05.11.2020 г.
Открытая трибуна (РМО учителей ОБЖ Тайшетского района)
Вершинин Юрий Александрович, учитель ОБЖ МКОУ СОШ № 14 г. Тайшета
«Основы военно-патриотического воспитания школьников. Особенности проведения мероприятий военно-патриотической направленности с учащимися и допризывной молодежью» (из опыта работы).
Одной из важных задач государства является военно-патриотическое воспитание молодёжи, в основе которого лежит подготовка молодых людей страны к службе в Вооружённых Силах РФ, воспитание любви к армии, формирование высокого чувства гордости за принадлежность к России, постоянной готовности к защите Родины. Выпускники школы, будущие защитники Родины должны быть высокообразованными, физически развитыми молодыми людьми, обладающими высокими моральными принципами. На это нацеливает нас национальная доктрина образования в РФ, утверждённая федеральным законом, которая является основополагающим государственным документом. Она определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.
В своё время в Тайшетском районе вопросам подготовки молодёжи к службе в армии и организации военно-патриотического воспитания уделялось большое внимание, что позволило к моменту отмены НВП, во многих образовательных организациях района создать отличную учебно-материальную базу НВП. Но, к сожалению, как и везде, на волне псевдодемократии и дешёвого популизма отдельных политиков и общественных деятелей, институт подготовки молодёжи к службе в армии и военно-патриотического воспитания, в районе был разрушен. Под лозунгом борьбы за демилитаризацию школы, НВП практически была упразднена. Но, как показало время, школа и общество, в целом, ровным счётом ничего от этого не выиграли. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Появилась устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Исходя их всего этого, на сегодняшний день - вопросы патриотического воспитания надо считать особо злободневными и актуальными.
Цель патриотического воспитания: создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.
Основные задачи патриотического воспитании: подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Российской Армии. Воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине, формирование профессионально значимых качеств и умений, верности конституционному и воинскому долгу, воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам, физическое и духовно-нравственное развитие подростков, совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.
Основными принципами являются: принципы добровольности, взаимодействия, учета индивидуальных и возрастных особенностей, равноправия и сотрудничества, самостоятельности, ответственности, коллективности. В нашем образовательном учреждении патриотическое воспитание обучающихся - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у них высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Она спланирована и проводится по направлениям:
В рамках урочной деятельности осуществлять эту задачу патриотического помогают разнообразные формы и методы обучения. В работе применяются различные активные формы познавательной деятельности, это: беседы, обсуждение сообщений, ролевые игры, видеоуроки, ситуационные задачи, экскурсии, практические работы, защита рефератов, практикум, смотр знаний и умений. В процессе преподавания курса ОБЖ используются следующие типы уроков: урок изучения нового материала, урок применения и совершенствования знаний, умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-практикум, игровые информационно-коммукативные и кейс-технолокии.
Важное место в учебной работе занимает самоконтроль (рефлексия) и контроль. Мною разработаны тестовые задания по разделам курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-х - 11-х классов (правда, в настоящее время обучение в параллелях 5-6 классов не ведется), которые предназначены для контроля изученного материала на предыдущем уроке или для закрепления знаний по определенной тематике или разделу. В тестовые задания включаются также и вопросы, интегрированные с другими предметами (история, физика, химия, биология, технология, физическая культура) для расширения уровня общих знаний и кругозора обучающихся, а также и носящие воспитательные моменты, которые непосредственно связаны с изучаемым материалом. Таким образом, процесс патриотического воспитания основан на широком спектре форм и методов работы, которые используются мною при организации образовательной деятельности.
Приложение
Уровень знаний по предмету ОБЖ (МКОУ СОШ № 14 г. Тайшета)
Учебный год | Всего учащихся (курс ОБЖ) | Успеваемость | Качество | Уровень обученности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2006-2007 | 386 (5-11 класс) | 100% | 76% | 4.2 |
2007-2008 | 338 (5-11 класс) | 100% | 76% | 4.17 |
2008-2009 | 313 (5-11 класс) | 100% | 75% | 4.03 |
2009-2010 | 298 (5-11 класс) | 100% | 79% | 4.16 |
2010-2011 | 257 (5-11 класс) | 100% | 82% | 4.18 |
2011-2012 | 277 (5-11 класс) | 100% | 81% | 4.17 |
2012-2013 | 206 (5, 7-11 кл.) | 100% | 83% | 4.27 |
2013-2014 | 209 (5, 7-11 кл.) | 100% | 80% | 4.20 |
2014-2015 | 199 (5, 7-11 кл.) | 100% | 91% | 4.39 |
2015-2016 | 215 (5, 7-11 кл.) | 100% | 95% | 4.48 |
2016-2017 | 264 (5-11 кл.) | 100% | 91% | 4.4 |
2017-2018 | 287 (5-11 кл.) | 100% | 86% | 4.3 |
2018-2019 | 293 (5-11 кл.) | 100% | 81% | 4.1 |
2019-2020 | 253 (6-11 кл.) | 100% | 84% | 4.3 |
2020-2021 | 175 (7-11 кл.) | | | |
Успеваемость, качество и уровень знаний школьников,участников экзамена (в т.ч.- по выбору) – курс ОБЖ (ОВС), 9, 10, 11 класс (МКОУ СОШ № 14 г. Тайшета)
Учебный год | Всего учащихся, курс ОБЖ (% выпускников, выбравших экзамен по ОБЖ, пошедших учебные сборы по ОБЖ(ОВС)) | Успеваемость | Качество | Уровень обученности выпускников (экзаменуемых) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2006-2007: 9, 10 (сборы, экз.), 11 кл. | 101 (62%) | 100% | 70% | 4.2 |
2007-2008: 9, 10 (сборы, экз.), 11 кл. | 92 (73%) | 100% | 75% | 4.36 |
2008-2009: 9, 10 (сборы, экз.) кл. | 36 (48%) | 100% | 53% | 3.78 |
2009-2010: 9, 10 (сборы, экз) кл. | 59 (74%) | 100% | 56% | 3.88 |
2010-2011: 9, 10 (сборы, экз.) кл. | 52 (83%) | 100% | 88% | 4.43 |
2011-2012: 9, 10 (сборы, экз.) кл. | 36 (63%) | 100% | 92% | 4.58 |
с 2012-2013: 9, 10 (УВПС, экз.) кл. | 44: 35+ 9 (85%) | 100% | 73% | 4.32 |
2013-2014: 10 кл. (УВПС-экз.), юн. | 12 (100%) | 100% | 83% | 4.33 |
2014-2015: 10 кл. (УВПС), юн. | 9 (100%) | 100% | 89% | 4.56 |
2015-2016: 10 кл. (УВПС), юн. | 7 (100%) | 100% | 100% | 4.43 |
2016-2017: 10 кл. (УВПС), юн. | 10 (100%) | 100% | 100% | 5.0 |
2017-2018: 10 кл. (УВПС), юн. | 10 (100%) | 100% | 80% | 4,5 |
2018-2019: 10 кл. (УВПС), юн. | 15 (100%) | 100% | 87% | 4.1 |
2019-2020: 10 кл. (УВПС), юн. | 13 | экзамен | не | проводился |
2020-2021: 10 кл. (УВПС), юн. | 13 | | | |
Учебные сборы. Учитывая сложившуюся в последние десятилетия ситуацию, руководством страны принимаются кардинальные меры по улучшению положения дел. В марте 1998 года была принята новая редакция Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», которая вводит в стране обязательную и добровольную систему подготовки молодёжи к военной службе, военно-патриотическое воспитание, а также лечебно-оздоровительную работу, без чего невозможно воспитание здорового поколения России. Принято Постановление Правительства РФ№ 1441 от 31 декабря 1999 года, подписанное В.В.Путиным - «Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к военной службе». На основании этого постановления издан совместный приказ Минобороны РФ и Минобрнауки РФ от 24.02.2010 г. № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах». Учебные сборы (УВПС) проводятся по курсу ОБЖ/ОВС (основам безопасности жизнедеятельности / основам военной службы) с учащимися – юношами, успешно закончившими 10-й класс и допущенными к учебным сборам по итогам обучения и состоянию здоровья.
До 2012 года УВПС проводились на базе в/ч 41158 г. Нижнеудинска, с 2013 года сборы проводятся на базе образовательных организаций Тайшетского района.
