СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукозапись как изобразительное средство. Фонетический разбор.

Нажмите, чтобы узнать подробности

формировать у обучающихся умение оценивать выразительность речи и видеть способы ее создания, обучать анализу фонетической организации речи, используя изобразительно-выразительные средства фонетики

Просмотр содержимого документа
«Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукозапись как изобразительное средство. Фонетический разбор.»

Тема. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукозапись как изобразительное средство. Фонетический разбор.

Цель: формировать у обучающихся умение оценивать выразительность речи и видеть способы ее создания, обучать анализу фонетической организации речи, используя изобразительно-выразительные средства фонетики; закрепить орфоэпические навыки, работать над совершенствованием связной устной речи; воспитывать внимание к культуре речи; формировать у обучающихся умение оценивать выразительность речи и видеть способы ее создания, обучать анализу фонетической организации речи, учить редактировать текст (предложения) с точки зрения его фонетической организации и создавать художественный образ, используя изобразительно-выразительные средства фонетики; работать над совершенствованием связной устной речи, культурой речи; вовлечь в активную познавательную деятельность; создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову;

Оборудование: рабочие листы, орфоэпический минимум, карточки, словарь литературоведческих терминов, распечатки текстов, слайды презентаций.

Тип урока: обобщение и систематизация.

Формы деятельности. Фронтальная.

Межпредметные связи: русский язык, литература, история.

Теория: Благозвучие. Звукоподражание. Консонанс. Звукопись (ассонанс, аллитерация).



Ход урока


I. Организационный момент.


II. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

1. Оглашение темы, целей и задач урока.


III. Изучение новой темы.

1. Слово преподавателя:

- Вы никогда не задумывались над тем, почему лилию называют именно лилия, а не репей, например, или карагач? А действительно, почему? Случайно ли каждое слово звучит так, а не иначе? Есть ли какие-нибудь закономерности в том, что такое, а не иное значение, содержание слова связано с такой, а не иной звуковой, фонетической формой его?

У слова есть значение - это ясно. Но только ли слова заключают в себе определенный смысл, несут какую-то информацию? Есть ли какой-либо смысл в самих звуках слова, в его звуковом оформлении?

Что касается звукоподражательных слов, то тут все понятно. Конечно, звуковое оформление их не случайно, оно имеет определенный смысл. Слово гром и звуками своими «гремит», так же как шелест «шелестит», писк «пищит», а хрип «хрипит». Здесь сама звуковая форма слова подсказывает его содержание, хотя и в самых общих чертах.

Но если слово называет не звук и не звучащий предмет?

Вот ряд слов: стрела, стремительно, стриж, стрекоза, ястреб, стрепет, встряхнуть, быстро, струя, струна. Все они имеют значения, связанные с быстрым движением. И все они содержат звукосочетание стр. Игра случая? Трудно сказать. Ведь можно найти слова, содержащие стр, но не обозначающие вообще никакого движения, - страна, астра, строго, остро.


2. Защита рефератов (заранее подготовленный обучающийся показывает интерес ученых и писателей к поднятой проблеме, её актуальность):

- Издавна поэты и ученые пытались уловить связь между звучанием слова и его смыслом. Уже в XVIII в. М. В. Ломоносов в «Риторике» доказывает, что поэт, слагая свои стихи, подбирает слова не только по смыслу, но и по звучанию: «В российском языке, как кажется, частое повторение письмена А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины; учащение письмен Е, И, Ъ, Ю - к изображению нежности, ласкательства, плачевных или малых вещей, через Я показать можно приятность, увеселение, нежность и склонность, через О, У, Ы - страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боль и печаль».


В XIX в. Н.В. Гоголь говорил, что «…сам необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких…»

Много интересных наблюдений о связи звука и смысла найдём в статьях К. Бальмонта. Характеризуя каждый звук речи, К. Бальмонт пытается даже наделить его смысловой нагрузкой, закрепить за ним определенные образы. «О - звук восторга,- пишет он, - торжествующее пространство есть О: - Поле, Море, Простор.

Все огромное определяется через О, хотя бы и темное: стон, горе, гроб, похороны, сон, полночь. Большое, как долы и горы, остров, озеро, облако. Долгое, как скорбная доля. Огромное, как Солнце, как Море. Грозное, как осыпь, оползень, гром... Запоет, заноет, как колокол... Высокий свод взнесенного собора. Бездонное О».


