Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная школа-интернат № 1
основного общего образования г. Томска
Урок закрепления знаний
«Основные классы
неорганических соединений»
Разработал учитель химии и биологии
Козьма Наталья Михайловна
г. Томск 2014
Тип урока: совершенствование знаний и умений
Образовательные задачи: актуализировать знания учащихся об оксидах, основаниях, кислотах, солях, их классификации, составе, областях применения; совершенствовать умения определять принадлежность веществ к определенному классу неорганических соединений, составлять формулы оксидов, оснований, кислот, солей, называть неорганические соединения; проверить знания учащихся об оксидах, основаниях, кислотах, солях, растворимых (щелочах) и нерастворимых основаниях, кислородосодержащих и бескислородных кислотах, растворимых, малорастворимых и нерастворимых солях; проверить умения определять принадлежность веществ к определенному классу неорганических соединений, составлять формулы неорганических соединений.
Развивающие задачи: совершенствовать умения логически мыслить, объяснять, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные задачи: продолжить формирование мировоззрения, представлений о единичном и целом, развитие элементов эстетическое воспитание (аккуратное оформление конспекта).
Методы обучения:
Словесные: элементы объяснения, беседы.
Словесно-наглядные: объяснение с использованием записей на доске, учебника.
Словесно-наглядно-практические: выполнение упражнений учащимися, элементы самостоятельной работы.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями для самостоятельной работы.
Ход работы
Организационный момент (2 – 4 мин)
Учитель приветствует учащихся, создает рабочий настрой на урок. Сообщает цель урока – повторить пройденный материал по теме «Основные классы неорганических соединений». Также учитель информирует о плане предстоящей деятельности на уроке – в начале выполнение упражнений у доски, а затем самостоятельная работа.
Совершенствования знаний и умений (20 – 35 мин)
В начале урока учитель проводит опрос по следующим вопросам:
Какие классы неорганических соединений вы знаете? (Оксиды, основания, кислоты, соли)
Какие вещества называются оксидами? (Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов один из которых кислород со степенью окисления – 2)
На какие группы делятся оксиды? (Оксиды металлов и оксиды неметаллов)
Какие вещества называются основаниями? (Основания – сложные вещества, которые состоят из металла и гидроксогруппы)
На какие группы делятся основания? (Растворимые и нерастворимые)
Какие вещества называются кислотами? (Кислота – сложное вещество, которое состоит из водорода и кислотного остатка)
На какие группы делятся кислоты? (Кислородсодержащие, бескислородные)
Какие вещества называются солями? (Соли – сложные вещества, состоящие из металла и кислотного остатка)
На какие группы делятся соли? (Нерастворимые, малорастворимые, растворимые)
Таблицу классов неорганических соединений мы можем представить в следующем виде:
Упражнение №1
Учитель зачитывает утверждения, а ученики должны сказать правильно ли оно или нет.
Основания состоят из 2 элементов. (нет)
В состав кислоты обязательно входит атом водорода. (да)
Гидроксогруппа входит в состав оснований. (да)
Степень окисления кислорода в оксидах – минус 5. (нет)
В состав кислоты обязательно входит металл. (нет)
Щелочи – растворимые основания . (да)
Оксиды – это сложные вещества. (да)
Один из компонентов соли – металл. (да)
Следующие упражнения выполняется одним учащимся у доски с комментариями и объяснением.
Упражнение №2
Выпишите вещества по классам неорганических соединений, назовите их:
Na2O, H2CO3, Mg(OH)2, BaSO4, SO2, HСI, АI(OH)3, KNO3, MgO, H3PO4, HNO3, Na2S, Li2SO4, AI2O3, Ca(OH)2
Упражнение №3
Среди каждой тройки веществ найти вещество, отличающееся от двух других. Укажите признаки отличия.
1) Fe(OH)2, NaOH, Cu(OH)2
2) HNO3 , H2SO4 , HCl
3) CaO, SO2, BaO
4) H2SО4, HNO3, H2CО3
5)LiOH, Cu(OH)2, Ba(OH)2
6) Fe(OH)3, Zn(OH)2, NaOH
7) Al(OH)3, Fe(OH)3, KOH
Упражнение №4
Установите соответствие между формулой оксида и формулой соответствующего ему гидроксида.
1) Na2O 2) Fe2O3 3) ВаО 4) СО2 | A. Fe(OH)3 Б. Н2СО3 В. NaOH Г. Ва(ОН)2 |
Упражнение №5
Установите соответствие между названием оксида и его формулой.
1) оксид натрия 2) оксид серы(IV) 3) оксид железа(III) 4) оксид фосфора(V) | A. SO2 Б. SO3 B. Na2O Г. Р2О5 Д. Fe2O3 |
Упражнение №6
Установите соответствие между химической формулой вещества и классом неорганических соединений, к которому оно принадлежит.
1) MgO 2) Н3РО4 3) Аl(ОН)3 4) NaOH | А. кислоты Б. щелочи В. оксиды Г. нерастворимые основания |
Упражнение №7
Соотнесите название и степень окисления атома химического элемента и формулы соединений
1) железо +3 | а) SO2 |
2) хлор -1 | б) FeO |
3) сера +6 | в) SO3 |
| г) HCl |
| д) Fe2O3 |
| |
Упражнение №8
Соотнесите формулу кислоты и оксида химического элемента, соответствующего кислоте:
1) H2SO4 | а) CO |
2) HNO3 | б) SO2 |
3) H2CO3 | в) SO3 |
| г) N2O5 |
| д) CO2 |
| е) N2O3 |
Упражнение №9
Составьте формулы оснований, соответствующие атомам химических элементов: литию, магнию, алюминию.
Упражнение №10
Найдите по формулам веществ их название в быту и определите области их применения, одно из веществ вам пока неизвестно, но попробуйте определить его методом исключения.
Формула | Название | Область применения |
Н2О | 1. Негашеная известь | А. Его раствор воде – нашатырный спирт |
Са(ОН)2 | 2. Углекислый газ | Б. Под действием углекислого газа мутнеет |
NaCl | 3. Пищевая или питьевая сода | В. Желудочный сок |
СО2 | 4. Вода | Г. Сухой лед |
NаНСО3 | 5. Поваренная соль | Д. В строительстве |
NH3 | 6. Хлороводород | Е. Консервирование пищевых продуктов, необходимая добавка в пищу |
HCl | 7. Гашеная известь, известковая вода | Ж. При замерзании расширяется |
СаО | 8. Аммиак | З. Пищевая промышленность, медицина |
Контроль знаний и умений (5 – 15 мин)
Для контроля знаний учащимся предлагается выполнить тест самостоятельно в тетрадях.
Тест
1. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2 – это
а) основания
б) оксиды
в) кислоты
г) соли
2. Формула гидроксида лития
а) Li2SO4
б) Li2О
в) LiОН
г) НLiО3
3. HNO3 – это
а) азотная кислота
б) оксид азота
в) гидроксид азота
г) сернистая кислота
4. Формула сульфата натрия
а) NaSO4
б) Na2S
в)Na2SO3
г) Na2SO4
5. Карбонат кальция – это
а) основания
б) оксид
в) кислота
г) соль
6. ВаО – это
а) оксид берилия
б) гидроксид берилия
в)гидроксид бария
г) оксид бария
7. Формула соляной кислоты
а) HСI
б) Н2SO4
в Н2SO3
г) Н2S
8. Соль хлорида серебра растворима.
а) да
б) нет
9. Выберите формулу соли.
а) К2СО3
б) КОН
в) К2О
г) НСI
10. Гидроксид алюминия – это:
а) основания
б) оксид
в) кислота
г) соль
Итог урока (1 – 3 мин)
Учитель выставляет оценки учащимся, работающим у доски.
Домашнее задание (1 – 3 мин)
Повторить §30 – 33, схема превращений.