СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности научного познания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности научного познания изучаются в 10 классе (профильный уровень).

Просмотр содержимого документа
«Особенности научного познания»

План урока: 1. Особенности научного познания. 2. Два уровня научного познания. 3. Методы научного познания. Этапы. 4. Дифференциация и интеграция научного знания. 5. Как развивалась наука.  6. Как происходят научные революции. 7. Роль науки в современном обществе. 8. Ученые и их открытия. 5/21/18

План урока:

  • 1. Особенности научного познания.
  • 2. Два уровня научного познания.
  • 3. Методы научного познания. Этапы.
  • 4. Дифференциация и интеграция научного знания.
  • 5. Как развивалась наука.
  • 6. Как происходят научные революции.
  • 7. Роль науки в современном обществе.
  • 8. Ученые и их открытия.

5/21/18

Особенности научного познания Научное познание характеризуется: Объективностью устанавливаемого знания, соотнесенностью понятий с опытом; Воспроизводимостью полученного результата в аналогичных условиях; Систематичностью выдвигаемых положений, их логической выводимостью; Доказательностью, открытостью рациональной критике любой теории, идеи; Использованием специальных способов и методов познавательной деятельности, особого языка, четко определяющего значения понятий. 5/21/18

Особенности научного познания

  • Научное познание характеризуется:
  • Объективностью устанавливаемого знания, соотнесенностью понятий с опытом;
  • Воспроизводимостью полученного результата в аналогичных условиях;
  • Систематичностью выдвигаемых положений, их логической выводимостью;
  • Доказательностью, открытостью рациональной критике любой теории, идеи;
  • Использованием специальных способов и методов познавательной деятельности, особого языка, четко определяющего значения понятий.

5/21/18

Структура научного знания Теоретические законы Эмпирические законы Факты 5/21/18

Структура научного знания

  • Теоретические законы
  • Эмпирические законы
  • Факты

5/21/18

Методы научного познания Основу научного знания образуют установленные факты, отражающие явления реального мира. Эти явления связаны многочисленными незримыми нитями. Наиболее существенные, устойчивые и повторяющиеся связи, называемые законами, также выявляются наукой и входят в состав научного знания. По уровню обобщения различают законы эмпирические и теоретические . 5/21/18

Методы научного познания

  • Основу научного знания образуют установленные факты, отражающие явления реального мира. Эти явления связаны многочисленными незримыми нитями. Наиболее существенные, устойчивые и повторяющиеся связи, называемые законами, также выявляются наукой и входят в состав научного знания. По уровню обобщения различают законы эмпирические и теоретические .

5/21/18

Методы научного познания 5/21/18

Методы научного познания

5/21/18

Методы научного познания На уровне теоретического знания наука оперирует идеальными объектами (абсолютно твердое тело, идеальный газ, тип общества), использует методы системного анализа, моделирования. Многие законы науки первоначально выступают в форме гипотез, т.е. предположений, догадок. Эмпирическое познание опирается на эксперимент, описание, наблюдение. 5/21/18

Методы научного познания

  • На уровне теоретического знания наука оперирует идеальными объектами (абсолютно твердое тело, идеальный газ, тип общества), использует методы системного анализа, моделирования. Многие законы науки первоначально выступают в форме гипотез, т.е. предположений, догадок.
  • Эмпирическое познание опирается на эксперимент, описание, наблюдение.

5/21/18

5/21/18

5/21/18

5/21/18

5/21/18

Совокупность приемов исследования объекта - есть метод. Методы бывают: -Конкретно-научные и специфические методы. -Общенаучные, применяемые во всех науках. -Всеобщий, философский метод. Общенаучный метод делится на 3 группы : 1. Эмпирические методы познания (наблюдение, описание, сравнение, измерение, эксперимент) 2. Методы, используемые в эмпирическом и теоретическом познании (обобщение, абстрагирование, анализ и синтез) и схожие с ними методы (дедукция и индукция, моделирование и идеализация) 3. Чисто теоретические методы (формализация, исторический и логический методы, восхождение от абстракции к конкретному, системно - структурный метод, аксиоматический). 5/21/18
  • Совокупность приемов исследования объекта - есть метод.
  • Методы бывают:
  • -Конкретно-научные и специфические методы.
  • -Общенаучные, применяемые во всех науках.
  • -Всеобщий, философский метод.
  • Общенаучный метод делится на 3 группы :
  • 1. Эмпирические методы познания (наблюдение, описание, сравнение, измерение, эксперимент)
  • 2. Методы, используемые в эмпирическом и теоретическом познании (обобщение, абстрагирование, анализ и синтез) и схожие с ними методы (дедукция и индукция, моделирование и идеализация)
  • 3. Чисто теоретические методы (формализация, исторический и логический методы, восхождение от абстракции к конкретному, системно - структурный метод, аксиоматический).

5/21/18

Методы теоретического уровня научного познания отличаются от методов эмпирического: Абстрагирование - метод, сводящийся к отвлечению в процессе познания от каких-то свойств предмета познания с целью углубленного исследования одной из его сторон. Аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений. Моделирование - метод, основанный на изучении не самого объекта , а его модели. Идеализация - метод использования идеальной модели. 5/21/18
  • Методы теоретического уровня научного познания отличаются от методов эмпирического:
  • Абстрагирование - метод, сводящийся к отвлечению в процессе познания от каких-то свойств предмета познания с целью углубленного исследования одной из его сторон.
  • Аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений.
  • Моделирование - метод, основанный на изучении не самого объекта , а его модели.
  • Идеализация - метод использования идеальной модели.

5/21/18

Гипотеза - научно обоснованное предположение, исходящее из фактов, умозаключение, имеющее своей целью решить проблему, носящее вероятностный характер.    Теория - это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых предположений и сводящая все открытые в данной области законы к единому основанию.   Концепция - определенный способ понимания, трактовки каких - либо явлений, основная точка зрения. 5/21/18
  • Гипотеза - научно обоснованное предположение, исходящее из фактов, умозаключение, имеющее своей целью решить проблему, носящее вероятностный характер.
  •   Теория - это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых предположений и сводящая все открытые в данной области законы к единому основанию. 
  • Концепция - определенный способ понимания, трактовки каких - либо явлений, основная точка зрения.

5/21/18

 Дифференциация и интеграция научного знания Дифференциация – разделение, расчленение целого на части, формы и т.д. Интеграция - сближение и связь различных частей, процессов, явлений. Древнегреческие мыслители первыми перешли к созданию логически связанных систем – теорий. В Новое время научное знание начинает дифференцироваться – появляются отдельные науки со своими предметом и методами исследования. В ХХ веке на стыке традиционных областей науки: физическая химия, математическая лингвистика и т.д. 5/21/18

Дифференциация и интеграция научного знания

  • Дифференциация – разделение, расчленение целого на части, формы и т.д.
  • Интеграция - сближение и связь различных частей, процессов, явлений.

Древнегреческие мыслители первыми перешли к созданию логически связанных систем – теорий. В Новое время научное знание начинает дифференцироваться – появляются отдельные науки со своими предметом и методами исследования. В ХХ веке на стыке традиционных областей науки: физическая химия, математическая лингвистика и т.д.

5/21/18

Как развивалась наука Начиная с ХVІІ века наука стала рассматриваться как способ увеличения общественного богатства путем все более полного господства над природой. Индустриальное общество требовало новых природных ресурсов, производительных машин и оборудования. Вместе с тем оно создавало материальную базу для развития самой науки. Изменения, произошедшие в то время в науке, получили название научной революции. 5/21/18

Как развивалась наука

  • Начиная с ХVІІ века наука стала рассматриваться как способ увеличения общественного богатства путем все более полного господства над природой. Индустриальное общество требовало новых природных ресурсов, производительных машин и оборудования. Вместе с тем оно создавало материальную базу для развития самой науки. Изменения, произошедшие в то время в науке, получили название научной революции.

