СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности оценивания метапредметных результатов на занятиях в объединениях лингвистического направления

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Особый интерес для практики работы образовательных учреждений представляют вопросы оценки метапредметных результатов. Необходимость выделения и оценки данной группы результатов, достигнутых обучающимися при освоения программ, требуют от каждого педагога реализации особого учебного содержания, соответствующих педагогических технологий, новых инструментария и методов оценивания, а также организации взаимодействия участников образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Особенности оценивания метапредметных результатов на занятиях в объединениях лингвистического направления»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Октябрьского района города Ростова-на-Дону

«Центр дополнительного образования детей»



Принято

На заседании методического совета

Протокол № __8_______

«_23__» __марта____ 2022_ г.









Методическая разработка

«Особенности оценивания метапредметных результатов на занятиях в объединениях лингвистического направления»






Разработали педагоги

дополнительного образования:

Подчалимова Ю.В.

Воротынцева О.В.









2022 год

«Особенностью английского языка, как учебного предмета, является то, что он как бы «беспредметен».

И.А. Зимняя

Введение.

В условиях модернизации системы дополнительного образования требования к результатам освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (предметным, метапредметным и личностным) определяют новые подходы к построению системы оценивания.

Особый интерес для практики работы образовательных учреждений представляют вопросы оценки метапредметных результатов. Необходимость выделения и оценки данной группы результатов, достигнутых обучающимися при освоения программ, требуют от каждого педагога реализации особого учебного содержания, соответствующих педагогических технологий, новых инструментария и методов оценивания, а также организации взаимодействия участников образовательного процесса.

Группа метапредметных результатов представлена совокупностью универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных). Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности учащихся и включают в себя следующие компоненты: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают успешность обучения учащихся. Данный вид универсальных учебных действий представлен следующими составляющими: общеучебные УУД, логические УУД, постановка и решение проблем.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Данный вид универсальных учебных действий включает в себя следующие компоненты: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, построение речевых высказываний, лидерство и согласование действий с партнером.

Цель методической разработки: разработать и практически апробировать творческие задания как средство достижения метапредметных результатов учащихся объединений «Я познаю мир» и «Первые ступеньки к знаниям» на уроках английского языка.

Для достижения данной цели нами были изучены работы ведущих специалистов, занимающихся данной проблематикой.

Рассмотрим систему оценивания, предложенную Э.М.Галямовой, доцентом МПГУ. Несмотря на то, что она предлагает оценивать метапредметные результаты на уроках технологии, ее подход к оценке межпредметных результатов можно использовать на уроках английского

языка.

По мнению Э.М.Галямовой, метапредметные результаты на уроках технологии могут быть оценены через психологические тесты, портфолио, самооценивание, творческие работы, тесты и т.д.

Рассмотрим метапредметные умения:

– Умение сосредотачиваться на информации и удерживать ее в течение необходимого времени, которое основывается на сформированном произвольном внимании и его свойствах: переключение, концентрация, устойчивость, распределение оценивается психологическими тестами.

– Рефлексия оценивается интегральным видом оценивания, портфолио;

– Умение объективно оценивать собственные действия и выполненные изделия по четким критериям позволяет ребенку понимать причины успеха и спокойно реагировать в условиях неуспеха оценивается самооцениванием, портфолио.

– Планирование и контроль своих действий, а также установление причинно-следственных связей на уроках технологии оценивается тестовыми задачами, ответами по схеме, алгоритмам.

– Умение выбирать оптимальные способы достижения результата и овладение логическими действиями анализа и синтеза оценивается тестовыми задачами, ответа по схеме, алгоритмам.

– Творческий поиск оценивается оценкой творческих работ.

– Коммуникативные учебные действия оцениваются оценкой коллективных работ детей, оценкой детских проектов.

– Навыки смыслового чтения развиваются при иллюстрировании литературных произведений разных по стилям и жанрам, оцениваются оценкой творческих работ.

– Знаково-символические средства и схемы оцениваются тестовыми задачами, ответа по схеме, алгоритму.

Оценка знаний умений и навыков учащихся заключается в оценке уровня знаний, умений, навыков, уровня выполнения простейших технологических операций с использованием различных материалов и инструментов, ориентировка в простейших понятиях.

Оценка знаний, умений и навыков может быть использована на входном, промежуточном и итоговом контроле.

Проведенный анализ литературы и представленного в интернете опыта работы по оценке метапредметных результатов на уроках английского языка позволил установить, что преподаватели используют различные формы.

Так педагог Макаренко И.А. для оценки метапредметных результатов на уроках английского языка использует задания из учебника М.З. Биболетовой «Английский язык с удовольствием».

