СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности и факторы формирования спроса. Категории спроса. Эластичность спроса.

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности формирования спроса. Факторы формирования спроса. Индивидуальный, рыночный и совокупный спрос. Изменение формирования спроса. Эластичность спроса.

Просмотр содержимого документа
«Особенности и факторы формирования спроса. Категории спроса. Эластичность спроса.»

Особенности и факторы формирования спроса. Категории спроса. Эластичность спроса.

Особенности и факторы формирования спроса. Категории спроса. Эластичность спроса.

Особенности формирования спроса Как правило, в экономической науке товары разделяют на две категории: Нормальные товары (при росте доходов покупателей спрос будет возрастать). Товары престижного спроса. Товары низшей категории (при росте доходов покупателей спрос может падать). Примеры: хлеб, картофель, рыба и т.д.  Пока люди бедны, их спрос на товары низшей категории формируется так же, как и на любой другой товар. Но как только доходы населения возрастают, как правило спрос на данную категорию товаров падает.

Особенности формирования спроса

Как правило, в экономической науке товары разделяют на две категории:

  • Нормальные товары (при росте доходов покупателей спрос будет возрастать).
  • Товары престижного спроса.
  • Товары низшей категории (при росте доходов покупателей спрос может падать). Примеры: хлеб, картофель, рыба и т.д.

Пока люди бедны, их спрос на товары низшей категории формируется так же, как и на любой другой товар. Но как только доходы населения возрастают, как правило спрос на данную категорию товаров падает.

Факторы формирования спроса Доходы покупателей. Рост доходов покупателей возрастание спроса улучшение качества товаров; Задание: изобразить в виде графика данную ситуацию на рынке. Рост доходов покупателей или снижение цены на товар падение спроса. Цены на дополняющие или заменяющие товары. Кривая спроса справедлива только в случаях: Неизменности полезности товаров. Неизменности уровня доходов покупателей. Неизменности цен на другие товары  Цена товара важна не сама по себе, а только по сравнению с другими товарами!  Исходя из этого, на рынке всегда присутствуют две категории товаров: Заменяющие товары. Дополняющие товары.

Факторы формирования спроса

  • Доходы покупателей.
  • Рост доходов покупателей возрастание спроса улучшение качества товаров;

Задание: изобразить в виде графика данную ситуацию на рынке.

  • Рост доходов покупателей или снижение цены на товар падение спроса.
  • Цены на дополняющие или заменяющие товары.

Кривая спроса справедлива только в случаях:

  • Неизменности полезности товаров.
  • Неизменности уровня доходов покупателей.
  • Неизменности цен на другие товары

Цена товара важна не сама по себе, а только по сравнению с другими товарами!

Исходя из этого, на рынке всегда присутствуют две категории товаров:

  • Заменяющие товары.
  • Дополняющие товары.
Факторы формирования спроса Ожидания относительно динамики цен в будущем. Люди опасаются существенного роста цен в будущем и покупают товаров больше, чем предсказывает кривая спроса. Численность и возраст покупателей. Абсолютное увеличение численности покупателей ведет к повышению спроса. Старение населения снижение спроса изменение товарной структуры спроса. Привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей. Влияние моды на данный фактор формирования спроса.

Факторы формирования спроса

  • Ожидания относительно динамики цен в будущем.
  • Люди опасаются существенного роста цен в будущем и покупают товаров больше, чем предсказывает кривая спроса.
  • Численность и возраст покупателей.
  • Абсолютное увеличение численности покупателей ведет к повышению спроса.
  • Старение населения снижение спроса изменение товарной структуры спроса.
  • Привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей.
  • Влияние моды на данный фактор формирования спроса.
Индивидуальный, рыночный и совокупный спрос Индивидуальный спрос – спрос, предъявляемый на рынке отдельным покупателем. Рыночный спрос – суммарный спрос, предъявляемый на рынке всеми покупателями (сумма всех спросов индивидуальных покупателей).

Индивидуальный, рыночный и совокупный спрос

  • Индивидуальный спрос – спрос, предъявляемый на рынке отдельным покупателем.
  • Рыночный спрос – суммарный спрос, предъявляемый на рынке всеми покупателями (сумма всех спросов индивидуальных покупателей).
Индивидуальный, рыночный и совокупный спрос  Формирование и изменение величин рыночного спроса в целом зависят от: Численности покупателей. Различий в доходах покупателей. Соотношения в общей численности покупателей лиц с разным уровнем дохода.  Под влиянием этих факторов спрос может как возрастать или убывать (кривая спроса сдвинется вправо-вверх или влево-вниз), так и менять закономерности своего формирования (вид кривой спроса изменится).

Индивидуальный, рыночный и совокупный спрос

Формирование и изменение величин рыночного спроса в целом зависят от:

  • Численности покупателей.
  • Различий в доходах покупателей.
  • Соотношения в общей численности покупателей лиц с разным уровнем дохода.

Под влиянием этих факторов спрос может как возрастать или убывать (кривая спроса сдвинется вправо-вверх или влево-вниз), так и менять закономерности своего формирования (вид кривой спроса изменится).

Изменение формирования спроса

Изменение формирования спроса

Индивидуальный, рыночный и совокупный спрос  Ситуация, показанная на графике кривой В описывает экономическое состояние России в 1990-е годы, когда основная масса населения была в состоянии покупать лишь самые дешевые товары, но в силу падения общей покупательной способности граждан, производители не смогли обеспечить рынок даже такими товарами из-за быстрого скачка цен и раскручивания инфляции.  Совокупный спрос – общее количество конечных товаров и услуг всех видов, которое все покупатели страны готовы приобрести в течение определенного периода времени при сложившемся уровне цен.

Индивидуальный, рыночный и совокупный спрос

Ситуация, показанная на графике кривой В описывает экономическое состояние России в 1990-е годы, когда основная масса населения была в состоянии покупать лишь самые дешевые товары, но в силу падения общей покупательной способности граждан, производители не смогли обеспечить рынок даже такими товарами из-за быстрого скачка цен и раскручивания инфляции.

Совокупный спрос – общее количество конечных товаров и услуг всех видов, которое все покупатели страны готовы приобрести в течение определенного периода времени при сложившемся уровне цен.

Индивидуальный, рыночный и совокупный спрос Если общий уровень цен в стране существенно повышается (например, под влиянием высокой инфляции), то покупатели начнут использовать часть своих доходов на иные цели. создание сбережений в форме наличных денег и вкладов в банках и иных финансовых учреждениях; приобретение товаров и услуг в будущем (т. е. начнут копить деньги под конкретные покупки, а не вообще, как в первом варианте); покупку товаров и услуг, производимых в других странах.

Индивидуальный, рыночный и совокупный спрос

Если общий уровень цен в стране существенно повышается (например, под влиянием высокой инфляции), то покупатели начнут использовать часть своих доходов на иные цели.

  • создание сбережений в форме наличных денег и вкладов в банках и иных финансовых учреждениях;
  • приобретение товаров и услуг в будущем (т. е. начнут копить деньги под конкретные покупки, а не вообще, как в первом варианте);
  • покупку товаров и услуг, производимых в других странах.
1). Товары неэластичного спроса (коэффициент эластичности меньше единицы). (Э " width="640"

Эластичность спроса

Эластичность спроса по цене – масштаб изменения величины спроса (в %) при изменении цены на 1%.

Коэффициенты эластичности позволяют

разбивать товары на 2 группы:

  • Товары эластичного спроса (коэффициент эластичности больше единицы). (Э 1).
  • Товары неэластичного спроса (коэффициент эластичности меньше единицы).
Эластичность спроса  На рынке существует ситуация, при которой коэффициент эластичности спроса может равняться единице (Э = 1). В таком случае говорят, что спрос абсолютно эластичен. В случае, если коэффициент эластичности равняется нулю (Э = 0), то говорят, что спрос абсолютно неэластичен.  С помощью коэффициента эластичности можно, например, найти ответ на вопрос о том, стоит ли повышать цены на товары ради увеличения доходов фирмы. Механизм поиска такого решения несложен и состоит в расчете того, насколько изменятся величина спроса и выручка (доход) от продаж при изменении цены.  Выручка от продаж — денежная сумма, получаемая при продаже и равная произведению числа проданных товаров на цену, по которой их купили.

Эластичность спроса

На рынке существует ситуация, при которой коэффициент эластичности спроса может равняться единице (Э = 1). В таком случае говорят, что спрос абсолютно эластичен.

В случае, если коэффициент эластичности равняется нулю (Э = 0), то говорят, что спрос абсолютно неэластичен.

С помощью коэффициента эластичности можно, например, найти ответ на вопрос о том, стоит ли повышать цены на товары ради увеличения доходов фирмы. Механизм поиска такого решения несложен и состоит в расчете того, насколько изменятся величина спроса и выручка (доход) от продаж при изменении цены.

Выручка от продаж — денежная сумма, получаемая при продаже и равная произведению числа проданных товаров на цену, по которой их купили.

Эластичность спроса  Уровни коэффициентов эластичности определяют три главных фактора: Наличие товаров-заменителей. Размер доходов покупателей (величина семейного бюджета). Время.  Эффект дохода заключается в том, что при снижении цены (или росте дохода) товар становится по отношению к общей величине дохода человека более дешевым и потому покупатель способен приобрести этот товар в большем количестве, не отказываясь от других своих привычных покупок, и наоборот. Правительство многих стран издавна устанавливает дополнительные налоги (акцизы) на малоэластичные товары.

Эластичность спроса

Уровни коэффициентов эластичности определяют три главных фактора:

  • Наличие товаров-заменителей.
  • Размер доходов покупателей (величина семейного бюджета).
  • Время.

Эффект дохода заключается в том, что при снижении цены (или росте дохода) товар становится по отношению к общей величине дохода человека более дешевым и потому покупатель способен приобрести этот товар в большем количестве, не отказываясь от других своих привычных покупок, и наоборот.

Правительство многих стран издавна устанавливает дополнительные налоги (акцизы) на малоэластичные товары.

Домашнее задание §9 повторить. §10 – 13 прочитать. Готовиться к тесту по §9 – 13.

Домашнее задание

  • §9 повторить.
  • §10 – 13 прочитать.
  • Готовиться к тесту по §9 – 13.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей