СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности создания эмоционального фона на учебном занятии

Нажмите, чтобы узнать подробности

В учебной деятельности большую роль играют эмоции. Эмоциональное воздействие – один из самых сильных и верных путей возбуждения интереса. 

Просмотр содержимого документа
«Особенности создания эмоционального фона на учебном занятии»

Особенности создания эмоционального фона на учебном занятии.

Преподаватель ГПОУ ДЭМТ

Лепеха С.Н.

Известно, что эмоциональное воздействие – один из самых сильных и верных путей возбуждения интереса у студентов и учащихся. Красота, образность, эмоциональная напряжённость изучаемого в умелом изложении учителя передаются учащимся, заражают их. Искренняя увлечённость преподавателя предметом неотразимо действует на обучающихся. При этом, создание положительного эмоционального фона в процессе обучения не дополнение к занятию, а необходимое условие для получения знаний, ибо эмоционально преподнесенные факты запоминаются учащимися прочнее на более длительный срок и что, конечно, способствует и более интенсивному процессу развития студента. В учебной деятельности большую роль играют эмоции. Эмоциональное воздействие – один из самых сильных и верных путей возбуждения интереса. Красота, образность, эмоциональная напряжённость изучаемого в умелом изложении преподавателя передаются учащимся, заражают их. Искренняя увлечённость педагога своим предметом неотразимо действует на студентов. Конечно, наибольшими возможностями обладает художественная литература. Другие учебные дисциплины не содержат такого эмоционального заряда, и преподаватель, который хочет взволновать детей, должен искать для этого особые пути. Например, в обучении физике тоже необходим и восторг, и вдохновение. Часто они побуждают ребят к высказываниям, к активному участию в событиях занятия, увеличивают напряжение их сил, положительно влияют на внимание. Это требует применения разнообразных и часто нетрадиционных видов и форм учебной работы, позволяющих создавать положительный эмоциональный фон занятия и тем самым управлять вниманием студентов, увеличивать их трудоспособность. Создание положительного эмоционального фона на занятиях, которое повышает их эффективность, содействует пониманию ребятами изучаемого учебного материала и помогает им не испытывать затруднений при изучении курса физики. Эмоциональному изложению сложных физических понятий и законов значительно способствует поэзия. При изложении учебного материала можно опираться на поэтические образы. Использование фрагментов из художественных произведений разных народов не только обогащает учебный процесс, (он становится интересным, наглядно-образным, впечатляющим), но и расширяет кругозор ребят, дает им представление о культуре и самобытности людей разных национальностей, а значит, способствует развитию интернациональных чувств. Например, выразительное прочтение стихотворных строк С.Я.Маршака вызовет у студентов явное представление об интерференции в тонких пленках:


"Сияя гладкой пеной,

Растягиваясь вширь,

Выходит нежный, тонкий

Раскрашенный пузырь.

Горит как хвост павлиний.

Каких цветов в нем нет!

Лиловый, красный, синий,

'Зеленый, желтый цвет.

Взметаем шар надутый

Прозрачнее стекла

Внутри его как будто

Сверкают зеркала

Он воздухом надутый по воздуху плывёт

Но ни одной минуты на свете не живёт

Нарядный, разноцветный, пропал он на всегда,

Рассыпался незаметно, распался без следа..."


Использование фрагментов из художественных произведений разных народов не только обогащает учебный процесс, (он становится интересным, наглядно-образным, впечатляющим), но и расширяет кругозор ребят, дает им представление о культуре и самобытности людей разных национальностей, а значит, способствует развитию интернациональных чувств. Положительный эмоциональный фон на занятиях физики можно создать разными способами. Одним из них является демонстрационный эксперимент. Именно удивление заставляет самостоятельно искать истину, порождает желание убедиться в правоте своих предположений. Только человек, умеющий сомневаться и удивляться, может активно, творчески мыслить. Один из путей – объяснение нового материала как рассказ о научном открытии. В центре внимания – учёный, исследователь, описание его борьбы за научную истину, его поисков и сомнений, трудностей и побед. Слушая такой рассказ, студенты проникаются сочувствием к учёному, к его поискам, и это сочувствие перерастает в интерес к научной проблеме. Например, когда изучаем тему «Строение атома» и идёт объяснение опытов, которые ставил Резерфорд, студентам сообщается, что учёный над этой проблемой работал 5 лет. Удивление и сочувствие вызывает то, что опыты настолько просты, но и гениальны, а учёный затратил на это столько много времени. Создание положительного эмоционального фона на занятиях происходит с того момента, когда преподаватель входит в аудиторию. Настроение педагога передаётся студентам. Войдёте ли вы в кабинет с улыбкой на лице или суровым видом, от этого будет зависеть эмоциональный фон занятия. Юмор – должен быть верным помощником преподавателя. Юмор помогает снять утомление, бороться со скукой. Именно в трудные минуты юмор – незаменимый помощник. Обычно мы видим физику строгой, официальной, последовательной, состоящей из опытов, наблюдений, рассуждений, выводов, формул, законов, следствий. Но есть в ней и то, что нередко забывается, на что не обращают внимания, но что делает физику привлекательнее, гуманистичнее, человечнее, что оживляет её. Творцы физической науки оставили нам не только открытия и законы, но и богатейший материал: шутки, розыгрыши, парадоксы, смешные истории. Интересные забавные эпизоды из жизни учёных-физиков, их умение шутить и воспринимать юмор формируют более правильное представление о них, как о людях, которым присущи обычные человеческие качества, достоинства и слабости, позволяют лучше понять ту обстановку, в которой работали учёные. Известно, что многие учёные-физики шутить умели. При удобных случаях можно рассказывать забавные и поучительные истории. Например, когда изучаем рентгеновские лучи, можно сообщить, что они первоначально назывались икс-лучами и однажды Рентгену, открывшему эти лучи, пришло письмо с просьбой прислать… несколько икс-лучей и инструкцию, как ими пользоваться. Оказалось, что у автора письма в грудной клетке застряла револьверная пуля, а для поездки к учёному у него не нашлось времени. Рентген был человек с юмором и ответил так «К сожалению, в настоящее время у меня нет икс-лучей, к тому же пересылка их дело очень сложное. Считаю, что мы можем поступить проще, пришлите мне вашу грудную клетку». Или при изучении темы «Спектры» привожу в пример следующую историю. Физик Кирхгоф однажды рассказывал о созданном им спектральном анализе. «Спектр Солнца свидетельствует, что там есть золото», – заметил он. «Что за польза от такого открытия? Ведь золото с Солнца не достанешь!» – возразил один из слушателей. Вскоре Кирхгофу за его открытие присудили золотую медаль. «Ну, вот я и достал золото с Солнца!» – пошутил он. Восприятие и осмысление шутки, юмористической ситуации связаны с активной работой мысли. Таким образом, положительный эмоциональный фон на занятии способствует его успешному проведению, даёт возможность поддерживать интерес к дисциплине, создаёт доброжелательные отношения между преподавателем и студентом.

Литература:

  1. Дэниэл Гоулман, Р. Бояцис, Энни Макки. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. – М:, Альпина Бизнес Букс, 2005.

  2. Сияев Т. М., Асанбекова Д. Д. Педагогические основы создания положительного эмоционального фона на уроках физики // Молодой ученый. — 2017. — №4.1. — С. 93-94.





2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!