СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности влияния занятий плаванием на детей с нарушением зрения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности влияния занятий плаванием на детей с нарушением зрения»

Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Педагогический колледж г. Тамбова»



Чернышова Дмитрия Дмитриевича

Студент группы АФК-31


Особенности влияния занятий плаванием на детей с нарушением зрения

Курсовая работа



Специальность 49.02.02 Научный руководитель:

Адаптивная физическая культура Фирсова А. В.













Тамбов

2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………....…..

3

ГЛАВА 1. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ ………………………………………………….…


6

1.1 Патология зрения………………………………………………………...

6

1.2 Причины нарушения зрения………………………………………….…

8

1.3 Особенности физического развития детей с нарушением зрения……

9

ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ НА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ………………………………………………..…

2.1 Роль занятий плаванием на детей …………………………………….....

2.2 Общая характеристика занятий плаванием детей с нарушением зрения………………………………………………………………………....

2.3 Методы и средства, используемые на занятиях плаванием……………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..…

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….


11

11


13

15

23

25

27










ВВЕДЕНИЕ


Плавание является уникальным видом физических упражнений и спорта, широко применяющимися в системе оздоровления и реабилитации человека и в системе реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями занимает особое место.

При разработке методических подходов АФК следует учитывать наиболее типичные двигательные расстройства и деформации, свойственные всем категориям инвалидности:

− слабость «мышечного корсета» и нарушения осанки, деформация стопы и позвоночника;

− гипокинезия, вынужденное снижение двигательной активности;

− как следствие гипокинезии пониженный уровень развития двигательных качеств: силы, быстроты, выносливости и др.;

− нарушение координации движений, быстроты реакции, дифференцировки усилий, вестибулярного равновесия и устойчивости, расслабления и напряжения, ритма, темпа, что значительно снижает качество движения;

− возрастные показатели физического развития инвалидов (длина и масса тела, окружность грудной клетки) в среднем на два года отстают от аналогичных показателей здоровых детей.

Опорные положения методики обучения инвалидов представляют основные принципы тифлопедагогики: дифференцированного подхода, компенсаторной направленности и коррекционной направленности занятий. Принято изучать технику плавания по частям в постепенно усложняющихся условиях — сначала на суше, потом в воде; сначала стоя на дне — затем в скольжении; сначала с поддержкой — затем в плавании, дает возможность инвалиду овладеть навыком плавания. Адекватные способы управления поведением, объяснения заданий, команды, сигналы, поощрения и коррекция являются основой успешного обучения движениям.

Если при обучении детей игровой метод — это аксиома, то при работе с инвалидами это обязательно вдвойне. Простейшие игры с элементами соревнования, имитацией движений животных, птиц, рыб проговариванием вслух и др. являются основным учебным материалом на первых и последующих уроках плавания при условии, что упражнение, ставшее элементом игры, должно быть предварительно освоено всей группой. Повседневное постоянство порядка и условий проведения занятий, поведения инструктора и его требований значительно упрощают организацию учебного процесса и повышают успешность обучения. Наибольший коррекционный эффект обучения детей с проблемами в развитии плаванию зависит от выбора оптимального возрастного этапа. Дошкольный и младший школьный возраст является наиболее благоприятным, сенситивным для освоения различных видов деятельности.

Для формирования у детей привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями, привития навыка здорового образа жизни, обеспечивающего реализацию личностных, жизненных потенциалов. В этом возрасте развиваются мышечно-двигательные ощущения, улучшается зрительный и осязательный контроль над выполнением движений, совершенствуется координация между зрительными ощущениями и выполнением движений.

Обучение плаванию детей с нарушением зрения имеет особенности, основанные на закономерностях их физического и психического развития, которые необходимо учитывать при организации занятий в бассейне.

Объект исследования: процесс влияния занятий плаванием на детей с нарушением зрения.

Предмет исследования: средства и методы занятий плаванием на детей с нарушением зрения.

Цель работы: выявить влияние средств и методов АФК на занятия плаванием детей с нарушением зрения.

Задачи исследования:

- исследовать литературу по данной тематике;

- изучить патологии зрения;

- выявить причины нарушения зрения;

- определить роль занятий плаванием на детей с нарушением зрения;

- выявить достоинства и недостатки средств и методов АФК на занятиях плаванием на детей с нарушением зрения.

Объем курсовой работы составляет 30 печатных страниц, введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.



