СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение и воспитание в школах для слепых и слабовидящих детей направлено на восстановление, компенсацию и коррекцию нарушенных и недоразвитых функций. Тифлопедагогика основывается на учении о разностороннем развитии личности, имеющей особые потребности.

Просмотр содержимого документа
«Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения.»

Особые образовательные потребности, обусловленные 
нарушениями зрения.
Для слепых и слабовидящих функционируют специальные школы, которые являются составной частью государственной системы специального образования. 
Обучение и воспитание в школах для слепых и слабовидящих детей направлено на восстановление, компенсацию и коррекцию нарушенных и недоразвитых функций. Тифлопедагогика основывается на учении о разностороннем развитии личности, имеющей особые потребности. 
Для реализации возможностей каждого ребенка с ОВЗ, необходим учет особенностей обучения и (ре)абилитации каждой категории детей с отклоняющимся развитием. Основой этого учета должны быть знания образовательных потребностей каждой категории детей с ОВЗ [5, 6].
Выделение и описание «особых образовательных потребностей детей с нарушением зрения» необходимо для определения спектра образовательных и (ре)абилитационных средств и условий, в которых нуждаются дети именно названной категории для реализации права на образование и права на интеграцию в образовательном пространстве как специального, так и массового учреждения.
Одним из условий качественного образования ребенка с нарушением зрения, его обучения, воспитания, развития и (ре)абилитации является понимание специалистами и родителями особенностей зрительных возможностей каждого ребенка и их учет во всех видах психолого-педагогической деятельности.
Многие родители и, к сожалению, педагоги, либо недооценивают, либо переоценивают зрительные возможности детей с нарушением зрения: первые «берегут» зрение и не позволяют им активно пользоваться, а вторые — нещадно «эксплуатируют» дефектное зрение ребенка в процессе обучения, нанося тем самым значительный вред зрению вплоть до его утраты.
Согласно усовершенствованной классификации детей с нарушением зрения [3], они разделены на следующие подкатегории:
I. Слепые дети. Эту подкатегорию составляют дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. В подкатегорию «слепые» входят также дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т. е. 100%), у которых границы поля зрения сужены в лучше видящем глазу до 15 градусов от точки фиксации во всех направлениях. Такие дети являются практически слепыми. 
II. Слабовидящие дети. К этой подкатегории относятся дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.
III. Дети с пониженным зрением. Острота зрения в этой подкатегории варьируется от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.
Нормально видящими считаются дети с остротой зрения 0,9 (90%) и выше. 
Вначале остановимся на особых образовательных потребностях, вызванных первичными отклонениями, обусловленными повреждениями зрительного анализатора.
При слепоте глубокое снижение остроты зрения делает невозможным или очень ограниченным и специфичным зрительное восприятие. Помимо остроты зрения у таких детей резко выражена степень нарушения и других зрительных функций (поля зрения, световой чувствительности, цветоразличения, характера зрения, фиксации взора и т. д.). Тем не менее большинство детей подкатегории «слепые» имеют те или иные формы остаточного зрения: светоощущение, светоощущение с цветоощущением, ощущение движения руки перед лицом, остаточное предметное (или форменное) зрение [3].
В процессе обучения все слепые дети нуждаются в использовании специальной системы для письма и чтения, представленной рельефно-точечным шрифтом Брайля. Это предполагает необходимость использования специальных приспособлений для письма, учебников, напечатанных рельефно - точечным шрифтом Брайля. 
Кроме того, эти дети также нуждаются в специальных приборах для рельефного рисования и черчения, в рельефно-графических пособиях (например, в картах- географических и исторических, доступных осязательному восприятию) и т. д.
Кроме того, для обучения слепых детей необходимы наглядные пособия, рассчитанные, как минимум, на бисенсорное восприятие (осязание и остаточное зрение); тифлотехнические и оптические средства для обучения и реабилитации; специальные методики обучения, рассчитанные на использование сохранных анализаторов и глубоко нарушенного зрения.
Одно из прямых последствий слепоты — сложность получения информации. 
