СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные вопросы постановки исполнительского аппарата на начальном этапе обучения на флейте

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основные вопросы постановки исполнительского аппарата на начальном этапе обучения на флейте»



«Основные вопросы постановки исполнительского аппарата на начальном этапе обучения на флейте»



Методическое сообщение

преподавателя

по классу флейты МАУ ДО «ДМШ №5»

Толстова Глеба Олеговича





г. Набережные Челны 2021

Цель данного сообщения: Изучить основные вопросы постановки исполнительского аппарата на начальном этапе обучения на флейте.

Для достижения цели сообщения необходимо решить следующие задачи:

1. изучить литературу по проблеме исследования;

2. дать понятие постановки исполнительского аппарата и рассмотреть его составляющие в отдельности;

Каждый педагог детской музыкальной школы и школы искусств должен достаточно внимания уделять методике работы с начинающими, так как первоначальные занятия – это фундамент, на котором будет строиться дальнейшее развитие ученика. Именно на начальном этапе обучения происходит приобщение к миру музыки и обучение искусству исполнения на инструменте. Заложенные на первых уроках основы музыкальных знаний и навыки игры на инструменте во многом определяют успехи дальнейшего музыкального развития и образования учащихся. Работа с начинающими очень ответственна, она требует от педагогов опытности, избирательности, терпения, настойчивости и выдержанности характера. Важнейшей задачей является обеспечение равномерного всестороннего развития учащегося и строгой последовательности в подборе учебного материала.

Все требования в отношении постановки и исполнительских приемов должны быть точно объяснены и обоснованны начинающим флейтистам. Учащийся должен не только знать, как держать инструмент, как дышать, двигать пальцами, но и понимать целесообразность всех этих приемов. Необходимо в течение некоторого времени следить за малейшими отклонениями от правильной постановки и поправлять учащегося.

Начинать занятия на флейте необходимо с уяснения правил общей постановки. Термин «постановка» носит собирательный характер и для музыканта-духовика означает совокупность правил относящихся к взаимоположению корпуса, головы, рук, пальцев, губ, а также верного использования дыхания и красивого приятного звукоизвлечения. Конечно, также очень важно на первых уроках познакомить воспитанников с историей развития инструмента, его устройством и именами выдающихся исполнителей-флейтистов.

Постановка исполнительского аппарата — процесс овладения совокупностью приемов и правил рационального взаиморасположения и взаимодействия всех компонентов исполнительского аппарата музыканта с инструментом. Рациональная постановка помогает исполнителю при наименьших затратах сил и времени добиться качественных результатов игры. Задача правильной постановки — способствовать эффективной, дисциплинированной организации занятий на инструменте, адаптации исполнительского аппарата к особенностям звукоизвлечения и конструкции того или иного инструмента, а также к физиологическим игровым нагрузкам.

Оптимальная функциональная готовность отдельных элементов исполнительского аппарата музыканта достигается постепенно и не всегда одновременно. Так, техника пальцев в своем развитии может опережать технику языка или наоборот. Внешним проявлением хорошей постановки является показатель эффективности закрепления технических навыков и звуковых результатов с тенденцией последующего их роста. Основными составляющими рациональной постановки исполнительского аппарата являются:

1. Постановка амбушюра — наиболее целесообразное расположение инструмента на губах, форма и характер действия губного аппарата исполнителя.

2. Общая постановка — способ держания инструмента в руках, правильное положение корпуса, головы, рук, пальцев и ног играющего.

3. Аппликатурная постановка — рациональное расположение пальцев на инструменте, координация и точная организация их игровых действий.

4. Постановка исполнительского дыхания — способы произвольного управления дыханием, правила смены дыхания в процессе игры.

На начальном этапе обучения учащемуся обыкновенно бывает очень трудно одновременно следить за правильностью выполнения всех составляющих исполнительского аппарата. Учащемуся приходится, во-первых, удерживать инструмент в положении, требующем непривычного и, следовательно, неудобного расположения рук и пальцев; во-вторых, согласовать усиленный выдох с напряжением мускулов лица; в–третьих, сочетать всю эту работу с усвоением нотных и других новых для него обозначений. Исходя из этого обучение юных музыкантов должно проходить постепенно, от более простого к сложному.

