СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности преподавания географии в специально- коррекционном классе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему "Особенности преподавания географии в специально- коррекционном классе"

Просмотр содержимого документа
«Особенности преподавания географии в специально- коррекционном классе»

10


Особенности преподавания географии детям с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной школе 8 вида.


Вопрос «Как обучать» детей с ограниченными возможностями здоровья особенно актуален в настоящее время, так как школа должна готовить своих выпускников к жизни, к достижению успехов в ней, к правильному поведению в природе, обществе, государстве, на производстве. Школа, воспитывая и обучая таких детей, имеет специфическую задачу – осуществление коррекционного воздействия на личность учащегося. Школа должна давать учащимся знания, но кроме этого – развивать умение мыслить самостоятельно. Это возможно только при условии индивидуального подхода к каждому ученику и подборке специальных методик преподавания географии, которые позволят проводить работу по коррекции памяти, внимания, мышления, развитию речи.

Коррекционно-развивающее обучение сегодня является приоритетным направлением современной образовательной практики. Практика показывает, что уже на этапе поступления в школу, дети характеризуются низким уровнем школьной зрелости, испытывают трудности в учении и освоении социальной роли ученика, имеют повышенный риск школьной дезадаптации. К данной категории следует отнести детей с пониженной обучаемостью и работоспособностью, психической и физической ослабленностью и детей с психосоциальной запущенностью. Определение таких детей в специальные коррекционные классы позволяет оказывать им необходимую психологическую и педагогическую помощь. Обучение таких детей немыслимо без квалифицированной коррекционно-развивающей работы, основанной на результатах комплексной диагностики и новых, научно-обоснованных методов и форм деятельности.

При работе в коррекционных классах учитель обязан владеть разнообразными методами и приемами, которые позволяют проводить работу по коррекции памяти, внимания, мышления, способствовать развитию речи. Технологий работы с детьми с ОВЗ много, но все они ориентированы на применение специальных приемов с позиции полного усвоения учебного материала. Учитывая, что учащиеся классов коррекции отличаются низкой учебной мотивацией и пониженной познавательной активностью, немаловажную роль играет создание ситуации успеха на уроке, а также подбор таких заданий, которые воспринимаются учащимися как игра, ребята почти всегда выполняют их с удовольствием, так как они позволяют поддерживать интерес к изучаемому в течение всего урока. Важно знать, что в таких классах материал должен усложняться постепенно, подаваться небольшими дозами. Сначала даются простые задания. Обязательно частое переключение с одного вида деятельности на другой. Особую значимость в работе с такими детьми имеет практическая направленность учебного материала и опора на жизненный опыт ребенка, многократное поэтапное повторение. Также очень важно использовать задания с опорой на образец.

Построение конкретной технологии коррекционно-развивающего обучения- сложная проблема. Но все же, какую бы технологию вы не выбрали для работы в классах коррекции, в конечном итоге она должна быть нацелена на организацию самостоятельной деятельности учащихся.

При составлении программы по географии учитывалось важ­ное требование дидактики - постепенный переход от знакомого к менее знакомому, от более простого к более сложному. Курс географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида построен так:

от изучения наиболее близкой и конкретной для учащихся географии своей местности, они переходят к изучению своей страны, затем к обзору зарубежных стран по частям света, далее - к более углубленному изучению Родины и своего района или области. Такое построение курса способствует более углубленному изучению знаний природы своей страны.

Программа по географии предполагает реализацию принципа единства теории и практики в обучении. В ней определен не только круг знаний, который должен быть усвоен учениками, но и предусмотрены конкретные умения и навыки, связанные с применением знаний на практике, а также перечень умений и навыков. Кроме того, программой предусмотрено формирование практических навыков, которые связаны с подготовкой учащихся к трудовой деятельности, к самостоятельной жизни, например ориентирование на местности, определение температуры воздуха, составление плана местности.

Программа по географии построена с учетом межпредметных связей и преемственности в обучении.

Программа по географии для специальной (коррекционной) школы VIII вида, отличается от программы для учащихся массовой школы. Объем знаний для умственно отсталых школьников предусмотрен с учетом возможностей усвоения этими детьми учебного материала. Так, учащимся V и VI классов специальной (коррекционной) школы VIII вида основные географические темы даются в объеме, который определен для учащихся III и IV классов массовой школы. В то же время ученикам VII и VIII классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, с учетом их возраста и общей подготовки даются некоторые темы из курсов массовой школы (география материков, обзор по частям света, обзор РФ и государств ближнего зарубежья). Однако эти темы коренным образом отличаются по количеству и сложности содержа­щихся в них понятий, географических названий и по глубине раскрытия причинно-следственных взаимосвязей.

Учитывая общие и специальные задачи коррекционной шко­лы, программа и методика преподавания предусматривают повто­ряемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем посте­пенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.

Данная программа - основа, с помощью которой можно создать индивидуальную учебную программу по географии, отра­жающую особенности конкретной школы и одновременно обес­печивающую необходимый общеобразовательный географический минимум знаний.

Преподавание географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида, так же как и в массовой, решает общие учебно-воспитательные и специфические коррекционно-развивающие задачи, обусловленные особенностями развития детей с нарушением в развитии.

Рассмотрим задачи, стоящие перед учителем.

Первая- раскрытие образовательных, коррекционных и воспитательных целей школьной географии, а также совершенствование содержания обучения.

Учитель специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроке географии должен в доступной форме довести до сознания учащихся учебный материал на основе современных научных данных, используя все необходимые и дополнительные сведения, а также новые формы и методы обучения, способствующие более сознательному усвоению всего материала

Вторая задача заключается в организации учебного процесса, в выявлении оптимальных условий для применения методов и приемов преподавания, в разработке учебного оборудования и ра­ционального его использования в обучении, в определении форм и методов внеклассной работы.

Третья задача - коррекция недостатков познавательной деятельности в процессе обучения детей с нарушением интеллекта. В результате изучения географии у учащихся развиваются умственные способности. Исследования отечественных психологов «по­казали, что для детей с нарушением интеллекта характерно недоста­точное развитие психики в целом, которое влияет на все виды их деятельности, а также на личность. У этих учащихся наблюдается неустойчивое внимание, сужение его объема, замедленное про­текание процессов восприятия и узнавания.

Мыслительная деятельность детей-олигофренов не достигает тех уровней развития процессов обобщения и конкретизации, ко­торые характерны для школьников с нормальным интел­лектом.

Воздействие на развитие мыслительной деятельности школьников с нарушением интеллекта происходит опосредованными пу­тями и требует неустанного участия педагога и специальной раз­работки системы дидактических приемов, облегчающих детям конкретизацию знаний применительно к широкому кругу их по­вседневных жизненных наблюдений. Так как развитие мысли­тельных процессов у умственно отсталых детей имеет определен­ные возможности, задача учителя географии состоит в том, чтобы создать необходимые условия, подобрать методы и приемы, спо­собствующие преодолению возникающих трудностей у учеников в процессе изучения географии.

При обучении детей с нарушениями интеллекта географии необходимо помнить, что у этих детей отсутствует пространственное воображение. Поэтому одной из важных задач учителя географии является систематическая работа с учениками по формированию у них пространственных представлений и навыков. Эту работу следует проводить с детьми на всех годах обучения.


Работа с учебником.

Главное учебное пособие для учащихся, которое служит источником знаний – учебник. Учебники по географии и природоведению новые, красочные, довольно трудные по содержанию. Брать знания из учебника – это не простая, но самая важная задача. Вопросы к тексту, к иллюстрациям, к картам есть в конце каждого параграфа. Их задача – сделать легче самостоятельную работу и помочь при изучении и повторении материала.
Тексты статей в учебнике написаны поурочно, но пересказывать слово в слово учащиеся его не должны. Материала обычно даётся больше, чем предусмотрено программой. Например «Для любознательных» оставляем для самостоятельного чтения, потому что этот материал не обязателен, хотя легко запоминается.

Чтение учениками статьи в учебнике чаще всего провожу после проверки домашней работы, вводной беседы и своего рассказа. Навык и умение учеников находить в статье новое, ещё не знакомое, сравнить с тем, что уже известно, получается только к старшим классам.

Первоначальное чтение деловой статьи, если она сложная, иное, чем в массовой школе. Там учебник географии предназначается в основном для самостоятельной работы. В школе 8 вида он не входит в самостоятельную работу. Учащиеся с недостатками в развитии обязательно читают статью целиком. А затем выборочно с показом на карте, картинах, описываемых явлений или объектах. В классное чтение включаются все ученики.

Менее сложные тексты можно читать про себя, но при этом необходимо делать записи в тетрадях.

Так постепенно накапливаются знания о географической номенклатуре.


Работа по карте.

