СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности аргументации: литературный аргумент и доказательства на основе личного опыта ».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к написанию части С ЕГЭ.Аргументация на основе литературного примера и личного опыта.

Просмотр содержимого документа
««Особенности аргументации: литературный аргумент и доказательства на основе личного опыта ».»

Школа юного филолога.   Выступление на тему:   «Особенности аргументации: литературный аргумент и доказательства на основе личного опыта ».   Составил учитель МБОУ «СОШ №14» Муранова Е.Н .

Школа юного филолога. Выступление на тему: «Особенности аргументации: литературный аргумент и доказательства на основе личного опыта ».

Составил учитель

МБОУ «СОШ №14»

Муранова Е.Н .

Основными требованиями , предъявляемыми к экзаменационному сочинению-рассуждению, являются следующие:            1.  Верное понимание, правильная интерпретация и комментирование основного содержания исходного текста:  его темы , основной проблематики, идеи ,  а также позиции автора , т. е. его отношения к изображаемому.      2.  Отражение собственной позиции выпускника, т. е.  умение выразить собственное отношение к п о днятым в тексте проблемам (или к одной из проблем),  сформулировать свою позицию, совпадающую или не совпадающую с авторской, обосновать ее и  привести аргументы , подтверждающие собственные суждения.

Основными требованиями , предъявляемыми к экзаменационному сочинению-рассуждению, являются следующие:

        1.  Верное понимание, правильная интерпретация и

комментирование основного содержания исходного текста:

его темы , основной проблематики, идеи ,

а также позиции автора , т. е. его отношения к изображаемому.

  2.  Отражение собственной позиции выпускника, т. е.

умение выразить собственное отношение к п о днятым в тексте проблемам (или к одной из проблем),

сформулировать свою позицию, совпадающую или не совпадающую с авторской, обосновать ее и  привести аргументы , подтверждающие собственные суждения.

Внимание!  Так как задание части С предназначено для проверки не только умений и знаний по курсу русского языка, но и общей культуры учащихся, итоговая оценка за сочинение-рассуждение во многом зависит от того,  насколько глубоко и полно понят смысл исходного текста, насколько убедительно и корректно изложена собственная точка зрения, насколько самостоятельными и оригинальными являются излагаемые выпускником суждения.

Внимание!

Так как задание части С предназначено для проверки не только умений и знаний по курсу русского языка, но и общей культуры учащихся, итоговая оценка за сочинение-рассуждение во многом зависит от того,

  • насколько глубоко и полно понят смысл исходного текста,
  • насколько убедительно и корректно изложена собственная точка зрения,
  • насколько самостоятельными и оригинальными являются излагаемые выпускником суждения.
ПОЗИЦИЯ АВТОРА И АРГУМЕНТАЦИЯ.  «Увидеть и понять автора произведения – значит, увидеть и понять другое, чужое сознание и его мир…»   М.М.Бахтин

ПОЗИЦИЯ АВТОРА И АРГУМЕНТАЦИЯ.

«Увидеть и понять автора произведения – значит, увидеть и понять другое, чужое сознание и его мир…» М.М.Бахтин

Что такое позиция автора?   Позиция автора  — это авторское отношение к той или иной проблеме текста , предлагаемое автором решение той или иной проблемы. Позиция автора по основной проблеме текста обычно представляет собой основную мысль текста , его основной вывод и совпадает с идеей текста .

Что такое позиция автора?

  •   Позиция автора  — это авторское отношение к той или иной проблеме текста , предлагаемое автором решение той или иной проблемы. Позиция автора по основной проблеме текста обычно представляет собой основную мысль текста , его основной вывод и совпадает с идеей текста .
Что такое позиция автора? Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы. ПРОБЛЕМА = ВОПРОС ПОЗИЦИЯ АВТОРА = ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС

Что такое позиция автора?

  • Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы.
  • ПРОБЛЕМА = ВОПРОС
  • ПОЗИЦИЯ АВТОРА = ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС
Информация , содержащаяся в тексте.  По значимости разграничивается основная и  дополнительная информация.  По способу выражения информация может быть явной (прямой, текстовой) и скрытой (подтекстовой, или подтекстной).

Информация , содержащаяся в тексте.

По значимости разграничивается основная и  дополнительная информация.

По способу выражения информация может быть явной (прямой, текстовой) и скрытой (подтекстовой, или подтекстной).

Внимание!   В текстах официально-делового, научного и публицистического стилей идея текста и позиция автора, как правило, выражаются прямо .  В текстах художественного и художественно-публицистического стилей соответствующие содержательные категории, как правило, выражаются косвенно, т. е. в  подтексте . правило, выражаются косвенно, т. е. в  подтексте .

Внимание!

  • В текстах официально-делового, научного и публицистического стилей идея текста и позиция автора, как правило, выражаются прямо .
  • В текстах художественного и художественно-публицистического стилей соответствующие содержательные категории, как правило, выражаются косвенно, т. е. в  подтексте .
  • правило, выражаются косвенно, т. е. в  подтексте .
В тексте-рассуждении  для определения его идеи и авторской позиции важно проанализировать все композиционные части: исходный тезис; аргументы, включая примеры и доказательства; вывод — и на этой основе определить или сформулировать основополагающие мысли автора (они могут содержаться во всех абзацах текста) и его основную идею.

В тексте-рассуждении

для определения его идеи и авторской позиции важно проанализировать все композиционные части: исходный тезис; аргументы, включая примеры и доказательства; вывод — и на этой основе определить или сформулировать основополагающие мысли автора (они могут содержаться во всех абзацах текста) и его основную идею.

В тексте-повествовании  необходим анализ композиционных частей текста: экспозиции, завязки, кульминации, развязки . Особое внимание следует уделить кульминации и развязке, а также тому, от какого лица ведется повествование. Анализ этих аспектов и поможет ответить на вопросы: что хотел сказать автор? Каково его отношение к тому, о чем повествуется в тексте?

В тексте-повествовании

необходим анализ композиционных частей текста: экспозиции, завязки, кульминации, развязки . Особое внимание следует уделить кульминации и развязке, а также тому, от какого лица ведется повествование. Анализ этих аспектов и поможет ответить на вопросы: что хотел сказать автор? Каково его отношение к тому, о чем повествуется в тексте?

В тексте-описании  следует прежде всего обратить внимание на то, какие детали общей картины являются наиболее значимыми для автора и почему, как сам автор оценивает описываемый предмет или явление.

В тексте-описании

следует прежде всего обратить внимание на то, какие детали общей картины являются наиболее значимыми для автора и почему, как сам автор оценивает описываемый предмет или явление.

Изобразительно-выразительные средства помогают определить отношение автора к проблеме:   оценочная лексика передает авторское отношение к описываемому ( правда- ложь, польза-вред, подлинный- мнимый, несомненный- сомнительный) метафоры, сравнения позволяют на эмоционально-чувственном уровне осмыслить сущность описываемых явлений эпитеты усиливают выразительность, образность речи, участвуют в формировании оценки описываемых явлений риторические вопросы, восклицания, вводные конструкции воздействуют на чувства читателей

Изобразительно-выразительные средства помогают определить отношение автора к проблеме:

  • оценочная лексика передает авторское отношение к описываемому ( правда- ложь, польза-вред, подлинный- мнимый, несомненный- сомнительный)
  • метафоры, сравнения позволяют на эмоционально-чувственном уровне осмыслить сущность описываемых явлений
  • эпитеты усиливают выразительность, образность речи, участвуют в формировании оценки описываемых явлений
  • риторические вопросы, восклицания, вводные конструкции воздействуют на чувства читателей
Как сформулировать позицию автора?   Помните!   1.  Позиция автора может быть выражена как прямо, так и в подтексте .   2.  Способ выражения позиции автора зависит от избранного стиля и типа речи .   3. В текстах художественного и художественно-публицистического стилей позиция автора выражается, как правило, в подтексте .

