СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности проведения физкультуры в малочисленной школе

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сельская средняя  школа как правило  является малочисленной. В такой школе свои известные особенности. Такое обстоятельство, например, как малое количество детей в классе, с одной стороны, создает все возможности для организации индивидуальной работы с учащимися, с другой стороны, на ребенка на каждом уроке увеличивается учебная нагрузка в плане взаимодействия учитель-ученик, присутствует постоянная напряженность школьника. 

Просмотр содержимого документа
«Особенности проведения физкультуры в малочисленной школе»

15



Особенности проведения урока физкультуры в сельской малочисленной школе


Сельская средняя школа как правило является малочисленной. В такой школе свои известные особенности. Такое обстоятельство, например, как малое количество детей в классе, с одной стороны, создает все возможности для организации индивидуальной работы с учащимися, с другой стороны, на ребенка на каждом уроке увеличивается учебная нагрузка в плане взаимодействия учитель-ученик, присутствует постоянная напряженность школьника.

Выделим три группы особенностей учебно-воспитательной работы школы в сельской местности.

Первая группа, связанная со спецификой сельского уклада, быта и жизни: неравномерность трудовой занятости на селе, низкая квалификация работников, высокая доля труда в домашнем секторе, раннее включение детей в трудовую жизнь, что ведет к позитивным и негативным последствиям.

Позитивные - добросовестность, исполнительность и высокая работоспособность сельских школьников. Негативные - недостаток времени у сельских школьников на самообразование и слабо выраженное стремление к высоким жизненным и образовательным стандартам.

Вторая группа связана со спецификой социального взаимодействия и сельского социума: традиционность и консервативность социокультурной среды села, большим влиянием родителей и односельчан на воспитание детей, целостность национального сознания и духовных традиций, относительная устойчивость нравственно-этической среды, ограниченность опыта общения детей при его углубленности, ограниченность возможностей для культурного досуга, образования и самообразования. В этих условиях школа становится культурным центром села, выполняя иные, чем в городе функции. Положительно влияет на школьников их приближенность к природной среде, которая становится одним из факторов воспитания и более тесное их взаимодействие с окружающими людьми и педагогами. Негативным результатом становится малый круг общения, что ведет к социальной незащищенности школьников, сниженной способности к социальной адаптации.

Третью группу особенностей составляет специфика организации учебно-воспитательного процесса в сельской школе:

  • тесная связь содержания учебного материала с жизнью села, природой, сельским производством;

  • многопредметность работы учителя, вследствие чего возникает необходимость для учителей владеть содержанием смежных предметов, технологий и методикой ведения интегрированных уроков;

  • малое количество учащихся, что ведет к необходимости для учителя строить общение с учениками иным образом, чем в большой школе;

  • необходимость для учителя владеть технологиями работы в разновозрастном детском коллективе;

  • работа учителя над совершенствованием содержания и способов организации работы в условиях отсутствия методобъединений[10.C.19].

Анализ состояния здоровья сельских детей за последние годы позволяет сделать вывод, что увеличивается количество детей с различными заболеваниями. Возникает настоятельная необходимость создания здоровьесберегающей технологии, как системы мероприятий, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, в которой немалое внимание отводится занятиям физической культуры.

Основными направлениями здоровьесберегающей технологии в малокомплектной школе являются:

I.    Совершенствование системы физического развития детей, увеличение объема двигательной активности за счет включения в расписание третьего урока физкультуры во всех классах, увеличение количества занятий спортивных секций, проведение спортивных соревнований, организация динамических пауз, воспитания и мотивации к занятиям спортом и здоровому образу жизни.

II.    Рациональная организация режима дня, оптимальная учебная нагрузка, правильное расписание, хорошо организованное питание, смена видов деятельности, ежедневные занятия спортом, комфортная спокойная атмосфера в школе.

III.   Изменение образовательной среды в школе, подбор удобной мебели и другого оборудования, рациональное оформление и цветовой фон, хорошее освещение, соблюдение санитарно-гигиенических требований, предоставление возможностей для различных форм отдыха, физкультурно-оздоровительной деятельности, эффективного использования пришкольной территории, интересная внутришкольная жизнь[13. C.71].

В сельских малочисленных школах преподавание предмета физической культуры имеет свою специфику: отсутствие материальной базы вынуждает учителя вести учебную и внеклассную работу на открытом воздухе круглогодично. Малое количество учащихся в каждом классе позволяет создавать разновозрастные группы, межклассные объединения. Малочисленные школы одного региона создают разнообразные формы совместной деятельности - проводят спортивные соревнования и туристические походы и т.д. Каждый учитель в сельской школе - и воспитатель, и тренер, и наставник в одном лице. От того, как он решает многочисленные проблемы, опираясь на свою практику, как учитывает нужды детей и особенности предмета, как сумеет организовать урочную и внеклассную физкультурно-оздоровительную работу в школе, зависит авторитет предмета и успешное решение задачи укрепления здоровья школьников.

Как увлечь их физической культурой, сформировать привычку регулярно заниматься физическими упражнениями? Как привить вкус к здоровому образу жизни? Эти и многие другие вопросы встают перед учителем физической культуры, и каждый ищет свой путь для ответа на них.

Урок физической культуры как был, так и остаётся главным звеном в системе физического воспитания. Учитель физкультуры в состоянии значительно повысить его эффективность. Не только физические нагрузки должны стать содержанием урока, но и некий дополнительный "вес": какие знания ученик приобрёл, что сумел перенести в повседневную жизнь, как использует эти знания в других видах деятельности. Сообщение знаний в виде информации, "натаскивания" для развития физических качеств и двигательных навыков кажется на первый взгляд кратчайшим путем, ведущим к цели. Но этого недостаточно. Нужно научить ребят что-то делать, сформулировать мотивацию деятельности. Сиюминутный интерес, удовольствие, испытываемое от движения, от игры на уроке, - это всё способы внешней мотивации, мало учитывающие внутренний личный интерес ученика. А именно он становится самым сильным стимулом для занятия физкультурой.

