МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический
университет им. А.Н. Туполева-КАИ»
(КНИТУ-КАИ)
Чистопольский филиал «Восток»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЧФ КНИТУ-КАИ
______________ И.Р.Мухаметзянов
«___» ______________ 202__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
Б1.O.19 Основы компьютерного дизайна
(индекс и наименование дисциплины по учебному плану)
Квалификация: ____бакалавр____________________________________________
(бакалавр, специалист, инженер, магистр)
Форма обучения: ___очная _____________________________________________
(очная, очно-заочная, заочная)
Направление подготовки / специальность 42.03.01 Реклама и связи с общественностью
(код и наименование направления подготовки / специальности)
Направленность (профиль)
Цифровые медиакоммуникации
(наименование профиля, специализации, магистерской программы)
Чистополь
2023 г.
Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 42.03.01 Прикладная информатика, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.09.2017 № 929
Разработчик:
_Панин О.А, старший преподаватель ____________________ ______________
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры КиТС
(от ________________, протокол № ____.
Заведующий кафедрой КиТС
___ Классен В.И., д.т.н.__________________________________ ______________
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
Рабочая программа дисциплины (модуля) | Наименование подразделения | Дата | № протокола | Подпись |
ОДОБРЕНА | Кафедра КиТС | | | ______________ Классен В.И. |
ОДОБРЕНА | УМК филиала | | | ______________ председатель УМК С.Г.Прохоров |
СОГЛАСОВАНА | Научно-техническая библиотека | – | – | ______________ Библиотекарь УМиВО М.А. Тугашова |
1 ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ И КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Цель изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины является получение базовых знаний об основных направлениях компьютерной графики и областях её применения.
1.2 Задачи дисциплины
Основными задачами изучения дисциплины являются:
1. Изучение современных программных средств для разработки и редакции проектно-конструкторской и технологической документации, владение элементами начертательной геометрии и инженерной графики;
2. Изучение математического моделирования процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований;
3. Изучение и создание программ и их блоков, а также развитие методик проводить отладку и настройку программ для решения отдельных задач приборостроения.
1.3 Место дисциплины в структуре ОП ВО Дисциплина «Основы компьютерного дизайна» входит в состав обязательной части.
1.4 Объем дисциплины и виды учебной работы
Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся представлены в таблице 1.1
Таблица 1.1, а – Объем дисциплины (модуля) для очной формы обучения
. Семестр | Общая трудоемкость дисциплины (модуля), в ЗЕ/час | Виды учебной работы |
Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий (аудиторная работа), в т.ч.: | Самостоятельная работа обучающегося (внеаудиторная работа), в т.ч.: |
Лекции | Лабораторные работы | Практические занятия | Курсовая работа (консультация, защита) | Курсовой проект (консультации, защита) | Консультации перед экзаменом | Контактная работа на промежуточной аттестации | Курсовая работа (подготовка) | Курсовой проект (подготовка) | Проработка учебного материала (самоподготовка) | Подготовка к промежуточной аттестации | Форма промежуточной аттестации |
4 | 4 ЗЕ/144 | 16 | 32 | - | - | - | - | 0,35 | - | - | 60 | 35,65 | зачет |
Итого | 4 ЗЕ/144 | 16 | 32 | - | - | - | - | 0,35 | - | - | 60 | 35,65 | |
1.5 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенций, представленных в таблице 1.2.
Таблица 1.2 – Формируемые компетенции
Код компетенции | Наименование компетенции | Индикаторы достижения компетенций | Средства оценки |
ОПК-2 | Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, и использовать их при решении задач профессиональной деятельности | ИД-1ОПК-2. Знает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности | устный опрос на занятии |
| ИД-2ОПК-2. Умеет выбирать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности | отчет по лабораторной работе, устный опрос на занятии |
| ИД-3ОПК-2. Владеет навыками применения современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности | устный опрос на занятии, тестирование, экзамен |
2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Структура дисциплины (модуля)
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам), с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Разделы дисциплины и виды занятий
Наименование разделов дисциплины | Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий (без промежуточной аттестации) (в час) | Самостоятельная работа (проработка учебного материала (самоподготовка)) |
Лекции | Лабораторные работы | Практические занятия |
4 семестр |
1 Введение в компьютерную графику | 56 | 8 | - | - | 18 |
2 Программные средства компьютерной графики | 94 | 8 | 32 | - | 42 |
Итого за семестр | 108 | 16 | 32 | - | 60 |
Итого по дисциплине (без промежуточной аттестации) | 108 | 16 | 32 | - | 60 |
2.2 Содержание разделов дисциплины (модуля)
1 Введение в компьютерную графику
Основные направления и сферы применения компьютерной графики. Основные направления и сферы применения компьютерной графики. Визуализация. Обработка изображений. Распознавания изображений. Виды компьютерной графики. Сферы применения компьютерной графики. Деловая графика. Типы и виды диаграмм. Назначение. Растровая графика. Векторная графика. Соотношение между векторной и растровой графикой. Фрактальная графика. Основные понятия компьютерной графики. Классы программ для работы с растровой графикой. Средства создания и обработки векторных изображений. Средства создания фрактальных изображений. Разрешение изображения и его размер. Понятие растра. Методы растрирования. Цветовые модели и палитры. Цветовые профили. Основы теории цвета. Аддитивная цветовая модель RGB. Субтрактивная цветовая модель CMYK. Преобразование между моделями RGB и CMYK. Цветовая модель HSV. Цветовая модель CIE L*a*b*. Цветовые профили. Кодирование цвета. Палитра.