Одним из основных средств обучения на уроках географии является карта. Она является источником географических знаний. Если из учебника мы черпаем словесное описание, то карта – это источник географических описаний.
Постепенно школьники учатся читать карту. А читая карту, можно увидеть местность. Ребята неплохо запоминают цвета физической карты. Понимают, какая поверхность обозначена на карте зелёным, коричневым, жёлтым цветом. Условные знаки столиц, городов, государственных границ не вызывают затруднений. 

Упражняя в чтении карты по условным цветам, использую глобус, который наглядно показывает модель земного шара.

Пользуясь картой, можно сравнить величину государств, протяжённость границ. По карте ребята показывают путь знаменитых путешественников, узнают места их остановок, называют моря, океаны, проливы, острова.

Закреплению условных знаков помогают заочные путешествия. Учащиеся любят такие задания. Рассказывают, по какой местности они поедут до Москвы, как доберутся до каких-то известных им городов и населённых пунктов, откуда они приехали.

Учащиеся различают физическую карту, карту природных зон, политическую карту, карту полушарий, так как у карт разное предназначение, но иногда и путают. А когда начинаешь их спрашивать –« А можем мы на этой карте найти этот объект?»,- они сразу начинают листать атлас и искать нужную карту. Работа по карте доступна и интересна учащимся с недостатками в развитии. Наибольшую трудность составляет представление истинных размеров и расстояний на карте, так как пространственное воображение у них развито слабо.

И всё - таки формирование познавательной деятельности движется вперёд. Прежде чем ребята знакомятся с основными направлениями сторон горизонта на карте, они учатся определять их на глобусе. Задания такого типа: покажите и назовите моря или океаны обычно затруднений не вызывает. Они сразу начинают искать синий цвет на карте. Но такое задание, например, показать северный берег Чёрного моря или определить, в каком направлении от Москвы расположен Санкт – Петербург вызывают у учащихся нашей школы значительные затруднения. При проверке географической номенклатуры с такими заданиями, как показать на карте, какой – либо географический объект или определить географическое положение объекта, не все, но справляются.

При изучении природных зон дети много узнают о причинно – следственной зависимости географического характера. Карта помогает объяснить:

• почему в лесной зоне растут деревья;

• почему в тундре главное занятие - оленеводство;

• почему в тундре долгая и холодная зима.

Учащиеся упражняются по карте в нахождении островов и полуостровов, рек и озёр, гор и плоскогорий, возвышенностей и низменностей.
Таким образом, работая с картой, активизируем познавательную деятельность учащихся, корригируем внимание, мышление, воображение.


Работа в тетрадях.

Ведение тетрадей по природоведению и географии считаю обязательным, так как это имеет большое значение для закрепления полученных знаний. Тетрадь приучает учеников к систематическому труду, воспитывает самостоятельность и самоконтроль.

Что мы делаем в тетрадях?

• Делаем зарисовки предметов и явлений, которые учат отчётливо представлять, внимательно всматриваться, наблюдать. Свободного рисования не допускается. 

Затем ученики, пользуясь рисунком, рассказывают, что они нарисовали.

• Чертим схемы, например, схема «Строение вулкана», «Круговорот воды в природе». Это даёт учащимся возможность лучше узнать и запомнить содержание материала.

• Делаем краткие записи, выводы, новые слова. Это формирует понимание основного материала.

• Заполняем таблицы.


Природная зона

Лесная зона

Растения

Звери

Птицы

Рыбы

Грибы

Цветы

Ягоды









Реки

Название реки

Откуда берёт начало

Куда впадает

Притоки







Тетрадь даёт представление мне об индивидуальных особенностях детей. При проверке тетрадей ясно прослеживаются черты характера детей: неуравновешенность, упрямство, перечёркнутые записи и рисунки у одних, аккуратность и старательно выполненная работа у других.


Словарная работа.

На уроке географии и природоведения словарная работа обязательна. В конце учебников есть большой перечень слов, которые встречаются при прохождении нового материала. В учебнике эти слова обозначены специальным знаком.

Запоминать все слова конечно же нет необходимости, но и без словарных слов в познавательном отношении не обойтись.

Слова прикрепляю на доску. Некоторые из них являются трудными для произношения, поэтому дополнительно вывешиваю с разделением в трудном месте на слоги, например: Ат – лантический. Ант – арктический. Такие слова читаем хором с остановкой после первого слога, потом индивидуально.

Словарные слова вывешиваются на время изучения темы или на повторение соответствующей темы.

