2. Целеполагание. Формулирование темы урока. 3. Изучение нового материала. | Известно, что существует огромное количество преданий, небылиц, примет об этих животных.( Слайд 1) Прежде, чем завозить хлеб, следует на двери амбара повесить это животное за заднюю лапку, чтобы предохранить зерно от порчи. Если в середине засеянного поля зарыть в новом горшке это животное, то буря не повредит посевы. Французы и немцы уверены, что эти животные высасывают молоко у коров. В России их использовали для охлаждения молока в летнюю жару, опуская в крынку с молоком. Все считают, что, если взять это животное в руки, то появятся бородавки. О каких животных идет речь? О лягушках. (слайд 2) Почему народ слагает сказки, предания, легенды? От незнания. В чем необычность данных животных? Никто не видел их жизни. Где живут лягушки? В воде и на суше. Такие организмы называются амфибиями или земноводными. Слово «амфибия» имеет греческое происхождение и означает «двоякоживущие». Чем же мы будем сегодня заниматься на уроке? Формулирование темы и целей урока. (слайд 3) Проблема: Какие особенности образа жизни и внешнего строения позволили земноводным стать первыми сухопутными животными? Гипотеза: если мы выясним каким был климат на планете Земля 350 млн лет назад, то мы узнаем, почему амфибии стали первыми обитателями суши и какие приспособления возникли у них в связи с выходом из пучины вод. Среда обитания земноводных и приспособленность к среде обитания. Сообщение учащегося «Климат планеты Земля в конце девонского и начале каменноугольного периодов.» Земноводных по праву считают переходной группой от водных животных к первым настоящим сухопутным животным. Первые амфибии появились на Земле более 350 млн. лет назад. Путь на сушу им проложили рыбы. Земноводные были пионерами во всем, что касалось жизни в воздушно – наземной среде. Приспосабливаться им приходилось ко многому – условия жизни в воде и на суше сильно отличались. Какие же задачи решали амфибии при выходе на сушу? (Слайд 4, рисунок – вопрос.) прием «Эксперты» Таблица: Сравнительная характеристика сред обитания. Задание для первой группы: Характеристика среды обитания | Вода | Возможные приспособления. | Плотность среды | высокая | Слизь и обтекаемая форма тела | Доступность кислорода | немного | ? | Вес тела в воде | Зависит от архимедовой силы | Легкие, Органы равновесия. | Испарение с поверхности тела | Много влаги | Нет, много воды | Температурный режим | Температура изменяется слабо | Зависят от температуры воды | Прозрачность среды | Небольшая | Развито зрение | Класс опасности среды обитания | Высокий | Слух развит. Быстро плавают, перепонки на лапах, развиты мышцы. Спасаются в тине. | Задание для второй группы: Характеристика среды обитания | Суша | Возможные приспособления. | Плотность среды | Невысокая | Врагов нет! Обтекаемость не нужна. Хорошо прыгают. | Доступность кислорода | Много, не ограничена | ? Дыхание. | Вес тела на суше | Определяется силой тяжести | Легкие, нагрузка на скелет | Испарение с поверхности тела | Существенное, особенно в жаркую погоду | Скользкие | Температурный режим | Существенные колебания температуры | В холодную погоду могут замерзнуть. | Прозрачность среды | Большая | Высокая | Класс опасности | Небольшой, если только пересыхает водоем | Способность допрыгать до нового водоема. | Учащиеся высказывают свою точку зрения относительно жизни в двух средах. Земноводным пришлось изменить свое тело, чтобы приспособиться к жизни на суше. Давайте проверим, что из ваших предположений верно. Какие изменения возникли у амфибий во внешнем строении в связи с жизнью в двух средах? 2. Внешнее строение земноводных: А) отделы и органы тела, двусторонняя симметрия. Лабораторная работа: «Особенности внешнего строения лягушки и особенности ее передвижения. Инструктивная карточка Цель: выявить во внешнем строении лягушки черты приспособленности к жизни в воде и на суше. Оборудование: лягушки в банках с водой. Рассмотрите форму тела лягушки. Из каких отделов оно состоит? Сколько лучей можно провести через тело лягушки? Как называется такая симметрия? Обратите внимание на расположение глаз и ноздрей на голове лягушки. Какое это имеет значение для жизни в воде? Рассмотрите глаза лягушки через бинокулярную лупу. Предварительно лягушку заверните в ткань. Зачем нужны веки? Позади глаз найдите небольшой кружок, затянутый кожей. Это барабанная перепонка, наружная часть среднего уха. Рассмотрите строение передних и задних конечностей лягушки. Зарисуйте в тетради строение конечностей лягушки и подпишите их отделы. Обратите внимание на наличие перепонок на лапах. Рассмотрите, как лягушка передвигается в воде, для этого поместите ее в аквариум. Поместите лягушку в террариум и оцените ее прыжок. Известно, что лягушка совершает прыжок под углом 45 градусов. Как вы думаете, почему? Можно ли особенность прыжка связать с силой тяжести Земли? Рассмотрите кожу лягушки. Каково значение слизи? Сделайте вывод о приспособленности лягушки к жизни в воде и на суше. Сделайте предположение о наиболее благоприятном времени суток для жизни амфибий. Оформите вывод в виде таблицы. При необходимости используйте материал параграфа.
Вывод: (слайд 5) Лягушка – животное, приспособленное к жизни на суше и в воде. Имеются черты приспособленности к каждой из этих сред. Неудивительно, что люди наделяли амфибий сверхъестественными силами. Приспособленность к жизни в воде | Приспособленность к жизни на суше | Пальцы задних конечностей соединены плавательной перепонкой. Глаза и ноздри расположены на одном уровне. Голая кожа, богатая железами. Активны круглые сутки. | Конечности наземного типа. Увеличилась нагрузка на позвоночник. Изменился характер передвижения. Имеются веки и слеза. Имеется среднее ухо и барабанная перепонка. Ноздри сообщаются с ротовой полостью. Дыхание кислородом воздуха. Развивается обоняние. Слизь защищает от высыхания., обезвреживает от бактерий, растворяет атмосферный кислород. Активны ночью. |
Б) особенности кожи земноводных. Дополнительная информация. (слайд 6) Если смазать кожу лягушки маслом, то через некоторое время она погибнет от удушья. В жаркую погоду земноводные теряют сильно в весе. Достаточно поместить их в воду и вес восстанавливается. Обыкновенная серая жаба была обнаружена в Гималаях на высоте 8000 метров и этот же вид был обнаружен в угольной шахте на глубине 340 метров. Земноводные нарушили закон: у живущих на суше кожа должна быть сухой. Непочтение к законам, как известно, чревато последствиями. Ждала кара и амфибий. Кожа с чешуей — никудышный аппарат для дыхания. Дышать кожей можно лишь когда она влажная. И обзавелись амфибии железами, которые вырабатывают слизь. А в результате стали они теми, кто нарушил закон. Кара заключается в том, что они попали в заколдованный круг. Их влажная кожа — словно открытая водная поверхность, с которой легко испаряется вода. Испаряясь, вода уносит с собой тепло. Всегда мокрые, амфибии теряют тепла в сотни раз больше, чем вырабатывают. Вот и живут они в пограничной зоне двух сред, воды и суши. Держатся у водоемов, в сырых местах — там испарение невелико. Однако кожа, так осложняющая жизнь амфибий, имеет и огромное достоинство: пополняет запасы воды она мастерски. Амфибиям нет нужды пить воду ртом. Те, что живут в ручьях, болотах, озерах, впитывают влагу всей кожей. А у сухопутных доставкой воды занимаются определенные участки кожи. Ни жабам, ни другим бесхвостым искать пруд не надо. Припадут они брюшком к влажной земле или прогуляются по траве, мокрой от росы, — и наберут воды. А еще оказывается, русская сказка «Царевна-лягушка», в которой лягушка сбрасывает кожу, — не вымысел, а если и вымысел, то очень правдивый. Кожа — единственная одежда амфибий. В ней они зарываются в землю, заползают в дупла, под камни. И как ни берегут амфибии свои платья, они становятся старыми, снашиваются. Не сказочные, обычные лягушки меняют свою одежду не менее четырех раз. Многие из изобретений земноводных оказались настолько совершенными, что сохранились и далее в неизменном виде у всех наземных позвоночных. Примеры именно таких изобретений мы найдем в скелете земноводных и в их мускулатуре. В) Особенности скелета земноводных. Изучается глава «Особенности скелета земноводных», § 46, рис. 107, возможно использование «Краткого словаря биологических терминов». При изучении вопроса используется скелет земноводных. Можно использовать инструктивную карточку. Прием «Создай образ». Каждая пара отвечает за конкретный отдел скелета и его значение. В ходе работы заполняет соответствующую колонку таблицы. Выбирается докладчик. Изучение скелета лягушки Инструктивная картонка
1. Найдите в скелете лягушки основные отделы: череп, позвоночник, пояса передних и задних конечностей, кости передних и задних конечностей. Рассмотрите череп, определите его форму. Найдите мозговую часть черепа и кости верхней и нижней челюстей. Найдите позвоночник, подсчитайте число позвонков в нем. Обратите внимание на то, что многие из них прочно соединены между собой. Выясните значение единственного шейного позвонка и его название. Найдите плечевой пояс — опору передних конечностей. Он состоит из вороньих костей, лопаток, ключиц и грудины, которые полукольцом охватывают туловище. Рассмотрите кости передних конечностей, плечо, предплечье, которое состоит из двух костей, и кисть с четырьмя пальцами. Найдите пояс задних конечностей — таз. Он состоит из сросшихся костей и очень плотно примыкает к позвоночнику. Обратите внимание на длинные кости задних конечностей: бедро, голень, стопу. Заполните таблицу: Таблица: Особенности строения и значение скелета лягушки (слайд 7) Отделы скелета | Названия костей, особенности строения | Значение | 1. Череп | Мозговая часть, кости челюстей | Защита головного мозга | 2. Позвоночник | Позвонки (у лягушки 9: 1+7+1 + хвостовой отдел) | Защита спинного мозга и опора внутренних органов | 3. Плечевой пояс | Лопатки, ключицы, грудина, вороньи кости | Опора для передних конечностей | 4. Скелет передних конечностей | Плечевая кость, кости предплечья, кости кисти, суставы. | Участвуют в передвижении | 5. Пояс задних конечностей | Сросшиеся тазовые кости, прочно соединяющиеся с позвоночником | Опора задним конечностям | 6. Скелет задних конечностей | Кость бедренная, большая и малая берцовые кости, кости стопы. Суставы. | Участвуют в передвижении Рычаг. | После самостоятельной работы проводится беседа с учащимися. Чем скелет лягушки отличается от скелета рыбы? Чем скелет лягушки лучше скелета рыбы? Чем передвижение рыбы отличается от передвижения земноводных? Какое преимущество дала амфибиям работа конечностей по принципу рычага? Каковы особенности работы мышечной системы земноводных? Формулируется вывод. Вывод: В связи с жизнью на суше и передвижениями с помощью прыжков скелет лягушки отличается относительно широким черепом, коротким позвоночником, наличием поясов конечностей, длинными задними и короткими передними конечностями. Земноводные способны преодолевать силу тяжести планеты. И последнее: по сравнению с рыбами у земноводных только часть туловищной мускулатуры сохраняет сегментированное лентовидное строение, развиваются специализированные мышцы. У лягушки, например, более 350 мускулов. Наиболее крупные и мощные из них связаны со свободными конечностями.
| Фронтальная беседа. Записывают тему урока в тетрадь. Формулируют проблему и гипотезу. Работа в группах. Заполнение таблицы и высказывание своих суждений относительно среды обитания и появления возможных приспособлений к ней. Каждая группа заполняет свою колонку. Работа в группах. Лабораторная работа. Оформляют работу, делают записи. Работа с текстом учебника. Формулируют вывод. Проводят исследовательскую работу. Взаимодействие с учителем во время опроса во фронтальном режиме. Работают в группах, обсуждают ответы. Последовательно отвечают на вопросы для всего класса. Рассуждают, делают предположения. Работа в парах. Лабораторная работа. Изучают скелет амфибий, сравнивают со скелетом рыб. Делают вывод. | Регулятивные УУД. Познавательные УУД. Личностные УУД. Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД |