СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов специальностей: 42.02.01  «Реклама», 54.02.01  «Дизайн (в промышленности)»,38.02.03 «Операционная деятельность в логистике», 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (в городском хозяйстве)», 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах», 09.02.04 «Информационные системы (в экономике)», 09.02.05«Прикладная информатика (в экономике)», 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (в машиностроении), 38.02.04 «Коммерция (в сфере обслуживания)», 38.02.07 «Банковское дело», 09.02.02 «Компьютерные сети»/ Составитель: преподаватель Павлова С.В. - Набережные Челны: Изд-во Набережночелнинского института КФУ, 2016. – 29 с.

Просмотр содержимого документа
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Набережночелнинский институт (филиал) федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»

ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ








ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Методические указания

к практическим занятиям и самостоятельной работе


для студентов специальностей


42.02.01 «Реклама»

54.02.01 «Дизайн (в промышленности)»

38.02.03 «Операционная деятельность в логистике»

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (в городском хозяйстве)»

23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»

09.02.04 «Информационные системы (в экономике)»

09.02.05«Прикладная информатика (в экономике)»

15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (в машиностроении)

09.02.02 «Компьютерные сети»













Набережные Челны, 2016


УДК 658.345(076)

ББК68.903я723

М54



Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов специальностей: 42.02.01 «Реклама», 54.02.01 «Дизайн (в промышленности)»,38.02.03 «Операционная деятельность в логистике», 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (в городском хозяйстве)», 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах», 09.02.04 «Информационные системы (в экономике)», 09.02.05«Прикладная информатика (в экономике)», 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (в машиностроении), 38.02.04 «Коммерция (в сфере обслуживания)», 38.02.07 «Банковское дело», 09.02.02 «Компьютерные сети»/ Составитель: преподаватель Павлова С.В. - Набережные Челны: Изд-во Набережночелнинского института КФУ, 2016. – 29 с.









Методические указания предназначены для практических занятий и самостоятельной работы студентов, изучающих дисциплину «Основы безопасности жизнедеятельности».











Рецензент: к.т.н., доцент Л.Р.Саримов







Печатается в соответствии с решением ПЦК «Цикл естественнонаучных дисциплин». [Протокол № 1 от 30.08.2016 г.]






© Набережночелнинский институт ФГАОУ ВО

«Казанский (Приволжский) федеральный университет», 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ………………………………………………………………………………3

  1. Цели освоения дисциплины………………………………………………………..3

  2. Место дисциплины в структуре ООП СПО…………………………………….…3

  3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины…………………………………………………………………………………………4

  4. Содержание самостоятельной работы дисциплины …………………………….……5

  5. Практические занятия ……………...……………………………………..………...8

  6. Аудиторная самостоятельна работа………………………………………………16

  7. Общие требования к оформлению аудиторной самостоятельной работе ..……22

  8. Критерии оценки аудиторной самостоятельной работы….………………………24

  9. Вопросы к дифференцированному зачету……………………………………….25

  10. Методические указания для обучающихся при освоении дисциплины…………..27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………..…...…..29





























ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


1. Цели освоения дисциплины


Цели изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»:

• воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;

• развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;

• освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;

• формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.


2.Место дисциплины в структуре ППССЗ


Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» является общеобразовательной дисциплиной. Содержание дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»: обеспечение личной безопасности и сохранения здоровья, государственная система обеспечения безопасности населения, основы обороны государства и воинская обязанность, основа медицинских знаний. В дисциплине реализованы требования Федеральных законов "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О гражданской обороне", "О защите населения территории от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера".

Знания, умения и навыки, полученные студентами при изучении данной дисциплины, будут использованы в дальнейшем при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

В результате учебного процесса учащиеся получают весь комплекс знаний умений и навыков запланированного учебного процесса.

Осваивается на первом курсе (1-2 семестр).


3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)


Знать:

потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях; соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах; правила поведения населения при авариях; организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах; предназначение, структуру и задачи гражданской обороны; основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России;состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;основные виды воинской деятельности;общие обязанности солдата в бою;основные способы передвижения солдата в бою;государственные и военные символы Российской Федерации.


Уметь:

предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; правильно выполнять команды в строю и одиночные строевые приемы без оружия; изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания; определять свое местонахождение, ориентироваться на местности без карты, совершать движение по азимуту; оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ранениях, ожогах, тепловом и солнечном ударе, отморожении, утомлении, отравлении.


В результате освоения дисциплины формируются компетенции:


- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес(ОК 1);

- Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество(ОК 2);

- Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность(ОК3);

- Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития(ОК4);

- Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности(ОК5);

- Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями(ОК6);

- Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий(ОК7);

- Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации(ОК8);

- Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности(ОК9).