Как же заинтересовать ребят физической культурой, как воспитать сознательную активность на уроке и вне школы?

Условия сельской малочисленной школы позволяют решать эти вопросы.

На наш взгляд, наибольшую эффективность даёт возможность увеличивать количество уроков за счёт объединения классов. Учитель хорошо знает каждого ученика, может продуктивно вести индивидуальное обучение, увеличивать плотность урока. В разновозрастном коллективе возможна взаимопомощь и шефство старших ребят над младшими, у учителя нет проблем с дисциплиной на уроке: все учащиеся находятся в поле зрения. Хорошая связь с родителями помогает решать вопросы контроля за выполнением домашних заданий, за соблюдением режима дня и т.д. Есть возможность привлечь большинство ребят к занятиям во внеурочное время в спортивные секции и к участию в школьных соревнованиях. Объединив малочисленные классы в один, мы устраняем ограниченность общения школьников. В объединённом коллективе можно проводить спортивные и подвижные игры. Особенно это важно для учеников младших классов. Но при объединении классов возникают и трудности. Прежде всего - в планировании и ведении урока с разновозрастными детьми.

Итак, объединение классов.

Объединение малочисленных классов в разновозрастные группы возможно в различных сочетаниях, к примеру: 1-3-е классы – младший возраст, 4-6-е классы - средний возраст, 7-9-е классы - старший возраст.

Объединив три класса в одну группу, мы получаем возможность вести шесть уроков в неделю вместо двух традиционных. Уроки можно сделать спаренными в средних и старших классах при проведении игровых, лыжных уроков, уроков по туристической подготовке. Нагрузка (количество уроков) и зарплата учителя остаются прежней, Составить расписание с включением ежедневных уроков физкультуры не является большой трудностью для администрации школы.

Один неоспоримый выигрыш от этого налицо: объединение классов повышает эмоциональность занятий, а значит, интерес к ним. Возможны и другие варианты объединения в зависимости от количества учеников в школе.

Это могут быть 1 - 4-е классы, 1 - 6-е, 7 - 9-е, 1 - 9-е, 5 - 9-е классы.

На наш взгляд, наиболее оптимальной является группа в 10-12 человек. Окончательное решение о количестве уроков физкультуры - два, три, четыре, пять или ежедневно принимает администрация школы совместно с учителем, учитывая условия и возможности школы.

Увеличение количества уроков (максимально до 6 в неделю) позволит расширить объём теоретического и практического материала. Многие учителя испытывают острую нехватку времени именно для сообщения теоретических знаний. Несомненно, нужна их система, а не отдельные фрагменты, сообщаемые во время отдыха между физическими упражнениями.

Это знания по вопросам здорового образа жизни, развитию физических упражнений, по оказанию первой помощи при травмах и т.д. На основании школьной программы и своего личного опыта учитель может определить необходимый уровень знаний для каждой возрастной группы своих учеников.

Лекции, беседы, подготовка сообщений, защита рефератов (для старших ребят) вполне доступны учащимся сельской школы. Увеличение количества уроков до 204 в году даёт возможность выделить достаточное количество времени на усвоение теоретического материала. Теоретические уроки могут быть плановыми или "резервными" при дождливой или очень холодной погоде, когда нельзя заниматься на улице, Конечно, при этом необходим тщательный подбор материала, и этот материал должен быть всегда "под рукой", в запасе. Контроль за усвоением теоретического курса, его формы определяются самостоятельно. Можно рекомендовать проводить его в форме анкетирования, устного ответа, контрольных работ, выполнения заданий. Увеличение числа уроков даёт возможность расширить предлагаемый программой практический материал, особенно по лёгкой атлетике и лыжной подготовке. Возможно включить дополнительный материал по туризму, ориентированию, кроссовой подготовке, футболу, бадминтону и т. д. Решить это возможно самостоятельно с учётом своей «специализации» и возможностей школы.

О положительном влиянии ежедневных уроков на открытом воздухе на здоровье детей говорить нет необходимости. Необходимо только иметь тесный контакт с родителями учащихся, попросить их проследить за тем, в чём дети уходят в школу, соответствуют ли погоде их одежда и обувь. Не допускать до занятий детей в болезненном состоянии или в одежде, которая может привести к переохлаждению организма во время урока.

Ежедневные уроки возлагают большую профессиональную ответственность на учителя физической культуры. Чтобы они не были однообразными, к ним надо тщательно готовиться. На первый план здесь выходят комплексные уроки (за исключением лыжной подготовки). В них могут входить 2-3 вида упражнений в различных сочетаниях. Например; лёгкая атлетика - гимнастика; лёгкая атлетика - гимнастика - спортивные игры; спортивные игры - силовые упражнения - кросс; лёгкая атлетика – спортивные игры и т.д. Возможно разнообразие (а при занятиях 6 раз в неделю оно даже необходимо, чтобы у ребят не пропал интерес) упражнений по дням недели: понедельник, среда, пятница - лёгкая атлетика; вторник, четверг - спортивные игры; суббота - гимнастика, подвижные игры. А при спаренных уроках в старших классах для поддержания работоспособности разнообразить необходимо физические упражнения.

Учебный материал на совместных уроках располагается таким образом, чтобы при изучении его младшими школьниками более старшие ребята могли увидеть их ошибки и оказать помощь в их устранении. Когда же старшеклассники изучают новый материал, младшие школьники выполняют свою работу, повторяют упражнения.

