СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности профессионально-личностной подготовки педагогов дополнительного образования для работы с одаренными детьми»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реферат по психологии. Дисциплина Педагог дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
««Особенности профессионально-личностной подготовки педагогов дополнительного образования для работы с одаренными детьми»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»




ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ




Реферат по дисциплине:


«ПСИХОЛОГИЯ»


По теме:


«Особенности профессионально-личностной подготовки педагогов дополнительного образования для работы с одаренными детьми»




Исполнитель:

Солдатенко Наталья Анатольевна

ФИО





2022 год


Содержание:


Введение …………………………………………………………………… 3

1.Теоретические основы коммуникативной культуры…… …………..5

1.1 Понятие и виды общения……………………………………………….5

1.2 Техника и приемы общения.

Слагаемые коммуникативной культуры………… …………….9

2. Роль психологического сопровождения

в формировании коммуникативной культуры…………… …….10

Заключение………………………… …………………………….14

Литература……………………………………… ………………………..15





























Введение.

Наше время – время активных, предприимчивых, деловых людей. В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыты возможности для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей современного человека.

Уточним, что под коммуникатив­ной культурой мы понимаем совокуп­ность умений и навыков в области средств общения и применение законов межлич­ностного взаимодействия, которые спо­собствуют взаимопониманию, эффектив­ному решению задач общения.

Наша эпоха полна противоречий: 1) у нас стало больше возможностей для при­ятного времяпрепровождения, в то же время люди все чаще жалуются на скуку; 2) культура все больше внимания уделя­ет чувствам, в то же время мы все реже встречаемся с сочувствием и готовностью людей помочь окружающим; 3) появилось немало способов экономии време­ни, но времени нам не хватает; 4) в ос­новном в процессе обучения передается прошлый опыт, а жить подросткам в на­стоящем и будущем; 5) успешное окон­чание школы не гарантирует успеха в жизни. Современный рынок труда требу­ет, чтобы работник был не только квали­фицированным специалистом в своей области, но и умел общаться с самыми разными представителями других про­фессий, был способен работать в коман­де, мог заинтересовать и мотивировать к деятельности других.

Не стоит забывать, что человек - су­щество социальное, поэтому одним из основных условий развития его личности является общение с другими людьми в процессе трудовой, учебной, информаци­онной и коммуникативной деятельности.

Модернизировать – значит, вводя усовершенствования, сделать ту или иную сторону нашей жизни отвечающей современным требованиям. Концепция модернизации российского образования предполагает усиление его вариативности, в том числе за счет расширения дополнительного образования, предоставляющего широкие возможности для социальной адаптации подростков, формирование у них коммуникативной культуры.

Так как в ходе учебных занятий в школе нет возможности по развитию всех аспектов коммуникативной культуры, то эту «брешь» в школьном образовании может восполнить система дополнительного образования. А психологическое сопровождение поможет педагогам раскрыть свои возможности и возможности обучающихся по формированию коммуникативной компетентности.

  1. Теоретические основы коммуникативной культуры.

1.1 Понятие и виды общения

Так как понятие «коммуникативной культуры» неразрывно связан с понятием «общение», но больше применимо для человеческого общения; фактически является тождественным ему, то нашу работу начнем с определения понятия «общения», его функций, типов.

ПОНЯТИЕ

Определить общение представляется чрезвычайно трудной задачей. Вернее, не существует единой, общепринятой дефиниции этого психологического явления. Поэтому в литературе встречаются самые различные определения.

Определим понятие общения следующим образом: общение — осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера (Психологический словарь, 1990).

В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.

Содержание – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности.

Средства общения – это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.

Общение характеризуется огромным разнообразием типов, видов, форм, уровней, стилей. В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.

ЦЕЛЬ

По целям общение делиться на биологическое и социальное.

Биологическое – общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

СОДЕРЖАНИЕ

По содержанию общение бывает четырех основных видов:

  • материальное — обмен предметами и продуктами деятельности, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения актуальных потребностей общающихся;

  • когнитивное — обмен знаниями, связано с различными разновидностями познавательной или учебной деятельности;

  • кондиционное — предполагает обмен психофизиологическими состояниями, влияние людей друг на друга, на их самочувствие и настроение;

  • мотивационное — обмен побуждениями, мотивами, интересами, целями, актуальными потребностями, установками, готовностью к действиям в определенном направлении.

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

В классификации разновидностей общения по средствам традиционно принят дихотомический принцип.

Прямое — косвенное общение. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей; например, личные беседы, телесные контакты — те случаи, когда они видят, слышат и непосредственно реагируют на действия друг друга. Косвенное общение осуществляется через посредников (например, переговоры между конфликтующими сторонами, режим заочного обучения и т.п.).

Непосредственное — опосредствованное общение. Непосредственным считается общение, осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, туловище, голова, голосовой аппарат и т.д. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это и природные предметы (палка, камень, след…), и культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, технические приборы (телефон, интернет-общение…) и средства массовой информации.

Вербальное — невербальное общение. Вербальное присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям чрезвычайно богато, хотя всегда, тем не менее, дополняется в реальном общении невербальными средствами. Невербальный канал коммуникации исключает использование речи и осуществляется через прямые сенсорные или телесные контакты — мимику, пантомимику, дистанцию, интонацию, жесты и др.

ПОЗИЦИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПАРТНЕРУ

В зависимости от того, какую позицию занимает один участник общения по отношению к другому и в какой форме строится их взаимодействие, в социальной психологии выделяют три типа межличностного общения.

Императивное общение. Авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Особенность императива состоит в том, что конечная цель такого общения — принуждение партнера — не скрывается.

Манипулятивное общение. Манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Но в отличие от императива это такая форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно, завуалировано.

Диалогическое общение. Представляет собой равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание и самопознание партнеров по общению. Главной его особенностью является фактическое коммуникативное равенство сторон, участвующих в общении. Реализация этого типа общения возможна при соблюдении ряда правил взаимоотношений:

  • наличие психологического настроя на актуальное состояние собеседника и собственное состояние (по принципу “здесь и теперь”);

  • использование безоценочного восприятия личности партнера, априорная установка на доверие к его намерениям;

  • восприятие партнера как равного, имеющего право на собственные мнения и решения;

  • содержание общения должно включать проблемы и нерешенные вопросы;

  • следует персонифицировать общение, то есть вести разговор от своего имени, не ссылаясь на авторитеты, представлять свои истинные чувства и желания.

1.2 Техника и приемы общения.

Слагаемые коммуникативной культуры.

Когда мы говорим о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, мы прежде всего имеем в виду технику и приемы общения.

Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы – предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное.

Как мы уже определяли, коммуникативные способности - это умения и навыки об­щения с людьми, от которых зависит ею успешность. Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня пси­хологического развития, имеющие различный жизненный и про­фессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуника­тивными способностям. Образованные и культурные люди обла­дают более выраженными коммуникативными способностями, чем необразованные и малокультурные. Богатство и разнообра­зие жизненного опыта человека, как правило, положительно коррелирует с развитостью у него коммуникативных способностей. Люди, чьи профессии предполагают не только частое и интенсивное общение, но и исполнение в общении определен­ных ролей (актеры, врачи, педагоги, политики, руководители), нередко обладают более развитыми коммуникативными способ­ностями, чем представители иных профессий.

Основой общей культуры личности является именно коммуникативная культура. Она помогает создать внутренний мир личности. Коммуникативная культура рассматривается через совокупность трех культурообразующих компонентов: эмоциональной культуры, или культуры чувств, культуры мышления и культуры речи. Эмоциональной культуре практически в учебных заведениях не учат, да и родители часто не придают большого значения развитию у своих детей эмоциональной сферы. Эмоции же воздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, память и мышление. Волевые процессы также связаны с эмоциями. Настроение отражается на осознании мотива, принятии решения и процессе достижения цели.

  1. Роль психологического сопровождения в УДОД по формированию коммуникативной культуры

Качественные изменения содержания образования, происходящие в России, включают и изменение взгляда на личность человека. В настоящее время общество пожинает «плоды» пренебрежительного отношения к личности человека, результатом которого является низкий порог адаптации к изменяющимся условиям внешней среды, низкая внутренняя мотивация человека при выборе вида деятельности. Наряду с этим возникает проблема социализации личности. Исходя из этого, наиболее важными аспектами психологического сопровождения образовательного процесса являются:

  • учет интересов ребенка;

  • добровольность посещаемости занятий;

  • индивидуальный подход к каждому;

  • учет психологических особенностей.

Все это способствует формированию позитивной «Я-концепции» и является базой для организации деятельности психологической службы в особых условиях:

  • открытости семье;

  • многообразие творческих коллективов.

Сопровождение образовательного процесса рассматривается как систематическая деятельность психолога, направленная на сохранение, укрепление психологического здоровья воспитанников, их успешное обучение и развитие.

Целью психологического сопровождения является создание условий для развития личности всех участников образовательного процесса.

Основные задачи, которые решает психологическое сопровождение в дополнительном образовании детей – социально-психологические, направленные на становление личности не только ребенка, но и педагога. Необходимо создать условия, в которых личностный и творческий потенциал ребенка получает возможность развития. Важно помочь ребенку сформировать положительный образ своего «Я», мира, будущего, научить его устанавливать и поддерживать коммуникативные связи в обществе. Развитие личности невозможно без общения. Любая деятельность в объединения в той или иной степени – коллективная.

При решении социально-организационных задач психолог выступает носителем идеи гуманистического подхода (как в образовании, так и в семейном воспитании), идеи личностного, возрастного подхода, партнерского сотрудничества взрослых и детей.

Решить эти задачи возможно при условии, если психолог берет на себя следующие функции: диагностическую, коррекционно-развивающую, консультативную, организационно-просветительскую.