4.Содержание самостоятельной работы



Раздел дисциплины

Виды самостоятельной работы

Трудоемкость (в часах)

Формы контроля самостоятельной работы

Ведение


0


Раздел 1. Обеспечение личной безопасности и сохранения здоровья

1

Здоровье и здоровый образ жизни

Написание письменной домашней работы

1

Доклад

2

Факторы способствующие укреплению здоровья

Подготовка к устному опросу

1

Устный опрос

3

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека

Подготовка к устному опросу

1

Устный опрос

4

Вредные привычки и их профилактика

Написание письменной домашней работы

1


Доклад

5

Правила и безопасность дорожного движения

Подготовка к устному опросу

1

Устный опрос

6

Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества

Написание письменной домашней работы

1


Доклад

7

Правовые основы взаимоотношения полов

Написание письменной домашней работы

1

Доклад

Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения

8

Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Написание письменной домашней работы

1

Доклад

9

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Подготовка к устному опросу

2


Устный опрос

10

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

Подготовка к устному опросу

1

Устный опрос

11

Современные средства поражения и их поражающие факторы

Написание письменной домашней работы

2


Доклад

12

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Написание письменной домашней работы

1

Доклад

13

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций

Написание письменной домашней работы

1


Доклад

14

Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций

Написание письменной домашней работы

1

Доклад

15

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника

Подготовка к устному опросу


1


Устный опрос

16

Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан

Написание письменной домашней работы Написание контрольной работе №1

1

Доклад

Аудиторная самостоятельная работа №1

Раздел 3. Основы обороны государства и воинская обязанность

17

История создания Вооруженных Сил России

Написание письменной домашней работы

2


Доклад

18

Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации

Написание письменной домашней работы

2

Доклад

19

Воинская обязанность

Подготовка к устному опросу

1


Устный опрос

20

Обязательная подготовка граждан к военной службе

Написание письменной домашней работы

1

Доклад

21

Призыв на военную службу

Подготовка к устному опросу

1

Устный опрос

22

Прохождение военной службы по контракту

Написание письменной домашней работы

1


Доклад

23

Альтернативная гражданская служба

Написание письменной домашней работы

1


Доклад

24

Качества личности военнослужащего как защитника Отечества

Написание письменной домашней работы

1

Доклад

25

Воинская дисциплина и ответственность

Подготовка к устному опросу

1

Устный опрос

26

Как стать офицером Российской армии

Написание письменной домашней работы

1


Доклад

27

Боевые традиции Вооруженных Сил России

Написание письменной домашней работы

1

Доклад

28

Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

Написание письменной домашней работы

Написание контрольной работе №2

1

Доклад

Аудиторная самостоятельная работа №2

Раздел 4. Основы медицинских знаний

29

Понятия первой помощи

Написание письменной домашней работы

1

Доклад

30

Понятия травм и их виды

Подготовка к устному опросу

1

Устный опрос

31

Первая помощь при синдроме длительного сдавливания

Написание письменной домашней работы

1

Доклад

32

Понятия и виды кровотечения

Подготовка к устному опросу

1


Устный опрос

33

Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика

Написание письменной домашней работы

1

Доклад

34

Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка

Написание письменной домашней работы

Написание контрольной работы №3

1

Доклад

Аудиторная самостоятельная работа №3

35

Основы ухода за младенцем

Написание письменной домашней работы

1

Доклад

ИТОГО

39




5. Практические занятия


Тема 1. Здоровье и здоровый образ жизни

Семинар. Обсуждение предложенных тем.

Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

Самостоятельная работа.

Подготовка докладов по темам:

  1. Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья.

  2. Основные пути формирования культуры безопасности жизнедеятельности в современном обществе.


Тема 2. Факторы способствующие укреплению здоровья

Семинар. Обсуждение предложенных тем.

Двигательная активность и закаливание организма. Занятие физической культурой. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим труда и отдыха. Рациональное питание и его значение для здоровья Влияние двигательной активности на здоровье человека. Закаливание и его влияние на здоровье. Правила личной гигиены и здоровье человека.

Самостоятельная работа.

Устный опрос:

  1. Факторы, способствующие укреплению здоровья.

  2. Организация студенческого труда, отдыха и эффективной работы.

  3. Роль физической культуры в сохранении здоровья.


Тема 3. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека

Семинар. Обсуждение предложенных тем.

Основные источники загрязнения окружающей среды. Техносфера как источник негативных факторов.

Самостоятельная работа.

Устный опрос:

  1. Техносфера как источник негативных факторов.

  2. Основные источники загрязнения окружающей среды.


Тема 4. Вредные привычки и их профилактика

Семинар. Обсуждение предложенных тем.

Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье. Наркотики, наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам.

Самостоятельная работа.

Подготовка докладов по темам:

  1. Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

  2. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему.

  3. Социальные последствия пристрастия к наркотикам.


Тема 5. Правила и безопасность дорожного движения

Семинар. Обсуждение предложенных тем.

Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.

Самостоятельная работа.

Устный опрос:

  1. Правила и безопасность дорожного движения.

  2. Модели поведения пешеходов.

  3. Модели поведения велосипедистов.