Основные мероприятия УВПС организовывались на основании «Программы» и «Графика проведения учебных сборов (в форме экзамена по предмету ОБЖ (ОВС)) юношей 10-х классов на базе образовательных учреждений г. Тайшета и Тайшетского района» и имели следующие задачи:
Формирование морально-психологических и физических качеств граждан РФ, необходимых для прохождения военной службы.
Воспитание патриотизма, уважения к историко-патриотическому прошлому России и Героической истории ее Вооруженных Сил.
Закрепление знаний по основам военной службы, строевой подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ), устройства современного стрелкового оружия, приемов и правил обращения с оружием.
Практическое закрепление полученных в течение учебного года знаний и по «Основам военной службы» и «Физической культуре» в ходе выполнения практических действий и нормативов.
Проведение военно-профессиональной ориентации на овладение военно-учебными специальностями и выборе профессии военного.
Задачи, поставленные на период проведения УВПС в форме полевых сборов или в форме экзамена выполнялись в полном объеме, в т.ч. были рассмотрены следующие вопросы (практически выполненные на полевых выездах или отраженные в экзаменационных билетах):
жизнь, быт и размещение военнослужащих;
организационная структура отделения, взвода, роты; функции и задачи ВС РФ;
функции и задачи ВС РФ;
ритуалы ВС РФ;
дружба и войсковое товарищество - основа боевой готовности подразделений и частей ВС РФ;
патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества Защитника Отечества;
история создания и боевой путь ВС РФ;
боевая техника и вооружение ВС РФ;
суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда;
строевые приемы и движение без оружия;
огневая подготовка;
радиационная, химическая и биологическая защита;
военная форма одежды и знаки различия военнослужащих;
обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе.
Можно с уверенностью считать, что проведение таких сборов необходимо, но в первую очередь (и это – очень важно) – проводить их необходимо на базе действующей воинской части.
Во-первых, все занятия проходят по утверждённому распорядку дня.
Во-вторых, все занятия практические, вырабатываются навыки и умения, необходимые в военной службе:
по огневой подготовке - приёмы и правила стрельбы из автомата с -выполнением учебного норматива по стрельбе;
по тактической подготовке – нормативы по передвижению на поле боя (отделение в обороне);
по курсу РХБЗ – изучают средства индивидуальной защиты и порядок их практического использования в бою;
по строевой подготовке – учащиеся изучают обязанности солдата перед построением и в строю, строевые приёмы и движение без оружия;
по Уставам Вооружённых сил – размещение, жизнь и быт военнослужащих, воинская дисциплина, её сущность и значение, караульная служба.
Старшеклассники учатся оказывать первую медицинскую помощь, изучают
В третьих, вся обстановка жизни в полевых условиях способствует формированию многих качеств будущего воина: чувства товарищества, воли, выдержки, терпения.
И в четвёртых, юноши учатся общению со сверстниками, так как в УВПС принимают участие все десятиклассники Тайшетского района.
Юноши на сборах участвуют в различных соревнованиях как в личном, так и в командном зачёте. Завершением военно-тактической и практической подготовки на сборах являются стрельбы из боевого автомата. Старшеклассники учатся оказывать первую медицинскую помощь, изучают средства защиты от оружия массового поражения, отрабатывают нормативы по физической подготовке: бег на короткие и длинные дистанции, силовая подготовка, полоса препятствий, спортивные игры. На учебно-полевых сборах проходят встречи с участниками локальных войн и вооружённых конфликтов, офицерами запаса и военного комиссариата.
Всё это позволяет юношам почувствовать себя настоящими мужчинами.
Таким образом, школа не должна ставить вопрос: готовить или не готовить молодёжь к военной службе в организациях общего образования.
Совершенно очевидно, что чем короче срок службы, сложнее сама служба, тем лучшую военно-специализированную подготовленность к ней должен иметь допризывник. Самое недостойное – посылать совсем не подготовленных юношей для выполнения воинского долга, давать им в руки сложную технику и смертоносное оружие, заведомо делать их пушечным мясом. А военно-патриотическое воспитание, подготовка граждан к выполнению их конституционного долга это – одно из самых важных направлений патриотического воспитания. Оно традиционно ближе и понятнее современной молодежи, потому что их деды, отцы, близкие являлись и являются непосредственными участниками событий, связанных с войнами.
Можно с уверенностью сказать, что военно-патриотическое воспитание - это одна из высших форм патриотического воспитания, ориентированная на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, привитие гордости за русское оружие, любви к русской военной истории, военной службе и военной форме одежды, сохранение и приумножение славных воинских традиций.
