкал» А.А. Бальбурову читатели узнали роман И. Калашникова «Жестокий век». Именно А. Бальбуров первый оценил это произведение, которое обещало стать одной из лучших книг советской многонациональной литературы 70-х гг. Но было одно "но" - сама тема и главный герой - Чингисхан, покоритель Руси. Это была довольно щекотливая и сложная проблема.

Сам писатель так трактовал идею «Жестокого века»: «Находились и находятся люди, стремящиеся доказать, что грабительские войны Чингисхана были благом для народов, что они освободили их от застоя, вывели на путь внутреннего обновления. Несущий гибель – гибнет и сам – такова одна из основных мыслей романа».

Монгольский летописный памятник XIII "Сокровенное сказание монголов" был использован И. Калашниковым как документальная основа романа. Это является фактом большого исследовательского труда, глубокого художнического постижения исторической действительности средневековья в соотношении с проблемами современности, постижения законов внутренних связей временного триединства.

Обращение к летописному памятнику, кропотливое изучение всей доступной в те годы научной литературы об исследуемом периоде обусловило и простоту решения главной и сложной проблемы – проблемы личности Чингисхана.

Эта простота была заключена в содержании древнемонгольского истрико0литературного произведения, но чтоб она предстала перед широким кругом читателей, потребовался фактор личности автора, писательской индивидуальности Исая Калашникова. «Человек, вошедший в историю под зловещим именем Чингисхана, прежде всего был младенцем, подростком, честолюбивым юношей, молодым батыром, рожденным Оэлун, нареченным обыкновенным именем Тэмуджин», пишет А. Борщаговский, констатируя эту простоту и естественность в рассмотрении вопроса о любой личности, а об исторической – особенно.

Этим качеством и отличается роман «Жестокий век» - изображение условий формирования личности человека. Оно представляет главную идейно-эстетическую ценность в романе. Оно вызвано проблемами современности и, преломляясь в действительные факты жизни края, детства и юности героя, в свою очередь, обратно проецируется из исторического прошлого в нашу современность, уже обогащенное, конкретным историзмом, точностью социальных ориентиров, философской глубиной художественного обобщения в раскрытии проблем романа «Жестокий век».

«Сокровенное сказание» - древнейший литературный памятник монголов. Весь текст сказания повествует нам о укладе жизни монголов. Картинно описывается жизнь простых степняков, проявляющих жестокость, когда дело касается решения спорных вопросов. Мало дается сведений о военных походах на запад, также скупы сведения о тангутах. Однако, автор подробно описывает нравы, обычаи монголов, положение женщин, о ведении скота, союзы и измены между родами, добыче, порабощении чужих племен. Все это повествуется убедительно. Повествование об обычной жизни монголов переплетается с фантастическими элементами, что указывает на эпический характер произведения. В начале описываются события в степи с конечным подчинением всех кочующих там племен, далее войны с другими народами.

Концепция образа главного героя Тэмуджина – Чингисхана, равно как и всего произведения, уходит своими корнями в концепцию летописного памятника. Герой И. Калашникова - это незаурядная, наделенная природой потенциальными качествами предводителя, сформированная своим конкретным историческим временем личность. Вся противоречивость натуры и деяний Чингисхана, отраженная в летописных источниках средневековья, достаточно полно исследованная в научных трудах западных, русских и советских историков, нашла свое осмысление и художественное отражение в произведении И. Калашникова.

Историзм И. Калашникова выражен прежде всего в точном соответствии созданного им образа Чингисхана образу того исторического лица, которое в эпосе монгольских народов занимает место предводителя-единодержавца.

Принцип историзма – главное условие в художественном воспроизведении событий прошлого в романе «Жестокий век». Однако произведение И. Калашникова недопустимо рассматривать как беллетризацию, копирование «Сокровенного сказания». Это две совершенно разные художественные системы – разные по времени создания, по жанру, идейно-эстетическим задачам и историческому опыту авторов.

Сама концепция романа – отрицание культа силы и вражды в абсолюте, отказ от основного догмата литературы социалистического реализма – от поэтизации борьбы, от культивирования «праведного гнева», «науки ненависти», изначально предполагающих жестокость, насилие, от конфронтации с несоциалистическим миром и ориентирование на общечеловеческие ценности – совершенно независима от летописного источника, в силу жанровых условий призванного в основном фиксировать, констатировать конкретные события, факты. И все комментарии средневекового автора. Поэтические вставки и обрамления, моральные оценки, выводы в «Сокровенном сказании» отражают мировоззрение монголов в средние века, в конкретный исторический период.

