СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности лево- и правополушарного мышления у детей

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Особенности лево- и правополушарного мышления у детей

 

Текст семинара

 

         Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Когда мы слышим, как один человек говорит другому: «Что творится в твоей голове? Чем ты только думал!», мы понимаем это метафизически. Действительно, что может твориться в голове, если там нем мускулов, а есть только мозг с кровеносными сосудами? Вы ведь знаете, что в нашем мозге нет мышц? Да?

         А что есть в нашем мозге? Как говорил доктор в фильме «Формула любви»: «Голова – предмет темный, медицинскому вмешательству не подлежит».

Но мы с вами попробуем определиться с этим «темным предметом» и прояснить некоторые аспекты его работы.

В человеческом теле много парных органов и мозг – не исключение. Две руки, два глаза, два полушария мозга. Полушария соединены между собой двумя толстыми пучками нервов, спрятанными наподобие телефонных проводов в изоляции.

Эти пучки соединенных нервов фактически играют роль целой сети каналов связи для обмена информацией между полушариями. Сейчас известно, что они передают около 4 миллиардов сигналов в секунду.

В течение многих лет нейрохирурги тщательно обследовали людей, мозг которых был травмирован при несчастных случаях. Изучая таких пациентов, врачи пытались выяснить, какие части мозга управляют различными видами умственной деятельности и другими функциями организма. Их открытия сделали огромный вклад в изучение мозга, но поскольку он невероятно сложен, то все равно наука имеет о нем лишь приблизительное представление.

Как вы знаете, левое полушарие мозга управляет правой стороной тела, а правое полушарие – левой стороной. Причина этого проста – нервные волокна перекрещиваются, одни в спинном мозге, другие – в головном мозге.

В большинстве случаев функции левого и правого полушария распределяются так:

 

Функции левого полушария

Функции правого полушария

Последовательное мышление

Одновременная обработка информации

Знак, цифра

Символ

Рассуждение

Интуиция

Устная и письменная речь

Чувства, интонации, ритм

Математические способности

Музыкальные способности

Логическое мышление

Ассоциативное мышление

Слово, понятие

Образ, метафора

Анализ

Синтез

Поэтому можно считать правое полушарие более «творческим» и эмоциональным, интуитивным. Но обратите внимание, большую часть времени оба полушария работают вместе, разделяя обязанности и объединяя потоки мыслей.

Вот несколько примеров их сотрудничества:

 

  • Когда вы поете песню, правое полушарие поддерживает чувство ритма и мелодии, а левое подсказывает слова и управляет голосовым аппаратом;

 

  • Когда вы пишете отчет, то сначала вы левым полушарием определяете логику изложения, затем рассматриваете общую картину того, что получилось, с помощью правого полушария и снова включаете левое полушарие, чтобы записать это на бумаге.

 

Левое полушарие более ориентировано на восприятие и упорядочивание уже готовых алгоритмов. К примеру, не нужно придумывать, нужно только запомнить такие алгоритмы, как:

  • покупка хлеба в магазине;
  • написание букв и слов;
  • складывание, вычитание, деление и умножение и т.д.

 

Левое полушарие инвентаризует и запоминает последовательности шагов, основанных на второй сигнальной системе (речи и письме).

В свою очередь правое полушарие воспринимает и запоминает целые комплексы информации от первой сигнальной системы – картины, звуки, чувства, состояния, ритмику. Оно больше ориентировано не на инвентаризацию, а на создание, творчество.

Если бы правое полушарие уснуло, а левое целиком бодрствовало, то человек производил бы впечатление «ученого сухаря», который ищет логические объяснения всему в мире, включая чувство любви или состояние восторга. При этом такому человеку было бы сложно приспособиться к изменяющимся обстоятельствам. К примеру, у него есть два алгоритма покупки хлеба в ближайшем гастрономе. Но вот отдел хлебо-булочных изделий закрылся, а вместо него открылся магазин «Торты, пирожные» и человеку с левополушарным мышлением придется долго и кропотливо осмысливать имеющиеся алгоритмы покупки хлеба,  чтобы понять, как изменить нужные шаги последовательности, чтобы купить хоть что-нибудь.

