Авторы | «Тимофеева Светлана Владимировна |
Класс | 2-3 |
Предмет | Классный час |
Тема | Игра-путешествие на тему «Что такое деньги?» |
Цель занятия: | создание условий для формирования начальных представлений о деньгах как средстве приобретения товаров через игровую деятельность посредством хорошо знакомого материала: герои мультфильмов и сказок. |
Задачи | • рассмотреть выгоды обмена, • объяснить неудобства бартера и причины появления денег, |
Компетенции | Объяснять выгоды обмена. Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег. Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами. Описывать ситуации, в которых используются деньги. Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег. |
Планируемые результаты |
Предметные содействовать усвоению понятия «деньги», развитию представлений у учащихся о товарно-денежных отношениях; о функциях денег в жизни человека; познакомить учащихся с видами денег, их характерными особенностями; в результате практических действий и наблюдений решать задачи с денежными расчётами. | Метапредметные регулятивные: понимать и принимать учебную задачу; проявление познавательной и творческой инициативы; коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог; умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; включаться в диалог с учителем и сверстниками в коллективное обсуждение проблем; познавательные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключение по результату исследования. | Личностные овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономически-правовых ситуациях; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование мотивации на бережное отношение к материальным и духовным ценностям. понимать элементарные мошеннические схемы |
Методы и формы обучения | Формы: групповая Методы: игровой, словесный, наглядный, практический, проблемный. |
Основные понятия и термины | Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Бартер. Мошенники |
Технологии занятия: | Технология развивающего обучения, ИКТ, системно-деятельностный подход, здоровьесберегающие, контрольно-оценивающая деятельность. |
Межпредметные связи | Окружающий мир, математика, литературное чтение |
Образовательные ресурсы | Федин, C. Н. «Финансовая грамотность: материалы для учащихся». 2, 3 |
Оборудование | Экран, компьютер, проектор. |
Этап занятия | Действия учителя | Действия ученика | Примечания |
1. Организация класса на работу. Эмоциональный настрой | Будет весело сегодня В Мультипультии гулять, Будем вместе с вами дружно Все заданья выполнять. | Слушают, настраиваются на работу | Презентация Слайд 1 |
2.Предъявление практической задачи | - Ребята, нас с вами ждет увлекательное путешествие в страну Мультипультию. Но туда мы отправимся не с пустыми руками. Попробуйте предположить, что мы с собой возьмем. Для этого соберите слова из букв. Это слово …. (деньги) | Ответы детей. Собирают слова из букв Деньги | Слайд 2 Д,Е,Н,Ь,Г,И На доске фиксируется слово ДЕНЬГИ |
3. Определение темы занятия. Целеполагание. Подготовить учащихся к открытию нового знания. Сформулировать тему и поставить цель занятия. | Сейчас мы с Вами отправимся в полет на ковре-самолете в страну Мультипультию А пока мы летим пожалуйста сформулируйте тему нашего занятия. У нас есть …. Мы летим в страну …. С (деньгами) При необходимости ответы детей корректируются учителем: Деньги в стране Мультипультия, или что такое деньги. По-вашему мнению, о чем мы узнаем в нашем путешествии, о чем побеседуем? Проводится беседа. – Ребята, а что вы знаете о деньгах? Что такое деньги в вашем понимании? - А что хотите узнать о деньгах? - А как вы думаете почему тема сегодняшнего занятия так называется? - Для чего вам знать, что такое деньги? | Расстилается ковер или ткань, дети встают на ковер. Ответы детей, дети договаривают слова деньги и Мультипультию Дети называют примерные темы занятия. Предположительные ответы детей: о деньгах, что такое деньги Все ответы детей фиксируются на доске (знаю, хочу узнать) - Про деньги нам помогут узнать герои страны Мультипультии. Ответы детей. | Слайд 2 |
4.Актуализация. Эвристическая беседа | -Пока мы беседовали, время полета прошло не заметно. Посмотрите героиня какого мультфильма нас встречает? Правильно. -Кто помнит начало стихотворения про Муху-Цокотуху. -Итак, что нашла Муха? Даже герои Мультипультии пользуются деньгами. | Дети отвечают: Можно одному ребенку прочитать, можно и всем классом, хором продекламировать -Муха-Цокотуха! Муха, Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. -Денежку | Слайд 3 |
