Просмотр содержимого документа
«Особенности адаптации учащихся пятых классов»
Особенности адаптации учащихся пятых классов.
Педагог – психолог Л.Ф.Белявских
Физиологические изменения:
- Интенсивный рост
- Резкое повышение функции обмена веществ
- Усиление деятельности желез внутренней секреции.
Интенсивный рост
- Рост увеличивается на 5-8 см (девочки растут быстрее)
- Рост происходит неравномерно: растёт скелет и конечности в длину, а грудная клетка отстаёт в развитии.
- Подросток становится угловатым, нескладным.
Проблемы, возникающие вследствие быстрого роста:
- Работа сердца, лёгких, кровоснабжение мозга не обеспечивают полноценную работу организма в целом. Это приводит:
- К быстрой и внезапной смене состояний и настроений подростка
- К повышению кровяного давления
Гормональная буря
- Бурное физиологическое развитие организма
- Половое созревание
- Повышенная утомляемость(повышенная двигательная активность, затем- сильная возбудимость или сонливость)
Чувство взрослости
Выражается в
отношении
подростка к себе как
к взрослому и желании
утвердить свою
взрослость.
Вызывает у подростков
стремление к
самостоятельности
и независимости .
Проблемы
- Болезненная чувствительность к оценкам взрослых
- Острая реакция на попытки взрослых умалить их достоинство, игнорировать их взрослость, недооценить их права.
Формирование самосознания подростка
Интерес к себе, к своей внутренней жизни, к свом качествам, поиск ответа на вопрос «Что я за человек?»
Трудности, возникающие при переходе в пятый класс
Смена классного руководителя
Трудности, возникающие при переходе в пятый класс
Множество разных учителей ведёт к необходимости приспосабливаться на каждом уроке:
- к темпу и речи учителя
- к стилю преподавания каждого учителя
- к разным требованиям, предъявляемым каждым учителем
Трудности, возникающие при переходе в пятый класс
Появление новых предметов
Трудности, возникающие при переходе в пятый класс
Новые
требования
Трудности, возникающие при переходе в пятый класс
- Отсутствие постоянного кабинета (переход из кабинета в кабинет на разные уроки)
- Смена позиции (самые старшие в начальном звене – самые младшие в среднем звене)
Новые условия обучения
- возросший темп работы
- возросший объём работ
- новые требования к оформлению работ
- необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней
Проявления трудностей в адаптации
- Снижение интереса к учёбе
- Нежелание идти в школу
- Отсутствие домашнего задания в дневнике
- Снижение успеваемости
- Негативные характеристики в адрес школы, учителей
- Повышенная тревожность
- Непредсказуемые реакции
- Отстранение от взрослых
- Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка
Признаки успешной адаптации
подростка процессом
обучения
справляется с программой
- Подросток старается самостоятельно выполнить учебные задания
- Удовлетворённость межличностными отношениями с одноклассниками и учителями
как помочь ребёнку в период адаптации
- Безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он может столкнуться
- Если что- беспокоит в поведении ребёнка – обсудите это с классным руководителем
- О произошедших важных событиях в семье сообщайте классному руководителю
- Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов
- Помогите ребёнку выучить имена новых учителей
- Не ослабляйте сразу контроль за учебной деятельностью ребёнка
- Приучайте ребёнка к самостоятельности постепенно
- По возможности познакомьтесь с его одноклассниками, дайте возможность ребёнку пообщаться с ними после школы
- Недопустимы физические меры воздействия, запугивание, критика
- Учитывайте темперамент ребёнка в период адаптации
- Поощряйте ребёнка, и не только за учебные успехи
- Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребёнка
- Создайте благоприятный психологический климат в семье. проявляйте терпение, внимание и понимание
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