И.А. Макаренко для оценки умения планировать учебные действия использует такие задания:

1. Составьте план рассказа о себе, используя ключевые слова.

2. Составьте план описания животного.

3. Составьте план знакомства с новым учеником в твоем классе.

4. Расставьте пункты плана в логической последовательности.

Ею выделены следующие уровни умения планировать:

Высокий уровень - в плане учтены все части рассказа, план логичен.

План состоит из 5 пунктов.

Средний уровень - в плане учтены не все части рассказа, представлен 4 пунктами, логика рассказа соблюдена.

Низкий уровень - план не учитывает все содержание рассказа, состоит из 2-3 пунктов, логика рассказа нарушена.

Другим метапредметным результатом является развитие коммуникативных способностей школьников. Для оценки уровня развития монологической речи она использует такие виды заданий:

- Расскажите о себе.

- Расскажите о своей семье.

- Расскажите о твоем однокласснике.

- Расскажите об артистах театра.

- Опишите животное.

Для оценки уровня сформированности диалогической речи использует следующие задания:

- Познакомься с новым учеником в твоем классе.

- Познакомься с новой артисткой театра.

- Том звонит Тиму и расспрашивает о ферме Джона.

- Послушай его вопросы и кратко ответь на них.

Ею предложены следующие уровни сформированности коммуникативных умений:

Высокий уровень: задание выполнено полностью, ошибок нет, коммуникация выполнена полностью.

Средний уровень: задание выполнено не полностью, есть небольшие ошибки, которые мешали коммуникации.

Низкий уровень: задание выполнено с множеством ошибок, затрудняющим коммуникацию.

Для оценки метапредметного результата как использование знаковосимволических средств, представление информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов используются такие задания:

- Ты получил волшебное письмо от Трикки. Попробуй прочитать его.

- Разыграй с одноклассником сценку знакомства с новой актрисой.

Для оценки сформированности умения использовать знаковосимволические средства представления информации И.А.Макаренко выделяет следующие уровни:

Высокий уровень: предложение составлено грамматически правильно, каждому символу соответствует своя часть речи.

Средний уровень: предложение составлено с 1-2 ошибками (нарушен порядок слов, первое слово написано с прописной буквы.

Низкий уровень: предложение составлено в 3-4 ошибками (нарушением порядка слов, написанием первого слова в предложении с прописной буквы, неверно расставлены знаки препинания).

И.А.Макаренко для оценки метапредметного результата «умения взаимодействовать с окружающими, выполнять роли в пределах речевых потребностей и возможностей» использует такие виды заданий:

1. Представься от имени одного из участников спортивного праздника. Скажи, кто ты, как тебя зовут, сколько тебе лет.

2. Выбери себе роль героя из сказки или мультфильма. Представься и расскажи, что ты умеешь делать. Изобрази эти действия.

3. Расскажи о семье Браун от имени Джима или Джилл. Используй картинку к упражнению.

4. Мартин беседует с директором зоопарка. Он хочет узнать, какие животные есть в зоопарке.

Другие педагоги О.А.Ершова, М.В. Растаускайте, Л.А.Суворова на уроках английского языка предлагают выделять такие метапредметным умениям, которые достигаются на уроках английского языка:

- Смысловое чтение.

- Поисковое чтение. Основные логические операции: сравнение, анализ, классификация, синтез.

- Заполнение анкет, таблиц, а также работа с ними.

- Достижение взаимопонимания в процессе устного общения.

- Работа в группах сотрудничества, в том числе выполнение проектных работ.

- Оценочная деятельность, самонаблюдение, самооценка и взаимооценка, самокоррекция.

- Познавательная и личностная рефлексия.

- Принятие и сохранение целей и задач учебной деятельности.

- Выполнение заданий с использованием средств ИКТ, в том числе ресурсов Интернет.

Авторы рассматривают формирование метапредметных результатов в работе с текстом на английском языке в рамках учебного и самостоятельного чтения. При организации чтения ими используются такие виды упражнений,

формирующие метапредметных результаты.

При изучающем чтении используются такие упражнения: Выполните частичный перевод предложений на родной язык. Найдите существительное (прилагательное, глагол) в каждой группе слов. Назовите слово, с которым ассоциируются все слова данного тематического ряда. Найдите в тексте и выпишите существительные, образованные от глагола (прилагательного).