5.Освоение нового материала Практическая игра «Покупки без денег» | Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. С детства знаем, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает. Это так? Как хорошо было бы жить без денег. Пришёл в любой магазин, бери всё, что захочешь и сколько хочешь. Любые игрушки, велосипеды, мороженое, конфеты. И спокойно, не рассчитываясь, идёшь домой. - Я предлагаю сыграть Вам в такую игру. Представьте себе такую картину. Никто не работает, ведь денег нет и работать не нужно. Не нужно ничего шить, мастерить, готовить печь. Вы можете в любом магазине брать те вещи которые вам нужны. - Вот перед Вами такой магазин. Вы должны принести список товаров, который для вас написала мама, возьмете со стола список. Прочитали? Теперь не спеша идите в магазин и принести в корзинке все то, что необходимо. Это обязательное условие! - Вспомните, никто не работает. А для чего? Деньги зарабатывать нет нужды. Поэтому можно и не торопиться изготавливать товар. -А если никто не старается, то…. - Приятно ходить в магазин, когда нет денег? Почему? - Хотелось ли вам жить в таком мире? Почему? Выходит, нельзя нам без денег. Каждый труд должен оплачиваться, чтобы люди ходили на работу и добросовестно трудились. Чтоб товар в магазине покупали в том количестве, сколько это необходимо. - Полетели дальше. | - да (отвечают дети). - Хорошо! Здорово! (ответы детей). - Дети выбирают товары по списку, сверяются с ним. И понимают, что всем товара не хватит, а по списку нужно принести все. Возникают вопросы. Вопросы детей: - А почему не хватает? А где взять еще? И т.п. Может возникнуть спор, кто возьмет товар, кому нужнее. - в магазине ничего не будет, или не известно когда. Нет, отсутствует порядок. Бардак Ответы детей. | Детям раздаются списки продуктов (списки почти одинаковые или отличаются одним/двумя наименованиями) и необходимых предметов. На столе переде детьми лежат картинки с изображением продуктов, но их по количеству гораздо меньше. |
6.Физминутка | - А всё ли можно купить за деньги? Всё ли имеет свою цену? Слушаете название и если это можно купить за деньги - хлопаете, нет - топаете | Слушают, выполняют действия | Лекарство, книга, знание, счастье, мороженое, велосипед, любовь, дружба, телефон, здоровье. |
7. Изучение новой темы (продолжение) Понятие БАРТЕР | - Ребята, посмотрите, кто нас встречает. Это паренек из мультфильма «Как старик корову продавал». Вместе с пареньком мы поиграем в игру «Давай обменяемся». Представьте, что мы жители Древней Руси, которые пришли на ярмарку. А так как денег нет, товары нужно обменять. Обсуждение: - Понравилось ли вам на ярмарке в древней Руси? Кто не смог произвести обмен? Почему? Согласны ли вы с утверждением, что обменивать товар на товар сложно и неудобно. Но иногда это происходит и в наше время. Это называется БАРТЕР. Какой вывод можно сделать из этой игры? Можем ли мы утверждать, что деньги — это тоже товар? Летим дальше. | Дети берут карточки с заданиями к игре и начинают производить обмен. - - Договариваться Дети ищут нужный предмет, пытаются обменяться. После чего происходит обсуждения. Примерные ответы - много времени - сложно сразу найти - обмен может сорваться. Бартер, тоже не совсем удобная вещь. Когда расплачиваешься деньгами, то удобнее. Высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы | Предварительная работа просмотр мультфильма «Как старик корову продавал» На доске вывешивается слово ЯРМАРКА БАРТЕР. |
Осторожно! Мошенники! | Отгадайте загадку, пока летим! Это и будет наш следующий герой. Мальчик с Азбукой под мышкой – Деревянный шалунишка. Победил он Карабаса, Не подвел друзей ни разу. Кто не слушался Мальвину? Глупый, добрый Буратино. - Почему его называли глупеньким? - вспомните ситуацию, когда Карабас дал Буратино 5 золотых за молчание, кто об этом узнал? Что они попытались сделать? Среди нас попадаются такие люди. Как из можно назвать? Как нужно уберечься от мошенников? Давайте мы создадим правила | Буратино Ответы детей Лиса Алиса и кто Базилио Они пытались выманить у Буратино деньги, обманым путем, давали неправдивые обещания. Мошенники Ответы детей фиксируется и создается свод правил «Как уберечься от мошенников» | Слайд 4 Слоа МОШЕННИКИ Продукт Правила «Как уберечься от мошенников» |
11. Итог занятия: Заключительная беседа по вопросам, монологические высказывания | Наше путешествие подошло к концу. Вы были дружными, активными и внимательными! Летим обратно. Пока летим посчитайте пожалуйста деньги. Три рубля рублями, рубль пятаками, три копейки по копейке, рубль да пятак. Сколько всего получилось. | Отвечают, выполняют подсчёт | Проверьте! Ответ: 5 рублей 8 копеек. |
12. Рефлексия Формировать умения оценивать собственную учебную деятельность | - Наше занятие подходит к концу. - Что нового узнали. Чему удивились? Что нельзя купить на деньги? - Какая цель была? Удалось достичь поставленной цели? Оцените свою работу на занятии. «Пантомима» | Анализируют свою деятельность. | Приложение 3 |
(к технологической карте внеурочного занятия на тему Игра-путешествие на тему «Деньги в стране Мультипультии, или что такое деньги?»)
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.