СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы православной культуры 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности по изучению православной культуры для 3 класса

Просмотр содержимого документа
«Основы православной культуры 3 класс»

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа учебного предмета «Православная культура» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897), закона РФ «Об образовании», требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 города Каменск-Шахтинский, федерального перечня учебников, рекомен­дованных или допущенных к использованию в образо­вательном процессе в МБОУ СОШ №3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ №3, авторской программы «Православная культура» Л.Л. Шевченко для 2 года обучения (Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010. – 144с.).

Цели предмета «Православная культура» отражают требования российского законодательства к содержанию образования и ориентированы на:

  • приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения школьников;

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий её самореализации;

  • воспитание гражданственности и патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам;

  • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

  • формирование патриотических чувств и сознаний граждан на основе исторических ценностей как основы консолидации общества.

В программе для 2-го года обучения продолжается разработка общих учебно-воспитательных задач курса «Православная культура»:

  • преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России культурных ценностей;

  • воспитание школьников как благочестивых, граждан, обладающих добродетелями, осознающих духовно-нравственные ценности бытия и необходимость их осуществления в своём поведении;

  • передача школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.

Требования к уровню подготовки учащихся

В Примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура»1 определены требования к уровню подготовки учащихся: «Выпускник начальной школы должен продемонстрировать знание начальных сведений о православной культуре, отобранных из состава всех содержательных линий, которые могут быть преподаны учащимся начальной школы на уровне, обусловленном их возрастными возможностями».

Содержательные линии для начальной школы:

  1. Христианское мировоззрение (Историко-культурное содержание Библии; Основы религиозно-философской мысли).

  2. Нравственно-этическая культура православия.

  3. История православной культурной традиции России (образ жизни).

  4. Письменные источники православной культуры.

  5. Христианское искусство.

  6. Православное искусство и религиозные культуры мира.

В соответствии с авторской программой Л.Л. Шевченко требования к уровню подготовки учащихся представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенном на определенном уровне и в соответствии со структурой содержательны линий предмета. Уровни выражены через действия, которые учащиеся должны выполнять для оценки подготовленности. Представленные действия контролируемы и измеряемы.

В рамках требований учащиеся должны:

  • называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления , понятия).

  • Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия).

  • Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры;

  • прогнозировать (простейшие действия).

Таким образом, определяющим для формулировки требований к уровню подготовки учащихся служит содержание учебного курса для конкретного года обучения (см. содержание учебного курса).

Содержание учебного курса

Содержание курса выстраивается на материале 6 образовательных линий:

  1. Христианское мировоззрение (Историко-культурное содержание Библии; Основы религиозно-философской мысли).

  2. Нравственно-этическая культура православия.

  3. История православной культурной традиции России (образ жизни).

  4. Письменные источники православной культуры.

  5. Христианское искусство.

  6. Православное искусство и религиозные культуры мира.

Авторская программа по предмету Л.Л. Шевченко предполагает выделение общей темы для каждого года обучения. Общей темой второго года обучения является «Радостный мир православной культуры».

Программа предполагает рассмотрение в каждой четверти новых сторон основной темы года. Она раскрывается в темах четвертей – разделах:

I четверть – Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (православный храм – православная икона – православный праздник);

II четверть – Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни православного человека;

III четверть – Радость православной веры;

IV четверть – О чём рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)?

Раздел «Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (православный храм – православная икона – православный праздник)» (7ч.)

О христианской радости. Красота и радость в окружающем мире. Что мы видим вокруг себя. Красота рукотворная и нерукотворная. Библейская история о нарушении человеком правил жизни, данных Богом. Искажение красоты в мире. Исчезновение радости. Грех. Христиане о проявлении искажения красоты в человеке и в окружающем мире.

Поэтическая история славянской азбуки. Ее создатели. Слово, письмо, их цель и религиозный смысл. Значение славянских букв, отражающих их религиозный смысл. Красота церковнославянских буквиц. Почему христиане на Руси радовались, получив славянскую азбуку?

Радость православных праздников. Рождество Пресвятой Богородицы. Где и как празднуют православные праздники? Как христиане понимали слова: благодать, благочестие, честность, лицемерие?

Православный храм, его духовное и культурное значение. Духовная красота. Духовная радость. Изображение. Украшение. Постройка. Храм - хранитель памяти. Что может отражать красота рукотворная? Как православные мастера изображали красоту мира Небесного? О душе человека. Как создавались произведения православного искусства? Каждый ли мастер может создать красивое произведение? Молитвенная подготовка православного мастера. Дионисий. Ферапонтов монастырь. Соловецкий монастырь. Дмитриевский собор во Владимире. О чем рассказывают их стены? Радость в каменных узорах.

Радостный мир православной иконы. В чем радость православной иконы? О чем рас­сказывают иконы? Икона и картина. Лик. Лицо. Образ. История первой иконы. Спас Нерукотворный. Чудотворные иконы. Икона и благодать. Поэтическое описание иконы. Что в иконе самое главное? Как научиться понимать, о чем рассказывают иконы? Сюжет, символика, дидактический смысл, духовное содержание. Какими качествами должен обладать иконописец? Икона: «О Тебе радуется». Содержание и духовный смысл. О Царствии Небесном. Христиане размышляют о мире Горнем: Божия сила; Премудрость Божия. Какими силами укреплялся православный мастер?

Скорби и торжество в православной иконе. Воздвиженье Креста Господня. История обретения святыни. Символ Креста. Его смысл. Крестная Жертва. Христианское понимание Искупления: от чего Бог искупил человека?

Раздел «Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни православного христианина» (8ч.)

Какие праздники празднуют православные христиане? Покров Пресвятой Богородицы. Чудеса. Радостные гимны преподобного Романа Сладкопевца. Радость доброделания. Добродетели. Библейская история рассказывает об образе Божием в человеке. Почему человек утратил радость? Как восстановить радость в душе человека?

Отражение христианской радости в произведениях православной культуры: духовной музыке, поэзии, иконописи. Акафист Божией Матери. О чем в нем поется? Ведущий рефрен акафиста «Радуйтесь». Чему радовались христиане?

Библейские истории о том, какими законами Бог сохранял красоту мира? Вавилон. Неопалимая купина. Синайское законодательство. Христиане размышляют о том, почему человек не может самостоятельно сохранить красоту в себе и в окружающем мире? И кто ему может помочь в этом? Почему христиане забывали о Божиих законах? Кто напоминал им о правилах жизни, данных Богом?

Как православные христиане почитали святых? Тропари - песни, прославляющие Бога и святых. Царь и пророк Давид. Кто такой пророк ? Когда к человеку возвращается радость? Как ее обрести? Псалтирь. Псалмы царя Давида. О чем пел царь Давид? Каким был пророк?

Радость праздника «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Что в нем радостного? Чему радовались христиане в этот праздник?

Что могла увидеть в храме Пресвятая Отроковица Мария? Скиния. Иерусалимский храм. Что мы видим в православном храме? Внешний вид и внутреннее устройство православного храма. Иконостас. Алтарь. Где размещается церковный хор?

Радость в традициях христианской жизни. В чем большая радость для христианина: получать подарки или дарить? Божий дар (как об этом рассказывается в произведениях русской литературы).

Раздел «Радость православной веры» (10ч.)

Праздник Рождество Христово. Ветхозаветные пророчества о Христе. Каким был пророк? Пророки: Исайя, Даниил, Аггей, Захария, Малахия, Иона. Пророки и мученики. К кому обращались за помощью три отрока: Анания, Азария и Мисаил? Кто спас от смерти пророка Даниила? Чему радовались пророки? К чему стремились в своей жизни?

Христиане - создатели православной культуры. Почему на Рождество украшают елку? Пророчество Исайи. Красота и радость в иконах Рождества Христова. Иконопись. Сюжет, иконописный канон. Два мира в иконе: земной и Небесный.