У слабовидящих детей в познавательной и учебной деятельности зрение остается ведущим анализатором [4], поэтому для письма и чтения используется плоский шрифт. По степени нарушения зрения подкатегория «слабовидящие дети» тоже разнообразна. По остроте зрения в реальном образовательном процессе ее целесообразно делить на 3 группы.
Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,09 (первая группа), имеют сложные нарушения зрительных функций, что затрудняет зрительное восприятие окружающего мира, в том числе и учебного материала. Они нуждаются в соблюдении особого режима освещенности перцептивного поля, регламентированной зрительной нагрузки, а также в целом ряде приспособлений и методик обучения, способствующих рациональному использованию неполноценного зрения, т. е. они нуждаются в соблюдении офтальмо-гигиенических и эргономических условий с учетом особенностей их зрительного восприятия.
Социализация, воспитание, развитие и обучение этих детей, а также слепых детей с остаточным форменным зрением, осуществляется значительно успешнее при использовании системы специальных технических и оптических средств (увеличивающих устройств, биноклей, моноклей и т. п.). Зрение этой группы слабовидящих детей и слепых детей с остаточным предметным зрением (0,01–0,04) недостаточно устойчиво. При неблагоприятных условиях оно ухудшается. Эти дети требуют повышенного внимания. Слабовидящие дети второй группы по состоянию своего зрения, как и дети первой группы, относятся к инвалидам, хотя острота зрения у них выше (0,1–0,2). У таких детей наблюдается быстрая зрительная утомляемость, сопровождающееся головокружением, головными болями и тошнотой; нарушением и световой, и темновой адаптации. Слабовидящие дети третьей группы (острота зрения 0,3–0,4) достаточно свободно читают и пишут, используя плоский шрифт. Вместе с тем, успешность их обучения, воспитания и развития во многом зависит также от соблюдения офтальмо-гигиенических и эргономических требований (в частности, к конструкции и расстановке парт), применения оптических, а также специальных технических средств и методик обучения.
Слабовидящие дети первой и второй групп, в основном, могут пользоваться зрением только на близком расстоянии от воспринимаемого объекта. При этом их зрительное восприятие характеризуется недостаточной дифференцированностью, фрагментарностью и замедленностью. Более того, большинство из них могут читать только укрупненный шрифт и понимать иллюстрации, выполненные с учетом зрительного восприятия слабовидящих детей [4]. 
Следовательно, учебники, напечатанные с учетом зрительного восприятия слабовидящих, также нужно отнести к средствам, удовлетворяющим их особые образовательные потребности.
Большую часть детей с пониженным зрением составляют дети с амблиопией и косоглазием, страдающие миопией (близорукостью), астигматизмом, гиперметропией (дальнозоркостью). 
У детей с амблиопией и косоглазием в дошкольном возрасте зрение поддается восстановлению за счет специально организованного лечения. При этом медицинская помощь должна сочетаться с специфической помощью тифлопедагогов, которые в процессе коррекционных занятий не только развивают детей, но и педагогическими технологиями готовят их к аппаратному лечению. Следовательно, своевременная, специально организованная офтальмологическая помощь в сочетании с тифлопедагогической помощью детям с косоглазием и амблиопией также относится к условиям и средствам удовлетворения особых образовательных потребностей детей с пониженным зрением. 
От знания педагогами возможностей зрительного анализатора при том или ином заболевании и знания особенностей его течения во многом зависит успешность обучения. Соответствующие знания определяют не только методику, но и стратегию психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушением зрения и его семьи. 
Отсюда дети с нарушением зрения нуждаются в том, чтобы люди, работающие с ними, знали основы патологии органа зрения и умели учитывать особенности зрения конкретного ребенка во всех видах учебно-воспитательного процесса.
Кроме отклонений, вызванных непосредственно нарушением зрения, у детей рассматриваемой категории имеется целый ряд вторичных отклонений в психофизическом и личностном развитии, обусловленных социальными факторами [1, 4]. Их предупреждение и преодоление также возможны только при учете в процессе обучения и воспитания их специальных образовательных потребностей. 
Для формирования у них правдивой картины мира необходимо специальными методиками пробуждать любопытство и интерес к изучению окружающего пространства с опорой на сохранные анализаторы и дефектное зрение (если оно имеется). Из сказанного вытекает такая особая образовательная потребность, как целенаправленное развитие у детей с нарушением зрения сенсорной сферы.
