Здравствуйте, уважаемые участники семинара. Позвольте представиться: Валькова Анастасия Васильевна, учитель экономики МОУ СОШ №36. Тема моего выступления: «Особенности преподавания экономики в основной и старшей школе».
Основной задачей образовательной системы в Российской Федерации (РФ) является формирование гармонично развитой, осознанной личности. Одной из важных составляющих рассматриваемой проблемы является экономическая осознанность. Для ее решения необходимо заложить хороший фундамент в школе. И первой ступенью в этом деле является экономическое воспитание и соответствующей культуры. Экономическая культура в данном контексте может рассматриваться в двух вариантах. Во-первых, это совокупность личностных характеристик, знаний, умений и навыков, которые человек использует в экономической деятельности. Во-вторых, это совокупность экономической культуры: общественной, отдельного человека, экономических институтов и сознания человека. Все эти составляющие могут совершенствоваться благодаря развитию экономической осознанности конкретного лица.
Экономическое образование в школе важно не только для дальнейшего обучения, также оно помогает учащимся в освоить основные понятия экономики, а также начать развивать экономическое мышление необходимое в условиях рыночной экономики.
Изучение экономики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Целью экономического образования будет приобретение элементарных навыков поведения в условиях рынка, создание понятийной основы для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в старших классах. Основными задачами являются:
− в сфере обучения – освоение основ знаний о современной экономике, принципах и закономерностях ее функционирования, получение умений экономической деятельности;
− в сфере самосознания – осмысление своего индивидуального потенциала, формирование осознанного гражданского экономического поведения;
− в сфере мотивации – развитие интереса к проблемам экономики страны и семьи, постоянная потребность в новых знаниях, стремление к самореализации для социальной защиты и адаптации к условиям рынка.
Объем теоретических знаний, который школьник должен освоить, определяется образовательной программой предложенного предмета. Чаще всего это курс «Финансовой грамотности» или же другой предмет, который дает представления о экономической составляющей общества. Итак, в основной школе из экономических дисциплин я веду финансовую грамотность, в старшей школе реализую курс Экономика и «Основы предпринимательства» а также финансовую грамотность. С Этого учебного года только курс Экономика.
В нашей школе на протяжении многих лет социально-экономический профиль, поэтому в старшей школе экономические дисциплины представлены следующими предметами:
-Экономика
-Основы предпринимательства
-Финансовая грамотность.
В основной школе курсом финансовая грамотность охвачены все уровни обучения с 5-9 класс. В нашей школьной библиотеке есть УМК Просвещение Финансовая грамотность, в который входят методические рекомендации как для учителя, так и для родителя, рабочие тетради для учащихся, которые мы активно используем во внеурочной деятельности. Кроме того, мы проводим онлайн-уроки, проводимые Центральным Банком РФ. Вместе с этим, на уроках по финансовой грамотности производим подготовку учеников к впр по обществознанию, разбирая задания по финансовой грамотности. Наряду с заданиями по впр, выполняем разбор заданий из огэ по обществознанию по фг. Мы разбираем эти задания, благодаря которым и учащиеся лучше усваивают этот материал, и помогаем учителям обществознания подготовить учеников к проверочным и экзаменационным работам.
В старших классах на уроках экономики осваиваем курс, закрепляем полученные знания, прорешивая задания из егэ по обществознанию. Тем самым помогая учителю общества готовить учеников к экзамену. Вместе с этим, реализуем курс основы самозанятости и предпринимательства. Внедрение этого курса позволяет определиться с выбором трудовой стратегии в будущем; пройти все этапы регистрации; понять ученикам, как применить теоретические знания, полученные на уроках экономики, на практике.
В рамках изучения курса Основ предпринимательства, мы подробно изучаем предпринимательство в нашей стране, но акцент в своей работе я ставлю на бизнес - проектировании. Сперва мы детально изучаем все этапы бизнес планирования. Далее ребята определяются с темой бизнес-планирования, объединяются в группы и мы индивидуально ведем работу. Все это неразрывно с изучением экономики, так как многие понятия и расчеты мы учимся выполнять именно на уроках экономики, например прибыль, стоимость проекта, срок окупаемости, чистую приведенную стоимость и т.д. В конце учебного года ребята защищают проекты, лучшие из них отправляются на школьную конференцию, а также на городскую и краевую.
На уроках по финансовой грамотности мы также участвуем в онлайн-уроках, проводимыми Банком России РФ, работаем с УМК Просвещение. Особенно интересно и живо учащиеся откликаются на работу с кейсами по финансовой грамотности, поскольку кейсы позволяют погрузиться в жизненную ситуацию и применить свои знания в области экономики и финансовой грамотности на практике.
Все эти три предмета в совокупности позволяют изучать одну тему с разных сторон. Например Налоги. На уроке по экономике мы определяем теоретические аспекты налогообложения в РФ виды, функции и т.д), на уроках по финансовой грамотности мы более детально рассматриваем налоги на прибыть, определяем к какому виду предпринимательства какой режим подходит, учимся считать его. На основах предпринимательства ученики рассчитывают этот налог уже для своего бизнес-плана.
Ежегодно мы участвуем с учениками в городском конкурсе «Шаги в бизнес» и «Я-предприниматель».
Как результат – призовые места в различных номинациях.
Таким образом, изучение экономических дисциплин позволяет проводить параллель между теорией и практикой, осваивать знания экономики и обществознания, а также помогает сформировать представление о том, как применить полученные знания на практике.