Радость встречи. Праздник Сретения в православном храме. Церковное богослужение. Божественная Литургия. Как христиане размышляли о встрече человека с Богом: когда он может приблизиться к Богу? Покаяние. Радость.

Радостное пророчество. Иоанн Креститель. Почему было предсказано, что «Многие о рождении его возрадуются»? Какие качества Иоанна Крестителя являлись примером для христиан?

Христиане размышляют, для чего Бог пришел к людям? Христос Спаситель. Как восстановить первозданную красоту человека? Мытарь и фарисей. Добродетель смирения. Грех гордыни. Древо добродетелей.

Жития святых рассказывают о радости прославления Творца тварью: животные как меньшие братья человека. Пророк Даниил. Преподобный Герасим и лев Иордан. Преподобный Серафим Саровский. Преподобный Сергий Радонежский. Раскрытие духовной красоты святого в духовных песнопениях. «Дивен Бог во святых Своих» (Псалом 67 стих 36). Отражение христианской радости в духовной музыке.

Христиане размышляют о том, как сохранить красивый Божий мир. «Небеса поведают славу Божию». Нагорная проповедь. Радость выполнения заповедей: «блаженство – счастье». Апостолы и евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Радостная весть. Божественная благодать.

Радость послушания. Дети и родители. Ной и его сыновья: Сим, Хам, Иафет. Радость и несчастье. Любовь как исполнение закона Божиего.

«Небесное веселье ». Христианские мученики. Во имя чего терпели, чему радовались 40 мучеников севастийских? Мученические венцы. Кого христиане называли умным?

Радости православной веры. Великий Пост. Крестопоклонная неделя. Почему христиане называли это время « веселое время поста»? В чем они видели радость? Можно ли радоваться, отказывая себе в чем-либо? Преподобномученик Андрей Критский. Великий покаянный канон. Что такое покаяние?

Раздел «О чем рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)?» (7ч.)

Какими качествами души обладали православные мастера?

Радость благовестия спасения. Предвестие Великого праздника. Праздник «Вход Господень в Иерусалим». Воля Божия и воля человека. Праздничные песнопения. Светские и церковные композиторы.

Искупление. Радость праведных. Царствие Небесное. Притча о зерне горчичном. Чему радовались праведные? Радости жизни современного человека.

«Праздник праздников и торжество торжеств» - Воскресение Христово.

Радость дара. Чудеса в жизни людей. Вера. Доверие. Благодарение.

Защита веры - защита христианской радости о Господе. Святые люди. Благочестивые и неблагочестивые люди. Честь. Неблагодарность. Верность.

Радостная весть в мире. Сошествие Святого Духа на апостолов. Проповедь апостолов. Чему радовался апостол Андрей Первозванный? Доброта и милосердие христианина. Притча о милосердном самарянине. Какой он - христианин? Праведники. Равноапостольные.

Какими средствами выражается христианская радость в православной культуре?

. Тематический планирование (32часа)

Название разделов

Количество

часов

Раздел «Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (православный храм – православная икона – православный праздник)»

7ч.

Раздел «Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни православного человека»

8ч.

Раздел «Радость православной веры»

10ч.

Раздел «О чём рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)?»

7ч.



Календарно-тематический план(33ч)


Название разделов, темы уроков

Количество

часов

Дата по плану

Дата (фактич.)

Приме-чание



1.

Раздел «Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (православный храм – православная икона – православный праздник)» 7ч.

1

1.1

Красота и радость в жизни людей

1

02.09.



2

1.2

Буквица славянская. История славянской азбуки

1

09.09.



3

1.3

Праздники-радости сентября: Рождество Пресвятой Богородицы

1

16.09.



4

1. 4

Православный храм – дом Божий

1

23.09.



5

1.5

О чём рассказывают иконы

1

30.09.



6

1.6

Радостный мир православной иконы

1

07.10



7

1.7

Скорби и торжество в православной иконе

1

14.10





2

Раздел «Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни православного человека» 8ч.

8

2.1

Праздники-радости октября: Покров Пресвятой Богородицы

1

21.10



9

2.2

Радостные гимны Романа Сладкопевца

1

11.11

11.11


10

2. 3

Какими законами Бог сохранял красоту мира

1

18.11

18.11


11

2.4

Синайское законодательство

1

25.11

25.11


12

2.5

История царя Давида. Псалтирь

1

02.12

02.12


13

2.6

Введение во Храм Пресвятой Богородицы

1

09.12.

09.12.


14

2.7

Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева Мария?

1

16.12

16.12


15

2.8

Что мы видим в православном храме

1

23.12

23.12



3

Раздел «Радость православной веры» 10ч.

16

3. 1

Ветхозаветные пророчества о Христе. Рождество Христово

1

13.01



17

3.2

Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона?

1

20.01



18

3.3

Радость встречи. Праздник Сретения Господня в православном храме

1

27.01



19

3. 4

Иоанн Креститель. «И многие о рождении его возрадуются»

1

03.02



20

3.5

Для чего Бог пришёл к людям? Христос Спаситель

1

10.02



21

3.6

Прославление Творца тварью: животные как меньшие братья человека

1


17.02



22

3.7

Как сохранить красивый Божий мир? Нагорная проповедь

1

24.02



23

3.8

Радость послушания. Дети и родители

1

03.03



24

3.9

«Небесное веселье». Христианские мученики

1

10.03



25

3.10

Радости православной веры

1

17.03




4

Раздел «О чём рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)?» 7ч.

26

4.1

О чём рассказывают создатели православной культуры?

1

07.04



27

4.2

Благовестие спасения.

1

14.04



28

4.3.

Воля Божия и воля человеческая.

1

21.04



29

4.4

Радость праведных.

1

28.04


31

4.6

Защита веры. Святые люди.

1

12.05



32

4.7

Доброта и милосердие христианина. Какой он, христианин?

1

19.05



С учётом выходных и праздничных дней – 32 ч.



Аннотация к рабочей программе

по курсу «Основы православной культуры» 3 класс


Данная рабочая программа по « Основам православной культуры»для 3 класса первой ступени образования составлена на основе Федеральногогосударственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,утвержденного  приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 ,авторской программы учебного предмета «Основы православной культуры» (1-11 годы обучения) Л.Л. Шевченко (сборник Шевченко Л.Л. Православная культура: Концепция и учебные программы дошкольного и школьного (1-11 годы) образования. Издание 5-е. – М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества, 2012. – 186с.) и Рабочей программы по учебному предмету «Основы православной культуры семьи» для общеобразовательных организаций, составитель протоиерей Б.И. Пивоваров.

Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ №3,базисного учебного плана и требований к результатам начального общего образования.

Цели курса:

- духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей православной культуры;

- формирование устойчивого интереса к богатому православному культурному наследию;

- формирование ценностных ориентиров через ознакомление с основными этапами жизни и деятельности выдающихся православных подвижников.

Учебно-методический комплект к авторской программе Л.Л. Шевченко включает:

  1. Учебное пособие для учащихся (в двух книгах – на каждое полугодие): Шевченко Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3-й год обучения: Книга первая. Книга вторая. – М.: Изд. Дом «Покров», 2006.

  2. Методическое пособие для учителя (программа, тематическое планирование, планы и конспекты уроков): Шевченко Л.Л. Православная культура: Методической пособие для учителя. 23й год обучения. – 2-е изд., перераб и доп. – Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2006. – 176с.

  3. Наглядное пособие «Иллюстрации»

  4. Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (CD)

Место учебного предмета в учебном плане.

В учебном плане на изучение основ православной культуры в каждом классе начальной школы отводится 1 час в неделю.  Рабочая программа рассчитана: на 34 часа в год в 3 классе



1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!