СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности подготовки учащихся общеобразовательной школы к спортивным соревнованиям по различным видам спорта.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретические основы подготовки учащихся к разлмчным соревнованиям,особенности влияния психологической подготовки на тактическую и техническую подготовку к соревнованиям по спортивным играм, по легкой атлетике, лыжным гонкам, пауэрлифтингу.

Просмотр содержимого документа
«Особенности подготовки учащихся общеобразовательной школы к спортивным соревнованиям по различным видам спорта.»


Министерство образования и науки Самарской области

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр

«Южный город» пос. Придорожный муниципального района Волжский Самарской области

Центр дополнительного образования







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа


Особенности подготовки учащихся общеобразовательной школы к спортивным соревнованиям по различным видам спорта.















Составил:

Саблин Сергей Владимирович,

тренер-преподаватель






п. Придорожный, 2024 г.


Содержание

Введение ………………………………………………………………..

Глава 1. Теоретические основы подготовки учащихся к спортивным соревнованиям.

    1. Спортивные соревнования

      1. Внутришкольные соревнования по спортивным играм, легкой атлетике, лыжному спорту.

      2. Соревнования среди общеобразовательных школ по спортивным играм, легкой атлетике, лыжному спорту.

    2. Общие подходы подготовки к соревнованиям

      1. Тактическая.

      2. Техническая.

      3. Психологическая.

Глава 2. Подготовка учащихся общеобразовательных школ к спортивным соревнованиям

2.1. Особенности влияния психологической подготовки на техническую и тактическую подготовку учащихся к соревнованиям по спортивным играм………………………………………….

2.2.Особенности влияния психологической подготовки на техническую и тактическую подготовку учащихся к соревнованиям по легкой атлетике…………………………………………..

2.3. Особенности влияния психологической подготовки на техническую и тактическую подготовку учащихся к соревнованиям по лыжному спорту…………………….

2.4 Особенности влияния психологической подготовки на техническую и тактическую подготовку учащихся к соревнованиям по пауэрлифтингу…………………….



Заключение

Список литературы



Введение:

Во время обучения в школе, учащиеся на уроках физической культуры занимаются по отдельным видам спорта: легкой атлетикой, спортивными играми, гимнастикой, лыжной подготовкой и плаванием. Помимо этого, дети посещают спортивные объединения в СП «Центр дополнительного образования» ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный. И вместе с тем школьники принимают участие в соревнованиях на уровне школы, района, региона. Среди участников есть дети, которые выступают на соревнованиях в первый раз, не уверенность их на первых соревнованиях зачастую приводит к поражению всей команды. Дети воспринимают все это болезненно. Некоторые не могут выйти на следующие соревнования, а если они выходят, то показывают уровень своей подготовленности гораздо ниже, чем этого ждет команда. Что все- таки за этим стоит?

Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, мы решили провести теоретическое исследование с последующим выходом в практику. Целью нашего исследования стало, выявление особенностей подготовки учащихся образовательной школы к соревнованиям и подбор рекомендаций, способствующих успешному выступлению в соревнованиях. Для достижения нашей цели, мы обозначили следующие задачи, которые вы видите на экране.

Существуют внешние и внутренние факторы, которые могут влиять на выступление. Внешние факторы включают такие моменты, как погода, спортивный зал, стадион, ландшафт, возможности передвижения, болельщики, конкуренты, предшествующее выступление, травма и восстановление после нее, личные качества, важность соревнования и другие. Внутренние факторы- это уровень физической подготовки, психологические/умственные способности, также психологическое состояние, которое может зависеть от индивидуальных качеств, но особенно от настроения во время соревнований.

Хорошо сбалансированная программа тренировок должна позволить спортсмену справиться и с внешними, и с внутренними факторами соревновательного выступления и должна включать физический, технический и психологический компоненты.

Спортсменам необходимы определенные методы и способы для преодоления психологических трудностей, таких как страх, тревога, неуверенность, боязнь соперника, ответственность и другие. Фундаментальная польза от таких психологических навыков заключается в помощи при развитии тех качеств, которые позволят спортсмену по возможности контролировать ситуацию и тем самым минимизировать воздействие факторов, отрицательно влияющих на выступление.

Для того чтобы решить эти проблемы, необходима определенная выработанная система. Она должна включать в себя не только тренировочный процесс, но и дополнительные психологические тренинги и многое другое. Роль учителя в этом очень велика. Если в тренировки включать соревновательный момент, как с сильным так и со слабым противником, то во время соревнований у учеников пропадает чувство страха, они привыкнут к соперничеству, не зависимо от противника. Так же нужно знать, когда вовремя дать спортсмену отдохнуть, расслабиться физически и мысленно. Расслабление позволит спортсмену лучше контролировать волнение, что повлияет и на результат. Очень хорошо если медицинский работник будет сотрудничать с учителем и с самими спортсменами. Он может помочь им в правильном подборе питания, следить за физическим развитием учеников и многим другим. Но этим может заниматься и сам учитель физической культуры.

Это только примеры составляющих системы подготовки учеников к соревнованиям. Она должна содержать еще определенные компоненты. Соблюдение системы, которую вы разработали, поможет вам достичь желаемого результата. По - отдельности компоненты системы помогают, но не так вся система целиком.

Важным моментом является то, что оптимальное воздействие выступления и возбуждения зависят от индивидуальности спортсмена и его реакции на конкретные соревнования или соревновательную ситуацию.

Хорошие спортсмены уверены в себе, думают и говорят позитивно о выступлении. Позитивное размышление и самовнушение- стратегия, которая помогает избавиться от отрицательных мыслей пред соревнованием, во время и после них. Например, вместо негативных размышлений о возбуждении и страхе спортсмена перед конкретными соревнованиями, эти моменты можно оценить положительно, как признак готовности к соревнованиям. Искусство состоит в том, чтобы энергию возбуждения направить временно в практическое русло, например, разъясняя и уточняя детали выбранного маршрута. Самовнушение часто используется автоматически, чтобы собраться с илами, особенно в конце длинной, сложной дистанции или чтобы сосредоточиться в сложном ландшафте, требующего высокого уровня концентрации.

На данном этапе нашей работы мы не достигли последней поставленной задачи (практической задачи). Но наша деятельность направлена на разработку методических рекомендаций, которые помогут преподавателям физической культуры образовательных школ в подготовке учащихся к соревнованиям.

Цель: выявить особенности подготовки учащихся образовательной школы к соревнованиям и подобрать рекомендации, способствующие успешному выступлению в соревнованиях.

Объектом исследования: соревновательный процесс учащихся образовательных школ.

Предметом исследования: особенности подготовки к соревнованиям учащихся образовательных школ.

Задачи исследования:

  1. Подбор и анализ литературы по теме.

  2. Определение особенностей подготовки к соревнованиям учащихся образовательной школы.

  3. Разработать методические рекомендации для преподавателей физической культуры образовательных школ при подготовке учащихся к соревнованиям.

Гипотеза исследования: подготовка учащихся образовательных школ к соревнованиям требует особой организации тренировочного процесса.

Практическая значимость: разработанные рекомендации могут быть применены при подготовке к соревнованиям учащихся образовательных школ.

Теоретическая значимость: состоит в том, что на основании методической литературы были изучены особенности тактической, технической и психологической подготовки учащихся общеобразовательной школы к спортивным соревнованиям.




Глава 1. Теоретические основы подготовки учащихся к спортивным соревнованиям.

    1. Спортивные соревнования.

Спортивное соревнование- это соревнование, проходящее в особых, искусственных, условных ситуациях, которые призваны обезопасить здоровье и достоинство личности участников соревнования и обеспечить унифицированное сравнение, объективную оценку их качеств и способностей на основе создания для соперников равных условий, введения определенных правил, а также людей (судей), следящих за их выполнением

Спортивные соревнования, имеют целью выявления сильнейших спортсменов и команд, высших спортивных достижений, совершенствование спортивного мастерства, пропаганду физической культуры и спорта. Позволяют объективно оценивать деятельность спортивных организаций, тренеров, спортсменов, судей. Международные спортивные соревнования являются важным средством укрепления дружбы и взаимопонимания между спортсменами разных стран. По географическому признаку различают спортивные соревнования всемирные (Олимпийские игры, Универсиада, мировые чемпионаты и кубки, и т.д.)., региональные (континентальные чемпионаты, кубки, игры), национальные (отдельных стран) и т.д. В зависимости от содержания программы спортивные соревнования могут быть комплексными (Олимпийские игры, Универсиада, спартакиады) и специализированными (разыгрывается звание чемпиона, обладателя кубка и т.п.). В зависимости от задач и условий определения победителей- личными (учитываются результаты только отдельных участников), командными (только команда) и лично- командными. По характеру проведения- официальными (разыгрывается звание чемпиона, обладателя кубка и т.п.), классификационными (для определения спортивной квалификации участников) и товарищескими, в том числе традиционными (например: легкоатлетический матч СССР-США).

Существуют три основные системы проведения спортивных соревнований: круговая (все участники встречаются между собой один или несколько раз, за победу начисляются очки), кубковая (с выбыванием проигравших) и смешанная (объединяющая принципы круговой и кубковой систем).

Спортивные соревнования проводятся раздельно для мужчин и женщин (за исключение конного спорта, ряда технических видов спорта и др.), взрослых, юниоров, юношей и детей; в некоторых видах спорта (теннис, настольный теннис) предусмотрены состязания смешанных пар, в фигурном катании- выступления спортивных пар и танцевальных дуэтов. Спортивные соревнования регламентируются соответствующими официальными правилами, определяющими требования к участникам, судьям, спортивным сооружениям, оборудованию, снаряжению, к условиям и порядку определения победителей и результатов участников. Контроль за соблюдением установленных для спортивных соревнований правил, фиксирование результатов и т.д. осуществляются спортивными судьями.

Спортивные соревнования проходят в искусственно созданных ситуациях указанного типа, предусматривают соблюдение определенных правил, в том числе правил- запретов, а также наличие судей, объективно оценивающих те или иные способности соперников.

Значит, по отношению к обычным жизненным соревновательным ситуациям спортивное соревнование выступает как их гуманная модель. Ее гуманность состоит в том, что в соперничестве не ставится задача ранить, уничтожить соперника, унизить его достоинство, все соперники действуют в одинаковых условиях, по одним и тем же правилам, и само соперничество призвано дать им возможность объективно оценить свою способность и содействовать развитию их личностных качеств

Система спортивных соревнований является главным системообразующим и интегрирующим фактором. Наиболее существенно влияющим на все остальные элементы спорта. В основополагающих трудах ведущих теоретиков спорта, соревнования трактуются как цель, средство, метод и модель подготовки, как мощный рычаг управления видом спорта.

Специально организованные спортивные соревнования направлены на максимальную реализацию духовных и физических возможностей человека, группы людей, команды, демонстрацию и сопоставление уровня подготовленности, достижение высших результатов или победы в регламентированных специальными правилами, в условиях неантагонистического соперничества, специфического для вида спорта.

Спортивные соревнования, являясь сущностью спорта, определяют цели и направленность развития и воспитания спортсмена для результативной деятельности.

Спортивные соревнования являются своеобразной моделью человеческих отношений, реально существующих в обществе: борьбы, победы, поражения, взаимовыручки, направленности к постоянному совершенствованию и достижению высшего результата в деятельности, удовлетворения творческих престижных целей и т.д. соревнования в спорте опираются в своей основе на нравственные правила общества, поэтому социальная среда, общественный строй зачастую оказывают определяющее влияние на характер соревновательных ориентаций и установок спортсмена.

Соревнования в современном спорте являются не только способом выявления победителя, но и важнейшим средством подготовки спортсмена, совершенствования спортивного мастерства, контролем за уровнем подготовленности и т.д. это объясняется тем особым эмоциональным и физиологическим фоном, который «усиливает воздействие физических упражнений» и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организмам. Многими исследованиями показано, что практически во всех случаях нагрузки в ходе соревнования превосходят аналогичные нагрузки, выполняемые в тренировке и даже в условиях, моделирующих соревнования.

Содействуя развитию физической подготовленности, совершенствованию психических и двигательных функций, росту спортивного мастерства, нравственному воспитанию спортсмена. Стимулируя активность занятий спортом, направленность к высшим достижениям, соревнования являются способом воздействия общества на формирование человека.

Спортивная практика объединяет ряд видов спортивных соревнований, которые подразделяются по различным критериям и, прежде всего, напряженности и важности в системе годичной подготовки. Выделяют подготовительные, контрольные, подводящие, отборочные и главные соревнования.

Различают также соревнования по типу «зачета»; по типу розыгрыша первенства; по иерархии спортивного мастерства (высшая лига, первая, вторая и т.д.). встречаются и другие критерии классификации и способы проведения соревнований.

Выбор того или иного способа проведения соревнований зависит от вида спорта и традиций проведения соревнований в этом виде спорта. Наиболее часто встречающимися в подавляющем большинстве видов спорта способами проведения соревнований являются: круговой, отборочно- круговой, смешанный способ и способ прямого выбывания


      1. Внутришкольные соревнования по спортивным играм, легкой атлетике, лыжной подготовке и пауэрлифтингу


При всей значимости урока, как основы процесса физического воспитания в школе главенствующую роль в приобщении к ежедневным занятиям физическими упражнениями учащихся, безусловно принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе. За ней будущее так как, даже индивидуально – дифференцированный подход не даст такого положительного результата, который достигается правильно спланированной спортивно-массовой работы.

По мнению Полозова физкультурно-оздоровительные мероприятия, как правило, должны охватывать все учащихся школы Внеклассная спортивно-массовая работа в школе не может стать полноценной, если не будет сопровождаться системой школьных спортивных соревнований. Их любят учащиеся, эти соревнования стимулируют учащихся к систематическим, регулярным занятиям спортом. Соревнования являются эффективной формой пропаганды физической культуры и спорта среди учащихся.

Внутришкольные соревнования проводятся по разным видам спорта на протяжении всего учебного года в зависимости от климатических условий и прохождения учебного материала программы по физическому воспитанию. Внутришкольные соревнования являются не только составной частью внеклассной спортивно-массовой работы, но и обогащают высокой заинтересованностью учащихся в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочное время. Главное в том, что правильно организованные соревнования способствуют укреплению здоровья учащихся, их физическому развитию и физической подготовленности.

Центром организационно-массовых соревнований должна стать школа. Это очевидно, так как именно в школе учащимся, начиная с 1 класса, представляется возможность принимать участие во внутришкольных соревнованиях.

Организаторам внутришкольных соревнований необходимо помнить, что участию в спортивных соревнованиях любого ученика должна предшествовать спортивная подготовка. Только в этом случае соревнования будут для учащегося полезным.

Задачи внутришкольных соревнований:

а) содействовать улучшению физической подготовленности школьников;

б) обеспечить возможность выполнения ими норм спортивной классификации;

в) объективно оценить качество спортивной работы в школе;

г) выявить сильнейших спортсменов и лучшие команды школьников;

д) содействовать пропаганде физической культуры.

Проводятся соревнования по общей физической подготовке, различным видам спорта, соревнования на первенство школы, и др. Эти соревнования определяют результативность занятий физической культуры и спорта, стимулируют дальнейшее физическое совершенствование.

Правильно подготовленные, хорошо проведенные спортивные соревнования в школе содействуют развитию интереса учеников к урокам физической культуры.

Для учащихся начальных классов продолжительность соревнований не должна превышать 1,5 часа, для средних школьников – 2 часа и для старших школьников – 3 часа. С учащимися 1-4 классов соревнования проводятся 1 раз в два месяца. Для учеников 5-8 классов- 1 раз в полтора-два месяца. Для школьников старших классов – 1 соревнование в месяц при условии полной готовности в нем участвовать.

Задачи, поставленные педагогом, определяют виды соревнований в школе. Так, имеют место спортивные соревнования на первенство класса, параллельных классов, школы; отборочные, показательные, классификационные соревнования. Наиболее распространенными и массовыми являются соревнования по видам спорта, культивируемым в школе. По характеру зачета соревнования могут быть личными (определяется место каждого участника), командными (только места команд) и лично-командными (определяются личные и командные места).

В школе могут проводиться закрытые соревнования (для учеников одной школы), открытые соревнования, в которых принимают участие учащиеся близлежащих школ, товарищеские соревнования между классами, сборными командами нескольких классов разных школ, матчевые встречи.

По окончании соревнований главный судья пишет отчет и представление в городской (районный) комитет физической культуры о присвоении разрядов и судейских категорий по результатам проведенных соревнований.

Важная роль в подготовке и проведении спортивных соревнований принадлежит школьному врачу. Он проводит медицинский осмотр всех участников, дает разрешение или не допускает их к соревнованиям, проверяет ход подготовки, посещает тренировочные занятия, обязательно присутствует на соревнованиях, организует медицинский пункт для оказания первой помощи, проверяет санитарную пригодность мест соревнований.

      1. Соревнования среди общеобразовательных учреждений по спортивным играм, легкой атлетике, лыжной подготовке.

    1. Общие подходы подготовки к соревнованиям.

      1. Тактическая.

Тактическая подготовка является своего рода объединяющим началом и по отношению к другим разделам содержания тренировки, так как на завершающем этапе подготовительного периода каждого большого тренировочного цикла общий эффект всех разделов подготовки должен вылиться, образно говоря, в единую форму- форму целесообразной тактики выступления в основных состязаниях. С другой стороны, реализация задач тактической подготовки спортсмена зависит, так или иначе, от содержания всех других разделов его подготовки. Тактическая подготовка является интегральным показателем всех разновидностей тактических решений спортсмена: тактики соревнований, тактики поединка и тактика подготовки атакующих действий.

Целенаправленные способы использования технических приемов в соревновательной деятельности для решения соревновательных задач с учетом правил соревнований, положительных и отрицательных характеристик подготовленности, а также условий среды- называют спортивной тактикой.

Каждый вид спорта накладывает определенный отпечаток на тактику ведения соревновательной борьбы, поэтому трактовка и определения этого понятия в различных видах спорта могут в определенной мере отличаться друг от друга. Так например, в игровых видах спорта тактику определяют как организационно- индивидуальных и коллективных действий игроков, направленных на достижение победы над противником.

В целом, смысл тактики состоит в том, чтобы так использовать приемы соревновательной деятельности. Чтобы они позволили спортсмену с наибольшей эффективностью реализовать свои возможности (физические, технические, психические) с наименьшими издержками преодолеть сопротивление соперника. В основе спортивной тактики должно лежать соответствие тактического плана и поведения спортсмена во время состязания уровню развития его физических и психических качеств, технических приемов и действий, она включает рациональное распределение сил в процессе выполнения соревновательных упражнений; применение приемов психологического воздействия на противника и маскировки намерений.

Различают два вида тактической подготовки: общую и специальную. Общая тактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха спортивных соревнований в избранном виде спорта. Специальная тактическая подготовка- на овладение знаниями и тактическими действиями, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника.

      1. Техническая.

Под технической подготовкой спортсмена принято понимать обучение и совершенствование его техники движений и действий с последующей реализацией их в условиях противоборства. Техническая подготовка спортсмена- процесс обучения его основам техники соревновательных действий, или действий, служащих средствами тренировки, а также совершенствование избранных форм спортивной техники. Как и всякое целесообразное обучение, техническая подготовка спортсмена представляет собой процесс управления формированием знаний, умений и навыков (в данном случае, относящихся к технике двигательных действий). На нее распространяются общие принципы дидактики и дидактические положения методики физического воспитания.

Главная задача в технической подготовке- сформировать такие навыки выполнения соревновательных действий, которые позволили бы спортсмену с наибольшей эффективностью использовать его возможности в состязаниях, и обеспечить неуклонное совершенствование технического мастерства в процессе многолетних занятий спортом.