А человек с правополушарным мышлением прослыл бы чудаком, который не в состоянии делать обычные дела нормально, как все делают. Он бы без конца вносил изменения и придумывал бы новые способы, не останавливаясь на одном. Его поведение окружающие сочли бы непонятным, неуместным, вызывающим. Поэтому необходимо развивать совместную работу полушарий.

Считается, что у детей в большей степени выражено преобладание в работе одного или другого полушария. Чтобы понять, каково иметь такие преобладания, представьте себе, что вам сейчас сказала штора на окне. Как именно она бы общалась с вами и какую мысль передала бы? А скамейка под вами? Послушайте ее. Ну как?

Правополушарное мышление погружает ребенка в мир шумов, ритмов, интуитивных прозрений, игры цвета и форм, чувств и отношений. С правополушарным преобладанием ребенок легко общается с предметами, животными, явлениями природы. Часто ему трудно выразить, упорядочить и связно передать то, что он воспринимает.

Ему также неинтересно делать логические задания и получать последовательные точные ответы на свои вопросы.

Лучшим ответом для него будет парадокс или метафора.

С левополушарным преобладанием все обстоит иначе. На вопрос ребенка с левополушарным режимом мышления лучше давать логичный, точный однозначный ответ. Такой ответ его больше удовлетворит.

Нашу главную задачу на сегодняшнем занятии мы выполнили. Мы познакомились с общей картиной особенностей лево- и правополушарного мышления ребенка.

А сейчас давайте попрактикуемся.

Я вам зачитаю формулировки заданий, а вы определите для какого – лево- или правополушарного мышления они более понятны.

 

  • Станцуйте грусть (правополушарное мышление);
  • Расскажите, что вы видите на картине «Зимний лес» (левополушарное, если описывать предметы; правополушарное, если речь зайдет о чувствах по поводу картины);
  • Нарисуйте изумленного кота (правополушарное мышление);
  • Расскажите, как правильно включать компьютер (левополушарное мышление).

 

Молодцы! Это была хорошая работа. На следующем занятии мы продолжим изучение того, как использовать в своей работе лево- и  правополушарные режимы работа мозга.

Спасибо за внимание! Не забудьте понаблюдать за тем, как проявляют себя лево- и правополушарные режимы работы мозга в общении, в творчестве, в обучении.

До свидания. До новых встреч.

 

 

Особенности лево- и правополушарного мышления у детей

 

Текст семинара

 

         Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Когда мы слышим, как один человек говорит другому: «Что творится в твоей голове? Чем ты только думал!», мы понимаем это метафизически. Действительно, что может твориться в голове, если там нем мускулов, а есть только мозг с кровеносными сосудами? Вы ведь знаете, что в нашем мозге нет мышц? Да?

         А что есть в нашем мозге? Как говорил доктор в фильме «Формула любви»: «Голова – предмет темный, медицинскому вмешательству не подлежит».

Но мы с вами попробуем определиться с этим «темным предметом» и прояснить некоторые аспекты его работы.

В человеческом теле много парных органов и мозг – не исключение. Две руки, два глаза, два полушария мозга. Полушария соединены между собой двумя толстыми пучками нервов, спрятанными наподобие телефонных проводов в изоляции.

Эти пучки соединенных нервов фактически играют роль целой сети каналов связи для обмена информацией между полушариями. Сейчас известно, что они передают около 4 миллиардов сигналов в секунду.

В течение многих лет нейрохирурги тщательно обследовали людей, мозг которых был травмирован при несчастных случаях. Изучая таких пациентов, врачи пытались выяснить, какие части мозга управляют различными видами умственной деятельности и другими функциями организма. Их открытия сделали огромный вклад в изучение мозга, но поскольку он невероятно сложен, то все равно наука имеет о нем лишь приблизительное представление.

