СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы цифровой экономики : методические материалы для обу-чающихся специальности 27.02.07 Управление качеством продукции, про-цессов и услуг (по отраслям)

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приведен теоретический и практический материал, необходимый для успешного изучения дисциплины Назначение издания – помощь обучающимся в получении знаний по дисциплине «Основы цифровой экономики».

Просмотр содержимого документа
«Основы цифровой экономики : методические материалы для обу-чающихся специальности 27.02.07 Управление качеством продукции, про-цессов и услуг (по отраслям)»

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования

«Кузбасский государственный технический университет

имени Т. Ф. Горбачева»


Кафедра экономики



Составитель Т. А. Тюленева




ОСНОВЫ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ


Методические материалы



Рекомендовано цикловой методической комиссией
специальности 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов

и услуг (по отраслям)
в качестве электронного издания
для использования в образовательном процессе

















К



емерово 2023

Рецензенты:

Кучерова Е. В. – кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева»

Понкратова Т. А. – кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева»





Тюленева Татьяна Александровна

Основы цифровой экономики : методические материалы для обучающихся специальности 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям) / сост. Т. А. Тюленева; Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева.– Кемерово, 2023. – Текст : электронный.








Приведен теоретический и практический материал, необходимый для успешного изучения дисциплины.

Назначение издания – помощь обучающимся в получении знаний по дисциплине «Основы цифровой экономики».











 Кузбасский государственный технический университет

имени Т. Ф. Горбачева, 2023

 Тюленева Т. А.,

составление, 2023

ПРЕДИСЛОВИЕ


Целью освоения дисциплины «Основы цифровой экономики» является формирование представлений о сущности цифровой экономике, технологических, организационных, инфраструктурных и нормативно-правовых условиях еѐ формирования, особенностях функционирования и тенденциях развития в мире и России.



1 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1 Содержание дисциплины в соответствии с учебным планом


  • соответствии с учебным планом изучение дисциплины «Основы цифровой экономики» предусматривает практические занятия и самостоятельную работу обучающихся.


1.2 Содержание практических занятий


На практических занятиях преподаватель осуществляет контроль подготовки и качества знаний обучающегося, используя опрос по контрольным вопросам и защиту отчетов по практическим работам. Требования к содержанию и оформлению последних изложены в разделе 1.4 «Содержание самостоятельной работы» настоящих методических материалов.

В ходе подготовки к опросу по контрольным вопросам обучающиеся самостоятельно изучают основную и дополнительную литературу. На практическом занятии каждому обучающемуся будут заданы два вопроса из списка по соответствующей теме, приведенного ниже.

На практическом занятии, предусматривающем выполнение практической работы (ПР) и формирование по ее итогам отчета, преподаватель объясняет условия практического задания и дает обучающимся ответы на вопросы, касающиеся ее выполнения.


Контрольные вопросы по теме 1 «Основы цифровизации экономики»

1. Как сегодня можно определить понятие «цифровая экономика»?

2. Какие ключевые события развития национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» вам известны?

3. Какие главные цели определены в национальном проекте «Цифровая экономика Российской Федерации»?

4. С какими другими национальными проектами и программами связан национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации»?

5. Какие этические риски несет внедрение цифровых технологий?


Контрольные вопросы по теме 2 «Интернет-маркетинг»

1. Какие возможности таргетированной рекламы в социальных сетях вы знаете?

2. Что представляет собой оптимизация и поисковое продвижение?

3. В чем основные отличия контекстной рекламы от медийной?

4. Каковы перспективные средства коммуникаций с целевой аудиторией на основе cовременных информационных технологий?

5. Каким образом происходит выбор методов продвижения в сети Интернет?

6. Происходит ли контроль проекта поискового продвижения сайта и если да, то кем контролируется процесс?

7. Каким образом создается макет рекламы для повышения продаж с помощью интернет-коммуникаций ?

8. Что представляет собой веб-сайт и какие виды сайтов вы знаете?

9. Какие форматы баннеров нового поколения существуют в настоящее время?

10. Перечислите цели применения методов продвижения продукции в Интернете.


Контрольные вопросы по теме 3 «Новые условия производства и формы занятости в цифровой экономике»

1. Показатели развития цифровой индустрии.

2. Проблемы перехода РФ к цифровой экономике.

3. Перспективы развития цифровой экономики в России и за рубежом.

4. Сетевая коммерция как элемент сетевой экономики.

5. Четвертая промышленная революция и информационная глобализация.

6. Персонализированный омниканальный формат взаимодействия с клиентами

7. Инструменты дополненной и виртуальной реальности для детального изучения продукта.

8. Стратегии отношения с клиентами в условиях цифровизации.

9. Новые источники прибыли и факторы конкурентоспособности в условиях цифровизации.

10. Деловая среда в цифровом сообществе.


Контрольные вопросы по теме 4 «Информационная безопасность в цифровой экономике»

1. Какая информация является конфиденциальной?

2. Что относится к защищаемой информации?

3. Что понимается под политикой безопасности?

4. Что понимается под несанкционированным воздействием на защищаемую информацию?

5. Дайте понятие конфиденциальности, целостности и доступности информации.

6. Дайте определение информационной безопасности.

7. Какие цели и задачи включает в себя концепция национальной безопасности РФ?

8. Перечислите основные виды угроз информационной безопасности РФ.

9. Дайте определение комплексного обеспечения информационной безопасности.

10. Перечислите основные элементы организационной основы государственной системы обеспечения информационной безопасности РФ.



Контрольные вопросы по теме 5 «Технология «Умный» город»

1. Какова сущность концепции «умный город»?

2. В каких отраслях предполагаются изменения при внедрении национального проекта «Умный город»?

3. Каковы достоинства и недостатки внедрения концепции «умного» города?

4. В чем заключается необходимость внедрения концепции «умного» города?

5. Какие нормативные правовые документы Российской Федерации обеспечивают развитие «умного» города?


Отчеты по практическим работам


Практическое занятие 1.1. Работа с порталом госуслуг

  1. Ознакомиться со структурой и содержанием сайта государственных электронных услуг (http://www.gosuslugi.ru/).

  2. Посмотреть демонстрационный ролик о возможностях, которые предоставляются порталом для доступа к информационным системам государственных ведомств. В отчет включить копию главного окна сайта.

  3. Изучить, как работает портал.

  4. Какие виды электронных услуг доступны посредством каталога услуг?

  1. Зарегистрируйтесь на сайте Госуслуги. Какая информация необходима для создания Личного кабинета?

  1. Найти и распечатать перечень Государственных услуг, предоставляемых Федеральной таможенной службой.

  1. Найти и распечатать информацию о Государственной услуге, которая предназначена для регистрации владельцев таможенных складов (Реестр ведения владельцев таможенных складов). В отчет включить полное описание услуги.

  1. Найти и распечатать информацию о Выдаче пропусков для въезда (проход1) лиц и транспортных средств в пограничную зону, разрешений на хозяйственную, промысловую и иную деятельность, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий, содержание и выпас скота в пограничной зоне, промысловую, исследовательскую, изыскательную и иную деятельность в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, где установлен пограничный режим.

  


Практическое занятие 1.2. Онлайн-платежи через банковские системы

Последовательно зайдите на сайты платежных систем. Проведите их сравнительный анализ согласно перечню вопросов, дайте на них письменные ответы в таблице.

1. Какие учреждения в on-line являются организаторами создания этих платежных систем?

2. К какому типу электронных платежных систем их можно отнести: дебетовых или кредитных?

3. Какие схемы электронных платежей предлагаются пользователям на этих сайтах?

4. Каким образом можно стать пользователем этих систем?

5. Предоставляют ли эти платежные системы возможность создания и поддержки Internet-магазина?

6. Как решаются на этих сайтах вопросы защиты коммерческой и личной информации при ее передаче по сети?

7. Можно ли использовать в этих платежных системах электронную цифровую подпись для аутентификации пользователя?

8. Есть ли региональные ограничения на использование этих платежных систем?

9. Имеют ли сайты этих платежных систем демонстрационный режим работы, с помощью которого рядовой Пользователь Internet может ознакомиться с их работой?

10. Если на вопрос 9 ответ позитивен, выясните, какая из перечисленных платежных систем предоставляет наибольшие возможности работы в демонстрационном режиме и которые именно?

11. Имеют ли удобный для Пользователя интерфейс эти сайты? Проведите их сравнительный анализ.

12. Как можно приобрести программное обеспечение для пользования этими электронными платежными системами и создания Internet- магазинов, пользования услугами Internet-банкинга (если система предоставляет эту услугу)?

 

 Практическое занятие 2.1. Площадки интернет-магазинов

Задание:

- найти информационные ресурсы по выбранному варианту задания;

- ознакомиться с описанием, структурой и особенностями работы электронной торговой площадки;

- проанализировать практику работы на электронных торговых площадках;

- составить перечень мероприятий по организации работы на электронных торговых площадках на предприятии;

- подготовить краткую аналитическую записку (цель, задачи работы, найденные ресурсы и их краткая характеристика, достоинства, недостатки, выводы, предложения);

- подготовить сообщение (презентацию) на практическом занятии;

- ответить на контрольные вопросы.

Варианты задания

Наименование электронной торговой площадки

Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов

Электронные торговые площадки, являющиеся официальными операторами электронных торгов / аукционов для государственных и муниципальных нужд: ЗАО «Сбербанк - АСТ» - www.sberbank-ast.ru

Электронные торговые площадки, являющиеся официальными операторами электронных торгов / аукционов для государственных и муниципальных нужд: ОАО «Единая электронная торговая площадка» - etp.roseltorg.ru

Электронные торговые площадки, являющиеся официальными операторами электронных торгов / аукционов для государственных и муниципальных нужд: ГУП «Агентство по государственному заказу РТ» - etp.zakazrf.ru

Электронные торговые площадки, являющиеся официальными операторами электронных торгов / аукционов для государственных и муниципальных нужд: ЗАО «ММВБ-Инфомационые технологии» - www.etp-micex.ru

Электронные торговые площадки, являющиеся официальными операторами электронных торгов / аукционов для государственных и муниципальных нужд: ООО «РТС-тендер» - www.rts-tender.ru

Госзаказ Санкт-Петербурга

Норильский Никель

Газпром

Площадки размещения муниципального заказа

Госзаказ на проведение корпоративных мероприятий, услуги гостиниц, ресторанов

Госзаказ на туристические услуги

Муниципальный заказ на транспортные услуги

Муниципальный заказ на организацию проведения и посещений конференций, семинаров выставок

 


Практическое занятие 2.2. Сравнительный анализ данных интернет-магазинов

  1. Найдите по два Интернет магазина, торгующих категория товарами и услугами, приведенными в таблице 1.

  2. Изучите особенности работы этих Интернет-компаний.

  3. Внесите результаты исследования в созданную таблицу.

  4. Сохраните созданный документ Wordв папке Мои документыcименем Интернет_магазины.

  5. Проведите сравнительный анализ двух российских Интернет-магазинов по каждой категории товаров.

  6. Подготовьте обоснованный ответ на вопрос «Услугами какого Интернет-магазина из приведенных в таблице, Вы воспользовались бы при необходимости?».

Таблица 1 – Российские Интернет-магазины

Реализуемые товары и услуги

Наименование, адрес,

характеристика уровня автоматизации этапов торговли

Реализуе-мые схемы эл. коммерции,

ассорти-мент

Особенности поиска товаров и их представления, (доп. сервис и т.п.)

Оценка дизайна и удобства работы

Способы оплаты

Достоинства и недостатки

Книги, видео, музыка,

 

 

 

 

 

 

Реализуемые товары и услуги

Наименование, адрес,

характеристика уровня автоматизации этапов торговли

Реализуе-мые схемы эл. коммерции,

ассорти-мент

Особенности поиска товаров и их представления, отличия от других магазинов (доп. сервис и т.п.)

Оценка дизайна и удобства работы

Способы оплаты

Достоинства и недостатки

Компьютеры, комплектующие

 

 

 

 

 

 

Путевки на речные круизы

 

 

 

 

 

 

Транспортные плавсредства

 

 

 

 

 

 

Услуги по перевозке грузов речным транспортом.

 

 

 

 

 

 



Практическое занятие 3.1. Создание электронных рассылок

Задание 1. Регистрация почтового ящика электронной почты.

1. Откройте программу Internet Explorer.

2. В поле Адрес введите адрес поискового сервера http://www.mail.ru

3. На открывшейся Веб-странице выберите гиперссылку Регистрация в почте.

4. Заполните анкету, следуя рекомендациям, написанным справа от текстовых полей. Обязательно должны быть заполнены поля:

1. E-mail,

2. Пароль,

3. Если вы забудете пароль,

4. Дополнительная информация о пользователе (заполнить полностью).

5. Защита от авторегистрации (ввести зачеркнутые цифры).

6. Нажмите кнопку Зарегистрировать почтовый ящик.

7. В случае необходимости исправьте ошибки и снова нажмите кнопку Зарегистрировать почтовый ящик.

8. Ваш почтовый ящик считается зарегистрированным только после появления уведомления о том, что ваша регистрация успешно завершена.

 Задание 2. Создание и отправка сообщения.

1.  Для того, чтобы отправить письмо, Вам нужно выбрать нажать гиперссылку Написать письмо.

2.  Напишите 2 письма своему одногруппнику, предварительно обменявшись с ним электронными адресами. Письма должны содержать не менее пяти предложений. Одно письмо сделайте в обычном формате, а второе в расширенном.

 

 Практическое занятие 3.2. Взаимодействие самозанятых с ресурсами электронного правительства

Ознакомитесь с виртуальными электронными магазинами (адреса магазинов даны ниже) с их витринами, каталогом товаров; в каждом магазине сформируйте потребительскую корзину тележку; изучите процедуру регистрации в электронном магазине, процедуру оформления заказа, необходимые платежные документы, предлагаемые к использованию системы оплаты и варианты доставки товаров. Желательно зарегистрироваться в некоторых электронных магазинах по собственному усмотрению.

Адреса электронных магазинов:

  1. ЮЛМАРТ (ULMART.RU) – универсальный интернет-магазин https://www.ulmart.ru/

  2. ЭЛЬДОРАДО (ELDORADO.RU) – магазин бытовой техники в г. Иркутск https://www.eldorado.ru/

  3. ДНС – магазин электроники в г. Иркутск https://www.dnsshop.ru/

  4. М.Видео – магазин автомобильной электроники https://www.mvideo.ru/

  5. Интернет-аптека apteka.ru https://apteka.ru/....... /

  6. 6. Бытовая техника, аудиотехника, видеотехника, электронная книга и др. www.xcom-shop.ru

  7. 7. Электронный магазин центра «Эйдос» (EidosRu) – электронные издания www.eidos.ru/shop/

  8. Электронный магазин «Лаборатории Касперского» - электронные версии программных продуктов www.kaspersky.ru

  1. Магазин «Озон»: OZON-книги, электроника, DVD и видео, музыка, софт и игры, антиквариат, детский мир, дом и интерьер, спорт и отдых, салон красоты, новогодние подарки, ювелирные изделия, театры и концерты, модный бутик, путешествия - www.ozon.ru и другие электронные магазины, найденные по запросу (электронные магазины) в поисковых системах Yandex, Google Chrom, Mozilla, Firefox и др.

Оформите отчет по каждому электронному магазину средствами текстового процессора Microsoft Word. Опишите (с использованием «скринов») для каждого электронного магазина следующую информацию:

  1. витрина магазина,

  2. каталог товаров,

  3. формирование потребительской корзины,

  4. процедура регистрации (по желанию),

  5. описание (по возможности) процедуры оформления заказа, необходимых платежных документов, предлагаемых к использованию систем оплаты и вариантов доставки товаров.

 

 

Практическое занятие 4.1. Расчет цифровых рисков предприятия

Задание 1. Выручка оператора информационных ресурсов составляет 900 тыс. ден. ед., переменные затраты – 200 тыс. ден. ед., постоянные затраты – 270 тыс. ден. ед. Необходимо определить запас финансовой прочности. Оценить на сколько процентов изменится прибыль предприятия, если эксперты оценивают снижения спроса на услуги оператора информационных ресурсов на 15%? Какой процент прибыли удастся сохранить предприятию, если выручка упадет на 40%? Каким должен быть процент снижения выручки, при котором оператор информационных ресурсов полностью лишится прибыли?

Задание 2. По имеющимся данным за неделю оценить риск возникновения отсутствия интернет-заявок.


T

1

2

3

4

5

6

7

y

131

157

144

138

121

147

123

  

Практическое занятие 4.2. Работа на электронных площадках

Решить ситуацию:

1. Мне необходимо продать автомобиль. Каким образом я могу это сделать используя ресурсы Интернет?

2. Ты создал сайт, но пока у тебя нет денег на его раскрутку. Что следует предпринять в этом случае?

3. Искала книгу на прилавках магазина, но ее нигде нет. Где еще я могу осуществить поиск и покупку интересующей меня книги?

4. Ваш товарищ создал программу по обработке звуковой информации. Как привлечь внимание потенциальных покупателей?

5. Вы собираетесь в срочную командировку. Проезд только поездом. Билетов пока нет. Сидя дома, вы отслеживаете информацию через портал РЖД о состоянии продаж-покупок билетов. Можете ли вы купить на проходящий поезд билет, который только что появился в продаже? Если да, то как это можно сделать?

 


 Практическое занятие 5.1. Изучение работы электронного кошелька (киви-кошелёк)

Ответить письменно на вопросы:

1. Как подключить услугу «Автоплатеж» через Сбербанк Онлайн?

2. Как подключить услугу «Автоплатеж» в устройствах самообслуживания (банкоматы и терминалы)?

3. Как подключить услугу «Автоплатеж» через Мобильный банк?

4. Как оплатить мобильный телефон с карты Сбербанка?

5. Как оплатить коммунальные услуги в мобильном приложении?

6. Как оплатить бонусами платежи за коммунальные услуги?

7. Как оплатить штрафы через Сбербанк?

8. Как внести платёж по кредиту в Сбербанке?

9. Как внести платёж по кредиту в другом банке через Сбербанк?

10.Каковы лимиты на совершения платежей в мобильном приложении?

  

Практическое занятие 5.2. Объекты "умного" города

Представьте себя на месте инженера-урбаниста, который занимается преобразованием инфраструктуры города в соответствии с концепцией Smart city и внедрением ВИЭ в городскую среду. Вам необходимо предложить уникальные smart-объекты, которые могут появиться в общественных пространствах города (парки, скверы, набережные и т. д.) взамен имеющейся инфраструктуры. Для примера предлагаем рассмотреть Москву: вы можете разработать как замену конкретных объектов, так и создание новых (без привязки или с привязкой к реальным пространствам). Для решения кейса рекомендуем по порядку предоставить информацию по следующим пунктам:

1) Проведите сравнительный анализ объектов, которые по вашему мнению нужно внедрить в городское пространство, чтобы оно удовлетворяло концепции Smart city. Важно отобразить обоснование необходимости, отметить на решение какой ситуации будет направлено действие объекта, а также указать, чем ваше решение лучше аналогов.

2) Как можно подробнее опишите техническую схему (принцип работы, устройство и т. д.) вашего нового/обновленного объекта.

3) Укажите используемый источник энергии для энергоснабжения данного объекта. Опишите условия внешней среды, необходимые для его устойчивой работы. Приведите обоснование применения выбранного источника энергии, какой мощности он будет и будет ли постоянно обеспечиваться необходимая мощность (при каких условиях, если не всегда)?


1.3 Содержание самостоятельной работы


Цель самостоятельной работы обучающихся получить новые знания по дисциплине «Основы цифровой экономики».


Требования к содержанию и оформлению отчета по ПР

  1. Отчет по ПР оформляется в виде файла с расширением doc или docx. Поля: слева – 2,5 см, сверху, снизу, справа – 1,5 см. Шрифт – Times New Roman 14 пт, отступ 1,25 см, выравнивание по ширине, автоматическая расстановка переносов.

  2. В структуре отчета по ПР предусматривается содержание с указанием гиперссылок на соответствующее задание отчета. Каждое выполненное задание отчета должно содержать формулировку и решение.

  3. Обучающийся прикрепляет отчеты в системе электронного обучения КузГТУ в течение 7 дней после даты практического занятия, на котором было выдано задание для выполнения.


2 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПРИ ТЕКУЩЕМ КОНТРОЛЕ


Текущий контроль по темам дисциплины заключается в опросе обучающихся по контрольным вопросам, защите отчетов по практическим работам и тестировании.

При проведении текущего контроля обучающимся будет письменно, либо устно задано два вопроса, на которые они должны дать ответы.

Критерии оценивания:

- 85–100 баллов – при правильном и полном ответе на два вопроса;

- 65–84 баллов – при правильном и полном ответе на один из вопросов и правильном, но не полномответе на другой из вопросов;

- 25–64 баллов – при правильном и неполном ответе только на один из вопросов;

- 0–24 баллов – при отсутствии правильных ответов на вопросы.


Количество баллов

0-24

25-64

65-84

85-100

Шкала оценивания

неудовлетворительно

удовлетворительно

хорошо

отлично


Критерии оценивания отчета по ПР:

- в отчете содержатся все требуемые элементы, отсутствуют ошибки при выполнении заданий – 65-100 баллов;

- в отчете содержатся все требуемые элементы, однако в расчетах допущены ошибки или представлены не все требуемые элементы или отчет не представлен – 0-64 баллов.


Количество баллов

0-64

65-100

Шкала оценивания

Не зачтено

Зачтено


Оценка отчета по ПР выставляется преподавателем в системе электронного обучения КузГТУ не позднее дня, следующего за последней датой срока, отведенного для его размещения в системе электронного обучения.


Тест по теме включает 10 тестовых заданий по каждой из 3 тем, правильное выполнение каждого тестового задания оценивается 10 баллами. Банк тестовых заданий по дисциплине «Основы цифровой экономики» размещен в системе электронного обучения КузГТУ.


Тема 1. Основы цифровизации экономики

1. Внедрение информационных технологий породило целый диапазон рисков. Что из перечисленного Вы отнесете к рискам, связанным с развитием информационных технологий…

  1. информационные войны;

  2. природные катастрофы;

  3. производственные катастрофы;

  4. транспортные катастрофы.

2. Внедрение информационных технологий породило целый ряд новых видов мошенничества. Подберите понятие, характеризующее такой вид мошенничества в сети как получение данных с банковских карт через специальные считывающие устройства, то есть перехват данных во время проведения транзакции и похищение информации из баз данных обманным путем?

  1. вишинг;

  2. моббинг;

  3. скимминг;

  4. фишинг.

3. «Умная фабрика» - это ...

  1. искусственно созданные биомиметические системы, имитирующие функции тканей человека;

  2. системы комплексных технологических решений, обеспечивающие в кратчайшие сроки проектирование и производство глобально конкурентоспособной продукции нового поколения от стадии исследования и планирования, когда закладываются базовые принципы изделия, и заканчивая созданием цифрового макета (Digital Mock-Up, DMU), «цифрового двойника» (Smart Digital Twin), опытного образца или мелкой серии («безбумажное производство», «всё в цифре»);

  3. технологии компьютерного моделирования трехмерного изображения или пространства, посредством которых человек взаимодействует с синтетической («виртуальной») средой с последующей сенсорной обратной связью;

  4. технологии создания устройств, собирающих и передающих информацию о состоянии окружающей среды посредством сетей передачи данных.

4. Выберите верные суждения о праве на достоверную информацию:

  1. делает Интернет более безопасным и комфортным, снижая вред, наносимый жертвам киберунижения;

  2. применимо только в отношении физического лица, прямо названного или изображенного в контенте;

  3. применяется в отношении недостоверной информации, неактуальных сведений и информации, распространяемой с нарушением закона;

  4. применяется только в отношении поисковых выдач в настоящих поисковиках.

5. Из нижеперечисленного выберите возможные пути решения проблем мошенничества в сети Интернет:

  1. автоматизация;

  2. робототизация;

  3. создание браузеров, предупреждающих об угрозе фишинга;

  4. усложнение процедуры авторизации.

6. Из предложенных вариантов выберите суждения о недостатках мобильной передачи данных:

  1. можно подключать устройства, которые не поддерживают SIM-карты;

  2. подключение к другим устройствам;

  3. нестабильная скорость передачи трафика;

  4. риски, связанные с публичными сетями.

7. Какие из перечисленных нормативно-правовых актов регулируют взаимодействия в сети интернет:

  1. Конституция РФ;

  2. Уголовный кодекс РФ;

  3. ФЗ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ;

  4. ФЗ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ;

  5. ФЗ от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» ;

  6. «Правила оказания услуг связи по передаче данных (утверждены постановлением правительства РФ от 23.01.2006 г. № 32)».

8. Начало формирования цифровой экономики относят к периоду после 2010 г., когда в экономике развитых стран произошел…

  1. переход от мануфактуры к машинному производству;

  2. переход к использованию инновационных цифровых технологий всеми участниками экономической системы;

  3. рост потребления услуг в обществе;

  4. перевод отдельных видов работ на новые технологии (например, аутсорсинг);

 

Тема 2. Интернет-маркетинг

1. Наиболее популярным видом деятельности совершеннолетних пользователей Интернет является…

1) поиск информации в поисковых системах;

2) посещение развлекательных ресурсов;

3) проведение банковских операций;

4) совершение покупок в виртуальных магазинах.

2. Несущественным психографическим признаком сегментации пользователей Интернет можно считать такой признак как:

1) склонность к риску;

2) увлечения пользователя;

3) стиль жизни;

4) принадлежность к социальному классу.

3. К основным преимуществам электронной коммерции для покупателя не относят

1) более низкий уровень цен товаров;

2) экономию времени;

3) наличие прямого контакта;

4) возможность быстрого просмотра большого числа товаров.

4. К методам исследования потребителей в Интернет не относят:

1) интернет-банкинг;

2) анкетирование посетителей web-сервера;

3) опрос с улучшенными показателями возврата;

4) проведение опросов в телеконференциях.

5. Среди решающих факторов конкурентной борьбы в Интернете не рассматривают такой фактор как:

1) цена продукта;

2) качество обслуживания;

3) широту ассортимента;

4) сервис.

6. В перечень информационно-маркетинговых услуг не входят:

1) Интернет-магазины;

2) информационно-аналитические альманахи;

3) маркетинговые обзоры;

4) экспортно-импортные сводки.

7. К основным методам рекламирования в Интернете не относят:

1) анкетирование посетителей web-сервера;

2) размещение ссылок в «желтых страницах»;

3) периодическую рассылку сообщений заинтересованным лицам по электронной почте;

4) размещение бесплатных ссылок на сервер в web-каталогах.

8. Низкий возврат данных, как способа связи с аудиторией, характерен для:

1) электронной почты;

2) телефона;

3) личной продажи;

4) пресс-конференции.

9. К моделям глобальной коммуникации не принято относить

1) средства мультимедиа;

2) e-mail-маркетинг;

3) онлайн-издания;

4) электронную коммерцию.

10. В рамках регулирования электронной коммерции многие государства практикуют:

1) жесткое лицензирование;

2) таможенные пошлины;

3) экспортные субсидии;

4) квотирование.

  

Тема 3. Новые условия производства и формы занятости в цифровой экономике

1. Какие преимущества предоставляют цифровые технологии по сравнению с традиционными форматами ведения экономической деятельности?

1) возможность практически бесконечного воспроизведения информации без ущерба для качества;

2) широкий диапазон типов информации, с которой работают цифровые технологии (текст, медиа и т.п.);

3) высокая скорость передачи информации;

4) высокая защищенность технологических и организационных инноваций.

2.  Какой признак позволяет идентифицировать цифровую экономику?

1) информатизация сферы управления;

2) интеграция физических и цифровых объектов в сфере производства и потребления;

3) формирование сетевой модели экономической деятельности;

4) развитие интернет-коммуникаций как средства обмена информацией.

3. Каких изменений в организации экономической деятельности в меньшей степени требуют цифровые технологии?

1) изменение бизнес-моделей;

2) изменение организационных структур;

3) формирование цифровой культуры;

4) трансформации этических норм.

4. Для какой сферы экономической деятельности в рамках решения основных производственных задач в наименьшей степени могут быть применимы технологии Интернета вещей (IoT)?

1) жилищно-коммунальное хозяйство;

2) транспорт;

3) государственное управление;

4) здравоохранение.

5. Какой из структурных элементов не относится драйверам технологии индустриального интернета («Индустрия 4.0»), которая, в свою очередь, формирует четвертую промышленную революцию с соответствующим экономическим укладом?

1) «умные» сенсоры;

2) беспроводные сети;

3) дополненная реальность;

4) облачные сервисы.

6. Каково место материального сектора производства и в цифровой экономике?

1) материальный сектор производства и цифровые платформы существуют автономно в экономике;

2) материальный сектор производства будет замещен цифровыми платформами;

3) материальный сектор производства нуждается в цифровых платформах для обеспечения коммуникаций с контрагентами;

4) материальный сектор производства обеспечит гибель цифровых платформенных решений.

7.  В рамках технологии больших данных развивается направление аналитики. К какому из ее разделов Вы отнесете раздел «Возможно Вы их знаете» в сети ok.ru?

1) дескриптивная аналитика;

2) прогнозная аналитика;

3) предписывающая аналитика;

4) аналитика, связанная с распознаванием образов.

8. Какой элемент платформ как моделей бизнеса не связан с управлением как специфической деятельностью?

1) коммуникации;

2) модели поведения;

3) технологическое решение;

4) стратегии.

9. В качестве какого элемента бизнес-экосистемы выступает платформенное решение в цифровой экономике?

1) агента;

2) ядра;

3) ограничения;

4) оператора.

10. Какая из прикладных областей не указана в явном виде в программе «Цифровая экономика Российской Федерации» в качестве площадки для апробации технологических решений?

1) здравоохранение;

2) связь;

3) «умный город»;

4) государственное управление.

