Выступление на августовской секции педагогов-психологов
«Особенности психолого-педагогического сопровожденияобучающихся 9-11 классов
при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ»
СЛАЙД 1
СЛАЙД 2
Готовность выпускников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность.
В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ и ЕГЭ могут быть выделены следующие составляющие:
информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
СЛАЙД 3
Цель психолого-педагогического сопровождения: создание психолого-педагогических условий, ориентированных на способности, возможности и здоровье ребенка, его потенциальные ресурсы, способствующие личностному и интеллектуальному развитию обучающегося.
СЛАЙД 4
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
поиск, адаптация и разработка необходимого методического материала;
создание психолого-педагогических условий для развития познавательных возможностей учащихся и их успешного обучения;
систематическое отслеживание уровня развития и обучения каждого обучающегося;
развитие психотехнических навыков саморегуляции и управления стрессом у обучающихся;
оказание методической и консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам подготовки выпускников к ГИА; разработка психолого-педагогических рекомендаций.
Наша деятельность по сопровождению данного процесса строится исходя из программы сопровождения, в которой и отражаются направления деятельности педагога-психолога.
СЛАЙД 5
Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения на уровне ОО
Деятельность педагога-психолога направлена на:
разработку и реализацию программы (цикла занятий) по психологической подготовке обучающихся к ГИА;
разработку и реализацию программы психологической поддержки субъектов образования (педагогов, родителей);
разработку методических рекомендаций по психологической подготовке к ЕГЭ и ГИА для учителей и родителей.
Формы и методы работы:
групповые психологические развивающие занятия для учащихся с элементами тренинга;
проведение семинаров для учителей-предметников;
групповые и индивидуальные консультации;
тренинги; родительские собрания и др.
СЛАЙД 6
Сканы моей документации по психолого-педагогическому сопровождению ГИА.
(папка «Сопровождение ОГЭ-ЕГЭ»: Циклограмма сопровождения ГИА, План сопровождения ГИА, Информация на сайт (рекомендации для обучающихся, педагогов, родителей); Отчеты по психологическому сопровождению ГИА; Справки об организации работы с детьми группы риска.)
СЛАЙД 7
Циклограмма работы по психологическому сопровождению участников образовательного процессав рамках подготовки к ГИА — утверждена директором школы. Содержит информацию по сопровождению участников образовательного процесса (обучающиеся, педагоги, родители).
СЛАЙД 8
Программа сопровождения ГИА - — утверждена директором школы.
ПРОГРАММА «Психологическая подготовка к ГИА (ОГЭ и ЕГЭ)» для обучающихся 9 класса, 11 класса срок реализации 1 год (32 занятия). Составлена на основе программы М.Ю. Чибисовой
«Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями.»
Цель: оказание комплексной психологической помощи обучающимся школ при сдаче ГИА (ОГЭ и ЕГЭ).
Задачи:
1. Формирование адекватного реалистичного мнения о экзамене;
2. Развитие установки на успешную сдачу экзамена;
3. Преодоление психологических барьеров, мешающих успешной сдаче
экзамена;
4. Коррекционная и развивающая работа с личностными и когнитивными
трудностями, мешающими подготовке и сдаче экзамена;
5. Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене.
СЛАЙД 9
Если раньше мы разрабатывали и реализовывали программу на 18ч. для 9 и 11-классников, то сейчас мы включаем в процесс сопровождения ГИА и будущих выпускников 8, 10 классов.
Психологическое сопровождение субъектов образования в процессе подготовки к ЕГЭ и ГИА
«Программа психологической подготовки учащихся выпускных классов к ЕГЭ и ГИА» (18ч)
Цели программы: формирование психологической готовности учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА; развитие умений и навыков управления факторами, вызывающими стресс в период подготовки и сдачи экзаменов.
Задачи:
развитие уверенности в себе, выработка индивидуальной стратегии поведения в период подготовки и сдачи экзамена;
создание условий для развития навыка постановки и достижения целей;
обучение учащихся эффективным способам работы с текстом, способам запоминания;
освоение учащимися методами и приемами саморегуляции, мобилизации, способами управления стрессом.
СЛАЙД 10, 11, 12
Интернет-источники
http://5psy.ru/, официальный сайт Новочановской школы
СЛАЙД 13
Психолого-педагогическое сопровождение на уровне класса в 2015-2016 уч.г.
Районное мероприятие на базе нашей школы: ШКОЛА ЗАВУЧА 24.11.2015
СЛАЙД 14
Деятельность на Школьный округ: Пробный экзамен у 9-ти классников (19.04.2016)
После экзамена было предложено отдохнуть в Сенсорной комнате произвольными группами по 10 человек.
СЛАЙД 15, 16, 17, 18, 19
Просветительская деятельность: методические выставки, консультирование, рекомендации
Направления деятельности классного руководителя, учителя-предметника.
Для оформления методической выставки подготавливаю материал в отдельную папку.
СЛАЙД 20, 21, 22
Диагностика/ самодиагностика (анкетирование, тесты) — самоорганизация (познавательный компонент), уровень тревоги, притязаний, самооценка (личностный компонент), знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент).
Для чего? Осознание значимости — рекомендации самому себе. Стратегии поддержки.
СЛАЙД 23
Самообразование.
Издательский дом 1 сентября. Общероссийский проект «Школа цифрового века»
Переосмысление: лето — идеальное время для размышлений...
СЛАЙД 24-31
26.07.2016 на сайте 1 сентября я была участником Видеоконференции «ЕГЭ с точки зрения учителя». Ведущий главный редактор Издательского дома 1сентября Артем Симонович Соловейчик. Можно посмотреть на ютубе.
Слоган: Время учить. Время учиться. Время учит.