СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности внешнего строения земноводных в связи со средой обитания.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с особенностями внешнего строения и скелета земноводных в связи со средой обитания. Воспитание коммуникативных качеств, навыков взаимопомощи. ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Особенности внешнего строения земноводных в связи со средой обитания.»

1.

ФИО (полностью)

Рублева Ирина Ивановна

2.

Место работы

МБОУ СОШ с. Ольшанец Задонского района

3.

Должность

Учитель биологии и химии

4.

Предмет

Биология

5.

Класс

7

6.

Тип урока

Изучение нового материала.

7.

Форма проведения урока

Ф, П, Г, И, элементы исследовательской деятельности.

8.

Тема и номер урока в теме

Особенности внешнего строения и скелета земноводных в связи со средой обитания. Урок № 36.

9.

Базовый учебник

Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы./Под ред. В.М.Константинова, И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2010 г. (Гриф: допущен Министерством образования Российской Федерации).


Цель:

Образовательные: Познакомить учащихся с особенностями внешнего строения и скелета земноводных, связанными с наземной средой обитания. Расширить знания учащихся о земноводных, как первых обитателей суши.

Закрепить умения определять черты приспособленности организмов к среде обитания, объяснять преимущества различных приспособлений к среде обитания.

Развивающие: Продолжить формирование умений определять причины и последствия выхода первых земноводных на сушу.

Формирование умения высказывать собственное мнение и его обосновывать, вырабатывать коллективное решение.

Воспитательные: Экологическое и нравственное воспитание на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним;

Воспитание коммуникативных качеств, навыков взаимопомощи.

Задачи:

Обучающие: изучить сущность понятия «амфибии». Сформировать четкое представление об отличиях и сходстве классов рыб и земноводных по внешнему строению, строению скелета и по приспособленности к среде обитания..

Развивающие: развивать умение анализировать полученную информацию, сравнивать и делать выводы. Развивать умения работы с

ЦОР и ОЭР.

Воспитательные: воспитание личной ответственности за приобретение новых знаний. Воспитание самостоятельности через

организацию практической деятельности.

Необходимое техническое оборудование: компьютеры на каждого ученика, мультимедийный проектор, экран, презентация, дидактические карточки с заданиями, модель «Скелет земноводных», «Скелет рыб»


Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель урока.

2. Сформировать умение совершенствовать критерии оценки.

3. Сформировать умение фиксировать результаты работы и делать выводы.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение ориентироваться в учебнике, работать с рисунками, текстом, оглавлением.

2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

3. Сформировать умение преобразовывать информацию и выбирать удобную для себя форму представления информации.

4. Сформировать умение находить черты приспособленности земноводных к жизни в двух средах.

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение работать в группе в атмосфере сотрудничества.

2. Сформировать умения находить ответы на проблемные вопросы.

3. Сформировать навыки использования информационных ресурсов для поиска информации.

Личностные результаты:

1. Сформировать умение выбирать поступки, направленные на сохранение и бережное отношение к природе, учась и осваивая стратегию рационального природопользования.

2. Сформировать умение убеждать других людей в необходимости рационального природопользования и бережного отношения к живой природе.

3. Овладение методами научного исследования.

4. Сформировать навыки работы с учителем и одноклассниками в различных ситуациях.


Основные понятия: Коракоиды, барабанная перепонка, среднее ухо, резонаторы, кожное дыхание, легкие, амфибии, признаки приспособленности к среде обитания .


Межпредметные связи: География, физика, экология, литература, информатика.



Технологическая карта урока

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте, и, хотя криво – да сами» Г. Лессинг


Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя


Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

ФОУД

1. Организационный момент. Вводно – мотивационный этап.

Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем с вами изучать окружающий нас мир животных и сегодня познакомимся с существами, которые незаслуженно терпят гонения и в то же время вызывают особую бурю эмоций. Для работы нам будут необходимы – учебник, тетрадь, карточки с заданиями, ручка, карандаш, линейка и ваш острый ум. Напомните, пожалуйста, чем мы будем заниматься? Какие же таинственные обитатели нашей планеты вызывают шквал эмоций ?