2 Программные средства компьютерной графики
Работа с Corel Draw. Работа с Corel Draw. Инструменты модификации и трансформирования. Инструменты управления цветом. Имитация перспективы. Эффект ореола. Экструзия. Использование линз. Применения эффекта PowerClip. Имитация трехмерного эффекта с помощью инструмента Interactive Blend. Работа с Photoshop. Интерфейс. Палитры. Создание баннера. Выделение с использованием инструмента Лассо. Выделение с использованием инструмента «Волшебная палочка». Выделение с помощью контуров. Быстрая маска. Работа с текстом. Использование инструмента Штамп. Инструменты группы Blur. Работа с КОМПАС. Создание листа чертежа. Геометрические построения. Геометрические тела. Построение чертежа детали. Построение сечений и разрезов на чертежах. Прикладные библиотеки Компас. Построение сборочных чертежей. Работа с NVU. Создание веб-страниц. Форматирование. Использование таблиц стилей. Работа с изображениями. Работа с таблицами. Работа с оглавлением.
2.3 Курсовая работа
Курсовая работа по дисциплине «Компьютерная графика» учебным планом не предусмотрена.
3 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Содержание оценочных средств и их соответствие запланированным результатам обучения
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля). Содержание оценочных материалов текущего контроля представлено в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Оценочные материалы текущего контроля
Виды учебных занятий | Наименование оценочного средства текущего контроля | Код и индикатор достижения компетенции |
Лекции | Тестовые задания текущего контроля по трем разделам дисциплины, вопросы на занятиях | ИД-1ОПК-2,ИД-2ОПК-2, ИД-3ОПК-2. |
Лабораторные работы | Вопросы к лабораторным работам | ИД-1ОПК-2,ИД-2ОПК-2, ИД-3ОПК-2. |
Самостоятельная работа | Вопросы для самоподготовки, тестирование | ИД-1ОПК-2,ИД-2ОПК-2, ИД-3ОПК-2. |
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие процесс формирования компетенций в ходе освоения образовательной программы.
Примеры тестовых заданий текущего контроля:
1. Компьютерная графика – это…
- совокупность средств и методов для преобразования данных в графическую форму с помощью ЭВМ;
- создание изображения;
- способность компьютерной системы создавать графику и вести диалог с человеком;
- получение описания изображения;
- визуализация изображения.
2. Задача компьютерной графики:
- создание изображения;
- обработка изображения;
- выделение изображения с последующим преобразованием;
- ввести диалог с человеком;
- нет правильного ответа.
3. Получение описания изображенных объектов является задачей
- распознования изображения;
- создание изображения;
- выделение изображения с последующим преобразованием;
- это основная задача компьютерной графики;
- нет правильного ответа.
4.Области применения компьютерной графики:
- все выше перечисленное;
- научная графика;
- деловая графика;
- конструкторская графика;
- иллюстративная графика.
5. По принципу действия и функциональному назначению программное обеспечение двухмерная графики делится на
- растровую, векторную и фрактальную;
-растровую и векторную;
- иллюстративную и полиграфическую;
- нет правильного ответа;
- иллюстративную, полиграфическую и анимационную.
Примеры тем устных опросов на занятиях:
Сферы применения компьютерной графики.
Визуализация изображений.
Обработка изображений.
Распознавание изображений.
Цветовые модели и палитры.
Вопросы к лабораторным работам приведены в методических указаниях по выполнению соответствующих лабораторных работ.
Примеры вопросов для самоподготовки:
Интерактивная компьютерная графика.
Деловая графика.
Типы и виды диаграмм. Назначение.
Виды компьютерной графики
Растровая графика
Полный комплект контрольных заданий или иных материалов, необходимых для оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), практике хранится на кафедре-разработчике в бумажном или электронном виде.
3.2 Содержание оценочных материалов промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация обеспечивает оценивание промежуточных/ окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю).
