Основы конструирования адаптивной сельской школы.
Современные тенденции образования в мире связаны с идеей создания условий для развития личности. Потребность в самореализации - одна из ведущих потребностей личности, являющаяся внутренним стимулом деятельности человека. Важное значение имеет социально-прогрессивный тип самореализации личности, который выражается в стремлении самореализации себя как части социума. Создание условий для развития личности, способной к такому типу самореализации - основная задача современной школы вообще и сельской школы в частности.
В поиске направлений совершенствования массового общеобразовательного учреждения значительная роль принадлежит идее построения адаптивной школы, учитывающей возможности всех учащихся, ориентированной на удовлетворение их разнообразных познавательных потребностей и интересов, обеспечивающей условия для их жизненного самоопределения и самореализации.
Адаптивная школа, ставящая перед собой задачу обучения, развития и воспитания детей с различными особенностями, способностями и склонностями, представляет собой сложный наукоемкий объект, опирающийся в своей деятельности на весь комплекс наук о человеке.(4)
Концепция адаптивной сельской школы заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал. Весь процесс образования должен превратится в процесс непрерывного развития личности, знаний и навыков, адаптации к профессиональной деятельности. Основная сущность данной концепции в том, что она опирается на следующие основания: - научиться познавать; - научиться делать; - научиться сосуществовать; - научиться жить в ладу с самим собой. В основу этих оснований определены следующие идеи:
1. идея личностно деятельного подхода;
2. идея рефлексивного подхода;
3. идея творчества;
4. идея интегративности образования.
Идеи и концепции, положенные в основание данной модели на теоретическом уровне, вбирают в себя многие подходы. Но при этом возникает проблема смешения подходов, которую можно избежать придерживаясь системного подхода. Как отмечал Ю.К. Бабанский, только системный подход, при котором последовательно и во взаимосвязи как бы перебираются все возможные варианты решений, приводит к выбору наилучшего варианта. Функциональный же, одноаспектный подход не ведет к такому варианту, ибо он принимается без учета всех условий, закономерных связей, присущих данной системе (1).
Именно в рамках синергетики и системного подхода адаптивная школа рассматривается, как сложная самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, обладающая такими свойствами, как гибкость, полиструктурность, открытость.
В ходе реализации концепции адаптивной школы образовательная деятельность должна основываться на следующих принципах:
ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ – это подчинение всех компонентов системы одной главной цели, их взаимодействие, дополнение друг друга, взаимосвязь между собой.
ПРИНЦИП АДАПТИВНОСТИ – задает системе способность к взаимному приспособлению системы к ученику, а ученика - к системе. Этот принцип исключает жесткое подчинение ученика требованиям сверху. Он предусматривает внутреннее движение ребенка к более высокой цели за счет адаптационных механизмов, которые сами развиваются в такой системе, которая может переводить ребенка из зоны актуального в зону ближайшего развития.
ПРИНЦИП ПОЛИСТРУКТУРНОСТИ - представляет собой структуру УВП школы как бы в многомерном пространстве. Традиционная школа строится в этом смысле в трех измерениях: учебная, воспитательная работа и дополнительное образование. В полиструктурной организации УВП эти проблемы снимаются как бы сами собой: т.е. и вопросы взаимосвязи обучения и воспитания, и вопросы преемственности и др.
ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ - открытость школы – это основа ее развития. Открытость инновациям, другим системам, передовому опыту. Открытость способствует соединению состояния функционирования с развитием, совершенствованием системы за счет внешних источников получении новой информации и ее использовании в школе.
ПРИНЦИП СФЕРНОСТИ - предусматривает включение в УВП таких внешних факторов как природная, социально-культурная, образовательная среда.
ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА – это причинно-следственная обусловленность результатов УВП от внешних политических, экономических, культурных, управленческих, моральных и других внешних факторов. Школа испытывает влияния внешних воздействий, пытаясь сделать их своими союзниками, или хотя бы нейтрализовать в случае отрицательного влияния. Для этого школа проводит социологические и педагогические исследования, результаты которых служат аргументами школе.
ПРИНЦИП ДЕМОКРАТИЗМА – реализуется через системы самоуправления, в которые вовлекаются педагоги, родители, учащиеся. Школа адаптирует детей к жизни через социальную и психологическую самоорганизацию и саморегуляцию.
ПРИНЦИП ГУМАНИЗМА – это следование гуманистической природе отношений между людьми.
Адаптивная школа должна так же придерживается принципа равноценности всех ветвей образования: основной и дополнительной, коррекционно-развивающей и углубленной.
Поскольку одни дети легче и лучше усваивают учебный материал в теоретической форме, другие — в ходе практической деятельности, адаптивная школа стремится помочь и тем, и другим. Следовательно, наряду с принципом взаимодействия выступает принцип дифференциации образования.(4)
По мнению Е.Ямбурга, реальная дифференциация образования оказывается невозможна без учета достижений всего комплекса наук о человеке. Научное обеспечение работы адаптивной школы включает в себя широчайший спектр дисциплин. Среди них и чисто педагогические: дидактика и теория воспитания, без которых невозможно серьезно решать проблемы формирования содержания образования, подбора и оптимального сочетания организационных форм и педагогических технологий обучения и воспитания. Своего научного обоснования требует и управленческий аспект деятельности школы.
Литература:
Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований/— М., 1982. — С. 3
Личностно-ориентированное обучение в современной школе. / Якиманская И.С. - М., 1995.
Управление образовательным процессом в адаптивной школе. /Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко - М., 2001
Ямбург Е.Ш. Школа для всех: адаптивная модель (теоретические основы и практическая реализация). — М.: Новая школа, 1996. — 22 п.л