Техническая подготовка представляет собой процесс управления формированием знаний, двигательных умений и навыков, необходимых для успешных состязаний в избранном виде спорта. Ее основная задача- обучение основам техники соревновательных действий и доведение их до высокой степени совершенства.

Различают общую и специальную техническую подготовку. Общая техническая подготовка направлена на освоение разнообразных двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой для формирования техники в избранном виде спорта. Специальная техническая подготовка направлена на освоение специальных знаний и формирование навыков основных соревновательных упражнений, а также системы подводящих упражнений, позволяющих изучать сложные формы соревновательных действий.

Техническую подготовку нельзя рассматривать изолированно. Она тесно взаимосвязана с физическими, психическими, тактическими возможностями спортсмена, а также конкретными условиями внешней среды, в которой выполняется спортивное действие. Чем большим количеством технических приемов и действий владеет занимающийся, тем в большей мере он подготовлен к решению сложных тактических задач, возникающих в процессе соревновательной борьбы.

Техническая подготовленность занимающегося во многом определяется конечной целью, на достижение которой направлено соответствующее двигательное действие. Эта цель совпадет в различных видах спорта.

В процессе спортивно- технической подготовки техника спортсмена должна отвечать требованиям эффективности, стабильности, вариативности, экономичности.

Эффективность техники определяется ее соответствием решаемым задачам и высоким конечным результатом, соответствием уровню физической, психической подготовленности.

Стабильность техники связана ее помехоустойчивостью от условий и функционального состояния спортсмена. Современная тренировочная и особенно соревновательная деятельность характеризуются большим количеством сбивающих факторов. К ним относятся активное противодействие соперников, прогрессирующее утомление и т.д. Способность спортсмена к выполнению эффективных приемов и действий в этих сложных условиях является основным показателем стабильности и во многом определяет уровень технической подготовленности в целом.

Вариативность техники определяется способностью занимающегося к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы. Опыт показывает, стремление спортсменов сохранить временные, динамические и пространственные характеристики движений в любых условиях соревновательной борьбы к успеху не приводит. Вместе с тем возмещающие возможности спортивной техники, вызванные нарастающим утомлением, позволяют сохранить или несколько увеличить скорость на финише.

Еще большее значение вариативность техники имеет в видах спорта с постоянно меняющимися ситуациями, острым лимитом времени для выполнения двигательных действий, активным противодействием соперников и т.д.

Экономичность техники характеризуется рациональным использованием энергетических возможностей спортсмена при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства. При прочных равных условиях лучшим является тот вариант двигательных действий, который сопровождается минимальными энергозатратами, наименьшим напряжением психических возможностей спортсмена. Применение таких вариантов техники позволяет повысить эффективность тренировочной и соревновательной деятельности.



      1. Психологическая.

Глава 2. Подготовка учащихся общеобразовательных школ к спортивным соревнованиям.

2.1. Особенности влияния психологической подготовки на техническую и тактическую подготовку учащихся к соревнованиям по спортивным играм.

Техническая подготовка- это педагогический процесс, направленный на совершенное освоение спортсменами приемов игры и обеспечивающий надежность навыков в игровой и соревновательной деятельности. Совершенное овладение техникой игры – одна из центральных задач подготовки игровиков. Процесс сложный, он требует длительного времени, поэтому специализированные занятия спортивными играми начинают в детском возрасте, а техническая подготовка на всем протяжении многолетней подготовки занимает большое место.

Чтобы обучение технике на начальном этапе проходило успешно, необходимо учитывать следующее. Во- первых, обучаемые должны овладеть рациональной, наиболее целесообразной техникой, во- вторых, эту технику надо сделать для них доступной. Первое условие успешного обучения – развитие специальных физических способностей, от которых зависит овладение техникой, второе- умелое использование подводящих упражнений. Подводящие упражнения делают сложную технику доступной для новичков, не искажая при этом ее сущности.

В процессе совершенствования техники добиваются прочного овладения приемами игры. При этом очень важно обеспечить надежность навыков выполнения технических приемов как в обычных, так и в сложных условиях игры и соревнований. Совершенствование техники осуществляется с учетом индивидуальных морфофункциональных особенностей спортсменов, а также той игровой функции, какую они выполняют в своей команде.

Можно выделить основные факторы, обусловливающие совершенствование технического мастерства спортсменов, которые необходимо учитывать при обучении технике игры:

  1. Высокий уровень развития специальных физических способностей (двигательный потенциал), от которых зависит эффективность технических приемов.

  2. Совершенное овладение техникой всех приемов и способами их выполнения, высокая степень надежности техники в сложных условиях игры и соревнований.

  3. Высокий уровень овладения индивидуальными тактическими действиями при выполнении технических приемов.

  4. Высокая степень надежности опорно- двигательного аппарата и систем организма, несущих основную нагрузку при многократном выполнении приемов игры.

  5. Владение системой специальных знаний.

На прочной технической основе достигается высокий уровень организации индивидуальных, групповых и командных действий.

На начальном этапе все обучаемые должны прочно освоить рациональную технику приемов игры. Средства и методы здесь универсальны для всех занимающихся.

Совершенствование (индивидуализация) техники происходит с учетом индивидуальных особенностей каждого обучаемого и его игровой функции в команде.

В конечном счете следует стремиться к высокому уровню всесторонней технической подготовленности спортсменов. Это предполагает формирование у обучаемых прочной основы технических приемов, устойчивой к сбивающим факторам, высокую надежность при применении основных приемов игры и, наконец, техническое мастерство применительно к игровой функции спортсмена в команде.

Тактическая подготовка- это педагогический процесс, направленный на достижение эффективного применения технических приемов в сложной игровой обстановке при помощи тактических действий, которые представляют собой рациональную форму организации соревновательной деятельности спортсменов в игровых видах спорта.

Понятие «тактическая подготовка» более емкое, чем понятие «обучение тактике». Можно хорошо знать тактику спортивной игры, изучить ее теоретически, но тактически действовать в игре малоэффективно. Изучения только тактических действий (индивидуальных, групповых и командных) также недостаточно для достижения высокой результативности в игре. В процессе обучения необходимо добиться органического единства тактики и техники.

Можно выделить ряд факторов, предопределяющих успешность тактических действий спортсмена в игре и соревнованиях. Во- первых, высокий уровень развития специальных качеств- быстроты сложных реакций, быстроты ответных действий, ориентировки, сообразительности, и т.д. Во- вторых, высокая степень надежности арсенала технических приемов в сложных игровых условиях. В-третьих, высокий уровень овладения навыками индивидуальных и коллективных тактических действий в нападении и защите.