Как сформулировать позицию автора?

  • Помните! 1.  Позиция автора может быть выражена как прямо, так и в подтексте .
  • 2.  Способ выражения позиции автора зависит от избранного стиля и типа речи .
  • 3. В текстах художественного и художественно-публицистического стилей позиция автора выражается, как правило, в подтексте .
Как сформулировать позицию автора? В публицистическом тексте авторская позиция – это выражение определенного чувства (негодования, осуждения или, наоборот, восхищения, одобрения) и призыв к каким-либо действиям.

Как сформулировать позицию автора?

  • В публицистическом тексте авторская позиция – это выражение определенного чувства (негодования, осуждения или, наоборот, восхищения, одобрения) и призыв к каким-либо действиям.
Внимание! Позиция автора может быть сформулирована как в сжатом , так и в развернутом виде  своими словами или с помощью цитат из исходного текста. Мнение о том, что достаточно привести подходящую цитату из текста ОШИБОЧНО ! Во-первых, не всегда можно подобрать цитату, полно и точно выражающую основную мысль текста. Во-вторых, именно ваша формулировка должна демонстрировать умение анализировать текст.

Внимание!

  • Позиция автора может быть сформулирована как в сжатом , так и в развернутом виде своими словами или с помощью цитат из исходного текста.
  • Мнение о том, что достаточно привести подходящую цитату из текста ОШИБОЧНО !
  • Во-первых, не всегда можно подобрать цитату, полно и точно выражающую основную мысль текста.
  • Во-вторых, именно ваша формулировка должна демонстрировать умение анализировать текст.
Постарайтесь ответить на вопросы:   Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Какие слова, художественные приёмы, которые выражают авторское отношение, дают оценку описываемым фактам?

Постарайтесь ответить на вопросы:

  • Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?
  • Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?
  • Какие слова, художественные приёмы, которые выражают авторское отношение, дают оценку описываемым фактам?
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ. Выявление позиции автора: Автор (писатель, публицист) заявляет… ФИО делится своим пониманием проблемы… По убеждению автора (публициста, писателя)… Совершенно очевидным, по мнению автора (ФИО, публициста, писателя), является… Автор дает оценку(чему)… Автор показывает собственное понимание(чего)… Автор разграничивает понятия…

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ. Выявление позиции автора:

  • Автор (писатель, публицист) заявляет…
  • ФИО делится своим пониманием проблемы…
  • По убеждению автора (публициста, писателя)…
  • Совершенно очевидным, по мнению автора (ФИО, публициста, писателя), является…
  • Автор дает оценку(чему)…
  • Автор показывает собственное понимание(чего)…
  • Автор разграничивает понятия…
Приведенные примеры автор характеризует как… Подчеркивая актуальность(чего), автор обращает внимание(на что)… Позиция автора такова… Автор считает, что… Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… Автор убеждает нас в том, что… В тексте доказывается мысль о том, что… Основная мысль текста заключается в том, что…
  • Приведенные примеры автор характеризует как…
  • Подчеркивая актуальность(чего), автор обращает внимание(на что)…
  • Позиция автора такова…
  • Автор считает, что…
  • Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
  • Автор убеждает нас в том, что…
  • В тексте доказывается мысль о том, что…
  • Основная мысль текста заключается в том, что…
Для передачи позиции автора исходного текста уместными могут быть фразы:            Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую)...          По мнению автора, ...          Автор считает, что...          Публицист убежден в том, что...          Автор заставляет задуматься о...          Писатель оригинально решает поставленную проблему, так как...    Всей логикой повествования автор убедительно доказывает, что...     Автор всерьез обеспокоен...          Авторскую позицию нельзя считать отстраненной...          Авторскую позицию нельзя не увидеть в...

Для передачи позиции автора исходного текста уместными могут быть фразы:

         Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую)...

       По мнению автора, ...

       Автор считает, что...

       Публицист убежден в том, что...

       Автор заставляет задуматься о...

       Писатель оригинально решает поставленную проблему, так как...

  Всей логикой повествования автор убедительно доказывает, что...

   Автор всерьез обеспокоен...

       Авторскую позицию нельзя считать отстраненной...

       Авторскую позицию нельзя не увидеть в...

Средства для формулировки авторской позиции  – глаголы, выражающие отношение автора к поднимаемой проблеме: негодует, резко осуждает, категоричен в своей оценке происходящего и т.д. + призывает ( к чему? например, принять самые строгие меры + цитата из текста). Можно употреблять следующие конструкции :  автор огорчен, озабочен, встревожен (чем?) и т.д., + так как (потому что, ведь), по его мнению ( как он считает, как он отмечает и т.д.) + цитата из текста.

Средства для формулировки авторской позиции

  •  – глаголы, выражающие отношение автора к поднимаемой проблеме: негодует, резко осуждает, категоричен в своей оценке происходящего и т.д. + призывает ( к чему? например, принять самые строгие меры + цитата из текста).
  • Можно употреблять следующие конструкции :
  • автор огорчен, озабочен, встревожен (чем?) и т.д., + так как (потому что, ведь), по его мнению ( как он считает, как он отмечает и т.д.) + цитата из текста.
Так, например, один из вариантов формулировки позиции автора по известному тексту Д.Лихачева о разрушении памятников культуры может выглядеть так:  Д.Лихачев встревожен разрушением памятников культуры, так как, по его мнению, «памятники старины воспитывают» и «нам необходимо ощущать себя в истории».
  • Так, например, один из вариантов формулировки позиции автора по известному тексту Д.Лихачева о разрушении памятников культуры может выглядеть так:
  • Д.Лихачев встревожен разрушением памятников культуры, так как, по его мнению, «памятники старины воспитывают» и «нам необходимо ощущать себя в истории».
Переход к этой части сочинения должен быть логичным. Продумайте фразу-переход, например: «Проблема, поднятая автором, - это вечная проблема», «Проблема, над которой размышляет автор, нравственная, и мы часто сталкиваемся с нею в повседневной жизни», «Проблема чести волнует и меня».

Переход к этой части сочинения должен быть логичным.

  • Продумайте фразу-переход, например: «Проблема, поднятая автором, - это вечная проблема», «Проблема, над которой размышляет автор, нравственная, и мы часто сталкиваемся с нею в повседневной жизни», «Проблема чести волнует и меня».
Аргументация. Аргумент  — это довод, доказательство какого-либо положения или утверждения. Аргументы могут быть сжатыми , представляя собой отдельные предложения, и развернутыми , состоящими из нескольких или даже многих предложений.

Аргументация.

  • Аргумент  — это довод, доказательство какого-либо положения или утверждения.
  • Аргументы могут быть сжатыми , представляя собой отдельные предложения, и развернутыми , состоящими из нескольких или даже многих предложений.
Аргументы, основанные на жизненном опыте , предполагают обращение автора сочинения к фактам из реальной жизни (в том числе собственной).         Аргументы, основанные на читательском опыте , предполагают использование сведений, почерпнутых из художественной литературы.
  • Аргументы, основанные на жизненном опыте , предполагают обращение автора сочинения к фактам из реальной жизни (в том числе собственной).
  •        Аргументы, основанные на читательском опыте , предполагают использование сведений, почерпнутых из художественной литературы.
       В том случае, если в качестве аргументов приводятся факты из жизни , необходимо, чтобы это были не какие-то зарисовки из бытовой жизни, а продуманные наблюдения. Аргументы, связанные с жизненным опытом, не должны быть упрощёнными, банальными («Рядом с нами тоже жила одна старушка».) Вспомните известные телепередачи, факты из местной газеты районные праздники, обычаи.
  •        В том случае, если в качестве аргументов приводятся факты из жизни , необходимо, чтобы это были не какие-то зарисовки из бытовой жизни, а продуманные наблюдения.
  • Аргументы, связанные с жизненным опытом, не должны быть упрощёнными, банальными («Рядом с нами тоже жила одна старушка».) Вспомните известные телепередачи, факты из местной газеты районные праздники, обычаи.
Если в качестве доказательств используется материал художественной литературы , необходимо правильно, без искажений и по возможности кратко, в обобщенном виде, передать сведения, которые станут убедительными аргументами в пользу собственной точки зрения. Свою точку зрения нужно излагать не только аргументированно , но и этически корректно .
  • Если в качестве доказательств используется материал художественной литературы , необходимо правильно, без искажений и по возможности кратко, в обобщенном виде, передать сведения, которые станут убедительными аргументами в пользу собственной точки зрения. Свою точку зрения нужно излагать не только аргументированно , но и этически корректно .
Как аргументировать свою позицию?  Текст-рассуждение .  Три части рассуждения: тезис (положение, которое надо доказать); аргументация (доказательства); вывод (общий итог).  Тезис - это главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть.  Цель аргументации : убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение.  Логически стройная система доказательств

Как аргументировать свою позицию?

Текст-рассуждение .

Три части рассуждения:

  • тезис (положение, которое надо доказать);
  • аргументация (доказательства);
  • вывод (общий итог).

Тезис - это главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть.

Цель аргументации :

  • убедить в чем-либо,
  • укрепить или изменить мнение.

Логически стройная система доказательств

Важное правило аргументации:  аргументы надо приводить в системе; располагать аргументы таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала- последний фиксируется в памяти лучше, чем первый.   Конечный аргумент должен быть самым сильным.

Важное правило аргументации:

  • аргументы надо приводить в системе;
  • располагать аргументы таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала- последний фиксируется в памяти лучше, чем первый.

Конечный аргумент должен быть самым сильным.

 Мне кажется, трудно не согласиться с основной мыслью автора: люди, особенно это касается ученых, не должны терять «живость восприятия» окружающего.  Во-первых, мир вокруг нас чрезвычайно разнообразен и часто опровергает, казалось бы, незыблемые закономерности, установленные человеком.  Во-вторых, большинство величайших открытий было сделано учеными, которых порой считали безумными чудаками. На самом же деле Коперник, Эйнштейн, Лобачевский доказали людям, что их особое видение мира не только имеет право на существование, но и открывает новые горизонты науки.  И, наконец, непосредственность восприятия мира, умение удивляться не позволяет человеку утратить связь с действительностью, превратить всё вокруг в сухую, безжизненную схему. Внимательный, любознательный человек, говорит нам автор, должен видеть жизнь во всей её полноте. Именно такому человеку приходит на помощь случай, и мир готов открыть все свои тайны.
  • Мне кажется, трудно не согласиться с основной мыслью автора: люди, особенно это касается ученых, не должны терять «живость восприятия» окружающего.

Во-первых, мир вокруг нас чрезвычайно разнообразен и часто опровергает, казалось бы, незыблемые закономерности, установленные человеком.

Во-вторых, большинство величайших открытий было сделано учеными, которых порой считали безумными чудаками. На самом же деле Коперник, Эйнштейн, Лобачевский доказали людям, что их особое видение мира не только имеет право на существование, но и открывает новые горизонты науки.

И, наконец, непосредственность восприятия мира, умение удивляться не позволяет человеку утратить связь с действительностью, превратить всё вокруг в сухую, безжизненную схему. Внимательный, любознательный человек, говорит нам автор, должен видеть жизнь во всей её полноте. Именно такому человеку приходит на помощь случай, и мир готов открыть все свои тайны.

Внимание! Важно помнить: можно согласиться или не согласиться с мнением автора текста,  но в любом случае необходимо аргументировать свою точку зрения, привести объяснения и доказательства, которые могут основываться на жизненных или читательских впечатлениях .

Внимание!

  • Важно помнить: можно согласиться или не согласиться с мнением автора текста,
  • но в любом случае необходимо аргументировать свою точку зрения, привести объяснения и доказательства, которые могут основываться на жизненных или читательских впечатлениях .
Конструкции для выражения своей позиции   СОГЛАСИЕ  Я полностью согласен с автором… Я считаю, что Трудно не согласиться с автором Я разделяю чувства автора и думаю..   ЧАСТИЧНОЕ СОГЛАСИЕ  В чем-то я согласен с автором, но кое с чем мне хотелось бы поспорить… Позиция автора близка мне, но… Думаю, проблема глубже, чем кажется на первый взгляд… Я не вполне согласен с позицией автора и считаю, что … Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения.

Конструкции для выражения своей позиции

СОГЛАСИЕ

  • Я полностью согласен с автором…
  • Я считаю, что
  • Трудно не согласиться с автором
  • Я разделяю чувства автора и думаю..

ЧАСТИЧНОЕ СОГЛАСИЕ

  • В чем-то я согласен с автором, но кое с чем мне хотелось бы поспорить…
  • Позиция автора близка мне, но…
  • Думаю, проблема глубже, чем кажется на первый взгляд…
  • Я не вполне согласен с позицией автора и считаю, что …
  • Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения.
В большинстве текстов утверждаются очевидные истины, которые вряд ли целесообразно оспаривать. НЕ СТОИТ СТРЕМИТЬСЯ К «СПОРУ РАДИ СПОРА»    НЕСОГЛАСИЕ Я считаю, что автор не прав, потому что… Я считаю необходимым возразить автору… Я думаю, следует не согласиться с автором… Мне кажется, автор не вполне прав…  Спор с автором требует от пишущего  подчёркнутой корректности, вежливости .

В большинстве текстов утверждаются очевидные истины, которые вряд ли целесообразно оспаривать. НЕ СТОИТ СТРЕМИТЬСЯ К «СПОРУ РАДИ СПОРА»

НЕСОГЛАСИЕ

  • Я считаю, что автор не прав, потому что…
  • Я считаю необходимым возразить автору…
  • Я думаю, следует не согласиться с автором…
  • Мне кажется, автор не вполне прав…

Спор с автором требует от пишущего

подчёркнутой корректности, вежливости .

Система аргументации: Выражение своего согласия с авторами, используя предложения с вводными словами, указывающими последовательность доводов (Трудно не согласиться с авторами. Во-первых,…; во-вторых,…) Употребление сложносочиненных предложений с придаточными причины  (Я разделяю точку зрения авторов, потому что…) Применение синтаксических конструкций с доказательством от противного (Попробуем не согласиться с авторами текстов…) Уместно использовать вопрос и ответ на него (Разве можно не согласиться с авторами текстов? Конечно, нет. Они правы…)

Система аргументации:

  • Выражение своего согласия с авторами, используя предложения с вводными словами, указывающими последовательность доводов (Трудно не согласиться с авторами. Во-первых,…; во-вторых,…)
  • Употребление сложносочиненных предложений с придаточными причины
  • (Я разделяю точку зрения авторов, потому что…)
  • Применение синтаксических конструкций с доказательством от противного (Попробуем не согласиться с авторами текстов…)
  • Уместно использовать вопрос и ответ на него (Разве можно не согласиться с авторами текстов? Конечно, нет. Они правы…)
Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» чужого тезиса.  Поддерживающая аргументация  При поддерживающей аргументации автор-ученик приводит доводы, подтверждающие тезис автора текста.  Тезис: Книга - это важнейший инструмент, который помогает человеку познавать окружающий мир и самого себя.   Я полностью согласен с автором. Действительно, многие книги позволяют проникнуть в сложный мир человеческой личности. Так, величайшие русские писатели XIX века Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский создали в своих книгах психологически глубокие, многогранные образы героев, приоткрыв для читателей сокровенные тайны человеческой души. Духовные поиски и заблуждения Родиона Раскольникова, Пьера Безухова, Андрея Болконского - это примеры напряженной жизни человеческой личности, позволяющие нам приблизиться к пониманию того, что есть человек, чем живет его душа.

Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» чужого тезиса.

  • Поддерживающая аргументация

  • При поддерживающей аргументации автор-ученик приводит доводы, подтверждающие тезис автора текста.
  • Тезис: Книга - это важнейший инструмент, который помогает человеку познавать окружающий мир и самого себя.

  • Я полностью согласен с автором. Действительно, многие книги позволяют проникнуть в сложный мир человеческой личности. Так, величайшие русские писатели XIX века Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский создали в своих книгах психологически глубокие, многогранные образы героев, приоткрыв для читателей сокровенные тайны человеческой души. Духовные поиски и заблуждения Родиона Раскольникова, Пьера Безухова, Андрея Болконского - это примеры напряженной жизни человеческой личности, позволяющие нам приблизиться к пониманию того, что есть человек, чем живет его душа.
Опровергающая аргументация   Формулируя собственную позицию по проблеме, ученик выдвигает контртезис  и доказывает его истинность двумя аргументами. Тезис: Компьютер не может заменить книгу.  Я не могу согласиться с автором. Мне кажется, что нет смысла противопоставлять компьютер и книгу.  Во-первых, с появлением компьютерных технологий книга просто обрела новую форму. Например, электронные носители сделали книгу более удобной. Достаточно вспомнить, что информация тридцати томов Большой советской энциклопедии помещается на двух лазерных дисках! А многочисленные аудиокниги позволили услышать уже хорошо знакомые и новые произведения в исполнении профессиональных артистов.  Во-вторых, в новой форме книга стала более доступной. Благодаря возможностям сети Интернет электронными библиотеками можно пользоваться, не выходя из дома. Художественную или учебную книгу можно закачать в телефон и читать ее в поезде или в метро. А на нескольких дисках можно возить с собой всю домашнюю библиотеку!
  • Опровергающая аргументация
  • Формулируя собственную позицию по проблеме, ученик выдвигает контртезис

и доказывает его истинность двумя аргументами.

  • Тезис: Компьютер не может заменить книгу.
  • Я не могу согласиться с автором. Мне кажется, что нет смысла противопоставлять компьютер и книгу.

Во-первых, с появлением компьютерных технологий книга просто обрела новую форму. Например, электронные носители сделали книгу более удобной. Достаточно вспомнить, что информация тридцати томов Большой советской энциклопедии помещается на двух лазерных дисках! А многочисленные аудиокниги позволили услышать уже хорошо знакомые и новые произведения в исполнении профессиональных артистов.

Во-вторых, в новой форме книга стала более доступной. Благодаря возможностям сети Интернет электронными библиотеками можно пользоваться, не выходя из дома. Художественную или учебную книгу можно закачать в телефон и читать ее в поезде или в метро. А на нескольких дисках можно возить с собой всю домашнюю библиотеку!

Цитата-аргумент Часто в качестве аргумента в сочинении приводится цитата какого-либо авторитетного человека. Это - сильный аргумент. Но поскольку точного текста цитаты чаще всего вспомнить не удается, лучше использовать косвенную речь. Можно избежать искажения цитаты, т.е. фактической ошибки. Например: «Константин Паустовский писал, что истинная любовь к своей стране не мыслима без любви к своему языку».

Цитата-аргумент

  • Часто в качестве аргумента в сочинении приводится цитата какого-либо авторитетного человека. Это - сильный аргумент.
  • Но поскольку точного текста цитаты чаще всего вспомнить не удается, лучше использовать косвенную речь. Можно избежать искажения цитаты, т.е. фактической ошибки. Например: «Константин Паустовский писал, что истинная любовь к своей стране не мыслима без любви к своему языку».
Цитируемый текст должен приводиться в кавычках в той грамматической форме, в какой он дан в источнике; пропуск слов допускается только в том случае, если при этом не искажается смысл цитаты; При цитировании не допускается объединение в одной цитате нескольких отрывков, взятых из разных мест цитируемого источника, даже если они логически связаны между собой; Каждый такой отрывок должен оформляться как отдельная цитата.
  • Цитируемый текст должен приводиться в кавычках в той грамматической форме, в какой он дан в источнике; пропуск слов допускается только в том случае, если при этом не искажается смысл цитаты;
  • При цитировании не допускается объединение в одной цитате нескольких отрывков, взятых из разных мест цитируемого источника, даже если они логически связаны между собой;
  • Каждый такой отрывок должен оформляться как отдельная цитата.
В работе экзаменуемый может использовать, например, следующие типы аргументов.  I. Логические (рациональные) ар гументы. Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпириче­ские знания). Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.). Статистика (количественные показатели развития производства I общества). Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки). Законы природы. Определение, задача которого — обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории с учётом выявленных сущ­ностных признаков определяемого предмета. Положения юридических законов, официальных документов, шн становлений и других нормативных актов, обязательных для выполнения. Данные экспериментов и экспертиз. Свидетельства очевидцев.

В работе экзаменуемый может использовать, например, следующие типы аргументов.

I. Логические (рациональные) ар гументы.

  • Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпириче­ские знания).
  • Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.).
  • Статистика (количественные показатели развития производства I общества).
  • Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки).
  • Законы природы.
  • Определение, задача которого — обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории с учётом выявленных сущ­ностных признаков определяемого предмета.
  • Положения юридических законов, официальных документов, шн становлений и других нормативных актов, обязательных для выполнения.
  • Данные экспериментов и экспертиз.
  • Свидетельства очевидцев.
II.  Иллюстративные ар г ументы — примеры.  В отличие от факта — обобщённо-объективированного утверждения — пример имеет наглядную описательную форму; его задача — объяс­нить понимание тезиса, доказать его правильность. К иллюстративным аргументам относятся: 1.  Конкретные примеры: —  пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о  действительно имевшем место случае); -  литературный пример (пример-текст из художественного произведения).  2.  Предположительные примеры (рассказывается о том, что могло бы  быть при определённых условиях).

II. Иллюстративные ар г ументы — примеры.

В отличие от факта — обобщённо-объективированного утверждения — пример имеет наглядную описательную форму; его задача — объяс­нить понимание тезиса, доказать его правильность. К иллюстративным аргументам относятся:

  • 1. Конкретные примеры:
  • — пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае);
  • - литературный пример (пример-текст из художественного произведения).
  • 2. Предположительные примеры (рассказывается о том, что могло бы быть при определённых условиях).
III.  Ссылки на авторитет. 1. Мнение известного, уважаемого человека — учёного, философа, общественного деятеля и т.п. Цитата из авторитетного источника. Мнение специалиста, эксперта. Мнение очевидцев. Мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции). Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, по-. ступать, оценивать что-то в обществе.

III. Ссылки на авторитет.

  • 1. Мнение известного, уважаемого человека — учёного, философа, общественного деятеля и т.п.
  • Цитата из авторитетного источника.
  • Мнение специалиста, эксперта.
  • Мнение очевидцев.
  • Мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции).
  • Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, по-. ступать, оценивать что-то в обществе.
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ Автор обратился к теме (проблеме), на мой взгляд, не случайно...      Я часто задумываюсь над...       По моему мнению, вопросы, поднятые в тексте, будут всегда актуальны, так как...      Можно согласиться с автором...      В целом я согласен с автором текста, однако...      Я полностью разделяю точку зрения автора, но не могу согласиться с тем, что...      Я с интересом прочитал статью, но не могу согласиться...          Не во всем можно согласиться с автором текста...

