Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Соколовская СОШ»
Основы воспитания финансовой
грамотности детей дошкольного
возраста
Подготовила
Воспитатель МКОУ
«Соколовская СОШ»
Бакалова К.С.
Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом - Приучай его с детства заниматься трудом, чем он раньше познает, как хлеб достаётся - Тем полезней ему будет в жизни потом!..
С овременная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Федеральная правовая основа, направленная на повышение уровня финансовой грамотности населения
У каз Президента Российской Федерации от 13.04.2010 №2 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы»;
Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2011 №2 120 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека»;
Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 №2 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 №2 2300-1 «О защите прав потребителей»;
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»;
«Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», утвержден Президентом Российской Федерации 28.04.2011 № Пр-1168;
Р
аспоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 №2 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;
Р
■
т
Федеральная правовая основа, направленная на повышение уровня финансовой грамотности населения
аспоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 № 1837-р «Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 № 1532 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики»;
«Модельный закон о просветительской деятельности», принят в г. Санкт-Петербурге 20.05.2016 Постановлением 4411 на 44-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ.
Р
аспоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.
Ведомственные нормативные акты
П риказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
Приказ Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. № 1н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образования».
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата).
Ф
едеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование».
Региональная правовая основа
в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
З акон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.06.2000 № 56-оз «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»;
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.06.2009 № 85-оз «Об Уполномоченном по правам ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»;
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.04.2011 № 27-оз «О реализации государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»;
Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 № 412-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие гражданского общества Ханты-Мансийского автономного округа - Югрына 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года»;
Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.04.2016 № 110-п «О мерах по реализации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2016 - 2018 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Э кономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
Г
лавными учителями финансовой грамотности остаются родители (или опекуны).
Ч то отличает финансово грамотного человека?
Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка.
Первая ступень - возраст с 5 до 7 лет.
В это время главные детские черты - любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание, но при этом - огромные запасы энергии. Как раз в этом возрасте пора учить, как вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег. Формировать умение отличать желания от потребностей
Формы взаимодействия с детьми
О
сновная форма обучения - игра
Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.
Учение в дидактической игре - появляется уже в дошкольном возрасте.
К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.
Картотека игр
п о финансовой грамотности для детей 6-7 лет
Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:
Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
Сначала зарабатываем - потом тратим. Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», - соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена - это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине - это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги - это посредник.
Деньги любят счет. Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.
Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.
Твои деньги бывают объектом чужого интереса. Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.
Не все покупается. Прививаем понимание того, что главные ценности - жизнь, отношения, радость близких людей - за деньги не купишь.
Финансы - это интересно и увлекательно!
Игра «Размен»
Ц ель: научить считать деньги.
Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов. Количество участников: 1-5.
С
уть игры: Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра- соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.
Игра «Кто кем работает?»
Ц ель. На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.
Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.
Суть игры: Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются. Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии.
Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.
Организуйте постепенный переход к сюжетно - ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).
Три поросенка
Почему поросята построили разные домики?
Кто из них оказался прав и почему?
Б уратино хотел получить много денег сразу для добрых дел, но что он сделал не так?
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Почему поступки старухи нельзя назвать правильным экономическим поведением?
Что значит «остаться у разбитого корыта»?
Пословицы и поговорки об экономическом
поведении: как ты понимаешь?
Б ез труда не вытащить рыбку из пруда
Семь раз отмерь, один раз отрежь
С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся
За всякое дело берись умело
Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается
Простые правила экономического поведения
Всегда соразмеряй свои желания и возможности, делай выбор в пользу главного и необходимого
Помни, что только честным трудом, своими знаниями можно добиться настоящего успеха
Прежде, чем что-то сделать, узнай все о том, как, зачем и почему это нужно делать, какие могут быть последствия
Помни, что ты живешь среди людей и сотрудничество с ними, уважение их стремлений - важная часть успеха на пути к твоим целям