3. Слово преподавателя:

- Правы ли поэты, писатели? Можно ли довериться их фонетическому и эстетическому вкусу? Этот вопрос волнует и ученых-лингвистов. Они провели многочисленные эксперименты с восприятием звуков языка и оценкой их смысловой нагрузки. С некоторыми результатами этих поисков вы познакомитесь на уроке, постараетесь их оценить и научиться использовать в собственной речи.

- Итак, сегодня мы будем говорить о тайне звуков, о выразительных средствах фонетики. Сформулируйте тему урока. (Запись числа и темы урока на доске и в тетрадях).


4. Задание. Прочитайте текст. Озаглавьте текст так, чтобы выразить его основную мысль.

…Смысл слова – ещё не всё слово. Слово имеет звучание. Звучание есть второе (не) от..емл..мое свойство слова. Звучание каждого отдельно взятого слова не имеет художествен(?)ого зн..чения. Художествен(?)ое звучание возн..кает лиш(?) в соч..таниях слов. Соч..тания трудно произносимых слов трутся друг о друга толкаются и наступают на ноги – мало пр..годны для поэзии. Слова должны обн..мать и ласкать друг друга образов..вать живые г..рлянды и хороводы они должны петь трубить и плакать они должны перекл..кат(?)ся друг с другом словно влюблён(?)ые в лесу, подмиг..вать друг другу под..вать тайные знаки назначать св..дания и дуэли. Не знаю, можно ли научит(?)ся такому соч..танию слов. Обычно у поэта они получают(?)ся сами собой и поэт нач..нает замечать их лиш(?) после того как стихотворение написан(?)о.


- Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки.


- Любые умения и мастерство базируются на знании. Ребята, как вы думаете, чтобы постигнуть тайну звука, какими знаниями необходимо овладеть («запастись»)?


- Изобразительно-выразительные средства наличествуют на разных уровнях языковой системы. На уровне фонетики используются такие изобразительно-выразительные средства, как звуки речи, словесное ударение, ритм и рифма. Изучением стилистической функции этих средств занимается фоника. Фоникой называют также звуковую организацию речи.


- Речь должна быть благозвучной, т. е. удобнопроизносимой и приятной для слуха, что достигается главным образом совершенным сочетанием гласных и согласных звуков в тексте, а также преобладанием музыкальных («красивых») звуков.


5. Прочитайте предложения. Найдите в них нарушения благозвучия, объясните, чем они вызваны.

1. Из-за занавески послышался плач. 2. Ничего нет вкуснее её ежевичного варенья. 3. Краток реестр встреч. 4. Вспоминали ли литературный вечер? 5. Я отдохну и попробую снова сказать это трудновыговариваемое слово.


6. Мини-проекты «Изобразительно-выразительные средства фонетики русского языка» на примере одного из средств: звукоподражание, консонанс, звукопись (ассонанс, аллитерация), раскрывают значение термина, иллюстрируют на примере худ. текста, задают классу вопросы по использованию фонетических средств выразительности в худ. текстах, распознают изобразительные средства, раскрывают их роль в создании образа.

Используют ИКТ (презентации, фонозаписи).


Вопросы-помощники:

- Определите цель использования звукоподражательных и звукообразных слов, их фонетического окружения.

- Строки каких авторов вы узнали?

- Как называется использованный поэтом/писателем приём выразительности? Дайте его определение.

- Анализируя фонику стихотворения, покажите единство звуковой и смысловой организации речи. Назовите приём усиления изобразительности.


7. Творческая работа.

- Напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем. Используйте в своем тексте слова, звуковой состав которых поможет созданию главного образа вашего сочинения.

1) Мелодия дождя. 2) Под вой метели. 3) Под стук вагонных колес. 4) Звонкая песня весенней капели. 5) Свой вариант.


(Чтение сочинений, их качественная оценка обучающимися.)


8. Беседа с обучающимися.

- А нравится ли вам следующий диалог двух сестер:

- Едь ко мне. Не забудь полувер и цепочку. Поняла?

- Поняла, поняла. Жди. Буду где-то через час.


- Что мы можем сказать об этих участниках диалога?

- Итак, сегодня мы будем говорить о речевой культуре, тайне звуков, о выразительных средствах фонетики. Сформулируйте тему урока.


- В чём особенности русского ударения?

Схема. (Русское ударение свободное, подвижное, неподвижное. Логическое ударение.)