Как вы знаете, левое полушарие мозга управляет правой стороной тела, а правое полушарие – левой стороной. Причина этого проста – нервные волокна перекрещиваются, одни в спинном мозге, другие – в головном мозге.

В большинстве случаев функции левого и правого полушария распределяются так:

 

Функции левого полушария

Функции правого полушария

Последовательное мышление

Одновременная обработка информации

Знак, цифра

Символ

Рассуждение

Интуиция

Устная и письменная речь

Чувства, интонации, ритм

Математические способности

Музыкальные способности

Логическое мышление

Ассоциативное мышление

Слово, понятие

Образ, метафора

Анализ

Синтез

Поэтому можно считать правое полушарие более «творческим» и эмоциональным, интуитивным. Но обратите внимание, большую часть времени оба полушария работают вместе, разделяя обязанности и объединяя потоки мыслей.

Вот несколько примеров их сотрудничества:

 

  • Когда вы поете песню, правое полушарие поддерживает чувство ритма и мелодии, а левое подсказывает слова и управляет голосовым аппаратом;

 

  • Когда вы пишете отчет, то сначала вы левым полушарием определяете логику изложения, затем рассматриваете общую картину того, что получилось, с помощью правого полушария и снова включаете левое полушарие, чтобы записать это на бумаге.

 

Левое полушарие более ориентировано на восприятие и упорядочивание уже готовых алгоритмов. К примеру, не нужно придумывать, нужно только запомнить такие алгоритмы, как:

  • покупка хлеба в магазине;
  • написание букв и слов;
  • складывание, вычитание, деление и умножение и т.д.

 

Левое полушарие инвентаризует и запоминает последовательности шагов, основанных на второй сигнальной системе (речи и письме).

В свою очередь правое полушарие воспринимает и запоминает целые комплексы информации от первой сигнальной системы – картины, звуки, чувства, состояния, ритмику. Оно больше ориентировано не на инвентаризацию, а на создание, творчество.

Если бы правое полушарие уснуло, а левое целиком бодрствовало, то человек производил бы впечатление «ученого сухаря», который ищет логические объяснения всему в мире, включая чувство любви или состояние восторга. При этом такому человеку было бы сложно приспособиться к изменяющимся обстоятельствам. К примеру, у него есть два алгоритма покупки хлеба в ближайшем гастрономе. Но вот отдел хлебо-булочных изделий закрылся, а вместо него открылся магазин «Торты, пирожные» и человеку с левополушарным мышлением придется долго и кропотливо осмысливать имеющиеся алгоритмы покупки хлеба,  чтобы понять, как изменить нужные шаги последовательности, чтобы купить хоть что-нибудь.

А человек с правополушарным мышлением прослыл бы чудаком, который не в состоянии делать обычные дела нормально, как все делают. Он бы без конца вносил изменения и придумывал бы новые способы, не останавливаясь на одном. Его поведение окружающие сочли бы непонятным, неуместным, вызывающим. Поэтому необходимо развивать совместную работу полушарий.

Считается, что у детей в большей степени выражено преобладание в работе одного или другого полушария. Чтобы понять, каково иметь такие преобладания, представьте себе, что вам сейчас сказала штора на окне. Как именно она бы общалась с вами и какую мысль передала бы? А скамейка под вами? Послушайте ее. Ну как?

Правополушарное мышление погружает ребенка в мир шумов, ритмов, интуитивных прозрений, игры цвета и форм, чувств и отношений. С правополушарным преобладанием ребенок легко общается с предметами, животными, явлениями природы. Часто ему трудно выразить, упорядочить и связно передать то, что он воспринимает.

Ему также неинтересно делать логические задания и получать последовательные точные ответы на свои вопросы.

Лучшим ответом для него будет парадокс или метафора.