ГЛАВА 1. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ



1.1. Патология зрения



Патология зрения это- органические и функциональные поражения зрительного анализатора человека, ограничивающие его способность видеть, а также поражения придаточного аппарата глаза. Зрительные нарушения обусловлены расстройством функции центрального или периферического отдела зрительного анализатора.

Зрение – это одно из чувств восприятия, с помощью которого мы получаем информацию о внешних свойствах предметов и их расположении в пространстве. Особенно важно наличие хорошего зрения для детей, поскольку снижение остроты зрения в той или иной степени препятствует полноценному развитию ребёнка.

Нарушением у детей считается зрение остротой менее 0,3, с диапазоном просмотра менее 15 угловых градусов. Эти данные позволяют выявить детей, которым необходима медицинская помощь. Нарушение зрения мешает малышам познавать окружающий мир, ограничивает их ориентацию в пространстве, лишает их возможности заниматься любимыми видами деятельности.

Краткое описание некоторых, наиболее часто встречающихся у детей заболеваний органов зрения и трудностей, возникающих у ребенка в связи с этим:

  • Миопия (близорукость) – дефект зрения, при котором человек плохо видит отдаленные предметы.

  • Близорукие дети испытывают затруднения в восприятии написанного на доске. Для них характерно диффузное (расплывчатое) восприятие предметов в пространстве. Они быстро утомляются, читают, пишут, рассматривают предметы с низко наклоненной головой.

  • Гиперметропия (дальнозоркость) – дефект зрения, при котором человек плохо видит вблизи. У дальнозорких детей сужено поле обзора, поэтому им приходится рассматривать картинки и предметы особенно большого размера по частям, им нужно больше времени, чтобы сформировать целостный образ объекта.

  • Астигматизм – заболевание, при котором нет отчетливого изображения предмета, при этом нарушена: форма, величина, размеры. Исправляется с помощью оптической коррекции (очки).

Наиболее распространенными формами нарушения зрения являются:

Спазмы аккомодации, которые заключаются в чрезмерном напряжении мышцы вокруг глаза. Оно не прекращается, даже когда глаз в нём не нуждается. Спазмы сопровождаются зрительным переутомлением при работе на близком расстоянии, напряжением зрения вдаль. Если у человека прогрессирует напряжение цилиарной мышцы, он становится более раздражительным, быстро устающим, снижается его успеваемость, начинаются головные боли. Продолжительность спазма колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от общего состояния здоровья организма, образа жизни человека, своевременности диагностики и правильности назначенного лечения органов зрения.

Близорукость считается приобретенным заболеванием, когда в период интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) из-за нарушения кровоснабжения наступают изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению. Результатом такого растяжения ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.

Дальнозоркость врожденное состояние, связанное с особенностями строения глазного яблока. Первые признаки проявления дальнозоркости – падение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть читаемый текст от себя. В более выраженных и поздних стадиях – понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.

Астигматизм - особый вид оптического строения глаза. Проявление этого врожденного или приобретенного заболевания обусловлено чаще всего, неправильностью кривизны роговицы. Астигматизм проявляется в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.

Косоглазие связано с положением глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого – отклонена в сторону. Развитие косоглазия связано с нарушением согласованной работы мышц глаза. При этом работает только один здоровый глаза, косящий же глаз практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.


1.2 Причины нарушения зрения


Часто имеет место сочетание нескольких причин, по которым утрачивается или значительно ухудшается зрение, поэтому сложно бывает определить, что именно повлияло на здоровье глаз. Проблема снижения зрения стоит остро во всем мире, в настоящее время каждый третий житель Земли имеет те или иные глазные заболевания, большинство из которых проявляются уже в детском и подростковом возрасте.

По статистике, если оба родителя имели проблемы со зрением, то вероятность развития того же зрительного нарушения у ребенка очень высока.

Причины, вызывающие нарушения зрения, бывают врождённые и приобретённые. Под нарушением врачи понимают не только снижение остроты зрения, но и искажение изображение, наличие темных пятен перед глазами, плохую видимость в темное время суток, неправильное восприятие цветов.

Врожденные причины плохого зрения кроются в неправильном развитии плода, осложнениями при беременности и родах. Самые распространённые из них:

  • Генетические мутации у плода;

  • Получение травм при беременности;

  • Употребление алкогольных напитков наркотических веществ;

  • Эндокринные заболевание к матери;

  • Инфекции, перенесённые беременной женщиной (краснуха, токсоплазмоз, сифилис и др.).