Выберете предложения, содержащие пассивный залог (сложное дополнение и т. д.), объясните по каким признакам вы установили грамматическую форму. Прочтите текст и перечислите вопросы, освещённые в нём. Прочтите текст и расположите пункты плана согласно логике повествования. Прочтите текст и передайте его основную идею несколькими предложениями. Используя материал текста, ответьте на вопросы. Расположите предложения в той последовательности, в которой они даны в тексте. Используя факты из текста,

расскажите о…. Перескажите текст, используя план и выписанные словосочетания. Охарактеризуйте персонажей/ время действия своими словами. Выразите своё отношение к прочитанному. Прочтите про себя текст и выделите то новое, что вы узнали из него. Составьте аннотацию к тексту.

При ознакомительном чтении авторы предлагают следующие упражнения: Прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему. Выпишите ключевые слова и словосочетания, составляющие тематическую основу текста. Составьте цепочку из основных фактов текста, в которой ключевые слова были бы связаны по смыслу. Разделите текст на вводную часть, информационную (основную) часть и заключительную. Попробуйте определить тему текста по иллюстрации. Прочтите первый абзац текста и найдите в нём предложение, содержащее основную информацию. Найдите главные факты текста. Составьте список вопросов к тексту. Подготовьте план пересказа текста. Поясните главную мысль текста своими словами. Прочтите текст и выразите своё согласие (несогласие) с приведёнными ниже утверждениями. Ответьте на вопросы по тексту. Выразите своё отношение к прочитанному.

При поисковом чтении авторы предлагают учащимся следующие задания: Найдите в конце вводного раздела статьи перечень вопросов, освещаемых в ней. Просмотрите текст и скажите, для какой категории читателей он может представлять интерес и почему. Отметьте в тексте места, дающие ответы на предложенные вопросы. Зачитайте из текста факты, которые относятся к теме …. Подчеркните в тексте определение (вывод, термин).

При этом авторы отмечают, что не каждое из вышеуказанных предложений подойдёт для использования на уроках в младшей школе, но все зависит от уровня сформированности учеников.

Таким образом, можно сделать выводы:

Уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в следующих основных формах.

Первой формой оценки метапредметных результатов могут выступать специально сконструированные диагностические задачи, которые позволяют

оценить конкретные универсальные учебные действия.

Второй формой оценки достижений метапредметных результатов могут служить учебные или учебно-практические задачи учебных предметов.

Третьей формой оценки метапредметных результатов могут являться комплексные задания на межпредметной основе. Например, выполнение заданий, которые требуют навыки работы с информацией.

Метапредметные результаты могут быть оценены через психологические тесты, портфолио, самооценивание, творческие работы, тесты и т.д.

Проведенный анализ научной и методической литературы по теме исследования позволил установить, что нет единых подходов к оценке достижения метапредметных результатов учащихся младшего школьного возраста. Каждый педагог разрабатывает свою систему оценивания.

На основе анализа различных подходов к оцениванию мы остановили свой выбор на системе оценивания Э.М. Галямовой, которая предлагает оценивать метапредметные результаты через психологические тесты, портфолио, самооценивание, творческие работы, тесты и т.д.

Содержание оценки метапредметных результатов основано на умении учиться, которое формирует у обучающегося способность самостоятельно усваивать знания, организовывать свою деятельность.

Для оценки уровня сформированности метапредметных результатов были разработаны критерии сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий, представленные в приложении к данной методразработке.

Для оценки метапредметных результатов учащимся давалось задание по выполнению мини-проекта по английскому языку. Выполняли мини-проект дети в паре, это позволяло оценивать УУД. Задание для мини-проекта подбиралось таким образом, чтобы дети могли выполнить в процессе одного урока. Например, составить расписание занятий, мой фантастический день.

В ходе выполнения мини-проекта педагог наблюдал за действиями детей и вносил результаты в таблицу метапредметных результатов.

Особенности системы оценивания метапредметных результатов, используемой в работе, заключаются в следующем:

1. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий.

2. Разработаны критерии оценки метапредметных результатов на занятиях английского языка.

3. Оценка метапредметных результатов достижений учащихся на занятиях английского языка осуществляется на основе сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий при выполнении различных видов творческих работ.

4. Применение самооценки учащимися творческих работ позволяет создать благоприятный психологический климат на занятии, позволяет формировать универсальные учебных действия в процессе выполнения творческих заданий.

Принципы системы оценивания:

- Критериальность. Содержание оценки и контроль должны основываться на критериях, выработанных совместно с учащимися. Критерии оценивания должны быть четкими, понятными для ребят.

- Гибкость и вариативность. Содержательный контроль и оценка должны быть разработаны для всех видов индивидуальных, групповых и коллективных видов учебной деятельности.

