Особенности лево- и правополушарного мышления у детей
Текст семинара
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Когда мы слышим, как один человек говорит другому: «Что творится в твоей голове? Чем ты только думал!», мы понимаем это метафизически. Действительно, что может твориться в голове, если там нем мускулов, а есть только мозг с кровеносными сосудами? Вы ведь знаете, что в нашем мозге нет мышц? Да?
А что есть в нашем мозге? Как говорил доктор в фильме «Формула любви»: «Голова – предмет темный, медицинскому вмешательству не подлежит».
Но мы с вами попробуем определиться с этим «темным предметом» и прояснить некоторые аспекты его работы.
В человеческом теле много парных органов и мозг – не исключение. Две руки, два глаза, два полушария мозга. Полушария соединены между собой двумя толстыми пучками нервов, спрятанными наподобие телефонных проводов в изоляции.
Эти пучки соединенных нервов фактически играют роль целой сети каналов связи для обмена информацией между полушариями. Сейчас известно, что они передают около 4 миллиардов сигналов в секунду.
В течение многих лет нейрохирурги тщательно обследовали людей, мозг которых был травмирован при несчастных случаях. Изучая таких пациентов, врачи пытались выяснить, какие части мозга управляют различными видами умственной деятельности и другими функциями организма. Их открытия сделали огромный вклад в изучение мозга, но поскольку он невероятно сложен, то все равно наука имеет о нем лишь приблизительное представление.
Как вы знаете, левое полушарие мозга управляет правой стороной тела, а правое полушарие – левой стороной. Причина этого проста – нервные волокна перекрещиваются, одни в спинном мозге, другие – в головном мозге.
В большинстве случаев функции левого и правого полушария распределяются так:
Функции левого полушария
|
Функции правого полушария
|
Последовательное мышление
|
Одновременная обработка информации
|
Знак, цифра
|
Символ
|
Рассуждение
|
Интуиция
|
Устная и письменная речь
|
Чувства, интонации, ритм
|
Математические способности
|
Музыкальные способности
|
Логическое мышление
|
Ассоциативное мышление
|
Слово, понятие
|
Образ, метафора
|
Анализ
|
Синтез
|
Поэтому можно считать правое полушарие более «творческим» и эмоциональным, интуитивным. Но обратите внимание, большую часть времени оба полушария работают вместе, разделяя обязанности и объединяя потоки мыслей.
Вот несколько примеров их сотрудничества:
- Когда вы поете песню, правое полушарие поддерживает чувство ритма и мелодии, а левое подсказывает слова и управляет голосовым аппаратом;
- Когда вы пишете отчет, то сначала вы левым полушарием определяете логику изложения, затем рассматриваете общую картину того, что получилось, с помощью правого полушария и снова включаете левое полушарие, чтобы записать это на бумаге.
Левое полушарие более ориентировано на восприятие и упорядочивание уже готовых алгоритмов. К примеру, не нужно придумывать, нужно только запомнить такие алгоритмы, как:
- покупка хлеба в магазине;
- написание букв и слов;
- складывание, вычитание, деление и умножение и т.д.
Левое полушарие инвентаризует и запоминает последовательности шагов, основанных на второй сигнальной системе (речи и письме).
В свою очередь правое полушарие воспринимает и запоминает целые комплексы информации от первой сигнальной системы – картины, звуки, чувства, состояния, ритмику. Оно больше ориентировано не на инвентаризацию, а на создание, творчество.
Если бы правое полушарие уснуло, а левое целиком бодрствовало, то человек производил бы впечатление «ученого сухаря», который ищет логические объяснения всему в мире, включая чувство любви или состояние восторга. При этом такому человеку было бы сложно приспособиться к изменяющимся обстоятельствам. К примеру, у него есть два алгоритма покупки хлеба в ближайшем гастрономе. Но вот отдел хлебо-булочных изделий закрылся, а вместо него открылся магазин «Торты, пирожные» и человеку с левополушарным мышлением придется долго и кропотливо осмысливать имеющиеся алгоритмы покупки хлеба, чтобы понять, как изменить нужные шаги последовательности, чтобы купить хоть что-нибудь.