Трудно переоценить роль литературного произношения - одного из важных показателей общего культурного уровня современного человека. Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание.


- В чём основная мысль данного высказывания? Почему автор придаёт особое значение правильному произношению?

- Обоснуйте постановку знаков препинания в данном тексте. Записать основную мысль.

- Какая наука изучает нормы произношения слов? (орфоэпия)

- К какому словарю можно обратиться в случае затруднения, связанного с произношением слова?


IV. Закрепление новой темы.

1. Орфоэпическая разминка (преподаватель произносит слова, обучающиеся повторяют за ним).

Некролог, жалюзи, столяр, обеспечение, ходатайство, квартал, вероисповедание, туфля, цепочка, баловать, астролог, свекла, договор, ракушка, красивее, кухонный, он звонит, августовский, эксперт, сироты.

(1 обучающийся на доске пишет эти слова, ставит ударения, читает их вслух).

В это время все выполняют работу на листах в парах.


2. Исследовательская работа.

Расставьте ударения в словах. Сформулируйте правило, которому подчиняется постановка ударения в этих словах.

1. Трубопровод, газопровод, мусоропровод, нефтепровод, водопровод. (Правило: в словах, оканчивающиеся на - провод, ударение падает на последний слог: мусоропровод.)

2. Филолог, психолог, каталог, эпилог, пролог. (Правило: если существительное одушевленное, то ударение падает на середину слова: филолог, если неодушевленное - на -лог: каталог.)

3. Немота, глухота, икота, зевота, духота, красота, дремота, ломота. (Правило: в существительных, образованных от глаголов, ударение падает на -от-, образованных от прилагательных - на окончание. Ср.: ломота - ломать, но красота - красивый.)


3. Найди «четвертое лишнее»:

Банты, шарфы, гербы, торты.

Некролог, неприязнь, мытарство, духовник.

Диалог, средствами, недуг, корысть.


4. Раздача листов со словариком-минимумом слов, предлагаемых в заданиях ЕГЭ. Выписать по 15 слов, ударения в которых вам покажутся удивительными.


- Существуют нормы произношения гласных и согласных звуков (лист). Их много, но многие вам уже и известны. Будем работать с ними постоянно. Посмотрите, найдите те, которые вам знакомы.


5. Задания:

Вставьте пропущенные буквы, прочитайте правильно:

Свит..р, спринт..р, компьют..р, инт..рьер, инт..рвью, аст..роид, т..нд..нция, к..за, жизн..обеспечение, про..ьба, праз..ник, мя..че, лё..кий, де..ский, яи..ница, коне..но, ду.., гря..ка, Ильини..на, шин..ль.


6. Слово преподавателя.

- В русском языке достаточно красок, чтобы изобразить любую картину; его огромный словарный запас позволяет передать сложную мысль. Нам остается только сохранить это богатство, научиться пользоваться им.

Основными достоинствами стилистически грамотной, совершенной устной и письменной литературной речи являются:

- правильность: соблюдение норм литературного языка;

- чистота

- богатство и разнообразие

- точность

- логичность

- выразительность, образность, яркость

- ясность, понятность, доступность


Особое место занимает благозвучие. Речь может быть формально правильной, но этого мало - важна красота звучания. Каждый из нас, читая строки из какого-либо произведения, порой ловит себя на мысли, что автор необычайно образно и ярко сумел передать свои чувства. А помогают ему в этом приемы усиления фонетической стороны выразительности речи. К примеру, некоторые стихотворения поражают своей эмоциональностью, экспрессией, четкостью, торжественностью, другие будто льются волшебным потоком, переливающимся всеми звуками, которые придают строкам нежность, певучесть, красоту. И перед глазами сразу возникают удивительные картины. Настроение меняется, звуки завораживают, и хочется читать дальше и дальше... Но иногда определенные строки произведения, газеты или же журнала наводят нас на мысль: тут что-то не так…Звуки порой создают весьма неблагозвучное сочетание, что может испортить впечатление. Написанное должно быть удобочитаемо и удобопроизносимо. Также и речь определенного оратора иногда вовсе не ласкает слух, а, напротив, отбивает всякий интерес слушать дальше. Фоностилистические ошибки менее заметны, чем орфографические, но не менее значимы.

Искусству благозвучия, как и любому другому, необходимо учиться. А для этого нам следует обратиться к тайнам звукописи…

1. Что создает красоту звучания речи.