С левополушарным преобладанием все обстоит иначе. На вопрос ребенка с левополушарным режимом мышления лучше давать логичный, точный однозначный ответ. Такой ответ его больше удовлетворит.

Нашу главную задачу на сегодняшнем занятии мы выполнили. Мы познакомились с общей картиной особенностей лево- и правополушарного мышления ребенка.

А сейчас давайте попрактикуемся.

Я вам зачитаю формулировки заданий, а вы определите для какого – лево- или правополушарного мышления они более понятны.

 

  • Станцуйте грусть (правополушарное мышление);
  • Расскажите, что вы видите на картине «Зимний лес» (левополушарное, если описывать предметы; правополушарное, если речь зайдет о чувствах по поводу картины);
  • Нарисуйте изумленного кота (правополушарное мышление);
  • Расскажите, как правильно включать компьютер (левополушарное мышление).

 

Молодцы! Это была хорошая работа. На следующем занятии мы продолжим изучение того, как использовать в своей работе лево- и  правополушарные режимы работа мозга.

Спасибо за внимание! Не забудьте понаблюдать за тем, как проявляют себя лево- и правополушарные режимы работы мозга в общении, в творчестве, в обучении.

До свидания. До новых встреч.

 

Просмотр содержимого документа
«Особенности лево- и правополушарного мышления у детей»

4



МУДОД Дом детского творчества


Учебно-инструктивный отдел





Особенности лево- и правополушарного мышления у детей






Подготовила и провела:

Психолог Е.А.Саприна























Февраль – 2003г.



Особенности лево- и правополушарного мышления у детей


Текст семинара


Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Когда мы слышим, как один человек говорит другому: «Что творится в твоей голове? Чем ты только думал!», мы понимаем это метафизически. Действительно, что может твориться в голове, если там нем мускулов, а есть только мозг с кровеносными сосудами? Вы ведь знаете, что в нашем мозге нет мышц? Да?

А что есть в нашем мозге? Как говорил доктор в фильме «Формула любви»: «Голова – предмет темный, медицинскому вмешательству не подлежит».

Но мы с вами попробуем определиться с этим «темным предметом» и прояснить некоторые аспекты его работы.

В человеческом теле много парных органов и мозг – не исключение. Две руки, два глаза, два полушария мозга. Полушария соединены между собой двумя толстыми пучками нервов, спрятанными наподобие телефонных проводов в изоляции.

Эти пучки соединенных нервов фактически играют роль целой сети каналов связи для обмена информацией между полушариями. Сейчас известно, что они передают около 4 миллиардов сигналов в секунду.

В течение многих лет нейрохирурги тщательно обследовали людей, мозг которых был травмирован при несчастных случаях. Изучая таких пациентов, врачи пытались выяснить, какие части мозга управляют различными видами умственной деятельности и другими функциями организма. Их открытия сделали огромный вклад в изучение мозга, но поскольку он невероятно сложен, то все равно наука имеет о нем лишь приблизительное представление.

Как вы знаете, левое полушарие мозга управляет правой стороной тела, а правое полушарие – левой стороной. Причина этого проста – нервные волокна перекрещиваются, одни в спинном мозге, другие – в головном мозге.

В большинстве случаев функции левого и правого полушария распределяются так:


Функции левого полушария

Функции правого полушария

Последовательное мышление

Одновременная обработка информации

Знак, цифра

Символ

Рассуждение

Интуиция

Устная и письменная речь

Чувства, интонации, ритм

Математические способности

Музыкальные способности

Логическое мышление

Ассоциативное мышление

Слово, понятие

Образ, метафора

Анализ

Синтез

Поэтому можно считать правое полушарие более «творческим» и эмоциональным, интуитивным. Но обратите внимание, большую часть времени оба полушария работают вместе, разделяя обязанности и объединяя потоки мыслей.

