СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности речевого развития детей 3-4 лет

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речь малышей важно развивать поэтапно, уделяя внимание ее возрастным особенностям и уровню общего развития детей. Тогда на каждом следующем этапе им будет легче.

Просмотр содержимого документа
«Особенности речевого развития детей 3-4 лет»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 14 «СКАЗКА»























КОНСУЛЬТАЦИЯ

для родителей воспитанников средней группы

«Особенности речевого развития детей 3-4 лет»



























учитель-логопед: Жиленкова Елена Николаевна

















г. Пятигорск 2021



Особенности речевого развития детей 3-4 лет

1.Словарь.

На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря- как активного так и пассивного. Активный словарь ребенка достигает 800-1000 слов. Малыш много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их сам.

У детей этого возраста наблюдаются недостатки в произношении некоторых слов, особенно длинных и малознакомых слов: сокращения слов («сипед»-велосипед, «атобиль»-автомобиль); перестановки звуков в слове («певрый»-первый); пропуски согласных звуков при их стечении («босой мальчик»-большой мальчик); Иногда дети в случаях стечения согласных звуков вставляют между ними дополнительные гласные («корабель»-корабль).

2. Грамматический строй.

Трехлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов(3,4). Постепенно фраза увеличивается. У ребенка этого возраста можно отметить ряд несовершенств фразовой речи: неправильный порядок слов в предложении («я хочу нет»), ошибки в согласовании слов («один колесо», «у меня много подругов»).

3.Звукопроизношение.

1. Согласные звуки произносятся смягченно («лезецька»-ложечка).

2.Свистящие звуки с,з,ц произносятся недостаточно четко, пропускаются («абака»-собака, «амок»-замок); заменяются: с-ф  («фобака»-собака) и.т.д.

3. Шипящие звуки ш,ж,ч,щ произносятся недостаточно четко, пропускаются («апка»-шапка, «ук»-жук); заменяются: ш-с,ф («сапка», «фапка»-шапка), ж-з,в («зук», «вук»-жук).

4. Звуки л-р пропускаются («ампа»-лампа, «ука»-рука); заменяются звуками ль («лямпа»-лампа, «люка»-рука), й («ямпа»-лампа, «юка»-рука).

Специалисты утверждают, в норме кроха этого возраста должен большую часть суток говорить. Молчит он только во сне.

Детей 3–4 лет называют почемучками. Главной отличительной чертой развития речи в этом возрасте является вопросительная конструкция: почему? как? зачем? Родителям важно помнить, что каждый вопрос требует ответа, но максимально понятного и краткого, поскольку малыши еще не могут внимательно выслушивать длинные объяснения.


Что конкретно требует сейчас внимания взрослых? Логическое мышление, внимание, память. Умение употреблять слова в речи синтаксически правильно (использовать род, число, падеж, лицо для употребления правильных окончаний). Работа над улучшением артикуляции (это важно для того, чтобы малыш смог быстрее осилить сложные для него звуки). Выразительность, темп, интонация. Фонематический слух. Мелкая моторика.


Какие занятия нужно проводить с детьми, чтобы помочь им освоить все навыки? Конечно, игровые.

*Для развития логики полезно собирать простые пазлы (3–4 детали), находить отличия на картинках, объединять предметы в группы по очевидным признакам (посуда, одежда), и по менее понятным (например, по признаку «красное» можно объединить мяч, кружку, божью коровку, машину). Также можно вычленять лишний предмет из группы. Тогда здесь лишней окажется божья коровка, потому что она живая. *Память и внимание тренирует, например, такое упражнение: дать ребенку запомнить несколько предметов, а затем, когда он закрыл глаза, добавить еще один – пусть найдет новый. Можно предложить ребенку картинки с ошибками (зеленый гусь, корова с крыльями, заяц ест мышь и т. д.). *Упражнения на сравнение предметов по количеству: один, мало, много (у тебя много конфет, а у меня мало; на столе много яблок, а у меня одно). Полезной будет игра, когда взрослый описывает один из стоящих перед ребенком предметов или игрушек, а он должен догадаться, о чем речь (у нее пушистый рыжий хвост, маленькие лапки, она любит орешки, ее домик – дупло в дереве). *Выразительность речи, сила голоса, интонация. Эти навыки прекрасно отрабатываются при ролевом обыгрывании различных народных сказок («Три медведя», «Теремок»). *Силу голоса можно тренировать, объяснив крохе, что колокольчик звенит громко, а лист с дерева падает совсем тихо. Увидев колокольчик, он должен говорить что-то громко, увидев лист – тихо. *Диалоговая речь развивается непосредственно при общении взрослого с малышом. * Монолог – это, прежде всего, рассказ ребенка о чем-то, что с ним произошло или особенно заинтересовало.


Развитию словарного запаса способствуют практически все эти игры. Плюс, конечно же, разучивание новых стихотворений, потешек, постоянное чтение книг, активное общение с малышом. Мы наращиваем словарный запас и развиваем речь малыша, когда: рассказываем на прогулке обо всем, что видим, объясняя, что из чего состоит, чем отличается, для чего нужно; читаем; обсуждаем прочитанную сказку, увиденный мультик или фильм; учим детей сравнивать предметы, подмечать их отличия; побуждаем их задуматься над смыслом прочитанного, задавать вопросы о сюжете или характерах героев; играем в словесные игры («Кто говорит так?», «Съедобно или нет?», «Найди отличие», «Что где лежит?» «Скажи какой», «Один – много», «4 лишний», «Чего не стало?» и т. д.). Речь малышей важно развивать поэтапно, уделяя внимание ее возрастным особенностям и уровню общего развития детей. Тогда на каждом следующем этапе им будет легче.


Прогресс не стоит на месте и вот уже современные гаджеты можно увидеть в руках малышей. Родители этому радуются: «Ах, какой смышленый! Лучше меня разбирается!». Многие родители специально дают своим детям гаджеты, считая, что таким образом развивают свое дитя или просто хотят отдохнуть в тишине. Усталых и молчаливых родителей заменяет экран.

Сейчас период, когда речь Вашего ребенка активно развивается, развиваются соответствующие зоны мозга. Именно в этот период необходимо активное общение со сверстниками, бабушками, родителями.

К 5-6 годам сензитивный период заканчивается, ответственные за речь зоны мозга перестают быть пластичными и, если ребенок к этому времени говорит очень плохо или почти не говорит, то научить его и исправить положение полностью уже не получится. 

Речь рождается и совершенствуется только в процессе активного взаимодействия с внешним миром, с людьми.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!