Внеклассную (внеурочную) деятельность можно считать ведущей целью основной работы по организации военно-патриотического воспитания в школе. Военно-патриотическое воспитание является той областью деятельности, которая формирует чувства, мысли, идеи, понятия, поступки, связанные с защитой своего Отечества.
Военно-патриотическое воспитание молодежи имеет четыре основных направления:
идейно-политическое;
морально-психологическое;
физическое воспитание;
военно-техническая подготовка.
Российский патриотизм и интернационализм невозможно рассматривать в отрыве друг от друга. Сегодня сущность военно-патриотического воспитания состоит в выработке гибкой системы, на основании которой следует вести целенаправленную работу по формированию у молодежи любви и преданности Родине, чувства уважения к ратному труду, воинской службе, к героическим традициям российского народа и его Вооруженных Сил.
Военно-патриотическое воспитание – сфера творчества. Оно имеет множество форм и методов подготовки и проведения, зависит от уровня школьных классов (начальные, средние, старшие). Какие из форм наиболее интересны для ребят, увлекают, «прижились»? Из опыта работы школы 14, по военно-патриотическому воспитанию следует, что там, где администрация учебного заведения заблаговременно планирует эту работу, включая весь педагогический коллектив, родительский и ученический актив в зависимости от периода года, «красных» дат календаря, Дней воинской славы, эти мероприятия военно-патриотического содержания проходят интересно, увлекательно и полезно.
К таким мероприятиям урочного и внеурочного характера можно отнести следующие:
уроки мужества, встречи с ветеранами войн и тружениками тыла, воинами Вооруженных Сил РФ;
занятия по строевой, огневой, тактической подготовке на уроках с юношами и девушками 9-11 классов и на учебных сборах с юношами 10 –х классов;
планирование и проведение военно–патриотической работы во время прохождения учебных сборов с юношами 10-х классов;
спортивные соревнования по военно–прикладным видам спорта (военно-спортивное многоборье, стрельба, кросс, метание гранат, силовые единоборства, плавание и т.д.);
изучение текста военной присяги, знаков различия, формы одежды, воинских званий с акцентом на историю их возникновения, изменения в связи с историческими реформами Вооруженных Сил;
изучение наград, почетных званий, степеней отличия, истории их зарождения;
изучение типов боевой техники и оружия, истории их создания и их преимущественных отличий от зарубежных аналогов;
изучение правил обращения с оружием, порядка разборки, сборки, хранения и ухода за ним;
организация встреч с выпускниками посвятившими себя служению Отечеству;
изучение биографий и подвигов сверстников в годы Великой Отечественной войны;
изучение воинских и патриотических ритуалов и их значения для военной службы;
обсуждение произведений литературы и искусства на патриотическую тему,
просмотр тематических передач на телеканале «Звезда» с последующим обсуждением;
написание сочинений, посвященное ратному подвигу земляка;
конкурс рисунка ко Дню защитника Отечества или ко Дню Победы;
краткое сообщение о целях, сроках и порядке первоначальной постановки юношей на воинский учет, профессионально-ориентационная работа военной направленности с юношами и девушками (рассказ о военных учебных пунктах при гражданских высших учебных заведениях и правилах приема в военные институты, институты силовых ведомств);
поисковая и исследовательская работа;
турпоходы и экскурсии (тематические); походы по местам боевой славы (в т.ч. – времен Гражданской войны в период становления Советской власти в Тайшетском районе);
вахты памяти, недели славы;
посещение и поздравление, помощь ветеранам, «экспедиция милосердия»;
тематические вечера по случаю праздников видов Вооруженных Сил, Дней воинской Славы России;
соревнования и мероприятия, посвященные «Дню защитника Отечества» и «Дню Победы»;
клубная деятельность;
предметные олимпиады по ОБЖ и ФК;
военно-спортивные кружки;
шефство над могилами, памятниками, памятными досками, установленными в честь погибших защитников Отечества;
посадка деревьев на аллеях памяти погибшим землякам или защитникам села, города;
викторины на военно-патриотическую тематику;
смотры строя и песни учащихся 1-2-й ступеней обучения;
несение почетного караула у монументов, памятников воинской славы;
совместные с РОСТО (ДОСААФ) мероприятия военно-патриотической направленности;
оформление и работа в Школьном музее (при его наличии) или Уголке Боевой славы;
военно-профориентационная работа с юношами и их родителями;
шефство над инвалидами войны и труда;
школьные конкурсы-смотры военно-патриотической работы;
проведение месячника оборонно-массовой работы;
проведение акции «Георгиевская ленточка»;
проведение спортивных соревнований с допризывной молодежью (как в рамках Спартакиада образовательных организаций Тайшетского района, так и внеспаркакиадного характера);
заочные интернет конкурсы и олимпиады предметного (по ОБЖ, ФК) и внеурочного (патриотического и военно-патриотичегкого направления);
др. мероприятия.
