СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности сенсорного воспитания детей раннего возраста с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Особенности сенсорного воспитания детей раннего возраста с ОВЗ

         Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. Этот возраст характеризуется, как период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. 

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их формах, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

     Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо развивать  ребенка.  Если усвоение происходит стихийно, то оно нередко оказывается поверхностным.

    Сенсорная интеграция - это методика, которая помогает восполнить ребенку то, чего ему не хватает в проработке информации

    В работе с детьми раннего возраста с ОВЗ  нужно задействовать все группы анализаторов. Так как только через восприятие сенсорных свойств и качеств ребёнок получит наиболее полный образ объекта.

    Коррекционная работа с детьми с ОВЗ требует особого целенаправленного подхода  к  сенсорному развитию. Все используемые  приемы и средства применяются с учётом насыщенности сенсомоторной среды. 

   Работа была строится с учётом имеющихся проблем по следующим направлениям:

- развитие общей и мелкой моторики

- развитие тактильно-двигательного восприятия

- развитие слухового восприятия

- развитие восприятия форм, цвета и величины

- развитие зрительного восприятия

- развитие восприятия пространства

       При работе с детьми с ОВЗ необходимо учитывать их психофизические и индивидуальные особенности. Так при задержке психоречевого развития у детей наблюдается нестабильность эмоционально-волевой сферы (снижение волевой активности, повышенная эмоциональная возбудимость, заторможенность, немотивированное упрямство, раздражительность и т.д.), неразвитая мелкая моторика, снижение познавательной активности,  диапазона понимания и переживания эмоций.

    Эти особенности ведут к частому   колебанию уровня работоспособности и активности. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму, как утомления, так и излишнего возбуждения. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость, трудности переключения.

     Такие же нарушения могут наблюдаться и у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Наряду с задержкой психического развития у них страдает крупная и мелкая моторика.

      При наличии  у детей аутистических проявлений учитывается их поведение на данный момент, уровень дисфункции сенсорной интеграции, готовность ребёнка принять взрослого и взаимодействовать с ним.

    Применение же 5-ти правил  помогут найти подход к любому ребёнку.

1 правило – это поощрения, необходимые для мотивации ребёнка (это могут  игрушки, похвала, жетоны, мотивационная деятельность или то, что нравится ребёнку на данном этапе.)

2 правило – это чередование деятельности

3 правило – подражание, имитация (если ребёнок готов повторять за взрослым, то это половина успеха)

4 правило – повторение (многократное повторение необходимо детям с речевыми нарушениями)

5 правило – комментирование или комментирующая речь (например, предмет, игра, действие может сопровождаться стихотворными строчками)

   Итак, представляем вашему вниманию игры, которые направлены на развитие зрительного восприятия.

 1игра. Пляшущие тени

Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.

Эта игра проводится на прогулке. В солнечную погоду обратить внимание малышей на то, что их тела отбрасывают тени на земле. Предложите детям  подвигаться (лучше стоя на ровной поверхности) и понаблюдать за тем, как тень на асфальте повторяет их движения. Можно обратить внимание детей на то, что тени в разное  время суток разные: короткие или длинные.

 2 игра. Фонарик

Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.

Когда  стемнеет,  ходим вместе  с  детьми  по  темной  комнате,  освещая  ее  лучом фонарика.  Путешествуя  с  детьми  по  комнате.  рассматриваем окружающие предметы. Затем передаем фонарик ребенку, пусть  теперь он ведет за собой остальных малышей.

3 игра. Цветные резиночки на пальчики

Цели. Учить  различать  цвета  по  принципу  «такой  —  не  такой»;  сортировать предметы по цвету. Развивать мелкую моторику, пространственное восприятие, зрительное и тактильное восприятие.

4 игра. Ниточки для шариков

Цели.  Учить  детей  различать  цвета  по  принципу  «такой  —  не  такой»;  знакомить  с названиями цветов.

Перед началом  занятия надуваем воздушные шары и готовим тонкие ленточки. Показываем  детям  шары  и  говорим:  «Видите,  какие  замечательные  воздушные  шары  я принесла. Они большие и круглые. Хотите поиграть с шарами? Но сначала надо привязать к шарам ленточки, чтобы  удобнее было играть. У каждого  шарика должна  быть ленточка такого же цвета». Даем    детям  ленточки  и  просим  их  подобрать  шарики  такого  же  цвета. Помогаем малышам сравнить цвета шариков и ленточек путем приложения и обозначаем результат словами «такой», «не такой». Затем привязываем ленточки.

