СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы здорового образа жизни(ЗОЖ)

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основы здорового образа жизни(ЗОЖ)»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Западный филиал







РЕФЕРАТ

по дисциплине «Физическая культура»

на тему: «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ(ЗОЖ)»





Выполнила студентка 1 курса

дневного отделения группы 22СД1-о9

правоведческого факультета

Гришина Елена Сергеевна

Руководитель: Морозова Т.Л.

















Калининград

2022

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

В современных условиях социальной, экономической и политической нестабильности нашего общества эта группа молодежи испытывает наибольшее отрицательное воздействие окружающей среды, так как их половое и физическое становление совпадает с периодом адаптации к новым, изменившимся для них условиям жизни, обучения, высоким умственным нагрузкам.

Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение. Другие излишествуют в еде, вызывая, тем самым, развитие ожирения, склероза сосудов, а у некоторых – сахарного диабета. Третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от умственных и бытовых забот, всегда беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что, в конечном итоге, приводит к заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.















ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО ЦЕННОСТЬ

К началу XXI века нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной со здоровым образом жизни, поскольку здоровый образ жизни - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.

Здоровье человека - результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов. Считается, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий:

• наследственность - 20%;

• окружающая среда - 20%;

• уровень медицинской помощи - 10%;

• образ жизни - 50%.

В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых, выглядят так:

• человеческий фактор - 25% (физическое здоровье - 10%, психическое здоровье - 15%);

• экологический фактор - 25% (экзоэкология - 10%, эндоэкология - 15%);

• социально-педагогический фактор - 40% (образ жизни: материальные условия труда и быта - 15%, поведение, режим жизни, привычки - 25%);

• медицинский фактор - 10%.

Не случайно все последние годы все чаще говорится о здоровом образе жизни не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Тем не менее, феномен здорового образа жизни личности изучен далеко не полностью, хотя проблемы культуры духа и тела ставились еще в эпоху древних цивилизаций. Актуальность изучения проблемы формирования отношения у студентов к здоровому образу жизни как профессиональной ценности в широком социокультурном аспекте обусловлена спецификой этой социально-профессиональной группы, особенностями ее положения и роли в обществе. Детство и юношество нынешнего российского студенчества целиком приходятся на постперестроечный период, когда в силу известных экологических и социально-экономических причин заметно ухудшилось здоровье населения в целом, детей в особенности. Вследствие чего в обществе встает задача ликвидаций этих последствий.

Важнейшая роль в решении этой задачи отводится системе высшего образования с возможностью поэтапной реализации обозначенных проблем и учета возрастных и психологических особенностей студентов. Большое значение для формирования у студентов отношения к здоровому образу как профессиональной ценности имеют общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины и физическая культура в частности.















































ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Воспитание здорового образа жизни человека направлено на формирование физически и духовно здоровой личности, предполагает отказ от вредных привычек и повышения роли физической культуры и спорта и заключается в реализации:

• программ социально-психологической помощи;

• программ по профилактике наркотической, алкогольной, табакокурения и иных видов зависимостей;

• программы по профилактике ВИЧ-инфекций;

• программ по профилактике правонарушений.



Студенты, являясь частью общества, в полной мере подвержены воздействию комплекса неблагоприятных факторов, связанных с современной экономической ситуацией. Многие студенты вынуждены покидать привычную домашнюю среду, начинают жить в общежитии либо снимают комнату, что существенно влияет на образ жизни, требуя приспособления к новым условиям жизни. Интенсивность современного учебного процесса, связанная с ростом учебных нагрузок, которые в свою очередь сопровождаются снижением физической активности, также неблагоприятно влияет на здоровье студентов.



Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – совокупность разумных способов жизнедеятельности человека, социальной группы, общества в целом. Здоровый образ жизни имеет своей целью не просто сохранение и укрепление здоровья, но такую осмысленную его трату, которая сама стимулирует становление потенциала здоровья. Здоровый образ жизни человека заключается в его активной позиции в поисках смысла жизни, в способности к изменению установок сознания по отношению к здоровью и жизни, в творческом подходе ко всем видам жизнедеятельности, в целенаправленной работе над собой, в индивидуализации процессов обучения, труда, спортивной тренировки, гармонизации.

Существует несколько подходов к решению проблемы формирования здорового образа жизни у студентов:



По утверждению Околлеова В.А. считает, что процесс формирования здорового образа жизни студентов в процессе их обучения, предполагающий развитие у них способности к рефлексии, к рефлексивному отбору способов ориентации учащихся на здоровый образ жизни, становится успешным при соблюдении следующих педагогических условий:



- наделение студентов информацией, получаемой в различных организационных формах обучения и воспитания, смыслом, происходящее в условиях контекстного обучения, позволяющего специально создавать ситуации выбора поступков и ценностей, становится основой для становления личностного, заинтересованного отношения к здоровому образу жизни;



- личностное отношение к здоровому образу жизни выражается в мотивации поступков и действий, которая способна как вызывать побуждения, так и формировать их на основе осознаваемых ценностных аспектов здорового образа жизни;



- овладение студентами опытом формирования ЗОЖ учащихся, развитие у них способности к осмыслению результатов своей деятельности и деятельности другого – сокурсника, ученика, человека;



- преднамеренно создаваемые в учебном процессе и спонтанно возникающие в период педагогической практики проблемные ситуации, разрешаемые студентами по критерию ценностей здоровья, здорового образа жизни, становятся основой для исповедования здорового образа жизни и ориентации учащихся на здоровый образ жизни



Иванова С.Ю. указывает на то, что необходимо обеспечить процесс формирования потребности студентов в здоровом образе жизни, актуализируя и реализуя совместную деятельность всех преподавателей вуза. Этому способствует проведение научно-практических конференций в вузе по вопросам сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни, семинаров для преподавателей по использованию здоровье сберегающих технологий в вузе.



Журавская Н.В. считает, что укрепление здоровья студентов в вузах становится одной из главных гуманистических проблем. Как нам представляется, ее решение возможно только на основе придания физическому воспитанию и образованию компетентностной направленности, главной целью которой становится формирование у обучающихся осознанной личной необходимости в здоровом образе жизни.

Поэтому в целях направления студентов на путь ведения здорового образа жизни во многих вузах со студентами проводятся индивидуальные и групповые консультации-тренинги по нормализации их состояния.

ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

1. Плодотворный труд - важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.

2. Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

3. Личная гигиена – она включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления. Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Определить время, необходимое для сна, всем без исключения людям нельзя Потребность во сне у разных людей неодинакова. В среднем эта норма составляет около 8 часов. К сожалению, некоторые люди рассматривают сон как резерв, из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иных дел. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности.

4. Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека. Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле. Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность курильщика (желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевременное увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость).

5. Закаливание - мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

6. Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

7. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни. Лицам, страдающим хроническими заболеваниями, нужно соблюдать диету.

РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА СТУДЕНТА

Работоспособность – потенциальная возможность выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.Для ее поддержания на высоком уровне необходимо соблюдать режим труда и отдыха.

Режим труда и отдыха – это устанавливаемые для каждого вида работ порядок чередования периодов работы и отдыха и их продолжительность.

Рациональный режим – такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени.

Соблюдая наиболее целесообразный режим дня, человек лучше приспосабливается к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Если физиологические ресурсы организма иссекают – наступает чувство дискомфорта, быстрая утомляемость в течение дня, упадок сил, высокий риск заболеваемости, а так же растущий уровень стресса. Из этих состояний достаточно трудно вернуться к привычному высокопроизводительному состоянию, поэтому необходимо вести четко организованный образ жизни: соблюдать постоянный режим в учебе, отдыхе, питании, сне, заниматься физическими упражнениями. При каждодневном соблюдении одинакового режима, организм достаточно быстро привыкает и в дальнейшем, после выполнения одного вида деятельности быстро готовится и перестраивается на другой, будь то отдых после учебной деятельности, или подготовка семинаров после посещения спортивного зала. Все эти действия закрепляются цепью условных рефлексов.

Режим дня – нормативная основа жизнедеятельности для всех студентов. Но, он должен быть индивидуален для каждого: в зависимости от конкретных условий, состояния здоровья, уровня работоспособности, личным интересам, склонностям и навыкам студента. Важно обеспечивать постоянство того или иного вида деятельности в пределах суток, не допуская значительных отклонений от заданной нормы. Режим будет реальным и выполнимым, если он динамичен и строится с учетом непредвиденных обстоятельств.

Залог успеха – в планировании своего времени. Студент, который регулярно в течение 10 минут планирует свой рабочий день, сможет ежедневно сэкономить 2 часа, а также вернее и лучше справиться с важными делами.

Надо взять за правило каждый день выигрывать один час времени. В течение этого часа никто и ничто не может помешать. Таким образом, студент получает время – возможно, самое важное для человека – личное время. Его можно потратить по своему усмотрению по-разному: дополнительно на отдых, на самообразование, хобби либо для внезапных или чрезвычайных дел.

Студент должен правильно чередовать труд и отдых. После занятий в университете и обеда, 1,5-2 часа необходимо потратить на отдых. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека («контрастный» принцип построения отдыха). Вечернюю работу проводить в период с 17 до 23 часов. Во время работы через каждые 50 минут сосредоточенного труда отдыхать 10 минут (сделать легкую гимнастику, проветрить комнату, пройтись по коридору, не мешая работать другим).

Необходимо избегать переутомления и однообразного труда. Например, нецелесообразно 4 часа подряд читать книги. Лучше всего заниматься 2-3 видами труда: чтением, расчетными или графическими работами, конспектированием. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне помещений - на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т.п.



























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги выбранной темы хотелось бы сказать, что несомненно, каждый человек обязан заботиться о своём здоровье.

Формирование здорового образа жизни зависит исключительно от воли и желания каждого.

Главным условием сохранения здоровья, бесспорно, является активный образ жизни, который включает в себя личную гигиену, закаливание, рациональное питание, отказ от вредных привычек и, конечно же, активный образ жизни.

Стоит задумываться о своём здоровье, ведь потом его очень сложно восстановить.

Следует выполнять все правила здорового образа жизни:

1. Не стоит иметь страсть к вредным привычкам, такие как наркотики, курение, алкоголь.

2. Соблюдать режим дня.

3. Заниматься физической культурой.

4. Закаливаться и т.д.

Здоровый образ жизни и физическая культура органически едины в своей гуманистической направленности, ориентированы на конкретную личность. Физическая культура создает необходимые предпосылки и условия для здорового образа жизни, однако, не следует думать, что занятия физической культурой и спортом автоматически гарантируют хорошее здоровье. Исследованиями установлено, что из общего числа факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья студентов, на занятия физической культурой и спортом приходится 15-30%, на сон - 24-30%, на режим питания - 10-16%, на суммарное воздействие других факторе - 24-51%.Систематические занятия физической культурой благотворно воздействуют на все системы функции организма: сердечно -сосудистую, дыхательную, на деятельность опорно-двигательного аппарата и т.д.

Систематические занятия физической культурой дадут вам не только крепкие мышцы, хотя и это немало, они сами по себе являются сильнейшим дисциплинирующим фактором. Положительное воздействие систематических занятий физической культурой и спортом на характерологические особенности личности студентов.

Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!