СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы финансовой грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная программа поможет повторить курс экономики обучающимся 9-х классов при подготовке к сдаче государственной и тоговой аттестации.

Просмотр содержимого документа
«Основы финансовой грамотности»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПРИМОРСКАЯ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»





ПРИНЯТА:

на педагогическом совете

протокол № 1 от


УТВЕРЖДЕНА

Приказом

МБОУ «Приморский ЦО»

Пр . № ________ от










ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Социально-гуманитарной направленности

Основы финансовой грамотности












Авторы: педагог дополнительного образования

ФИО: Поснякова Оксана Владимировна

Срок реализации программы: 1 год обучения













г. Приморск

2020 год


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Дополнительная общеразвивающая программа «Основы финансовой грамотности» социально-гуманитарной направленности разработана на основе:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р);

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242 «О направлении информации «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;

- Письмо Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 1 апреля 2015 года № 19-2174/15-0-0 «О методических рекомендациях по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ различной направленности»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

- Федеральный проект «Доступное дополнительное образование для детей»;

- Устав учреждения;

- СанПин 2.4.3648-20.

При определении содержания данной дополнительной общеразвивающей программы учтены возрастные и индивидуальные особенности детей.

При разработке дополнительной общеразвивающей программы «Основы финансовой грамотности» социально-педагогической направленности были использованы материалы городской целевой программы развития образования «Столичное образование – 5», учебник Балабанова И.Т. Финансовый менеджмент: Москва. Финансы и статистика, 1994


Цель программы:

Обеспечение эффективной реализации целей программы в сфере школьного экономического образования.

Задачи программы:

Обучающие

- усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;

- формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие перемены в сфере экономики;

- умение вырабатывать аргументированные суждения, оценивать возможные последствия принимаемых решений;

Развивающие

- развитие навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово-экономической информации;

Воспитательные

- формирование информационной культуры школьников, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке;


Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Основы финансовой грамотности» социально-педагогической направленности обоснована, т.к. на сегодня нашему обществу необходимо готовить экономически и финансово образованного кадрового резерва для действующих предприятий малого и среднего бизнеса, и формирования социальной базы для роста численности новых предпринимательских структур, повышения инновационной составляющей в структуре экономики страны. Требуется реализация комплекса мер по отбору и социальному продвижению учащихся, имеющих способности к предпринимательской деятельности и финансовому анализу.


Образовательная программа «Основы финансовой грамотности» - это инновация в школьном образовании. А как известно, внедрение чего-то нового – это всегда долгий, сложный, но, тем не менее, очень интересный процесс. Начинать трудно, но с каждым шагом учащиеся будут приобретать всё новые и новые знания об окружающем их мира бизнеса и финансов.

Возраст обучающихся

На основании нормативного локального акта «Основы финансовой грамотности» социально-педагогической направленности рассчитана на детей старшего школьного возраста, 15-17 лет.

Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы «Основы финансовой грамотности» социально-педагогической направленности 1 год.

Уровень программы: ознакомительный


2. Учебно-тематический план

Раздел/тема

Количество часов

Формы промежуточного контроля и итоговой аттестации



Всего

Теория

Практика


1.

Раздел 1. Личное финансовой планирование

5

3

2

Беседа

2.

Раздел 2. Финансы и кредит

7

4

3

Опрос

3.

Раздел 3. Ипотека

2

1

1

Деловая игра

4.

Раздел 4. Инвестиции

6

3

3

Тестирование

5.

Раздел 5. Страхование

7

5

2

Деловая игра

6.

Раздел 6. Пенсии

3

2

1

Беседа

7.

Раздел 7.Своё жильё – миф или реальность?

2

1

1

Беседа

8.

Итоговая дискуссия

2

1

1

Круглый стол

9.

Раздел 8. Вводное занятие «Банковская система

5

3

2

Беседа

10.

Раздел 9.Финансовый рынок

5

3

2

Тестирование

11.

Раздел 10. Рынок ценных бумаг

3

2

1

Опрос

12.

Раздел 11. Ценные бумаги

11

8

3

Беседа

13

Раздел 12. Сделки с ценными бумагами

7

4

3

Деловая игра

14

Раздел 13. Аспекты налогообложения

4

2

2

Тестирование

15

Итоговые дискуссии.

2

1

1

Круглый стол


Всего

72








Содержание программы

  1. Личное финансовое планирование

Теория: деньги и их виды, электронные деньги, доходы и расходы, финансовый план

Практика: рассчитать бюджет своей семьи на один месяц


2.Финансы и кредит

Теория: кредитование, сбережения, финансовые расчёты, процентная ставка, ипотечный кредит

Практика: арифметика потребительского кредита, рассчитать


3. Ипотека Теория: ипотечный кредит, условия, процентная ставка, паушальный процент.


  1. Инвестиции

Теория: инвестиции, отношение к риску, пассивный инвестор, категории ПИФ, коносамент, мультивалютный депозит, страхование депозита, агентство по страхованию вкладов


  1. Страхование

Теория: страховой тариф, страховой случай, страховая премия, страховщик, агенты, брокеры

Практика: придумать объект страхования и условия страхования


  1. Пенсии

Теория: государственная пенсия, страховая часть, накопительная часть.

Практика: рассчитать свою будущую пенсию при размере заработной платы в 30 тыс. рублей


7.Жильё в собственность: миф или реальность

Теория: жилищные накопительные кооперативы, первоначальный взнос, договор социального найма


  1. Финансовый рынок

Теория: структура финансового рынка, стоимость денег, перемещение денег в пространстве и во времени


  1. Рынок ценных бумаг

Теория: облигации: характеристика и классификация, виды облигации, векселя и банковские сертификаты, производные финансовые институты


  1. Ценные бумаги

Теория: инвесторы и эмитенты, профессиональные участники игры на фондовой бирже


  1. Сделки с ценными бумагами

Теория: фондовые индексы, виды бирж, принципы технического анализа, финансовое планирование, как оформить наследство по ценным бумагам.


  1. Аспекты налогообложения

Теория: налоговые вычеты и как их оформить, как заполнить налоговую декларацию



ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Форма обучения: обучение осуществляется в очной форме

Методическое обеспечение программы

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (обучающемуся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

В работе используются следующие методы:

- словесные,

- наглядные,

- практические,

- исследовательские.

Виды деятельности:

- творческие работы,

- логические задачи,

- круглый стол

- дискуссия

- беседа

- опрос


СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Материально-техническое обеспечение образовательной программы

- кабинет

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- экран.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ



Личностные, предметные, метапредметные


Личностные результаты – понимание, что деньги – не цель, а средство обмена.

Метапредметные результаты:

• компетенция постановки личных целей для развития финансовой грамотности;

• компетенция определения своих финансовых целей;

• компетенция составления простого плана своих действий в соответствии с финансовой целью;

• компетенция проявления познавательной и творческой инициативы в области применения финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Предметные результаты:

• умение правильно использовать термины: обмен, бартер, товары, услуги, деньги, монеты, бумажные деньги, купюры, банкноты, наличные деньги, безналичные деньги, банк, банковская карта, дебетовая карта, кредитная карта, валюта;

• умение объяснять причины обмена;

• умение различать виды денег;

• умение объяснять, чем удобны в использовании наличные и безналичные деньги;

• умение объяснять роль банков, а также для чего нужны вклады и кредиты;

• умение считать наличные деньги (купюры и монеты);

• умение правильно считать сдачу;

• умение производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;

• умение приводить примеры валют;

• умение решать и составлять задачи с простыми денежными расчётами.










Планируемые результаты освоения образовательной программы

Время проведения контроля

Какие ЗУН контролирует

Формы проведения контроля

Сентябрь

Знать: термины

Уметь: применять в практических задания

Опрос и проведение теста

Декабрь

Знать: термины и понятия

Уметь: применять самостоятельно при решение познавательных задач

Тестирование

Апрель

Знать: понятия и термины

Уметь: применять их в совей исследовательской работе (проекте)

Защита проекта



Список литературы



Учебная литература

1.Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: материалы для уча-

щихся. 4 класс. М.:Вако, 2018.

2.Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические ре-

комендации для учителя.4 класс. М.: Вако, 2018.

3.Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: учебная програм-

ма. 4 класс. М.: Вако, 2018.

Интернет-источники

1. http://basic.economicus.ru/ – сайт «Основы экономики».

2. http://ecschool.hse. ru/ – сайт журнала «Экономика в школе».

3. http://muzey-factov.ru/ – сайт «Интересные факты обо всём

на свете. Музей фактов».

4. http://www. azbukafinansov.ru/ – портал «Азбука финансов».

5. http://www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет».

6. http://www.mind-map.ru/ – сайт «Интеллект-карты. Тренинг

эффективного мышления».

7. http://zanimatika.narod.ru/ – сайт «Методическая копилка

учителя, воспитателя, родителя».

8. http://вашифинансы.рф/ – проект Минфина «Дружи с фи-

нансами».

9. http://вашифинансы.рф/child/articles/lichnyy-i-semeynyybyudzhet/

5-sekretov-finansovoy-gramotnosti-ot-ekspertov-portalamoneykids-

ru/ — Пять секретов финансовой грамотности от портала

«moneykids.ru».

10. http://открытыйурок.рф/ – сайт педагогической мастер-

ской «Открытый урок».

11. http://хочумогузнаю.рф/ – сайт «Хочу Могу Знаю!».

12. https:// finagram.com – портал финансовой грамотности.

13. https://fmc.hse.ru – Федеральный методический центр по

финансовой грамотности системы общего и среднего профессио-

нального образования.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Режим организации занятий по дополнительным общеразвивающим программам определяется календарным учебным графиком.

Начало учебного года:

- для обучающихся 1 года обучения – 10 сентября 2020 года

- для обучающихся 2-го и последующих лет обучения – 01 сентября 2020 года

Окончание учебного года:

- для обучающихся 1 года обучения – 25.05.2021 года

- для обучающихся 2-го и последующих лет обучения – 25.05.2021 года

Каникулы – с 01 по 08 января 2021 года, с 01 июня по 31 августа 2021 года

Нерабочие праздничные дни: 4, 5 ноября, 23 февраля, 8 марта, 1 и 9 мая.


месяц

неделя

тема

Количество часов

Сентябрь


















ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Оценочные материалы


Учащемуся предлагается пройти тестирование и определить свой уровень финансовой грамотности. Предоставляется возможность. Зарегистрироваться - получить учётную запись (1-2 ). Пройти тестирование по отдельным темам и получить результаты по каждой теме и итоговый результат (3 – 11)  Пройти тестирование несколько раз и улучшить результаты (3 – 11)  Получить диплом при отличном выполнении теста (12)  Получить рекомендации по совершенствованию своей финансовой грамотности (10 – 11) Выполнение каждой части работы сопровождается получением детально описанного достигнуто





10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!