Профилактика отклонений заболеваний зрения невозможна, но зная о патологиях родителей можно как можно раньше выявить их у ребенка и начать лечение.

Приобретённые нарушения зрения возникают в течение жизни в результате травм, заболеваний и воздействия неблагоприятных внешних факторов. Большая часть патологий возникает после 40-45 лет, когда начинаются возрастные изменение зрительного аппарата.

Наиболее часто встречаются следующие причины полной или частичной потери зрения:

  • Инфекционные, паразитические, грибковые и прочие заболевания глаз;

  • внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы во время родов и в раннем возрасте ребенка;

  • в связи с повышением внутриглазного давления;

  • на фоне общего соматического ослабления здоровья ребенка;

  • недоношенные детей с ретинопатией (снижение чувствительности сетчатки), при которой часто наступает тотальная слепота.


1.3 Особенности физического развития детей с нарушением зрения


Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности. В связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании, овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений.

У некоторых детей с нарушением зрения отмечается значительное отставание в физическом развитии и физической подготовленности от нормально видящих сверстников. Мышечная сила ослаблена, движения угловаты, медленны и нерешительны, наблюдается нарушение статического и динамического равновесия.

Вторичные отклонения в физическом развитии детей, обусловленные нарушением зрения: плоскостопие, мышечная слабость, нарушение осанки. При нарушении осанки и деформации позвоночника грудная клетка видоизменяется, снижается жизненная емкость легких, что в свою очередь приводит к заболеваниям органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, снижению иммунитета к инфекционным и простудным заболеваниям. Поэтому инструктору необходимо ознакомиться с медицинскими показаниями на каждого ребенка и наличием медицинской справки о допуске к занятиям по плаванию. Сопутствующие заболевания детей с нарушением зрения диктуют некоторые ограничения. Им необходима индивидуальная нагрузка.

Таким образом в связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании, овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений. У некоторых детей с нарушением зрения отмечается значительное отставание в физическом развитии и физической подготовленности от нормально видящих сверстников. Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей с нарушениями зрения наблюдается значительное отставание в физическом развитии и физической подготовке по сравнению с их нормально видящими сверстниками. Мышечная сила ослаблена, движения угловатые, медленные и нерешительные, нарушено статическое и динамическое равновесие. Инструктору необходимо ознакомиться с медицинскими показаниями для каждого ребенка.


ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ НА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ



2.1 Роль занятий плаванием на детей



С раннего возраста основным воспитательным средством здорового ребенка служит физическая культура. Плавание – особый вид физических упражнений. Особенность плавания связана с проявлением двигательной активности в водной среде. Этим определено его спортивное, оздоровительное и прикладное значение. Способность плавать – навык жизненно важный. Также плавание важное средство физического воспитания. Оно положительно влияет на физическое развитие. По данным ряда авторов (И.М. Буллах, В.Г. Лащёвой, Е.В. Миргородской, Т.И. Осокиной), чем раньше начать обучение плаванию, тем выше успешность обучения. Необходимо брать в учет и индивидуальные особенности развития ребенка: состояние здоровья, развитие, физическая подготовленность. Работу по обучению плаванию детей нужно вести, базируясь на принципах общей педагогики, учитывая индивидуальный подход: систематичность, наглядность, доступность, индивидуализация, последовательность и прочность.

Проблема обучения плаванию детей с нарушением зрения является актуальной, так как наблюдается рост числа детей с нарушениями зрения. У детей с нарушением зрения организм подвержен стрессам не только из-за системно-функциональных нарушений, но и вследствие вынужденной гиподинамии. Слабовидящие дети не получают необходимый ежедневный объём движений, что ухудшает состояние их организма и способствует прогрессированию заболеваний. При выборе содержания форм занятий физическими упражнениями для детей с патологией зрения первостепенное значение приобретают упражнения, не противопоказанные из-за дефекта зрения. В этом смысле плавание является уникальным видом физических упражнений.

Одной из базовых задач занятий плаванием с детьми с нарушением зрения служит коррекция двигательных недостатков, возникших в результате дефекта зрения. Основными задачами служат: укрепление иммунитета и закаливание, коррекция недостатков физического развития, воспитание волевых качеств, овладение навыками пространственной ориентировки в водной среде. Обучение плаванию включает и специальные (коррекционные) задачи, направленные на активизацию сохранных анализаторов, коррекцию зрительного и слухового восприятия, развитие двигательной памяти, развитие двигательной и познавательной деятельности, а также коррекция скованности и ограниченности движений, коррекция и совершенствование координационных способностей и согласованности, коррекция вторичных отклонений в физическом развитии .