Эти мероприятия и соревнования проводятся регулярно на школьном, межшкольном, районном, муниципальном, региональном и федеральном уровнях, причем многие из них связаны с подготовкой юношей к военной службе.
Одним из традиционных мероприятий ежегодного месячника оборонно-массовой работы в образовательных организациях Тайшетского района можно назвать - «Муниципальный военно-спортивный конкурс учащихся общеобразовательных организаций Тайшетского района «К защите Родины готов!», который проводится в преддверии (накануне) праздника, посвященного «Дню Защитника Отечества». В последние годы, учитывая материально-техническое оснащение образовательных организаций, их удаленность от муниципального центра и количественный состав обучающихся школ (а также - кадровый состав педагогов, учителей ФК и ОБЖ и общее количество школ-участников) этот конкурс стал поводиться в три основных этапа по следующим номинациям:
I этап: номинация «Конкурс проектов патриотической направленности» (предварительный, проводится - заочно).
II этап: «Конкурс общефизической и стрелковой подготовки», (предварительный, проводится очно) по следующим номинациям:
Стрельба из пневматической винтовки (норматив по ВФСК «ГТО);
Поднимание туловища за 60 сек (норматив по ВФСК «ГТО);
Подъем переворотом на высокой перекладине за 60 сек (норматив по ФК).
III этап «Конкурс общевоинской подготовки» (итоговый, проводится также – очно, на основании конкурсного отбора и по итогам первых двух этапов) по следующим номинациям :
Одевание общевойскового противогаза (норматив №1 по РХБЗ);
Неполная разборка - сборка АК-74 / АКМ (норматив №7 и №8 по ОП);
Снаряжение магазина АКМ учебными патронами (норматив №10 по ОП);
Лучший командир (отдельный зачет, вне общекомандного зачета);
Смотр строя и песни (отдельный зачет, вне общекомандного зачета).
По результатам конкурса определяются призовые места в каждом виде номинаций. Победителями в общем зачёте становятся команды, набравшие наименьшее количество суммы-мест во всех видах трех этапов соревнований (кроме следующих номинаций: «Лучший командир» и «Смотр песни и строя», которые оцениваются отдельно).
Личный и командный зачет (в последние годы) также осуществляется - отдельно среди сельских и городских школ.
В текущем учебном году, учитывая особенности эпидемиологической обстановки в стране и Тайшетском районе (в связи с вирусной инфекцией COVID-19) можно рассмотреть вопрос о проведении конкурса «К защите Родины готов!» в дистанционном формате (участники конкурса заснимут на видео выполнение упражнений и направят их для комиссионного судейства в адрес Управления образования).
Итогами качественного участия школьников и персонала школы в мероприятиях военно-патриотической, физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности являются ее результаты: первые и призовые места, занятые обучающимися и персоналом в личном и командном зачетах при участии в мероприятиях школьного, межшкольного, муниципального, регионального и федерального уровней.
Материально-техническая база и кабинет ОБЖ в образовательной организации имеют немаловажное значение. Школе необходима достаточно хорошая материально-техническая база и методическое обеспечение по курсу ОБЖ. Ее развитию способствуют, как правило следующие факторы:
Понимание администрацией важности и необходимости данного направления работы и, как следствие, выделение финансирования на приобретение инвентаря, оборудования и наглядных средств обучения.
Интерес обучающихся к данной области знаний, что даёт возможность вести большую внеурочную по курсу ОБЖ.
Тесное взаимодействие с воинской частью (при ее наличии) или другими силовыми и организационными структурами (ДОСААФ, полиция, «Служба спасения» и др.), а также - общественностью, различными структурами местного уровня.