Поговорим о каждой составляющей постановки в отдельности:

Постановка амбушюра

Губы у флейтиста должны быть растянуты, а уголки тянуться вверх, напоминая улыбку, они располагаются на верхней составной части инструмента с отверстием. Подбородок должен тянуться вниз, а мышцы губ быть достаточно сильными, чтобы выдерживать сильное и длительное напряжение. При постановке амбюшура на голове флейты преподаватель должен помочь учащемуся найти правильное положение, при этом необходимо учитывать ощущения ученика, так как у некоторых исполнителей выдыхаемая струя воздуха находится не в центре, а несколько в стороне от середины губ. Стремление педагога добиться, чтобы место выхода воздуха передвинулось в центр, в этом случае, было бы грубейшей ошибкой. Постановка губ должна производиться с учетом их особенностей, это позволит исполнителю добиться наилучшего для него звука и достигнуть высокой техники губ. Под техникой губ понимается сила и гибкость губных мышц, то есть их выносливость и подвижность. Также губы учащегося не должны быть излишне напряжены. Нужна такая степень напряжения, при которой выдыхаемая струя не расширяла бы щель между губами больше той нормы, какая необходима для звука определенной высоты и силы. Растянутость губ тоже должна быть умеренной – достаточной для сформирования щели между губами.

Вначале педагог всегда должен показывать, как именно должны находиться губы на голове флейты, чтобы ученик более точно понимал верную постановку амбюшура. Для контроля правильного положения амбюшура рекомендуется первое время заниматься перед зеркалом.

Общая постановка (корпуса, головы, рук и ног)

Главным условием здесь должен явиться принцип естественности, при котором все игровые мышцы находятся в свободном состоянии. Не внешняя их форма, а внутреннее состояние освобожденных мышц всего тела – основа правильной постановки при игре на духовых инструментах.

Корпус и голову следует держать ровно и прямо, без отклонений в стороны и наклонов вперед и назад. Грудь должна быть слегка приподнята, а плечи развернуты. Подобное положение корпуса играющего облегчит работу легких и диафрагмы.

Ноги должны занимать такое положение, чтобы обеспечивать корпусу хорошую устойчивость. Для этого рекомендуется слегка расставить ноги или выдвинуть вперед одну из них. В ногах как и в других частях тела не должно чувствоваться напряжение.

Большое внимание следует уделять постановке рук, ибо они находятся в непосредственной связи с инструментом и пальцами. Расположение рук на инструменте должно быть таким, чтобы обеспечивалась наибольшая независимость движений каждого отдельного пальца. Руки не следует прижимать к туловищу, так как это будет препятствовать свободному дыханию. Также нельзя слишком высоко поднимать локти, так как это даёт дополнительную нагрузку на плечи, что затрудняет игру на инструменте в целом. Необходимо следить ещё и за тем, чтобы руки не были скованны, поскольку их напряжение неизбежно передастся пальцам и ограничит свободу движений последних.

Аппликатурная постановка (постановка пальцев рук)

Приступая к работе над постановкой пальцев рук, педагог должен предварительно объяснить и показать на инструменте правильное их положение. Звуковые отверстия (клапана) прикрываются подушечками пальцев слегка, без сильного нажима, но так, чтобы отверстие было хорошо закрыто клапаном. Если же пальцы будут сильно зажаты, то они будут скованными и малоподвижными. Пальцы должны быть слегка согнутыми, так как это положение наиболее естественное, в момент игры нельзя, чтобы пальцы высоко поднимались над инструментом или уходили куда-то в сторону.

Для подвижности пальцев у исполнителя на флейте существенное значение приобретает правильное положение тех пальцев, на которых сосредоточена опора инструмента, это большой палец правой руки и указательный палец левой руки. Большой палец правой руки, упирающийся в инструмент должен находиться под нотой «фа», при этом ему не рекомендуется сильно выступать, а опора у указательного пальца левой руки находиться у его основания первой фаланги, также флейта удерживается нижней челюстью, упирающейся в головку флейты.

Особого внимания требует состояние мизинцев обеих рук, так как они не всегда имеют при игре опоры на клавиши. Поэтому необходимо следить затем, чтобы мизинцы не вытягивались вверх или не подворачивались под клапаны.

Постановка исполнительского дыхания

От правильного дыхания зависят чистота интонации, устойчивость и выразительность звука. Сила, тембр, высота, длительность звука зависят не только от характера атаки (твердая, мягкая) и степени напряженности губных мышц, но и от интенсивности концентрации и направления воздушной струи, вступающей во взаимодействие со звукообразователем и со столбом воздуха, заключенном в канале самого инструмента.

В исполнительской практике применяют 3 вида дыхания:

Первый тип дыхания – грудной. При грудном типе дыхания акцент вдоха падает на средний участок грудной клетки, нижние отделы грудной клетки в процессе вдоха участвуют слабо, диафрагма почти не участвует.

Второй тип дыхания – брюшной или диафрагмальный. При брюшном или диафрагмальном типе дыхания акцент падает на работу самой сильной и активной мышцы – диафрагмы. Однако объем легких при таком дыхании неполный, так как средний и верхний участки грудной клетки в процессе вдоха участвуют слабо.

Третий тип дыхания – грудобрюшной или смешанный. При грудобрюшном (смешанном) типе дыхания благодаря комбинированному действию диафрагмы и всех мышц грудной клетки достигается наибольший эффект вдоха. Исполнители на духовых инструментах взяли на вооружение не грудной или диафрагмальный типы дыхания, а грудобрюшный, смешанный тип дыхания как наиболее рациональный и создающий наиболее благоприятные условия для производства вдоха и выдоха во время игры.

Тем не менее, при игре на духовом инструменте нельзя отрицать важности и необходимости использования в исполнительской практике духовиков разных типов дыхания – грудного и диафрагмального (брюшного): типы дыхания определяются характером самой музыки. Как писал Г.А. Орвид - «короткий звучный сигнал – грудной тип дыхания; широкая кантилена – диафрагмальный тип дыхания; драматического склада фраза – смешанный тип дыхания».

Необходимо заметить, что чистых типов дыхания в исполнительской практике духовиков не бывает, а главное быть не должно.

Искусство владеть выдохом связанно с умением играть «на опоре». В методической литературе широко рекомендуется выдох «на опоре», который в свое время сформулировал С. Розанов.

Для развития дыхания существует множество упражнений, напрвленные на развитие интенсивности выдоха, его продолжительности, а также в зависимости от произведения, верного вдоха.

Следует знать, что неправильная постановка в начальный период обучения игре на флейте хотя бы одного из всех взаимосвязанных между собой различных компонентов исполнительского аппарата – дыхания, амбушюра, пальцев рук на инструменте – будет отрицательно влиять на качество игры на инструменте, а также мешать, сковывать учащегося и тормозить его развитие.

В процессе самой постановке и далее следует большое внимание уделять звуку, звукоизвлечению и впоследствии техники языка.

На первых уроках необходимо показывать ученику, как извлекать звуки наиболее легкие для данного инструмента. Упражняться в этом следует без нот, т.к. они только отвлекут внимание учащегося. После того, как ученик несколько привык к инструменту и научился извлекать легчайшие звуки, можно перейти к исполнению легчайших упражнений и пьес по нотам. Точного интонирования педагог должен требовать от ученика буквально с самых первых уроков и, по мере развития учащегося, повышать эти требования, добиваясь от молодого исполнителя непримиримого отношения к малейшей интонационной неточности.

Необходимо заметить, что вначале звук извлекается без непосредственной помощи языка, т. е. без мягкой или твердой атаки, здесь более важно добиться качественного исполнения самого звука, а впоследствии следует отрабатывать саму технику языка.

Занимаясь с начинающими, многие педагоги, в особенности молодые, часто допускают существенную ошибку. Заключается она в том, что преподаватель главное внимание сосредотачивает на нотах, даже когда пьеса очень известна. Между тем нет необходимости смотреть, что ученик играет. Надо слушать что он играет и как, исправляя малейшие отклонения от сделанных указаний в отношении постановки и других исполнительских приемов.

Таким образом, на первом этапе обучения следует решить следующие задачи:

  1. Научиться верно держать инструмент;

  2. Играть спокойно, не делая лишних движений пальцами и корпусом;

  3. Научиться верно делать вдох и выдох при исполнении;

  4. Добиться достаточного чистого и приятного звука;

  5. Играть с удовлетворительной интонацией.

В достижении этих целей педагог должен быть очень требовате6льным и настойчивым. Нельзя забывать, что все это – навыки, для приобретения которых необходимо время и упорная работа. Очень большое значение в занятиях с начинающими имеет организация работы, поведение педагога на уроке и его подготовка к нему.


























Список используемой литературы


  1. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 10 / сост. Ю.Усов. – М.: Музыка, 1991. – 176 с. ил.

  2. Волков Н.В. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. Методическое пособие / Н.В. Волков – М.: музыка, 2002. – 60 с.

  3. Иванов, В. Д.Словарь музыканта-духовика / В.Д. Иванов. — М.; Музыка, 2007. — 128с.

  4. Конспекты по методике преподавания игры на духовых инструментах преподавателя Зыряновой Е.П.

  5. Платонов Н. Школа игры на флейте. – М.: Музыка, 1983. – 154 с.

  6. Смирнова А. Н. Некоторые методические и исторические аспекты развития отечественного исполнительства на флейте / А.Н. Смирнова – Казань, 2000. – 50 с.



9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!