5 игра. Разноцветное   мороженое

Цели. Развивать мелкую моторику, подбирать цвета по образцу, учить  сравнивать  цвета  по  принципу  «такой  —  не  такой».

6 игра. Собери  радугу

Цели. Учить  различать  цвета  по  принципу  «такой  —  не  такой»;  сортировать  по цвету, знакомить со спектром цветов радуги, развивать мелкую моторику.

7 игра. Разложи по баночкам

Цели. Учить сортировать предметы по цветам и формам, ориентироваться в пространстве. Развивать мелкую моторику.

8 игра. Сделай по образцу

Цели. Учить соотносить предметы по цветам, работать по образцу. Развивать мелкую моторику. Здесь мы использовали стержень от пирамиды и шарики от сенсорной игры. Приготовили схемы-образцы и придумали свою игру.

Игры на развитие восприятия формы и величины

Наряду с известными дидактическими пособиями, таких, как Рамки Монтессори, доска Сегена, почтовый ящик, мы используем и такие, как «Снесла курочка яйцо». Эта игра на восприятие геометрических форм.

 Игра «Найди одинаковую фигуру»  Мы сделали ее по аналогии игры Добль. На первом этапе дети подбирают геометрические фигуры к своим карточкам. Дальше, игра усложняется. Ребёнку даются две карточки, на которых он должен найти одинаковые фигуры. Эта игра развивает зрительное и пространственное восприятие.

     Обучение  умению  различать  количество  предметов  может  входить  в  задачи  сенсорного воспитания лишь в раннем возрасте.  Знакомство с количеством на базовом  уровне  включает  в  себя  изучение  следующих  понятий:  один,  мало,  много,  поровну (столько же), ни одного.  

Игра  Песочница

Цели.  Учить  детей  определять  количество  сыпучего  материала,  познакомить  с понятиями мало, много, больше, меньше, столько  же (одинаково).

Дайте  детям  два  ведерка  одинаковой величины  и  совки.  Предложите  малышам  наполнить  ведерки  песком,  а  затем  сравнить количество песка в них (больше, меньше, одинаково). Игру можно продолжить, предложив детям  добавить  или  отсыпать  песок  при  помощи  совка  и  вновь  сравнить  количество песка.

Затем  дайте  ребятам  два  ведра  разной  величины  и  попросите  наполнить  их  песком  до краев. Вместе с детьми сравните количество песка в ведрах: «В большом ведре много песка, а в маленьком мало. Здесь больше, а тут меньше песка». Можно высыпать песок из ведер на ровную поверхность и сравнить кучи песка.

Игры на развитие восприятия в пространстве

Пространство  —  это  промежуток  между  объектами,  свободное  место,  где  что-нибудь можно поместить. Изучать пространство можно разнообразными доступными детям способами:

•  в ходе наблюдения;

•  при манипуляции с предметами;

•  в процессе занятий рисованием, аппликацией.

Игра «Собери мозаику»

Цели. Развивать пространственное и зрительное восприятие, мелкую моторику, подбирать нужный цвет.

Игры на развитие тактильного восприятия

Игра 1. Горячо — холодно

Цели. Развивать осязание.

В миски или ведерки налейте холодную и горячую (до 45 градусов) воду. Предложите детям по очереди опустить руки в воду и определить, какая она — холодная или горячая.

Сначала предлагайте малышам для сравнения воду контрастной температуры, затем воду, которая не так резко различается по температуре (горячая и теплая, холодная и теплая).

Можно также сравнивать воду трех температур — холодную, теплую и горячую

Игра 2. Круглое и квадратное

Цели. Развивать осязание; учить ощупывать предметы.

В начале игры предложите детям внимательно ощупать кубики  и  шарики.  Для  того  чтобы сосредоточиться  на  ощущениях,  можно  предложить  малышам  ощупывать  предметы  с  закрытыми глазами. Затем сложите предметы в коробку и предложите ребятам поиграть. Попросите кого-нибудь из  детей  достать  из  коробки  шарик,  просунув  руку  в  прорезь.  Следующему  ребенку предложите достать кубик и т. д. В последующем можно класть в коробку кубики и шарики разной величины, сделанные из разных материалов.

