СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности организации учебно-воспитательного процесса в условиях сельской школы с учетом региональных особенностей

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматриваются особенности организации учебно-воспитательного процесса в сельских школах, факторы влияющие на этот процесс. Сельская школа имеет сегодня несколько функций, выполняемые ею в развитии учащихся и взрослого населения села, что делает ее социально более значимой.

Просмотр содержимого документа
«Особенности организации учебно-воспитательного процесса в условиях сельской школы с учетом региональных особенностей»


Особенности организации учебно-воспитательного процесса в условиях сельской школы с учетом региональных особенностей.


Значительная часть населения Российской Федерации проживает на территории аграрно-сельского сектора. В сельском обществе формируются особые условия, определяющие особенность его влияния на процессы обучения и воспитания детей: это близость к природе, включение детей в жизнь и быт социума, открытость общества, но вместе с тем это удаленность от современной культуры, низкий уровень материального и культурного обеспечения населения.

Особой территорией России является Кавказ, имеющий свои географические, социально-экономические и культурные особенности, которые не могут не влиять на развитие образования. В настоящее время именно Северный Кавказ становиться приоритетом политического и социально-экономического развития (в виду достаточно нестабильного геополитического и экономического положения)

Важное место в социальной системе села, в его сохранении играет именно школа, которая является сегодня не только образовательным, но и социальным центром. По данным Госкомстата РФ сельская школа в образовательном пространстве Российской Федерации является самым массовым типом учебных заведений. 70,4 % всех общеобразовательных школ расположено в сельской местности. На селе обучается 28% учащихся и работает 41% педагогов страны. Республика Адыгея не является исключением. Из 146 школ республики 112 (76,7%) является сельскими.

В нашем обществе образование уже давно стало неотъемлемой частью образа жизни населения. Для учащихся сельских школ именно оно является основным и зачастую единственным видом деятельности. Кроме учащихся, непосредственно занятых учебой, система образования так же оказывает влияние на их родителей. А это в свою очередь означает, что образ жизни миллионов граждан не могут быть улучшены без соответствующих условий получения среднего образования (1)

Школа и общество на селе неразделимы. Являясь частью целого, сельская школа отражает как в зеркале все проблемы, противоречия, ценности, характерные для сельского жителя, помогает в преодолении социальных различий.

Для сельского жителя образование имеет другую ценность, чем для городского. Очень часто это возможность вырваться из села, вхождение в иную – городскую - культуру.

Сельскую школу можно охарактеризовать как совокупность различных типов и видов образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, разнообразных по наполняемости, территориальному расположению, социальному окружению, национальному составу, работающих на удовлетворение образовательных способностей сельских детей (2)

Согласно Закону об образовании (ст. 19) стандарт образования должен выдерживаться одинаковый как для сельских, так и для городских школ. В то же время содержание и организация учебно-воспитательного процесса в сельской школе в значительной степени определяется целым комплексом объективных и субъективных факторов, обусловливающих специфику ее функционирования и перспектив развития.

К числу объективных условий, влияющих на осуществление образовательного процесса, относятся:

  • значительное многообразие типов учебных заведений, (школы с различной наполняемостью и количеством классов-комплектов, школы-комплексы, школы, пригородные школы, работающие в условиях, близких к городским, и школы, удаленные от районных центров и др.). Общий критерий, по которому все сельские школы условно можно объединить в одну группу, – их месторасположение (сельская местность);

  • снижение показателей жизненного уровня населения в сельской местности, превалирующая роль личного хозяйства в обеспечении материального благополучия сельской семьи;

  • экономическая несостоятельность большинства предприятий сельского хозяйства, невозможность оказания существенной помощи школе со стороны спонсоров, меценатов и т. п.;

  • воспитательные возможности, которыми располагает сельская среда, дают школе дополнительные стимулы для того, чтобы укреплять связи с сельским сообществом. Социальное неблагополучие сельского социума, негативно влияющее на процесс воспитания и обучения ребенка, создает предпосылки для активного участия школы в работе по улучшению социальных условий проживания людей. В современном обществе отдаленных поселений центр сельской жизни переместился в школу. Сегодня в школе получают помощь и защиту и взрослые, и дети. И очень трудно переоценить роль школы в развертывании социально-педагогической работы с молодежью, семьями, позволяющей минимизировать негативные последствия системного кризиса села. В условиях свертывания социокультурной сферы села происходит трансформация школы из его образовательного центра в социокультурный центр, углубляется тенденция к расширению социально-педагогических функций школы.

  • снижение численности обучающихся сельских образовательных учреждений, связанное с общей демографической ситуацией (уменьшением рождаемости) и миграционным оттоком сельского населения.

В развитии ребенка решающую роль играют образовательный и культурный уровень родителей. В период социально-экономических преобразований, миграционные потоки населения из села в город и из города в село возросли в разы. Уезжают из села, как правило, люди с высшим образованием, а вот приезжают те, кто надеется выжить на земле своим трудом - многодетные, социально-неблагополучные семьи. В результате происходит обострение всех негативных явлений: растет безработица, маргинализация населения, алкоголизм. Деформируется семья, растет отчуждение детей от семьи, снижается авторитет старших, увеличивается число неполных семей. И как следствие увеличивается число детей «группы риска», неуверенных, с комплексом заниженной самооценки, с проблемами адаптации к сложным социальным условиям.

К числу факторов, затрудняющих организацию учебно-воспитательной работы с сельскими школьниками, следует отнести малочисленность и малокомплектность большинства сельских школ. Поскольку в соответствии с Законом РФ «О социальном развитии села» на селе начальные школы могут открываться даже при наличии одного ученика, количество таких школ по стране весьма значительно.