Обучение плаванию детей этой категории начинают с развития навыка пространственной ориентировки в воде, в частности − относительно места занятий, определения входа и выхода из воды, глубины в разных местах бассейна. Традиционные методические приемы показа таким детям недоступны. В связи с этим идет использование дополнительных звуковых, осязательных и обонятельных ориентиров, что способствует лучшей адаптации к водной среде.

Акустический шум бассейна затрудняет слуховое восприятие, поэтому используют разные как по характеру и по силе звучания сигналами, сочетать разные звуки. Это способствует ориентированию в воде. Заранее познакомить с командами и терминологией, которой будут применяться на занятии. В методике обучения детей с нарушениями зрения применяют упражнения для развития осязательных, мышечно-суставных ощущений. Можно использовать ориентиры, помогающие ребенку с нарушением зрения определить направление движения (лестница, бортик бассейна, поручень, разделяющий дорожки). Вербальное сопровождение занятия должно быть выразительным, четким, понятным.

Запоминание двигательных действий у детей с нарушением зрения занимает больше времени, чем у детей без патологии органов зрения. В связи с этим больше времени уходит на объяснение и показ, многократное повторение элементов, с опорой на слуховые, осязательные, обонятельные и мышечно-двигательные ощущения.

Следующий этап обучения плаванию начинается с разучивания на суше плавательных упражнений имитационного характера. Эти упражнения дают представление о движениях в воде. В перспективе происходит перенос разученных умений в водную среду. Далее идет этап обучения плавательным движениям − формирование базовых навыков: освоения водной среды (ознакомление со свойствами гравитации в воде, овладение водным пространством).

Повысить эффективность занятий, если обучение плавательному упражнению в воде начинать в облегченных условиях: в мелком месте, держась руками за неподвижную опору (бортик, поручень), а потом с использованием подвижной опоры (плавательная доска, поддерживающие средства, мяч, работа в парах). Лишь после освоения разучиваемого упражнения переходить к его выполнению в скольжении на груди и спине. Процесс обучения плавательным движениям происходит в общепринятой последовательности.


2.2 Общая характеристика занятий плаванием детей с нарушением зрения


Занятия по обучению плаванию желательно проводить в форме группового урока при наличии мелкого бассейна. Группа учеников комплектуется от 2–3-х до 7–8 человек одной категории инвалидности. Практикуются варианты, когда в учебную группу здоровых детей подключаются два-три инвалида. Во всех случаях на первых уроках желательно пребывание инструктора в воде. Однако преобладающей формой обучения остается индивидуальный метод, когда инструктор или его помощники, волонтеры, родители находятся в воде и оказывает непосредственную помощь обучаемому.

Для обеспечения ориентации и безопасности незрячих и слабовидящих в качестве ориентиров направления движения следует использовать звуковые маяки. Такая полоса ориентации шириной не менее 1,2 м создается по всему периметру ванн бассейнов. Предусматривается обходная дорожка (с поручнями высотой не менее 1м) по периметру ванн бассейнов шириной не менее: для открытых бассейнов — 2,5 м, для закрытых бассейнов — 2 м. Ширина дорожки со стороны стартовых тумбочек и выходов из раздевалок должна быть не менее 3,5 м. Для спуска в воду в мелкой части ванны бассейна следует устраивать лестницу со стационарными поручнями шириной не менее 0,9 м, ширина ступенек должна быть не менее 0,3 м и высота — не более 0,14 м.

Для успешного проведения занятий со слепыми и плохо видящими необходимо: провести инструктаж помощников, обозначив их роль и функции в каждом конкретном случае; ознакомить учеников с условными сигналами; ознакомить и научить пользоваться тактильными ориентирами: бортик бассейна, дорожка, лестница, доска, длина и глубина бассейна; объяснять задания нужно громко, с хорошей артикуляцией, образными сравнениями, знакомыми понятиями.

При обучении движениям широко применяется «контактный» метод, особенно в случае, если ученик не понял упражнения со слов преподавателя или составил о нем неправильное представление. Контактный показ бывает пассивным и активным. При пассивном показе преподаватель, взяв руки ученика, выполняет движения вместе с ним. При активном методе ученик осязает положение частей тела сопровождающего или преподавателя при выполнении им какого-либо движения, что позволяет создать правильное представление о положении тела и направлении движения. Эффективным средством тактильного обучения является пластиковая кукла-модель с движущимися суставами, которая помогает преподавателю в объяснении ученикам положениям тела, рук, ног и их движений. Во всех случаях преподаватель направляет внимание ученика на ощущения, возникающие в мышцах, суставах, связках при выполнении двигательных действий. Для лучшего запоминания упражнения применяют многократное повторение отдельных элементов, опираясь на слуховые, осязательные, обонятельные и мышечно-двигательные ощущения.