Для разновозрастных уроков наиболее эффективен групповой способ обучения. Группы формируются по желанию учеников, но обязательно в них должны быть ребята старших и младших классов. Учитель помогает ученикам осознать цели совместной деятельности, включает во взаимодействие старших и младших – и тогда эффект урока обеспечен.

Определите при этом роль и функции старшеклассников как ваших помощников, организаторов работы в группе. Советуем серьёзно подойти к выбору и подготовке групповодов, поскольку они выполняют новую для себя функцию - педагогическую. На уроке попросите ребят дать коллективную оценку и самооценку вклада каждого ученика в деятельность группы. Пусть ребята скажут, какие уроки интереснее - межвозрастные или в одном классе.

Разновозрастные уроки выполняют и социально-адаптационную функцию: позволяют школьникам овладеть различными социальными ролями - взрослого, ответственного за младшего товарища, учителя, организующего работу в группе. На таких уроках лучше развиваются коммуникативные умения, способность быстро ориентироваться в меняющейся обстановке. Этих качеств крайне недостает учащимся малочисленных школ. Дети приучаются к самоконтролю, к умению самостоятельно добывать знания, вычленять главное, делать выводы.

Спортивная база имеет важное значение в учебном процессе школы, но, как правило, в сельских малочисленных школах нет спортивных залов и приспособленных помещений для занятий. Чаще всего при плохой погоде используют школьные коридоры. Но оборудовать пришкольную спортивную площадку силами школьников и их родителей под руководством учителя физической культуры может каждая малочисленная школа. Спортивная площадка должна иметь прямую беговую дорожку длиной 80-110 метров, круговую дорожку 180- 200 метров, волейбольную, баскетбольную площадки, а если есть место, то и футбольное поле, место для подвижных игр, прыжковую яму. По силам сделать место для подтягиваний, отжиманий в упоре, простейшие тренажёры. Для лыжной и кроссовой подготовки желательно иметь маркированную трассу различной протяжённости. В школьном коридоре всегда можно найти место для гимнастического мата, гимнастического "козла", поставить съёмную (или постоянную) перекладину, установить стол для настольного тенниса и т.д. Это даст возможность проводить занятия в ненастную погоду.

Планирование учебной работы - довольно сложный и ответственный процесс, который ещё более осложняется при отсутствии спортивного зала. Невозможно предвидеть, какая погода будет завтра, через неделю, через месяц. Трудности планирования возникают и при работе разновозрастных групп. Традиционное планирование здесь не подходит - иные условия, возможности, иное оснащение. Поэтому следует вести речь о принципах планирования. Как один из вариантов, рассмотрим такой, в основу которого закладывается планирование по блокам[8, 12, 4].

Каждая школа при объединении классов имеет возможность проводить в неделю от 3 до б уроков физкультуры. Выбор их количества зависит от совместного решения учителя, администрации школы и родительского комитета.

Так же совместно рассматривается и утверждается вопрос в выборе физических упражнений (видов спорта), их объёме для включения в местную программу по физической культуре. При этом следует учитывать стандартные требования, предъявляемые к авторским программам.

Приведем примерную сетку распределения учебных часов и учебного материала для учащихся 5 - 9-х классов при 3,4 и 6-разовых занятиях в неделю.