Поэтому тактическую подготовку нельзя сводить к обучению спортсменов только тактическими действиями. Основу успешных действий спортсменов в игре составляют специальные качества, умение рационально и эффективно использовать технические приемы (соревновательные действия). Собственно тактические действия служат своеобразной формой организации соревновательной деятельности спортсменов индивидуально, в группах и команде в условиях противоборства с соперником. На этом основаны этапы тактической подготовки.

Первый этап. Развитие у обучаемых определенных физических, психических и интеллектуальных качеств, лежащих в основе успешных тактических действий (быстрота реакции и ориентировки, быстрота ответных действий и переключения с одних действий на другие, сообразительность, наблюдательность).

Второй этап. Формирование тактических умений в процессе обучения занимающихся приемам игры (технике). Достигается это двумя путями. Во- первых, по мере овладения техническим приемом его «соединяют» с качествами, обусловливающими успех тактических действий. Например, обучаемые при выполнении технического приема следят за действиями партнера (световым табло): в зависимости от характера обусловленных сигналов надо выполнить то или иное задание. Во- вторых, на этапе совершенствования приема применяют такую систему усложнений, которая способствует формированию тактических умений. Например, подача на точность в волейболе. На этой основе легко усваиваются индивидуальные тактические действия при подаче: подача на игрока, слабо владеющим приемом, на игрока вступившего в игру при замене, входящего к сетке с задней линии.

Третий этап. Изучение собственно тактических действий: индивидуальных, групповых и командных в нападении и защите. На первый план здесь выступают упражнения и учебная двусторонняя игра. Двустороннюю игру вводят постепенно, ей предшествуют подготовительные и подвижные игры, эстафеты.

Четвертый этап. Интеграция тактических действий в игровую соревновательную деятельность. Для этого применяют специальные задания в учебной двусторонней игре и установки в контрольных играх и во время календарных игр (соревнований).

Таким образом, формирование тактических умений начинается еще с подготовительных и подводящих упражнений, продолжается в упражнениях по технике, достигая наивысшего выражения в упражнениях по тактике, в учебных, контрольных играх и соревнованиях. В современных игровых видах спорта ярко выражена тенденция развития скоростной игры и усложнения тактических комбинаций. Поэтому особенно важно научить спортсмена оценивать расположение игроков (своих и соперников) на площадке, положение и направление полета мяча (шайбы), предугадывать действия партнеров и разгадывать замысел соперников, быстро анализировать сложившуюся обстановку и, выбрав наиболее целесообразное действие, эффективно выполнить его.

С учетом сказанного выделяют основные направления тактической подготовки: постоянное внимание развитию специальных способностей и качеств; определение рациональной последовательности изучения тактических приемов, их сочетание и чередование; воспитание умения реализовывать развиваемые качества и способности (тактического характера) в процессе выполнения технических приемов; формирование тактических умений в процессе обучения техническим приемам; установление рациональной последовательности изучения тактических действий (индивидуальных, групповых и командных) в нападении и защите с учетом последовательности изучения технических приемов в нападении и защите; совершенствование навыков тактических действий в процессе интегральной подготовки (взаимосвязь тактической подготовки с технической, система заданий в учебных играх, установка в контрольных играх и соревнованиях). На этом основаны задачи тактической подготовки:

  1. Создать предпосылки для успешного обучения тактике игры (развитие необходимых способностей и качеств).

  2. Формировать тактические умения в процессе обучения приемам игры (технике).

  3. Обеспечить высокую степень надежности приемов игры при выполнении тактических действий.

  4. Овладеть основой индивидуальных, групповых и командных тактических действий в нападении и защите.

  5. Совершенствовать тактические умения с учетом игровой функции спортсмена в команде.

  6. Формировать умения эффективно использовать технику и тактические действия в зависимости от условий (состояние партнеров, соперника, внешние условия).

  7. Изучать команды соперника, их технический арсенал, тактическую и волевую подготовленность.

  8. Изучать передовую тактику ведущих команд страны и сильнейших зарубежных стран.


2.2. Особенности влияния психологической подготовки на техническую и тактическую подготовку учащихся к соревнованиям по легкой атлетике.

Подготовка индивида к конкретной деятельности является процедурой становления готовности к результативному участию в такой деятельности. В таковой готовности следует отметить некоторые составляющие, такие как функциональный, мышечный, эмоциональный и т.п. К самой различной деятельности, к всем ролям индивиду необходимо быть готовым эмоционально. В особенности если это новая деятельность, при условиях, которые периодически изменяются, а также постепенное достижение различных целей, изменениях потребностей и ценностных направленностей. Таковой деятельностью признается спортивная. От эмоциональной подготовки человека к самому процессу деятельности, а также и к различным ее факторам, например, определенный образ жизни, оценка личности как таковой, вероятные поощрения и санкции, эмоциональное напряжение и т.п., все те, которые неукоснительно сопутствуют всем видам результативной деятельности, в большинстве случаев зависит внутренний эмоциональный комфорт, удовлетворение своей деятельностью. Спортивная подготовка в качестве целостного процесса становления и улучшения различных двигательных умений спортсмена и его свойств (как физических, так и эмоциональных), имеет принцип построения на научных началах становления и развития двигательной деятельности личности, учитывая его индивидуально-определенных особенностей (например, пол, состояние здоровья, возраст и иные категории), образа жизни и также условий при проведении тренировок. Никакая из поставленных задач тренировок никогда не сможет решиться в положительную сторону, используя только способы физических упражнений. Для 12 успешной подготовки легкоатлетов чаще всего используются следующие средства: идеомоторные и физические упражнения, конкретные требования к внешней среде, аутогенная тренировка, методы восстановления, а также правильный гигиенический режим. Постоянные занятия спортом являются важным фактором, который способствует стабильному развитию двигательных качеств спортсмена, а также и положительных качеств личности, воспитанию воли и нравственности. Эмоциональная подготовка представляет собой совокупность психологопедагогических влияний, которые применяются для того, чтобы сформировать и усовершенствовать у спортсменов качества личности и эмоциональные свойства, которые в свою очередь обязательны для отличного выполнения тренировочной деятельности, а также подготовки к состязаниям и уверенного участия в них. Важным фактором победы в условиях одинаковых уровней физической и технико-тактической подготовки считается эмоциональная готовность спортсмена к участию в состязании, формируемая в процессе психической подготовки личности. Учитывая то, что эмоциональные состояния являются фоном, который придает соответствующее влияние на действия человека, состояние эмоциональной готовности следует охарактеризовать как уравновешенную, сравнительно устойчивую совокупность характеристик личности спортсмена, благодаря которым появляется динамичность психических процессов, которые направлены на ориентирование личности в предсоревновательных ситуациях и в обстоятельствах соревновательного поединка, на адекватного таким обстоятельствам самоконтроля своих действий, ощущений, мыслей, а также и поведения в общем смысле, которые связаны с разрешением внутренних соревновательных задач, которые ведут к получению желаемого результата. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что эмоциональная подготовка ориентирована на процесс формирования у спортсмена установки на состязательную деятельность, а также на возникновение обстоятельств для 13 адаптации к сложным и тяжелым условиям данной деятельности. Данная точка зрения объясняется тем, что, с одной стороны, обстоятельства состязаний довольно однородны, а с другой стороны, спортсмен обладает индивидуальными и неповторимыми качествами личности. Эмоциональная подготовка может помочь появлению такого психического состояния, способствующего помимо наилучшего применения физической и технической подготовленности, но и дает возможность противодействовать предсоревновательным и самим соревновательным негативным обстоятельствам (таким как отсутствие уверенности в собственных силах, боязнь проигрыша и т.п.). Тренировки, а тем более и сами соревнования спортсменов высокого уровня можно охарактеризовать эмоциональными и физическими нагрузками, ввергающих напряженность почти за рамки возможного. Несмотря на всю ценность психогигиенических мероприятий, эмоциональная подготовка представляет собой в первую очередь воспитательное действо, которое направлено на развитие качеств личности с помощью формирования у него определенной совокупности отношений. Вышеуказанное дает возможность для перевода непостоянного характера эмоционального состояния в постоянный, иными словами в качество личности. Несмотря на это эмоциональная подготовка спортсмена к длительному процессу тренировок происходит, во-первых, благодаря постоянному развитию и улучшению мотивации спортивных тренировок, а, во-вторых, благодаря возникновению положительных отношений к разнообразным сторонам процесса тренировок.