 

Тема 4. Информационная безопасность в цифровой экономике

1. На какой документ Вы будете ссылаться для указания нормативного определения понятия «цифровая экономика» в Российской Федерации?

1) ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 годы)»;

2) ГП «Информационное общество (2011–2020 годы)»;

3) Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы»;

4) Конституция Российской Федерации.

2. Какое из направлений программы «Цифровая экономика Российской Федерации» должно быть реализовано в первоочередном порядке в силу того, что образует базис для развития других направлений?

1) «Кадры и образование»;

2) «Нормативное регулирование»;

3) «Информационная инфраструктура»;

4) «Информационная безопасность».

3.  Какая из технологий цифровой экономики ориентирована на формирование децентрализованных хранилищ данных?

1) «большие данные»;

2) беспроводная связь;

3) блокчейн-технология;

4) сенсорика.

4. Современная цивилизация живет в мире третьей промышленной революции. Вместе с тем скоро должна произойти четвертая. Какая технология считается ее частью?

1) роботы на производстве;

2) интернет вещей;

3) термоядерный синтез;

4) механизация производства.

5. Одной из тенденций цифровой экономики является использование смарт-контракта, который, по сути, не «смарт» и практически не контракт. Что представляет данная сущность?

1) это документ, в котором прописана суть стартапа, выходящего на ICO;

2) это компьютерный алгоритм или условие, которое позволяет сторонам обмениваться активами;

3) последовательность букв и цифр, которая даёт возможность любому, кто её знает, перечислить токены на скрытый за ней счет;

4) единица измерения криптовалюты.

6. Каково отличие ICO от IPO?

1) в ICO нет госрегулирования, а покупка токенов не делает человека владельцем компании;

2) ICO и IPO ничем не отличаются; даже аббревиатуры похожи;

3) в ICO нет госрегулирования;

4) деньги, инвестированные в ICO, возвращаются только спустя год.

7. Какой факт о блокчейне является неверным?

1) как только операция выполнена, записи о ней необратимы;

2) участники блокчейна сообщаются через центральный узел;

3) каждый член сообщества имеет доступ ко всей информации и истории;

4) каждому пользователю присвоен адрес, состоящий из более 30 символов.

8. Какой термин область криптовалют позаимствовала в сельском хозяйстве?

1) компост;

2) ферма;

3) пастбище;

4) плантация.

9.  Одним из феноменов цифровой экономики является криптовалюта. Что представляет собой данная сущность?

1) валюта, у которой засекречен источник ее выпуска;

2) электронная валюта, у которой нет администратора – ее стоимость не устанавливается и не гарантируется ни одним государством;

3) валюта, которую выпускает банк только в электронном виде;

4) электронная валюта, все сделки с которой проводятся скрытно.

10. Является ли количество биткоинов конечной величиной?

1) нет, их можно добывать бесконечно;

2) да, максимальное количество биткоинов – 21 миллион;

3) да, если майнеров будет больше, чем самих биткоинов;

4) нет, если переводить биткоины в другую валюту.

  

Тема 5. Технология «Умный» город

1. Понятие Умный дом было впервые сформулировано в:

 1) 1970-х годах;

 2) 1980-х годах; 

 3) 1960-х годах; 

 4) в XXI веке. 

2. Технология Умный дом позволяет:

 1) выключить свет во всех комнатах; 

 2) использование датчиков движения для включения освещения;

 3) оставить дом, включив систему охранной сигнализации.

3. В чем состоит основное отличие Умного дома от Умного города?

1) масштабность; 

2) умный город управляет процессами. 

4. На сколько шагов можно разделить построение системы Умный город?

1) 6 шагов; 

2) 3 шага. 

5. Статистика показывает, что система Умный дом позволяет сокращать расходы на энергоресурсы на:

1) 8-12 %; 

2) 3-5 %; 

3) 40 %; 

4) 20 %. 

6. GSM Модуль это:

1) это устройство, предназначенное для управления любыми исполнительными устройствами, находящимися в пределах покрытия мобильной сети действующего стандарта, в частности GSM 900 МГц; 

2) это устройство, предназначенное для управления любыми исполнительными устройствами, находящимися в пределах покрытия мобильной сети действующего стандарта, в частности GSM 600 МГц.

7. Одна из основ системы Умный дом:

1) иерархичность; 

2) современность; 

3) экономичность; 

4) все вышеперечисленное. 

8. Примерный  срок окупаемости Умного дома:

1) 40 лет; 

2) 20 лет; 

3) 3 года; 

4) 5 лет. 

9. Что такое димммер?

1) устройство плавной регулировки света; 

2) контролирующее устройство; 

3) один из датчиков; 

4) один из сенсоров. 

10. Технология Умный дом включает:

1) элементы охраны; 

2) устройства для контроля водоснабжения и газа; 

3) систему охранной сигнализации.


Каждый из тестов должен быть пройден обучающимся не позднее начала 2, 3 и 4 контрольных недель соответственно согласно графику учебного процесса группы. Оценка формируется в автоматическом режиме после завершения попытки прохождения теста обучающимся.


Количество баллов

0-64

65-100

Шкала оценивания

Не зачтено

Зачтено


На портале КузГТУ в разделе «Текущий контроль» по результатам каждой контрольной недели преподаватель выставляет оценку успеваемости обучающегося, формируя ее в следующем порядке:

  1. определяется средняя арифметическая из оценок отчетов по практическим работам, опросов по контрольным вопросам и тестов за период оценивания с округлением до ближайшего целого числа, кратного 5;

  2. если полученная обучающимся оценка одного из перечисленных в п.1 элементов за период оценивания соответствует шкале «Не зачтено», преподаватель делает дополнительную отметку в электронной ведомости «Есть долг».




3 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

ПРИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ


Формой промежуточной аттестации является дифференцированный зачет, в процессе которого определяется сформированность обозначенных в рабочей программе компетенций.

До промежуточной аттестации допускаются обучающиеся, выполнившие все требования текущего контроля.

В процессе зачета обучающемуся будет задано два вопроса.

  1. Понятие  «цифровой экономики». История ее развития. 

  2. Общество знаний, как предпосылка развития цифровой экономики. 

  3. Глобализация, как объективная основа развития цифровой экономики.

  4. Объекты и субъекты цифровой  экономики.

  5. Понятие  «интеллектуальной экономики как основы развития цифровой.

  6. Основные элементы цифровой экономики и неравномерность их развития.

  7. Роль ТНК в развитии цифровой экономики.

  8. Факторы, способствующие проникновению цифровых технологий в экономику.

  9. Динамика развития мировой инфраструктуры цифровой экономики.

  10. Технологические уклады,  как основа перехода к цифровой промышленной экономике.

  11. Понятие блокчейна, 3D печати,  криптовалют, виртуальной реальности. 

  12. Экономическая эффективность новых технологий. Последствия и риски их применения.

  13. Рынок услуг,  как наиболее динамичный сектор цифровой экономики. Новые  технологии предоставления  услуг

  14. Влияние цифровизации  на структуру рынка услуг. 

  15. Основные  валютные, фондовые и ссудные  он-лайн рынки: количественные и качественные характеристики.

  16. Международные и региональные электронные платежные системы.

  17. Криптовалюты,  и технология блокчейн как новое средство расчетов: достоинства и недостатки.

  18. Глобализация  образования,  как следствие внедрения цифровых технологий.

  19. Преимущества онлайн образования, для повышения квалификации.

  20. Системы дистанционного образования и виртуальные университеты.

  21. Нормативно – правовые акты, регулирующие функционирование цифровой экономики

  22. Цифровая политика  Евразийского экономического союза

  23. История и современное состояние цифровых технологий.

  24. Показатели, характеризующие развитие цифровой экономики.

  25. Динамика развития  отдельных секторов цифровой экономики.

  26. Перспективные направления развития электронных технологий в экономической и социальной сферах.


При проведении промежуточного контроля обучающийся отвечает на 2 вопроса, выбранных случайным образом. Опрос может проводиться в письменной и (или) устной, и (или) электронной форме.

90–100 баллов – при правильном и полном ответе на вопросы, уверенном владении терминологией;

80–89 баллов – при правильном и полном ответе на один вопрос и правильном, но неполном ответе на второй вопрос;

60–79 баллов – при правильном и неполном ответе на вопросы;

0–59 баллов – при отсутствии правильных ответов на вопросы. 

Шкала оценивания:


Количество баллов

0–59

60–79

80–89

90–100

Шкала оценивания

Неудовлетворительно

Удовлетворительно

Хорошо

отлично





Основная литература


1. Берикашвили, В. Ш. Электроника и микроэлектроника: импульсная и цифровая электроника : учебное пособие для СПО / Берикашвили В. Ш. – Москва : Юрайт, 2021. – 242 c. – URL: https://urait.ru/book/elektronika-i-mikroelektronika-impulsnaya-i-cifrovaya-elektronika-473315 (дата обращения: 18.12.2022). – Текст : электронный.

2. Фридман, А. М. Экономика организации. Практикум : Учебное пособие / А. М. Фридман. – Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2021. – 180 c. – URL: http://znanium.com/catalog/document?id=360453 (дата обращения: 24.05.2022). – Текст : электронный.


Дополнительная литература

1. Борисов, Е. Ф. Основы экономики : учебник и практикум для СПО / Борисов Е. Ф.. – Москва : Юрайт, 2021. – 383 c. – URL: https://urait.ru/book/osnovy-ekonomiki-469422 (дата обращения: 18.12.2022). – Текст : электронный.

2. Шимко, П. Д. Основы экономики : учебник и практикум для СПО / Шимко П. Д.. – Москва : Юрайт, 2021. – 380 c. – URL: https://urait.ru/book/osnovy-ekonomiki-469930 (дата обращения: 18.12.2022). – Текст : электронный.


Профессиональные базы данных и информационные справочные системы

1. Электронная библиотека КузГТУ https://elib.kuzstu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=230&Itemid=229

2. Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/


Периодические издания

1. Финансовая экономика : всероссийский научно-аналитический журнал (электронный) https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=28699

2. Экономика и управление : российский научный журнал (печатный/электронный) https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=9270

3. Экономист : научно-практический журнал (печатный)

31



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!