Отбор материала летописи велся писателем сообразно концепции его произведения, в строгом подчинении задаче раскрытия этой концепции. Основным принципом, которым руководствовался И. Калашников в отборе фактов, был поиск «земных корней» для создания образа главного героя в традициях русской реалистической прозы.

  1. Авторская концепция истории и личности в романе


Появление романа «Жестокий век» в журнале «Байкал», затем в 1978 г. в издательстве «Советский писатель» вызвало много рецензий во всесоюзном масштабе. По объяснимым причинам для всех авторов на первом плане стояли вопросы о писательской смелости и об интересном решении им художественных задач.

Одним из основных средств для раскрытия своей концепции И. Калашников избирает сюжетные линии, характер конфликтов, зарождение их, развитие и завершение в романе. И при их сопоставлении проступает нечто «непривычное, алогичное, не укладывающееся в привычные тогда преставления о литературе социалистического реализма». Изображение в романе «Жестокий век» многих походов в пределах самой Монголии основано на одном художественном приеме. То превалирующее положительное значение действий Чингисхана с объединительной целью, которое давно отстоялось в оценке русской и европейской исторической науки, присутствует в полной мере и в художественном воспроизведении их на страницах романа.

Но вместе с тем в изображении этих походов выражена и вся их неоднозначность, показаны две стороны одной модели: в целом прогрессивное для того исторического этапа действий – неизбежность гибели людей, жестокость, сопряженная с благими намерениями. Цель оправдывает средства? Писатель акцентирует внимание на второй части вопроса.

Это неоднозначность, противоречивость во внутренней логике сюжетных линий конфликтов, выстраивающихся в конечном счете в законченную, последовательную эстетическую мысль, в концепцию всего романа – отрицания насилия в абсолюте, - проявления в изображении уже первого похода Тэмуджина, похода на меркитов.

Отрицание вражды в абсолюте, культа силы, утверждение мысли о самоценности и уникальности Человека – таков идейно-художественный итог изображения одного эпизода, и он накладывается на все остальные подобные сцены романа и в целом на весь роман.

Роман И. Калашникова «Жестокий век» - произведение, остающееся в центре внимания исследователей не только потому, что в нем предстает художественное осмысление определенной исторической эпохи, но и потому, что непреходящий и стойкий интерес вызывает личность главного героя романа – Чингисхана. Процесс познания феномена этой личности продолжается до сих пор, и в этом изучении остается множество вопросов.

Роман И. Калашникова – одна из попыток художественного осмысления и интерпретации сложного исторического периода человеческой истории и ее великого представителя.

Писатель, задающийся целью написать историческое произведение, в той или иной мере всегда тенденциозен. Степень же тенденциозности определяется авторской концепцией истории, идеологией времени написания. Поэтика романа «Жестокий век» в целом и его образов в частности, во многом определяется заданной авторской идеей и его позицией исторического материализма. С полемическим настроем И.К. Калашников отстаивал свою трактовку образа: «Находились и находятся люди, стремящиеся доказать, что грабительские войны Чингисхана были благом для народов, что они освободили их от застоя, вынесли на путь внутреннего обновления. Несущий гибель – гибнет и сам- такова одна из основных мыслей романа». Идейное сверхзадание в трактовке личности, как мы видим, было четко сформулировано. Тем не менее, очевидно противоречие между прямолинейностью этой задачи и авторским интересом к становлению и развитию личности Тэмуджина, между замыслом и воплощением. Сложность и противоречивость личности Тэмуджина, ощущение неоднозначности ее оценки предстает не только в книге «Гонимые», но и в книге «Гонители», где по замыслу автора, должно быть развенчание героя. Исследователь Б.Б. Сибиданов, анализируя проблему власти в романе, отмечает, что, наряду с другими видами власти, предстает в романе власть «… «личностная» Тэмуджина, которую с полным правом можно было бы назвать как «тиранической», так и «демократической»…». Очевидное противоречие и совмещение взаимоисключающих понятий в одном объяснимо самим текстом романа, где, с одной стороны, право повелителя казнить и миловать безраздельно, но, с другой стороны, каждый отличившийся воин может быть возвышен благодаря своим личным качествам. Понятно. Что объяснить всю силу, мощь и «обаяние» власти Чингисхана одной жестокостью тирана было бы недостаточно; автор «Жестокого века», какова бы ни была его оценка, воспроизводит ситуацию, где показана его мудрость и справедливость как правителя. Например, таков эпизод наказания предателя Джамухи.

