СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности преподавания английского языка в классах для детей с ЗПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мой опыт работы с детьми сЗПР

Просмотр содержимого документа
«Особенности преподавания английского языка в классах для детей с ЗПР»

Особенности преподавания

английского языка в классах для детей с ЗПР



Опыт работы последних лет показывает, что количество детей с задержкой психического развития (ЗПР) не только не снизилось, оно неуклонно растет. По некоторым данным, число обучающихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние годы возросло в несколько раз. В силу своих особенностей все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (учебных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. У этих детей страдают все виды памяти (по уровню она на 2 года ниже, чем у сверстников), отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Внимание нестойкое. Учебная деятельность детей с ЗПР отличается также отсутствием достаточно устойчивого интереса к предлагаемой работе, необдуманностью, импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным действиям; малой активностью, безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины своих ошибок.

Восприятие таких детей неустойчиво и в значительной мере зависит от посторонних раздражителей. По мнению психологов, такие дети не могут сосредоточиться на существенных признаках, у них отмечаются выраженная зависимость внимания от внешних посторонних воздействий и неустойчивость внимания при необходимости выполнения длинного ряда операций.

Многие исследователи отмечают сниженную познавательную активность, склонность к стереотипным решениям и непоследовательность. Недостаточная сформированность основных мыслительных операций проявляется в наибольшей степени на вербальном уровне. В ходе анализа задания дети опускают детали, затрудняются в выделении существенных и несущественных признаков, в установлении причинно-следственных связей, обобщении.

Дети с ЗПР испытывают затруднения в планировании предстоящих действий, в их речевом оформлении, не всегда подчиняются требованиям словесной инструкции, не учитывают ее в целом и руководствуются при выполнении задания каким-либо одним из требований. Они неточно описывают произведенные действия. Ребенку иногда бывает легче выполнить действие по инструкции, чем рассказать о проделанном.

Все вышеперечисленное, несомненно, является причинами тех трудностей, которые испытывают дети с ЗПР в учебной деятельности. Поэтому, чтобы обучающийся с ЗПР смог получить «образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья», необходимо сформировать у него умение учиться.

При изучении иностранного языка у детей с ЗПР замедленно происходит усвоение лексического материала, синтаксических конструкций и их активное использование в устной речи; затруднено восприятие грамматических понятий и их применение на практике; возникают пробелы при аудировании, устной речи, особенно связных текстов, а так же в диалогической речи.

Чтобы достичь положительных результатов при выполнении требований, выдвигаемых Примерной адаптированной основной образовательной программой начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития по предмету «Иностранный язык», стараюсь осуществлять свою деятельность на принципах коррекционно-развивающего обучения. Урочную деятельность на раннем этапе обучения строю следующим образом: на каждом уроке проводиться работа по развитию мышления, памяти, речи, по активизации познавательной деятельности школьников, по обогащению их знаниями об окружающем мире. Материал выдаю небольшими порциями, после каждого этапа – подведение итога. При подборе заданий стараюсь, чтобы были задействованы все органы чувств: зрительные, речевые, двигательные. Да и создание хорошего настроения, комфортной атмосферы на уроке способствуют тому, чтобы сделать учебный материал доступным и посильным.

В то время как обучение иностранному языку детей с нормой развития строится на устной основе, то в основе обучения детей с задержкой психического развития лежит обучение чтению на иностранном языке и умение пользоваться словарём. Приоритетными видами деятельности на уроках являются:

– чтение, умение работать со словарем;

– игра, как двигательная активность, сопровождающаяся доступным языковым материалом;

– небольшие диалоги в парах, группах;

– развитие моторики и укрепление психики через интегрирование иностранного языка с музыкой, рисованием, изготовлением поделок (небольших проектов).

В своей работе я использую упражнения и задания, направленные на коррекцию недостатков в развитии детей. В процессе обучения иностранному языку в классах, в которые интегрированы дети с ЗПР, стараюсь, прежде всего, формировать и развивать навыки и умения работы с текстом. Это наиболее простой и, в то же время, эффективный вид деятельности на уроке иностранного языка для детей с ЗПР. Знакомство с правилами чтения проходят в игровой форме. Мы распределяем слова в «домики»-слоги, открытые и закрытые. Использую рифмовки для запоминания правил чтения буквосочетаний, местоимений. Позже при чтении текстов даю такие задания: «Попробуй прочитать текст. Ответь на вопрос…. Но сначала прочти слова, они встретятся тебе в тексте», «Прежде, чем ты начнешь читать текст, обрати внимание на чтение следующих слов…». Работа над текстом идет в несколько этапов. Текст озвучивается по определённой схеме: прослушивание текста с CD –диска, чтение учителя, хоровое чтение за учителем, хоровое повторение за диктором, индивидуальное чтение учащихся каждого абзаца текста. Отдельные слова и фразы можно повторить несколько раз. При многократном чтении и повторении производится непроизвольное запоминание материала, эффективно отрабатывается техника чтения.

Имея низкий уровень развития и родного языка, обучающиеся с ЗПР с трудом усваивают сложные грамматические конструкции, клишированные фразы.

Однако важно проводить такую работу с целью ознакомления. При изучении грамматики рассказываю детям двуязычные грамматические сказки. (Пособие «I start to love English», автор-составитель Е.Н.Попова, Рымалов Э.Л. «Через сказки в английский язык»). В содержание курса грамматики входит словообразование. Можно предложить детям образовать новые слова и догадаться об их значении, не прибегая к словарю.

Песни и рифмовки помогают вводить или закреплять лексический материал в живой и эмоциональной форме. Заучивание рифмовок и воспроизведение их на уроках сначала хором, а позже индивидуально или парами развивает навыки говорения на иностранном языке. Запоминание новых лексических единиц также производится при помощи различных заданий: «Put the lines in the correct order», «Цепочка» - чтение строк по цепочке. Иногда пользуюсь приемами ассоциации и мнемотехники. Мнемотехника - это замечательная техника, развивающая фантазию. Прошу детей представить или нарисовать какие-то символы, помогающие им запомнить слово, сопроводить действием изучаемый глагол. Прием «снежный ком» (snowball) помогает расширять возможности памяти.

При запоминании большого количества информации можно помочь ребёнку её структурировать, или, другими словами, сгруппировать. Таким образом можно учить слова, запоминать грамматические конструкции. Предлагаю детям нарисовать простейшие карты-памятки по разным темам. В них нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками. Такой опорой ребёнок может пользоваться для работы в паре, группе, что способствует формированию коммуникативных умений.



Стимуляция познавательной активности, специальная психокоррекционная помощь, соответствующие приёмы и методы работы на уроке английского языка не угнетают ребёнка, а создают вокруг него реабилитирующее пространство, способствующее его успешности.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.(Утверждён приказом Министерством образования и науки РФ 19 декабря 2014 года № 1598)

  2. Е.И.Пассов. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2 издание- М. Просвещение.1991.

  3. Перевозчикова Л. Н. Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка [Текст] / Л. Н. Перевозчикова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012.

  4. Пособие «I start to love English», автор-составитель Е.Н.Попова, Волгоград, изд. «Учитель», 2005 год

  5. Пыльцын А.А. Английский в семейном кругу /- Харьков: Фолио,1997.-
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!