На этапе освоения с водой, в первую очередь, необходимо сформировать навык пространственной ориентировки в воде (вход и выход из воды, контроль глубины воды, расстояния от бортика до бортика и др). С этой целью применяют дополнительные ориентиры — звуковые, осязательные, обонятельные. Для того чтобы незрячему определить направление движения, используют ориентиры — бортик бассейна, лестница, разделительная дорожка. При объяснении упражнений на согласование движений руками и ногами с дыханием необходимо ориентировать движения по отношению к собственному телу ученика.

Все предметы и движения в пространстве незрячие ученики воспринимают прежде всего по отношению к самим себе (справа — слева, впереди — сзади, вверху — внизу и т. д.). В качестве ориентиров они часто используют размеры своего тела, длину шага, руки, локтя и кисти, что также нужно использовать при объяснении движений. Эффективно использование метода мышечно-двигательного чувства — преподаватель обращает внимание ученика на ощущение, возникающее в мышцах, суставах, связках при выполнении двигательных действий. Например, при правильном выполнении гребка в кроле на груди ученик должен почувствовать напряжение мышц спины («растянись, как пружина»), давление воды на кисть («загребай песок»), в конце гребка — «сбрось воду с ладони».

При обучении плаванию слепых и слабовидящих применяются традиционные вспомогательные средства: плавательные доски, плавательные лопатки, колобашки, трубки, резиновые ласты, свистки, спасательные круги, шесты, нарукавники, спасательные жилеты. Свисток используют для привлечения внимания к началу выполнения упражнения или остановки для исправления ошибок. В процессе обучения применяется шест для касания, который помимо сопровождающего, находящегося в воде, обеспечивает безопасность ученика и предотвращает его травмирование о бортик бассейна. Шест используется в качестве сигнального средства при выполнении упражнений, так как в силу плохой акустики в бассейне словесные команды ученик просто не слышит.


    1. Средства и методы, используемые на занятиях плаванием.


Особенности обучения плаванию детей с нарушением зрения заключаются в рациональном использовании средств и методов, которые в полной мере могут положительно воздействовать на процесс обучения плаванию. Специфика процесса заключается в эффективном подборе упражнений, которые более эффективны в обучении детей с учетом их нарушения. Дифференцированный подбор упражнений способствует улучшению показателей физического развития детей с нарушениями зрения.

Методы обучения плаванию детей с нарушением зрения:

1) Словесный метод - при описании и повествовании педагог не только сообщает воспитанникам предлагаемый материал, но и создает живые образы, формирует пространственные представления о предметах и действиях. Педагог должен умело пользоваться своим голосом, всеми его возможностями. Отдаваемые команды должны быть спокойные, уверенные, твердые. На занятиях широко используются звуковые сигналы.

2) Метод наглядности реализуется посредством осязания: пальцевым, ладонным и кистевым способами.

3) Метод показа, или "контактный" метод - применяют в том случае, если воспитанник не понял действия со слов педагога или составил о нем неправильное представление. Контактный метод включает в себя пассивный метод показа и активный.

4) Метод мышечно-двигательного чувства. Педагог направляет внимание воспитанника на ощущение, возникающее в мышцах, суставах, связках при выполнении двигательных действий.

5) Метод звуковой демонстрации помогает педагогу акцентировать внимание воспитанника на сознательно подчеркнутом звуке, характер, скорость, ритм, темп, мягкость или резкость выполнения упражнения.

6) Метод дистанционного управления предполагает команды педагога воспитаннику с расстояния: "Поверни направо", "Иди вперед" и т.п.

7) Метод стимулирования двигательной активности. Поощрение и одобрение педагога дает воспитанникам чувство радости движения, помогает избавляться от чувства страха и неуверенности.

8) Метод срочной информации предполагает экстренное получение объективных сведений о ходе движений с целью коррекции или сохранения заданных параметров.

9) Методы строго регламентированного упражнения: метод расчленено-конструктивного упражнения - разучивание действия в расчлененном виде с последовательным объединением частей в целое и метод избирательного упражнения - избирательное воздействие на отдельные стороны структуры движений или отдельные физические качества.

