СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы финансовой грамотности. "Деньги в стране Мультипультия" , внеурочное занятие

Нажмите, чтобы узнать подробности

создание условий для формирования начальных представлений о деньгах как средстве приобретения товаров через игровую деятельность посредством хорошо знакомого материала: герои мультфильмов и сказок.

Просмотр содержимого документа
«Основы финансовой грамотности. "Деньги в стране Мультипультия" , внеурочное занятие»

Технологическая карта


Авторы

«Тимофеева Светлана Владимировна

Класс

2-3

Предмет

Классный час

Тема

Игра-путешествие на тему «Что такое деньги?»

Цель занятия:

создание условий для формирования начальных представлений о деньгах как средстве приобретения товаров через игровую деятельность посредством хорошо знакомого материала: герои мультфильмов и сказок.

Задачи

• рассмотреть выгоды обмена,

• объяснить неудобства бартера и причины появления денег,

Компетенции


  • Объяснять выгоды обмена.

  • Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

  • Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.

  • Описывать ситуации, в которых используются деньги.

  • Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

Планируемые результаты

Предметные

  • содействовать усвоению понятия «деньги», развитию представлений у учащихся о товарно-денежных отношениях;

  • о функциях денег в жизни человека;

  • познакомить учащихся с видами денег, их характерными особенностями;

  • в результате практических действий и наблюдений решать задачи с денежными расчётами.

Метапредметные

регулятивные:

  • понимать и принимать учебную задачу;

  • проявление познавательной и творческой инициативы;

коммуникативные:

  • умение слушать собеседника и вести диалог;

  • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками в коллективное обсуждение проблем;

познавательные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключение по результату исследования.

Личностные

  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономически-правовых ситуациях;

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

  • формирование мотивации на бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

  • понимать элементарные мошеннические схемы

Методы и формы обучения

Формы: групповая

Методы: игровой, словесный, наглядный, практический, проблемный.

Основные понятия и термины

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Бартер. Мошенники

Технологии занятия:

Технология развивающего обучения, ИКТ, системно-деятельностный подход, здоровьесберегающие, контрольно-оценивающая деятельность.

Межпредметные связи

Окружающий мир, математика, литературное чтение

Образовательные ресурсы

Федин, C. Н. «Финансовая грамотность: материалы для учащихся». 2, 3

Оборудование

Экран, компьютер, проектор.



Ход занятия

Этап занятия

Действия учителя

Действия ученика

Примечания

  1. 1. Организация класса на работу. Эмоциональный настрой

Будет весело сегодня

В Мультипультии гулять,

Будем вместе с вами дружно

Все заданья выполнять.

Слушают, настраиваются на работу

Презентация Слайд 1


2.Предъявление практической задачи

- Ребята, нас с вами ждет увлекательное путешествие в страну Мультипультию. Но туда мы отправимся не с пустыми руками. Попробуйте предположить, что мы с собой возьмем. Для этого соберите слова из букв. Это слово …. (деньги)

Ответы детей.



Собирают слова из букв

Деньги



Слайд 2

Д,Е,Н,Ь,Г,И

На доске фиксируется слово

ДЕНЬГИ


3. Определение темы занятия. Целеполагание.

Подготовить учащихся к открытию нового знания.

Сформулировать тему и поставить цель занятия.

Сейчас мы с Вами отправимся в полет на ковре-самолете в страну Мультипультию

А пока мы летим пожалуйста сформулируйте тему нашего занятия. У нас есть …. Мы летим в страну …. С (деньгами)

При необходимости ответы детей корректируются учителем:

Деньги в стране Мультипультия, или что такое деньги.

По-вашему мнению, о чем мы узнаем в нашем путешествии, о чем побеседуем?

Проводится беседа.

– Ребята, а что вы знаете о деньгах? Что такое деньги в вашем понимании?

- А что хотите узнать о деньгах?

- А как вы думаете почему тема сегодняшнего занятия так называется?


- Для чего вам знать, что такое деньги?

Расстилается ковер или ткань, дети встают на ковер.

Ответы детей, дети договаривают слова деньги и

Мультипультию

Дети называют примерные темы занятия.


Предположительные ответы детей: о деньгах, что такое деньги


Все ответы детей фиксируются на доске (знаю, хочу узнать)

- Про деньги нам помогут узнать герои страны Мультипультии.

Ответы детей.













Слайд 2


4.Актуализация.