5/21/18

Как происходят научные революции 1) сбор сведений и уточнение уже познанного – картина мира не меняется в основах, но охватывает все новые сферы деятельности; 2) Наука развивается через периодические и коренные изменения в системе научных знаний (концепция Т. Куна). Накапливаются факты, не поддающиеся объяснениям в рамках существующих теорий. Начинается этап кризиса, выдвигаются новые гипотезы, происходят научные открытия, предлагаются новые способы решения научных проблем. 5/21/18

Как происходят научные революции

  • 1) сбор сведений и уточнение уже познанного – картина мира не меняется в основах, но охватывает все новые сферы деятельности;
  • 2) Наука развивается через периодические и коренные изменения в системе научных знаний (концепция Т. Куна). Накапливаются факты, не поддающиеся объяснениям в рамках существующих теорий. Начинается этап кризиса, выдвигаются новые гипотезы, происходят научные открытия, предлагаются новые способы решения научных проблем.

5/21/18

Роль науки в современном обществе Наука в современном обществе является устойчивым социальным институтом и выполняет ряд функций. Среди них помимо познавательной (накопление новых знаний о мире, развитие интеллектуальных способностей человека), выделяют культурно-мировоззренческую (влияние научной картины мира на взгляды и убеждения людей), практико-производственную (развитие наукоемких производств, создание высоких технологий), прогностическую функции . 5/21/18

Роль науки в современном обществе

  • Наука в современном обществе является устойчивым социальным институтом и выполняет ряд функций. Среди них помимо познавательной (накопление новых знаний о мире, развитие интеллектуальных способностей человека), выделяют культурно-мировоззренческую (влияние научной картины мира на взгляды и убеждения людей), практико-производственную (развитие наукоемких производств, создание высоких технологий), прогностическую функции .

5/21/18

Наука выступает и в качестве социальной силы, включаясь в процессы общественного развития и управления ими. Вместе с тем преувеличенное представление о возможностях науки породили так называемый сциентизм, который сегодня подвергается острой критике. Сциентизм (от лат. scientia -- «знание», «наука»), представив науку культурно-мировоззренческим образцом, в глазах своих сторонников предстал как идеология «чистой, ценностно-нейтральной большой науки». Он предписывал ориентироваться на методы естественных и технических наук, а критерии научности распространять на все виды человеческого освоения мира, на все типы знания и человеческое общение в том числе. Одновременно со сциентизмом возникла его антитеза - антисциентизм , провозглашавшая прямо противоположные установки. Он весьма пессимистически относился к возможностям науки и исходил из негативных последствий НТР, требовал ограничения экспансии науки и возврата к традиционным ценностям и способам деятельности. 5/21/18
  • Наука выступает и в качестве социальной силы, включаясь в процессы общественного развития и управления ими. Вместе с тем преувеличенное представление о возможностях науки породили так называемый сциентизм, который сегодня подвергается острой критике. Сциентизм (от лат. scientia -- «знание», «наука»), представив науку культурно-мировоззренческим образцом, в глазах своих сторонников предстал как идеология «чистой, ценностно-нейтральной большой науки». Он предписывал ориентироваться на методы естественных и технических наук, а критерии научности распространять на все виды человеческого освоения мира, на все типы знания и человеческое общение в том числе. Одновременно со сциентизмом возникла его антитеза - антисциентизм , провозглашавшая прямо противоположные установки. Он весьма пессимистически относился к возможностям науки и исходил из негативных последствий НТР, требовал ограничения экспансии науки и возврата к традиционным ценностям и способам деятельности.

5/21/18

При общей оценке идеального мира, мира знаний особо обращают внимание на два аспекта. Прежде всего отмечается, что вовлечение в научную деятельность, приобщение к сфере знаний повышает и общую культуру человека. Как сказал А. Пуанкаре: «Человек не может отказаться от знания, не опускаясь; поэтому-то интересы науки священны». Данная оценка науки дополняется ее характеристикой как стратегического ресурса общества. «В качестве показателя национального богатства, - пишет А. Б. Мигдал, - выступают не запасы сырья или цифры производства, а количество способных к научному творчеству людей». 5/21/18
  • При общей оценке идеального мира, мира знаний особо обращают внимание на два аспекта. Прежде всего отмечается, что вовлечение в научную деятельность, приобщение к сфере знаний повышает и общую культуру человека. Как сказал А. Пуанкаре: «Человек не может отказаться от знания, не опускаясь; поэтому-то интересы науки священны». Данная оценка науки дополняется ее характеристикой как стратегического ресурса общества. «В качестве показателя национального богатства, - пишет А. Б. Мигдал, - выступают не запасы сырья или цифры производства, а количество способных к научному творчеству людей».

5/21/18

Иван Михайлович Сеченов русский ученый, мыслитель-материалист,  физиолог. Научные труды Ивана получили высшую награду Академии наук. В Париже, Сеченов открыл явление центрального торможения. Этот механизм был обнаружен в головном мозге лягушки, и занимался подавлением рефлексов. Журнал «Медицинский вестник», выходящий в Российской Империи, опубликовал статью ученого «Рефлексы головного мозга». В ней Иван Михайлович научно обосновал, что поведение человека зависит от внешних раздражителей. Любое раздражение вызывает реакцию организма – рефлекс. В свою очередь рефлексы делятся на простые и сложные. А головной мозг может контролировать то или иное возбуждение. Последнее утверждение, получило в науке название «сеченовского торможения». Это открытие позволило в дальнейшем установить, что нервная деятельность состоит из двух процессов возбуждения и торможения. 5/21/18

Иван Михайлович Сеченов

русский ученый, мыслитель-материалист,  физиолог. Научные труды Ивана получили высшую награду Академии наук. В Париже, Сеченов открыл явление центрального торможения. Этот механизм был обнаружен в головном мозге лягушки, и занимался подавлением рефлексов. Журнал «Медицинский вестник», выходящий в Российской Империи, опубликовал статью ученого «Рефлексы головного мозга». В ней Иван Михайлович научно обосновал, что поведение человека зависит от внешних раздражителей. Любое раздражение вызывает реакцию организма – рефлекс. В свою очередь рефлексы делятся на простые и сложные. А головной мозг может контролировать то или иное возбуждение. Последнее утверждение, получило в науке название «сеченовского торможения». Это открытие позволило в дальнейшем установить, что нервная деятельность состоит из двух процессов возбуждения и торможения.

5/21/18

Александр Михайлович Бутлеров В 1863 году Бутлеров , впервые в истории химии, получил третичный бутиловый спирт. Вскоре Александр Михайлович откроет основные положения теории изомеризации таутомерии. В последующие годы Бутлеров напишет учебник по химии – «Введение к полному изучению органической химии». Впоследствии учебник Бутлерова был переведен почти на все европейские языки. 5/21/18

Александр Михайлович Бутлеров

  • В 1863 году Бутлеров , впервые в истории химии, получил третичный бутиловый спирт. Вскоре Александр Михайлович откроет основные положения теории изомеризации таутомерии. В последующие годы Бутлеров напишет учебник по химии – «Введение к полному изучению органической химии». Впоследствии учебник Бутлерова был переведен почти на все европейские языки.

5/21/18

Андрей Дмитриевич Сахаров В начале пятидесятых годов ХХ в., Сахаров совместно с Таммом работали над созданием управляемой термоядерной реакции. Сахарову принадлежит идея магнитной кумуляции для получения сверхсильных магнитных полей.  Позже Сахаров озвучил идею лазерного обжатия для получения импульсивной управляемой термоядерной реакции.  В конце пятидесятых Сахаров начал активно выступать против проведения ядерных испытаний в атмосфере. 5/21/18

Андрей Дмитриевич Сахаров

  • В начале пятидесятых годов ХХ в., Сахаров совместно с Таммом работали над созданием управляемой термоядерной реакции. Сахарову принадлежит идея магнитной кумуляции для получения сверхсильных магнитных полей.  Позже Сахаров озвучил идею лазерного обжатия для получения импульсивной управляемой термоядерной реакции. В конце пятидесятых Сахаров начал активно выступать против проведения ядерных испытаний в атмосфере.

5/21/18

Михаил Тимофеевич Калашников Михаил Тимофеевич Калашников был удостоен сталинской премии за создание АК-47. Помимо автомата, Калашников изобрел АКМ, РГС. Вскоре конструктору торжественно вручили звания Героя Социалистического Труда. 5/21/18

Михаил Тимофеевич Калашников

  • Михаил Тимофеевич Калашников был удостоен сталинской премии за создание АК-47. Помимо автомата, Калашников изобрел АКМ, РГС. Вскоре конструктору торжественно вручили звания Героя Социалистического Труда.

5/21/18

Курчатов Игорь Васильевич Выдающийся физик-ядерщик, открывший колоссальные возможности атома. Игорь Васильевич не только открыл силу атома, но смог использовать её для укрепления авторитета страны на мировой арене, а впоследствии направить в мирное русло. Первая атомная электростанция, первый атомный ледокол - это лишь единичные упоминания о мирном применении атома. 5/21/18

Курчатов Игорь Васильевич

  • Выдающийся физик-ядерщик, открывший колоссальные возможности атома. Игорь Васильевич не только открыл силу атома, но смог использовать её для укрепления авторитета страны на мировой арене, а впоследствии направить в мирное русло. Первая атомная электростанция, первый атомный ледокол - это лишь единичные упоминания о мирном применении атома.

5/21/18

Пирогов Николай Иванович Именно благодаря его исследованиям, в медицине впервые появились сведения о точном расположении брюшной аорты, об особенностях кровообращения в ней. Пирогов стал первым в мире врачом, который попытался изучить оболочки окружающие группы мышц. Николай Пирогов был первым врачом, который настаивал на широком использовании антисептиков. Пирогов побывал на Крымской Войне, кавказской и русско-турецкой. За годы военно-полевой медицинской практики им были придуманы различные эффективные способы эвакуации раненых с поля боя, а так же их последующего лечения. Николай Иванович был крупнейшим исследователем свойств эфирного наркоза. Благодаря нему наркоз нашел широкое применение в стационарах и в военно-полевых условиях. Он разработал методы ухода за ранеными, открыл ряд мероприятий по предотвращению развития гниения тела. Николаем Ивановичем были усовершенствованы гипсовые повязки. 5/21/18

Пирогов Николай Иванович

  • Именно благодаря его исследованиям, в медицине впервые появились сведения о точном расположении брюшной аорты, об особенностях кровообращения в ней. Пирогов стал первым в мире врачом, который попытался изучить оболочки окружающие группы мышц. Николай Пирогов был первым врачом, который настаивал на широком использовании антисептиков. Пирогов побывал на Крымской Войне, кавказской и русско-турецкой. За годы военно-полевой медицинской практики им были придуманы различные эффективные способы эвакуации раненых с поля боя, а так же их последующего лечения. Николай Иванович был крупнейшим исследователем свойств эфирного наркоза. Благодаря нему наркоз нашел широкое применение в стационарах и в военно-полевых условиях. Он разработал методы ухода за ранеными, открыл ряд мероприятий по предотвращению развития гниения тела. Николаем Ивановичем были усовершенствованы гипсовые повязки.

5/21/18


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!