СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности коррекционной помощи детям с РАС

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важно осознавать, что аутизм – это не просто отсутствие отношений с  другим человеком, а особенная форма отношений с самим собой.     (Генри Элленберг)

Просмотр содержимого документа
«Особенности коррекционной помощи детям с РАС»

Особенности коррекционной помощи детям с РАС

РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

  • отрыв от реальности;

  • отгороженность от внешнего мира;

  • отсутствие или парадоксальность реакций на внешние раздражители,

  • нарушение адекватной эмоциональной связи со средой

Важно осознавать, что аутизм – это не просто отсутствие отношений с другим человеком, а особенная форма отношений с самим собой. (Генри Элленберг)

Основными признаками РДА, согласно Л. Каннеру, является триада симптомов:

1. аутизм с аутистическими переживаниями (нарушение способности к установлению эмоционального контакта);
2. стереотипное однообразное поведение с элементами одержимости;
3. своеобразное нарушение речевого развития.

Восприятие себя и мира
Обычные дети нуждаются в контакте с миром

Нейротипичные (то есть не имеющие отклонений в развитии) дети с удовольствием имитируют действия взрослых, исследуют, подражают.


Имитация – это эволюционный механизм, лежащий в основе обучения социально-необходимым навыкам и социальной поддержке. Имитируя, ребенок подает нам сигнал готовности к усвоению навыков, формальных действий, которые постепенно наполняются социально-значимым содержанием.


Аутичные дети выстраивают защиты от мира

впечатления для них самоценны, они не стремится поделиться ими с другими

у них отсутствует мотив (стандартная система поощрений/наказаний с таким ребенком не работает);

желают как можно скорее вернуться к занятию, приносящему ему глубокое удовлетворение


Восприятие себя и мира


Сигнал, воспринимаемый ребенком с нормальным слухом, зрением, тактильной функцией, неверно преобразуется по ходу передачи его в мозг и поступает в искаженном виде: прикосновение определенного типа ткани к телу может вызывать болевое ощущение, и наоборот, удар или болезненный для обычного человека укус насекомого не причинять боли. В супермаркете, в парке аттракционов или на празднике, когда много шума, движения, яркого освещения и красочных объектов, у аутиста может возникнуть состояние сенсорной перегрузки, которое нередко выливается в истерику.

Однако для таких детей характерно и чувство сенсорного голода: потребность в определенных ощущениях заставляет их воспроизводить одни и те же движения или звуки.


Хлои Ротчайлд 19 лет, в три года у нее был диагностирован аутизм, и он всегда был частью ее жизни. Несмотря на юный возраст, она занимается общественной деятельностью – информирует окружающих об аутизме и «переводит» поведение людей с аутизмом, которое может казаться непонятным.

«Наверняка были ситуации, когда человек с аутизм, с которым вы работаете или о котором заботитесь, был расстроен, а вы не могли понять почему. Множество раз я была сильно расстроена, но в тот момент я никому не могла объяснить причину. Я просто начинала плакать и кричать, хотя со стороны причин для этого не было. Однако за годы жизни я поняла, что причина/провоцирующий фактор есть всегда. Просто иногда такую реакцию вызывает фактор, который настолько скрыт, что его можно обнаружить, только если проанализировать много часов из череды событий. Это связано с тем, что истерика может быть реакцией на то, что произошло несколько часов или даже несколько дней и более назад.»


Агрессия у аутичных детей

Определение функции поведения

Каждое поведение имеет свою функцию (или причину возникновения).

  1. Получение чего-либо.
    2. Попытки избежать чего-либо.


Проанализируйте агрессивное поведение. Обратите внимание на то, в каких именно ситуациях и в какое время возникает агрессия, и задайте себе следующие вопросы:


  • Происходит ли это поведение обычно в каком-либо определенном месте? Или в конкретное время суток? По отношению к определенным взрослым или обучающимся, а может к членам семьи? Во время работы над заданиями из какой-либо конкретной предметной области?


  • Что чаще всего происходит после того, как возникает агрессия? Что вы делаете в качестве результата такого поведения? Что делают другие после того, как это поведение происходит?


  • Бывает ли такое время, когда агрессивное поведение не происходит? Задумайтесь о том, что было по-другому в этот момент.


Но что бы вы ни делали, оставайтесь последовательными, и собирайте данные постоянно и систематически.


Возможные факторы, провоцирующие неприятное поведение

— Сенсорная перегрузка.

— Неожиданные громкие звуки.

— Неприятные телесные ощущения или нарушения регуляции в организме.

— Чувства страха, тревоги, огорчения, нервозности или грусти по какому-либо поводу.

— Чувство, что тебя торопят.

— Изменения в привычном распорядке.

— Застревание на какой-то одной мысли.

— Слишком сильное возбуждение или восторг.

— Слишком много социальных требований в течение продолжительного периода времени.

Возможные способы уменьшить стресс


— Утяжеленное одеяло.

— Утяжеленный жилет.

— Утяжелитель на колени.

— Раскачивание в креске-качалке или на качелях.

— Отдых в месте без лишних сенсорных стимулов (сенсорные перерывы).

— Положить голову на парту или стол на какое-то время.

— Общение с помощью печати на планшете, компьютере, а не с помощью речи.


Как помочь вашему ребенку успокоиться


- Не надо кричать на меня или наказывать и осуждать меня за истерику, по крайней мере, нельзя делать это во время истерики, так как это заставляет меня чувствовать себя еще хуже. Помните, что разница между плохим поведением и истерикой в том, что первое можно контролировать, а второе – нет.

- Дайте мне время, чтобы понять, что происходит. Мне нужно побыть в тишине, чтобы это понять, я ничего не понимаю из-за слишком большого количества стимулов, поэтому если свести стимуляцию к минимуму, то я быстрее успокоюсь.

- Дайте мне знать, что вы рядом, если вы мне понадобитесь. Будьте готовы решать проблему и предотвращать такие случаи вместе со мной, когда я буду к этому готова.

- Игнорирование со мной не работает, так как я чувствую, что игнорируются мои потребности, желания и чувства.

- Помогайте мне принимать решения, если я сейчас на это не способен. Помогите объяснить окружающим, что у меня сейчас трудное время, и я не могу сделать это самостоятельно.

- Помогите мне добраться в тихое и безопасное место. Учтите, что на полное восстановление у меня может уйти несколько часов.

- Убедитесь, что я полностью успокоилась, прежде чем предъявлять ко мне какие-либо требования. Если этого не сделать, то цикл истерики начнется снова.


Отдых


1. Место отдыха – это безопасное и комфортное место, куда может пойти ученик с РАС , чтобы отдохнуть в полном одиночестве. Это может быть аудитория в школе или любое другое место по выбору самого школьника, о которой известно всем педагогам.


«Очень важно признать, что уединение – это часто физическая необходимость для детей с синдромом Аспергера» (Sainsbury, 2000).


2. Школьные кружки по интересам – это очень хорошая идея, особенно если у школьника с РАС есть какой-то выраженный интерес.


«Возможность наблюдать, как люди используют свои тела, лица и голоса, чтобы выражать эмоции, настолько важна для наших детей, что ее никак нельзя упускать» (Holliday Willey, 2003).


2.Система «приятелей». Очень важно, чтобы у ребенка была возможность с кем-то поговорить (с взрослым в случае необходимости). Тем не менее, ученикам нельзя впадать в зависимость от одного человека – в этом случае отсутствие этого человека может вызвать очень сильный стресс.


Первое взаимодействие с аутичным ребенком строится при опоре только на его интересы.

Очень важно помнить, что все ученики с РАС разные, и то, что работает для одного ребенка, может не так хорошо работать для других. Лучше быть гибкими и готовыми пересмотреть свой подход в случае необходимости.


Особые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра.

- в дозировании учебной нагрузки с учетом темпа и работоспособности;

- в особенно четкой и упорядоченной временно--пространственной структуре образовательной среды, поддерживающей учебную деятельность ребенка;

- потребность в специальной отработке форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем;

- в реализации практико-ориентированной и социальной направленности в обучении и воспитании школьников с РАС.


Технологии дифференциации и индивидуализации обучения.

  • Планирование учебной деятельности;

  • Дополнительное инструктирование,

  • Алгоритмизация проверки усвоения и самоконтроля в учении,

  • Стимулирование в процессе деятельности (посредством предоставления информационного и др. материалов);

  • Стимулирование поощрением, авансированием и т.д.;

  • Контроль над учебной деятельностью.


Технология дифференцированного обучения предполагает несколько этапов:


  1. Ориентационный этап (договорной).

  2. Подготовительный этап.

3. Основной этап

4. Итоговый этап


Способы дифференциации:


1. Дифференциация содержания учебных заданий:

• по уровню творчества;

• по уровню трудности;

• по объёму.


2. Использование разных приёмов организации деятельности детей на уроке, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется:

• по степени самостоятельности обучающихся;

• по степени и характеру помощи обучающимся;

• по характеру учебных действий.


Эффективная реабилитация


  • Томатис-терапия — это система аудиовокальных тренировок, разработанная французским отоларингологом Альфредом Томатисом. Томатис-терапия состоит в звуковом воздействии посредством специального прибора — «Электронное ухо», через которое поступает фильтрованный звук определённых частот. В результате уши учатся слышать и воспринимать те звуки, которые не усваивались раньше.


  • ABA-терапия (Applied Behavioral Analysis) — прикладной анализ поведения или метод Ловааса) — система лечения расстройства аутистического спектра, впервые примененная доктором Иваром Ловаасом на факультете психологии Калифорнийского университета в 1987 году. Идея метода заключается в том, что социальные поведенческие навыки могут быть привиты даже детям с тяжёлой формой аутизма с помощью системы поощрений и последствий. ABA-терапия самая хорошо изученная система лечения расстройств аутистического спектра.


  • Холдинг терапия, укачивание ребенка и др.



ABA-терапия (Applied Behavioral Analysis)

Существуют три фазы:

  1. То, что до поведения.

  2. Само поведение.

  3. Что за ним следует.

Каждая преследует одну из четырех целей:

  1. Привлечение внимания

  2. Желание чего-либо

  3. Уклонение и избегание

  4. Самостимуляция


Система поощрений


Поощрение – то, чем мы подкрепляем правильное поведение.

  • Жетонная система

  • Получение желаемого (еда, игрушки, качели, похвала или любимый вид деятельности)

Все награды/поощрения, даже материальные должны сопровождаться социальной поддержкой (похвала), со временем можно отказаться от материальной части и оставить только эмоциональную похвалу


Социальные истории и система карточек


Если ребенок испытывает тревожность в отношении определенных ситуаций, например, не знает, что делать во время мероприятия, то есть два потенциальных решения.


Во-первых, можно написать социальную историю. Это краткое описание определенной ситуации, иногда с картинками, с конкретной информацией о том, что и почему можно ожидать.


Во-вторых, можно использовать систему карточек с подсказками. На каждой карточке или в дневнике ученика можно написать несколько основных пунктов, чтобы ученик мог следовать точной процедуре, например, знал, что нужно делать, если он расстроен или беспокоится.


Сильные стороны стиля обучения людей с аутизмом
Для большинства людей с РАС сильная сторона – хорошее понимание визуальной информации.


ДЕТИ с РАС понимают то, что они ВИДЯТ, лучше, чем то, что они СЛЫШАТ. Для них характерен ВИЗУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ОБУЧЕНИЯ.


Визуальная поддержка – это способ предоставить этим людям информацию в более понятной, по сравнению с устной речью, форме.


Как партнеру по коммуникации, ВАМ очень важно понять, что другой человек понимает вашу речь гораздо хуже, чем вам может показаться.


  • Взаимодействие с аутичным ребенком необходимо строить в зависимости от диагноза и реальных возможностей самого ребенка.

  • Особое внимание при этом следует определять развитию мышечного, тактильного, зрительно-тактильного восприятия.

  • Низкая мотивация можем использовать следующий прием: брать руку ребенка и направлять ее, например, обводить пальчиком ребенка геометрические фигуры, контуры объемных и нарисованных предметов, при этом четко и многократно повторяя их названия.

  • В отдельных случаях, в зависимости от интеллектуальных возможностей ребенка и при его желании, можно поиграть в игру «Разговор с руками» , «Разговор с телом» , «Физкультурники», Покатай куклу»

  • При отработке навыков самообслуживания следует использовать пооперационные карты. Технология совместного создания и использования подобных карт («Создаем мультфильмы», «Физкультурники» , « Как одеться на прогулку» и др.)


Взаимодействие и влияние

Примите на себя роль не только помощника, но и учителя

Вместо того, чтобы позволять ребенку заниматься чем-то одному, поощряйте его делать это вместе с другими людьми

Не торопитесь, делайте паузы, давайте ребенку возможность вступить в коммуникацию

Во время игр с ребенком принимайте на себя роль партнера, а не лидера

Предоставляйте ребенку положительную обратную связь

Предоставьте ребенку с РАС причину для коммуникации

Поощрение просьб

Дайте ребенку игрушку, с которой трудно играть самостоятельно

Играйте с ребенком в игрушки «повышенного интереса»

Давайте предметы постепенно

Пусть ребенок сам решает, когда прекращать то или иное занятие

Увеличивайте объем общения, следуя за ребенком


  • Доброжелательность .

  • Агрессия взрослых – препятствие на пути к установлению положительного контакта.

  • Целеустремленность .Только ежедневное обучение позволит ребенку осваивать новые умения.

  • Терпимость по отношению к ребенку. Длительная работа и большие усилия взрослых приведут к положительным изменениям в развитии.

  • Внимательность и оптимистичность. Важно замечать каждый шаг ребенка.

  • Стремление поддержать ребенка в трудной ситуации.

  • Готовность поощрять ребенка каждый раз, когда он делает попытку выполнить задание, даже если она не очень успешна.

  • Требовательность взрослых в процессе обучения и повседневной жизни.

  • Нельзя позволять ребенку управлять собой.

Что надо знать о визуальной поддержке

Есть масса возможностей для использования визуальных инструментов в помощи людям с РАС любого возраста для достижения большей независимости и личного успеха.

Фотографии, линейные рисунки, компьютерные картинки, изображения из журналов, наклейки с продуктов, знаки, логотипы, реальные предметы и письменный язык – все это можно использовать для улучшения коммуникации и социализации.

Визуальные стратегии – это не просто маленькие картинки. Все, что вы видите, можно превратить в инструмент для коммуникации.

Цель – использовать такую визуальную поддержку, которая понятна нашим ученикам.


Когда нужно использовать визуальную поддержку при аутизме? ВСЕГДА.

Ребенок всегда должен знать, зачем он будет выполнять то или иное действие.


С этой целью в помещении, где находится аутичный ребенок, можно разместить так называемые пооперационные карты, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий.


Аутичные дети видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована: дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить.


Пооперационная карта "Обед" (Слайд 28)


Схему, отражающую нужную последовательность действий ребенка при выполнении задания, можно нарисовать так: (Слайд 29, 30)


Карточки-подсказки для обучения по программе TEACCH(Слайд 31)


Средства вспомогательной и альтернативной коммуникации (ВАК)


 Система PECS — коммуникационная система обмена картинками (Frost and Bondy, 1994) (Слайд 32)


Интерактивные коммуникационные доски (Слайд 33)


Правила работы с аутичными детьми

1. Принимать ребенка таким, какой он есть.

2. Исходить из интересов ребенка.

3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.

4.Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).

5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.

6. Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.

7. Как можно чаще разговаривать с ребенком.

8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.

9.Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)

10.Избегать переутомления ребенка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!