Тесное взаимодействие членов педагогического коллектива, направленное на оптимизацию усилий по повышению эффективности патриотического воспитания.
Для проведения работы по основам безопасности жизнедеятельности на должном уровне в школе необходим оборудованный кабинет. В кабинете надо иметь стенды по гражданской обороне, по основам военной службы, по Дням воинской славы России, по огневой подготовке, погоны и эмблемы Вооружённых Сил Российской Федерации, по правилам оказания первой помощи и др. (согласно установленной форме). Надо иметь необходимый комплект учебников, методическую литературу для преподавателя. Разработанный тестовый материал по всем изучаемым темам.
Для кабинета ОБЖ рекомендовано иметь:
видеоматериалы по разделам учебной программы;
2 массогабаритные модели автомата Калашникова, оборудованные столы для разборки и сборки автомата;
2 учебных магазина с комплектами учебных патронов;
2 пневматические винтовки и переносной тир;
Элементы полосы препятствий;
Гири, гранаты, муляжи мин, мишени, наглядность по правилам прицеливания и корректировке стрельбы;
Камуфляжную форму;
Мультимедиа;
Фотографии и информация о парнях – выпускниках, призванных в ряды Вооружённых сил РФ, проходящих службу по контракту;
И др..
Таким образом, кабинет ОБЖ и учебно-материальная база играют большую роль в осуществлении патриотического воспитания обучающихся.
Результатом планомерности и системности проводимой военно-патриотической работы является то, что наши юноши не боятся службы в армии. Они уверены в своих силах, в своих умениях и навыках. Родители могут быть спокойны за своих сыновей. Бывшие школьники, неся службу, с достоинством и честью выполняют свой воинский долг. И, судя по откликам наших ребят-выпускников, юношам, которые прошли в школе курс “Основы военной службы” (в рамках курса «ОБЖ»), активно участвовали в школьных мероприятиях военно-патриотического характера, намного легче, чем другим, входить в воинские коллективы. Ведь они уже многое знают и умеют практически – стрелять, нести внутреннюю службу, выполнять строевые приёмы, жить в полевых условиях, участвовать в тактических учениях. Проводя подготовительную работу с допризывниками, в педагогическом коллективе школы, в беседах с родителями, подчёркиваю и убеждаю, что военную службу в настоящее время отменить нельзя будет по определению и в обозримом будущем военную службу будут нести не сколько по призыву, сколько по контракту, а поэтому и надо решать вопрос, как обеспечить безопасность наших ребят на военной службе.
Учащиеся школы интересуются военной службой. Ученики нашей школы успешно поступают в военные училища, выбирая профессии военных, а также - сотрудников МВД и других силовых структур.
В заключении надо сказать, что работа школы, по военно-патриотическому воспитанию требует дальнейшего совершенствования, углубления по всем направлениям, главный итог которой, выпускник школы - патриот, надёжный будущий защитник Родины! Нельзя забывать, что XXI век по многим военно-политическим прогнозам учёных и специалистов, не обещает быть спокойным из-за уменьшающихся сырьевых ресурсов планеты. За более чем тысячелетнюю историю России, заполненную трагедиями и триумфами, менялись названия государства, переименовывались улицы, города и посёлки, но всегда было, есть и будет для всех нас святым и неизменным, родным и близким, трепетным понятие - Родина, Отчизна.
Литература
Советский энциклопедический словарь. - М.: Научное издательство «Советская энциклопедия»; Изд. четвертое, 1990.
Смирнов А.Т., Васнев В.А., Основы военной службы: Кн. для учителя. – М. Издательство «Дрофа», 2004.
Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М.П. ОБЖ: Дидактические материалы. 5-9 кл.- М.: Издательство «Дрофа», 2000 – 320 с.
Мазыкина Н.В., Мишин Б.И. Сборник нормативных правовых документов и материалов по военно-патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе. – М.: Мнемозина, 2000 – 199 с.
Военно-профессиональная подготовка учащихся 10-11 классов. – М.: Издательство Дрофа, 2004.
Учебно-материальная база НВП в школе. – М.: Просвещение, 1989.
Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник для учащихся. – М.: Просвещение, 2007.
Военный энциклопедический словарь.- М.: Военное издательство, 2003.
Конституция РФ. – Сибирское университетское издательство, 2010.