СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Особенности слуховой функции. Повреждающие факторы". Реферат

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Особенности слуховой функции. Повреждающие факторы". Реферат»


Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»


Педагогический институт



Реферат

По дисциплине: Инновационные процессы в дефектологическом образовании

Тема: «Особенности исследования слуховой функции у детей. Повреждающие факторы»



Выполнила:

Студентка 2 курса

заочной формы обучения

направления подготовки

44 .04.03

Ларионова С. А.

Проверила:

к.пс.п., доц.

Смолярчук И.В


Тамбов 2019

Направляемая ребенком интеракция (НРИ) является перспективной формой семейной игровой психотерапии, которая может использоваться в работе с детьми младшей возрастной группы, имеющими отставание в развитии, а также с их родителями.

 В психологии интеракция - это концепция, акцентирующая внимание на взаимодействии людей с помощью вербальных и невербальных средств.1 слайд

При использовании направляемой ребенком интеракции (НРИ) родителей обучают определенным формам поведения в паре с ребенком.

При этом используется определенная система положительного подкрепления адекватного поведения ребенка, которому отводится роль лидера. Кроме того, родители, наблюдая за поведением ребенка в игровой ситуации, убеждаются в том, что он обладает значительными возможностями. 2 слайд

Направляемая ребенком интеракция предполагает усвоение родителями тех типов поведения, которые наилучшим образом сказываются на развитии ребенка. Как полагает С. Эйберг, «родители оказывают на детей младшего возраста наибольшее влияние, а игра является основным средством, благодаря которому ребенок развивает свои навыки решения проблем». 3 слайд

При работе с детьми, имеющими отставание в развитии, НРИ способствует развитию интеллектуальных и речевых возможностей. Многие специалисты, занимающиеся речевой коррекцией, подчеркивают значимость вовлечения родителей в совместные игры с ребенком, что стимулирует его речевое развитие. 

Использование НРИ требует проведения всестороннего обследования всех членов семьи. 

После такого обследования родители должны быть поставлены в известность об особенностях состояния ребенка и о том, какие методы планируется использовать.

В дальнейшем работа осуществляется следующим образом: некоторые из типов поведения родителей оказывают на развитие ребенка отрицательное влияние, а потому должны быть ослаблены, другие — положительное и, соответственно, усиливаются в процессе занятий (в дальнейшем для их обозначения используются условные названия НРИ — «Делай!» и НРИ — «Не делай!») 5 слайд

Приведём примеры НРИ— «Не делай!» 6 слайд

«Не командуй» 7 слайд

Родителей предупреждают о том, что в ходе сессий они должны избегать давать ребенку какие-либо команды. Им объясняют, что одни команды могут быть прямыми (например, «Дай мне эту куклу!»), другие — непрямыми. Непрямые команды также предполагают подчинение ребенка воле родителя.

Вот некоторые примеры прямых и непрямых команд.

«Убери кубики в ящик!» (прямая команда) «Подойди к столу!» (прямая команда) «Скажи: «Кубик!» (прямая команда) «Давай построим домик» (непрямая команда) «Не мог бы ты подать мне эту игрушку!» (непрямая команда) «А не поставить ли нам эту деталь наверх?» (непрямая команда)

Использование НРИ предполагает предоставление ребенку в ходе игры лидерских позиций, что дает детям с отставанием в развитии возможность почувствовать уверенность в своих силах.

«Не задавай вопросов!» 8 слайд

Так же, как и в случае с командами, родителей просят не задавать ребенку в процессе НРИ никаких вопросов. Вопросы могут помешать ему почувствовать себя в роли лидера. Если, например, родитель спросит ребенка: «Не мог бы ты написать это слово на доске?», тот, конечно же, воспримет это как команду. Родитель будет восприниматься им как хозяин положения. Вопросы, касающиеся того, что ребенок делает, могут быть восприняты как выражение родительского несогласия с действиями ребенка.

Некоторые примеры таких вопросов.

Ребенок (играя с блоками конструктора «Duplo»): «Вот это самолет!» Родитель: «Ты что, построил самолет?» (Это может быть воспринято как выражение сомнения или неодобрения.) Ребенок берет мелок. Родитель: «Ты что, собираешься рисовать?» (Тем самым родитель перехватывает у ребенка инициативу.)

Родителям также объясняют, что любые высказывания, несущие в себе оттенок вопроса (например, за счет использования специфических интонаций, характерных для вопросительных предложений), будут восприняты ребенком как вопросы, а потому следует избегать их использования.

Многие родители полагают, что, задавая ребенку множество вопросов, они вступают с ним в более активный диалог. Однако наблюдения показывают, что это блокирует спонтанную речь. Объясняя подобный эффект, можно попросить родителей представить себе, что некто будет постоянно находиться рядом с ними, то и дело задавая вопросы. Скорее всего, они признают, что их ответы будут становиться все короче и короче, и в конце концов они вовсе перестанут отвечать.

«Не критикуй!» 9 слайд

Родителей также просят избегать в ходе НРИ критических замечаний, которые могут представлять собой как прямую критику ребенка («Как же ты додумался сделать такую глупость?»), так и утверждения, выражающие несогласие с его словами и действиями.

Некоторые примеры критических замечаний.

«Ты построил слишком высокую башню, она наверняка упадет». «Эта деталь сюда не подходит». «Разве это круг? Это больше похоже на квадрат».

Критические замечания негативным образом отражаются на самооценке ребенка. Это особенно важно учитывать при работе с детьми, имеющими отставание в развитии, поскольку они и без того тяжело переживают ограниченность своих возможностей, связанных с низким уровнем когнитивных и психомоторных навыков (Harter S. аnd Pike R.,1984).

Если ребенок в процессе НРИ высказывает неверные суждения, родители могут и должны его поправить, избегая при этом критических высказываний.

Пример.

Ребенок (взяв красный кубик): «Зеленый». Родитель: «Нет, этот кубик не зеленый, а красный» (критическое замечание). Ребенок (взяв красный кубик): «Зеленый». Родитель: «Ты взял красный кубик» (родитель поправляет ребенка, избегая при этом его критики).

Во втором случае родитель поправил ребенка, но не заставил его при этом почувствовать, что он не прав. Родителю удалось избежать указаний на неправоту ребенка («Нет»), так же как и критического тона.

НРИ — «Делай!» 10 слайд

Описание 11 слайд

Родителям предлагается описывать хорошее поведение ребенка в момент совершения им тех или иных действий. Поскольку описание деятельности является мощным фактором, способствующим ее закреплению, следует избегать описания плохого поведения.

Психотерапевт может привести в качестве примера комментарий спортивного состязания, показывая, каким образом родители должны шаг за шагом, в деталях описывать действия ребенка. Комментируя отдельные этапы выполнения ребенком тех или иных действий, родители приходят к описанию действий ребенка в целом.

Некоторые примеры описаний действий ребенка.

«Ты кладешь игрушки на стол». «Это красный кубик». «Ты рисуешь круг». Целесообразность использования описаний объясняется несколькими причинами.

Описания свидетельствуют о том, что родитель внимательно следит за действиями ребенка.

Они указывают на то, что родитель понимает, какой уровень умений характерен для ребенка. И ребенок начинает сознавать: прежде чем родитель пояснит его действия, он должен довести их до конца.

Описания воспринимаются ребенком как поддержка его действий и способствуют повышению его самооценки.

Предоставляя инициативу в действиях, описания оказывают положительный эффект на различные аспекты развития ребенка.

Описание выполняемых ребенком действий также способствует обогащению его словарного запаса и способности к вербальной экспрессии. Это побуждает ребенка к самостоятельному описанию своих действий.

Описание действий способствует концентрации их внимания.

Отражение 12 слайд

Помимо обучения родителей описанию действий ребенка, их учат отражать его удачные высказывания. Отражение представляет собой повторение того, что ребенок только что произнес. Однако при этом не обязательно использовать те же самые слова, что и он. Главное, чтобы новое высказывание выражало тот же смысл. Так, например, если ребенок, подходя к доске, говорит: «Я порисую», родитель может сказать: «Ты хочешь порисовать на доске». В тех же случаях, когда ребенок еще плохо владеет речью, отражение может предполагать использование звуков и междометий. Тем самым родитель показывает ребенку, что он его понимает и внимательно относится к тому, что ребенок пытается выразить.

Вот некоторые примеры отражений.

Ребенок: «Красный». Родитель: «Ты взял красный кубик». Ребенок: «Упало...». Родитель: «Да, башня упала». Ребенок: «Кубики!». Родитель: «Да, в этой коробке — кубики».

Использование отражений важно при общении с детьми, имеющими отставание в развитии. Это связано с целым рядом причин. Подобно тому как описания позволяют закреплять определенные навыки, отражения учат ребенка понимать и принимать то, что он говорит, что ведет к развитию речевой экспрессии. Кроме того, отражение позволяет без критики в адрес ребенка корректировать его высказывания, правильность речи и произношения, избегая критики в его адрес.

Имитация

Психотерапевт также учит родителей имитировать хорошее поведение ребенка.

Некоторые примеры имитации.

Ребенок (начинает строить из кубиков башню). Родитель: «Ты строишь башню. Я тоже хочу построить башню» (начинает строить башню такого же или меньшего размера). Ребенок (играет в игру «Ноев Ковчег»). Родитель: «Ты ставишь льва и львицу вместе» (описание). «Я поставлю слона и слониху» (имитация).

Имитация, демонстрируя поддержку и принятие действий ребенка, способствует повышению его самооценки. (Eisenstadt T., 1990). Она заставляет ребенка имитировать действия родителя (Roberts M., 1979) и тем самым повышает степень его активности в усвоении различных навыков (Bandura A.,1986) как в процессе НРИ, так и при других обстоятельствах. Имитируя действия ребенка, родители должны избегать делать то, чего ребенок не делал, поскольку это может привести к утрате им инициативы.

Похвала 14 слайд

Родителей учат хвалить ребенка за хорошее поведение. Следует отдать предпочтение похвале, в которой называются конкретные действия.

Некоторые примеры.

«Хорошая работа!» (похвала без обозначения конкретных действий). «Здорово!» (похвала без обозначения конкретных действий).. «Ты — хороший мальчик, посадил дядю в машину» (похвала с обозначением конкретных действий). «Хороший получился домик!» (похвала с обозначением конкретных действий). «Как удобно ты устроился за столом!» (похвала с обозначением конкретных действий). «Мне нравится, когда ты со мной говоришь» (похвала с обозначением конкретных действий).

Похвала, в особенности с обозначением конкретных действий, способствует закреплению навыков и побуждает ребенка выполнять определенные действия. И дети, и родители испытывают при этом положительные эмоции; ребенок чувствует поддержку родителей, а родители испытывают удовлетворение от того, что ребенок ведет себя хорошо.

Родителям следует также пользоваться невербальными знаками выражения похвалы, например, аплодировать ребенку, прикасаться к нему и поглаживать его, улыбаться и применять выразительные интонации, позволяющие передать восторг и одобрение.

Игнорирование 15 слайд

Родители должны научиться игнорировать проявления плохого поведения ребенка в ходе НРИ. Игнорирование позволяет блокировать попытки ребенка привлечь к себе внимание плохим поведением).

Так, например, если ребенок начинает хныкать, родителям следует отвернуться и начать играть с куклами, комментируя при этом свои действия.

Родители должны придерживаться трех основных правил.

  • Во-первых, им надо игнорировать лишь те действия ребенка, которые направлены на то, чтобы привлечь их внимание (когда, скажем, ребенок начинает хныкать или говорить плохие слова). Если же ребенок поступает так по другой причине (например, бросает игрушку в стену, потому что ему нравится звук удара), игнорирование его действий не поможет их пресечению.

  • Во-вторых, следует помнить, что прежде чем ребенок перестанет совершать плохие поступки, пытаясь привлечь внимание родителей, он будет вести себя все более разнузданно. Поэтому действия ребенка, представляющие опасность для него и окружающих (например, попытки ударить родителя) не должны игнорироваться. Родители должны решить, смогут ли они справиться с ситуацией, если ребенок, предпринимая отчаянные попытки привлечь их внимание, станет вести себя особенно вызывающе.

  • В-третьих, начав игнорировать те или иные действия ребенка, родители и впредь должны продолжать их игнорировать. Если эти действия, наконец, выведут их из равновесия и они перестанут их игнорировать, то тем самым убедят ребенка в том, что выработанная им стратегия возымела действие. Он и в дальнейшем будет стремиться ее использовать.

Параллельно с игнорированием проявлений плохого поведения ребенка, родители должны быть внимательны к проявлениям нейтрального и хорошего поведения и незамедлительно оказывать ему поддержку.

Вот некоторые примеры игнорирования плохого поведения ребенка.

Ребенок, безуспешно пытаясь вставить фрагмент «головоломки» не туда, куда следует, начинает плакать и отходит от стола. Родитель (отворачивается от ребенка): «Попробую-ка построить домик» (продолжает комментировать свои действия). Ребенок (хныча, возвращается к столу). Родитель (сразу же поворачивается к ребенку): «Хорошо, что ты вернулся к столу. Мне нравится играть вместе с тобой» (похвала с обозначением конкретных действий).

НРИ — сочетание разных приемов

Мы приводим описание одной из сессий, дающее представление об особенностях данной модели работы.

Ребенок принимается доставать из коробки кубики. Мать: «Да, это, кажется, кубики (отражение). Ты — хороший мальчик, разговариваешь с мамой!» (похвала с обозначением конкретного действия). Ребенок: «Мама, помоги!». Мать: «Ты просишь меня достать кубики из коробки (отражение). Посмотри, это — красный кубик, а это — синий» (описание). Ребенок: «Синий?». Мать: «Да, это синий кубик (отражение). Молодец, ты правильно назвал цвет» (похвала с обозначением конкретного действия). Ребенок (достает красный кубик): «Синий». Мать: «Ты взял красный кубик (описание). Я, наверное, тоже возьму красный» (имитация). Ребенок: «Красный». Мать: «Верно, это красный кубик! (отражение). Сегодня ты здорово узнаешь все цвета!» (похвала с обозначением конкретного действия).

Данный подход способствует развитию речевых навыков ребенка, его практических умений и способности к более длительной концентрации внимания на выполняемых им действиях, повышает его самооценку, укрепляет контакт с родителями, повышает фрустрационную толерантность и служит преодолению используемой ребенком тактики привлечения к себе внимания плохим поведением

Родители, осваивающие приемы НРИ, сообщают о том, что эта методика вселяет в них уверенность в своих силах, снижает уровень психического напряжения, связанного с воспитанием ребенка, и способствует укреплению эмоционального контакта с ним (Eisenstadt T.,1990). Кроме того, наблюдения свидетельствуют о том, что родители, применяющие приемы НРИ, испытывают глубокое удовлетворение, видя, как успешно ребенок приобретает новые навыки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!