Как особенность стиля повествования в «Жестоком веке» надо отметить своеобразную беспристрастность и отстраненность повествователя от текущего хода событий.

Заслуга Исая Калашникова как писателя, взявшего на себя огромный труд художественного осмысления сложной эпохи в развитии человеческой цивилизации, личности огромного эпохального масштаба, велика и достойна уважения. Его опыт еще раз показывает, что всякое истинное произведение начинает жить по законам своей художественной логики, и никакие идеологические догмы не в состоянии заслонить особую реальность художественного мира произведения. В словах Калашникова: «Я родился, чтобы написать «Жестокий век» отражается не только позиция советского писателя гуманиста, осудившего жестокость в веках, но и содержится более широкий философский контекст и культурологический смысл.


Заключение

Роман «Жестокий век» -воскрешает эпоху царствования Чингисхана, сложный процесс объединения враждовавших между собой племен в империю кочевников, империю, принесшую народам муки и страдания, в борьбе с которой через столетия окрепнет историческое самосознание русского народа.

Судьбы многих племен и народов пройдут перед читателем, события обоймут огромную территорию от степных просторов Монголии до стен Киева, от предгорий Тибета до южной Сибири, воскрешат мрачную эпоху завоевательских походов Чингисхана.

В центре романа - исторический деятель, правитель, в руках которого судьбы многих племен и народов. Мысль об ответственности человека (тем более исторической личности) перед настоящим и будущим получает в «Жестоком веке» глубокое воплощение.

Показать историческую обреченность идей мирового господства стало задачей художника. Историческая тема обрела современное звучание.

К этой теме еще не раз обратятся исследователи бурятской литературы, думается, что, возможны самые различные интерпретации и толкования, раскрывающие своеобразие исторического романа И.К. Калашникова «Жестокий век».






Список используемой литературы


  1. Балакаев А. Переписка с Исаем Калашниковым // ПБ. 1996. 30 июля. С. 3.

  2. Бахтин М.М. Очерки по исторической поэтике/ М.М.Бахтин. - М.: Худож. лит., 1975. — С.234-407.

  3. Бахтин М.М. Эпос и роман (О методологии исследования романа)

  4. Белокурова, С.П. Словарь литературоведческих терминов/ С.П.Белокурова. - М., 2005.

  5. Белоусов А.А. «В семье единой» // «Пути и судьбы Родионовых».

  6. Благой Д. Исторический роман // Литературная энциклопедия: словарь литературных терминов: в 2 т. Т. 1. М.; Л.: Изд-во Л.Д. Френкель, 1925. БСЭ: в 30 Т./ изд.3-е. - М.: Советская энциклопедия, 1969 - 1978гг.

  7. Борщаговский А. Эпический дар: (О романе И. Калашникова "Жестокий век") // Уверенной поступью. Улан-Удэ, 1980. С. 117-127

  8. Исай Калашников: (Биографическая справка) // Писатели Бур. Улан-Удэ, 1981. С. 101-103, портр.

  9. Исай Калашников: Сборник воспоминаний. Мухоршибирь, 1996.

  10. И. Калашников // Писатели Восточной Сибири. Иркутск, 1983. С. 82-83.

  11. История бурятской литературы, т. 3, с. 75

  12. Климович Л. Правда и вымысел о Чингисхане и его времени // Климович Л. Историзм, идейность, мастерство: Исследования, этюды. М., 1985. С. 9-39.

  13. Ломунова М.Н. Исай Калашников. М.: Сов. Россия, 1983; Улан-Удэ, 1986, с. 54

  14. Окладников А., Ларичев В. О романе И. Калашникова «Жестокий век». – Байкал, 1974, №2

  15. Оскоцкий В. Роман и история. М., Худож.лит.1980, с.178

  16. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М., 1972. С. 202.

  17. Суслова Н.В., Новейший литературоведческий словарь – справочник для ученика и учителя/Н.В.Суслова. - Мн., 2002.

  18. Тамарченко Н.Д. «Система персонажей» // литературоведческие термины: материалы к словарю. Коломна, 1997, с. 36.

  19. Фокс Р. Роман и народ. М., 1960. С. 82.

  20. Эсалнек А.Я. Своеобразие романа как жанра. М.: МГУ, 1978.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!