Готовятся к уроку, проверяют наличие рабочего инструмента.

Проявление интереса к уроку.

Познавательные УУД.

2. Целеполагание.

Формулирование темы урока.
























3. Изучение нового материала.


Известно, что существует огромное количество преданий, небылиц, примет об этих животных.( Слайд 1)

Прежде, чем завозить хлеб, следует на двери амбара повесить это животное за заднюю лапку, чтобы предохранить зерно от порчи.

Если в середине засеянного поля зарыть в новом горшке это животное, то буря не повредит посевы.

Французы и немцы уверены, что эти животные высасывают молоко у коров. В России их использовали для охлаждения молока в летнюю жару, опуская в крынку с молоком.

Все считают, что, если взять это животное в руки, то появятся бородавки.

О каких животных идет речь? О лягушках. (слайд 2)

Почему народ слагает сказки, предания, легенды? От незнания.

В чем необычность данных животных? Никто не видел их жизни. Где живут лягушки? В воде и на суше. Такие организмы называются амфибиями или земноводными. Слово «амфибия» имеет греческое происхождение и означает «двоякоживущие».

Чем же мы будем сегодня заниматься на уроке?

Формулирование темы и целей урока. (слайд 3)

Проблема: Какие особенности образа жизни и внешнего строения позволили земноводным стать первыми сухопутными животными?

Гипотеза: если мы выясним каким был климат на планете Земля 350 млн лет назад, то мы узнаем, почему амфибии стали первыми обитателями суши и какие приспособления возникли у них в связи с выходом из пучины вод.

  1. Среда обитания земноводных и приспособленность к среде обитания.

Сообщение учащегося «Климат планеты Земля в конце девонского и начале каменноугольного периодов.»

Земноводных по праву считают переходной группой от водных животных к первым настоящим сухопутным животным. Первые амфибии появились на Земле более 350 млн. лет назад. Путь на сушу им проложили рыбы. Земноводные были пионерами во всем, что касалось жизни в воздушно – наземной среде. Приспосабливаться им приходилось ко многому – условия жизни в воде и на суше сильно отличались. Какие же задачи решали амфибии при выходе на сушу? (Слайд 4, рисунок – вопрос.) прием «Эксперты»


Таблица: Сравнительная характеристика сред обитания.


Задание для первой группы:

Характеристика среды обитания

Вода

Возможные приспособления.

Плотность среды

высокая

Слизь и обтекаемая форма тела

Доступность кислорода

немного

?

Вес тела в воде

Зависит от архимедовой силы

Легкие, Органы равновесия.

Испарение с поверхности тела

Много влаги

Нет, много воды

Температурный режим

Температура изменяется слабо

Зависят от температуры воды

Прозрачность среды

Небольшая

Развито зрение

Класс опасности среды обитания

Высокий

Слух развит. Быстро плавают, перепонки на лапах, развиты мышцы. Спасаются в тине.


Задание для второй группы:

Характеристика среды обитания

Суша

Возможные приспособления.

Плотность среды

Невысокая

Врагов нет! Обтекаемость не нужна. Хорошо прыгают.

Доступность кислорода

Много, не ограничена

? Дыхание.

Вес тела на суше

Определяется силой тяжести

Легкие, нагрузка на скелет

Испарение с поверхности тела

Существенное, особенно в жаркую погоду

Скользкие

Температурный режим

Существенные колебания температуры

В холодную погоду могут замерзнуть.

Прозрачность среды

Большая

Высокая

Класс опасности

Небольшой, если только пересыхает водоем

Способность допрыгать до нового водоема.


Учащиеся высказывают свою точку зрения относительно жизни в двух средах. Земноводным пришлось изменить свое тело, чтобы приспособиться к жизни на суше. Давайте проверим, что из ваших предположений верно.

Какие изменения возникли у амфибий во внешнем строении в связи с жизнью в двух средах?

2. Внешнее строение земноводных:

А) отделы и органы тела, двусторонняя симметрия.

Лабораторная работа: «Особенности внешнего строения лягушки и особенности ее передвижения.

Инструктивная карточка


Цель: выявить во внешнем строении лягушки черты приспособленности к жизни в воде и на суше.

Оборудование: лягушки в банках с водой.

  1. Рассмотрите форму тела лягушки. Из каких отделов оно состоит? Сколько лучей можно провести через тело лягушки? Как называется такая симметрия?

  2. Обратите внимание на расположение глаз и ноздрей на голове лягушки. Какое это имеет значение для жизни в воде? Рассмотрите глаза лягушки через бинокулярную лупу. Предварительно лягушку заверните в ткань. Зачем нужны веки?

  3. Позади глаз найдите небольшой кружок, затянутый кожей. Это барабанная перепонка, наружная часть среднего уха.

  4. Рассмотрите строение передних и задних конечностей лягушки. Зарисуйте в тетради строение конечностей лягушки и подпишите их отделы. Обратите внимание на наличие перепонок на лапах.

  5. Рассмотрите, как лягушка передвигается в воде, для этого поместите ее в аквариум. Поместите лягушку в террариум и оцените ее прыжок. Известно, что лягушка совершает прыжок под углом 45 градусов. Как вы думаете, почему? Можно ли особенность прыжка связать с силой тяжести Земли?

  6. Рассмотрите кожу лягушки. Каково значение слизи?

  7. Сделайте вывод о приспособленности лягушки к жизни в воде и на суше. Сделайте предположение о наиболее благоприятном времени суток для жизни амфибий.

  8. Оформите вывод в виде таблицы. При необходимости используйте материал параграфа.



Вывод: (слайд 5) Лягушка – животное, приспособленное к жизни на суше и в воде. Имеются черты приспособленности к каждой из этих сред. Неудивительно, что люди наделяли амфибий сверхъестественными силами.

Приспособленность к жизни в воде

Приспособленность к жизни на суше

Пальцы задних конечностей соединены плавательной перепонкой.

Глаза и ноздри расположены на одном уровне.

Голая кожа, богатая железами.

Активны круглые сутки.

Конечности наземного типа. Увеличилась нагрузка на позвоночник.

Изменился характер передвижения.

Имеются веки и слеза.

Имеется среднее ухо и барабанная перепонка.

Ноздри сообщаются с ротовой полостью. Дыхание кислородом воздуха.

Развивается обоняние.

Слизь защищает от высыхания., обезвреживает от бактерий, растворяет атмосферный кислород.

Активны ночью.



Б) особенности кожи земноводных.

Дополнительная информация. (слайд 6)

  1. Если смазать кожу лягушки маслом, то через некоторое время она погибнет от удушья.

  2. В жаркую погоду земноводные теряют сильно в весе. Достаточно поместить их в воду и вес восстанавливается.

  3. Обыкновенная серая жаба была обнаружена в Гималаях на высоте 8000 метров и этот же вид был обнаружен в угольной шахте на глубине 340 метров.

Земноводные нарушили закон: у живущих на суше кожа должна быть су­хой. Непочтение к законам, как известно, чревато последствиями. Ждала кара и амфибий.

  • Какая? Как они справляются с этим испытанием?

Кожа с чешуей — никудышный аппарат для дыхания. Дышать кожей можно лишь когда она влажная. И обзавелись амфибии железами, которые вырабаты­вают слизь. А в результате стали они теми, кто нарушил закон. Кара заключает­ся в том, что они попали в заколдованный круг. Их влажная кожа — словно открытая водная поверхность, с которой легко испаряется вода. Испаряясь, вода уносит с собой тепло. Всегда мокрые, амфибии теряют тепла в сотни раз больше, чем вырабатывают. Вот и живут они в пограничной зоне двух сред, воды и суши. Держатся у водоемов, в сырых местах — там испарение невелико.