2.3. Особенности влияния психологической подготовки на техническую и тактическую подготовку учащихся к соревнованиям по лыжному спорту.

Тактика спортсмена – это искусство ведения соревнования с противником. В определенном виде спорта в некоторых случаях спортсмен не ведет борьбу с конкретным противником, а ставит цель: достигнуть максимально высокого результата. Овладев тактикой ведения соревнования, спортсмен может лучше использовать свои технические возможности, физическую подготовленность, волевые качества, все свои знания и опыт для победы над противником или для достижения максимального результата. Изучение условий в которых проходят соревнования позволяет широко применять самые различные тактические варианты. Тактическая подготовка состоит из двух взаимосвязанных частей- общей и специальной.

Общая тактическая подготовка предполагает приобретение теоретических сведений по тактике в различных видах спорта. Знания по тактике получают во время специальных занятий, лекций и бесед, при наблюдении за соревнованиями с участием сильнейших спортсменов, а также путем самостоятельного изучения литературы. Кроме этого, в процессе учебно-тренировочных занятий, в соревнованиях и при анализе накапливаются опыт и знания.

Специальная тактическая подготовка – это практическое овладение тактикой, в зависимости от условий где проходят соревнования. Специальная тактическая подготовка проводится в ходе учебно-тренировочных занятий и соревнований.

При изучении тактики необходимо изучать опыт сильнейших спортсменов, что позволит овладеть широким кругом тактических вариантов и использовать их с учетом своих возможностей. Непосредственная тактическая подготовка к определенным соревнованиям требует ознакомления с условиями и местом проведения. По окончании соревнований необходимо тщательно проанализировать эффективность применения тактики и сделать выводы на будущее. Тактическое мастерство спортсмена базируется на большом запасе знаний, умений и навыков, а также его физической, технической, морально-волевой подготовленности, что позволяет точно выполнить задуманный план, принять правильное решение для достижения победы или высокого результата.

2.4. Психологическая подготовка учащихся к соревнованиям по спортивным играм, легкой атлетике, лыжной подготовке и современном пауэрлифтинге.

Психическая подготовка это: система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.

Одним из решающих факторов успеха при относительно равных уровнях физической и технико-тактической подготовленности является психическая готовность спортсмена к соревнованию, которая формируется в процессе психической подготовки человека. Исходя из того, что психические состояния служат фоном, придающим ту или иную окраску течению психических процессов и действий человека, состояние психической готовности можно представить как уравновешенною, относительно устойчивую систему личностных характеристик спортсмена, на фоне которых развертывается динамика психических процессов, направленных на ориентировку спортсмена в предсоревновательных ситуациях и в условиях соревновательной борьбы, на адекватную этим условиям саморегуляцию собственных действий, мыслей, чувств, поведения в целом, связанных с решением частных соревновательных задач, ведущих к достижению намеченной цели.

Следовательно, психическая подготовка направлена на формирование у спортсмена установки на соревновательную деятельность и на создание условий для адаптации к экстремальным условиям такой деятельности. Это обусловлено, с одной стороны, неповторимостью условий соревнований, а с другой неповторимостью, индивидуальным своеобразием личности спортсмена.

Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.).

Принято выделять общую психическую подготовку к конкретному соревнованию. Общая подготовка решается двумя путями. Первый предполагает обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, концентрации и распределения внимания, способам самоорганизации и мобилизации на максимальные волевые и физические усилия. Второй путь предполагает обучение приемам моделирования в тренировочной деятельности условий соревновательной борьбы посредством словесно- образных и натуральных моделей. Подготовка к конкретному соревнованию предполагает формирование установки на достижение запланированного результата на фоне определенного эмоционального возбуждения, в зависимости от мотивации, величины потребности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки вероятности ее достижения. Изменяя эмоциональное возбуждение, регулируя величину потребности, общественную и личностную значимость цели, а также субъективную вероятность успеха, можно формировать необходимое состояние психической готовности спортсмена к предстоящему соревнованию.

При всей важности психогигиенических мероприятий психическая подготовка является прежде всего воспитательным процессом, направленным на развитие личности путем формирования соответствующей системы отношений. Это позволяет перевести неустойчивый характер психического состояния в устойчивый, т.е. в свойство личности. При этом психическая подготовка спортсмена к продолжительному тренировочному процессу осуществляется, во- первых, за счет непрерывного развития и совершенствования мотивов спортивной тренировки, и, во- вторых, за счет создания благоприятных отношений к различным сторонам тренировочного процесса.

Психическая подготовка спортсмена в виде последовательных воздействий представляет собой один из вариантов управления совершенствованием спортсмена, в случае же применения воздействий самим спортсменом она является процессом самовоспитания и саморегуляции.

Такая подготовка непосредственно включает в тренировочную деятельность спортсмена или проводится в виде специально организованных мероприятий. В процессе общей подготовки совершенствуются и корректируются свойства и черты личности (мотивационная направленность, психическая устойчивость), психические качества, оптимизируются психические состояния.

Таким образом, психической подготовкой спортсмена (команды) называется процесс усиления его (ее) потенциальных психических возможностей в объективных результатах, адекватных этим возможностям.

