СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности размещения населения

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме: " Особенности размещения населения" учит учащихся выявлять факторы, влияющие на размещение населения страны.Находить причинно-следственные  взаимосвязи.Учит активно работать с тематическими картами.

Просмотр содержимого документа
«Особенности размещения населения»

Предмет: География

Учитель: Сорокина Маргарита Аркадьевна

МБОУ « Лицей №48»

Г. Калуга

Класс: 8

Тема урока: «Особенности размещения населения России».

Задачи:

1.Формирование понятия «плотность населения»,представления о трёх главных зонах расселения; знакомство с условиями жизни и хозяйственной деятельности населения в этих зонах .

2. Формирование мировоззренческой идеи о том, что основным фактором расселения людей является размещение производства.

3. Формирование умения чтению тематических карт, анализу статистического и картографического материала с использованием элементов математической статистики; коллективному решению проблемных задач по заданной теме.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Изучение нового материала 1 этап Учитель выдвигает положение для доказательства: население России размещено по территории России неравномерно. 2 этап Доказательство а) История заселения. б) Формирование понятия « плотности населения». В ходе формирования понятия опираются на знания о плотности населения из курса « География. Земля и люди». После высказанных предложений учащихся учитель открывает файл презентации с термином « плотность населения».Плотность населения – это степень населённости или густоты населения данной территории, выраженное числом жителей на 1 кв.км. П = ,где П – плотность населения; Н – число жителей, S – площадь. Определить плотность населения мира - ? Плотность населения России - ? в) Анализ факторов плотности населения (4 мин.) Учащимся предлагается назвать факторы, которые влияют на плотность населения. Из перечисленных факторов учащиеся должны выделить главные и сгруппировать их в три группы. г) Работа учащихся по группам (15мин.) Задание группе 1. Выявить основные факторы плотности населения с использованием методов математической статистики ( фактор климатический) на примере трёх областей, имеющих различные природные условия: Московской, Магаданской, Астраханской. а) Определить зависимость между плотностью населения этих областей и климатом, используя данные таблицы



Области

Плотность населения

Ранг плотности

Средняя t января

Ранг температур

Разность рангов

Квадрат разности рангов

Коэффициент корреляции (К)

Коэффициент причинности (О )




%

Московская

100

1

- 10

2

1

1




Магаданская

0,3

3

- 38

3

0

0




Астраханская

18,9

2

- 7

1

1

1






б) Определить порядковое место ( ранг) значений плотности населения и январских температур и заполнить 3 и 5 графы. ( Самое большое значение плотности населения в Московской области. Ставим цифру 1 напротив Московской области в графе 3 – это и будет ранг плотности и т.д.) Так же указывается и ранг средних январских температур. в) Определить далее разность рангов и вычислить сумму квадратов рангов (графы 6,7). г) Вычислить коэффициент изменчивости (корреляции) К по формуле К=1- , где квадратов разности рангов, n – число исследуемых объектов; в нашем случае n равно 3. д) Провести анализ этого коэффициента. Он может изменяться в интервале от – 1 до + 1. Чем ближе значение полученного коэффициента к +1, тем связь между переменными сильнее и наоборот. е) Вычислить коэффициент причинности. Он равен квадрату коэффициента изменчивости – 0. ( Предположим, что К = 0,5, тогда = = 0,25. Это означает, что плотность населения лишь на 25% обусловлена данным фактором, например климатом, а на 75% - действием других факторов.) Итак, сделать анализ для этих трёх областей и доказать математически, для каких из трёх областей этот фактор будет наиболее существенным.

Группы 2 и3 получают подобные задания, но по другим факторам ( густота сети путей сообщения, степени освоенности территории). Можно взять и другие факторы. В целях экономии времени на уроке для групп 1, 2, 3 были заготовлены таблицы, куда учащиеся карандашом вписывают цифры и уже по ним перед классом докладывают результаты исследований. Однако, вполне возможно эти задания дать учащимся и как опережающие, что тоже сэкономит время на уроке.

Задание группе 4 – рассмотреть карту плотности населения России в атласе и подготовить ответы на вопросы: 1. На основе, каких данных составлена карта плотности населения России? 2.Какой метод применён при составлении карты плотности населения России? 3.Какие районы России имеют наивысшую плотность населения? Какие районы имеют наименьшую плотность населения? 4.Какую другую информацию можно получить на карте плотности населения России?

Задание группе 5 – По карте « Плотность населения России» определить: а) какую территорию занимает Основная зона расселения? б) какие субъекты входят в Основную зону расселения?

III этап. Подведение итогов урока

IV этап. Домашнее задание

V этап. Рефлексия




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!