Демографические изменения на селе ведут к постоянному увеличению числа малокомплектных сельских школ. Условия их работы чрезвычайно сложны и для учителя и для ученика. Организация образовательного процесса в таких школах по типу больших городских учебных заведений теряет свою эффективность, поскольку здесь складывается особая практика обучения и воспитания детей.

Обучение в небольших сельских школах реально позволяет реализовать личностно ориентированный подход к ученику. В то же время в малочисленном классе не редко отмечается повышенное чувство тревожности, эмоциональные, психологические, а иногда и интеллектуальные перегрузки учащихся, что связано с ежедневным текущим контролем и оценкой знаний учащихся. К отрицательной черте малочисленной сельской школы можно также отнести отсутствие особой эмоционально-психологической атмосферы, свойственной большому ученическому коллективу. В таких школах часто ограничено деловое, информационное и эмоциональное общение детей, практически отсутствует мотивация достижения успеха, желание быть лучшим.

В отличие от городских школ, микрорайон обслуживания сельской школы намного обширнее, для средних он может составлять десятки квадратных километров и несколько населенных пунктов. Всё это требует от учительского коллектива дополнительных и подчас весьма значительных затрат сил и времени по обеспечению мероприятий предусмотренных Законом об образовании (всеобуч). Это касается, прежде всего, организации подвоза школьников к образовательному учреждению.

Необходимо отметить также проблемы, ставшие актуальными для сельских школ в связи с процессами введения предпрофильного и профильного обучения на средней и старшей ступенях общего образования, и реструктуризации сети образовательных учреждений, находящихся в сельской местности.

Для расширения доступности качественного образования вне зависимости от места жительства и уровня доходов семей в настоящее время предпринимаются меры по реализации системы специализированной подготовки – предпрофильного и профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. В сложившихся условиях одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является профилизация обучения в старшей школе.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, под которым понимается средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Но реализация принципа вариативности в обучении по разноуровневым учебным программам создает проблему для педагогических коллективов сельских школ. В малочисленных классах сельских школ не представляется возможным ни по психолого-педагогическим, ни по финансово-экономическим соображениям, формирование групп учащихся для углубленного изучения отдельных предметов. Очень сложно в условиях сельских школ и образовать из-за отсутствия параллелей с учетом выбора детей и классы естественнонаучного, гуманитарного или иного профиля. Очевидным является в связи с этим факт, что обучающиеся в сельских школах находятся в неравных условиях с городскими детьми.

К субъективным факторам необходимо отнести так же возникновение затруднений у бывших выпускников педагогических учебных заведений, молодых педагогов, в методическом построении и сопровождении учебно-воспитательного процесса в классах с малой наполняемостью, в условиях многопрофильности педагогической деятельности. Педагогические работники сельской школы в большей степени, чем городские жители, испытывают дефицит профессионального и личностного общения, ограниченность в повышении квалификации, в получении новой педагогической информации, литературы и т. д.

С. Т. Шацкий подчеркивал, что ребенок развивается в определенной социальной среде, и без учета ее положительных и отрицательных влияний мы не можем управлять этим развитием. Сельская среда, как известно, существенно отличается от городской. Основными социальными факторами, воздействующими на становление ребенка, здесь являются: специфика социально-экономических и культурно-бытовых условий, семьи и населения, а еще - близость природы. Каждый из этих факторов порождает как положительные, так и отрицательные условия для развития личности ребенка.

Современная сельская школа имеет сегодня несколько функций, выполняемые ею в развитии учащихся и взрослого населения села:

1. социально-экономическая функция. Подготовка кадров, прежде всего для сельского хозяйства, является значительным вкладом школы в работу по профессиональному и допрофессиональному становлению молодежи.

2.селообразующая и селосохраняющая функция. Школа часто оказывается основой сохранения села, не дает им исчезнуть с географической карты.

3.функция культурного центра. Сельская школа является традиционным носителем просвещения, «книжной культуры», средоточием образования и противостояния невежеству, бескультурью.

4.функция содействия социальной мобильности. Традиционно с образованием в сельской школе была связана возможность людей подняться вверх по социальной лестнице. При этом проблема миграции, оттока сельского населения в города осложняет социально-экономическую ситуацию на селе.

5.функция структурирования социального времени. В условиях недостаточной конкуренции в целях организации досуга молодежи на селе , именно школа организует свободное время учащихся, участвует в создании условий для досуга жителей села.

6.функция воспроизводства и развития сельского уклада жизни. Школа выступает как носитель и хранитель духовных ценностей, фактор развития национального менталитета, а поэтому гуманитарная, культурно-просветительская направленность должна стать приоритетной в ее работе [3].

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что сельская школа обладает такими качественными характеристиками, которые характеризуют ее уникальность и устойчивость, и в тоже время – обусловливают ее внутреннюю противоречивость и объясняют трудноразрешимость ее проблем.





Литература:

  1. Воспитательное пространство сельской школы как объект педагогического анализа: Сб. научн. статей / Под ред. Л.И. Новиковой, Л.В. Алиевой. - М., Изд-во СОПиР РФ, 2000. – 72 с.

  2. Гурьянова, М.П. Сельская школа и социальная педагогика: Пособие для педагогов / М.П. Гурьянова. – Минск: Амалфея, 2002. – 448 с.

  3. О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности /www.innovbusiness.ru /yandex/ 2007.

  4. Современная сельская школа в условиях реализации Национальных проектов. - М., 2006


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!