МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРИМОРСКАЯ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
ПРИНЯТА: на педагогическом совете протокол № 1 от | УТВЕРЖДЕНА Приказом МБОУ «Приморский ЦО» Пр . № ________ от |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Социально-гуманитарной направленности
Основы финансовой грамотности
Авторы: педагог дополнительного образования
ФИО: Поснякова Оксана Владимировна
Срок реализации программы: 1 год обучения
г. Приморск
2020 год
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы финансовой грамотности» социально-гуманитарной направленности разработана на основе:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242 «О направлении информации «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
- Письмо Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 1 апреля 2015 года № 19-2174/15-0-0 «О методических рекомендациях по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ различной направленности»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
- Федеральный проект «Доступное дополнительное образование для детей»;
- Устав учреждения;
- СанПин 2.4.3648-20.
При определении содержания данной дополнительной общеразвивающей программы учтены возрастные и индивидуальные особенности детей.
При разработке дополнительной общеразвивающей программы «Основы финансовой грамотности» социально-педагогической направленности были использованы материалы городской целевой программы развития образования «Столичное образование – 5», учебник Балабанова И.Т. Финансовый менеджмент: Москва. Финансы и статистика, 1994
Цель программы:
Обеспечение эффективной реализации целей программы в сфере школьного экономического образования.
Задачи программы:
Обучающие
- усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;
- формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие перемены в сфере экономики;
- умение вырабатывать аргументированные суждения, оценивать возможные последствия принимаемых решений;
Развивающие
- развитие навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово-экономической информации;
Воспитательные
- формирование информационной культуры школьников, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке;
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Основы финансовой грамотности» социально-педагогической направленности обоснована, т.к. на сегодня нашему обществу необходимо готовить экономически и финансово образованного кадрового резерва для действующих предприятий малого и среднего бизнеса, и формирования социальной базы для роста численности новых предпринимательских структур, повышения инновационной составляющей в структуре экономики страны. Требуется реализация комплекса мер по отбору и социальному продвижению учащихся, имеющих способности к предпринимательской деятельности и финансовому анализу.
Образовательная программа «Основы финансовой грамотности» - это инновация в школьном образовании. А как известно, внедрение чего-то нового – это всегда долгий, сложный, но, тем не менее, очень интересный процесс. Начинать трудно, но с каждым шагом учащиеся будут приобретать всё новые и новые знания об окружающем их мира бизнеса и финансов.
Возраст обучающихся
На основании нормативного локального акта «Основы финансовой грамотности» социально-педагогической направленности рассчитана на детей старшего школьного возраста, 15-17 лет.
Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы «Основы финансовой грамотности» социально-педагогической направленности 1 год.
Уровень программы: ознакомительный
2. Учебно-тематический план
№ | Раздел/тема | Количество часов | Формы промежуточного контроля и итоговой аттестации |
| | Всего | Теория | Практика | |
1. | Раздел 1. Личное финансовой планирование | 5 | 3 | 2 | Беседа |
2. | Раздел 2. Финансы и кредит | 7 | 4 | 3 | Опрос |
3. | Раздел 3. Ипотека | 2 | 1 | 1 | Деловая игра |
4. | Раздел 4. Инвестиции | 6 | 3 | 3 | Тестирование |
5. | Раздел 5. Страхование | 7 | 5 | 2 | Деловая игра |
6. | Раздел 6. Пенсии | 3 | 2 | 1 | Беседа |
7. | Раздел 7.Своё жильё – миф или реальность? | 2 | 1 | 1 | Беседа |
8. | Итоговая дискуссия | 2 | 1 | 1 | Круглый стол |
9. | Раздел 8. Вводное занятие «Банковская система | 5 | 3 | 2 | Беседа |
10. | Раздел 9.Финансовый рынок | 5 | 3 | 2 | Тестирование |
11. | Раздел 10. Рынок ценных бумаг | 3 | 2 | 1 | Опрос |
12. | Раздел 11. Ценные бумаги | 11 | 8 | 3 | Беседа |
13 | Раздел 12. Сделки с ценными бумагами | 7 | 4 | 3 | Деловая игра |
14 | Раздел 13. Аспекты налогообложения | 4 | 2 | 2 | Тестирование |
15 | Итоговые дискуссии. | 2 | 1 | 1 | Круглый стол |
| Всего | 72 | | | |
Содержание программы
Личное финансовое планирование
Теория: деньги и их виды, электронные деньги, доходы и расходы, финансовый план
Практика: рассчитать бюджет своей семьи на один месяц
2.Финансы и кредит
Теория: кредитование, сбережения, финансовые расчёты, процентная ставка, ипотечный кредит
Практика: арифметика потребительского кредита, рассчитать
3. Ипотека Теория: ипотечный кредит, условия, процентная ставка, паушальный процент.
Инвестиции
Теория: инвестиции, отношение к риску, пассивный инвестор, категории ПИФ, коносамент, мультивалютный депозит, страхование депозита, агентство по страхованию вкладов
Страхование
Теория: страховой тариф, страховой случай, страховая премия, страховщик, агенты, брокеры
Практика: придумать объект страхования и условия страхования
Пенсии
Теория: государственная пенсия, страховая часть, накопительная часть.
