Особенности и факторы формирования спроса. Категории спроса. Эластичность спроса.
Особенности формирования спроса
Как правило, в экономической науке товары разделяют на две категории:
- Нормальные товары (при росте доходов покупателей спрос будет возрастать).
- Товары престижного спроса.
- Товары низшей категории (при росте доходов покупателей спрос может падать). Примеры: хлеб, картофель, рыба и т.д.
Пока люди бедны, их спрос на товары низшей категории формируется так же, как и на любой другой товар. Но как только доходы населения возрастают, как правило спрос на данную категорию товаров падает.
Факторы формирования спроса
- Рост доходов покупателей возрастание спроса улучшение качества товаров;
Задание: изобразить в виде графика данную ситуацию на рынке.
- Рост доходов покупателей или снижение цены на товар падение спроса.
- Цены на дополняющие или заменяющие товары.
Кривая спроса справедлива только в случаях:
- Неизменности полезности товаров.
- Неизменности уровня доходов покупателей.
- Неизменности цен на другие товары
Цена товара важна не сама по себе, а только по сравнению с другими товарами!
Исходя из этого, на рынке всегда присутствуют две категории товаров:
- Заменяющие товары.
- Дополняющие товары.
Факторы формирования спроса
- Ожидания относительно динамики цен в будущем.
- Люди опасаются существенного роста цен в будущем и покупают товаров больше, чем предсказывает кривая спроса.
- Численность и возраст покупателей.
- Абсолютное увеличение численности покупателей ведет к повышению спроса.
- Старение населения снижение спроса изменение товарной структуры спроса.
- Привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей.
- Влияние моды на данный фактор формирования спроса.
Индивидуальный, рыночный и совокупный спрос
- Индивидуальный спрос – спрос, предъявляемый на рынке отдельным покупателем.
- Рыночный спрос – суммарный спрос, предъявляемый на рынке всеми покупателями (сумма всех спросов индивидуальных покупателей).
Индивидуальный, рыночный и совокупный спрос
Формирование и изменение величин рыночного спроса в целом зависят от:
- Численности покупателей.
- Различий в доходах покупателей.
- Соотношения в общей численности покупателей лиц с разным уровнем дохода.
Под влиянием этих факторов спрос может как возрастать или убывать (кривая спроса сдвинется вправо-вверх или влево-вниз), так и менять закономерности своего формирования (вид кривой спроса изменится).
Изменение формирования спроса
Индивидуальный, рыночный и совокупный спрос
Ситуация, показанная на графике кривой В описывает экономическое состояние России в 1990-е годы, когда основная масса населения была в состоянии покупать лишь самые дешевые товары, но в силу падения общей покупательной способности граждан, производители не смогли обеспечить рынок даже такими товарами из-за быстрого скачка цен и раскручивания инфляции.
Совокупный спрос – общее количество конечных товаров и услуг всех видов, которое все покупатели страны готовы приобрести в течение определенного периода времени при сложившемся уровне цен.
Индивидуальный, рыночный и совокупный спрос
Если общий уровень цен в стране существенно повышается (например, под влиянием высокой инфляции), то покупатели начнут использовать часть своих доходов на иные цели.
- создание сбережений в форме наличных денег и вкладов в банках и иных финансовых учреждениях;
- приобретение товаров и услуг в будущем (т. е. начнут копить деньги под конкретные покупки, а не вообще, как в первом варианте);
- покупку товаров и услуг, производимых в других странах.
1). Товары неэластичного спроса (коэффициент эластичности меньше единицы). (Э " width="640"
Эластичность спроса
Эластичность спроса по цене – масштаб изменения величины спроса (в %) при изменении цены на 1%.
Коэффициенты эластичности позволяют
разбивать товары на 2 группы:
- Товары эластичного спроса (коэффициент эластичности больше единицы). (Э 1).
- Товары неэластичного спроса (коэффициент эластичности меньше единицы). (Э
Эластичность спроса
На рынке существует ситуация, при которой коэффициент эластичности спроса может равняться единице (Э = 1). В таком случае говорят, что спрос абсолютно эластичен.
В случае, если коэффициент эластичности равняется нулю (Э = 0), то говорят, что спрос абсолютно неэластичен.
С помощью коэффициента эластичности можно, например, найти ответ на вопрос о том, стоит ли повышать цены на товары ради увеличения доходов фирмы. Механизм поиска такого решения несложен и состоит в расчете того, насколько изменятся величина спроса и выручка (доход) от продаж при изменении цены.
Выручка от продаж — денежная сумма, получаемая при продаже и равная произведению числа проданных товаров на цену, по которой их купили.
Эластичность спроса
Уровни коэффициентов эластичности определяют три главных фактора:
- Наличие товаров-заменителей.
- Размер доходов покупателей (величина семейного бюджета).
- Время.
Эффект дохода заключается в том, что при снижении цены (или росте дохода) товар становится по отношению к общей величине дохода человека более дешевым и потому покупатель способен приобрести этот товар в большем количестве, не отказываясь от других своих привычных покупок, и наоборот.
Правительство многих стран издавна устанавливает дополнительные налоги (акцизы) на малоэластичные товары.
Домашнее задание
- §9 повторить.
- §10 – 13 прочитать.
- Готовиться к тесту по §9 – 13.