     Работа по сенсорному развитию детей раннего возраста с ОВЗ играет самую главную роль в дальнейшем развитии ребёнка. Если даже малыш  еще  не  готов  к  усвоению  сенсорных эталонов,  у  него  начинают  накапливаться  представления  о  цвете,  форме,  величине  и  других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. 

Просмотр содержимого документа
«Особенности сенсорного воспитания детей раннего возраста с ОВЗ»

Особенности сенсорного воспитания детей раннего возраста с ОВЗ

Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. Этот возраст характеризуется, как период активного экспериментирования ребенка с предметным миром.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их формах, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо развивать ребенка. Если усвоение происходит стихийно, то оно нередко оказывается поверхностным.

Сенсорная интеграция - это методика, которая помогает восполнить ребенку то, чего ему не хватает в проработке информации

В работе с детьми раннего возраста с ОВЗ нужно задействовать все группы анализаторов. Так как только через восприятие сенсорных свойств и качеств ребёнок получит наиболее полный образ объекта.

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ требует особого целенаправленного подхода к сенсорному развитию. Все используемые приемы и средства применяются с учётом насыщенности сенсомоторной среды.

Работа была строится с учётом имеющихся проблем по следующим направлениям:

- развитие общей и мелкой моторики

- развитие тактильно-двигательного восприятия

- развитие слухового восприятия

- развитие восприятия форм, цвета и величины

- развитие зрительного восприятия

- развитие восприятия пространства

При работе с детьми с ОВЗ необходимо учитывать их психофизические и индивидуальные особенности. Так при задержке психоречевого развития у детей наблюдается нестабильность эмоционально-волевой сферы (снижение волевой активности, повышенная эмоциональная возбудимость, заторможенность, немотивированное упрямство, раздражительность и т.д.), неразвитая мелкая моторика, снижение познавательной активности, диапазона понимания и переживания эмоций.

Эти особенности ведут к частому колебанию уровня работоспособности и активности. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму, как утомления, так и излишнего возбуждения. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость, трудности переключения.

Такие же нарушения могут наблюдаться и у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Наряду с задержкой психического развития у них страдает крупная и мелкая моторика.

При наличии у детей аутистических проявлений учитывается их поведение на данный момент, уровень дисфункции сенсорной интеграции, готовность ребёнка принять взрослого и взаимодействовать с ним.

Применение же 5-ти правил помогут найти подход к любому ребёнку.

1 правило – это поощрения, необходимые для мотивации ребёнка (это могут игрушки, похвала, жетоны, мотивационная деятельность или то, что нравится ребёнку на данном этапе.)

2 правило – это чередование деятельности

3 правило – подражание, имитация (если ребёнок готов повторять за взрослым, то это половина успеха)

4 правило – повторение (многократное повторение необходимо детям с речевыми нарушениями)

5 правило – комментирование или комментирующая речь (например, предмет, игра, действие может сопровождаться стихотворными строчками)

Итак, представляем вашему вниманию игры, которые направлены на развитие зрительного восприятия.

1игра. Пляшущие тени

Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.

Эта игра проводится на прогулке. В солнечную погоду обратить внимание малышей на то, что их тела отбрасывают тени на земле. Предложите детям подвигаться (лучше стоя на ровной поверхности) и понаблюдать за тем, как тень на асфальте повторяет их движения. Можно обратить внимание детей на то, что тени в разное время суток разные: короткие или длинные.

2 игра. Фонарик

Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.

Когда стемнеет, ходим вместе с детьми по темной комнате, освещая ее лучом фонарика. Путешествуя с детьми по комнате. рассматриваем окружающие предметы. Затем передаем фонарик ребенку, пусть теперь он ведет за собой остальных малышей.

3 игра. Цветные резиночки на пальчики

Цели. Учить различать цвета по принципу «такой — не такой»; сортировать предметы по цвету. Развивать мелкую моторику, пространственное восприятие, зрительное и тактильное восприятие.

4 игра. Ниточки для шариков

Цели. Учить детей различать цвета по принципу «такой — не такой»; знакомить с названиями цветов.