Тема 6. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества

Семинар. Обсуждение предложенных тем.

Социальная роль женщины в современном обществе. Репродуктивное здоровье женщины и факторы, влияющие на него. Здоровый образ жизни – необходимое условие сохранения репродуктивного здоровья.

Самостоятельная работа.

Подготовка докладов по темам:

  1. Пути сохранения репродуктивного здоровья общества.

  2. Особенности трудовой деятельности женщин и подростков.


Тема 7. Правовые основы взаимоотношения полов

Семинар. Обсуждение предложенных тем.

Брак и семья. Культура брачных отношений. Основные функции семьи. Основы семейного права в РФ. Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «Оправах ребенка».

Самостоятельная работа.

Подготовка докладов по темам:

  1. Брак и семья.

  2. Права и обязанности родителей.

  3. Конвенция ООН «Оправах ребенка».


Тема 8. Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Семинар. Обсуждение предложенных тем.

Характеристика ЧС природного и техногенного характера, наиболее вероятные для данной местности и района проживания. Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о ЧС согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация)

Самостоятельная работа.

Подготовка докладов по темам:

  1. ЧС природного и техногенного характера, наиболее вероятные для данной местности и района проживания.

  2. Отработка правил поведения при получении сигнала о ЧС согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация)


Тема 9. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Семинар. Обсуждение предложенных тем.

История создания РСЧС, предназначение, структура, задачи, решаемые для защиты населения от ЧС.

Самостоятельная работа.

Устный опрос:

  1. ЧС природного и техногенного характера, наиболее вероятные для данной местности и района проживания.

  2. Отработка правил поведения при получении сигнала о ЧС согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация)


Тема 10. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

Семинар. Обсуждение предложенных тем.

Основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Структура и органы управления гражданской обороной. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

Самостоятельная работа.

Устный опрос:

  1. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

  2. Структура и органы управления гражданской обороной.


Тема 11. Современные средства поражения и их поражающие факторы

Семинар. Обсуждение предложенных тем.

Мероприятия по защите населения. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени. Эвакуация населения в условиях ЧС.

Самостоятельная работа.

Подготовка докладов по темам:

  1. Мероприятия по защите населения.

  2. Эвакуация населения в условиях ЧС.


Тема 12. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Семинар. Обсуждение предложенных тем.

Инженерная защита, виды защитных сооружений. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях.

Самостоятельная работа.

Подготовка докладов по темам:

  1. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны.

  2. Инженерная защита, виды защитных сооружений;

  3. Правила поведения в защитных сооружениях.


Тема 13.Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций

Семинар. Обсуждение предложенных тем.

Организация основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после их пребывания в зонах заражения.

Самостоятельная работа.

Подготовка докладов по темам:

  1. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций.

  2. Санитарная обработка людей после их пребывания в зонах заражения.


Тема 14. Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций

Семинар. Обсуждение предложенных тем.

Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств РФ по защите населения и территорий от ЧС: прогноз, мониторинг. Оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.

Самостоятельная работа.

Подготовка докладов по темам:

  1. Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств РФ по защите населения и территорий от ЧС: прогноз, мониторинг.

  2. Оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.


Тема 15. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника

Семинар. Обсуждение предложенных тем.

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника. Меры безопасности для населения, оказавшегося на территории военных действий.

Самостоятельная работа.

Устный опрос:

  1. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника.

  2. Правила безопасного поведения при захвате в качестве заложника.


Тема 16. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан

Семинар. Обсуждение предложенных тем.

МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от ЧС. Полиция РФ – система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств. Служба скорой медицинской помощи. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор России). Другие государственные службы в области безопасности. Правовые основы организации защиты населения РФ от ЧС мирного времени.

Самостоятельная работа.

Подготовка докладов по темам:

  1. Полиция РФ – система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств.

  2. Правовые основы организации защиты населения РФ от ЧС мирного времени.

Аудиторная самостоятельная работа №1


Тема 17. История создания Вооруженных Сил России

Семинар. Обсуждение предложенных тем.

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV-XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVIвека. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX, создание массовой армии. Создание советских ВС, их структура и предназначение. Основные предпосылки проведения военной реформы ВС РФ на современном этапе. Функции и основные задачи современных ВС РФ, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности.

Самостоятельная работа.

Подготовка докладов по темам:

  1. Организация вооруженных сил Московского государства в XIV-XV веках.

  2. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVIвека.

  3. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности.


Тема 18. Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации

Семинар. Обсуждение предложенных тем.

Виды ВС РФ, рода ВС РФ, рода войск. Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура. Военно-воздушные силы: история создания, предназначение, структура. Военно-морской флот: история создания, предназначение, структура. Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура. Войска воздушно-космической обороны: история создания, предназначение, структура. Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура. Другие войска: Пограничные войска Федеральной службы безопасности РФ, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, Железнодорожные войска РФ, войска гражданской обороны МЧС России. Их состав и предназначение.