Распределение часов при 3 уроках физкультуры. Количество уроков 102


┌──────────┬───────┬──────────┬────────┬────────┬────────┬───────┬──────┐

│ Четверти │Кол-во │Теорети- │Гимнас- │Лёгкая │ Спор- │Лыжная │Туризм│

│ │уроков │ческие │тика │атлетика│ тивные │подго- │ │

│ │ │сведения │ │ │ игры │товка │ │

├──────────┼───────┼──────────┼────────┼────────┼────────┼───────┼──────┤

│ I четв. │ 27 │ 1 │ 3 │ 10 │ 10 │ - │ 3 │

├──────────┼───────┼──────────┼────────┼────────┼────────┼───────┼──────┤

│ II четв. │ 21 │ 2 │ 4 │ - │ 5 │ 10 │ - │

├──────────┼───────┼──────────┼────────┼────────┼────────┼───────┼──────┤

│ III четв.│ 30 │ - │ 3 │ - │ 3 │ 24 │ - │

├──────────┼───────┼──────────┼────────┼────────┼────────┼───────┼──────┤

│ IV четв. │ 24 │ 1 │ - │ 14 │ 4 │ - │ 5 │

├──────────┼───────┼──────────┼────────┼────────┼────────┼───────┼──────┤

│ Всего │ 102 │ 4 │ 10 │ 24 │ 22 │ 34 │ 8 │

└──────────┴───────┴──────────┴────────┴────────┴────────┴───────┴──────┘


Распределение часов при 4 уроках физкультуры. Количество уроков 136


┌──────────┬───────┬──────────┬────────┬────────┬────────┬───────┬──────┐

│ Четверти │Кол-во │Теорети- │Гимнас- │Лёгкая │ Спор- │Лыжная │Туризм│

│ │уроков │ческие │тика │атлетика│ тивные │подго- │ │

│ │ │сведения │ │ │ игры │товка │ │

├──────────┼───────┼──────────┼────────┼────────┼────────┼───────┼──────┤

│ I четв. │ 36 │ 2 │ 4 │ 16 │ 10 │ - │ 3 │

├──────────┼───────┼──────────┼────────┼────────┼────────┼───────┼──────┤

│ II четв. │ 28 │ 2 │ 10 │ - │ 4 │ 12 │ - │

├──────────┼───────┼──────────┼────────┼────────┼────────┼───────┼──────┤

│ III четв.│ 40 │ - │ 4 │ - │ 6 │ 30 │ - │

├──────────┼───────┼──────────┼────────┼────────┼────────┼───────┼──────┤

│ IV четв. │ 32 │ 2 │ - │ 14 │ 10 │ - │ 5 │

├──────────┼───────┼──────────┼────────┼────────┼────────┼───────┼──────┤

│ Всего │ 136 │ 6 │ 18 │ 30 │ 30 │ 42 │ 8 │

└──────────┴───────┴──────────┴────────┴────────┴────────┴───────┴──────┘


Распределение часов при 6 уроках физкультуры. Количество уроков 204


┌──────────┬───────┬──────────┬────────┬────────┬────────┬───────┬──────┐

│ Четверти │Кол-во │Теорети- │Гимнас- │Лёгкая │ Спор- │Лыжная │Туризм│

│ │уроков │ческие │тика │атлетика│ тивные │подго- │ │

│ │ │сведения │ │ │ игры │товка │ │

├──────────┼───────┼──────────┼────────┼────────┼────────┼───────┼──────┤

│ I четв. │ 54 │ 2 │ 8 │ 20 │ 18 │ - │ 6 │

├──────────┼───────┼──────────┼────────┼────────┼────────┼───────┼──────┤

│ II четв. │ 42 │ 2 │ 8 │ - │ 8 │ 24 │ - │

├──────────┼───────┼──────────┼────────┼────────┼────────┼───────┼──────┤

│ III четв.│ 60 │ 2 │ 8 │ - │ 4 │ 46 │ - │

├──────────┼───────┼──────────┼────────┼────────┼────────┼───────┼──────┤

│ IV четв. │ 48 │ - │ - │ 16 │ 20 │ - │ 12 │

├──────────┼───────┼──────────┼────────┼────────┼────────┼───────┼──────┤

│ Всего │ 204 │ 6 │ 24 │ 36 │ 50 │ 70 │ 18 │

└──────────┴───────┴──────────┴────────┴────────┴────────┴───────┴──────┘


Дополнительным материалом для включения в программу может быть туризм, ориентирование на местности, ручной мяч, футбол, бадминтон, настольный теннис, кроссовая подготовка и т. д. - всё зависит от возможностей школы и специализации учителя физкультуры. Как видно из приведённых вариантов распределения учебного материала, больше уроков отведено на лыжную подготовку, лёгкую атлетику, спортивные игры. Это оправдано тем, что уроки приходится проводить на улице.

Сочетание различных видов упражнений необходимо. Нельзя забывать, что при частых, а особенно при ежедневных уроках физкультуры ребята устают от однообразия (например, вся неделя только уроки лёгкой атлетики), поэтому, планируя уроки на четверть, необходимо чередовать лёгкую атлетику, спортивные игры; гимнастику. Или на одном уроке совмещать разные виды спорта (делать комбинированные уроки).

Планирование учебной работы по блокам предусматривает подбор однородного материала по целям или видам упражнений в один блок для разновозрастных групп. Блок включает упражнения, необходимые для полного усвоения определенного вида движений с 5-го по 9-й класс. (Возможны другие сочетания: 1- 4-е, 5-8-е, 9-11 -е классы и т.д.) Определите задачи, последовательность обучения, требования по физической подготовке в данном виде спорта. Приведу примерное содержание блока:


Блок № 21. Лёгкая атлетика. Прыжок в длину способом "согнув ноги"

Составляется по форме:

┌───────────────────────────┬─────────┬──────────────────────────┐

│Последовательность обучения│ Задачи │ Примечания, методические │

│ │ │ рекомендации │

├───────────────────────────┼─────────┼──────────────────────────┤

│ │ │ │

└───────────────────────────┴─────────┴──────────────────────────┘

Графы заполняются примерно так:

Задачи:

Научить технике прыжка в длину. Подготовить к сдаче учебных норм по прыжкам. Готовить к участию в школьных соревнованиях. Развивать физические качества.

Последовательность обучения:

1. Показ и объяснение техники прыжка в длину.

2. Обучение "полету в шаге" с короткого разбега.

3. Обучение "полету в шаге" с последующим пробеганием вперед.

4. Обучение "полету в шаге" с попаданием наместо отталкивания.

5. Прыжок "в шаге" через низкое горизонтальное препятствие (натянутую резинку, установленную планку и т.п.).

6. Обучение отталкиванию.

7. Обучение подбору индивидуального разбега.

8. Обучение сочетанию разбега, отталкиванию и "полету в шаге".

9. Обучение группировке и "выбрасыванию" ног, приземлению.

10. Совершенствование техники прыжка.

11. Прыжки на результат.

Примечания, методические рекомендации:

Самым важным считать обучение ритму и скорости разбега, отталкивание, направление движения маховой ноги, подбор индивидуального разбега. Использовать кинограмму прыжка способом "согнув ноги". Длина разбега и количество повторений увеличиваются с возрастом учащихся. В разминку включать специальные упражнения прыгуна в длину. При совершенствовании техники прыжка использовать старших ребят (групповодов).