Средства обучения плаванию

К средствам обучения и совершенствования в плавании относят: физические упражнения, естественные природные факторы (вода, солнце, воздух), тренажеры, специальные приспособления (лопатки, доски и т. д.),

К основным средствам обучения плаванию относятся общеразвивающие, подготовительные и специальные физические упражнения.

Общеразвивающие упражнения выполняются на суше, специальные – в воде, подготовительные — как на суше, так и в воде.

Общеразвивающие упражнения способствуют развитию и воспитанию основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости. Они являются прекрасным средством лечебной физической культуры, способным корригировать развитие позвоночника, грудной клетки, конечностей, исправлять осанку, воздействовать на развитие отдельных мышечных групп и т. д.

Кроме этого, общеразвивающие упражнения совершенствуют функциональные возможности, расширяют круг умений и двигательных навыков учащихся и таким образом подготавливают их к наиболее эффективному освоению плавательных движений.

Подготовительные упражнения способствуют развитию тех физических качеств, которые необходимы для изучения навыка плавания и овладения отдельными элементами техники.

Существует две группы подготовительных упражнений:

а) имитационные упражнения; б) упражнения для освоения с водой.

Особой формой подготовительных упражнений являются игры в воде, которые скорее можно было бы отнести к упражнениям для освоения с водой, однако игры используются на всех этапах обучения и совершенствования, выполняя различные задачи учебно-тренировочного процесса.

Имитационные упражнения используются для ознакомления занимающихся с общей формой движений при плавании. Они выполняются на суше и не создают тех ощущений, которые испытывает занимающийся в воде, поэтому выполнять эти движения многократно не рекомендуется: они могут сформироваться как навык и тормозить освоение движений в воде.

Однако на начальном этапе обучения плаванию такие упражнения просто необходимы.

К таким упражнениям относят:

— упражнения для имитации дыхания (глубокие вдохи, выдохи, задержка дыхания, вдохи-выдохи с поворотом головы при имитационных движениях рук или ног и т. д.).

— имитационные упражнения для рук (круговые попеременные и одновременные движения руками вперед и назад в положении стоя и в положении согнувшись, движения на счет, с чередованием направления и т. д.);

— имитационные упражнения для ног (стоя попеременные и одновременные сгибания в коленных суставах, махи ногами, приседания с развернутыми в стороны стопами, махи ногами лежа на мате в положении на груди и на спине и т. д.).

Подготовительные упражнения для освоения с водой помогают преодолеть чувство страха перед водой, научиться принимать в воде горизонтальное положение и выполнять простейшие движения, правильно дышать. Как правило, все подготовительные упражнения по освоению с водой проводятся на мелководье с учетом роста занимающихся (уровень воды – примерно по пояс, по грудь). К подготовительным упражнениям по освоению с водой относят:

— упражнения для обучения дыханию (Приложение 1);

— упражнения для первоначального ознакомления со свойствами воды; (Приложение 2)

— погружение, всплывание и лежание;

— скольжения;

— прыжки в воду.

Средства специальной физической подготовки в воде классифицируют по:

— по использованию дополнительных средств и приспособлений;

— по способу их выполнения;

— длине составных частей упражнений;

— по интенсивности.

По использованию дополнительных средств и приспособлений:

— с использованием опоры для обучения работе ног (держась за дорожку, бортик и др.);

— с использованием средств и приспособлений, облегчающих плавание (доски, ласты, поплавки и др.);

— с использованием средств и приспособлений, усложняющих плавание (различные виды гидротормозов, лопатки и др.);

— без использования.

Следует отметить, что деление на усложняющие и облегчающие средства в данном случае является весьма условным.

По способу выполнения:

— в полной координации (различными способами, например, баттерфляем или кролем на груди);

— по элементам.

В свою очередь упражнения по элементам подразделяются на:

— упражнения с помощью одних ног (различными способами и с чередованием способов);

— упражнения на согласование дыхания и работы ног (различными способами и с чередованием способов);

— упражнения с помощью одних рук (различными способами и с чередованием способов);

— упражнения с чередованием ног, рук и дыхания (различными способами, с чередованием способов и совмещением разных способов, например, ноги брасс, руки кроль);

— упражнения для изучения стартов и поворотов (различными способами).

По длине составных частей упражнения делятся на:

— короткие отрезки — 10, 12, 15, 25, 30, 50 и 100 м;

— средние отрезки — от 125 до 400 м;

— длинные отрезки от 425 м и более.

По интенсивности выполнения (по зонам мощности) для начинающих применяются 3 основных варианта:

— в полную силу (максимально);

— ¾ от максимального;

— ½ от максимального.

Таким образом, основная проблема при обучении плаванию детей с нарушением зрения состоит в организации правильного восприятия упражнений, которые используются в процессе обучения. Успешность процесса обучения навыку плавания зависит от того, насколько полно дети воспринимают признаки и качества предметов, явлений, ситуаций. Тренер-преподаватель в процессе обучения должен находить и подбирать те упражнения, которые наиболее в полном объеме могут развить рациональную технику плавания. Можно отметить, что потенциал плавания недостаточно используется в работе с детьми с нарушением зрения, также отмечается недостаточная разработанность методического обеспечения для работы с данной категорией детей.















ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Исходя из вышеизложенного, можно сказать о том, что в последнее время число детей с патологией зрения растет. Причина – неблагоприятные социальные, экономические, экологические, наследственные факторы. Проблема реабилитации таких детей, в том числе средствами физического воспитания, прежде всего плавания, достаточно актуальна. Для детей с физическими ограничениями плавание – не только средство укрепления здоровья, повышения двигательной активности, но и фактор адаптации в обществе здоровых сверстников.

Подготовка и обучение детей плаванию отличается большей разносторонностью. Необходимо обучать всему многообразию движений в воде, техники спортивных способов плавания, элементы игры в воде. Только в этом случае у них будет заложен полноценный «двигательный» фундамент, и они смогут правильно избрать основной способ плавания.

Из первой главы можно сделать вывод что у некоторых детей с нарушением зрения наблюдается значительное отставание в физическом развитии и физической подготовке. Нарушение зрения ухудшает пространственную ориентацию, задерживает формирование двигательных навыков, приводит к снижению двигательной и когнитивной активности. Мышечная сила ослаблена, движения угловатые, медленные и нерешительные, нарушено статическое и динамическое равновесие.

По второй главе можно сделать вывод что успех обучения плаванию зависит от того, насколько полно дети воспринимают признаки и качества предметов, явлений, ситуаций. Тренер-преподаватель в процессе обучения должен найти и отобрать те упражнения, которые позволяют наиболее полно развить рациональную технику плавания. Можно отметить, что потенциал плавания недостаточно используется в работе с детьми с нарушением зрения.

У детей с нарушением зрения чаще, чем у здоровых, встречаются изменения опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие. Это связано с неправильной позой при чтении и письме, а также быстрым утомлением мышц шеи и спины. Соответственно, существует и прямая, и обратная зависимость между физической активностью ребёнка, его здоровьем, с одной стороны, и развитием близорукости, с другой стороны. Если ребёнок с самых ранних лет много и разнообразно двигается, хорошо закалён, у него реже возникает нарушение зрения даже при наследственной предрасположенности.





































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Булгакова Н. Ж., Морозов С. Н., Попов О. И. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: учебное пособие для студентов высшего учебного заведений. М.: Издательство центр «Академия», 2019.

2. Булгакова, Н. Ж. Плавание: учебник для вузов [Текст]/ Н.Ж. Булгакова.

3. Булгакова, Н. Ж. Познакомьтесь — плавание [Текст]/ Н.Ж. Булгакова. – М., 2022. — 160 с.

4. Власенко, Н.Э. Программное содержание обучения плаванию детей среднего дошкольного возраста [Текст]/ Н.Э. Власенко // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе: сборник научных статей – Воронеж: «Научная книга», 2016. – С. 90–94.

5. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушениями зрения. — М., 2017.

6. Ермаков В.П., Якунин ГЛ. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М., 2000. Физическая культура. — Выпуск:1 (53) 2018. — С.50–53.

7. Микитченка, О.С. Эффективность использования поддерживающих средств при начальном обучении плаванию детей школьного возраста [Текст]/ О.С. Микитченка //Прикладная спортивная наука. – 2016. – № 2 (4). – С. 68-73.

8. Миргородская, Е.В. Методические особенности проведения занятий по плаванию с детьми школьного возраста [Текст]/ Е.В. Миргородская // Человек. Спорт. Медицина. – 2007.–№10.–С.45-49.

9. Масонов Д. Ф., Сазыкин В. Г. Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию ребенка-инвалида: учеб. пособие. М., 20016.