Самостоятельная работа.

Подготовка докладов по темам:

  1. Военно-морской флот: история создания, предназначение, структура.

  2. Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура.

  3. Виды и рода войск.


Тема 19. Воинская обязанность

Семинар. Обсуждение предложенных тем.

Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.

Самостоятельная работа.

Устный опрос:

  1. Организация воинского учета и его предназначение.

  2. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.


Тема 20. Обязательная подготовка граждан к военной службе

Семинар. Обсуждение предложенных тем.

Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе: занятия военно-прикладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в учреждениях начального профессионального и среднего образования; обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Самостоятельная работа.

Подготовка докладов по темам:

  1. Добровольная подготовка граждан к военной службе.

  2. Обучение по дополнительным образовательным программам.

  3. Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.


Тема 21. Призыв на военную службу

Семинар. Обсуждение предложенных тем.

Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части.

Самостоятельная работа.

Устный опрос:

  1. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части.

  2. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих.


Тема 22. Прохождение военной службы по контракту

Семинар. Обсуждение предложенных тем.

Основные условия прохождения службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступившим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Правила и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Самостоятельная работа.

Подготовка докладов по темам:

  1. Правила и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

  2. Требования, предъявляемые к гражданам, поступившим на военную службу по контракту.


Тема 23. Альтернативная гражданская служба

Семинар. Обсуждение предложенных тем.

Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. Требования предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.

Самостоятельная работа.

Подготовка докладов по темам:

  1. Требования предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.

  2. Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы.


Тема 24. Качества личности военнослужащего как защитника Отечества

Семинар. Обсуждение предложенных тем.

Качества личности военнослужащего как защитника Отечества: любовь к Родине, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя в России, народа и Отечества. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина в различных видах ВС и родах войск.

Самостоятельная работа.

Подготовка докладов по темам:

  1. Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.

  2. Патриотизм и верность воинскому долгу.


Тема 25. Воинская дисциплина и ответственность

Семинар. Обсуждение предложенных тем.

Единоначалие принцип строительства Вс РФ. Общие права и обязанности военнослужащих. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Виды ответственности, установленные для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.). Соблюдение норм международного гуманитарного права.

Самостоятельная работа.

Устный опрос:

  1. Уголовная ответственность за преступления против военной службы.

  2. Дисциплинарные взыскания.

  3. Соблюдение норм международного гуманитарного права.


Тема 26. Как стать офицером Российской армии

Семинар. Обсуждение предложенных тем.

Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования. Организация подготовки офицерских кадров для ВС РФ.

Самостоятельная работа.

Подготовка докладов по темам:

  1. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования.

  2. Организация подготовки офицерских кадров для ВС РФ.


Тема 27. Боевые традиции Вооруженных Сил России

Семинар. Обсуждение предложенных тем.

Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. Воинский долг - обязанность по вооруженной защите Отечества. Дни воинской славных побед.

Самостоятельная работа.

Подготовка докладов по темам:

  1. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни.

  2. Войсковое товарищество – боевые традиции РФ и флота.


Тема 28. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

Семинар. Обсуждение предложенных тем.

Ритуал вручения боевого знамени войсковой части. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку.

Самостоятельная работа.

Подготовка докладов по темам:

  1. Символы воинской чести.

  2. Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы.

  3. Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

Аудиторная самостоятельная работа №2


Тема 29. Понятия первой помощи

Семинар. Обсуждение предложенных тем.

Перечень состояний, при которых оказывается первая медицинская помощь. Признаки жизни.

Самостоятельная работа.

Подготовка докладов по темам:

  1. Общие правила оказания первой помощи.

  2. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан РФ»


Тема 30. Понятия травм и их виды

Семинар. Обсуждение предложенных тем.

Правила первой помощи при ранениях. Правила наложения повязок различных типов.

Самостоятельная работа.

Устный опрос:

  1. Первая помощь при травмах различных областей тела.

  2. Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга.

  3. Первая помощь при переломах.


Тема 31. Первая помощь при синдроме длительного сдавливания

Семинар. Обсуждение предложенных тем.

Понятия травматического токсикоза. Местные и общие признаки травматического токсикоза.

Самостоятельная работа.

Подготовка докладов:

  1. Основные периоды развития травматического токсикоза.

  2. Местные и общие признаки травматического токсикоза.


Тема 32. Понятия и виды кровотечения

Семинар. Обсуждение предложенных тем.

Первая помощь при наружных кровотечениях. Правила наложения жгута или закрутки. Основные признаки внутреннего кровотечения.

Самостоятельная работа.

Устный опрос:

  1. Смешенное кровотечение.

  2. Первая помощь при венозном кровотечении.


Тема 33. Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика

Семинар. Обсуждение предложенных тем.

Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика. Пути передачи возбудителей инфекционных заболеваний.

Самостоятельная работа.

Подготовка докладов по темам:

  1. Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика.

  2. Ранние половые связи и их последствия для здоровья.