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ

  • Автор обратился к теме (проблеме), на мой взгляд, не случайно...
  •    Я часто задумываюсь над...
  •     По моему мнению, вопросы, поднятые в тексте, будут всегда актуальны, так как...
  •    Можно согласиться с автором...
  •    В целом я согласен с автором текста, однако...
  •    Я полностью разделяю точку зрения автора, но не могу согласиться с тем, что...
  •    Я с интересом прочитал статью, но не могу согласиться...
  •        Не во всем можно согласиться с автором текста...
Трактовка проблемы автором кажется мне несколько необычной. Статья произвела на меня неоднозначное впечатление: с одной стороны, ..., с другой стороны...          Не вызывает сомнения...          Меня особенно тронуло...          Меня привлекает в этом тексте...          Меня взволновало...          Нельзя остаться равнодушным при...          Для доказательства своей позиции я хочу привести следующие аргументы. Во-первых... Во-вторых... В-третьих...          В подтверждение своей точки зрения я могу привести следующие доказательства...          Доказательством этой мысли может служить тот факт...
  • Трактовка проблемы автором кажется мне несколько необычной.
  • Статья произвела на меня неоднозначное впечатление: с одной стороны, ..., с другой стороны...
  •        Не вызывает сомнения...
  •        Меня особенно тронуло...
  •        Меня привлекает в этом тексте...
  •        Меня взволновало...
  •        Нельзя остаться равнодушным при...
  •        Для доказательства своей позиции я хочу привести следующие аргументы. Во-первых... Во-вторых... В-третьих...
  •        В подтверждение своей точки зрения я могу привести следующие доказательства...
  •        Доказательством этой мысли может служить тот факт...
Нельзя не согласиться с автором в том, что… Трудно не согласиться с точкой зрения автора на проблему о… По моему мнению, злободневность этой проблемы в том, что… Мне кажется, что автор не прав, утверждая, что… Не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автором(чего)… Пожалуй, наиболее спорной выглядит мысль о том… Позволю себе не согласиться с автором в той части, где он рассуждает о … На этот счет у меня сложилось другое мнение…
  • Нельзя не согласиться с автором в том, что…
  • Трудно не согласиться с точкой зрения автора на проблему о…
  • По моему мнению, злободневность этой проблемы в том, что…
  • Мне кажется, что автор не прав, утверждая, что…
  • Не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автором(чего)…
  • Пожалуй, наиболее спорной выглядит мысль о том…
  • Позволю себе не согласиться с автором в той части, где он рассуждает о …
  • На этот счет у меня сложилось другое мнение…
Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую)...          По мнению автора, ...          Автор считает, что...          Публицист убежден в том, что...          Автор заставляет задуматься о...          Писатель оригинально решает поставленную проблему, так как...          Всей логикой повествования автор убедительно доказывает, что...          Автор всерьез обеспокоен...          Авторскую позицию нельзя считать отстраненной...          Авторскую позицию нельзя не увидеть в...
  • Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую)...
  •        По мнению автора, ...
  •        Автор считает, что...
  •        Публицист убежден в том, что...
  •        Автор заставляет задуматься о...
  •        Писатель оригинально решает поставленную проблему, так как...
  •        Всей логикой повествования автор убедительно доказывает, что...
  •        Автор всерьез обеспокоен...
  •        Авторскую позицию нельзя считать отстраненной...
  •        Авторскую позицию нельзя не увидеть в...
Вот характерный пример неудачной попытки включить аргумент в сочинение: Я же считаю, что нужно самостоятельно принимать решения. Вспомним шекспировского Гамлета «быть или не быть», который сомневался в принятии решения. Легко заметить, что личностная позиция и «аргумент» склеены механически с помощью лексического повтора, ссылка на Гамлета не доказывает тезиса о необходимости самостоятельно принимать решения.

Вот характерный пример неудачной попытки включить аргумент в сочинение:

  • Я же считаю, что нужно самостоятельно принимать решения. Вспомним шекспировского Гамлета «быть или не быть», который сомневался в принятии решения.
  • Легко заметить, что личностная позиция и «аргумент» склеены механически с помощью лексического повтора, ссылка на Гамлета не доказывает тезиса о необходимости самостоятельно принимать решения.
Ещё один пример, демонстрирующий включение ложного аргумента: Я по своему жизненному опыту знаю, каково это быть инвалидом (мой дедушка тоже инвалид), как тяжело даётся (как физически, так и морально) любое движение. Но если инвалид силён духом, то он может сделать мно­гое не хуже здорового человека.  Этот фрагмент, включённый в сочинение как аргумент, не обладает доказывающей силой: апелляция к личному опыту лишь удостоверяет реальность приводимого факта, но обоснование не выстроено: что именно доказывается , каким обобщающим смыслом обладает приводимый пример, вытекает ли из данного факта вывод , который созвучен авторской позиции , — эти важнейшие элементы аргументации остаются за скобками.

Ещё один пример, демонстрирующий включение ложного аргумента:

  • Я по своему жизненному опыту знаю, каково это быть инвалидом (мой дедушка тоже инвалид), как тяжело даётся (как физически, так и морально) любое движение. Но если инвалид силён духом, то он может сделать мно­гое не хуже здорового человека.
  • Этот фрагмент, включённый в сочинение как аргумент, не обладает доказывающей силой: апелляция к личному опыту лишь удостоверяет реальность приводимого факта, но обоснование не выстроено: что именно доказывается , каким обобщающим смыслом обладает приводимый пример, вытекает ли из данного факта вывод , который созвучен авторской позиции , — эти важнейшие элементы аргументации остаются за скобками.
Аргумент заключает в себе не тот смысл, который в него вкладывает автор сочинения.   Я не могу не согласиться с автором. Только сильные люди, которые ду­мают своей головой, могут выделиться из толпы и идти своим путём.  Человек, в каком бы обществе он ни находился, должен всегда сам принимать решения и нести за них ответственность. Вспомним произведе­ние великого русского писателя Достоевского «Преступление и наказание» Главный герой романа — Родион Раскольников следовал своему принципу жизни, своей теории, общество осуждало его за это, но он продолжал де­лать то, что считал нужным. Общество не любит тех, кто чем-то отличается от других, думает его по-другому. Его начинают подавлять, Родион — силь­ная личность, он умел противостоять этой сложной системе. Я думаю, что именно такими должны быть люди...

Аргумент заключает в себе не тот смысл, который в него вкладывает автор сочинения.

Я не могу не согласиться с автором. Только сильные люди, которые ду­мают своей головой, могут выделиться из толпы и идти своим путём.

Человек, в каком бы обществе он ни находился, должен всегда сам принимать решения и нести за них ответственность. Вспомним произведе­ние великого русского писателя Достоевского «Преступление и наказание» Главный герой романа — Родион Раскольников следовал своему принципу жизни, своей теории, общество осуждало его за это, но он продолжал де­лать то, что считал нужным. Общество не любит тех, кто чем-то отличается от других, думает его по-другому. Его начинают подавлять, Родион — силь­ная личность, он умел противостоять этой сложной системе. Я думаю, что именно такими должны быть люди...

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме (К4) К4-1. 3 балла ставится за работу, в которой «экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицисти­кой или научной литературы).

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме (К4)

  • К4-1.
  • 3 балла ставится за работу, в которой «экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицисти­кой или научной литературы).
Сочинение по тексту С. Михалкова «Книги»  Я полностью согласна с автором. Во-первых, литература воспитывает, и, я бы даже сказала, формирует человека, и это очень важно особенно  В детстве. Я встречала человека, не признающего и не читающего в детстве  и юности художественной литературы. С ним не о чем было разговаривать . Он создал у меня впечатление пустого человека. Во-вторых, я на  собственном опыте ощутила, как стихи русских поэтов могут помочь трудный момент, подсказать выход из сложившейся ситуации. Моим духовным наставником стал Александр Блок. Его поэзия успокаивала и будоражила, окутывала красотой слова и обостряла мысль.  В-третьих, я считаю, что умный человек — это интеллигентный человек, а для этого нужно развивать мир чувств, но без художественной литературы это невозможно.
  • Сочинение по тексту С. Михалкова «Книги»

Я полностью согласна с автором. Во-первых, литература воспитывает, и, я бы даже сказала, формирует человека, и это очень важно особенно

В детстве. Я встречала человека, не признающего и не читающего в детстве

и юности художественной литературы. С ним не о чем было разговаривать . Он создал у меня впечатление пустого человека. Во-вторых, я на

собственном опыте ощутила, как стихи русских поэтов могут помочь трудный момент, подсказать выход из сложившейся ситуации. Моим духовным наставником стал Александр Блок. Его поэзия успокаивала и будоражила, окутывала красотой слова и обостряла мысль.

В-третьих, я считаю, что умный человек — это интеллигентный человек, а для этого нужно развивать мир чувств, но без художественной литературы это невозможно.

К4-2. 2 балла ставится, если «экзаменуемый выразил своё мнение по сформу­лированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт) или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.
  • К4-2.
  • 2 балла ставится, если «экзаменуемый выразил своё мнение по сформу­лированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт) или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.
 Сочинение по тексту С. Михалкова «Книги» Я согласна с мнением автора. Прочитав этот текст, я всерьёз задумалась о влиянии книг на ребёнка. В детстве у человека формируется характер, и именно книги играют большую роль в этом процессе. Во-первых, маленький человек воспринимает всё гораздо ближе к сердцу, чем взрослые, поэтому, как считает Михалков, ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь.

Сочинение по тексту С. Михалкова «Книги»

  • Я согласна с мнением автора. Прочитав этот текст, я всерьёз задумалась о влиянии книг на ребёнка. В детстве у человека формируется характер, и именно книги играют большую роль в этом процессе. Во-первых, маленький человек воспринимает всё гораздо ближе к сердцу, чем взрослые, поэтому, как считает Михалков, ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь.
К4-3. 1 балл ставится, если экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (жанры фольклора (пословицы, загадки, поговорки и др.), литературные сказки, песни)
  • К4-3.
  • 1 балл ставится, если экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (жанры фольклора (пословицы, загадки, поговорки и др.), литературные сказки, песни)
Сочинение по тексту С.Михалкова « Книги».  Я согласна с мнением автора. Прочитав этот текст, я всерьёз задумалась о влиянии книг на ребёнка. В детстве у человека формируется характер, и именно книги играют большую роль в этом процессе. Во-первых, маленький человек воспринимает всё гораздо ближе к сердцу, чем взрослый, поэтому, как считает Михалков, ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь.

Сочинение по тексту С.Михалкова « Книги».

  • Я согласна с мнением автора. Прочитав этот текст, я всерьёз задумалась о влиянии книг на ребёнка. В детстве у человека формируется характер, и именно книги играют большую роль в этом процессе. Во-первых, маленький человек воспринимает всё гораздо ближе к сердцу, чем взрослый, поэтому, как считает Михалков, ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь.
К4-4. О баллов экзаменуемый получает, если «сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или  вообще не отражено в работе».
  • К4-4.
  • О баллов экзаменуемый получает, если «сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или вообще не отражено в работе».
 Сочинения по тексту С. Михалкова «Книги»   Я согласна с автором во многом, но хочу заметить, что не все книги имеет смысл читать в детстве. Иногда ум ребёнка не способен понять смысл произведения. Например, когда мне было 9 лет, я читала стихи Есенина и не видела в них ничего, кроме описания природы и людей. Зато изучив их сегодня, поняла смысл и тайный подтекст лирики поэта.  Я полностью солидарен с мнением Сергея Михалкова. Мы должны оправдать надежды писателей и поэтов, например, Александра Сергеев Пушкина:  Я памятник себе воздвиг нерукотворный,  К нему не зарастёт народная тропа...  ...Нет, весь я не умру,  Душа в заветной лире  Мой прах переживёт  И тленья избежит...  Я, как и Михалков, верю, что русский народ всегда будет читать произ­воления великих писателей.

Сочинения по тексту С. Михалкова «Книги»

Я согласна с автором во многом, но хочу заметить, что не все книги имеет смысл читать в детстве. Иногда ум ребёнка не способен понять смысл произведения. Например, когда мне было 9 лет, я читала стихи Есенина и не видела в них ничего, кроме описания природы и людей. Зато изучив их сегодня, поняла смысл и тайный подтекст лирики поэта.

Я полностью солидарен с мнением Сергея Михалкова. Мы должны оправдать надежды писателей и поэтов, например, Александра Сергеев Пушкина:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа...

...Нет, весь я не умру,

Душа в заветной лире

Мой прах переживёт

И тленья избежит...

Я, как и Михалков, верю, что русский народ всегда будет читать произ­воления великих писателей.

Типичные ошибки аргументации ученик рассматривает одну проблему, а приводит аргументы, связанные с другой проблемой текста; приведенные мысли не являются аргументами для выдвинутого тезиса; в качестве аргументов приведены только примеры (часто наскоро выдуманные), без объяснения их связи с тезисом; в части сочинения, посвященной аргументации, не разграничиваются первый и второй аргументы; отсутствуют переходы между аргументами; отсутствует вывод.

Типичные ошибки аргументации

  • ученик рассматривает одну проблему, а приводит аргументы, связанные с другой проблемой текста;
  • приведенные мысли не являются аргументами для выдвинутого тезиса;
  • в качестве аргументов приведены только примеры (часто наскоро выдуманные), без объяснения их связи с тезисом;
  • в части сочинения, посвященной аргументации, не разграничиваются первый и второй аргументы;
  • отсутствуют переходы между аргументами;
  • отсутствует вывод.
Тезис: Произведения массовой литературы оказывают разрушающее воздействие на духовное развитие человека. Я не могу не согласиться с мнением автора, ведь точка зрения писателя высказана достаточно убедительно. В качестве собственного примера могу привести такой случай: прежде чем выбрать серьезную профессию, я очень тщательно продумывала это решение, прочитала много книг. Приведенный пример никак не соотносится с тезисом и не является аргументом.

Тезис: Произведения массовой литературы оказывают разрушающее воздействие на духовное развитие человека.

  • Я не могу не согласиться с мнением автора, ведь точка зрения писателя высказана достаточно убедительно. В качестве собственного примера могу привести такой случай: прежде чем выбрать серьезную профессию, я очень тщательно продумывала это решение, прочитала много книг.
  • Приведенный пример никак не соотносится с тезисом и не является аргументом.
Тезис: Произведения массовой литературы оказывают разрушающее воздействие на духовное развитие человека. Мне кажется, что книги скоро исчезнут, потому что люди стали меньше читать. Кино — вот на что люди больше обращают внимание. Но пока выпускаются все новые и новые книги и появляются новые авторы. Значит, книги будут все больше и больше доставлять нам радость. Рассуждение не только не соотносится с тезисом, но и обнаруживает внутреннее противоречие: последнее предложение противоречит первому.

Тезис: Произведения массовой литературы оказывают разрушающее воздействие на духовное развитие человека.

