Особенности коррекционной помощи детям с РАС
РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
отрыв от реальности;
отгороженность от внешнего мира;
отсутствие или парадоксальность реакций на внешние раздражители,
нарушение адекватной эмоциональной связи со средой
Важно осознавать, что аутизм – это не просто отсутствие отношений с другим человеком, а особенная форма отношений с самим собой. (Генри Элленберг)
Основными признаками РДА, согласно Л. Каннеру, является триада симптомов:
1. аутизм с аутистическими переживаниями (нарушение способности к установлению эмоционального контакта);
2. стереотипное однообразное поведение с элементами одержимости;
3. своеобразное нарушение речевого развития.
Восприятие себя и мира
Обычные дети нуждаются в контакте с миром
Нейротипичные (то есть не имеющие отклонений в развитии) дети с удовольствием имитируют действия взрослых, исследуют, подражают.
Имитация – это эволюционный механизм, лежащий в основе обучения социально-необходимым навыкам и социальной поддержке. Имитируя, ребенок подает нам сигнал готовности к усвоению навыков, формальных действий, которые постепенно наполняются социально-значимым содержанием.
Аутичные дети выстраивают защиты от мира
впечатления для них самоценны, они не стремится поделиться ими с другими
у них отсутствует мотив (стандартная система поощрений/наказаний с таким ребенком не работает);
желают как можно скорее вернуться к занятию, приносящему ему глубокое удовлетворение
Восприятие себя и мира
Сигнал, воспринимаемый ребенком с нормальным слухом, зрением, тактильной функцией, неверно преобразуется по ходу передачи его в мозг и поступает в искаженном виде: прикосновение определенного типа ткани к телу может вызывать болевое ощущение, и наоборот, удар или болезненный для обычного человека укус насекомого не причинять боли. В супермаркете, в парке аттракционов или на празднике, когда много шума, движения, яркого освещения и красочных объектов, у аутиста может возникнуть состояние сенсорной перегрузки, которое нередко выливается в истерику.
Однако для таких детей характерно и чувство сенсорного голода: потребность в определенных ощущениях заставляет их воспроизводить одни и те же движения или звуки.
Хлои Ротчайлд 19 лет, в три года у нее был диагностирован аутизм, и он всегда был частью ее жизни. Несмотря на юный возраст, она занимается общественной деятельностью – информирует окружающих об аутизме и «переводит» поведение людей с аутизмом, которое может казаться непонятным.
«Наверняка были ситуации, когда человек с аутизм, с которым вы работаете или о котором заботитесь, был расстроен, а вы не могли понять почему. Множество раз я была сильно расстроена, но в тот момент я никому не могла объяснить причину. Я просто начинала плакать и кричать, хотя со стороны причин для этого не было. Однако за годы жизни я поняла, что причина/провоцирующий фактор есть всегда. Просто иногда такую реакцию вызывает фактор, который настолько скрыт, что его можно обнаружить, только если проанализировать много часов из череды событий. Это связано с тем, что истерика может быть реакцией на то, что произошло несколько часов или даже несколько дней и более назад.»
Агрессия у аутичных детей
Определение функции поведения
Каждое поведение имеет свою функцию (или причину возникновения).
Получение чего-либо.
2. Попытки избежать чего-либо.
Проанализируйте агрессивное поведение. Обратите внимание на то, в каких именно ситуациях и в какое время возникает агрессия, и задайте себе следующие вопросы:
Происходит ли это поведение обычно в каком-либо определенном месте? Или в конкретное время суток? По отношению к определенным взрослым или обучающимся, а может к членам семьи? Во время работы над заданиями из какой-либо конкретной предметной области?
Что чаще всего происходит после того, как возникает агрессия? Что вы делаете в качестве результата такого поведения? Что делают другие после того, как это поведение происходит?
Бывает ли такое время, когда агрессивное поведение не происходит? Задумайтесь о том, что было по-другому в этот момент.
Но что бы вы ни делали, оставайтесь последовательными, и собирайте данные постоянно и систематически.
Возможные факторы, провоцирующие неприятное поведение
— Сенсорная перегрузка.
— Неожиданные громкие звуки.
— Неприятные телесные ощущения или нарушения регуляции в организме.
— Чувства страха, тревоги, огорчения, нервозности или грусти по какому-либо поводу.
— Чувство, что тебя торопят.
— Изменения в привычном распорядке.
— Застревание на какой-то одной мысли.
— Слишком сильное возбуждение или восторг.
— Слишком много социальных требований в течение продолжительного периода времени.
Возможные способы уменьшить стресс
— Утяжеленное одеяло.
— Утяжеленный жилет.
— Утяжелитель на колени.
— Раскачивание в креске-качалке или на качелях.
— Отдых в месте без лишних сенсорных стимулов (сенсорные перерывы).
— Положить голову на парту или стол на какое-то время.
— Общение с помощью печати на планшете, компьютере, а не с помощью речи.
Как помочь вашему ребенку успокоиться
- Не надо кричать на меня или наказывать и осуждать меня за истерику, по крайней мере, нельзя делать это во время истерики, так как это заставляет меня чувствовать себя еще хуже. Помните, что разница между плохим поведением и истерикой в том, что первое можно контролировать, а второе – нет.
- Дайте мне время, чтобы понять, что происходит. Мне нужно побыть в тишине, чтобы это понять, я ничего не понимаю из-за слишком большого количества стимулов, поэтому если свести стимуляцию к минимуму, то я быстрее успокоюсь.
- Дайте мне знать, что вы рядом, если вы мне понадобитесь. Будьте готовы решать проблему и предотвращать такие случаи вместе со мной, когда я буду к этому готова.
- Игнорирование со мной не работает, так как я чувствую, что игнорируются мои потребности, желания и чувства.
- Помогайте мне принимать решения, если я сейчас на это не способен. Помогите объяснить окружающим, что у меня сейчас трудное время, и я не могу сделать это самостоятельно.
- Помогите мне добраться в тихое и безопасное место. Учтите, что на полное восстановление у меня может уйти несколько часов.
- Убедитесь, что я полностью успокоилась, прежде чем предъявлять ко мне какие-либо требования. Если этого не сделать, то цикл истерики начнется снова.
Отдых
1. Место отдыха – это безопасное и комфортное место, куда может пойти ученик с РАС , чтобы отдохнуть в полном одиночестве. Это может быть аудитория в школе или любое другое место по выбору самого школьника, о которой известно всем педагогам.
«Очень важно признать, что уединение – это часто физическая необходимость для детей с синдромом Аспергера» (Sainsbury, 2000).
2. Школьные кружки по интересам – это очень хорошая идея, особенно если у школьника с РАС есть какой-то выраженный интерес.
«Возможность наблюдать, как люди используют свои тела, лица и голоса, чтобы выражать эмоции, настолько важна для наших детей, что ее никак нельзя упускать» (Holliday Willey, 2003).
2.Система «приятелей». Очень важно, чтобы у ребенка была возможность с кем-то поговорить (с взрослым в случае необходимости). Тем не менее, ученикам нельзя впадать в зависимость от одного человека – в этом случае отсутствие этого человека может вызвать очень сильный стресс.
Первое взаимодействие с аутичным ребенком строится при опоре только на его интересы.
Очень важно помнить, что все ученики с РАС разные, и то, что работает для одного ребенка, может не так хорошо работать для других. Лучше быть гибкими и готовыми пересмотреть свой подход в случае необходимости.
Особые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра.
- в дозировании учебной нагрузки с учетом темпа и работоспособности;
- в особенно четкой и упорядоченной временно--пространственной структуре образовательной среды, поддерживающей учебную деятельность ребенка;
- потребность в специальной отработке форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем;
- в реализации практико-ориентированной и социальной направленности в обучении и воспитании школьников с РАС.
Технологии дифференциации и индивидуализации обучения.
Планирование учебной деятельности;
Дополнительное инструктирование,
Алгоритмизация проверки усвоения и самоконтроля в учении,
Стимулирование в процессе деятельности (посредством предоставления информационного и др. материалов);
Стимулирование поощрением, авансированием и т.д.;
Контроль над учебной деятельностью.
Технология дифференцированного обучения предполагает несколько этапов:
Ориентационный этап (договорной).
Подготовительный этап.
3. Основной этап
4. Итоговый этап
Способы дифференциации:
1. Дифференциация содержания учебных заданий:
• по уровню творчества;
• по уровню трудности;
• по объёму.
2. Использование разных приёмов организации деятельности детей на уроке, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется:
• по степени самостоятельности обучающихся;
• по степени и характеру помощи обучающимся;
• по характеру учебных действий.
Эффективная реабилитация
Томатис-терапия — это система аудиовокальных тренировок, разработанная французским отоларингологом Альфредом Томатисом. Томатис-терапия состоит в звуковом воздействии посредством специального прибора — «Электронное ухо», через которое поступает фильтрованный звук определённых частот. В результате уши учатся слышать и воспринимать те звуки, которые не усваивались раньше.
ABA-терапия (Applied Behavioral Analysis) — прикладной анализ поведения или метод Ловааса) — система лечения расстройства аутистического спектра, впервые примененная доктором Иваром Ловаасом на факультете психологии Калифорнийского университета в 1987 году. Идея метода заключается в том, что социальные поведенческие навыки могут быть привиты даже детям с тяжёлой формой аутизма с помощью системы поощрений и последствий. ABA-терапия самая хорошо изученная система лечения расстройств аутистического спектра.
Холдинг терапия, укачивание ребенка и др.
ABA-терапия (Applied Behavioral Analysis)
Существуют три фазы:
То, что до поведения.
Само поведение.
Что за ним следует.
Каждая преследует одну из четырех целей:
Привлечение внимания
Желание чего-либо
Уклонение и избегание
Самостимуляция
Система поощрений
Поощрение – то, чем мы подкрепляем правильное поведение.
Жетонная система
Получение желаемого (еда, игрушки, качели, похвала или любимый вид деятельности)
Все награды/поощрения, даже материальные должны сопровождаться социальной поддержкой (похвала), со временем можно отказаться от материальной части и оставить только эмоциональную похвалу
Социальные истории и система карточек
Если ребенок испытывает тревожность в отношении определенных ситуаций, например, не знает, что делать во время мероприятия, то есть два потенциальных решения.
Во-первых, можно написать социальную историю. Это краткое описание определенной ситуации, иногда с картинками, с конкретной информацией о том, что и почему можно ожидать.
Во-вторых, можно использовать систему карточек с подсказками. На каждой карточке или в дневнике ученика можно написать несколько основных пунктов, чтобы ученик мог следовать точной процедуре, например, знал, что нужно делать, если он расстроен или беспокоится.
Сильные стороны стиля обучения людей с аутизмом
Для большинства людей с РАС сильная сторона – хорошее понимание визуальной информации.
ДЕТИ с РАС понимают то, что они ВИДЯТ, лучше, чем то, что они СЛЫШАТ. Для них характерен ВИЗУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ОБУЧЕНИЯ.
Визуальная поддержка – это способ предоставить этим людям информацию в более понятной, по сравнению с устной речью, форме.
Как партнеру по коммуникации, ВАМ очень важно понять, что другой человек понимает вашу речь гораздо хуже, чем вам может показаться.
Взаимодействие с аутичным ребенком необходимо строить в зависимости от диагноза и реальных возможностей самого ребенка.
Особое внимание при этом следует определять развитию мышечного, тактильного, зрительно-тактильного восприятия.
Низкая мотивация можем использовать следующий прием: брать руку ребенка и направлять ее, например, обводить пальчиком ребенка геометрические фигуры, контуры объемных и нарисованных предметов, при этом четко и многократно повторяя их названия.
В отдельных случаях, в зависимости от интеллектуальных возможностей ребенка и при его желании, можно поиграть в игру «Разговор с руками» , «Разговор с телом» , «Физкультурники», Покатай куклу»
При отработке навыков самообслуживания следует использовать пооперационные карты. Технология совместного создания и использования подобных карт («Создаем мультфильмы», «Физкультурники» , « Как одеться на прогулку» и др.)
Взаимодействие и влияние
Примите на себя роль не только помощника, но и учителя
Вместо того, чтобы позволять ребенку заниматься чем-то одному, поощряйте его делать это вместе с другими людьми
Не торопитесь, делайте паузы, давайте ребенку возможность вступить в коммуникацию
Во время игр с ребенком принимайте на себя роль партнера, а не лидера
Предоставляйте ребенку положительную обратную связь
Предоставьте ребенку с РАС причину для коммуникации
Поощрение просьб
Дайте ребенку игрушку, с которой трудно играть самостоятельно
Играйте с ребенком в игрушки «повышенного интереса»
Давайте предметы постепенно
Пусть ребенок сам решает, когда прекращать то или иное занятие
Увеличивайте объем общения, следуя за ребенком
Доброжелательность .
Агрессия взрослых – препятствие на пути к установлению положительного контакта.
Целеустремленность .Только ежедневное обучение позволит ребенку осваивать новые умения.
Терпимость по отношению к ребенку. Длительная работа и большие усилия взрослых приведут к положительным изменениям в развитии.
Внимательность и оптимистичность. Важно замечать каждый шаг ребенка.
Стремление поддержать ребенка в трудной ситуации.
Готовность поощрять ребенка каждый раз, когда он делает попытку выполнить задание, даже если она не очень успешна.
Требовательность взрослых в процессе обучения и повседневной жизни.
Нельзя позволять ребенку управлять собой.
Что надо знать о визуальной поддержке
Есть масса возможностей для использования визуальных инструментов в помощи людям с РАС любого возраста для достижения большей независимости и личного успеха.
Фотографии, линейные рисунки, компьютерные картинки, изображения из журналов, наклейки с продуктов, знаки, логотипы, реальные предметы и письменный язык – все это можно использовать для улучшения коммуникации и социализации.
Визуальные стратегии – это не просто маленькие картинки. Все, что вы видите, можно превратить в инструмент для коммуникации.
Цель – использовать такую визуальную поддержку, которая понятна нашим ученикам.
Когда нужно использовать визуальную поддержку при аутизме? ВСЕГДА.
Ребенок всегда должен знать, зачем он будет выполнять то или иное действие.
С этой целью в помещении, где находится аутичный ребенок, можно разместить так называемые пооперационные карты, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий.
Аутичные дети видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована: дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить.
Пооперационная карта "Обед" (Слайд 28)
Схему, отражающую нужную последовательность действий ребенка при выполнении задания, можно нарисовать так: (Слайд 29, 30)
Карточки-подсказки для обучения по программе TEACCH(Слайд 31)
Средства вспомогательной и альтернативной коммуникации (ВАК)
Система PECS — коммуникационная система обмена картинками (Frost and Bondy, 1994) (Слайд 32)
Интерактивные коммуникационные доски (Слайд 33)
Правила работы с аутичными детьми
1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
2. Исходить из интересов ребенка.
3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
4.Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
6. Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.
7. Как можно чаще разговаривать с ребенком.
8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
9.Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)
10.Избегать переутомления ребенка.