Тема 34. Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка

Семинар. Обсуждение предложенных тем.

Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Понятие патронажа, виды патронажей.

Самостоятельная работа.

Подготовка докладов по темам:

  1. Особенности питания и образа жизни беременной женщины.

  2. Здоровье родителей – здоровье ребенка.

Аудиторная самостоятельная работа №3


Тема 35. Основы ухода за младенцем

Семинар. Обсуждение предложенных тем.

Основы ухода за младенцем. Физиологические особенности развития новорожденных детей. Основные мероприятия по уходу за младенцем.

Самостоятельная работа.

Подготовка докладов по темам:

  1. Формирование основ здорового образа жизни.

  2. Духовность и здоровье семьи.


  1. Аудиторная самостоятельная работа


Аудиторная самостоятельная работа №1


Вариант №1

Здание 1. Произошла авария на атомной электростанции, возникла угроза радиоактивного загрязнения местности. Ваши действия при необходимости выйти на улицу?

Здание 2. В районе вашего проживания произошла авария на химически опасном объекте с выбросом в атмосферу аварийно химически опасных веществ. Ваши действия после выхода из зоны заражения?

Здание 3. Вам некоторое время приходится проживать на местности, степень радиационного загрязнения которой превышает фоновые нормы, но не выше опасных пределов установленных доз. Ваши действия для снижения риска дополнительного облучения?

Здание 4. В районе вашего проживания произошла авария на химически опасном объекте с выбросом в атмосферу аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Ваши действия при эвакуации из зоны химического поражения?


Вариант №2


Здание 1. Произошла авария на атомной электростанции. Ваши действия при эвакуации из зоны радиоактивного заражения?

Здание 2. В районе вашего проживания произошла авария на химически опасном объекте с выбросом в атмосферу аварийно химически опасных веществ. Ваши действия при движении по заражённой местности в случае самостоятельной эвакуации?

Задание 3. Вам придётся некоторое время проживать в непосредственной близости от радиационно опасных объектов. Ваши действия по сохранению личной безопасности?

Здание 4. Получен сигнал оповещения о радиационной аварии. Ваши действия в данной ситуации, если вы находитесь на улице или в доме?


Аудиторная самостоятельная работа №2


Вариант №1


1. Заключение по результатам освидетельствования категории «В» означает:

а) годен к военной службе;

б) временно не годен к военной службе;

в) годен к военной службе с незначительными ограничениями;

г) ограниченно годен к военной службе.


2. Порядок  организации воинского учета граждан, подготовки их к военной службе, призыва на военную службу и ее прохождение определены:

а) в законе « Об обороне»;

б) в законе « О воинской обязанности и военной службе»;

в) в законе « О статусе военнослужащих»;

г)  в законе « О безопасности».


3. День снятия блокады Ленинграда:

а) 27 января 1944 года;

б) 18 апреля 1242 года;

в) 23 февраля 1918 года;

г) 5 декабря 1941 года;  


4. Назовите обязанности, которые распространяются на всех военнослужащих, независимо от их должностного положения, воинского звания, принадлежности к виду или роду войск. В них выражается существо воинского долга:

а) общие;

б) должностные;

в) специальные.


5. Перечислите рода войск входящие в состав Военно–Воздушных Сил.  


6. Перечислите обстоятельства (причины) освобождающие гражданина от явки в военный комиссариат по повестке.


7. Составьте фразу из следующих фрагментов (ответ представьте последовательностью букв, например: в; и; …; запишите полученную фразу):

а) …предназначение, порядок организации и несения гарнизонной и…;

б)…эти службы, а также регламентирует проведение…;

в) …Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил определяет…;

г) …гарнизонных мероприятий с участием войск…;

д) …караульной служб, права и обязанности военнослужащих, несущих… .


8. Найдите соответствие состава военнослужащих и воинского звания (ответ представьте буквой с цифрой, например: 3г):


1. Младшие войсковые офицеры

2. Старшие войсковые офицеры

3. Высшие войсковые офицеры

а) генерал - полковник


б) майор


в) капитан I ранга


г) капитан


9. Какое решение примет призывная комиссия в отношении призывника на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию? Дайте обоснованный ответ.

Гражданин возраст 25 лет, категория годности к военной службе - «Г», имеет ученую степень, имеет 1 ребенка.


10. Какое решение примет призывная комиссия в отношении призывника на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию? Дайте обоснованный ответ.

Гражданин возраст 25 лет, категория годности к военной службе - «Б», обучается по заочной форме обучения в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеет 2 детей.


Вариант №2


1. Заключение по результатам освидетельствования категории «Г» означает:

а) годен к военной службе с незначительными ограничениями;

б) временно не годен к военной службе;

в) годен к военной службе;

г) ограниченно годен к военной службе.


2. Какой Федеральный закон определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны?

а) ФЗ « Об обороне»;

б) ФЗ « О воинской обязанности и военной службе»;

в) ФЗ « О статусе военнослужащих»;

г) ФЗ  « О безопасности».