  • Мне кажется, что книги скоро исчезнут, потому что люди стали меньше читать. Кино — вот на что люди больше обращают внимание. Но пока выпускаются все новые и новые книги и появляются новые авторы. Значит, книги будут все больше и больше доставлять нам радость.
  • Рассуждение не только не соотносится с тезисом, но и обнаруживает внутреннее противоречие: последнее предложение противоречит первому.
Тезис: Произведения массовой литературы оказывают разрушающее воздействие на духовное развитие человека. Во-первых, огромное книжное море ставит перед молодым человеком проблему выбора.  Во-вторых, мне даже страшно представить отсутствие в моей жизни преподавателя литературы. Без него я никогда, наверное, не смог бы постичь малой доли того, что заложено в классической литературе. Первый аргумент нуждается в примере, пояснении. Второй не связан с тезисом.

Тезис: Произведения массовой литературы оказывают разрушающее воздействие на духовное развитие человека.

  • Во-первых, огромное книжное море ставит перед молодым человеком проблему выбора.
  • Во-вторых, мне даже страшно представить отсутствие в моей жизни преподавателя литературы. Без него я никогда, наверное, не смог бы постичь малой доли того, что заложено в классической литературе.
  • Первый аргумент нуждается в примере, пояснении. Второй не связан с тезисом.
Тезис: Произведения массовой литературы оказывают разрушающее воздействие на духовное развитие человека.   4. В моей жизни тоже встречались журналы, романы, которые привлекали своей обложкой, но стоило их прочитать, как меня охватывало чувство скуки. Однажды я поехала на дачу и захватила с собой новые журналы, которые купила недавно. Когда я начала их перелистывать, а потом читать, у меня не появился интерес, просто перелистывала страницы . Можно усомниться в том, что описанный случай является подтверждением тезиса.

Тезис: Произведения массовой литературы оказывают разрушающее воздействие на духовное развитие человека.

  • 4. В моей жизни тоже встречались журналы, романы, которые привлекали своей обложкой, но стоило их прочитать, как меня охватывало чувство скуки. Однажды я поехала на дачу и захватила с собой новые журналы, которые купила недавно. Когда я начала их перелистывать, а потом читать, у меня не появился интерес, просто перелистывала страницы .
  • Можно усомниться в том, что описанный случай является подтверждением тезиса.
Тезис: Произведения массовой литературы оказывают разрушающее воздействие на духовное развитие человека. Я согласен с мнением автора, потому что в нашей стране не должно быть романов и рекламы, которые бы вскружили голову людям. Например, я стал свидетелем такого случая. Со мной в одном доме живет сосед. Он прочитал в газете рекламу. В ней было сказано, что можно выиграть машину всего за тысячу рублей. Он повелся на эту рекламу, отправив тысячу рублей, но взамен ничего не получил. Его просто «развели». Поэтому я считаю, что нельзя доверять рекламе, лучше вообще ее не читать. Подмена тезиса. Автор сочинения уходит от тезиса, рассуждая о вреде рекламы. Бедная речь пересыпана жаргонными словами –этическая ошибка.

Тезис: Произведения массовой литературы оказывают разрушающее воздействие на духовное развитие человека.

  • Я согласен с мнением автора, потому что в нашей стране не должно быть романов и рекламы, которые бы вскружили голову людям. Например, я стал свидетелем такого случая. Со мной в одном доме живет сосед. Он прочитал в газете рекламу. В ней было сказано, что можно выиграть машину всего за тысячу рублей. Он повелся на эту рекламу, отправив тысячу рублей, но взамен ничего не получил. Его просто «развели». Поэтому я считаю, что нельзя доверять рекламе, лучше вообще ее не читать.
  • Подмена тезиса. Автор сочинения уходит от тезиса, рассуждая о вреде рекламы. Бедная речь пересыпана жаргонными словами –этическая ошибка.
Тезис: Произведения массовой литературы оказывают разрушающее воздействие на духовное развитие человека. 6. Автор, на мой взгляд, увеличивает данную проблему. Я не считаю, что данного типа романы, триллеры вредят организму, но они могут развить фантазии людей, просто отойти от всех проблем и дел. Бедная речь, речевые ошибки мешают автору сочинения правильно выразить свою мысль в виде обоснованного довода.

Тезис: Произведения массовой литературы оказывают разрушающее воздействие на духовное развитие человека.

  • 6. Автор, на мой взгляд, увеличивает данную проблему. Я не считаю, что данного типа романы, триллеры вредят организму, но они могут развить фантазии людей, просто отойти от всех проблем и дел.
  • Бедная речь, речевые ошибки мешают автору сочинения правильно выразить свою мысль в виде обоснованного довода.
 «Сила чувства – красноречие сердца», а «убедительность –красноречие ума», и «если красноречие ума соединится с красноречием сердца, то нет почти сил им противостоять»    Кошанский Н.Ф. Частная риторика. –СПб, 1836.

«Сила чувства – красноречие сердца», а «убедительность –красноречие ума», и «если красноречие ума соединится с красноречием сердца, то нет почти сил им противостоять»

Кошанский Н.Ф. Частная риторика. –СПб, 1836.

   Упражнения по определению и формулированию позиции автора, определению собственной позиции и ее аргументации

Упражнения по определению и формулированию позиции автора, определению собственной позиции и ее аргументации

Упр. 1.  Прочитайте текст и краткую биографическую справку о его авторе. Выполните задания.

  • I. В России мы некогда жили, дышали ее воздухом, любовались полями, лесами, водами, чувствовали себя в своем народе. Жили и полагали: все это естественно, так и надо, есть Россия, была и будет.       II. Но нам всегда ставили в пример Запад. Мы читали о нем больше, чем о России, и относились к нему почтительнее.       III. Родину свою даже мало знали. Многие из нас так и не побывали в Киеве, не видали Кавказа, Урала, Сибири. Случалось, лучше знали музеи Рима, Флоренции, чем Московский Кремль.       IV. С тех пор точно бы целый век прошел. Многое видишь на Родине теперь по-иному, иначе оцениваешь. Сильнее ощущаешь связь истории, связь поколений. Из «прохладного» Запада пейзаж и климат русский выступают душевнее и трогательнее. Человечнейший и христианнейший из всех, ярчайший плод русской культуры создан лучшими, достойнейшими сынами тысячелетней России.       V. Для русского человека в изгнании мировая слава Родины имеет еще оттенок защиты, укрытия в одиночестве и заброшенности. Наследие наше — история, величие Родины, и этого не отнять. И поклонения не отнять, и надежды...       VI. Чужбина, беспризорность, беды — пусть. Негеройская жизнь, но над всем этим нечто: немеркнущее духовное ядро, живое сердце моей Родины. (По Б. К. Зайцеву)
Задания 1. Выделите ключевые слова и наиболее важные мысли автора.        2. Определите, в каких абзацах наиболее полно выражен идейный смысл текста, соответствующий его основной проблеме. Определите и сформулируйте основную проблему текста.        3. Сформулируйте позицию автора по основной проблеме текста. Для некоторых формулировок используйте цитаты из исходного текста.

Задания

  • 1. Выделите ключевые слова и наиболее важные мысли автора.       2. Определите, в каких абзацах наиболее полно выражен идейный смысл текста, соответствующий его основной проблеме. Определите и сформулируйте основную проблему текста.       3. Сформулируйте позицию автора по основной проблеме текста. Для некоторых формулировок используйте цитаты из исходного текста.

Упр. 2.  Прочитайте текст, проведите его содержательно-языковой анализ. Выполните задания.

  •        Даже на фоне богатейшей мировой классики русская литература XIX века — явление исключительное. Впечатление, которое производит этот золотой век русской литературы на читателя, прекрасно выразил Томас Манн, говоря о ее «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплоченности ее рядов, непрерывности ее традиций».       Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звездами небе, если бы некоторые из писателей, составивших ее славу, не походили в нашем читательском восприятии, скорее, на ослепительные светила или на самостоятельные «вселенные».       Одни только имена Льва Толстого или Достоевского сразу же вызывают представление об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании все новых и новых поколений читателей.       Каждая из великих книг — это не только часть души и зачастую целые годы жизни самого автора, но и страницы народной истории. Недаром Тургенев сказал о Гоголе: «Для нас он был больше, чем писатель: он раскрыл нам нас самих». (По А. С. Туркову)
Задания  1. Определите тему и основную проблему текста.          2. Укажите, в каких словах и предложениях наиболее полно выражается позиция автора по данной проблеме. Сформулируйте позицию автора.        3. Объясните, почему вы согласны или не согласны с мнением автора текста.          4. Проанализируйте фрагмент сочинения, в котором приведена аргументация собственной позиции выпускника. Определите, какие виды аргументов (сжатые или развернутые, с опорой на жизненный или читательский опыт) использует автор сочинения.

Задания

1. Определите тему и основную проблему текста.

       2. Укажите, в каких словах и предложениях наиболее полно выражается позиция автора по данной проблеме. Сформулируйте позицию автора.       3. Объясните, почему вы согласны или не согласны с мнением автора текста.

       4. Проанализируйте фрагмент сочинения, в котором приведена аргументация собственной позиции выпускника. Определите, какие виды аргументов (сжатые или развернутые, с опорой на жизненный или читательский опыт) использует автор сочинения.

Фрагмент сочинения   Мнение автора о том, что книги великих русских писателей — это не только лучшие творения мировой художественной литературы XIX в., но и образцы глубокой философской мысли, является бесспорным. Я полностью разделяю точку зрения автора, так как считаю, что в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского не только содержатся страницы истории, но и отражается философия жизни, что произведения классиков помогают заглянуть в свой собственный внутренний мир. Я также думаю, что подобно тому как нельзя дважды войти в одну и ту же реку, так нельзя дважды одинаково прочитать одно и то же произведение. Каждый раз открываешь для себя что-то новое.            5. Продолжите ряд доказательств, которые могут быть приведены для аргументации позиции, совпадающей с позицией автора текста.

Фрагмент сочинения

  • Мнение автора о том, что книги великих русских писателей — это не только лучшие творения мировой художественной литературы XIX в., но и образцы глубокой философской мысли, является бесспорным. Я полностью разделяю точку зрения автора, так как считаю, что в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского не только содержатся страницы истории, но и отражается философия жизни, что произведения классиков помогают заглянуть в свой собственный внутренний мир. Я также думаю, что подобно тому как нельзя дважды войти в одну и ту же реку, так нельзя дважды одинаково прочитать одно и то же произведение. Каждый раз открываешь для себя что-то новое.
  •        5. Продолжите ряд доказательств, которые могут быть приведены для аргументации позиции, совпадающей с позицией автора текста.
Упр. 3.  Прочитайте текст, проведите его содержательный и языковой анализ. Выполните задания. Правильное общение необходимо каждому человеку, чтобы утвердить себя как личность и, наконец, чтобы любить самого себя. Ведь поведение каждого человека связано с поведением других. И если один человек изменит себя, сделает свое общение с другими комфортнее, то в итоге будет лучше всем.         Конечно, в одиночку никто не переделает жизнь, не разрушит сложившиеся нормы общения, если они нам не нравятся. Мы не вольны по своему желанию изменить отношение людей к себе, но зато можем пересмотреть свое отношение к ним.          Великий психолог С. Рубинштейн написал прекрасные слова: «Сердце человека соткано из его человеческого отношения к людям. То, что оно стоит, целиком определяется тем, какие отношения к другому человеку он способен устанавливать». Человек, отделяющий себя от других, лишает себя счастья. (По И. Крохиной)

Упр. 3.  Прочитайте текст, проведите его содержательный и языковой анализ. Выполните задания.

  • Правильное общение необходимо каждому человеку, чтобы утвердить себя как личность и, наконец, чтобы любить самого себя. Ведь поведение каждого человека связано с поведением других. И если один человек изменит себя, сделает свое общение с другими комфортнее, то в итоге будет лучше всем.

       Конечно, в одиночку никто не переделает жизнь, не разрушит сложившиеся нормы общения, если они нам не нравятся. Мы не вольны по своему желанию изменить отношение людей к себе, но зато можем пересмотреть свое отношение к ним.

       Великий психолог С. Рубинштейн написал прекрасные слова: «Сердце человека соткано из его человеческого отношения к людям. То, что оно стоит, целиком определяется тем, какие отношения к другому человеку он способен устанавливать». Человек, отделяющий себя от других, лишает себя счастья. (По И. Крохиной)

Задания 1. Определите идейный смысл текста и его проблематику.        2. Сформулируйте основную позицию автора и основную проблему текста.        3. Объясните, почему вы согласны или не согласны с позицией автора. Свой ответ аргументируйте, продолжив предлагаемый ряд аргументов .

Задания

  • 1. Определите идейный смысл текста и его проблематику.       2. Сформулируйте основную позицию автора и основную проблему текста.       3. Объясните, почему вы согласны или не согласны с позицией автора. Свой ответ аргументируйте, продолжив предлагаемый ряд аргументов .
  Аргументы        •  Неправильное общение приводит к одиночеству, а в одиночестве человек не может быть счастливым.         •  Как ты относишься к людям, так и они относятся к тебе.         •  Правильно выбранный стиль общения всегда гарантирует его успех.

  Аргументы

  •       •  Неправильное общение приводит к одиночеству, а в одиночестве человек не может быть счастливым.
  •       •  Как ты относишься к людям, так и они относятся к тебе.
  •       •  Правильно выбранный стиль общения всегда гарантирует его успех.
 Приложение.      Аргументация(цитаты)

Приложение.

Аргументация(цитаты)

А.Н.Радищев: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом». А.С.Пушкин: «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой». А.С.Пушкин: «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный- невозможно». И.С.Тургенев: «Любовь сильнее смерти и страха смерти». Ф.М.Достоевский: «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования».  «В несчастье яснеет истина».  «Низкая душа, выйдя из-под гнёта, сама гнетёт».
  • А.Н.Радищев: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом».
  • А.С.Пушкин: «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой».
  • А.С.Пушкин: «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный- невозможно».
  • И.С.Тургенев: «Любовь сильнее смерти и страха смерти».
  • Ф.М.Достоевский: «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования».
  • «В несчастье яснеет истина».
  • «Низкая душа, выйдя из-под гнёта, сама гнетёт».
А.П.Чехов: «Дела определяются их целями: то дело называется великим, у которого велика цель». А.М.Горький: «На день надо смотреть как на маленькую жизнь». А.Н.Толстой: «Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или малом, и поднимется в нём великая сила- человеческая красота». Б.Окуджава: « Совесть, благородство и достоинство- вот оно, святое наше воинство». В Набоков: «О, любовь, ты светла и крылата…».
  • А.П.Чехов: «Дела определяются их целями: то дело называется великим, у которого велика цель».
  • А.М.Горький: «На день надо смотреть как на маленькую жизнь».
  • А.Н.Толстой: «Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или малом, и поднимется в нём великая сила- человеческая красота».
  • Б.Окуджава: « Совесть, благородство и достоинство- вот оно, святое наше воинство».
  • В Набоков: «О, любовь, ты светла и крылата…».
Д.С.Лихачёв: «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других».  «Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя». К.Г.Паустовский: «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца».  « В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии».  « У любви тысячи аспектов, и в каждом из них- свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание». М.М.Пришвин: «Художник должен чувствовать вечность и в то же время быть современным».
  • Д.С.Лихачёв: «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других».
  • «Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя».
  • К.Г.Паустовский: «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца».
  • « В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии».
  • « У любви тысячи аспектов, и в каждом из них- свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание».
  • М.М.Пришвин: «Художник должен чувствовать вечность и в то же время быть современным».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!