Однако кожа, так осложняющая жизнь амфибий, имеет и огромное досто­инство: пополняет запасы воды она мастерски. Амфибиям нет нужды пить воду ртом. Те, что живут в ручьях, болотах, озерах, впитывают влагу всей ко­жей. А у сухопутных доставкой воды занимаются определенные участки кожи. Ни жабам, ни другим бесхвостым искать пруд не надо. Припадут они брюшком к влажной земле или прогуляются по траве, мокрой от росы, — и наберут воды.

А еще оказывается, русская сказка «Царевна-лягушка», в которой лягушка сбрасывает кожу, — не вымысел, а если и вымысел, то очень правдивый. Кожа — единственная одежда амфибий. В ней они зарываются в землю, за­ползают в дупла, под камни. И как ни берегут амфибии свои платья, они ста­новятся старыми, снашиваются. Не сказочные, обычные лягушки меняют свою одежду не менее четырех раз.

Многие из изобретений земноводных оказались настолько совершенны­ми, что сохранились и далее в неизменном виде у всех наземных позвоночных. Примеры именно таких изобретений мы найдем в скелете земноводных и в их мускулатуре.

  • Какие особенности скелета земноводных отличают его от скелета рыб?

В) Особенности скелета земноводных.

Изучается глава «Особенности скелета земноводных», § 46, рис. 107, возможно использование «Краткого словаря биологических терминов». При

изучении вопроса используется скелет земноводных. Можно использовать инструктивную карточку. Прием «Создай образ». Каждая пара отвечает за конкретный отдел скелета и его значение. В ходе работы заполняет соответствующую колонку таблицы. Выбирается докладчик.

Изучение скелета лягушки

Инструктивная картонка



1. Найдите в скелете лягушки основные отделы: череп, позвоночник, пояса передних и задних конечностей, кости передних и задних конечностей.

    1. Рассмотрите череп, определите его форму. Найдите мозговую часть чере­па и кости верхней и нижней челюстей.

    2. Найдите позвоночник, подсчитайте число позвонков в нем. Обратите вни­мание на то, что многие из них прочно соединены между собой. Выясните значение единственного шейного позвонка и его название.

    3. Найдите плечевой пояс — опору передних конечностей. Он состоит из во­роньих костей, лопаток, ключиц и грудины, которые полукольцом охваты­вают туловище.

    4. Рассмотрите кости передних конечностей, плечо, предплечье, которое со­стоит из двух костей, и кисть с четырьмя пальцами.

    5. Найдите пояс задних конечностей — таз. Он состоит из сросшихся костей и очень плотно примыкает к позвоночнику.

    6. Обратите внимание на длинные кости задних конечностей: бедро, голень, стопу.

    7. Заполните таблицу:


Таблица: Особенности строения и значение скелета лягушки (слайд 7)


Отделы скелета

Названия костей, особенности строения

Значение

1. Череп

Мозговая часть, кости че­люстей

Защита головного мозга

2. Позвоночник

Позвонки (у лягушки 9: 1+7+1 + хвостовой отдел)

Защита спинного мозга и опора внутренних органов

3. Плечевой пояс

Лопатки, ключицы, груди­на, вороньи кости

Опора для передних конеч­ностей

4. Скелет передних конечностей

Плечевая кость, кости пред­плечья, кости кисти, суставы.

Участвуют в передвижении

5. Пояс задних конечностей

Сросшиеся тазовые кости, прочно соединяющиеся с позвоночником

Опора задним конечностям

6. Скелет задних конечностей

Кость бедренная, большая и малая берцовые кости, кости стопы. Суставы.

Участвуют в передвижении

Рычаг.

После самостоятельной работы проводится беседа с учащимися.

Чем скелет лягушки отличается от скелета рыбы?

Чем скелет лягушки лучше скелета рыбы?

Чем передвижение рыбы отличается от передвижения земноводных?

Какое преимущество дала амфибиям работа конечностей по принципу рычага?

Каковы особенности работы мышечной системы земноводных?

Формулируется вывод.


Вывод: В связи с жизнью на суше и передвижениями с помощью прыжков скелет лягушки отличается относительно широким черепом, коротким позво­ночником, наличием поясов конечностей, длинными задними и короткими передними конечностями. Земноводные способны преодолевать силу тяжести планеты.


И последнее: по сравнению с рыбами у земноводных только часть туло­вищной мускулатуры сохраняет сегментированное лентовидное строение, развиваются специализированные мышцы. У лягушки, например, более 350 мускулов. Наиболее крупные и мощные из них связаны со свободными конеч­ностями.



Фронтальная беседа.

Записывают тему урока в тетрадь.

Формулируют проблему и гипотезу.



















Работа в группах. Заполнение таблицы и высказывание своих суждений относительно среды обитания и появления возможных приспособлений к ней. Каждая группа заполняет свою колонку.











































Работа в группах. Лабораторная работа.

Оформляют работу, делают записи. Работа с текстом учебника. Формулируют вывод.

Проводят исследовательскую работу.



















Взаимодействие с учителем во время опроса во фронтальном режиме.

Работают в группах, обсуждают ответы. Последовательно отвечают на вопросы для всего класса.

Рассуждают, делают предположения.

























































Работа в парах. Лабораторная работа. Изучают скелет амфибий, сравнивают со скелетом рыб. Делают вывод.














Регулятивные УУД.

Познавательные УУД.

Личностные УУД.






















Познавательные УУД

Коммуникативные УУД





































































































































































































Регулятивные УУД

Рефлексия.

Прием «Светофор» и «Комплемент»

Задает вопросы по обсуждаемой проблеме. Изменилось ли ваше отношение к земноводным?

Предлагает оценить уровень эмоционального состояния.

Предлагает определить уровень своих достижений, наметить перспективы работы при выполнении домашнего задания.


Работа по карточкам. Выполни задание на скорость и сверься с соседом. Оцени свою работу и работу соседа используя эталон.

Земноводные - это…животные, жизнь которых связана как с…, так и с… . На голове её заметны 2 выпученных глаза, защищённых… . Лягушка дышит … воздухом, который попадает в её организм через… .Кожа у всех земноводных всегда ….., благодаря жидким слизистым выделениям кожных….. Земноводные с … температурой тела. Органами дыхания служит … и … . В воде лягушки плавают. Лягушачий стиль плавания называют брассом. Одним из приспособлений является … между пальцами стопы.


Интерактивный рисунок. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4e8e0b1-0a01-022a-009b-2f35b8e28d10/%5BBIO7_09-36%5D_%5BIM_02%5D.swf

Выбери несколько ответов: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4dd2dc4-0a01-022a-0023-4ab7902ca60b/%5BBIO7_09-36%5D_%5BQS_04%5D.html

Работа выполняется по принципу, кто быстрее и лучше.

А теперь оцени свою работу:

  • А на уроке работал…

  • Своей работой я …..

  • Урок для меня…

  • Мое настроение ….

  • Домашнее задание мне кажется….







Работа в парах.










Фронтальная работа.





Самооценка.







Регулятивные УУД.

Познавательные УУД.

Коммуникативные УУД.











Личностные УУД,

Домашнее задание.

Предлагает разноуравневое домашнее задание. Объясняет сущность домашнего задания.

1 уровень. Прочитать параграф. Выписать признаки и черты приспособленности земноводных к средам обитания .

2 уровень. Подумать, почему земноводные не стали самой процветающей группой. Что помешало земноводным?

3 уровень. Составить кроссворд по изученной теме.

Приготовить доклад о земноводных нашего села.

Подведение итогов урока, выставление оценок.






Источники:

      1. Бодрова Н.Ф. Изучение курса «Зоология». Книга для учителя, 7 класс. Воронеж, 2000 г.

      2. Пепеляева О.А. и др. Поурочные разработки по биологии. М, «Вако», 2004 г.

      3. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы./Под ред. В.М.Константинова и др. – М.: Вентана-Граф, 2010 г.

      4. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4e8e0b1-0a01-022a-009b-2f35b8e28d10/%5BBIO7_09-36%5D_%5BIM_02%5D.swf

      5. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4dd2dc4-0a01-022a-0023-4ab7902ca60b/%5BBIO7_09-36%5D_%5BQS_04%5D.html



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!