Для оценки степени сформированности компетенций используются оценочные материалы, включающие тестовые задания и контрольные (экзаменационные) вопросы.
Тестовые задания представляют собой совокупность тестовых вопросов текущего контроля по числу текущих аттестаций.
Примеры тестовых заданий промежуточной аттестации:
1. Программа Photoshop относится к
- растровым программам;
- векторным программам;
- фрактальным программам;
- растровым и векторным программам;
- нет правильного ответа.
2. Область компьютерной графики, предназначенная для наглядного представления различных показателей работы учреждений
- деловая графика;
- конструкторская графика;
- иллюстративная графика;
- художественная и рекламная графика;
- компьютерная анимация.
3. Программа CorelDRAW относится к
- векторным программам;
- растровым программам;
- фрактальным программам;
- растровым и векторным программам;
- нет правильного ответа.
4. Процесс визуализации изображения или сцены с заданными параметрами в готовый анимационный ролик называется:
- рендеринг;
- отображением;
- видеомонтаж;
- графической программой;
- спец. графикой.
5. К растровым графическим форматам относятся:
- Все перечисленное.
- GIF.
- BMP.
- JPEG.
- AVI.
3.3 Оценка успеваемости обучающихся
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация по дисциплине (модулю) осуществляется в соответствии с балльно-рейтинговой системой по 100-балльной шкале. Балльные оценки для контрольных мероприятий представлены в таблице 3.2, балльные оценки для контрольных мероприятий при выполнении курсовой работы (курсового проекта) представлены в таблице 3.3. Пересчет суммы баллов в традиционную оценку представлен в таблице 3.4.
Таблица 3.2 – Балльные оценки для контрольных мероприятий
Наименование контрольного мероприятия | Максимальный балл на первую аттестацию | Максимальный балл за вторую аттестацию | Максимальный балл за третью аттестацию | Всего за семестр |
4 семестр |
Тестирование | 20 | 20 | - | 40 |
Отчет по лабораторной работе | 5 | 5 | - | 10 |
Итого (максимум за период) | 25 | 25 | - | 50 |
Зачет / экзамен | | | | 50 |
Итого | | | | 100 |
Таблица 3.3. Шкала оценки на промежуточной аттестации
Выражение в баллах | Словесное выражение при форме промежуточной аттестации - зачет | Словесное выражение при форме промежуточной аттестации - экзамен |
от 86 до 100 | Зачтено | Отлично |
от 71 до 85 | Зачтено | Хорошо |
от 51 до 70 | Зачтено | Удовлетворительно |
до 51 | Не зачтено | Не удовлетворительно |
4 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Учебно-методическое и информационное обеспечение
дисциплины
4.1.1 Основная литература
1. Петров М.Н. Компьютерная графика: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд. -СПб: Питер, 2011. –544 с.:ил.
2. Компьютерная графика и web-дизайн: Учебное пособие / Т.И. Немцова, Т.В. Казанкова, А.В. Шнякин. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 400 с. (http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=458966)
3. Шпаков, П. С. Основы компьютерной графики [Электронный ресурс] : учеб. пособие / П. С. Шпаков, Ю. Л. Юнаков, М. В. Шпакова. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2014. – 398 с. (http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=507976)
4.1.2 Дополнительная литература
1. Миронов Б.Г и др. Сборник заданий по инженерной графике с примерами выполнения чертежей на компьютере: Учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп.- М.: Высшая школа, 2009.- 355 с.
2. Хайдаров, Г.Г. Примеры выполнения самостоятельных работ по компьютерной геометрии и графике. Методические указания к самостоятельным работам. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб. : НИУ ИТМО, 2005. — 52 с. (https://e.lanbook.com/book/43532#book_name)
4.1.3 Методическая литература к выполнению
практических и/или лабораторных работ
Методические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Компьютерная графика» в электронном виде (библиотека ЧФ КНИТУ-КАИ).
4.1.4 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю)
Организовано взаимодействие обучающегося и преподавателя с использованием электронной информационно-образовательной среды КНИТУ-КАИ.
1. Панин О.А. «Компьютерная графика» [Электронный ресурс]: курс дистанционного обучения по направлению подготовки бакалавров 09.03.01 «Информатика и ВТ» / КНИТУ-КАИ, Казань, 2017 – Доступ по логину и паролю. URL: https://bb.kai.ru:8443/webapps/blackboard/execute/content/blankPage?cmd=view&content_id=_193221_1&course_id=_11902_1 Идентификатор курса 17_Chistopol_ОАPanin
4.1.5 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», профессиональных баз данных, информационно-справочных систем, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю)
1. Электронно-библиотечная система учебной и научной литературы. URL: https://e.lanbook.com/.
2. Электронно-библиотечная система учебной и научной литературы. URL: http://znanium.com/.
3. Электронно-библиотечная система учебной и научной литературы. URL: https://urait.ru/.
4. Научно-техническая библиотека КНИТУ-КАИ. URL: http://library.kai.ru/.
5. Единое окно доступа к информационным ресурсам. URL: http://window.edu.ru/resource/386/79386, http://window.edu.ru/resource/034/77034, http://window.edu.ru/resource/452/77452.
4.2 Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) и требуемое программное обеспечение
Описание материально-технической базы и программного обеспечения, необходимого для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю) приведено соответственно в таблицах 4.1 и 4.2.
Таблица 4.1 – Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
Наименование вида учебных занятий | Наименование учебной аудитории, специализированной лаборатории | Перечень необходимого оборудования и технических средств обучения |
Лекционные занятия | Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, семинарского типа, консультаций, текущего контроля, промежуточной аттестации | Учебная мебель: столы, стулья для обучающихся; стол, стул для преподавателя, доска. Аудитория, оснащенная комплексом технических средств обучения (проектор или интерактивная доска, компьютер, система звукового сопровождения отображаемых видеоматериалов) |
Лабораторные занятия | компьютерный класс | Учебная мебель: столы, стулья для обучающихся; стол, стул для преподавателя, доска. |
Самостоятельная работа | Аудитория для самостоятельной работы | Библиотечный фонд: печатные издания и ЭБС рабочие места, оборудованные ПЭВМ с выходом в интернет (Wi-Fi), МФУ, принтер |
| Помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель: столы, стулья для обучающихся; стол, стул для преподавателя, доска. Аудитория, оснащенная комплексом технических средств обучения (проектор или интерактивная доска, компьютер, система звукового сопровождения отображаемых видеоматериалов) |
Таблица 4.2 – Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства, используемое при осуществлении образовательного процесса по дисциплине
№ п/п | Наименование программного обеспечения | Производитель | Способ распространения (лицензионное или свободно распространяемое) |
1 | Microsoft Windows | | Лицензионное |
2 | Microsoft Office | | Лицензионное |
3. | Adode Photoshop CS3 | | Лицензионное |
4 | CorelDraw Graphics Suite X4 | | Лицензионное |
5 ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ
Обучение по дисциплине (модулю) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов организуется как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов предусмотрены дополнительные оценочные материалы, перечень которых указан в таблице 5.1.
Таблица 5.1 – Дополнительные материалы оценивания для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Категории обучающихся | Виды дополнительных оценочных материалов | Формы контроля и оценки результатов обучения |
С нарушениями слуха | Тесты, контрольные работы, письменные самостоятельные работы, вопросы к зачету (экзамену) | Преимущественно письменная проверка |
С нарушениями зрения | Устный опрос по терминам, собеседование по вопросам к зачету (экзамену) | Преимущественно устная проверка (индивидуально) |
С нарушениями опорно-двигательного аппарата | Решение дистанционных тестов, контрольные работы, письменные самостоятельные работы, вопросы к зачету (экзамену) | Преимущественно дистанционными методами |
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, например:
– в печатной форме;
– в печатной форме с увеличенным шрифтом;
– в форме электронного документа;
– методом чтения ассистентом задания вслух;
– предоставление задания с использованием сурдоперевода.
Лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
– письменно на бумаге;
– набор ответов на компьютере;
– набор ответов с использованием услуг ассистента;
– представление ответов устно.
При необходимости для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
Учебно-методические материалы для самостоятельной и аудиторной работы обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.
Освоение дисциплины (модуля) лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения.
При занятиях с обучающимися с нарушениями слуха предусмотрено использование звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств и других технических средств приема/передачи учебной информации в доступных формах, мобильной системы преподавания для обучающихся с инвалидностью, портативной индукционной системы. Учебная аудитория, в которой занимаются обучающиеся с нарушением слуха, оборудована компьютерной техникой, аудиотехникой, видеотехникой, электронной доской, мультимедийной системой.
При занятиях с обучающимися с нарушениями зрениями предусмотрено использование в лекционных и учебных аудиториях возможности просмотра удаленных объектов (например, текста на доске или слайда на экране) при помощи видеоувеличителей для комфортного просмотра.
При занятиях с обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата используются альтернативные устройства ввода информации и другие технические средства приема/передачи учебной информации в доступных формах, мобильной системы обучения для людей с инвалидностью.
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
Изменения, вносимые в рабочую программу дисциплины (модуля)
№ п/п | № раздела внесения изменений | Дата внесения изменений | Содержание изменений | «Согласовано» заведующий кафедрой, реализующей дисциплину |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
2