СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Основные задачи обучения на блокфлейте"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи первоначального образования .Начальное обучение игре на духовых инструментах являются частью общего процесса профессионального обучения, имеет своей основной задачей заложить прочный музыкальный фундамент, на котором должно базироваться дальнейшее развитие учащегося. На этом этапе учащиеся должны приобщаться с лучшими её образцами, получить основы правильного восприятия музыки. Мы рассмотрим начальное обучение на блокфлейте Блокфлейта – это самый простой по конструкции духовой инструмент.

Просмотр содержимого документа
«" Основные задачи обучения на блокфлейте"»

Основные задачи обучения на блокфлейте

Основные задачи первоначального образования .Начальное обучение игре на духовых инструментах являются частью общего процесса профессионального обучения, имеет своей основной задачей заложить прочный музыкальный фундамент, на котором должно базироваться дальнейшее развитие учащегося. На этом этапе учащиеся должны приобщаться с лучшими её образцами, получить основы правильного восприятия музыки. Мы рассмотрим начальное обучение на блокфлейте Блокфлейта – это самый простой по конструкции духовой инструмент. Однако профессиональные навыки ухода за инструментом должны прививаться с самых ранних лет. Нежно тщательно следить за инструментом, после игры протирать специальной щеткой или палочкой, с намотанной тряпочкой, чтобы не было наростов пыли, частиц пищи, которые откладываются в канале и звукообразователе. Мундштук промывать водой. Не рекомендуется нескольким ученикам играть на одном инструменте. Если педагог хочет проверить инструмент ученика, нужно его протереть чем-нибудь дезинфицирующим. Методика обучения игре на блокфлейте сопрано должна рассматриваться нами, с одной стороны, как часть общей методики обучения игре на духовых инструментах, с другой – как частная, со всеми специфическими особенностями данного инструмента предназначенного для «детского музицирования». Уже сам этот тезис «детское музицирование» на духовом инструменте (имеет ввиду обучении детей от 5 до 9 лет) создает определенные трудности в разработке методических установок: постановке дыхания, губного аппарата, пальцев, общей постановки рук, и корпуса, обучения игре по слуху, по нотам. Здесь мы должны исходить из индивидуальных особенностей (музыкальных, физиологических) и предпосылок ребёнка, его интереса к обучению. Нужно рассматривать блокфлейту, как общедоступный инструмент для развития музыкальных способностей у детей и в то же время как инструмент, подготавливающей дальнейшие занятия в более старшем возрасте на любом духовом инструменте (флейте, гобое, кларнете, трубе и др.). Можно привести аналогично со струнными, когда они переходят с 1/8 на 1/4, 1/2, 3/4. Чаще всего преподавание на блокфлейте (особенно в ТДР и в других странах) ведется педагогом-флейтистом. По всей вероятности эта историческая тенденция преследует цель дальнейшего музицирования на флейте в однородных или смешанных ансамблях в музыке стиля барокко. В нашей стране обучение игре на блок-флейте имеет и другую цель. Наша задача – предоставить ребёнку инструмент, который был бы ему доступен во всех отношениях: легок в весе, извлечении звука, в аппликатуре отношении и не сложен в обращении. Весит она примерно 120 г. Аппликатура во многом идентична с флейтой, гобоем, кларнетом и даже фаготом. Самым трудным в методике обучения игре учащиеся младших классов на любом музыкальном инструменте является способ нахождения наиболее легкого для него понимания объяснения азов: усвоение и запоминание пройденного материала, определение первого звука. Для ребёнка в начале очень сложно разобраться, как звуки, который он издает, надо найти в определенном месте на нотном стане, и нужно его извлечь определенным пальцем или путём их комбинаций, это создает путаницу. Ученик на уроке должен прежде всего играть, ему не свойственно устраивать навыки теоретическим путём. Он приобретает их по-детски, в игре, подбирая, повторяя, ошибаясь и исправляя. Задача педагога заключается в том, чтобы умело и своевременно исправлять существенные ошибки и недостатки в постановке ученика, помочь ему прийти к правильному решению любых музыкальных задач простым, ясным и коротким путем. Блокфлейту можно ввести в порядке факультативных занятий для всех учащихся других специальностей: пианистов, струнников, народников, дирижеров-хоровиков, теоретиков и др. Это расширит их кругозор, будет способствовать музыкальности, и дает возможность ознакомиться с богатейшим репертуаром музыки стиля Барокко. На блок флейте положение губ и значение мышц губного аппарата не играет такой же решающей роли как при игре на другом духовом инструменте. Напряжение губных мышц здесь наименьшее. На блок флейте можно извлекать звуки при любом положении губ, при любой физиологической конструкции губ, зубов и челюстей. Но все-таки для того, чтобы достичь профессиональных навыков исполнительства необходимо придерживаться определенных методических принципов: 1. При направлении струн в мундштук инструмента необходимо удерживать мышцы губного аппарата в положении определенного сокращения. 2. Мундштук между губами не должен соприкасаться с зубами. 3. Воздух направлять только в отверстие мундштука не допуская рассеивания через углы рта. На I этапе педагог должен уметь подобрать такой репертуар для ученика, который бы способствовал правильному и четкому извлечению звука и укреплению аппликатурных навыков. Для этой цели нужно использовать мелодии и песенки, на которых легко и удобно отрабатывать штрихи маркато, detache. Легато осваивается позднее. На первых уроках можно брать дыхание произвольно, ибо дыхательные мышцы у него ещё на развитии, удержать звук на одной высоте ему ещё трудно. На последних занятиях задачи должны быть усложнены. Для того, чтобы все мышцы участвовали в исполнительном процессе и оказывали действие на тембр, динамику и интонацию, штрихи шрины более сложные упражнения и системные занятия. Необходимо специально подбирать специальный тренировочный материал для. Полезно работать над ровностью звука, продолжительностью его и интонаций. Для этого нужно подбирать маленькие мелодии, песни, пьески, которые были бы построены на выдержанных звуках. Артикуляция Блокфлейта является тем инструментом, на котором можно извлечь звук путем вдувания струи воздуха без помощи языка. Только опытный педагог может определить правильное извлечение звука (имеется ввиду аттакировка звука) с помощью языка на слоги «та», «ту», «ти» (произносимые как бы шепотом). Поэтому очень важно проводить урок образно, понятно, теоретической замысловатости, опираясь на свой слух и слух ученика, его восприимчивость. Педагог должен на протяжении всех последующих уроков следить за правильной атакой при игре ученика, не допускать форсированного звучания. Блокфлейта – это не труба, следует избегать резкости в атаке, щелчков языком при этом не должно быть слышно. Это не свойственно данному инструменту, который французы не случайно называют «нежной флейтой». С точки зрения артикуляции штрихи можно сгруппировать следующим образом: 1. Штрихи, извлекаемые при участии языка согласных звуков «Т», «К». 2. Штрихи, извлекаемые без участия языка, начиная с фрикативной согласной «Ф» (фрикативная атака). Звук. С первых занятий следует заострить внимание ученика на звучание инструмента, на удачах правильного звукоизвлечения, выразительности исполнения (даже при игре упражнений, гамм) необходимо постоянно прививать культуру исполнительского мастерства в целом и культуру звука в частности. Хорошее качество звука на инструменте определяется чистотой интонации, динамическим разнообразием, тембровой окраской звука, необходимой продолжительность. Красивый тембр достигается с помощью искусственного вибрато. Звук должен быть без каких-либо призвуков и шипения от выдыхаемой струи воздуха – незаметными. Развитие пальцевой техники и взаимосвязь её с общей постановкой Под техникой пальцевого аппарата мы подразумеваем осознанное, совершенное, организационное и дисциплинированное владение деятельностью исполнителю отражать в музыке все возможные настроения, связанные с быстротой, лёгкостью, четкостью и оригинальностью. Мышечный аппарат пальцев тесно связан с мышцами рук и даже туловища. С помощью тончайших волокон ЦНС между ними устанавливается постоянная связь. Одни нервные волокна – центростремительные – передают возбуждение от периферии и центру, другие – центробежные – от центра и периферии. Ученик, обучающийся на блокфлейте, с самых первых занятий невольно сталкиваться с нервно-мышечными напряжениями. Например: переход со звука «си» 1-ой октавы на звук «до» 2-ой октавы создает трудность при поднятии указательного пальца левой руки и одновременно отпускания среднего. Добиться синхронности в деятельности этих пальцев на начальном этапе трудно. Таких примеров можно привести много. Нужно отрабатывать движения пальцев на специально подобранных песенках и мелодиях. Постановке кистей надо уделять внимание. Правильно, когда запястья обеих рук будут вогнутыми. Тогда пальцы свободно смогут закрывать и открывать отверстия (что чрезвычайно важно в игре при всевозможных аппликатурных комбинациях). Если же запястья в приподнятом положении, пальцы лишь кончиками касаются отверстий, что приводит к срыву звуков возникает напряжение, которое отрицательно влияет на технику исполнителя. Постановке рук также следует уделять самое пристальное внимание. Руки, верхние локти должны находиться на некотором расстоянии от ребер грудной клетки. Важно, чтобы ученики не прижимали локти к грудной клетке, т.к. это мешает правильному процессу дыхания и выглядит не очень эстетично. Чем раньше ребёнок возьмет инструмент в руки, тем гибче и технически будет его пальцевой аппарат. Наиболее рациональным можно считать 5-7 лет. Большое значение имеет постановка пальцев. Важным моментом является положение большого пальца в левой руке. Он должен быть постоянно открытым, кроме «ре2 », «до 2 », «ре 2 » и выше в 3-ей октаве. Моторность вырабатывается только при регулярных повседневных занятиях техника, моторность пальцев находится в прямой зависимости от динамики мышечных движений. Профессор С.В. Розанов замечает: «Техника пальцев есть деятельность не только мышечная, но и психическая, и овладение техникой есть прежде всего ряд волевых функций, сначала сознательных, а затем, благодаря частым упражнениям, становящихся почти автоматическими. На начальном этапе очень важно играть гаммы, этюды. Гаммы могут принести пользу только тогда, когда их играют ритмично, организованно и в определенном темпе, доступном для ученика. Только те этюды можно считать ценными и полезными, цель которых – преодоление определенных трудностей (имеются в виду этюды инструментального характера). Это – аппликатурные, метроритмические, артикуляционные, темповые, динамические, связанные с постепенным использованием диапазона и овладевания им. Художественному репертуару содействует придавать самое первостепенное значение. На художественном репертуаре мы должны воспитывать не только исполнительские навыки ученика, но и развивать его вкус, приучать с любовью и пониманием относиться к музыке. В подготовительном классе педагог должен использовать, главным образом, фольклор и пьесы, созданные специально для детей русскими композиторами.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!