Практика: рассчитать свою будущую пенсию при размере заработной платы в 30 тыс. рублей
7.Жильё в собственность: миф или реальность
Теория: жилищные накопительные кооперативы, первоначальный взнос, договор социального найма
Финансовый рынок
Теория: структура финансового рынка, стоимость денег, перемещение денег в пространстве и во времени
Рынок ценных бумаг
Теория: облигации: характеристика и классификация, виды облигации, векселя и банковские сертификаты, производные финансовые институты
Ценные бумаги
Теория: инвесторы и эмитенты, профессиональные участники игры на фондовой бирже
Сделки с ценными бумагами
Теория: фондовые индексы, виды бирж, принципы технического анализа, финансовое планирование, как оформить наследство по ценным бумагам.
Аспекты налогообложения
Теория: налоговые вычеты и как их оформить, как заполнить налоговую декларацию
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Форма обучения: обучение осуществляется в очной форме
Методическое обеспечение программы
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (обучающемуся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
В работе используются следующие методы:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- исследовательские.
Виды деятельности:
- творческие работы,
- логические задачи,
- круглый стол
- дискуссия
- беседа
- опрос
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Материально-техническое обеспечение образовательной программы
- кабинет
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Личностные, предметные, метапредметные
Личностные результаты – понимание, что деньги – не цель, а средство обмена.
Метапредметные результаты:
• компетенция постановки личных целей для развития финансовой грамотности;
• компетенция определения своих финансовых целей;
• компетенция составления простого плана своих действий в соответствии с финансовой целью;
• компетенция проявления познавательной и творческой инициативы в области применения финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Предметные результаты:
• умение правильно использовать термины: обмен, бартер, товары, услуги, деньги, монеты, бумажные деньги, купюры, банкноты, наличные деньги, безналичные деньги, банк, банковская карта, дебетовая карта, кредитная карта, валюта;
• умение объяснять причины обмена;
• умение различать виды денег;
• умение объяснять, чем удобны в использовании наличные и безналичные деньги;
• умение объяснять роль банков, а также для чего нужны вклады и кредиты;
• умение считать наличные деньги (купюры и монеты);
• умение правильно считать сдачу;
• умение производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;
• умение приводить примеры валют;
• умение решать и составлять задачи с простыми денежными расчётами.
Планируемые результаты освоения образовательной программы
Время проведения контроля | Какие ЗУН контролирует | Формы проведения контроля |
Сентябрь | Знать: термины Уметь: применять в практических задания | Опрос и проведение теста |
Декабрь | Знать: термины и понятия Уметь: применять самостоятельно при решение познавательных задач | Тестирование |
Апрель | Знать: понятия и термины Уметь: применять их в совей исследовательской работе (проекте) | Защита проекта |
Список литературы
Учебная литература
1.Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: материалы для уча-
щихся. 4 класс. М.:Вако, 2018.
2.Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические ре-
комендации для учителя.4 класс. М.: Вако, 2018.
3.Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: учебная програм-
ма. 4 класс. М.: Вако, 2018.
Интернет-источники
1. http://basic.economicus.ru/ – сайт «Основы экономики».
2. http://ecschool.hse. ru/ – сайт журнала «Экономика в школе».
3. http://muzey-factov.ru/ – сайт «Интересные факты обо всём
на свете. Музей фактов».
4. http://www. azbukafinansov.ru/ – портал «Азбука финансов».
5. http://www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет».
6. http://www.mind-map.ru/ – сайт «Интеллект-карты. Тренинг
эффективного мышления».
7. http://zanimatika.narod.ru/ – сайт «Методическая копилка
учителя, воспитателя, родителя».
8. http://вашифинансы.рф/ – проект Минфина «Дружи с фи-
нансами».
9. http://вашифинансы.рф/child/articles/lichnyy-i-semeynyybyudzhet/
5-sekretov-finansovoy-gramotnosti-ot-ekspertov-portalamoneykids-
ru/ — Пять секретов финансовой грамотности от портала
«moneykids.ru».
10. http://открытыйурок.рф/ – сайт педагогической мастер-
ской «Открытый урок».
11. http://хочумогузнаю.рф/ – сайт «Хочу Могу Знаю!».
12. https:// finagram.com – портал финансовой грамотности.
13. https://fmc.hse.ru – Федеральный методический центр по
финансовой грамотности системы общего и среднего профессио-
нального образования.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Режим организации занятий по дополнительным общеразвивающим программам определяется календарным учебным графиком.
Начало учебного года:
- для обучающихся 1 года обучения – 10 сентября 2020 года
- для обучающихся 2-го и последующих лет обучения – 01 сентября 2020 года
Окончание учебного года:
- для обучающихся 1 года обучения – 25.05.2021 года
- для обучающихся 2-го и последующих лет обучения – 25.05.2021 года
Каникулы – с 01 по 08 января 2021 года, с 01 июня по 31 августа 2021 года
Нерабочие праздничные дни: 4, 5 ноября, 23 февраля, 8 марта, 1 и 9 мая.
месяц | неделя | тема | Количество часов |
Сентябрь | | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Оценочные материалы
Учащемуся предлагается пройти тестирование и определить свой уровень финансовой грамотности. Предоставляется возможность. Зарегистрироваться - получить учётную запись (1-2 ). Пройти тестирование по отдельным темам и получить результаты по каждой теме и итоговый результат (3 – 11) Пройти тестирование несколько раз и улучшить результаты (3 – 11) Получить диплом при отличном выполнении теста (12) Получить рекомендации по совершенствованию своей финансовой грамотности (10 – 11) Выполнение каждой части работы сопровождается получением детально описанного достигнуто
10