Просмотр содержимого документа
«Особенности психологического развития подростков (лекция для родителей учащихся 5 – 8 классов)»
Особенности психологического развития подростков
(лекция для родителей учащихся 5 – 8 классов)
Знание возрастных особенностей и обязательный учет их в педагогической деятельности являются непременным условием воспитания.
Для каждого возраста и для каждого ребёнка типична своя система взаимоотношений с социальной средой, что и определяет направление его психологического развития. Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и со взрослыми, и со своими сверстниками.
По сравнению с младшими школьниками, подростки должны устанавливать отношения не с одним, а со многими учителями, учитывать особенности их личности и требований.
Мнение педагога по поводу их деятельности и поведения уже для подростка не является столь значимым, для них более важным становится мнение их товарищей. Во всех своих действиях и поступках они ориентируются прежде всего на это мнение. Постоянное взаимодействие подростка с одноклассниками порождает у него стремление занять достойное место в коллективе. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить поступок, который расходится его моральными установками.
В подростковом возрасте ярко проявляется потребность быть и считаться взрослым, которая в этот период превращается в доминирующую. Прежде всего это проявляется в стремлении подростка приобщаться к жизни и деятельности взрослых. При этом в первую очередь перенимаются более доступные внешние стороны взрослости: внешний облик, манера поведения… Усвоение внешних признаков взрослости делает подростка взрослым и в собственных глазах. а также как ему кажется и в глазах окружающих, что очень важно в плане самосознания.
Стремление быть взрослым очень ярко проявляется и во взаимоотношениях со старшими. Подросток стремиться расширить свои права и ограничить права взрослых в отношении его личности. В становлении взаимоотношений подростка со взрослыми в этот период часто возникают противоречия. Подросток протестует против старого стиля отношений к нему, требуя признания своей взрослости. Родителям и педагогам в это время необходимо быть более терпимыми, последовательными, дипломатичными и искренними.
Важным новообразованием личности в подростковом возрасте является самосознание. Подросток стремится на всё иметь своё мнение, свою оценку. Самооценка возникает и формируется только в процессе общения подростка с другими людьми.
Взаимодействуя с окружающими, подросток сравнивает себя с другими и познает себя на основе этого сравнения. Окружающие также оценивают подростка. Их оценка и формирует самооценку.
Если оценка адекватная, то формируется адекватная самооценка. Если же подростка недооценивают или переоценивают, то формируется неадекватная самооценка: заниженная или завышенная.
В подростковом возрасте происходят серьёзные изменения в эмоциональной сфере. Эмоции подростка отличаются большей силой и трудностью в их управлении. Подростки отличаются большей страстностью, вспыльчивостью, упрямством, а порой совершают немотивированные поступки. Им свойственно бурное проявление своих чувств. Если они чувствуют малейшую несправедливость к себе, они способны взорваться, хотя потом могут сожалеть об этом.
Эмоциональное переживание порой носит затяжной характер. Он подолгу не может простить обиду взрослым, чтобы восстановить потерянный авторитет в коллективе.
Родителям необходимо быть требовательными, но добрыми, строгими, но чуткими и справедливыми. Стать такими нелегко, но быть – жизненно важно. Залогом мира и покоя в семье является знание возрастных особенностей подростков и их учёт в жизни семьи.