Эвристическая беседа

-Пока мы беседовали, время полета прошло не заметно. Посмотрите героиня какого мультфильма нас встречает? Правильно.

-Кто помнит начало стихотворения про Муху-Цокотуху.








-Итак, что нашла Муха? Даже герои Мультипультии пользуются деньгами.


Дети отвечают:


Можно одному ребенку прочитать, можно и всем классом, хором продекламировать

-Муха-Цокотуха!

Муха, Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.

-Денежку



Слайд 3


5.Освоение нового материала


Практическая игра «Покупки без денег»

Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. С детства знаем, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает. Это так?

Как хорошо было бы жить без денег. Пришёл в любой магазин, бери всё, что захочешь и сколько хочешь. Любые игрушки, велосипеды, мороженое, конфеты. И спокойно, не рассчитываясь, идёшь домой.

- Я предлагаю сыграть Вам в такую игру. Представьте себе такую картину. Никто не работает, ведь денег нет и работать не нужно. Не нужно ничего шить, мастерить, готовить печь. Вы можете в любом магазине брать те вещи которые вам нужны.

- Вот перед Вами такой магазин. Вы должны принести список товаров, который для вас написала мама, возьмете со стола список. Прочитали? Теперь не спеша идите в магазин и принести в корзинке все то, что необходимо. Это обязательное условие!




- Вспомните, никто не работает. А для чего? Деньги зарабатывать нет нужды. Поэтому можно и не торопиться изготавливать товар.


-А если никто не старается, то….

- Приятно ходить в магазин, когда нет денег? Почему?

- Хотелось ли вам жить в таком мире? Почему?

Выходит, нельзя нам без денег. Каждый труд должен оплачиваться, чтобы люди ходили на работу и добросовестно трудились. Чтоб товар в магазине покупали в том количестве, сколько это необходимо.

- Полетели дальше.

- да (отвечают дети).



- Хорошо! Здорово! (ответы детей).









- Дети выбирают товары по списку, сверяются с ним. И понимают, что всем товара не хватит, а по списку нужно принести все. Возникают вопросы.

Вопросы детей:


- А почему не хватает? А где взять еще? И т.п.

Может возникнуть спор, кто возьмет товар, кому нужнее.

- в магазине ничего не будет, или не известно когда.

Нет, отсутствует порядок. Бардак

Ответы детей.

Детям раздаются списки продуктов (списки почти одинаковые или отличаются одним/двумя наименованиями) и необходимых предметов.

На столе переде детьми лежат картинки с изображением продуктов, но их по количеству гораздо меньше.

6.Физминутка

- А всё ли можно купить за деньги? Всё ли имеет свою цену?

Слушаете название и если это можно купить за деньги - хлопаете, нет - топаете


Слушают, выполняют действия

Лекарство, книга, знание, счастье, мороженое, велосипед, любовь, дружба, телефон, здоровье.

7. Изучение новой темы (продолжение)

Понятие БАРТЕР

- Ребята, посмотрите, кто нас встречает. Это паренек из мультфильма «Как старик корову продавал». Вместе с пареньком мы поиграем в игру «Давай обменяемся». Представьте, что мы жители Древней Руси, которые пришли на ярмарку. А так как денег нет, товары нужно обменять.

Обсуждение:

- Понравилось ли вам на ярмарке в древней Руси?

Кто не смог произвести обмен? Почему?

Согласны ли вы с утверждением, что обменивать товар на товар сложно и неудобно.

Но иногда это происходит и в наше время. Это называется БАРТЕР.


Какой вывод можно сделать из этой игры?



Можем ли мы утверждать, что деньги — это тоже товар?




Летим дальше.

Дети берут карточки с заданиями к игре и начинают производить обмен. - - Договариваться

Дети ищут нужный предмет, пытаются обменяться. После чего происходит обсуждения.

Примерные ответы

- много времени

- сложно сразу найти

- обмен может сорваться.




Бартер, тоже не совсем удобная вещь. Когда расплачиваешься деньгами, то удобнее.

Высказывают и обосновывают

свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Предварительная работа просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»

На доске вывешивается слово ЯРМАРКА


БАРТЕР.


Осторожно! Мошенники!

Отгадайте загадку, пока летим! Это и будет наш следующий герой.

Мальчик с Азбукой под мышкой –

Деревянный шалунишка.

Победил он Карабаса,

Не подвел друзей ни разу.

Кто не слушался Мальвину?

Глупый, добрый Буратино.