Зрительная недостаточность, обедняя чувственный опыт, в свою очередь, приводит к вербализму (нарушению соотношения чувственного и понятийного в образе в сторону преобладания последнего или полное отсутствие чувственных элементов в словесном описании объекта). Поэтому хорошая речь детей с нарушением зрения еще не является показателем действительно хорошего развития, соответствующего возрастной норме. Поэтому дети с нарушением зрения нуждаются в том, чтобы все работающие с ними специалисты вносили свою лепту в преодоление вербализма. 
Ввиду того, что незрячие дети не воспринимают или неясно видят артикуляцию окружающих людей, им гораздо чаще, чем нормально видящим детям, оказывается необходимая логопедическая помощь.
Невозможность или большие трудности в овладении предметно-практическими действиями по подражанию («увидел — повторил») приводят к разрыву между тем, о чем ребенок с глубоким нарушением зрения может рассказать, и тем, что он практически может делать. Недостаток практического опыта и трудности овладения предметно-практическими действиями, в свою очередь, вызывают отставание в развитии моторики пальцев рук, координации их движений, что, в свою очередь, отрицательно сказывается как на качестве усвоения программного материала, так и на формировании навыков социально-адаптивного поведения. 
Социально-бытовая ориентировка включает в себя, в первую очередь, формирование культурно-гигиенических навыков и навыков социального поведения в семье, в детском коллективе, на транспорте, в гостях и т. п., которые у ребенка с нарушением зрения должны быть сформированы в том же возрасте, в каком они формируются у любого нормально видящего ребенка.
Таким образом, специальное обучение детей с глубоким нарушением зрения технологиям выполнения предметно-практических действий, в том числе и социально-бытового назначения, также относится к условиям удовлетворения особых образовательных потребностей рассматриваемой категории детей с ОВЗ.
По подражанию окружающим людям у нормально видящих детей формируются такие средства коммуникации как мимика и пантомимика. Дети с глубоким нарушением зрения не видят мимику и жесты окружающих людей. Поэтому лица у детей с глубоким нарушением зрения без специального обучения имеют либо маловыразительную мимику, либо вообще оказываются амимичными, либо имеют мимику, неадекватную переживаемым эмоциям [3]. Отмечаются и другие специфические нарушения коммуникативной деятельности: монологичность речи, психологические проблемы общения и т. д. [8].
Поэтому психолого-педагогическое сопровождение семей детей с глубоким нарушением зрения с момента выявления инвалидности также можно отнести к категории особых образовательных потребностей. А также очевидна образовательная потребность детей с нарушением зрения в специальном формировании коммуникативной компетенции и как важной ее составляющей — мимики и пантомимики.
Нарушение зрения, естественно вызывает трудности в формировании пространственных представлений и в самостоятельной ориентировке, что приводит к снижению мобильности. В результате теряется природный интерес к передвижению, снижается двигательная активность, они начинают отставать от своих сверстников по всем показателям физического развития, у них не закладывается база для самостоятельного, безопасного, эффективного и целесообразного передвижения в разных средах в будущей взрослой жизни.
Без адекватных пространственных представлений, без самостоятельного передвижения человека в пространстве он постоянно находится в зависимости от окружающих. 
Самостоятельно качественно овладеть навыками ориентировки в большом пространстве человек с глубоким нарушением зрения практически не может. Именно поэтому овладение детьми с глубоким нарушением зрения техниками ориентировки в пространстве (замкнутом, открытом, большом и д.т.) относится к их особым образовательным потребностям.
Преодоление этих вторичных отклонений возможно только при грамотно организованных общеразвивающих и коррекционных занятиях на основе индивидуально-дифференцированного подхода с учетом отсутствия зрения или специфических возможностей всех видов неполноценного зрения.
Каждая подкатегория детей с нарушением зрения, с одной стороны, характеризуется своеобразием зрительного восприятия и степенью последствий его нарушения, а, с другой стороны, вторичные отклонения в развитии детей каждой подкатегории носят общий характер и отличаются, в основном, только количественными и качественными показателями, а также временем, затрачиваемым на их предупреждение и коррекцию.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!