СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные техники и приемы эстрадного пения

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные техники и приемы эстрадного пения

Просмотр содержимого документа
«Основные техники и приемы эстрадного пения»

Основные техники и приемы эстрадного пения

Эстрадный вокал использует следующие приёмы и техники:

1. Расщепление. Приём пения, при котором к чистому звуку примешивается определенная доля другого звука, нередко представляющего из себя немузыкальный звук, то есть шум.

2. Драйв. Один из важнейших в арсенале рок-вокалистов – приём расщепления «драйв» (его подвиды: гроулинг, рык, рёв, хриплый голос, дэт-вокал и т.д.).

3. Субтон. Пение с придыханием.

4. Обертоновое пение. Также известно как «горловое пение».

5. Глиссандо. Также известен как «слайд». Плавный переход с ноты на ноту.

6. Фальцет. Пение «без опоры». Позволяет расширить диапазон в сторону высоких нот.

7. Йодль. Также известен как «тирольское пение». Заключается в резком переходе с пения «на опоре» на фальцет.

8. Фрай (или штробас). Это очень низкие ноты, которые невозможно спеть нормальным голосом. Звук очень специфический, поэтому в музыке используется редко.

9. Тванг – пение с назальным (носовым) звучанием

Каждая «краска» голоса требует методичной тренировки, которая иногда длится годами. Для того чтобы лучше понимать всю сложность эстрадной вокальной школы, и её отдалённость от академической, рассмотрим каждый приём, применяемый в эстрадном вокале, более подробно:

Расщепление – это приём пения, при котором к чистому звуку примешивается определенная доля другого звука, нередко представляющего из себя немузыкальный звук, то есть шум. Один дыхательный поток как бы расщепляется на два. К расщеплению можно отнести некоторые приёмы народного пения (например, «горловое пение» народов Азии), а также широко известные субтон и драйв. В академическом вокале пение с воздухом, с призвуком, т.е. с любой долей шума считается серьёзным дефектом.

Драйв – один из важнейших приёмов в арсенале рок-вокалистов, представленный расщеплением связок.  «Драйв» – это общее наименование приёма. Широко используются и его подвиды: гроулинг, рёв, хриплый голос, дэт-вокал (с англ. «грязный» вокал) и т.д. Классические вокалисты драйв категорически не приемлют. Всего лишь десять лет назад считалось, что после использования этого приема «со связками можно попрощаться – они уже больше не понадобятся». Но в настоящее время процесс звукообразования в данном приёме изучен и «поставлен на конвейер».

Драйв представлен вокальными приёмами (вокальными техниками) звукоизвлечения, которые применяются только в экстремальных музыкальных направлениях, в первую очередь – в тяжёлом роке, хэви-металл и т.п. Рассмотрим несколько основных техник драйва. К ним относятся:

 

а) Гроулинг или гроул (с англ. growling – «рычание») – вокальный приём, используемый чаще всего в металл-роке во всех его разновидностях, как грайндкор, дэткори др. Звучание имитирует рычание животных. Это своего рода утробный рык, исходящий из области живота вокалиста. Гроулинг часто используется в сочетании с другими экстремальными приёмами звукоизвлечения (scream, guttural, pigscream, squeal). 

Для гроулинга необходимо умение петь на опоре (диафрагмальное дыхание) и использовать ложные связки при пении. Гроулинг можно подразделить на низкий и высокий, а также на «брутальный» (самый низкий звук из живота), гортанный (формирование звука происходит выше) и горловой (сочетание чистого голоса с рычанием, хрипом).

 

б) Скриминг (от англ. screaming – «крик») – приём пения, который можно охарактеризовать как хрипящий вопль или визгливый крик. Используется в таких стилях рок-музыки, как: блэк-метал, грайндкор, дэт-метал, металкор, дэткор, спид-метал, скримо,  эмокор. Обычно скриминг исполняется вокалистами-мужчинами, его отличает очень высокая тесситура. В свою очередь, скриминг также делится на подвиды:

- Грим (от англ. grim – «мрачный», «зловещий») – звучит ближе к гроулу, спокойнее, чем обычный скриминг, применяется в основном в блэк-метале и дарк-метале;

- Шрай (от нем. schrei – «вопль») – звучит как истеричный протяжный вой, напоминающий вой волка. Используется в депрессивном блэк-метале;

- Скрим – характерен для шведской школы дэт-метала, звучит как очень агрессивный крик;

- Харш (от англ. harsh – «хриплый») – используется в мелодик дэт-метале, модерн-метале.

Субтон – пение с придыханием. Примеры этого приёма можно весьма часто услышать в джазе и поп-музыке. Особенно часто он встречается в расслабленно-эротическом блюзовом пении. Субтон – звучание голоса с явно слышимыми воздушными шумами, реализуемое в нижнем регистре голоса, и соответственно на тихом динамическом нюансе. Данный приём отличается мягким, рыхлым и «нежным» звучанием.

Название «субтон» (дополнительный тон, звук) указывает на «примесь» воздуха, накладываемую на основной тон голоса, что, соответственно, делает его совершенно непригодным в академическом пении. В народной музыке субтон встречается реже, чем в эстраде. Например, его можно услышать при пении колыбельных, или при исполнении медленных европейских баллад эпического характера.  

В западной терминологии термин «субтон» заменяется понятием «фальцет» вне зависимости от высоты и регистра (технически это оправдано тем, что при субтоновом пении все голосообразующие органы работают точно так же, как и при фальцете), тогда как в славянском пространстве к фальцету относят звучание в высоком регистре.

Обертоновое пение также известно как «горловое пение». Использование расщепления для исполнения обертонов к основному тону позволяет выпевать двузвучия. Обертоновое пение характерно для дальневосточной музыки (Тибет, Тува, Монголия и др.).

Глиссандо, также известен как «слайд». Данный приём представляет плавный переход с ноты на ноту, скольжение от одного звука к другому. Глиссандо может быть как восходящим, так и нисходящим. Приём широко используется во всех афроамериканских стилях.

Фальцет – пение «без опоры». Позволяет расширить диапазон в сторону высоких нот. Нередко встречается в джазе и поп-музыке, особенно ритм-н-блюзе, где необходимо достичь особой энергетики. Причём, фальцет применяется как в ярких кульминациях, так и при негромком пении (что придаёт на первый взгляд приглушённому звучанию характерное напряжение).

Йодль, также известен как «тирольское пение». Является фольклорным приёмом в Швейцарии и других странах альпийского ареала. Йодль заключается в резком переходе с пения «на опоре» на фальцет. Его достаточно специфическое звучание одновременно напоминает полоскание горла и прерывистый крик животного. В современной музыке данный приём используется немногими исполнителями, ввиду своей сложности. С некоторых пор получил распространение так называемый «обратный йодль», заключающийся, как нетрудно догадаться, в резком переходе с фальцета на «опору».

Следует понимать, что йодль, как и многие другие приёмы, перенятые из фолькора, используется в виде коротких элементов, которые перемежаются другими техниками. Периодическое введение специфических народных приёмов в контекст уже освоенных, применение таковых в «разбавленном» виде особо ценится музыкантами. Но по этой же причине большинство непосвящённых слушателей с трудом могут выделить в общем звучании йодль (или др. приёмы), а в некоторых случаях даже не подозревают об их применении.

  1. Толмачева Н. Эстрадное и джазовое пение. Студия современного вокала, 2014.

  2. Егорова А. «Фрай в эстрадном пении» (статья), 2013.





Преподаватель Гуткнихт Э.Р.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!