10. Обучение плаванию дошкольников и школьников – В.А.Протченко, Ю.А.Семенов, 2005 г.

11. Оздоровительное и спортивное плавание для людей с ограниченными возможностями: монография / Н. Ж. Булгакова, С. Н. Морозов, С. М. Никитина, Т. Н. Павлова, О. И. Попов — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 314 с. — (Научная мысль).

12. Орлов, А.В. Особенности начального обучения плаванию детей среднего и старшего школьного возраста с нарушением зрения [Текст]/ А.В. Орлов// Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2018. – № 1. – С. 110-115.

13. Павлова, Т. Н. Особенности организации и проведения занятий плаванием с лицами, имеющими нарушения зрения / Т. Н. Павлова, С. М. Никитина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 426-431.

14. Плавание – Н.Н.Булгакова, Физкультура и спорт, 2020 г.

15. Плавание для всех – З.П.Фирсов, Физкультура и спорт, 2019 г.

16. Плавание и здоровье детей – Н.Г.Соколова, 2021 г.

17. Плавание и здоровье малыша – Н.Г.Соколова, 2018 г.

18. Плавание: учебник / Н. Ж. Булгакова, С. Н. Морозов, О. И. Попов [и др]; под общ. ред. Проф. Н. Ж. Булгаковой. — М.: ИНФА-М, 2018. — 290 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).

19. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с, ил.

20. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры. М., 2021.

21. Шепенко А. А., Кузмичев А. В. Материально-техническое обеспечение процесса обучения плаванию инвалидов по зрению / Журнал Адаптивная физическая культура.

22. https://aupam.ru/pages/fizkult/ch_mafk/page_18.htm.

23.https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-plavaniyu-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-raznyh-nozologicheskih-grupp.





ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Комплекс упражнения для обучения дыханию

1. Держась за бортик бассейна, выполняется до 10 выдохов в воду подряд.

2. Стоя на дне (глубина по пояс, а затем по грудь), сделать глубокий вдох и, погружаясь в воду, сесть на дно или попытаться выполнить «упор присев».

3. Стоя на дне (глубина по пояс), взяться за руки и на счет «раз» всем вместе погрузиться с головой в воду, на «два» — задержаться под водой (выдох), на «три» — выпрыгнуть над поверхностью (вдох), держась руками за край сливного корытца — вдох, погрузиться с головой в воду — выдох, открыть глаза (рассматривать стену бассейна).



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Комплекс упражнений для первоначального ознакомления со свойствами воды

1. Ходьба по дну, держась за разграничительную дорожку или бортик бассейна

2. Ходьба по дну: перейти бассейн туда и обратно – сначала шагом, потом бегом.

3. Ходьба по дну без помощи рук с переходом на бег.

4. Ходьба по дну без помощи рук со сменой направления движения.

5. Бег вперед с помощью попеременных гребковых движений руками.

6. Стоя на дне, шлепать по поверхности воды: кистями, сжатыми в кулаки; ладонями с широко расставленными пальцами; ладонями с плотно сжатыми пальцами.



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Упражнения на снятие зрительного утомления.

1. И. п. – сидя по грудь в воде. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, а затем открыть их на 3-5 с. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.

2. И. п. – «Звездочка». Быстрые моргания в течение 1 мин. Способствует улучшению кровообращения.

3. И. п. – стоя в воде по пояс. 1) Смотреть прямо перед собой 2-3 с, 2) поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, 3) перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 с, 4) опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

5. И. п. – сидя по грудь в воде. 1) Закрыть веки, 2) массировать их круговыми движениями пальцев. Повторять в течение 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.



ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Комплекс упражнений для обучение плаванием

1. Скольжение на груди: руки вытянуты вперед. Стоя на дне бассейна, поднять руки вверх; наклонившись вперед, сделать вдох, опустить лицо в воду и оттолкнуться ногами.

2. Скольжение на груди: руки вытянуты вперед. Стоя на дне бассейна, правая рука впереди, левая вдоль туловища.

3. Скольжение на спине, руки вдоль туловища.

4. Скольжение на спине, руки вытянуты вперед.

5. Скольжение на груди: руки вытянуты вперед; в середине скольжения сделать выдох-вдох, подняв голову вперед. То же: правая рука впереди, левая вдоль туловища; в середине скольжения сделать выдох-вдох в левую сторону.

6. То же, поменяв положение рук; выдох-вдох в правую сторону.

7. Скольжение на правом боку: в середине скольжения сделать быстрый выдох-вдох.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!