- Естественность процесса контроля и оценки. Контроль и оценка направлена на снижение стресса и напряжения, проводиться в естественных условиях. Оценка метапредметных результатов должна осуществляться в процессе учебнопознавательной деятельности в обычных условиях.

- Приоритет самооценки. Самооценка учащегося должна производиться раньше оценки педагога. Воспитание адекватной самооценки основано на сравнении двух самооценок: прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы).

Для всех видов творческих работ разработаны критерии оценивания и система перевода в бальную систему оценки.

Из творческих работ на уроках английского языка применялись: изготовление буклетов, составление кроссвордов, выполнение минипроектов, изготовление открыток, плакатов, составление рассказов с творческими элементами, мозаик из слов.

Нами разработаны критерии оценивания различных творческих работ, совместно с учащимися. Это позволило использовать разработанные критерии для самооценки работ учащихся и перекрестной оценки учащимися работ своих одногрупников.

Рассмотрим разработанные совместно с учащимися критерии оценивания творческих работ на примере оценивания творческого кроссворда.

Критерии оценивания кроссворда на уроках английского языка.

При выполнении кроссворда формируются такие универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД: понимание учебной задачи, описание ожидаемых результатов деятельности, планирование своих действий при выполнении учебной задачи, выполнение пошагового контроля при выполнении учебной задачи, оценка правильности выполнения задания, адекватное восприятие оценки, самостоятельное исправление ошибки.

Познавательные УУД: понимание смысла учебного задания, умеет составлять алгоритм, находить разные способы решения задач, выделять существенные и несущественные признаки, уметь высказываться по учебной задаче; работа с информацией.

Коммуникативные УУД: принимать точки зрения одногрупников и педагога, координировать свои действия в сотрудничестве, уметь договариваться, уметь формулировать свою точку зрения, задавать вопросы, владение монологической и диалогической речью.



Критерии оценивания кроссворда на английском языке.

1) Количество слов на определенную тему соответствует заданному педагогом количеству - 2 балла.

Количество слов меньше заданного количества -1 балл.

2) Дизайн оформления кроссворда (красиво оформлен, аккуратно) - 2 балла

Оформление кроссворда имеет помарки, небрежное оформление – 1 балл.

3) Информативность кроссворда (используются слова по теме кроссворда) - 1 балл.

В кроссворде присутствуют слова не соответствующие заданной теме- 0 баллов.

4) Грамотная орфография кроссворда (слова указаны без ошибок) – 1 балл.

Имеются ошибки в написании слов - 0 баллов.

5) Правильность перевода слов - 1 балл

Ошибки в переводе слов - 0 баллов.

6) Наличие ключа к кроссворду - 1 балла.

Отсутствие ключа к кроссворду -0 баллов.

7) Самостоятельность выполнения - 1 балл

Несамостоятельное выполнение кроссворда (копия кроссворда из интернета, выполнение родителями) - 0 баллов.

Перевод бальных критериев в оценку.

9-7 баллов соответствуют оценке «5»

6-4 балла соответствуют оценке «4»

3- 2 баллов соответствуют «3».

Вывод:

Оценка метапредметных результатов может проводиться как оценка результата выполнения специально сконструированных диагностических задач, как оценка успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами английского языка как учебного предмета; как оценка результата выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.

Для фиксации предметных и метапредметных результатов, которые формируются у учащихся на уроках английского языка, мы предлагаем «Примерную индивидуальную карту учета умений и навыков по английскому языку», которая приведена ниже (Приложение).


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабаева Е.С. Изучение особенностей мотивации учения

современных школьников // Вестник РУДН. – Серия: Психология и

педагогика. – 2011. – № 4. – C.14.

  1. Балашова А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2009. – № 5. – С. 69-73

  2. Галямова Э.М. Достижение метапредметных результатов на уроках технологии // Начальная школа. – 2014.- №8 – с. 73-79.

  3. Ершова О. А., Растаускайте М. В., Суворова Л. А. Достижение метапредметных результатов в работе с текстом на уроках английского языка в начальной школе.// Педагогическое мастерство: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 136-140.

  4. Макаренко И.А. Особенности оценивания метапредметных результатов на уроках английского языка. // Социальная сеть работников образования NSPORTAL.RU - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnayashkola/inostrannyyazyk/2014/04/24/osobennosti-otsenivaniya-metapredmetnykhrezultatov.

  5. Мезенина Н.В., Усольцева А.П. «Творческие задания на уроках английского языка как средство достижения метапредметных результатов» http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/5037/1/22Mezenina2.pdf











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!