3. День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве:

а) 9 мая 1945 года;

б) 23 августа 1943 года;

в) 23 февраля 1918 года;

г) 5 декабря 1941 года;


4. Назовите обязанности военнослужащих, которые определяются воинскими уставами и другими нормативными документами, учитывающими специфику исполнения военной службы по специальности:

а) общие;

б) должностные;

в) специальные.


5. Перечислите  другие войска, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации.  


6. Перечислите группы граждан РФ, которые освобождаются от воинского учета.


7. Составьте фразу из следующих фрагментов (ответ представьте последовательностью букв, например: в; и; …; запишите полученную фразу):

а) … без оружия и с оружием; строи подразделений и воинских частей в пешем…;

б) … Боевого знамени воинской части в строю, порядок его выноса и относа…;

в) … приветствия, проведения строевого смотра; положение…;

г)…Строевой устав Вооруженных Сил определяет строевые приемы и движение…;

д) … порядке и на машинах; порядок выполнения воинского… .


8. Найдите соответствие состава военнослужащих и воинского звания (ответ представьте буквой с цифрой, например: 3г):


1. Младшие войсковые офицеры

2. Старшие войсковые офицеры

3. Высшие войсковые офицеры

а) генерал - лейтенант


б) подполковник


в) лейтенант


г) капитан III ранга


9. Какое решение примет призывная комиссия в отношении призывника на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию? Дайте обоснованный ответ.

Гражданин возраст 25 лет, категория годности к военной службе - «Д», обучается по очной форме обучения в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеет 2 детей.


10. Какое решение примет призывная комиссия в отношении призывника на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию? Дайте обоснованный ответ.

Гражданин  возраст 20 лет, категория годности к военной службе - «Б», обучается по заочной форме обучения в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеет 1 ребенка.


Аудиторная самостоятельная работа №3


Вариант №1


Задание 1. Вы стали свидетелем поражения человека электротоком. Ваши действия по оказанию первой медицинской помощи до приезда «скорой помощи»?

Задание 2. Вы обнаружили раненого человека с признаками артериального кровотечения (из раны сильной, пульсирующей струёй бьёт кровь алого цвета). Ваши действия по оказанию первой медицинской помощи?

Задание 3. Играя в волейбол, ваш товарищ сильно ударился головой о пол, получив при этом сотрясение мозга. Ваши действия по оказанию первой медицинской помощи до приезда «скорой помощи»?

Задание 4. Пострадавший отравился бытовыми или угарными газами. Кроме вас, в данной ситуации никого рядом не оказалось. Ваши действия по оказанию первой медицинской помощи до приезда «скорой помощи»?

Задание 5. Вы почувствовали острую боль в области сердца. Ваши действия по оказанию самопомощи?

Задание 6. У вашего родственника или знакомого возникла острая боль в области живота. Кроме вас, в данной ситуации никого рядом не оказалось. Ваши действия по оказанию первой медицинской помощи до приезда «скорой помощи»?


Вариант №2


Задание 1. Вы получили термический ожог без нарушения целостности ожоговых пузырей. Ваши действия по оказанию самопомощи?

Задание 2. Вы оказались рядом с человеком, получившим травму. Ваши действия по оказанию первой медицинской помощи до приезда «скорой помощи»?

Задание 3. У пострадавшего тяжёлое пищевое отравление. Кроме вас, в данной ситуации никого рядом не оказалось. Ваши действия по оказанию первой медицинской помощи до приезда «скорой помощи»?

Задание 4. У пострадавшего тяжёлый химический ожог негашёной известью. Кроме вас, в данной ситуации никого рядом не оказалось. Ваши действия по оказанию первой медицинской помощи до приезда «скорой помощи»?

Задание 5. Вы с друзьями пошли в туристический поход в лес. Один из туристов получил травму и не может самостоятельно передвигаться. Его срочно нужно транспортировать в лечебное учреждение. У вас нет носилок. Ваши действия по переноске пострадавшего на руках?

Задание 6. У пострадавшего наблюдается ранение плечевого сустава. Началось кровотечение. Ваши дальнейшие действия по остановке кровотечения и накладыванию повязки до приезда «скорой помощи»?


  1. Общие требования к оформлению аудиторной самостоятельной работы


Изложение текста работы

В тексте работы не допускается:

1) применять обороты разговорной речи;

2) применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов на русском языке;

3) применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, пунктуации, а также соответствующими государственными стандартами. В тексте работы допускается использовать следующие сокращения: т.д. – так далее; т.п. – тому подобное; и др. – и другие; в т.ч. – в том числе; пр. – прочие; т.к. – так как; с. – страница; г. – год; гг. – годы.

Возможно применять в тексте работы и другие сокращения. При этом полное название следует приводить при его первом упоминании в тексте, а после полного названия (в скобках) – сокращенное название или аббревиатуру.


Оформление таблиц

Таблицу, в зависимости от ее размера, помещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее, или на следующей странице.

Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

Графу «Номер по порядку» в таблицу включать не допускается, номера следует указывать непосредственно перед наименованием.

Недопустимы пустые графы, если сведения отсутствуют, то ставится тире.


Оформление дат

Дата может быть оформлена двумя способами:

1) цифровой, день месяца, месяц (по 2 цифры), год (4 цифры). Например, 01.07.2009;

2) словесно-цифровой, например, 01 июля 2009г. При этом не допускается указывать слово «год» полностью.

Следует соблюдать выбранный способ оформления даты (в бухгалтерских записях, при указании документов и др.) в пределах всей работы.

Оформление списка использованных источников и литературы

Заголовок «СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ» начинается с новой страницы.

Библиографическое описание представляет собой совокупность библиографических сведений о документе (книге, статье, диссертации и т.д.), приведенных по установленным правилам. Оно должно обеспечивать однозначную идентификацию документа.

Список использованных источников и литературы приводят в конце работы (перед приложениями), в нем перечисляют все использованные источники в порядке их значимости, условно разделяя их на группы, в группах источники перечисляют по алфавиту названий (авторов):


Примеры оформления библиографических описаний.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Н.В. Косолапова Основы безопасности жизнедеятельности: учебник / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко. – 9-е изд. перераб. – Екатеринбург: Изд-во АТП, 2014. - 332 с.

Пример ответов по аудиторной самостоятельной работе №2 (вариант№1):


1.  г

2.  б

3.  а

4.  а

5.  Дальняя, военно-транспортная, фронтовая, зенитно-ракетные войска, радиотехнические войска.

6.1) заболевание    или    увечье    гражданина,    связанные    с    утратой    трудоспособности; 2) тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; 3) препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина; 4) иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.

7.  в; а; д; б; г.

8. 1г, 2б, 2в, 3а.

9. Об освобождении от призыва на военную службу как имеющего предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень.

10. О призыве на военную службу.  


  1. Критерии оценки аудиторной самостоятельной работы:


Максимальное количество за правильное выполнение задания – 100 баллов. Задания с 1 - 4 соответствует I уровню и оценивается в 5 баллов,  так как предполагают выбор единственного правильного ответа из предложенных  4-х вариантов ответов и указание буквы правильного ответа рядом с номером задания.

Задания с 5 – 8 соответствует II уровню и оценивается в 10 баллов, так как предполагают  воспроизведение информации по памяти, т.е. включают определения, которые необходимо  дополнить, сформулировать на основе ключевых слов. Студент должен записать ответ на вопрос, представляющий некоторое высказывание, дать заученные характеристики терминов и явлений.

Задания  9 – 10  соответствует III уровню, и оцениваются в 20 баллов, так как  носят аналитико-синтетический характер. При выполнении его  студенты проявляют умение обобщать, вскрывать разнообразные связи и проводить аналогии, решать задачи.

Максимальное количество за правильное выполнение практического задания – 100 баллов.

          В таблице представлена система предъявления заданий по уровням и их оценка

Уровни заданий

№ задания

Оценка

в баллах

Общее количество баллов

1 уровень

1, 2, 3, 4

5

20

2 уровень

 5, 6, 7, 8,

10

40

3 уровень

                 9, 10

20

40




Итого: 100


Итоговые оценки выставляются в соответствии с коэффициентом усвоения (КУ).

КУ =   количество баллов, набранных учащимся

        максимальное количество баллов в задании


Если

КУ от 0,81 до 1,0

81 - 100 баллов

- «отлично»


КУ от  0,71 до 0,8

71 - 80 баллов

- «хорошо»


КУ от 0,61 до 0,7

60 - 70 баллов

- «удовлетворительно»


КУ менее 0,6

менее 60 баллов

- «неудовлетворительно»



  1. Вопросы к дифференцированному зачету


1. Здоровье и здоровый образ жизни.

2. Факторы, способствующие укреплению здоровья.

3. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.

4. Вредные привычки и их профилактика.

5. Правила и безопасность дорожного движения.

6. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.

7. Правовые основы взаимоотношения полов.

8. Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

9. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

10. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.

11. Современные средства поражения и их поражающие факторы.

12. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

13. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций.

14. Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций.

15. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника.

16. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.

17. История создания Вооруженных Сил России.

18. Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации.

19. Воинская обязанность.

20. Обязательная подготовка граждан к военной службе.

21. Призыв на военную службу.

22. Прохождение военной службы по контракту.

23. Альтернативная гражданская служба.

24. Качества личности военнослужащего как защитника Отечества.

25. Воинская дисциплина и ответственность.

26. Как стать офицером Российской армии.

27. Боевые традиции Вооруженных Сил России.

28. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.

29. Понятия первой помощи.

30. Понятия травм и их виды.

31. Первая помощь при синдроме длительного сдавливания.

32. Понятия и виды кровотечения.

33. Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.

34. Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка.

35. Основы ухода за младенцем.