Перед началом занятия надуваем воздушные шары и готовим тонкие ленточки. Показываем детям шары и говорим: «Видите, какие замечательные воздушные шары я принесла. Они большие и круглые. Хотите поиграть с шарами? Но сначала надо привязать к шарам ленточки, чтобы удобнее было играть. У каждого шарика должна быть ленточка такого же цвета». Даем детям ленточки и просим их подобрать шарики такого же цвета. Помогаем малышам сравнить цвета шариков и ленточек путем приложения и обозначаем результат словами «такой», «не такой». Затем привязываем ленточки.

5 игра. Разноцветное мороженое

Цели. Развивать мелкую моторику, подбирать цвета по образцу, учить сравнивать цвета по принципу «такой — не такой».

6 игра. Собери радугу

Цели. Учить различать цвета по принципу «такой — не такой»; сортировать по цвету, знакомить со спектром цветов радуги, развивать мелкую моторику.

7 игра. Разложи по баночкам

Цели. Учить сортировать предметы по цветам и формам, ориентироваться в пространстве. Развивать мелкую моторику.

8 игра. Сделай по образцу

Цели. Учить соотносить предметы по цветам, работать по образцу. Развивать мелкую моторику. Здесь мы использовали стержень от пирамиды и шарики от сенсорной игры. Приготовили схемы-образцы и придумали свою игру.

Игры на развитие восприятия формы и величины

Наряду с известными дидактическими пособиями, таких, как Рамки Монтессори, доска Сегена, почтовый ящик, мы используем и такие, как «Снесла курочка яйцо». Эта игра на восприятие геометрических форм.

Игра «Найди одинаковую фигуру» Мы сделали ее по аналогии игры Добль. На первом этапе дети подбирают геометрические фигуры к своим карточкам. Дальше, игра усложняется. Ребёнку даются две карточки, на которых он должен найти одинаковые фигуры. Эта игра развивает зрительное и пространственное восприятие.

Обучение умению различать количество предметов может входить в задачи сенсорного воспитания лишь в раннем возрасте. Знакомство с количеством на базовом уровне включает в себя изучение следующих понятий: один, мало, много, поровну (столько же), ни одного.

Игра Песочница

Цели. Учить детей определять количество сыпучего материала, познакомить с понятиями мало, много, больше, меньше, столько же (одинаково).

Дайте детям два ведерка одинаковой величины и совки. Предложите малышам наполнить ведерки песком, а затем сравнить количество песка в них (больше, меньше, одинаково). Игру можно продолжить, предложив детям добавить или отсыпать песок при помощи совка и вновь сравнить количество песка.

Затем дайте ребятам два ведра разной величины и попросите наполнить их песком до краев. Вместе с детьми сравните количество песка в ведрах: «В большом ведре много песка, а в маленьком мало. Здесь больше, а тут меньше песка». Можно высыпать песок из ведер на ровную поверхность и сравнить кучи песка.

Игры на развитие восприятия в пространстве

Пространство — это промежуток между объектами, свободное место, где что-нибудь можно поместить. Изучать пространство можно разнообразными доступными детям способами:

• в ходе наблюдения;

• при манипуляции с предметами;

• в процессе занятий рисованием, аппликацией.

Игра «Собери мозаику»

Цели. Развивать пространственное и зрительное восприятие, мелкую моторику, подбирать нужный цвет.

Игры на развитие тактильного восприятия

Игра 1. Горячо — холодно

Цели. Развивать осязание.

В миски или ведерки налейте холодную и горячую (до 45 градусов) воду. Предложите детям по очереди опустить руки в воду и определить, какая она — холодная или горячая.

Сначала предлагайте малышам для сравнения воду контрастной температуры, затем воду, которая не так резко различается по температуре (горячая и теплая, холодная и теплая).

Можно также сравнивать воду трех температур — холодную, теплую и горячую

Игра 2. Круглое и квадратное

Цели. Развивать осязание; учить ощупывать предметы.

В начале игры предложите детям внимательно ощупать кубики и шарики. Для того чтобы сосредоточиться на ощущениях, можно предложить малышам ощупывать предметы с закрытыми глазами. Затем сложите предметы в коробку и предложите ребятам поиграть. Попросите кого-нибудь из детей достать из коробки шарик, просунув руку в прорезь. Следующему ребенку предложите достать кубик и т. д. В последующем можно класть в коробку кубики и шарики разной величины, сделанные из разных материалов.

Работа по сенсорному развитию детей раннего возраста с ОВЗ играет самую главную роль в дальнейшем развитии ребёнка. Если даже малыш еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!