- Почему его называли глупеньким?

- вспомните ситуацию, когда Карабас дал Буратино 5 золотых за молчание, кто об этом узнал? Что они попытались сделать?


Среди нас попадаются такие люди. Как из можно назвать?

Как нужно уберечься от мошенников?

Давайте мы создадим правила

Буратино








Ответы детей

Лиса Алиса и кто Базилио

Они пытались выманить у Буратино деньги, обманым путем, давали неправдивые обещания.

Мошенники

Ответы детей фиксируется и создается свод правил «Как уберечься от мошенников»

Слайд 4













Слоа МОШЕННИКИ


Продукт

Правила «Как уберечься от мошенников»


11. Итог занятия:

Заключительная беседа по вопросам, монологические высказывания

Наше путешествие подошло к концу. Вы были дружными, активными и внимательными! Летим обратно.

Пока летим посчитайте пожалуйста деньги. Три рубля рублями, рубль пятаками, три копейки по копейке, рубль да пятак. Сколько всего получилось.


Отвечают, выполняют подсчёт

Проверьте! Ответ: 5 рублей 8 копеек.

12. Рефлексия

Формировать умения оценивать собственную учебную деятельность

- Наше занятие подходит к концу.

- Что нового узнали. Чему удивились? Что нельзя купить на деньги?

- Какая цель была? Удалось достичь поставленной цели?

Оцените свою работу на занятии. «Пантомима»


Анализируют свою деятельность.




Приложение 3

Приложения

(к технологической карте внеурочного занятия на тему Игра-путешествие на тему «Деньги в стране Мультипультии, или что такое деньги?»)

Приложение 1


Карточки со списками товаров необходимых для приобретения. Карточки с изображениями товаров.


Молоко

Батон

Яйца

Платье

Игрушка

Сахар

Молоко

Батон

Яйца

Платье

Игрушка

Сахар

Молоко

Батон

Яйца

Платье

Игрушка

Сахар

Молоко

Батон

Яйца

Платье

Игрушка

Сахар

Молоко

Батон

Яйца

Платье

Игрушка

Сахар

Молоко

Батон

Яйца

Платье

Игрушка

Сахар


Приложение 2



Игра: на столе у каждого лежит карточка. На одной стороне карточки нарисована картинка – это тот товар, который есть у тебя. На другой – написано, что тебе нужно получить в обмен на этот товар.

(Например, У Миши на карточке цыпленок, ему нужна рыба у Милены: рыба, нужна собака; у Алёны: есть собака, ей нужен цыпленок.)







Приложение 3


Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.





Приложение 1

Самые первые деньги у многих народов ходили на четырёх ногах, мычали и блеяли. Скот считали по головам. От количества голов зависело богатство хозяина.

Феи - самая крупная и странная форма каменных денег с острова Яп в Тихом океане. Они представляли собой огромные каменные круги диаметром до трёх с половиной метров и весящие около пяти тонн. Монеты- феи лежали перед домом владельца и говорили о его достатке.

В Америке в 18 веке «денежной единицей» был табак. На границе с Китаем, даже в 19 веке товары оценивались в «китайках» (в кусках китайского шелка).


В Исландии платежным средством  служила сушеная рыба, и тогдашний товарообмен выглядел следующим образом.

Подкова-1 рыбина;

Пара башмаков-3 рыбины.

У туземцев Мальдивских островов были в ходу ракушки морского моллюска - каури.  Блестящие, Легкие, прочные, они были распространены во многих странах Азии, Африки, Европы и в качестве платежного средства просуществовали до самого XX века.

В обороте жителей островов Тихого океана применялись перья, связанные между собой лианами в бухты. Чем ярче бухта, тем она дороже.


На Руси деньгами служили при обмене шкуры животных – песца, белки, соболя, куницы.

В Эфиопии в качестве платёжа использовали соляные бруски. Римские легионеры получали жалование солью.

В Мексике, индейцы использовали бобы какао.

В греческих колониях предметом торговли были хлеб, пшеница и другие злаки.


Приложение 2



Игра: на столе у каждого лежит карточка. На одной стороне карточки нарисована картинка – это тот товар, который есть у тебя. На другой – написано, что тебе нужно получить в обмен на этот товар.

(Например, Ваня имеет карточку: есть цыпленок, нужна курица; Маша: есть курица, нужна собака; Алёна: есть собака, нужен цыпленок.)


Приложение 3


Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!