Психическая подготовка- это система психолого- педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.

Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует. С одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности. а с другой- позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.).

Принято выделять общую психическую подготовку и психическую подготовку к конкретному соревнованию.

Общая подготовка решается двумя путями:

  1. Обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, концентрации и распределения внимания; способам самоорганизации и мобилизации на максимальные волевые и физические усилия;

  2. Обучение приемам моделирования в тренировочной деятельности условий соревновательной борьбы посредством словеснообразных и натуральных моделей. Подготовка к конкретному соревнованию предполагает формирование установки на достижение запланированного результата на фоне определенного эмоционального возбуждения, в зависимости от мотивации, величины потребности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки вероятности ее достижения. Изменяя эмоциональное возбуждение, регулирую величину потребности, общественную и личную значимость цели, а также субъективную вероятность успеха, можно формировать необходимое состояние психической готовности спортсмена к предстоящему соревнованию.

Содержание психической подготовки, ее построение, средства и методы определяются спецификой вида спорта.

В повседневном тренировочном процессе психическая подготовка как бы включена в другие виды подготовки (физическую, техническую, тактическую), хотя имеет свои цели и задачи. Если цель психической подготовки- реализация потенциальных возможностей данного спортсмена, обеспечивающих эффективную деятельность, то многообразие частных задач (формирование мотивационных установок, воспитание волевых качеств, совершенствование двигательных навыков, развитие интеллекта, достижение психической устойчивости к тренировочным и соревновательным нагрузкам), приводит к тому, что любое тренировочное средство в той или иной мере способствует решению задач психической подготовки.

Содержание конкретных средств и методов, применяемых в процессе психической подготовки спортсменов, раскрывает следующая классификация (по А.В. Родионову, 1995).

По цели применения средства и методы психической подготовки делятся на:

  1. Мобилизующие;

  2. Коррегирующие (поправляющие);

  3. Релаксирующие (расслабляющие).

По содержанию средства и методы психической подготовки делятся на следующие группы:

  1. Психолого- педагогические (убеждающие, направляющие, двигательные, поведенческо- организующие, социально- организующие, комбинированные).

  2. Преимущественно психологические (суггестивные, т.е. внушающие, ментальные, сочетающие воздействие словом и образом; социально- игровые, комбинированные).

  3. Преимущественно психофизиологические (аппаратурные, психофармакологические, дыхательные, комбинированные).

По сфере воздействия средства и методы психической подготовки делятся на:

  1. Средства, направленные на коррекцию перцептивно- психомоторной сферы (т.е. те качества, связанные с восприятием ситуации и моторными действиями);

  2. Средства воздействия на интеллектуальную сферу;

  3. Средства воздействия на волевую сферу;

  4. Средства воздействия на эмоциональную сферу;

  5. Средства воздействия на нравственную сферу.

По адресату средства и методы психической подготовки делятся на:

  1. Средства, направленные на психическую подготовку тренера;

  2. Средства управления непосредственно спортсменом или командой.

По времени применения эти средства и методы делятся на:

  1. Предупреждающие;

  2. Предсоревновательные;

  3. Соревновательные;

  4. Постсоревновательные.

По характеру применения их подразделяют на саморегуляцию (аутовоздействия) и гетерорегуляцию (воздействия других участников педагогического процесса- тренера, психолога, врача, массажиста, и т.д.).

На выбор конкретных средств и методов существенное влияние оказывает фактор времени, место соревнования, социально- психологический климат в команде, индивидуальные особенности спортсмена.

Мобилизирующие средства и методы направлены на повышение психического тонуса, формирование установки на активную интеллектуальную и моторную деятельность спортсмена. Сюда относят такие словесные средства, как самоприказы, убеждения, убеждения; такие психорегулирующие упражнения, как «психорегулирующая тренировка (вариант «мобилизация»), упражнения на концентрацию; такие физиологические воздействия, как возбуждающий массаж.

Коррегирующие средства обычно относятся к категории словесных и носят форму гетеровоздействия. Ими могут быть различные варианты сублимации (мысли спортсмена о возможном исходе соревнования вытесняются в направлении оценки собственных технико- тактических действий), способы изменения целеполагания, прием «рационализация» (когда спортсмену объясняют механизм стресса, что делает его менее опасным), «гимнастика чувств» по системе К.С. Станиславского (когда спортсмену преднамеренно предлагают изобразить гнев, ярость, радость, сомнение и т.д.).

Релаксирующие средства направлены на снижение уровня возбуждения и облегчают процесс психического и физического восстановления. В качестве примеров можно назвать варианты психорегулирующей тренировки «успокоение», «прогрессивную релаксацию» (последовательное напряжение и расслабление мышц), «паузы психорегуляции», успокаивающий массаж.

Психолого- педагогические средства относятся к компетенции не только психолога, но и тренера, основываются на вербальном (словесном) воздействии и направлены преимущественно на моральную и нравственную сферу спортсмена. Умелое использование слова- важнейшее средство психической подготовки.

Психофизиологическими условно называются средства физиологические по технологии, но несущие в себе психическое воздействие, в основном косвенное. Такими средствами являются массаж, разминка, особенно если она психологически грамотно построена и преследует цель формирования у спортсмена необходимого настроения.

Значительный раздел средств психической подготовки составляют приемы произвольной саморегуляции. По способу применения такими приемами могут быть убеждение, самовнушение (самоприказ), двигательные и дыхательные упражнения, использование механизмов представления и воображения (например, с помощью средств идеомоторной тренировки).

Психологическая подготовка осуществляется на всем протяжении многолетней подготовки на тренировочных занятиях, учебно- тренировочных сборах, соревнованиях.

Методы психологической подготовки спортсмена в современном пауэрлифтинге.

Специфические условия деятельности в физическом воспитании характеризуются: развитием физических и моральных сил; физическими и психическими напряжениями; предсоревновательным и соревновательным настроем; спортивными достижениями (рекорды, победы на чемпионатах Регионов, России...) С этими условиями необходимо соблюдать режим воспитания спортсменов на различных онтогенетических уровнях от учащихся и более возрастных категорий. Каковы же методы соблюдения этих специфических условий и непосредственного внедрения их в спортивную жизнь.

1. Метод сравнения. Используется для изучения психологических различий в психических процессах, состояниях и личностных особенностях спортсмена в зависимости от возраста, пола, квалификации, условий тренировки и соревнований.

2. Комплексный метод. Метод включает в себя многостороннее изучение спортсмена с помощью многих методик. Например, подготовка спортсмена с помощью гипноза, самогипноза или возможности самостоятельной разработки тренировочного плана и спортивного питания для других. Метод составления тренировочной программы применим как для начинающих учащихся, так и для более подготовленных атлетов.

3. Метод наблюдения. Основан на изучении психических, двигательных, поведенческих и других проявлений (в данном случае необходимо использовать видеокамеру). Целесообразно просматривать материал в кругу своей спортивной команды для того, чтобы на месте делать негативные и позитивные замечания по ходу просмотра.

4. Метод самонаблюдения. Спортсмен сам устанавливает признаки, по которым он определяет точность и правильность выполнения движения (например, в жиме лежа - правильный подбор постановки рук и точное касание на груди, что позволяет найти максимальный импульс применения обратной силы жима).

5. Метод «обсуждение» или «беседа». Здесь надо очень четко знать и чувствовать, насколько ваш подопечный психологически готов для беседы и какой ключ необходимо подобрать к нему. Тактически, разговор должен быть непродолжительным и иметь свойственно-характерное направление для возможности полностью раскрыть ту или иную причину дискомфортного состояния. Необходимо применять педагогические методы для поднятия духа и психической готовности при тренировках и подготовке к соревнованиям.

6. Метод «анализа». Это заключительный метод, где обязательно следует провести заключительный анализ общего психологического настроя вашего спортивного коллектива, выявить ярких «положительных» лидеров, которые способствуют развитию и становлению морально-психологического климата. Необходимо дать возможность спортсменам для самопроявления и самооценки, а также создать рабочую обстановку в зале. Взаимодействие партнеров(учащихся) по команде носит характер сотрудничества, предусматривающего различные формы деятельности: физическую взаимопомощь, помощь при подготовке спортсмена для выхода на помост (подготовить и замотать бинты, майку и тд.), заменить выбывшего из строя товарища по команде. Эффективность взаимодействия партнеров зависит от психологического климата  в команде, сплоченности, сложившихся межличностных отношений, наличия авторитетных лидеров, хорошо отработанных навыков и опыта совместных действий. Важное значение для  эффективности спортивной деятельности имеет взаимодействие тренера и спортсмена. Тренер выступает в качестве субъекта, а спортсмен в качестве объекта управления. При этом, функция управления заключается в направленном влиянии на тактико-технические действия спортсмена, в воздействии на его психическое состоянии и поведение в целом.

Эффект управляющих воздействий тренера в совокупности с сознательными усилиями спортсмена находит свое выражение в программе соревновательных действий и изменениях в них, в динамике психических состояний спортсмена, во взаимной удовлетворенности и взаимопонимании между тренером и спортсменом, в результативности действии, главным критерием которой служит спортивное достижение.

Формирование двигательных навыков

Для того чтобы спортсмен мог развивать значительную мышечную силу во время выполнения соревновательного упражнения, ему необходимо на тренировках совершенствовать произвольное управление мышцами и, в частности, механизмы внутримышечной координации и определять наиболее оптимальные методы и средства психологического воздействия для организации эмоциональных состояний, способствующих максимальному проявлению силы. Здесь должен сработать навык атлета. Формирование двигательных навыков в спорте не менее важно, чем развитие силы, взрывной силы, выносливости и т.д. Победителем обычно становится тот, кто знает как прилагать силу и скорость, а не тот, у кого эти качества просто развиты. Приобретение навыка означает более высокую эффективность движений, экономичность усилий, а значит и улучшение результата.

В начальной фазе упражнения - правильный хват руками, рассчитанный по сантиметрам, максимальная стойка на мосту; затем идет съем штанги по определенно-заданной амплитуде. После команды «жим», медленно и четко штанга опускается в заданную точку и резким направленным движением вверх, также по заданной прямой, принимает конечное положение. Спортсмен только повторяет отработанные и изученные до малейших подробностей движения этого упражнения.

Становится все более очевидно, что при освоении какого-либо навыка, мы мысленно производим оценку действий. Чтобы избежать перегрузки информацией, указания тренера должны сочетаться с внутренними самоприказами спортсмена. После завершения подхода, спортсмену необходимо некоторое время для оценки того, что именно произошло, то есть, он должен производить само движение и результаты приложенных усилий до того, как тренер выскажет свое мнение. Своевременность указаний тренера спортсмену важно, как и объем передаваемой информации. Иными словами, словесную информацию, касающуюся механических принципов, самоприказов и других способов воздействий, целесообразно использовать для начинающих спортсменов.

На последующих стадиях формирования навыка, спортсмен должен получать меньше формальных инструкций, больше концентрировать свое внимание на элементах движения. При этом необходимо, с помощью метода «проб и ошибок» экспериментировать, выбирая различные способы выполнения упражнений, выбирая тот, который наилучшим образом соответствует его двигательным возможностям. Тренер обязан заострять внимание спортсмена на отдельных частях движений, используя такие фразы, как «мощнее движение вверх» (в приседании) или «в каждой точке – ускорение» (в жиме лежа), или «сильнее срыв ногами» (в тяге).

Также необходимо включать дополнительные, формирующие навыки, упражнения. Эффективность тренировки зависит от того, насколько она разнообразна. Для того, чтобы достигать большего результата в каждом движении, необходима отработка каждого из его элементов.

Для приседания: приседания на лавку; полуприседы; съемы; приседания с отягощениями на поясе; приседания в «уступающем» режиме; приседания с задержкой в нижней фазе.

Для жима: жим стоя; отжимания от брусьев; жим узким хватом; дожимы; отжимания на платформе.

Для тяги: тяга с плинтов; тяга из «ямы»; приседания на платформе с отягощениями на поясе; тяга становая (классическая); гиперэкстензии; наклоны со штангой.

Немаловажную роль в ходе подготовки играет идеомоторная тренировка. Были проведены исследования, которые показали, что: идеомоторная тренировка способствует более быстрому освоению движения, чем его простое восприятие; идеомоторная тренировка наиболее эффективна на ранних стадиях освоения навыка. В ходе такой тренировки, спортсменам предлагается мысленно представить, что они выполняют какое-то движение (желательно проговаривать вслух элементы выполняемых движений); мысленное прохождение на так называемых опорных пунктах - трудных моментах, дает позитивные результаты в дальнейшей физической работе.



Список литературы:

(Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа в школе Полозов Евгений Викторович).].

( Столяров В.И., Сагалаков Д.А. Миротворческая роль спорта и олимпийского движения: идеал и реальность //

Гуманистика соревнования. Вып. 3: Сб. статей. - М.: Центр развития спартианской культуры, Фонд спорта и культуры мира, 2005

(Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа в школе Полозов Евгений Викторович).].

(Классификация соревнований Лутковский Е.М.).

(Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, теория и методика физического воспитания и спорта).

(спортивные игры Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов).

Бельский И. В. Системы эффективной тренировки: Армрестлинг. Бодибилдинг. Пауэрлифтинг. – Минск, 000 “Вида-Н”, 2002.

)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!