А человек с правополушарным мышлением прослыл бы чудаком, который не в состоянии делать обычные дела нормально, как все делают. Он бы без конца вносил изменения и придумывал бы новые способы, не останавливаясь на одном. Его поведение окружающие сочли бы непонятным, неуместным, вызывающим. Поэтому необходимо развивать совместную работу полушарий.
Считается, что у детей в большей степени выражено преобладание в работе одного или другого полушария. Чтобы понять, каково иметь такие преобладания, представьте себе, что вам сейчас сказала штора на окне. Как именно она бы общалась с вами и какую мысль передала бы? А скамейка под вами? Послушайте ее. Ну как?
Правополушарное мышление погружает ребенка в мир шумов, ритмов, интуитивных прозрений, игры цвета и форм, чувств и отношений. С правополушарным преобладанием ребенок легко общается с предметами, животными, явлениями природы. Часто ему трудно выразить, упорядочить и связно передать то, что он воспринимает.
Ему также неинтересно делать логические задания и получать последовательные точные ответы на свои вопросы.
Лучшим ответом для него будет парадокс или метафора.
С левополушарным преобладанием все обстоит иначе. На вопрос ребенка с левополушарным режимом мышления лучше давать логичный, точный однозначный ответ. Такой ответ его больше удовлетворит.
Нашу главную задачу на сегодняшнем занятии мы выполнили. Мы познакомились с общей картиной особенностей лево- и правополушарного мышления ребенка.
А сейчас давайте попрактикуемся.
Я вам зачитаю формулировки заданий, а вы определите для какого – лево- или правополушарного мышления они более понятны.
- Станцуйте грусть (правополушарное мышление);
- Расскажите, что вы видите на картине «Зимний лес» (левополушарное, если описывать предметы; правополушарное, если речь зайдет о чувствах по поводу картины);
- Нарисуйте изумленного кота (правополушарное мышление);
- Расскажите, как правильно включать компьютер (левополушарное мышление).
Молодцы! Это была хорошая работа. На следующем занятии мы продолжим изучение того, как использовать в своей работе лево- и правополушарные режимы работа мозга.
Спасибо за внимание! Не забудьте понаблюдать за тем, как проявляют себя лево- и правополушарные режимы работы мозга в общении, в творчестве, в обучении.
До свидания. До новых встреч.
Особенности лево- и правополушарного мышления у детей
Текст семинара
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Когда мы слышим, как один человек говорит другому: «Что творится в твоей голове? Чем ты только думал!», мы понимаем это метафизически. Действительно, что может твориться в голове, если там нем мускулов, а есть только мозг с кровеносными сосудами? Вы ведь знаете, что в нашем мозге нет мышц? Да?
А что есть в нашем мозге? Как говорил доктор в фильме «Формула любви»: «Голова – предмет темный, медицинскому вмешательству не подлежит».
Но мы с вами попробуем определиться с этим «темным предметом» и прояснить некоторые аспекты его работы.
В человеческом теле много парных органов и мозг – не исключение. Две руки, два глаза, два полушария мозга. Полушария соединены между собой двумя толстыми пучками нервов, спрятанными наподобие телефонных проводов в изоляции.
Эти пучки соединенных нервов фактически играют роль целой сети каналов связи для обмена информацией между полушариями. Сейчас известно, что они передают около 4 миллиардов сигналов в секунду.
В течение многих лет нейрохирурги тщательно обследовали людей, мозг которых был травмирован при несчастных случаях. Изучая таких пациентов, врачи пытались выяснить, какие части мозга управляют различными видами умственной деятельности и другими функциями организма. Их открытия сделали огромный вклад в изучение мозга, но поскольку он невероятно сложен, то все равно наука имеет о нем лишь приблизительное представление.
Как вы знаете, левое полушарие мозга управляет правой стороной тела, а правое полушарие – левой стороной. Причина этого проста – нервные волокна перекрещиваются, одни в спинном мозге, другие – в головном мозге.
В большинстве случаев функции левого и правого полушария распределяются так:
Функции левого полушария
|
Функции правого полушария
|
Последовательное мышление
|
Одновременная обработка информации
|
Знак, цифра
|
Символ
|
Рассуждение
|
Интуиция
|
Устная и письменная речь
|
Чувства, интонации, ритм
|
Математические способности
|
Музыкальные способности
|
Логическое мышление
|
Ассоциативное мышление
|
Слово, понятие
|
Образ, метафора
|
Анализ
|
Синтез
|
Поэтому можно считать правое полушарие более «творческим» и эмоциональным, интуитивным. Но обратите внимание, большую часть времени оба полушария работают вместе, разделяя обязанности и объединяя потоки мыслей.
Вот несколько примеров их сотрудничества:
- Когда вы поете песню, правое полушарие поддерживает чувство ритма и мелодии, а левое подсказывает слова и управляет голосовым аппаратом;
- Когда вы пишете отчет, то сначала вы левым полушарием определяете логику изложения, затем рассматриваете общую картину того, что получилось, с помощью правого полушария и снова включаете левое полушарие, чтобы записать это на бумаге.
Левое полушарие более ориентировано на восприятие и упорядочивание уже готовых алгоритмов. К примеру, не нужно придумывать, нужно только запомнить такие алгоритмы, как:
- покупка хлеба в магазине;
- написание букв и слов;
- складывание, вычитание, деление и умножение и т.д.
Левое полушарие инвентаризует и запоминает последовательности шагов, основанных на второй сигнальной системе (речи и письме).
В свою очередь правое полушарие воспринимает и запоминает целые комплексы информации от первой сигнальной системы – картины, звуки, чувства, состояния, ритмику. Оно больше ориентировано не на инвентаризацию, а на создание, творчество.
Если бы правое полушарие уснуло, а левое целиком бодрствовало, то человек производил бы впечатление «ученого сухаря», который ищет логические объяснения всему в мире, включая чувство любви или состояние восторга. При этом такому человеку было бы сложно приспособиться к изменяющимся обстоятельствам. К примеру, у него есть два алгоритма покупки хлеба в ближайшем гастрономе. Но вот отдел хлебо-булочных изделий закрылся, а вместо него открылся магазин «Торты, пирожные» и человеку с левополушарным мышлением придется долго и кропотливо осмысливать имеющиеся алгоритмы покупки хлеба, чтобы понять, как изменить нужные шаги последовательности, чтобы купить хоть что-нибудь.
А человек с правополушарным мышлением прослыл бы чудаком, который не в состоянии делать обычные дела нормально, как все делают. Он бы без конца вносил изменения и придумывал бы новые способы, не останавливаясь на одном. Его поведение окружающие сочли бы непонятным, неуместным, вызывающим. Поэтому необходимо развивать совместную работу полушарий.
Считается, что у детей в большей степени выражено преобладание в работе одного или другого полушария. Чтобы понять, каково иметь такие преобладания, представьте себе, что вам сейчас сказала штора на окне. Как именно она бы общалась с вами и какую мысль передала бы? А скамейка под вами? Послушайте ее. Ну как?
Правополушарное мышление погружает ребенка в мир шумов, ритмов, интуитивных прозрений, игры цвета и форм, чувств и отношений. С правополушарным преобладанием ребенок легко общается с предметами, животными, явлениями природы. Часто ему трудно выразить, упорядочить и связно передать то, что он воспринимает.
Ему также неинтересно делать логические задания и получать последовательные точные ответы на свои вопросы.
Лучшим ответом для него будет парадокс или метафора.
С левополушарным преобладанием все обстоит иначе. На вопрос ребенка с левополушарным режимом мышления лучше давать логичный, точный однозначный ответ. Такой ответ его больше удовлетворит.
Нашу главную задачу на сегодняшнем занятии мы выполнили. Мы познакомились с общей картиной особенностей лево- и правополушарного мышления ребенка.
А сейчас давайте попрактикуемся.
Я вам зачитаю формулировки заданий, а вы определите для какого – лево- или правополушарного мышления они более понятны.
- Станцуйте грусть (правополушарное мышление);
- Расскажите, что вы видите на картине «Зимний лес» (левополушарное, если описывать предметы; правополушарное, если речь зайдет о чувствах по поводу картины);
- Нарисуйте изумленного кота (правополушарное мышление);
- Расскажите, как правильно включать компьютер (левополушарное мышление).
Молодцы! Это была хорошая работа. На следующем занятии мы продолжим изучение того, как использовать в своей работе лево- и правополушарные режимы работа мозга.
Спасибо за внимание! Не забудьте понаблюдать за тем, как проявляют себя лево- и правополушарные режимы работы мозга в общении, в творчестве, в обучении.
До свидания. До новых встреч.
Просмотр содержимого документа
«Особенности лево- и правополушарного мышления у детей»
4
МУДОД Дом детского творчества
Учебно-инструктивный отдел
Особенности лево- и правополушарного мышления у детей
Подготовила и провела:
Психолог Е.А.Саприна
Февраль – 2003г.
Особенности лево- и правополушарного мышления у детей
Текст семинара
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Когда мы слышим, как один человек говорит другому: «Что творится в твоей голове? Чем ты только думал!», мы понимаем это метафизически. Действительно, что может твориться в голове, если там нем мускулов, а есть только мозг с кровеносными сосудами? Вы ведь знаете, что в нашем мозге нет мышц? Да?
А что есть в нашем мозге? Как говорил доктор в фильме «Формула любви»: «Голова – предмет темный, медицинскому вмешательству не подлежит».
Но мы с вами попробуем определиться с этим «темным предметом» и прояснить некоторые аспекты его работы.
В человеческом теле много парных органов и мозг – не исключение. Две руки, два глаза, два полушария мозга. Полушария соединены между собой двумя толстыми пучками нервов, спрятанными наподобие телефонных проводов в изоляции.
Эти пучки соединенных нервов фактически играют роль целой сети каналов связи для обмена информацией между полушариями. Сейчас известно, что они передают около 4 миллиардов сигналов в секунду.
В течение многих лет нейрохирурги тщательно обследовали людей, мозг которых был травмирован при несчастных случаях. Изучая таких пациентов, врачи пытались выяснить, какие части мозга управляют различными видами умственной деятельности и другими функциями организма. Их открытия сделали огромный вклад в изучение мозга, но поскольку он невероятно сложен, то все равно наука имеет о нем лишь приблизительное представление.
Как вы знаете, левое полушарие мозга управляет правой стороной тела, а правое полушарие – левой стороной. Причина этого проста – нервные волокна перекрещиваются, одни в спинном мозге, другие – в головном мозге.
В большинстве случаев функции левого и правого полушария распределяются так:
Функции левого полушария | Функции правого полушария |
Последовательное мышление | Одновременная обработка информации |
Знак, цифра | Символ |
Рассуждение | Интуиция |
Устная и письменная речь | Чувства, интонации, ритм |
Математические способности | Музыкальные способности |
Логическое мышление | Ассоциативное мышление |
Слово, понятие | Образ, метафора |
Анализ | Синтез |
Поэтому можно считать правое полушарие более «творческим» и эмоциональным, интуитивным. Но обратите внимание, большую часть времени оба полушария работают вместе, разделяя обязанности и объединяя потоки мыслей.
Вот несколько примеров их сотрудничества:
Когда вы пишете отчет, то сначала вы левым полушарием определяете логику изложения, затем рассматриваете общую картину того, что получилось, с помощью правого полушария и снова включаете левое полушарие, чтобы записать это на бумаге.
Левое полушарие более ориентировано на восприятие и упорядочивание уже готовых алгоритмов. К примеру, не нужно придумывать, нужно только запомнить такие алгоритмы, как:
покупка хлеба в магазине;
написание букв и слов;
складывание, вычитание, деление и умножение и т.д.
Левое полушарие инвентаризует и запоминает последовательности шагов, основанных на второй сигнальной системе (речи и письме).
В свою очередь правое полушарие воспринимает и запоминает целые комплексы информации от первой сигнальной системы – картины, звуки, чувства, состояния, ритмику. Оно больше ориентировано не на инвентаризацию, а на создание, творчество.
Если бы правое полушарие уснуло, а левое целиком бодрствовало, то человек производил бы впечатление «ученого сухаря», который ищет логические объяснения всему в мире, включая чувство любви или состояние восторга. При этом такому человеку было бы сложно приспособиться к изменяющимся обстоятельствам. К примеру, у него есть два алгоритма покупки хлеба в ближайшем гастрономе. Но вот отдел хлебо-булочных изделий закрылся, а вместо него открылся магазин «Торты, пирожные» и человеку с левополушарным мышлением придется долго и кропотливо осмысливать имеющиеся алгоритмы покупки хлеба, чтобы понять, как изменить нужные шаги последовательности, чтобы купить хоть что-нибудь.
А человек с правополушарным мышлением прослыл бы чудаком, который не в состоянии делать обычные дела нормально, как все делают. Он бы без конца вносил изменения и придумывал бы новые способы, не останавливаясь на одном. Его поведение окружающие сочли бы непонятным, неуместным, вызывающим. Поэтому необходимо развивать совместную работу полушарий.
Считается, что у детей в большей степени выражено преобладание в работе одного или другого полушария. Чтобы понять, каково иметь такие преобладания, представьте себе, что вам сейчас сказала штора на окне. Как именно она бы общалась с вами и какую мысль передала бы? А скамейка под вами? Послушайте ее. Ну как?
Правополушарное мышление погружает ребенка в мир шумов, ритмов, интуитивных прозрений, игры цвета и форм, чувств и отношений. С правополушарным преобладанием ребенок легко общается с предметами, животными, явлениями природы. Часто ему трудно выразить, упорядочить и связно передать то, что он воспринимает.
Ему также неинтересно делать логические задания и получать последовательные точные ответы на свои вопросы.
Лучшим ответом для него будет парадокс или метафора.
С левополушарным преобладанием все обстоит иначе. На вопрос ребенка с левополушарным режимом мышления лучше давать логичный, точный однозначный ответ. Такой ответ его больше удовлетворит.
Нашу главную задачу на сегодняшнем занятии мы выполнили. Мы познакомились с общей картиной особенностей лево- и правополушарного мышления ребенка.
А сейчас давайте попрактикуемся.
Я вам зачитаю формулировки заданий, а вы определите для какого – лево- или правополушарного мышления они более понятны.
Станцуйте грусть (правополушарное мышление);
Расскажите, что вы видите на картине «Зимний лес» (левополушарное, если описывать предметы; правополушарное, если речь зайдет о чувствах по поводу картины);
Нарисуйте изумленного кота (правополушарное мышление);
Расскажите, как правильно включать компьютер (левополушарное мышление).
Молодцы! Это была хорошая работа. На следующем занятии мы продолжим изучение того, как использовать в своей работе лево- и правополушарные режимы работа мозга.
Спасибо за внимание! Не забудьте понаблюдать за тем, как проявляют себя лево- и правополушарные режимы работы мозга в общении, в творчестве, в обучении.
До свидания. До новых встреч.