Таблица учебных нормативов

┌────────┬────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Класс │ Мальчики Девочки │

│ ├───────────┬──────────┬─────────┬────────┬───────┬──────────┤

│ │ Оценка 5 │ Оценка 4 │Оценка 3 │Оценка 5│Оценка4│Оценка 3 │

├────────┼───────────┼──────────┼─────────┼────────┼───────┼──────────┤

│ 5-й │ 340см │ 300см │250см │310см │250см │210см │

├────────┼───────────┼──────────┼─────────┼────────┼───────┼──────────┤

│ 6-й │ 360см │ 320см │260см │320см │270см │220см │

├────────┼───────────┼──────────┼─────────┼────────┼───────┼──────────┤

│ 7-й │ 370см │ 340см │280см │340см │300см │240см │

├────────┼───────────┼──────────┼─────────┼────────┼───────┼──────────┤

│ 8-й │ 380см │ 360см │300см │360см │310см │250см │

├────────┼───────────┼──────────┼─────────┼────────┼───────┼──────────┤

│ 9-й │ 390см │ 370см │320см │370см │320см │280см │

└────────┴───────────┴──────────┴─────────┴────────┴───────┴──────────┘


Пример №2

Блок № 52. Гимнастика. "Опорный прыжок" (составляется по вышеприведённой форме)

Задачи:

Научить выполнению прыжка в соответствии с возрастом. Развивать координацию движений, смелость.

Последовательность обучения - подводящие упражнения.

1. Из упора присев на полу, прыжок вверх, прогнувшись, с мягким приземлением в полуприсед.

2. Стоя в полуприседе на гимнастической скамейке, соскок, прогнувшись, с мягким приземлением.

3. То-же - из упора присев.

4. Стоя лицом к опоре (конь, бревно, гимнастическая стенка), упор стоя - прыжки, согнув ноги (ноги врозь), стараться выше поднять таз.

5. Из упора присев (на полу, гимнастической скамейке) прыжок (ноги врозь), зафиксировать позу приземления.

6. Напрыгивание на гимнастический мостик и отталкивание обеими ногами с опорой руками на тело коня (козла) с одного, двух, трех шагов разбега.

7. Из упора лёжа, толчком рук, разгибаясь, встать в широкую стойку, ноги врозь.

8. Из упора лёжа на полу, энергично прогибаясь в тазобедренном суставе, толчком рук встать в положение полуприседа, руки вверх.

9. Из упора лёжа на мате, уложенном на краю гимнастической скамейки, активно прогибаясь и толкаясь руками, прыжок, согнув ноги (плечи находятся точно над опорой).


Выполнение опорных прыжков

5-6-й класс (мальчики - девочки) - козёл в ширину (80-110 см) - вскок, в упор "присев", соскок прогнувшись.

7-й класс (мальчики - девочки). 8-й класс (девочки) - козёл в ширину (110- 115 см) - прыжок ноги врозь.

8-й класс (мальчики) - козёл в ширину (110-115см)-прыжок, согнув ноги.

9-й класс (мальчики) - козёл в длину (110- 115 см) - прыжок, согнув ноги.

9-й класс (девочки) - конь в ширину (110 см) - прыжок боком.

Подводящие упражнения:

1. Из упора лёжа на мате, толчком ног упор, лёжа боком.

2. С 2-3 шагов разбега наскок на мостик с опорой руками - упор лёжа боком с опорой ногами о тело коня, соскок, прогнувшись спиной к снаряду.


Методические рекомендации:

На страховке, особенно в первоначальный период обучения прыжку через снаряд, должен стоять учитель. Основное внимание обратить на обучение напрыгиванию на мостик на обе ноги, так как часто отталкивание с одной ноги приводит к падению ученика. Учить ребят приёмам самостраховки и страховки. А на страховку ставить физически крепких школьников.

Подводящие упражнения облегчают освоение техники опорных прыжков.

Уделить внимание постановке рук на снаряд и отталкиванию ими. При овладении одного вида прыжка переходить к обучению более сложному.

Аналогичные блоки составляются по всем разделам школьной программы по физической культуре. Ученик, последовательно овладевающий в блоке упражнениями, имеет возможность опережать программные требования для своего возраста и выполнять более сложные упражнения старших классов.

Появляется возможность опережающего обучения. Ребята приступают к выполнению следующего задания только тогда, когда учитель "примет" у него предыдущее упражнение. Знание учителем индивидуальных особенностей и характера учеников поможет успешно обучать классы по блочной системе.

В блоки могут объединяться упражнения по целевому назначению.

Например: блок специальных легкоатлетических упражнений метателя, блок специальных упражнений прыгуна в высоту, блок спортивных эстафет для развития определённых физических качеств, блок общеразвивающих упражнений в движении и т.д.


Приведём пример целевого блока.

Блок № 9. Специальные беговые легкоатлетические упражнения

Назначение упражнений: для быстрейшего овладения техникой бега, развития таких физических качеств, как сила, скорость, скоростная выносливость.

Задача: Научить правильно выполнять все упражнения.

Последовательность обучения упражнениям:

1. Бег с высоким подниманием бедра на месте и с продвижением вперед.

2. Бег с высоким подниманием бедра в упоре (гимнастическая стенка, дерево, ограда и т.п.), туловище наклонено под углом 45-60°, с акцентом на высокое поднимание бедра и полное выпрямление ноги при толчке.

3. Бег с захлёстыванием голени на месте и с продвижением вперед.

4. Бег прыжками с ноги на ногу (многоскоки) на гладкой местности через установленные препятствия.

5. "Семенящий бег".

6. Бег с ускорением до предельного темпа.

7. Бег с высоким подниманием бедра, захлёстыванием голени, многоскоки в усложнённых условиях (в яме с песком, на опилках, в гору, в воде и т.д.).

8. Бег "скачками" с подтягиванием голени к бедру.

9. Работа рук (стоя на месте) в различном темпе и в сочетании с приседанием и выпрямлением ног.


Методические рекомендации:

Дозировать нагрузку ребятам разного возраста при выполнении упражнений количеством повторений с учётом физического развития школьников. Усложнять упражнения постепенно. Учащиеся должны знать назначение каждого специального бегового упражнения. Можно назначить старших для контроля за правильностью выполнения младшими.