Вот несколько примеров их сотрудничества:


  • Когда вы поете песню, правое полушарие поддерживает чувство ритма и мелодии, а левое подсказывает слова и управляет голосовым аппаратом;


  • Когда вы пишете отчет, то сначала вы левым полушарием определяете логику изложения, затем рассматриваете общую картину того, что получилось, с помощью правого полушария и снова включаете левое полушарие, чтобы записать это на бумаге.


Левое полушарие более ориентировано на восприятие и упорядочивание уже готовых алгоритмов. К примеру, не нужно придумывать, нужно только запомнить такие алгоритмы, как:

  • покупка хлеба в магазине;

  • написание букв и слов;

  • складывание, вычитание, деление и умножение и т.д.


Левое полушарие инвентаризует и запоминает последовательности шагов, основанных на второй сигнальной системе (речи и письме).

В свою очередь правое полушарие воспринимает и запоминает целые комплексы информации от первой сигнальной системы – картины, звуки, чувства, состояния, ритмику. Оно больше ориентировано не на инвентаризацию, а на создание, творчество.

Если бы правое полушарие уснуло, а левое целиком бодрствовало, то человек производил бы впечатление «ученого сухаря», который ищет логические объяснения всему в мире, включая чувство любви или состояние восторга. При этом такому человеку было бы сложно приспособиться к изменяющимся обстоятельствам. К примеру, у него есть два алгоритма покупки хлеба в ближайшем гастрономе. Но вот отдел хлебо-булочных изделий закрылся, а вместо него открылся магазин «Торты, пирожные» и человеку с левополушарным мышлением придется долго и кропотливо осмысливать имеющиеся алгоритмы покупки хлеба, чтобы понять, как изменить нужные шаги последовательности, чтобы купить хоть что-нибудь.

А человек с правополушарным мышлением прослыл бы чудаком, который не в состоянии делать обычные дела нормально, как все делают. Он бы без конца вносил изменения и придумывал бы новые способы, не останавливаясь на одном. Его поведение окружающие сочли бы непонятным, неуместным, вызывающим. Поэтому необходимо развивать совместную работу полушарий.

Считается, что у детей в большей степени выражено преобладание в работе одного или другого полушария. Чтобы понять, каково иметь такие преобладания, представьте себе, что вам сейчас сказала штора на окне. Как именно она бы общалась с вами и какую мысль передала бы? А скамейка под вами? Послушайте ее. Ну как?

Правополушарное мышление погружает ребенка в мир шумов, ритмов, интуитивных прозрений, игры цвета и форм, чувств и отношений. С правополушарным преобладанием ребенок легко общается с предметами, животными, явлениями природы. Часто ему трудно выразить, упорядочить и связно передать то, что он воспринимает.

Ему также неинтересно делать логические задания и получать последовательные точные ответы на свои вопросы.

Лучшим ответом для него будет парадокс или метафора.

С левополушарным преобладанием все обстоит иначе. На вопрос ребенка с левополушарным режимом мышления лучше давать логичный, точный однозначный ответ. Такой ответ его больше удовлетворит.

Нашу главную задачу на сегодняшнем занятии мы выполнили. Мы познакомились с общей картиной особенностей лево- и правополушарного мышления ребенка.

А сейчас давайте попрактикуемся.

Я вам зачитаю формулировки заданий, а вы определите для какого – лево- или правополушарного мышления они более понятны.


  • Станцуйте грусть (правополушарное мышление);

  • Расскажите, что вы видите на картине «Зимний лес» (левополушарное, если описывать предметы; правополушарное, если речь зайдет о чувствах по поводу картины);

  • Нарисуйте изумленного кота (правополушарное мышление);

  • Расскажите, как правильно включать компьютер (левополушарное мышление).


Молодцы! Это была хорошая работа. На следующем занятии мы продолжим изучение того, как использовать в своей работе лево- и правополушарные режимы работа мозга.

Спасибо за внимание! Не забудьте понаблюдать за тем, как проявляют себя лево- и правополушарные режимы работы мозга в общении, в творчестве, в обучении.

До свидания. До новых встреч.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!