Методическая цель:-расширить представление о творчестве М,Ю. Лермонтова
Оборудование: карты анализа стихотворений, презентация, фонохрестоматия («Три пальмы»),мелодия для релаксации , репродукции картин М. Пикова «Три пальмы», Д. Поленов «Караван в Аравийской пустыне»
№ | учитель | слайд | время |
1. | Оргмомент. Добрый день! Рада вас сегодня видеть!Присаживайтесь! В тетрадях запишите число, Классная работа | 1 | |
2. | Опрос по домашнему заданию: чтение с вдохновением Ст-е «На севере диком»...(2-3 уч.) Проиллюстрируем ст-е одноименной картиной Ивана Шишкина | 2 3 | 5 мин |
3 | Актуализация знаний . -Кто автор прозвучавшего стихотворения? Сделайте запись в тетради : М. Ю . Лермонтов - Какое личное чувство вкладывает автор в стихотворение? Сделайте запись в тетради: одиночество - Удалось ли вашим одноклассникам передать интонацию поэта? Кто сумел сделать это в большей степени?(оценивание) | 4 5 | |
4 | Работа с понятием «ОДИНОЧЕСТВО» -подобрать однокоренные слова, -прочитать значение по толковому словарю, -строки из стихотворения М.Ю.Лермонтова | 6 7 | |
5 | Определение темы урока.Целеполагание. -Можно ли сказать, что образ « одиночества» устойчивый, повторячющийся в ряде произведений поэта? Мотив ( сделать запись в тетради) -Определите , над какой темой мы будем сегодня работать на уроке? Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы» -Подумайте, что поможет нам лучше разобраться в смысле стихотворений поэта? - Какие цели мы ставим сегодня на уроке? | 8 9 10 | |
6 | Работа над темой урока. Для того, чтобы понять , что именно хотел сказать автор произведения и каким способом он этого добился , любое произведение необходимо прочитать и проанализировать. С некоторыми элементами анализа мы уже знакомились на предыдущих уроках. Обратимся к тексту ст-я «Утес» ( читает учитель) | 11,12,13,14,15 | 2 мин |
7 | Вопросы к тексту - какие образы являются ключевыми? -можно ли сказать что-то о характере этих образов? Какие они? Охарактеризуйте Утес и Тучку.Почему у вас сложилось такое мнение? - Почему Утес плачет? О чем он задумался? - Можно ли помочь старому Утесу? - Что можно предложить , чтоб он не грустил? | 16 17 | |
| Обратимся к истории создания ст-я ( по учебнику с.________)- О чем вам говорит год написания? - Почему Лермонтов так остро испытывает чуквство одиночества? | 18 | |
8 | Физкультминутка.Релаксация. Сядьте удобно, расслабьтесь .Закройте глаза и представьте, что вы на берегу Средиземного моря. Вас ласкает теплый ветерок,Вы видите свободных белых чаек, парящих над экзотическими деревьями. Вы отдыхаете в тени пальм, слушаете пение цикад. Ваши пальцы пересыпают песок. Вот вы отдохнули и возвращаетесь на берег. Откройте глаза, потянитесь . Теперь вы ученики класса. Продолжим нашу работу. | 19 | 1 мин |
9 | Продолжение работы по теме На партах у вас лежат карты анализа стихотворения .Подпишите их. Приготовьтесь заполнить графы 1,2,3 по ходу прослушивания стихотворения «Три пальмы» | 20 21 | |
10 | Стихотворение « Три пальмы» - одна из лучших баллад Лермонтова. Лит.термин(в тет.) Баллада – это поэтическое произведение , которое написано на легендарную или историческую тему. В балладе мир представлен таинственным и загадочным. Приготовьтесь слушать балладу. | 22 | |
11 | Прослушивание баллады «Три пальмы» ( фонохрестоматия к учебнику Коровина) Словарная работа на слайде | 23 | 5 мин |
12 | Беседа с классом -Какую картину нарисовал поэт? -Почему пальмы стали роптать на Бога? - О каком караване мечтали пальмы? Как они встретили людей? -пригодилась ли людям тень и холодная вода? -найдите цитаты, помогающие ответить на этот вопрос. Почему пальмы были погублены? -Какими они изображены в начале и конце? - Что значит выражение « питомцы столетий»? | 24 25 26 | |
| Лит.термин ( в тет.) Аллитерация Обратите внимание на строки, где описывается гибель пальм -в чем заключается философский смысл баллады? -какова главная мысль стихотворения? - В чем же одиночество пальм?( многолетнее бесполезное существование) | 27 28 | |
| Лит.термин ( в тет.) Антитеза (прочит) Приведите примеры антитезы в стихотворениях М.Ю,Лермонтова(утес-тучка, сосна-пальма, север милый- сторона южная) Под каким образом скрывается сам поэт? | 29 | |
13 | Самостоятельная работа с картами анализа ( 2-3уч.) Заполнение таблицы, чтение и оценивание. | | 5 мин |
14 | д/з : 1) подготовить письм. Ответ на вопрос : « Чем я могу помочь одинокому человеку?» 2)Выучить ст-е « Утес» 3)Подготовить иллюстрации для создания слайд- фильма « Три пальмы» | 30 | |
15 | Рефлексия Конструируем оазис души -Какой вопрос волновал автора в стихотворениях? -Какие пути решения он предлагает? | 31 | |
16 | Достигли ли мы поставленных целей? | | |
17 | Оценивание Чьи ответы сегодня , по вашему мнению, были наиболее точными и логичными? Кто был наиболее активен на уроке? | 32 | |
18 | Дополнительно Картинная галерея Приглашаю вас посетить нашу картинную галерею . Здесь представлены репродукции картин М. Пикова и Д. Поленова. - Соответствуют ли вашему представлению полотна художников ? В полной ли мере они иллюстрируют балладу « Три пальмы»? Поясните свой ответ | Иллюстрации на доске | |