Для составления четвертных графических планов возможно распределение всего учебного материала 5 - 9-х классов по блокам. Распределение его может быть таким:


Целевые блоки

№ 1 - "Теоретические сведения".

№ 2 - "Обшеразвивающие упражнения в разомкнутом строю".

№ 3 - "Обшеразвивающие упражнения в движении".

№ 4 - "Упражнения с гимнастической скакалкой".

№ 5 - "Упражнения с гимнастической палкой".

№ б - "Упражнения с гимнастическим обручем".

№ 7 - "Упражнения с гантелями"

№ 8 - "Специальные силовые упражнения с преодолением "собственного веса" (для рук, ног и туловища).

№ 9 - "Специальные беговые легкоатлетические упражнения"

№ 10 - "Специальные упражнения прыгуна в длину".

№ 11 - "Специальные упражнения прыгуна в высоту",

№ 12 - "Специальные упражнения метателя".

№ 13 - "Упражнения постоянного домашнего задания".

№ 14 - "Экспресс-тесты" (по учебной программе).

№ 15 - "Президентские экспресс-тесты".

№ 16 - "Подвижные игры".

№ 17 - "Спортивные эстафеты".


Тематические блоки

Лёгкая атлетика

№ 18 - "Основы знаний по лёгкой атлетике".

№ 19 - "Бег на короткие дистанции. Высокий старт. Низкий старт".

№ 20 - "Бег на средние дистанции".

№ 21 - "Прыжок в длину способом "согнув ноги".

№ 22 - "Прыжок в высоту способом "перешагивание".

№ 23 - "Метание мяча способом "из-за спины через плечо".

№ 24 - "Игры и эстафеты на уроках лёгкой атлетики".


Лыжная подготовка

№ 25 - "Основы знаний по лыжной подготовке".

№ 26 - "Попеременный двухшажный ход".

№ 27 - "Одновременные хода".

№ 28 - "Спуски, подъёмы, торможения, повороты".

№ 29 - "Контрольные требования по лыжной подготовке".

№ 30 - "Игры и эстафеты на лыжах".


Баскетбол

№ 31 - "Основы знаний по баскетболу". № 32 - "Стойка баскетболиста. Ведение".

№ 33 - "Передачи мяча на месте и в движении".

№ 34 - "Броски в кольцо".

№ 35 - "Сочетание приёмов".

№ 36 - "Тактика игры. Учебная игра".

№ 37 - "Правила соревнований. Судейство игр".

№ 38 - "Игры, эстафеты с элементами баскетбола".


Волейбол

№ 39 - "Основы знаний по волейболу".

№ 40 - "Приём и передача мяча сверху".

№ 41 -"Приём и передача мяча снизу".

№ 42 - "Нижняя прямая подача".

№ 43 - "Правила соревнований. Судейство игр".

№ 44 - "Игры, эстафеты с элементами волейбола".

№ 45 - "Учебная игра".


Гимнастика

№ 46 - "Строевые упражнения и команды для управления строем".

№ 47 - "Основы знаний по гимнастике".

№ 48 - "Акробатика".

№ 49 - "Перекладина низкая".

№ 50 - "Брусья параллельные. Брусья разновысокие".

№ 51 - "Бревно гимнастическое".

№ 52 - "Опорный прыжок".

№ 53 - "Полоса препятствий".

№ 54 - "Лазание по канату".

№ 55 - "Игры и эстафеты на уроках гимнастики".

Туризм

№ 56 -- "Основы знаний по туризму".

№ 57 - "Снаряжение туриста. Организация ночлега".

№ 58 - "Костры, питание, приготодление пищи".

№ 59 - "Ориентирование на местности".

№ 60 - "Выбор маршрута".

№ 61 - "Оказание первой помощи при травмах".

№ 62 - "Туристические эстафеты".


Дополнительный материал, выбранный в соответствии с местными условиями школы (по футболу, бадминтону, настольному теннису, кроссу и др.), так же разбивается на блоки. Приведённое деление материала - примерное, каждый может что-то добавить, убавить, увеличить количество блоков, объединить материал по своему усмотрению. Такое объединение учебного материала с 5-го по 9-й класс даёт возможность составить объединённый графический план на I (II, III, IV) четверть.


Примерный план урока:

Урок №... (лёгкая атлетика, баскетбол)

Использовать блоки № 2,10,13,21,32

Задачи: 1.Учить технике прыжка в длину способом "согнув ноги".

2. Совершенствовать технику ведения баскетбольного мяча.

3. Развитие координации движений, силы.

1. Построение, сообщение задач урока.

2. Бег в спокойном темпе 5 мин (5-6-е классы в чередовании с быстрой ходьбой).

3. ОРУ в разомкнутом строю: рывки и вращения руками, повороты и наклоны туловища, приседания, покачивание в выпаде, махи ногой, отжимание в упоре, прыжки на месте со сменой ног. (Нагрузку регулировать количеством повторений.)

4. Специальные упражнения прыгуна в длину

5. Обучение технике прыжка в длину: 5-й класс - прыжок "в шаге" (без указания места отталкивания); 6-й класс - прыжок "в шаге" с пробеганием (без указания места отталкивания); 7-й класс - прыжок "в шаге" через веревочку (8-9-е классы повторяют); 8-9-е классы - прыжок "в шаге" с попаданием наместо отталкивания и с приземлением на обе ноги. (При овладении движением ученики 5-7-х классов переходят к разучиванию задания следующего класса.)