Диагностическая работа направлена на уточнение социально-психологического портрета учащихся, выявление условий для их успешного обучения и личностного роста, а также в зависимости от конкретных условий по запросу администрации либо по собственному желанию проводится психодиагностика педагогов и родителей.

Психокоррекционная и психоразвивающая работа направлена на создание социально-психологических условий для развития личности каждого воспитанника.

Коррекционная работа осуществляется на основании результатов углубленной психодиагностики или в результате индивидуального консультирования по запросу родителей, педагогов, учащихся.

Психологическое консультирование. Данная форма носит диагностический, стимулирующий и рекомендательный характер. Консультируемые – это учащиеся, педагоги, родители. В процессе консультирования оказывается помощь в решении проблемы человека, которую он не в состоянии разрешить самостоятельно. Консультации могут быть индивидуальные и групповые.

Психологическое просвещение. Ориентировано на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний участниками образовательного процесса.

Большая часть выпускников школ в результате так называемого научения общению (через средства массовой коммуникации, семью, сверстников, традиционное школьное обучение) не создают своего индивидуального стиля общения как меры связи с людьми, природой, самим собой. При попутном обучении человек усваивает лишь то, что связано с текущими потребностями и интересами, поэтому его результаты отрывочны и бессистемны. Необходимо специально организованное общению.

Рассмотрим, каким образом раскрываются функции психолога в учреждении дополнительного образования по формированию коммуникативных навыков, на примере психологического сопровождения в Дебесском Центре детского творчества.

Предлагаются диагностика по следующим параметрам

обучающихся:

  • оценка уровня тревожности;

  • исследование личностных особенностей;

  • уровень самооценки;

  • акцентуации личности;

  • выявление одаренных детей

педагогов:

  • оценка психологического климата в педколлективе;

  • выявление типологических особенностей личности;

родителей:

  • изучение родительско-детских отношений;

  • стиль воспитания.

Развивающая работа с учащимися осуществляется с помощью занятий по программам «Тропинка к своему «Я» и «Психология и мы». При реализации данных программ идет и попутное формирование коммуникативной культуры; а также включены разделы по обучению и формированию коммуникативных навыков непостредственно.

Развивающая работа с педагогами осуществляется с помощью занятий с элементами тренинга на развитие навыков конструктивного общения, развитие рефлексии

Консультирование осуществляется в форме

индивидуального консультирования педагогов по проблемам воспитания и обучения учащихся, в разрешении личностных трудностей, по итогам психодиагностики;

индивидуального и группового консультирования учащихся, в ходе которого разрешаются возрастные и личностные проблемы;

индивидуального консультирования родителей, в ходе которого психолог оказывает помощь в решении вопросов, касающихся возрастных и индивидуальных особенностей психического развития ребенка.

Психологическое просвещение для родителей осуществляется в форме родительского лектория и практических родительских собраний в виде уроков общения с ребенком.

Вся работа психолога, так или иначе, связана с формированием коммуникативной культуры в разных сферах деятельности детей, педагогов, родителей.

Заключение

Если обучающийся разовьет в себе умение активно использовать коммуникативные умения и навыки возрастет эффективность работы в объединении, изменится отношение к выполняемой работе.

Тренировка в общении дает возможность повысить свои учебные достижения, повлиять на будущий профессиональный выбор, улучшить свои профессиональные шансы.

Психологическое сопровождение в учреждении дополнительного образования педагогов дает возможность повысить эффективность взаимодействия с обучающимися, коллегами, администрацией, семьей.

Психологическое сопровождение позволяет быстрее адаптироваться в изменяющихся условиях жизни; быть увереннее в себе, самостоятельнее; активнее расширять сферу социального партнерства.

Итак, можно сделать вывод о том, что роль психологического сопровождения по формированию коммуникативной культуры довольно значима, что выражается в улучшении конструктивного общения между всеми участниками образовательного процесса.

Литература

  1. Аспекты деятельности психолога// Внешкольник, № 8, 2001

  2. Баркер А. Как улучшить навыки общения. – СПб, 2003

  3. Голованова А.А., Шамионов Р.М. Социальная психология личности: Учеб. пособие для вузов – М.: ООО «ИД «Равновесие», 2006

  4. Дереклеева Н.Н. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения. – М.: 5 за знания, 2005

  5. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф.образ. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002

  6. Ежова Н.Н. Научись общаться!: коммуникативные тренинги. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

  7. Краткий психологический словарь /Сост. Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985

  8. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 – Кн. 1: Общие основы психологии

  9. Обеспечение доступности и качества дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей// Дополнительное образование и воспитание, № 11, 2006

  10. Организация работы по формированию коммуникативной культуры подростков// Воспитание школьников, 2006

  11. Подпрограмма психологического сопровождения детей и подростков// Бюллетень, № 1, 2007

  12. Программа психологического сопровождения образовательного процесса Дворца творчества детей и юношества им. Н.К. Крупской// Бюллетень, № 2, 2003

  13. Развитие образовательного процесса в УДОД// Бюллетень, № 3, 2006



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!