СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы конструирования адаптивной сельской школы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматриваются теоритические основы конструирования адаптивной сельской школы, как одно из наиболее перспективного пути развития малых сельских школ.

Просмотр содержимого документа
«Основы конструирования адаптивной сельской школы»

Основы конструирования адаптивной сельской школы.

Современные тенденции образования в мире связаны с идеей создания условий для развития личности. Потребность в самореализации - одна из ведущих потребностей личности, являющаяся внутренним стимулом деятельности человека. Важное значение имеет социально-прогрессивный тип самореализации личности, который выражается в стремлении самореализации себя как части социума. Создание условий для развития личности, способной к такому типу самореализации - основная задача современной школы вообще и сельской школы в частности.

В поиске направлений совершенствования массового общеобразовательного учреждения значительная роль принадлежит идее построения адаптивной школы, учитывающей возможности всех учащихся, ориентированной на удовлетворение их разнообразных познавательных потребностей и интересов, обеспечивающей условия для их жизненного самоопределения и самореализации.

Адаптивная школа, ставящая перед собой задачу обучения, развития и воспитания детей с различными особенностями, способностями и склонностями, представляет собой сложный наукоемкий объект, опирающийся в своей деятельности на весь комплекс наук о человеке.(4)

Концепция адаптивной сельской школы заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал. Весь процесс образования должен превратится в процесс непрерывного развития личности, знаний и навыков, адаптации к профессиональной деятельности. Основная сущность данной концепции в том, что она опирается на следующие основания: - научиться познавать; - научиться делать; - научиться сосуществовать; - научиться жить в ладу с самим собой. В основу этих оснований определены следующие идеи:

1. идея личностно деятельного подхода;

2. идея рефлексивного подхода;

3. идея творчества;

4. идея интегративности образования.

Идеи и концепции, положенные в основание данной модели на теоретическом уровне, вбирают в себя многие подходы. Но при этом возникает проблема смешения подходов, которую можно избежать придерживаясь системного подхода. Как отмечал Ю.К. Бабанский, только системный подход, при котором последовательно и во взаимосвязи как бы перебираются все возможные варианты решений, приводит к выбору наилучшего варианта. Функциональный же, одноаспектный подход не ведет к такому варианту, ибо он принимается без учета всех условий, закономерных связей, присущих данной системе (1).

Именно в рамках синергетики и системного подхода адаптивная школа рассматривается, как сложная самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, обладающая такими свойствами, как гибкость, полиструктурность, открытость.

В ходе реализации концепции адаптивной школы образовательная деятельность должна основываться на следующих принципах:

ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ – это подчинение всех компонентов системы одной главной цели, их взаимодействие, дополнение друг друга, взаимосвязь между собой.

ПРИНЦИП АДАПТИВНОСТИ – задает системе способность к взаимному приспособлению системы к ученику, а ученика - к системе. Этот принцип исключает жесткое подчинение ученика требованиям сверху. Он предусматривает внутреннее движение ребенка к более высокой цели за счет адаптационных механизмов, которые сами развиваются в такой системе, которая может переводить ребенка из зоны актуального в зону ближайшего развития.

ПРИНЦИП ПОЛИСТРУКТУРНОСТИ - представляет собой структуру УВП школы как бы в многомерном пространстве. Традиционная школа строится в этом смысле в трех измерениях: учебная, воспитательная работа и дополнительное образование. В полиструктурной организации УВП эти проблемы снимаются как бы сами собой: т.е. и вопросы взаимосвязи обучения и воспитания, и вопросы преемственности и др.

ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ - открытость школы – это основа ее развития. Открытость инновациям, другим системам, передовому опыту. Открытость способствует соединению состояния функционирования с развитием, совершенствованием системы за счет внешних источников получении новой информации и ее использовании в школе.

ПРИНЦИП СФЕРНОСТИ - предусматривает включение в УВП таких внешних факторов как природная, социально-культурная, образовательная среда.

ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА – это причинно-следственная обусловленность результатов УВП от внешних политических, экономических, культурных, управленческих, моральных и других внешних факторов. Школа испытывает влияния внешних воздействий, пытаясь сделать их своими союзниками, или хотя бы нейтрализовать в случае отрицательного влияния. Для этого школа проводит социологические и педагогические исследования, результаты которых служат аргументами школе.

ПРИНЦИП ДЕМОКРАТИЗМА – реализуется через системы самоуправления, в которые вовлекаются педагоги, родители, учащиеся. Школа адаптирует детей к жизни через социальную и психологическую самоорганизацию и саморегуляцию.

ПРИНЦИП ГУМАНИЗМА – это следование гуманистической природе отношений между людьми.

Адаптивная школа должна так же придерживается принципа равноценности всех ветвей образования: основной и дополнительной, коррекционно-развивающей и углубленной.

Поскольку одни дети легче и лучше усваивают учебный материал в теоретической форме, другие — в ходе практической деятельности, адаптивная школа стремится помочь и тем, и другим. Следовательно, наряду с принципом взаимодействия выступает принцип дифференциации образования.(4)

По мнению Е.Ямбурга, реальная дифференциация образования оказывается невозможна без учета достижений всего комплекса наук о человеке. Научное обеспечение работы адаптивной школы включает в себя широчайший спектр дисциплин. Среди них и чисто педагогические: дидактика и теория воспитания, без которых невозможно серьезно решать проблемы формирования содержания образования, подбора и оптимального сочетания организационных форм и педагогических технологий обучения и воспитания. Своего научного обоснования требует и управленческий аспект деятельности школы.


Литература:

  1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований/— М., 1982. — С. 3

  2. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. / Якиманская И.С. - М., 1995.

  3. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. /Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко - М., 2001

  4. Ямбург Е.Ш. Школа для всех: адаптивная модель (теоретические основы и практическая реализация). — М.: Новая школа, 1996. — 22 п.л


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!