6. Совершенствование техники ведения баскетбольного мяча: 5-б-е классы-ведение мяча с бегом в среднем темпе, чередуя ведение правой и левой рукой;

7-й класс - ведение мяча с бегом в спокойном темпе без зрительного контроля;

8-9-е классы - обводка препятствий ("змейка") в среднем и быстром темпе (справа - правой рукой, слева - левой рукой).

Общее задание 5-9-х классов: ведение мяча по кругу с изменением на 180° направления ведения по сигналу (свистку) учителя, 1,5-2 мин.

7. Ходьба спокойная с выполнением упражнений на внимание.

8. Отжимание в упоре. (Первый подход до предела.)

9. Построение, подведение итогов урока. Домашнее задание – выполнять силовые упражнения постоянного домашнего задания.

Урок №... (лыжная подготовка - 2 часа)

Использовать блоки №25,26,27.

Задачи: 1. Обучение и совершенствование техники попеременного двухшажного хода.

2. Обучение и совершенствование техники одновременного двухшажного хода.

2. Развитие общей и скоростной выносливости.


1. Построение, проверка лыжного инвентаря и одежды учащихся.

2. Передвижение к месту занятий.

3. Подготовка учебного круга (2-3 круга с прямыми 88-120 метров).

4. 5-й класс - обучение технике попеременного двухшажного хода (6-9-е классы - совершенствуют ход с групповодом, учитель с 5-м классом).

5. 5-й класс - обучение технике одновременного двухшажного хода (6-9-е классы совершенствуют ход).

6. Повторное прохождение отрезков на скорость; 5-6-е классы - 3 раза по 80 м, 7-8-е классы - 3 раза по 100 м, 9-й класс - 3 раза по 120 м Отдых во время возвращения назад в спокойном темпе.

7. Равномерное передвижение на местности в среднем темпе (можно использовать учебный круг). 5-6-е классы -15 мин, 7-8-е классы - 20 мин, 9-й класс - 25 мин (5-6-е. классы -10 мин - катание с горки).

8. Передвижение к школе. Краткое подведение итогов урока. Индивидуальное домашнее задание по лыжной подготовке.


На уроках гимнастики хорошо зарекомендовала себя работа учащихся по "учебным карточкам". В учебную карточку включаются упражнения по определённому разделу гимнастики (например, "акробатика", "перекладина", "опорный прыжок" и т.д.), соответствующие конкретному классу. Это может быть и последовательность обучения какому-либо элементу, к примеру:


Учебная карточка. 5-й класс.

"Кувырок вперёд"

Задания:

№ 1. Группировка в различных исходных положениях: в упоре присев; лёжа на спине; лёжа на боку; сидя.

№ 2. Перекаты в группировке: на спине вперёд - назад; из упора "присев" перекат на спину с возвращением в упор "присев", боком.

№ 3. Кувырок вперёд с наклонной плоскости из упора "присев".

№ 4. Кувырок вперёд с наклонной плоскости из широкой стойки."ноги врозь".

№ 5. Кувырок вперёд на горизонтальной плоскости из упора "присев" в упор "присев".

№ б. Кувырок вперёд в группировке из широкой стойки "ноги врозь" на горизонтальной плоскости.


В учебную карточку могут включаться комбинации из отдельных элементов, но также соответствующие определённому классу. Например:


Учебная карточка. 5-й класс (мальчики).

"Перекладина"

Зачётная комбинация: исходное положение - вис стоя - вис присев - толчком двух подъём в упор - медленное опускание вперед в вис лёжа спереди - нажимая руками назад, бросковым движением встать.


Учебная карточка. 6-й класс (мальчики).

"Перекладина"

Зачётная комбинация: исходное положение - вис стоя - махом одной, толчком другой подъем переворотом в упор - мах вперед - махом назад соскок прогнувшись.


Учебная карточка. 7-й класс (мальчики).

"Перекладина"

Зачётная комбинация: исходное положение - вис стоя - толчком двух подъём переворотом в упор - мах вперёд - соскок махом назад с поворотом на 90 градусов.


Учебная карточка. 8-й класс (мальчики).

" Перекладина"

Зачётная комбинация: исходное положение - вис стоя'- силой подъём переворотом в упор - перемах правой (левой) в упор верхом – перехват руками в хват снизу - перемах правой (левой) соскок с переворотом направо (налево) до положения стоя боком к снаряду.


Учебная карточка. 9-й класс (мальчики).

" Перекладина"

Зачётная комбинация: исходное положение - основная стойка, стоя в одном метре от снаряда - с прыжка вис углом, махом назад, вис стоя, согнув руки - махом одной, толчок другой, подъём переворотом в упор – перемах правой (левой) в упор верхом - перемах левой (правой) в упор сзади - соскок махом вперёд с поворотом на 90 градусов.


Аналогично расписывается в учебные карточки и материал для девочек. В учебных карточках расписывается материал по акробатике, брусьям разновысоким и т.д.

В карточке может быть записано задание по круговой тренировке, индивидуальной разминке по развитию определённого физического качества (силы, координации движений, ловкости, гибкости).

Учебная карточка выдаётся одному ученику или небольшой группе ребят одного возраста после объяснений правил самостоятельной работы.

Учитель по мере необходимости помогает ученику, учит приёмам взаимопомощи, страховки и самостраховки. Вся работа по учебным карточкам идёт под контролем учителя. Он находится там, где требуется показ нового элемента, страховка при выполнении сложного движения. Здесь широко может быть использовано и шефство старших учеников над младшими.

Ученик, освоив учебный материал карточки своего возраста и "отчитавшись" перед учителем, получает задание следующего класса, а не освоивший в течение учебного года продолжает работать по старой карточке в новом учебном году. Учебная карточка, как и объединение материала в блоки, позволяет вести опережающее обучение, индивидуальную работу с каждым учащимся, учитывать его особенности и физическое развитие. В зависимости от погодных условий приходится отходить от запланированного материала, менять задачи урока. При неблагоприятных условиях необходимо избегать длительных объяснений, ограничиваясь краткими указаниями и рекомендациями, урок насыщать более интенсивными видами упражнений, повышая двигательную активность учеников. Больше места отводить различным эстафетам, играм, круговой тренировке.

Но при всём этом основой учебной работы остаётся графический план, составленный с учётом сезонного состояния погоды в данной местности.


В заключении выдели следующие направления совершенствования учебно-воспитательного процесса в сельской малочисленной школе:

  • организация межвозрастного обучения, которая предполагает укрупнение классов, что будет способствовать снижению психологической нагрузки на каждого из детей, расширению их опыта общения и социального опыта, развитию умений по взаимопомощи;

  • изменение системы воспитательной работы в соответствии со следующими идеями:

    • сотворчества участников педагогического процесса, реализация которой обеспечивает развитие креативных способностей детей и взрослых, формирование сотруднических отношений между ними;

    • расширения связей учащихся с окружающим миром, необходимость реализации которой обусловлена ограниченностью и замкнутостью пространства, в котором происходит социальное становление сельского школьника, бедностью и ограниченностью общения в условиях малочисленной школы; взаимодействия детей разного возраста обусловлена тем, что в условиях малочисленной школы не эффективно проведение ряда уроков, а тем более воспитательных мероприятий по классам, где обучается до 10 человек;

    • педагогизации социального окружения школы на основе включения в жизнь учащихся заботы и проблемы ближайшего окружения, превращая школу в культурно - духовный центр.

  • экологическое воспитание сельских школьников через осознание ими себя как части природы и через природосообразное совершенствование себя;

  • развитие навыков самостоятельности и активности в получении знаний в учебном процессе: лекционные, семинарские занятия и уроки, построенные на дискуссии; применение различных форм коллективной учебно-познавательной деятельности, среди которых работа в малых и межвозрастных группах; использование опорных сигналов как средств наглядности, организации и систематизации учебного материала.



Список использованной литературы


  1. Афанасьев В.Г. Физическое воспитание и здоровье: учеб. пособие. - Владимир: Владимир. гос.пед. ун-т, 2004. – 68 c.

  2. Байбородова Л., М. Рожков. Концепция и программа деятельности детского загородного лагеря // Воспитательная работа в школе. - 2004. - № 2. - C. 21-32.

  3. Байбородова Л.В. Воспитание и обучение в сельской малочисленной школе: Учеб. пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2004. - 357 c.

  4. Влияние социально-педагогических факторов на обучение и воспитание детей в сельской школе: (По результатам соц.-пед. исслед.) / Г.И. Репринцева, А.С. Ананичев, В.А. Баранова и др. - М.: ИСПС РАО, 2004. - 95 c.

  5. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Физ. культура и спорт» / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - 2-е изд., дораб. - М.: Academia, 2004. – 223 c.

  6. Киселев Н.В. Проблемы организации учебно-воспитательного процесса в сельских общеобразовательных учреждениях / Н.В. Киселев, Е.И. Власова // Педагогическая наука и практика: проблемы и перспективы. - 2004. - Вып. 1. - C. 80-88.

  7. Литвинов Е.Н. Программа физического воспитания учащихся начальной школы: 1-4 кл.: [учеб. -метод. пособие] / Е.Н. Литвинов, М.Я. Виленский, Г.И. Погадаев. - М.: Шк. Пресса, 2004. – 14 c.

  8. Мазов Н.Ю. Теория и методика физического воспитания: учеб. - Уфа: БашГУ, 2004. – 130 c.

  9. Муравьев В.А. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста: метод. пособие / В.А. Муравьев, Н.Н. Назарова. - М.: Айрис пресс: Айрис дидактика, 2004. – 107 c.

  10. Пензулаева Л.И. Малочисленная школа: Физическое воспитание: Кн. для учителя - (Б-ка "Сельская школа России"). – М.: «Владос», 2000. – 144с.

  11. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: учеб. для студентов вузов физкультур. профиля. - М.: Акад. проект: Мир, 2004. – 570 c.

  12. Синельников О.А. Спортизация физического воспитания в школе: спортивное образование: [в рамках нововведений в преподавании физ. культуры в сред. шк. России с использованием опыта шк. Австралии и Новой Зеландии] / О.А. Синельников, П.А. Хасти, А.В. Сычев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 6. - C. 22-26.

  13. Усманов В.Ф. Курс лекций по теории и методике физического воспитания: учеб. пособие для студентов вузов / В.Ф. Усманов, Н.Ф. Мартусевич. - М.; Бирск: БирГПИ, 2004. - 319 c.

  14. Усманов В.Ф.Тезаурус педагога по физическому воспитанию: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 050120 (033100) -Физическая культура / В.Ф. Усманов, Н.Ф. Мартусевич. - М.; Бирск: БирГПИ, 2004. - 163 c.

  15. Физическое воспитание учащихся 8-9 классов: Пособие для учителя / В.И. Лях, Г.Б. Мейксон, Ю.А. Копылов и др. - М.: Просвещение, 2004. – 140 c.

  16. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов и преподавателей высш. и сред. учеб. заведений физ. культуры / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 3-е изд. - М.: Academia, 2004. – 478 с.

  17. Шопина Г. Научно обоснованный анализ урока - важный фактор оптимизации учебно-воспитательного процесса // Педагогическая техника: секреты пед. мастерства. - 2004. - № 5. - C. 117-122.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!