  1. Методические указания для обучающихся при освоении дисциплины


Работа на практических занятиях предполагает активное участие в дискуссиях и решении ситуационных задач. Для подготовки к занятиям рекомендуется выделять в материале проблемные вопросы и группировать информацию вокруг них.

При работе с терминами необходимо обращаться к словарям, в том числе доступным в Интернете, например на сайте http://dic.academic.ru.

При подготовке обучающихся по темам предусмотрено написание реферата по одной из предложенных темам.

Доклад представляет собой краткое изложение содержания материала по выбранной теме. Доклад не предполагает самостоятельного научного исследования и не требует определения позиции автора. Главная задача при его написании – научиться осуществлять подбор источников по теме, кратко излагать имеющиеся в литературе суждения по определенной проблеме, сравнивать различные точки зрения. Объем доклада должен составлять 5-7 страниц формата А4. При написании работы используются соответствующие источники основной литературы.

При оформлении работы обучающийся должен руководствоваться «Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов» /Составитель: преподаватель Павлова С.В. - Набережные Челны: Изд-во Набережночелнинского института КФУ, 2016. – 22 с.

Устный опрос по этой теме проводится в форме беседы.

При подготовке, обучающихся, к занятиям по темам раздела «Обеспечение личной безопасности и сохранения здоровья» рекомендуется использовать основную литературу [1 с. 15-50].

При подготовке, обучающихся, к занятиям по темам раздела «Государственная система обеспечения безопасности населения» рекомендуется использовать основную литературу [1 с. 51-126; 2 с. 203-272;] и дополнительную литературу [1 с. 5-16; 2 с. 9-67].

При подготовке, обучающихся, к занятиям по темам раздела «Основы обороны государства и воинская обязанность» рекомендуется использовать основную литературу [1 с. 127-226] и дополнительную литературу [2 с. 440-466].

При подготовке, обучающихся, к занятиям по темам раздела «Основы медицинских знаний» рекомендуется использовать основную литературу [1 с. 227-295] и дополнительную литературу [2 с. 182-216].

Решение ситуационных задач проводится в группе с обсуждением хода решения проблемы, проверкой результатов и проведением работы над ошибками.

Контрольные точки по дисциплине проводятся в форме аудиторной самостоятельной работы. Целью аудиторной самостоятельной работы №1 является контроль и оценка сформированных у студентов знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями общими компетенциями по разделу 2 «Государственная система обеспечения безопасности населения».

Целью аудиторной самостоятельной работы №2 является контроль и оценка сформированных у студентов знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями общими компетенциями по разделу 3 «Основы обороны государства и воинская обязанность».

Целью аудиторной самостоятельной работы №3 является контроль и оценка сформированных у студентов знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями общими компетенциями по разделу 4 «Основы медицинских знаний».

Каждая аудиторная самостоятельная работа выполняется на практическом занятии под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию, рассчитана по времени на 60 минут.

Промежуточная аттестация по этой дисциплине проводится в форме дифференцированного зачета. При подготовке к зачету необходимо опираться, прежде всего на источники, которые разбирались на занятиях в течение семестра. В каждом билете дифференцированного зачета содержится один вопрос и практическое задание.
































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Основная литература


1. Э.А. Арустамов Безопасность жизнедеятельности: учебник / [Э. А. Арустамов и др.]. - 12-е изд, стереот. - Екатеринбург: Изд-во АТП, 2014. - 175 с.: ил. - (Среднее профессиональное образование). - Библиогр.: с. 171-172. - Гриф МО. - В пер. - ISBN 978-5-7695-7595-8.

2. Бондин В. И. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. И. Бондин, Ю. Г. Семехин. - Москва: НИЦ ИНФРА-М; Ростов-на-Дону: Академцентр, 2014. - 349 с. - (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-004171-1. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=432494.

3. Н.В. Косолапова Основы безопасности жизнедеятельности: учебник / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко. – 9-е изд. перераб. – Екатеринбург: Изд-во АТП, 2014. - 332 с. - (Начальное и среднее профессиональное образование).- Библиогр.: с. 326-327. - Рек. Федер. гос. учреждением "Федер. ин-т развития образования". - В пер. - ISBN 978-5-7695-9877-8.

4. Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов /Составитель: преподаватель Павлова С.В. - Набережные Челны: Изд-во Набережночелнинского института КФУ, 2016. – 30 с.


Дополнительная литература


  1. Методические указания для самостоятельной работы студентов /Составители: Н.Н. Сафронов, Л.Р. Саримов, - Набережные Челны: Изд-во НЧИ КФУ, 2014. – 20 с.

  2. В.Ю. Микрюков Безопасность жизнедеятельности: учебник для среднего профессионального образования / В. Ю. Микрюков. - Москва: Форум, 2010. - 464 с.: ил. - (Профессиональное образование). - Библиогр.: с. 543-553. - Рек. Акад. военных наук РФ. - В пер. - ISBN 978-5-91134-206-7.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!