Словарная работа по географии и природоведению, как и по письму требуют системы. Каждый год даёт определённую сумму знаний. Приток этих слов не случаен, а соответствует программе. Знакомимся со словами на разных этапах урока, в зависимости от трудности и значения слова, но чаще всего до чтения статьи в учебнике. Также возможна запись слова в тетрадь в ходе чтения.


Использование ТСО и ИКТ.

Сейчас наука шагнула далеко вперёд, появилась возможность демонстрировать на уроке фильмы. В кабинете создана фильмотека по некоторым темам географии «Материков и океанов» 8, 9 классов, географии России 7 класса.

К демонстрации фильмов я отношусь очень осторожно. При отборе фильма обязательно учитываю особенности психологии детей с недостатками в развитии. Ни в коем случае нельзя включать весь фильм, так некоторые эпизоды не будут поняты учащимися. Показываю только небольшие фрагменты, руководствуюсь учебной программой. Иногда звук не включаю, рассказываю сама, так как словесное сопровождение диктора бывает многословно и непонятно для детей с недостатками в развитии. Учащимся будут более понятны короткие фразы, произносимые синхронно со зрительным материалом.

Многие моменты из фильма ребята запоминают сами без особых комментариев. Но запоминают не главное, а второстепенное, эмоционально – насыщенное.

Во время демонстрации фильма направляю внимание детей на главное, которое необходимо в познавательном отношении. Если говорит диктор, предварительно разъясняю трудные слова, выражения. Иногда даю вопросы на листочке, предупреждая, что на них надо будет ответить после просмотра фильма. При проверке домашнего задания кадр из фильма демонстрирую снова, если он имеет значение в познавательном отношении. После просмотра фильма обязательно закрепляю полученные сведения, так как для детей с недостатками в развитии сложно уловить и запомнить то, что видели на экране. Любой учебный фильм требует обсуждения, иначе он теряет свою значимость.

Никогда не предупреждаю перед уроком, что будет показан кадр из фильма, потому что, узнав об этом, дети будут в ожидании, а объяснение может пойти насмарку. 


Уроки- экскурсии

Главным критерием в выборе времени должна быть дидактическая цель, с которой проводится данная экскурсия: накопление представлений, формирование умений, изучение проявления причинно-следственных связей на конкретных объектах, повторение и т, д.

Учебные экскурсии в VI классе для школьников являются первыми географическими экскурсиями. Перед выходом на местность необходимо объяснить учащимся значение экскурсий для изучения географии, цель и задачи конкретной экскурсии; рассказать о местности ее проведения и объектах, которые будут изучены; целесообразно показать маршрут на схематическом плане местности. Учащимся надо также сказать о том, что они должны взять с собой из оборудования, как одеться и т. п. Для подготовки к работе на местности необходимо не только показать, но и провести обучающую работу по усвоению приемов использования приборов и инструментов (с нивелиром, компасом и др.). Под руководством учителя учащиеся должны заранее приготовить полевой дневник: написать план, по которому будет изучаться объект, и оставить место для записи полученных о нем данных. Затем — познакомить с приемами работы на местности. Целесообразно показать детям как образец уже оформленные материалы по экскурсиям предыдущих лет, которые обычно имеются в кабинете географии.

На этом этапе определяются также (если в этом есть необходимость) помощники учителя из взрослых (классный руководитель или старшеклассники, родители и др.).

Порядок проведения экскурсии следующий. По прибытии к месту назначения учитель напоминает учащимся (или спрашивает в порядке напоминания) цель и задачи экскурсии, объясняет, почему именно сюда учащиеся пришли, дает соответствующие объяснения, указывает объекты, которые должны изучаться учащимися. Не должно быть экскурсий, во время которых учитель собирает вокруг себя ребят, называет и показывает природные объекты и считает, что экскурсия проведена. Для детей само окружение, т. е. пребывание вне стен класса, является новым условием для работы. Поэтому первые экскурсии по начальному курсу физической географии должны носить преимущественно обучающий характер.

Один из вариантов организации работы учащихся — это работа по образцу, показанному учителем. После подготовки в классе учитель на местности рассказывает об объекте (холме, реке, ручье, озере, овраге и др.), показывает прием выполнения практической работы и проверяет, насколько учащиеся его поняли (спрашивает двух-трех учащихся), затем напоминает о том, что должно быть записано в полевом дневнике. Учащиеся приступают к работе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей