Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ ДОО.
Приемы формирования и развития эмоционально-волевой сферы детей ДОО
Педагог-психолог Малащенко Н.С .
Эмоции - это психологические состояния, вызванные нейрофизиологическими изменениями, по-разному связанные с мыслями, чувствами, поведенческими реакциями и степенью удовольствия или неудовольствия.
Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте
А.Н. Леонтьев
Эмоциональная сфера
Мотивационная сфера
Самосознание
Дошкольный возраст - «период первоначального фактического склада личности»
Л.С.Выготский утверждал, что развитие детей с ОВЗ осуществляется в соответствии с общими закономерностями детского развития, он подчеркивал, что соотношение между интеллектом и аффектом иное, чем в норме, и считал, что именно эта характеристика важна для понимания своеобразия психики.
Эмоционально-волевая сфера ребенка с ОВЗ представлена:
Отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций
Характерны слабая воля и слабая заинтересованность в оценке деятельности
Игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием
Несамостоятельность, повышенная внушаемость, беспечность
Повышенная возбудимость
Заторможенность, тревожность
Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ часто характеризуются различными расстройствами
Поведение легковозбудимых детей
Расторможенность, психическая неустойчивость
Трудности в коммуникации, агрессия
Повышенная утомляемость, импульсивность
Трудности в соблюдении правил в игре
Трудности в усвоении норм и правил группы
Поведение тревожных детей
Ранимость, чувствительность
Стеснительность
Обидчивость, плаксивость
Привязанность ко взрослому
Страхи
Характерные особенности в эмоционально-волевом развитии детей с ОВЗ
Недостаточная дифференцированность эмоциональных реакций
Неадекватность реакций на воздействие окружающей среды
Уход от ситуации взаимодействия
Агрессивность, конфликтность
Слабая ориентировка в нравственно-этических нормах поведения
Снижение общей коммуникативной активности
Ведущая деятельность дошкольника
Игра
Центр познавательной деятельности
Игра
Игра – деятельность, которая ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка.
Эмоции
Основные методы развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста
Игра
Арт-терапия
Эффективные техники общения
Психологический тренинг с педагогами по применению эффективных техник общения с детьми
Включение в общую деятельность с детьми группы
Психологическая безопасность
Общие рекомендации педагогам по взаимодействию с детьми с ОВЗ
Безусловное принятие ребенка
Создание ситуации успеха
Адаптация материала
Учет индивидуальных особенностей
Сотрудничество с родителями и специалистами
Семинары-практикумы, родительские клубы
Консультации, составление рекомендаций
Спасибо за внимание!