СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности официально-делового стиля. Особенности публицистического стиля.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 10 классе на тему "Лексические, морфологические, синтаксические особенности официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: характеристика, автобиография, заявление, закон, резюме, деловое письмо. Форма и структура делового документа. Лексические, синтаксические особенности публицистического стиля. Образно-выразительные средства стиля. Основные жанры публицистического стиля: очерк, портретный очерк, эссе, репортаж, дискуссия. Язык газеты"

Просмотр содержимого документа
«Особенности официально-делового стиля. Особенности публицистического стиля.»

Тема: Лексические, морфологические, синтаксические особенности официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: характеристика, автобиография, заявление, закон, резюме, деловое письмо. Форма и структура делового документа. Лексические, синтаксические особенности публицистического стиля. Образно-выразительные средства стиля. Основные жанры публицистического стиля: очерк, портретный очерк, эссе, репортаж, дискуссия. Язык газеты.

Образовательная цель:

1) формировать информационную и компетенцию разрешения проблем

2 содействовать пониманию особенностей официально-делового и публицистического стилей

Развивающая цель:

  1. развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь

  2. развивать долговременную память в процессе деятельности

  3. развивать аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы

Воспитательная цель: воспитывать культуру интеллектуального труда


этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ресурсы

мотивационный

Постановка познавательных задач.

«Я рад(а)…, хочу пожелать…»

Участвуют в создании благоприятной среды, дают себе характеристику одним словом


анализ работ прошлого урока

Инструктаж по выполнению задания

консультирование

анализ тезауруса и тестовых работ прошлого урока и словарных диктантов, разор типичных ошибок, выставление отметок

тетради

дневники

мотивационный

1.контроль домашнего задания

Инструктаж по выполнению задания

консультирование

2.вызов «определи стиль текста»









3. - Пользуясь имеющимся у вас опытом работы с текстом, определите тему и цели своей деятельности на уроке.

у. 244, 261– только вопросы, обсуждают сначала парах, затем рассмотрение спорных предложений



записывают признаки и работают по определению стиля речи по его признакам:

1.призывность, статья, выступление, оценочность

2. точность, стандартизированность, закон, образец

Записывают тему урока, афиширование целей урока, работа с речевыми шаблонами.

тетради

учебник





карточки

тетради

операционный

1.групповая работа по изучению теории (инструктаж, консультирование, наблюдение)









2.закрепление теории у.270

инструктаж, консультирование, наблюдение

3.комментированное письмо у. 271









4.работа с дискуссией

инструктаж, консультирование, наблюдение







5.устная работа с жанрами официально-делового стиля по у. 283

инструктаж, консультирование, наблюдение









6.групповая работа по жанрам официально-делового стиля

инструктаж, консультирование, наблюдение


1.работают в группах над составлением постеров по стилям: 3 группы - публицистический с. 273-275, 3 группы – официально-деловой с. 281-284

проходят по карусели, оценивают приемом «две звезды, одно пожелание».

афиширование постеров у доски, запись информации противоположных вариантов

2.выполняют у. 272, в парах обсуждают признаки публицистического стиля в тексте, афиширование

3. Перифра́з — непрямое, описательное обозначение объекта на основе выделения какого-либо его качества, признака, особенностей, например, «голубая планета» вместо «Земля»...

выполняют комментированно у. 271

4.в группах обсуждают темы дискуссий, определяя свою позицию, тезисы, доказательства по у. 276, 277

афиширование подобранных материалов по дискуссии (в группах позицию за и против)

5.работают устно, обсуждают в парах, афиширование, решение спорных вопросов

1. автобиография

2.закон

3.соглашение или договор

4.объяснительная

5. пожелание

6.заявление

7. объявление

6.работа по группам (по 2 группы на задание)

1, 2 группа – у. 280

3, 4 группа – у. 281

5, 6 группа – у. 282

афиширование по жребию, дополнение второй группы материала ответа

тетради

стикеры

постеры











тетради

учебник

рефлексия и оценка

Инструктаж по выполнению задания, консультирование

1.самостоятельно работают карточками по стилевым признакам

2.синквейн: 1 вариант – публицистический стиль, 2 вариант – официально-деловой стиль

афиширование

3.работа с вопросами рефлексии:

- что получилось?

- что не получилось?

афиширование по желанию

тетради

тест

учебник

Домашнее задание

Инструктаж по домашнему заданию: § 21, у.273

Записать домашнего задания в дневник, возможные вопросы

Учебник, дневник



































1 вариант

1)Распределите языковые средства по стилям. (одно средство может быть характерно для нескольких стилей)

А) официально-деловой стиль Б)Публицистический стиль

Языковые средства: Разговорные, профессиональные, термины, канцеляризмы, общественно-политическая лексика и фразеология, отвлеченные, просторечные, слова в переносно-образных значениях, диалектные, жаргонные, штампы, устаревшие, неологизмы, стилистически окрашенные, уменьшительно-ласкательные.

2)Определите стиль текста. Найдите в тексте и выпишите черты официально-делового стиля. Для чего они употреблены? «Арина Петровна-женщина лет шестидесяти, но еще бодрая и привыкшая жить на всей своей воле. Держит она себя грозно; единолично и бесконтрольно управляет обширным головлевским имением, живет уединенно. Вообще имеет характер самостоятельный, непреклонный и отчасти строптивый, чему, впрочем, способствует и то, что во всем головлевском семействе нет ни одного человека, со стороны которого она могла бы встретить себе противодействие». (М.Е.Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы.)

3) Определите стиль текста, тип речи и его задачу: «Петр I побывал в Нидерландах в 1697 году. Несколько недель он инкогнито (не раскрывая своего имени) работал плотником на судоверфи в городе Заандам. Домик, в котором жил Петр, сохранился до наших дней. Когда в Нидерландах снова возник интерес к русским? В 1813 году. И неспроста. Ведь русские войска освободили страну от французского господства. Еще теснее стала дружба между государствами после того, как сестра русского царя Александра I Анна Павловна вышла замуж за наследника престола принца Вильгельма. В подарок ей король Нидерландов преподнес домик Петра в Заандаме. .»

4) Определите стиль текстов и определите их жанр:

А) Настоящая _______ выдана [ФИО Родителя] о том, что он действительно работает в [Место работы]. Отпуск по уходу за ребенком [Дата рождения ребенка] до достижения им возраста полутора лет он не использует, ежемесячное пособие в [Место работы] не начисляется и не выплачивается.

Настоящая _____выдана на основании лицевого счета № [Табельный номер] для предъявления по месту требования.

Б) Корреспондент: Как вы вообще относитесь к своей славе? Это помогает, открывает двери, которые раньше были плотно закрыты или, скорее, обременяет?
Роберт Паттинсон:
Я просто стараюсь работать дальше, выстраивать свою карьеру, не думаю о том, известен я или нет. Конечно, та бешеная популярность, которая пришла ко мне после «Сумерек», — от нее никуда не деться. Слава открывает одни двери и закрывает другие.
Корреспондент:
Что в сценарии этого фильма зацепило вас больше всего, почему вы решили: да, буду сниматься?
Роберт Паттинсон:
Со сценарием «Помни меня» я в то время читал много других сценариев. И практически везде главный герой подпадал под одно из двух клише.




2 вариант

1)Распределите предложения по стилям. (одно предложение может быть характерно для нескольких стилей)

А) официально-деловой стиль Б)Публицистический стиль

Предложения: восклицательные, с обращением, с однородными членами, с вводными словами, с прямой речью, вопросительные, побудительные, с обособленными членами предложения, реплики, цитаты, сложносочиненные, сложноподчиненные, сложные бессоюзные

2)Определите стиль текста. Найдите в тексте элементы делового стиля. Для чего они употреблены? «Лена добилась вторичного разбора заявления. На этот раз юрист был настроен как нужно, и все документы были в порядке: а) документ, подтверждающий родственные отношения, то есть свидетельство о рождении Дмитриева; б) копия ордеров, выданных в свое время на право занятия жилых площадей; в) выписки из домовых книг; г) копии финансовых лицевых счетов…, выданных бухгалтерией ЖЭКа. Ну, и на этот раз решение было благоприятное». (Ю.Трифонов. Обмен).

3) Определите стиль текста, тип речи и его задачу: «Один американский натуралист много лет фотографировал снежинки через микроскоп, а потом издал альбом, содержащий четыре тысячи портретов этих хрупких созданий. Что же такое снежинки? Это кристаллы льда, точнее, сростки простейших кристаллов льда - иголочек и пластинок. Высоко в небе зимой плавают перистые облака, состоящие из множества таких кристалликов. Они растут, превращаются в снежинки, тяжелеют - и целыми стаями устремляются вниз. И идет снег».

4) Определите стиль текстов и определите их жанр:

А) Директору ООО «Торгрум»
Степанову Г.Н.
менеджера по продажам
Ларионова Василия Ивановича

_____________

Прошу предоставить мне очередной отпуск с 23.02.2009 г. по 08.03.2009 г.

12.02.2009 Ларионов

Б) В понедельник в 12.40 московским поездом в Ригу приехала примадонна российской эстрады — Алла Пугачева в сопровождении Максима Галкина. Поезд встречали многочисленные журналисты и поклонники творчества Пугачевой. На протяжении последних лет Алла Пугачева является музой конкурса молодых исполнителей «Новая волна», и в этот раз она тоже будет в составе жюри…






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!