СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок на основе презентации, фонохрестоматии. Используются  приемы активного слушанья, сопоставительного анализа , развитие речи и др.

Просмотр содержимого документа
«Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы»»

31

Лит.

19.11

20.11

Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы»

Методическая цель:-расширить представление о творчестве М,Ю. Лермонтова

-узнать, что такое мотив, одиночество, мотив одиночества в творчестве поэта

-проанализировать стихотворения «Утес», «Три пальмы»

Планируенмые предметные результаты:

- ознакомить учащихся со стихъотворным наследием М.Ю.Лермонтова

-углубить работу над понятиями «баллада», «антитеза»

-продолжить обучение анализу стихотворного текста( знать план анализа)

Тип урока: комбинированный( повторение, систематизация, новых знаний)

Оборудование: карты анализа стихотворений, презентация, фонохрестоматия («Три пальмы»),мелодия для релаксации , репродукции картин М. Пикова «Три пальмы», Д. Поленов «Караван в Аравийской пустыне»

Ход урока

учитель

слайд

время

1.

Оргмомент. Добрый день! Рада вас сегодня видеть!Присаживайтесь! В тетрадях запишите число, Классная работа

1


2.

Опрос по домашнему заданию: чтение с вдохновением

Ст-е «На севере диком»...(2-3 уч.)

Проиллюстрируем ст-е одноименной картиной Ивана Шишкина

2

3

5 мин

3

Актуализация знаний .

-Кто автор прозвучавшего стихотворения?

Сделайте запись в тетради : М. Ю . Лермонтов

- Какое личное чувство вкладывает автор в стихотворение?

Сделайте запись в тетради: одиночество

- Удалось ли вашим одноклассникам передать интонацию поэта?

Кто сумел сделать это в большей степени?(оценивание)

4




5



4

Работа с понятием «ОДИНОЧЕСТВО»

-подобрать однокоренные слова,

-прочитать значение по толковому словарю,

-строки из стихотворения М.Ю.Лермонтова

6

7


5

Определение темы урока.Целеполагание.

-Можно ли сказать, что образ « одиночества» устойчивый, повторячющийся в ряде произведений поэта?

Мотив ( сделать запись в тетради)

-Определите , над какой темой мы будем сегодня работать на уроке?

Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы»

-Подумайте, что поможет нам лучше разобраться в смысле стихотворений поэта?

- Какие цели мы ставим сегодня на уроке?



8



9




10


6

Работа над темой урока.

Для того, чтобы понять , что именно хотел сказать автор произведения и каким способом он этого добился , любое произведение необходимо прочитать и проанализировать. С некоторыми элементами анализа мы уже знакомились на предыдущих уроках.

Обратимся к тексту ст-я «Утес» ( читает учитель)






11,12,13,14,15

2 мин

7

Вопросы к тексту

- какие образы являются ключевыми?

-можно ли сказать что-то о характере этих образов? Какие они?

Охарактеризуйте Утес и Тучку.Почему у вас сложилось такое мнение?

- Почему Утес плачет? О чем он задумался?

- Можно ли помочь старому Утесу?

- Что можно предложить , чтоб он не грустил?


16

17



Обратимся к истории создания ст-я ( по учебнику с.________)- О чем вам говорит год написания?

- Почему Лермонтов так остро испытывает чуквство одиночества?


18


8

Физкультминутка.Релаксация.

Сядьте удобно, расслабьтесь .Закройте глаза и представьте, что вы на берегу Средиземного моря. Вас ласкает теплый ветерок,Вы видите свободных белых чаек, парящих над экзотическими деревьями. Вы отдыхаете в тени пальм, слушаете пение цикад. Ваши пальцы пересыпают песок. Вот вы отдохнули и возвращаетесь на берег. Откройте глаза, потянитесь . Теперь вы ученики класса. Продолжим нашу работу.


19

1 мин

9

Продолжение работы по теме

На партах у вас лежат карты анализа стихотворения .Подпишите их.

Приготовьтесь заполнить графы 1,2,3 по ходу прослушивания стихотворения «Три пальмы»


20


21


10

Стихотворение « Три пальмы» - одна из лучших баллад Лермонтова.

Лит.термин(в тет.)

Баллада – это поэтическое произведение , которое написано на легендарную или историческую тему. В балладе мир представлен таинственным и загадочным.

Приготовьтесь слушать балладу.

22


11

Прослушивание баллады «Три пальмы» ( фонохрестоматия к учебнику Коровина)

Словарная работа на слайде

23

5 мин

12

Беседа с классом

-Какую картину нарисовал поэт?

-Почему пальмы стали роптать на Бога?

- О каком караване мечтали пальмы?

Как они встретили людей?

-пригодилась ли людям тень и холодная вода?

-найдите цитаты, помогающие ответить на этот вопрос.

Почему пальмы были погублены?

-Какими они изображены в начале и конце?

- Что значит выражение « питомцы столетий»?

24


25


26



Лит.термин ( в тет.)

Аллитерация

Обратите внимание на строки, где описывается гибель пальм

-в чем заключается философский смысл баллады?

-какова главная мысль стихотворения?

- В чем же одиночество пальм?( многолетнее бесполезное существование)

27


28



Лит.термин ( в тет.)

Антитеза (прочит)

Приведите примеры антитезы в стихотворениях М.Ю,Лермонтова(утес-тучка, сосна-пальма, север милый- сторона южная)

Под каким образом скрывается сам поэт?

29


13

Самостоятельная работа с картами анализа ( 2-3уч.)

Заполнение таблицы, чтение и оценивание.


5 мин

14

д/з : 1) подготовить письм. Ответ на вопрос : « Чем я могу помочь одинокому человеку?»

2)Выучить ст-е « Утес»

3)Подготовить иллюстрации для создания слайд- фильма « Три пальмы»

30


15

Рефлексия

Конструируем оазис души

-Какой вопрос волновал автора в стихотворениях?

-Какие пути решения он предлагает?

31


16

Достигли ли мы поставленных целей?



17

Оценивание

Чьи ответы сегодня , по вашему мнению, были наиболее точными и логичными?

Кто был наиболее активен на уроке?




32


18

Дополнительно

Картинная галерея

Приглашаю вас посетить нашу картинную галерею . Здесь представлены репродукции картин М. Пикова и Д. Поленова.

- Соответствуют ли вашему представлению полотна художников ?

В полной ли мере они иллюстрируют балладу « Три пальмы»? Поясните свой ответ


Иллюстрации на доске







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!