СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности формирования стратегии развития школы

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности формирования стратегии развития школы»

Круковская Марина Павловна,

директор Муниципального

общеобразовательного учреждения

«Средняя школа №83 города Макеевки»


ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ


Аннотация. В статье представлены результаты работы по проблеме формирования стратегии развития школы с целью обеспечения эффективности образовательного процесса. Раскрыты формы и методы работы, направленные на формирование стратегии развития школы.


Ключевые слова: стратегия, стратегическое управление, стратегический анализ

стратегическое планирование


В процессе работы над внедрением Государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденных приказами Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 года № 119-НП, 120- НП, 121- НП, зарегестрированный в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 13.08.2020 года , регистрационный № 3999, 4000, 4001, школа совершает качественное наращивание новых возможностей и их реализацию.

Новые вызовы требуют адекватной модернизации образовательной системы как ведущего фактора социально-культурного воссоздания, успешной жизнедеятельности человека ее последующего совершенствования. В этой связи повышается значение научного исследования состояния и прогнозирование тенденций, обоснования и проектирования практических мероприятий, [6] направленнях на «достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося …, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья». [14]

Радикальни изменения в Донецкой Народной Республики и в образовании требуют от руководства школ перехода на новую парадигму их функционирования в направлении усиления стратегического управления и оптимального обеспечения его важной функции – формирования стратегии развития общеобразовательного учреждения.

Данная проблема является многовекторной и достаточно сложной, ведь в системе образовательного менеджмента она недостаточно полно раскрыта учеными-педагогами и последовательно не реализована управленцами-практиками с учетом стратегических целей и заданий современной школы.

Цель статьи - рассмотреть научные подходы к разработке стратегии развития школы в соответствии с поставленнями целями и выбранными направлениями деятельности, определить особенности её усовершенствования.

Слово «стратегия» уже давно стало привычным, даже популярным среди современных руководителей, которые свободно употребляют его в повседневной работе, при этом оно символизирует наивысший уровень управленческой деятельности. [9]

Исторически понятие «стратегия» сложилось в военном лексиконе - это часть военного искусства, которое определяет общий характер вооруженной борьбы с целью достижения победы.

Стратегия рассматривается как образец, к которому стремится приблизиться организация; как общий комплексный план, назначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение целей организации. Стратегию как цель управления можно определить как идеальную модель организации, в которой реализуется «видение» его руководителей и владельцев и которая построена с использованием SWOT- анализа.

Стратегическое управление в образовании – это совокупность прогнозов, решений и действий относительно определения и реализации приоритетных направлений развития, которые обеспечивают достижение миссии и целей образовательного заведения. [11]

Формулировка стратегий рассматривается как один из существенных компонентов системы стратегического управления и предусматривает определение особенностей процесса создания отдельных стратегий и «стратегического набора». Формулировка стратегий является процессом, в ходе которого руководители устанавливают миссию, формируют систему целей, избирают стратегии, а также определяют все составляющие (компоненты) процесса стратегического управления.

Формирование стратегии является результатом процесса стратегического планирования, которую является набором действий и решений, сделанных руководством, что ведут к разработке конкретных стратегий, назначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

Формирование стратеги развития Муниципального общеобразовательного учреждения « Средняя школа № 83 города Макеевки» осуществляется с использованием SWOT- анализа, основывается на результатах анкетирования, изучении и обобщении результатов работы школы за предыдущий пятилетний период.

Основными документами, регламентирующими выбор стратеги развития школы, являються Государственные образовательные стандарты общего образования и Программы общего образования.

В процес формироавния стратеги развития администрацией был избран способ построения страгии с использованием трёхуровневоё стратегической пирамиды: деловая стратегия; функциональная стратегия; операционная стратегия.

Положения деловой стратегии определяются Основными образовательными программами общего образования МОУ « СШ №83», отражены в Плане развития школы и модели выпускника школы.

Положения функциональной стратегии реализуються через годовой план работы, программу развития универсальных учебных действий, программу воспитания и социализации обучающихся.

Операционная стратегия отображена в координационном плане деятельности на каждый месяц.

В Плане развития школы отмечены цель, задание, ожидаемые результаты, приоритетные направления работы и пути их достижения.

Для усовершенствования стратегии развития школы нужно использовать инструментарий, который очерчивает стратегию развития общеобразовательного учебного заведения: план развития школы, факторно-критериальную модель достижения целей и целевые программы.

Для этого администрация школы должна осуществить плановую и последовательную роботу над формированием стратегии деятельности ОУ – определенной иерархической системы, которую возглавляет миссия школы.

Миссия должна играть роль силы, которая объединяет усилие работников, дает возможность объединить разные цели и интересы всех участников учебно- воспитательного процесса: родителей, учеников, работников, определить общий диапазон обязанностей исполнителей, умело распределить ресурсы с учетом системных и локальных приоритетов, а также оценить действие отдельных факторов и элементов внешней и внутренней среды под единственным «углом зрения» (способствуют ли они или нет выполнению миссии).

Подытоживая вышесказанное, можно утверждать, что правильно сформулированная и сбалансированная стратегия развития стимулирует позитивную динамику развития учебного заведения. Формирование стратегии имеет многоуровневый характер и определяется осознанием общеобразовательным учреждением таких важных элементов своей деятельности, как: миссия, конкурентные преимущества, особенности организации, услуга, ресурсы, структура, организационную культуру. Учитывая многоплановый характер деятельности школы, нужно отметить определенный перечень взаимосвязанных стратегий, которые представляют собой так называемый «стратегической набор» — систему стратегий разного типа.


Литература

  1. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Учебное пособие для вузов. Под ред. Петрова А. Н. Спб: Питер. 2005г. 496с.

  2. Библиографическое описание: Николаева, С.В. Стратегия развития образовательного учреждения/ С.В.Николаева.- Текст: непосредственный//Молодой ученый.- 2016.- № 11(115).-С.977_ 879.- URL:https://moluch.ru/archive/115/30939/ ( дата обращения 06.12.2020)

  3. Баканов Г. Б., Стратегический менеджмент. Курс лекций. Таганрог: МРЦПКиПК ЮФУ. 2014г. URL: http://bizedu.ru/?p=1415( дата обращения 06.12.2020)

  4. Гершун А., Горский М. Технология сбалансированного управления. М:ЗАО «Олимп —Бизнес». 2006г. 416с. URL: http://www.al24.ru/pdf_kniga_8411.html ( дата обращения 06.12.2020)

  5. Дмитренко Г.А., Олийник В.В., Ануфриева О.Л. Целевое управление: измерение результативности деятельности учеников и педагогов: Навч.-метод. пособие. – К.: УИПКККО, 1996. – 84 с.

  6. Дмитренко Г.А. Стратегической менеджмент. Целевое управление на основе квалиметричного подхода: Учебной пособие. К.: ИЗМН., 1996, - 140с. Ельникова Г.В. Основы адаптивного управления (тексты лекции) -Х.:Видав. гр. «Основа», 2004г. – 128с.

  7. Закон Донецкой Народной Республики « Об образовани» URL: https://www.donippo.org/нормативно-правовое-обеспечение-2020-2021-уч/ (дата обращения 06.12.2020)

  8. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: теория и практика. Учебное пособие для вузов. М:Аспект Пресс. 2002г. 415. URL: https://may.alleng.org/d/manag/man058.htm ( дата обращения 06.12.2020)

  9. Мельник В.К.Технология стратегического планирования деятельности общеобразовательного учебного заведения / УКД 37.014.543 Теория и методика управления образования № 3, 2010 г.


  1. Мкртчян Г. А. Психология экспертной деятельности в образовании: Теория. Методология. Практика. Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002г. 182 с. URL: https://docplayer.ru/34816457-Mkrtychyan-g-a-psihologicheskaya-ekspertiza-v-innovacionnom-obrazovanii-teoriya-i-praktika.html (дата обращения 06.12.2020)

  2. Общей обзор процесса стратегического управления // Методическая работа в школе: теоретические принципы, система работы, опыт \ Укл. Григораш В.В. – Х., Вид. группа «Основа», 2000

  3. Пушкарева Е. А., Ю. В. Пушкарев. О современных проблемах развития теории и практики образовательного процесса. Философия образования. 2010г. № 4 (33). 51с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15551593 URL: (дата обращения 06.12.2020)

  4. Светенко Т. В. «Инновационный менеджмент в управлении школой». Учебное пособие. Т. В. Светенко, Г. В. Галковская. М:АПКиППРО, 2008г. 72с. URL: https://www.studmed.ru/svetenko-t-v-galkovskaya-g-v-innovacionnyy-menedzhment-v-upravlenii-shkoloy_e56110ec218.html (дата обращения 06.12.2020)

  5. Государственный образовательный стандарт основного общего образования URL: https://www.donippo.org/нормативно-правовое-обеспечение-2020-2021-уч/ (дата обращения 06.12.2020)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!