СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особое место образа Чичикова. Чичиков – новый герой эпохи.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особое место образа Чичикова. Чичиков – новый герой эпохи.»


Класс 9

Тема:

Особое место образа Чичикова. Чичиков – новый герой эпохи.

Ход урока

Этот характер самый трудный.

Н.Г.Чернышевский


1. Орг. момент

2. Мотивация. 1)Кроссворд.

- Догадайтесь: о ком идет речь?

Даже колодец у него был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли. (Собакевич).

6. Как звали детей Манилова? (Алкид, Фемистоклюс).

… вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки… (Коробочка).

…говорил он о том, как бы хорошо было от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост…(Манилов).

Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сильным для женщины. (Плюшкин)

Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. (Ноздрев).



с

о

б

а

к

е

в

и

Ч












а

л

к

И

д








к

о

р

о

б

о

Ч

к

а










м

а

н

И

л

о

в








п

л

ю

ш

К

и

н







ф

е

м

и

с

т

О

к

л

ю

с





н

о

з

д

р

е

В








- Сегодня в конце нашего урока мы вынесем такое решение по отношению к главному герою произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души» господину Чичикову.

2) Составление кластера «Чичиков-новый герой эпохи» - начало работы (ассоциации)


Прием «Ассоциации»

Чичиков


- В книгах, как и в жизни, мы встречаемся с «хорошими» и «плохими» людьми. Прочитав художественное произведение, посмотрев фильм, мы примерно так же оцениваем героев, деля их, как правило, на два разряда – положительные и отрицательные.


3. Предварительная работа в группах.

Разделите, пожалуйста, ваши листы для индивидуальной работы на 2 части и запишите, какими качествами, по вашему мнению, должен обладать положительный герой, а какими отрицательный (время работы – 3 минуты).


* Возможные варианты ответов:


Положительный герой

Отрицательный герой


Добрый, сильный, честный, благородный, отзывчивый, мудрый, решительный, великодушный, неподкупный, справедливый, смелый, романтичный, милосердный, красивый, жизнерадостный, с чувством юмора, вежливый, аккуратный, заботливый, волевой, целеустремлённый, скромный, самоотверженный, уравновешенный, умеющий любить, способный сострадать, бескорыстный, мыслящий, ответственный, с чувством долга, порядочный, чистый душой.


Эгоистичный, завистливый, заносчивый, узко мыслящий, коварный, жадный, самолюбивый, бесчестный, трусливый, хитрый, подлый, наглый, злой, малодушный, корыстный, грубый, жестокий, вредящий обществу, язвительный, бескультурный, пустой, не уважающий других, продажный, неискренний, способный к предательству, низкий, лживый, чересчур гордый.


- Давайте послушаем, что же у нас получилось?

- Спасибо! Ваши размышления и выводы очень интересны. Они помогут вам ответить на вопрос, поставленный в теме нашего урока, какого?:


- Как вы думаете, почему я дала вам такое необычное задание? Как оно связано с сегодняшним героем?

4. Обсуждение в парах вопроса:

- С каким из высказываний о Чичикове вы бы согласились и почему?

В.Кожинов «Чичиков по-настоящему сильная личность…»

П.Вайль «Заурядность, серость Чичикова.. ограниченность – главная его черта. Маленький человек с маленькими страстями»

А.И.Герцен «Один деятельный человек – Чичиков, и тот ограниченный плут»

В.Г. Маранцман «Чичиков, отличаясь от помещиков, тоже мёртвая душа. Ему недоступна «блистающая радость жизни»

2. Целеполагание. Как видите, все имеют разные точки зрения. Чего вы ожидаете от урока?

Знать:

- биографию Чичикова, историю его похождений;

понимать:

- каковы причины поступков героя;

- что оказало влияние на формирование личности Чичикова;

Оценивать характеристику, поступки героя, анализировать текст поэмы «Мертвые души» (11 глава); делают выводы, доказывают свою точку зрения.


Выберите название урока:

Чичиков – положительный или отрицательный герой?

Чичиков – беда или надежда России?

Чичиков – живая или мёртвая душа?

Чичиков – подлец, приобретатель или…

Чичиков – новый герой эпохи?


3. Источником информации на уроке будет 11 глава поэмы «Мертвые души»

Как сам автор поясняет, почему до последней главы он не рассказывает о биографии Чичикова? (Автор признается, этому даже рад, находя таким образом случай поговорить о своем герое; ибо доселе, как читатель видел, ему беспрестанно мешали то Ноздрев, то балы, то дамы, то городские сплетни, то, наконец, тысячи тех мелочей, которые кажутся только тогда мелочами, когда внесены в книгу, а покамест обращаются в свете, почитаются за весьма важные дела. Но теперь отложим совершенно всё в сторону и прямо займемся делом).


4. Составление кластера «Чичиков-новый герой эпохи» - продолжение работы (ассоциации)


6. Чем близки помещики, с которыми встречается Чичиков, и сам герой?

Заполнение таблицы (раздаточный материал)

- Итак, Чичиков, в понимании критиков «плут», «синтетический характер», «заурядность», «приобретатель» - и совсем противоположная точка зрения: «сильная личность».

Послушаем тех, у кого Чичиков скупал мёртвые души. (Учащиеся читают эти характеристики – работа с текстом)

Помещики о Чичикове:

Манилов с восторгом отзывается о Чичикове, Коробочка считает его плутом, Ноздрёв имеет несколько мнений: от шпиона до наполеона, Собакевич с уважением думает о Чичикове как о большом мошеннике, Плюшкин до глупости и жадности своей благодарен Чичикову)

А что говорят о нём чиновники?

Губернатор считает Чичикова благонамеренным человеком. Такого же мнения и остальные, в том числе и дамы города NN).


таким образом, Чичиков произвёл на всех приятное впечатление. Значит он – хороший человек!? Да. Но в представлении кого? В представлении тех, кого Герцен назвал «мёртвыми душами», а Гоголь – «небокоптителями».


Вопрос? Что же сближает Чичикова с помещиками?

(Учащиеся работают в группах. Каждая группа – по одному помещику.)

Задание: заполнить таблицу «Сходство Павла Ивановича Чичикова с помещиками»

(Полученные записи):

Помещик и его отличительная черта

(написано в таблице)

Как эта черта проявляется в характере Чичикова


(учащиеся заполняют самостоятельно)

Манилов - «слащавость», приторность, неопределенность

Все жители губернского города признали Чичикова мужчиной приятным во всех отношениях. «Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек. Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор об нём изъяснился, что он благонамеренный человек; прокурор – что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек; председатель палаты – что он знающий и почтенный человек; полицмейстер – что он почтенный и любезный человек… Даже сам Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны… сказал ей (жене): «…преприятный человек»

В маниловском духе он размечтался на вечеринке у полицмейстера, воображал себя херсонским помещиком.

Коробочка – мелочная скаредность

Знаменитая шкатулка Чичикова, в которой всё разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны Коробочки. Хранит в мешочке деньги

Ноздрёв - самовлюблённость

Желание и умение всем нравиться; испытывать расположение к себе со стороны всех – вот потребность и необходимость для Чичикова: «Герой наш отвечал всем и каждому и чувствовал какую-то ловкость необыкновенную; раскланивался направо и налево; по обыкновению своему несколько набок; но совершенно свободно, так что очаровал всех…»

Собакевич - грубая прижимистость и цинизм

Даже Ноздрёв замечает, что в Чичикове нет «…никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич».

Плюшкин - собирание ненужных вещей и тщательное их хранение

Во время осмотра города NN «…оторвал прибитую к столбу афишу с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать её хорошенько», а затем герой «…свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать всё, что ни попадалось».

ИТОГ:

Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нём есть те же качества, которые составляют основу характера помещиков.



Чичиков не заботится об общественном благе. С точки зрения нравственных критериев, таких, как забота об общественном благе, о справедливости, о ближнем, Чичиков ничем не лучше помещиков: вся его деятельность корыстна и противоречит высоким идеалам нравственности и человечности.

Таким образом, Чичиков является «собирателем» отрицательных черт всех помещиков.


7. Какие качества отличают Чичикова от других героев произведения?

Чем Чичиков отличается от помещиков?


У Чичикова есть прошлое. В отличие от помещиков вся его жизнь проходит перед нами.

Проследим по тексту историю жизни Чичикова. (работа с текстом)

История Жизни Чичикова (Гл. 11)

Этапы жизни

Описание

(Вопросы по ходу работы с этапом жизни Чичикова?

Детство

Не имел знатного происхождения, в семье не было материального достатка, всё было серо, уныло, болезненно – «вот бедная картина первоначального его детства…», «кисло-неприютное» детство.

Какое впечатление оставило детство в памяти Чичикова? Как это могло сказаться на дальнейшей жизни?

Образование:

А) наказ отца


















Б) обретение собственного опыта

Получил образование в классах городского училища, куда его отвёз отец и дал следующее наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход, всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, кто побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде тебя первый выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь, всё прошибешь на свете копейкой».

Сумел построить отношения с товарищами так, что они его угощали; сумел собрать денег, пристрастив их к собственной копейке. Для накопления денег использовал любые возможности:

  • слепил из воска снегиря, раскрасил его и продал;

  • накупил на рынке съестного и предлагал товарищам побогаче, когда те проголодались;

  • выдрессировал мышь и продал её;

  • был самым прилежным и дисциплинированным учеником, умеющим предупреждать любое желание учителя.


  1. Как выполнил этот наказ Чичиков, идя по жизни?

  2. Диспут:

1 группа учащихся попробует доказать, что в этом наказе нет ничего плохого, а в жизни, действительно, «всё прошибешь» копейкой;

2 группа учащихся должна опровергнуть это и доказать, что не всё в жизни зависит от денег, важна нравственная сторона (не все средства хороши для наживы)



Какие черты характера проявились уже в данный период жизни?

(предприимчивость, изобретательность, лицемерие, подхалимство, умение извлечь выгоду, проницательность)

Служба

А) начало службы




Б) продолжение карьеры

Местечко досталось ему ничтожное, жалованья тридцать или сорок рублей в год…» Благодаря железной воле, умению себе во всём отказать, сохраняя при этом аккуратность, сумел выделиться среди таких же «невзрачных» служащих;


Для продвижения карьеры воспользовался проверенным способом – угождение начальнику, найдя его «слабое место» - дочь, которую «влюбил» в себя. С этого момента он стал «человеком заметным».

Поменял два-три места, «добрался до таможни».

Какие черты характера помогли Чичикову?

(воля и терпение)



Как поступил с дочерью начальника и как начальник охарактеризовал героя?

Приобретение «мёртвых душ»

После того как Чичикова выгнали со службы в таможне, он пробует найти новое дело. «И в ожидании лучшего принужден был даже заняться званием поверенного»

Унывает ли Чичиков после каждого «провала» в работе? О каких чертах это говорит

(продолжает искать новое место, не теряет силу духа)

Появление в губернском городе

Применяя практическую сметку, обходительность и изворотливость, Чичиков сумел очаровать губернский город. Умеет найти подход к каждому.



Учитель: Итак, что отличает Чичикова от помещиков?

(Запись в тетрадях):

  1. Характер дан в развитии;

  2. Чичиков обладает энергией и волей;

  3. Чичиковым «не овладело скряжничество и скупость». «В нём не было привязанности собственно к деньгам ради денег. Не, не они двигали им: ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах…»

  4. У Чичикова есть цель, к которой он, преодолевая любые преграды, неустанно стремится.

  5. Качества героя, способствовавшие карьерному росту, а следовательно, обогащению (условно положительные :

  • умение предпринять что-нибудь в нужный момент, спланировать «дело»;

  • целеустремлённость;

  • умение вести «дела» (из разряда нечистых);

  • умение поддерживать разговор;

  • широта интересов;

  • знание человеческой психологии;

  • умение произвести хорошее впечатление;

  • типичная внешность делового благополучного человека;

  • приспособляемость;

  • умение выстоять «под ударами судьбы»

(Проблемный вопрос!): Итак, в Чичикове есть всё, что ведёт к карьерному росту, к обогащению. Если создать портрет Чичикова по этим характеристикам, то получится портрет интересного молодого человека. Почему же автор всё же называет Чичикова подлецом?


?? (учащиеся пробуют ответить)

Чтобы понять, почему автор так называет Чичикова, надо посмотреть, на что направлена вся его энергия, какова его цель в жизни, какие средства он использует для её достижения.

Единственная цель – деньги. Нет нравственных идеалов. Все средства для достижения цели хороши: спекуляция, угодничество, предательство, обман, взяточничество, казнокрадство, махинации (афера с мёртвыми душами).

Чичиковым движет одна страсть – приобретение. Может быть, желание иметь деньги не так уж и плохо. Но дело в том, что для Чичикова нравственные идеалы отсутствуют и он не гнушается, не брезгует никакими средствами.

Наряду с положительными качествами явно проступают отрицательные: (запись в тетрадях)

  • лицемерие;

  • безнравственность;

  • предательство;

  • угодничество;

  • подхалимство;

  • взяточничество;

  • способность пуститься на любые аферы


Можно ли назвать Чичикова «мёртвой душой»?

Многие исследователи творчества Гоголя считают, что главный герой пополнил галерею мёртвых душ. Так ли это? Обратимся к тексту.

Проанализируем сцену с губернаторской дочкой на балу.

«Герой наш …остановился вдруг, будто оглушённый громом… Чичиков так смешался, что не мог произнести ни одного толкового слова…». Вместо показного красноречия – беспомощность, неловкость героя. Он вдруг потерял бдительность и на вопросы дам «отвечал решительным невниманием, и приятные фразы канули, как в воду».

О чём это говорит?

И.Золотусский даёт такую оценку этому эпизоду: «Таким образом, Чичиков, потеряв бдительность, осторожность, снова терпит крах. И причиной очередного падения стала способность Чичикова на живое движение души».

Есть ли надежда на возрождение героя?

Замысел Гоголя был провести Чичикова через искушение собственничества, через жизненную грязь и мерзость к нравственному возрождению. Но как ни верил Гоголь в духовное возрождение героя, его исправление давалось с трудом. И, как вы знаете, за девять дней до смерти Гоголь сжигает чистовик второго тома.

8. Кто же такой Чичиков? Составление кластера «Чичиков-новый герой эпохи» - окончание работы.

  1. Итог урока.

Реши ребус: что, по-вашему, может означать ребус (Всё общество знати в целом зависит друг от друга и все в чем-то одинаковы: и чиновники, и помещики, и сам Чичиков. В обществе, как в природе, происходит круговорот. А внутри его пустота и омертвление душ.)

А теперь вернёмся к нашим вопросам в начале урока:

«Кто же такой Чичиков…» запишите высказывание того литературоведа, которое вам ближе».

11. Домашнее задание.

- Дома предлагаю вам поразмышлять над вопросом: «Актуален ли образ Чичикова сегодня?»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!