СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности строения представителей семейства Злаковые»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Особенности строения представителей семейства Злаковые»»

Тема – «Особенности строения представителей семейства Злаковые»

Ход урока


1Организационный момент

2Актуализация знаний. Проверка домашнего задания..

Фронтальный опрос:

-На какие классы делится отдел покрытосеменные?

-Какие признаки однодольных вы знаете?

-Какие основные признаки у семейства лилейные?

-Назовите представителей семейства луковые?

3 Подготовка к восприятию новой темы. Постановка цели урока.

Цель урока: изучить особенности строения представителей семейства Злаковые.

Результаты урока: учащиеся должны знать об особенностях строения цветка, плодов и листьев представителей семейства Злаковые. Выполнить лабораторную работу «Семейство Злаковые».

Слайд 2. Ученики записывают тему урока.

4.Объяснение нового материала.

Учитель: Как вы думаете, какие растения относятся к семейству злаковые? Давайте откроем учебники, на странице 170, и попробуем определить представителей семейства.

Ученики работают с учебником. Отвечают на вопрос.

Учитель: Всех представителей этого семейства объединяют в 900 родов. Общая численность представителей около 11000 видов. Растения семейства Злаковых встречаются как луговые, так и культурные, имеющие важное сельскохозяйственное значение.

Общая характеристика:

  • Распространены на всех континентах

  • Деревья, кустарники, травы

  • Большую часть семени составляет эндосперм

Ученики записывают общие положения в тетрадь.

Учитель: Семейство Злаковые включает в себя как однолетние, так и двухлетние и чаще всего многолетние растения. Внешне они, как правило, похожи, так как имеют схожее строение стебля и листьев. Стебель же их имеет явные отличительные признаки от стеблей других растений - он совершенно пуст внутри и представляет собой полую трубку, которая получила название соломины.

Учитель: В период цветения растения данного семейства весьма непримечательны, так как склонны к самоопылению либо перекрестному опылению. Поэтому формировать огромные яркие и благоухающие цветки им смысла нет. Их цветочки мелкие, бледные, совершенно невзрачные. Собираются в соцветия разных типов:

  • сложный колос (пшеница);

  • початок (кукуруза);

  • метелка (ковыль).

Цветки у всех одинаковы, формула цветка семейства Злаковых выглядит следующим образом: ЦЧ2+ Пл2+Т3+П1. Где ЦЧ - цветочные чешуи, Пл - пленки, Т - тычинки, П - пестик.

Формула цветка семейства Злаковых дает ясное представление о невзрачности данных растений в период цветения, а значит использовании в декоративных целях не цветков, а листьев и стеблей.

После отцветания формируется богатый белком и крахмалом плод. Он одинаков у всех представителей, входящих в семейство Злаковые. Плод получил название зерновка. Ученики записывают формулы в тетради.

Ученики: записыают название плода и представителей, имеющие его.

Учитель: Для того чтобы узнать значение растений семейства пасленовых давайте заполним кластер. На столах лежат памятки.

Дикорастущие представители:

  • тимофеевка;

  • ежа;

  • костер;

  • ковыль;

  • пырей;

  • бамбук;

  • житняк;

  • овсяница;

  • овсюг;

  • щетинник и другие.

Большинство представителей дикорастущих Злаковых - это обитатели степей, лугов, лесов, саванн.

Культурные растения, образующие семейство Злаковые, плод свой образуют под влиянием разных условий окружающей среды. Именно поэтому, чтобы получить зерно достойного качества, многие из представителей Злаковых превратили в домашние культуры, за которыми осуществляется должный уход. К ним относятся:

  • рис;

  • рожь;

  • пшеница;

  • сахарный тростник;

  • овес;

  • просо;

  • ячмень;

  • сорго;

  • кукуруза и другие.

Культурные растения имеют большое хозяйственное значение для кормовой базы всей страны.


Выполнение лабораторной работы «Семейство Злаковые».

Постановка цели лабораторной работы.

Цель: изучение особенностей строения представителей семейства Злаковые в ходе лабораторной работы. Закрепление пройденного материала.

Ученики выполняют лабораторную работу.

5 Заключение. Подведение итогов урока

- К какому классу относится семейство злаковые?

- Какие общие признаки имеют представители семейства злаковые?

- Какие виды листьев имеют представители?

- Имеют ли соцветия представители семейства злаковые?

- Какие виды плодов присутствуют у представителей злаковых?

- Каких представителей вы можете назвать?

6 Домашнее задание.

§43 ( страница 142-144)

7 Рефлексия

Учитель: Итак, что же мы узнали нового по этой теме и что мы умеем? Что могу я и что умею? -Достигнуты ли нами цели урока? -Как вы оцените сегодняшний урок? А свою работу на уроке?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!