Аристотель утверждал: « написанное должно легко произноситься».

Благозвучие - сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха. Все, что выходит за рамки благозвучия, производит впечатление какофонии (греч. какофония - дурное звучание).


7. Читаем из рабочего листа.

…Смысл слова – ещё не всё слово. Слово имеет звучание. Звучание есть второе неотъемлемое свойство слова. Звучание каждого отдельно взятого слова не имеет художественного значения. Художественное звучание возн..кает лиш(?) в соч..таниях слов. Соч..тания трудно произносимых слов трутся друг о друга толкаются и наступают на ноги – мало пр..годны для поэзии. Слова должны обн..мать и ласкать друг друга образов..вать живые г..рлянды и хороводы они должны петь трубить и плакать они должны перекл..кат(?)ся друг с другом словно влюблён(?)ые в лесу, подмиг..вать друг другу под..вать тайные знаки назначать св..дания и дуэли. Не знаю, можно ли научит(?)ся такому соч..танию слов. Обычно у поэта они получают(?)ся сами собой и поэт нач..нает замечать их лиш(?) после того как стихотворение написан(?)о.


Одним из художественных приемов, делающих текст образным и выразительным, является звукопись, она достигается:

- Повторение одинаковых или сходных согласных звуков называется аллитерацией (от латинского at - «к, при, со»; littera - «буква»).

Семь холмов - как семь колоколов,

На семи колоколах - колокольни.

Всем счетом: сорок сороков.

- Колокольное семихолмие!

(М. Цветаева)


Во всем четверостишии ритмично повторяются «л», «м», «н», напоминая звук колоколов, таким образом, возникает звуковой образ.

Повторение одинаковых гласных звуков называется ассонансом (от французского assonanse - созвучие):

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна.

И на обломках самовластья

Напишут наши имена.

(А. Пушкин)

В данной строфе повторяются как согласные «л», «м», «н», так и гласные «о», «а», олицетворяющие волю, свободу.

Смысл стихотворения зависит не только от значения слов, но и от звукового лада - звучания стихотворения. Звучание слова участвует в создании поэтического образа:

И эль, и ю, и бэ,

и эль, и ю.

И ель у дюн, и белый день в июнь.

(С. Кирсанов)


Разрозненные буквы образуют вместе взятые слово «люблю», именно это поэт хочет сказать всему окружающему.

Изобразительным средством фонетики является и повтор звуков или слов в начале смежных строф, этот художественный прием называется анафора (греческое ana - «вновь» и phoros - «несущий»):

Я изучил их песнь, я понимал их страсти,

Я сам изнемогал от счастья бытия.

(Н. Заболоцкий)


На эффекте фонетического повтора строятся многие поэтические произведения.

Так, существуют тавтограммы (от греческого tautos - «тот же самый», gramma - «письмо, запись») - стихи, в которых все слова начинаются с одной и той же буквы:

Мой милый маг, моя Мария,

Мечтам мерцающий маяк,

Мятежны марева морские,

Мой милый маг, моя Мария,

Молчаньем манит мутный мрак...

(В. Брюсов)

Среди изобразительных средств фонетики следует отметить и паронимы - слова с различным написанием и сходным звучанием, они зачастую являются основой рифмы: рассвет - расцвет, весело (наречие) - весило (глагол).

Что касается звукоподражательных слов, то тут все понятно. Конечно, звуковое оформление их не случайно, оно имеет определенный смысл. Слово гром и звуками своими «гремит», так же как шелест «шелестит», писк «пищит», а хрип «хрипит». Здесь сама звуковая форма слова подсказывает его содержание, хотя и в самых общих чертах.


Следует отметить, что все изобразительные фонетические средства не существуют сами по себе, они помогают раскрыть богатство и выразительность русского языка.

1. Речь становится неблагозвучной в тех случаях, когда рядом оказываются одинаковые или похожие слоги: в бреду думала; эй, братишка, дай добраться; свыше полутораста стычек.

2. «Немузыкальная история» получается, например, при чтении рассказа одного из современных писателей: Какая река так широка, как Ока?..


Повторение одинаковых слогов, тем более столь рискованное, конечно, не украшает речь и нередко затрудняет произношение.

Первая причина нарушения благозвучия – скопление согласных звуков. (найти).

Второй причиной, нарушающей благозвучие речи, является скопление гласных звуков. Письмо у Оли и Игоря;

3. Третьей причиной нарушения благозвучия считается повторение одинаковых сочетаний звуков или одинаковых слов: ...Они производят крушение отношений (Н. Воронов).


8. Творческая работа.

- Напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем. Используйте в своем тексте слова, звуковой состав которых поможет созданию главного образа вашего сочинения.

1) Мелодия дождя. 2) Под вой метели. 3) Под стук вагонных колес. 4) Звонкая песня весенней капели. 5) Свой вариант.

(Чтение сочинений, их качественная оценка обучающимися.)


План фонетического разбора

Для начала нужно правильно записать слово с точки зрения орфографии.

Затем разделить слово на слоги (помним, что слогов в слове столько, сколько в нем гласных букв), обозначить ударный слог.

Следующим пунктом идет фонетическая транскрипция слова. Не стоит сразу транскрибировать слово – для начала попробуйте произнести его вслух. Если потребуется, проговорите несколько раз – пока не сможете с уверенностью сказать, какие именно звуки надо записать.

Охарактеризуйте по порядку все гласные звуки: обозначьте ударные и безударные.

Охарактеризуйте по порядку все согласные звуки: обозначьте парные и непарные по звонкости/глухости и твердости/мягкости.

Подсчитайте и запишите, сколько в слове букв и сколько звуков.

Отметьте те случаи, в которых количество звуков не соответствует количеству букв, и объясните их.

В письменном фонетическом разборе звуки записываются сверху вниз в столбик, каждый звук заключается в квадратные скобки – [ ]. В конце следует подвести черту и под ней записать количество букв и звуков в слове.


Специальные знаки транскрипции

Теперь о том, как надо правильно обозначать звуки при транскрипции:

[ ' ] – так обозначается ударный гласный в основном ударном слоге (О'сень);

[ `] – так обозначается побочный (второстепенный) подударный гласный звук: обычно такой подударный слог расположен в начале слова, встречается в сложных словах и словах с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс-, вице- и другими (`околозЕ'мный);

[’] – знак смягчения согласного звука;

[Λ] – знак транскрипции для «о» и «а» в следующих случаях: позиция в начале слова, первый предударный слог в позиции после твердого согласного (арка [Λрка], король [кΛрол’]);

[j’] – более «продвинутый» знак транскрипции для записи йотированных звуков, можно использовать и [й’].

[иэ] – нечто среднее между [и] и [э], используется для обозначения гласных «а», «е», «э» в первом предударном слоге в позиции после мягкого согласного (блесна [бл‘иэсна]);

[ыэ] – нечто среднее между [ы] и [э] или [ы] и [а], используется для обозначения гласных «е», «э» в первом предударном слоге в позиции после твердого согласного (шептать [шыэптат ‘];

[ъ] – знак транскрипции для гласных «о», «а», «е» в позициях после твердого согласного в предударном и заударном слоге (молоко [мълΛко]);

[ь] – знак транскрипции для гласных «о», «а», «я», «е» в позиции после мягкого согласного в безударном слоге (варежка [вар‘ьшка]);

[–] – знак, обозначающий отсутствие звука на месте «ъ» и «ь»;

[ ‾ ]/[ : ] – знаки транскрипции (можно использовать один или другой по выбору – это не будет ошибкой) для обозначения долготы согласных (бояться [бΛй’ац:ъ]).

Как видите, все очень непросто с транскрипцией букв в звуки. В школьной программе, как правило, эти усложненные и более точные знаки транскрипции не используются или используются мало. Только при углубленном изучении русского языка. Поэтому разрешается вместо «и с призвуком э» и прочих сложных обозначений применять в фонетическом разборе звуки [а], [о], [у], [э], [ы], [и] и [й’].


Правила транскрипции

Не забывайте также о следующих правилах транскрипции согласных:


- озвончение глухих согласных в позиции перед звонкими (сгибать [зг’ибат’], косьба [кΛз’ба]);

- оглушение звонких согласных в позиции на конце слова (ковчег [кΛфч’эк]);

- оглушение звонкого согласного в позиции перед глухим, например, звонкого «г», который может превращаться в глухие звуки [к] и [х] (ногти [нокт’и], легкий [л’охк’ий’]);

- смягчение согласных «н», «с», «з», «т», «д» в позиции перед мягкими согласными (кантик [кан’т’ик]);

- смягчение «с» и «з» в приставках с-, из-, раз- в позиции перед «ъ» (изъять [из’й’ат’]);

- нечитаемые согласные «т», «д», «в», «л» в сочетаниях из нескольких согласных букв подряд: при этом сочетание «стн» произносится как [сн], а «здн» – как [зн] (уездный [уй’эзный’]);

- сочетания букв «сч», «зч», «зщ» читается как [щ’] (счеты [щ’оты]);

- сочетания «чн», «чт» произносятся [ш] (что [што], конечно [кΛн’эшнъ]);

- суффиксы инфинитива -ться/-тся транскрибируются [ц] (кусаться [кусац:ъ]);

- окончания -ого/-его произносятся через звук [в] (твоего [твъй’эво]);

- в словах с удвоенными согласными возможны два варианта трансркрипции: 1) двойные согласные располагаются после ударного слога и образуют удвоенный звук (кАсса [кас:ъ]); 2) двойные согласные располагаются перед ударным слогом и дают обычный согласный звук (миллиОн [м’ил’ион]).


А теперь давайте рассмотрим фонетическую транскрипцию слов на примерах. Для записи будем использовать упрощенную систему транскрипции согласных звуков.


Примеры фонетической транскрипции слов

отъезд

отъ-е'зд (2 слога, ударение падает на 2-ой слог) [атй’э'ст]

о - [а] – гласный, безударный

т- [т] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)

ъ – [–]

е - [й’] – согласный, звонкий (непарный), мягкий (непарный) и [э] - гласный, ударный

з - [с] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)

д - [т] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)

6 букв, 6 звуков

Буква «е» после разделительного «ъ» дает два звука: [й'] и [э]; буква «д» в конце слова оглушается в звук [т]; буква «з» оглушается до звука [c] в позиции пред глухим звуком.


грамматика

грам-ма'-ти-ка (4 слога, ударение падает на 2-ой слог) [грам:ат'ика]

г – [г] – согласный, звонкий (парный), твердый (твердый)

р – [р] – согласный, звонкий (непарный), твердый (парный)

а – [а] – гласный, безударный

мм – [м:] – удвоенный звук, согласный, звонкий (непарный), твердый (парный)

а – [а] – гласный, ударный

т – [т’] – согласный, глухой (парный), мягкий (парный)

и – [и] – гласный, безударный

к – [к] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)

а – [а] – гласный, безударный

10 букв, 9 звуков

Сдвоенные согласные «мм» дают удвоенный звук [м:]


становились

ста-но-ви'-лись (4 слога, ударение падает на 3-ий слог) [станав’и'л’ис’]

с – [с] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)

т – [т] – согл.асный, глухой (парный), твердый (парный)

а – [а] – гласный,безударный

н – [н] – согласный, звонкий (непарный), твердый (парный)

о – [а] – гласный, безударный

в – [в’] – согласный, звонкий (парный), мягкий (парный)

и – [и] – гласный, ударный

л – [л’] – согласный, звонкий (непарный), мягкий (парный)

и – [и] – гласный, безударный

с – [с’] – согласный, глухой (парный), мягкий (парный)

ь – [–]

11 букв, 10 звуков

Буква «о» в безударной позиции дает звук [а






План фонетического анализа слова


Фонетический анализ каждого слова производится не беспорядочно, а по определенному плану.

1. Указывается орфографически правильное написание слова.

2. Словоформа делится на слоги, обозначается ударение.

3. Определяется место возможного переноса частей слова.

4. Слово записывается так, как произносится – в транскрипции.

5. Дается поочередная характеристика всех звуков слова.

6. Указывается количество букв и фонем, случаи несоответствия букв и звуков.

7. Создается цветовая схема разобранного слова.


9. Сделайте фонетический разбор слов:

Журналист, косьба, пирог, о нём, язык, агент, библиотека, чёрный, аллея, ласкового, усмехаться, жюри, примечания.


10. Запишите текст в соответствии с нормами русской орфографии и пунктуации: [быт’ ч’илав’экам ф ч’илав’эч’искам опщ’иств’э вофс’и н’ит’ашкай’а аб’азанаст’ / апрастой’э разв’ит’ий’э внутр’н’эй’ патр’эбнаст’и / н’икто н’игавар’ит / што напч’ил’э л’жыт св’ищ’эный’ долк д’лат’ м’от / патамушто ана пч’ила //] (А. И. Герцен).

11. Беседа с учащимися (преподаватель задает вопросы, обучающиеся записывают ответы в тетрадь)

- Что изучает фонетика?

- Чем отличаются звуки и буквы?

- Какими бывают гласные звуки?

- Чем отличается произношение гласных звуков и согласных?

- Какие пары образуют согласные звуки?

- Какие согласные звуки не имеют пары по глухости и звонкости?

- Какие согласные звуки не имеют пары по твердости и мягкости?


12. Тренировочные упражнения.

Задание 1. Какими звуками и буквами различаются следующие пары слов?

Вол – вёл, плоты – плоды, супы – зубы, лук – люк, мол – мель.


Задание 2. Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию следующих слов. Лён, лей, люк, ток, шёл, шей, лёд, муж, араб, торг, суд. Задание


13. Какие слова затранскрибированы? Запишите их.

[ рыца ], [ в`ирнуца ], [ баица ], [ м`эснас`т ], [ б`эзна ], [ рацтво ], [л`охкиj ], [ адгатка ], [ игзамин ], [ дроп` ], [ пачиркн`и ], [ фтарова ], [ п`итно ], [ jэл`н`ик ].


14. Запишите транскрипцию следующих слов, распределяя их по трем столбцам. Количество букв и звуков в слове совпадает/ Звуков в слове больше, чем букв/ Звуков в слове меньше, чем букв

Кость, въезд, её, ёжик, женитьба, есть, короед, мозг, молоко, отбросил, подружиться, подсчет, приют, сбежал, ферзь, соевый, рушится, целиком, шведский, ясно, широкая.


15. Определите, сколько раз встречается звук [ Ы ] в следующих строчках:

Аист жил у нас на крыше,

А в подвале жили мыши.


16. Карточка-информатор.

В потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Эти изменения звуков называются фонетическими процессами. Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками.

1. Оглушение звонких парных на конце слова: Род [ рот ], флаг [ флак ].

2. Оглушение звонких парных перед глухими: Селедка [ селетка ], в траву [ фтраву].

3. Озвончение глухих парных перед звонкими (кроме сонорных и [ в ], [ в` ]: Косьба [каз`ба], к дереву [ гд`эр`иву ].

4. Расподобление звуков – усиление различий между звуками для облегчения произношения (в слове легкий вместо звуков [гк` ] произносим сочетание [ хк` ], что облегчает произношение слова).

5. Упрощение групп согласных происходит в словах, где есть непроизносимые согласные: в сочетании из трех согласных один не произносится: снт – [ сн ]: устный – у[ сн ]ый; здн – [ зн ]: поздний – по[ зн]ий; лнц – [ нц ]: солнце – со[ нц ]е; рдц – [ рц ]: сердце – се[ рц ]е. V.


17. Слово преподавателя.

Итак, первая тема, которую мы с вами повторили, называется фонетикой. Она изучает звуки нашей речи. Они шумят, поют, свистят, иногда даже спорят, но никогда не ссорятся, живут дружно. Рядом с фонетикой соседствует орфоэпия.

- Как вы думаете почему? Орфоэпия следит за тем, чтобы правильно произносили звуки в словах.

Задача орфоэпии заключается в том, чтобы, минуя все индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать язык наиболее совершенным средством широкого общения.

- Что изучает орфоэпия?

В 18 веке орфографическое сочетание ЧН произносилось как [ШН]. Но со временем этот вариант начинает вытесняться произношением [Ч`Н] .

В современном языке слова с сочетанием ЧН можно разделить на три группы:


18. Прочитайте данные слова, обращая внимание на произношение ЧН.

Потому что, Кузьминична, табачный, молочный, нечто, булочная, девичник, очечник, нарочно, яичница, шуточный, троечник, Фоминична, подсолнечник, бесконечный, двоечник, скучно, конечный.


Произношение согласных перед Е в заимствованных словах.

В русском языке согласный перед Е звучит мягко (тень, дерево), но в словах, пришедших их других языков, эта закономерность может не соблюдаться. И в сочетаниях де, те, зе, се, не, ре, фе и др. произносится твердый согласный.


19. Распределите данные слова в 2 столбца.

Согласный перед Е произносится твердо Согласный перед Е произносится мягко Аттестат, бенефис, индекс, музей, антитеза, фонетика, темп, девиз, дебют, кафе, детектив, шинель, эпитет, синтез, эффект, музей, свитер, интервью, одеколон, пресса, компьютер, тире, термин, ремарка.


20. Слово преподавателя.

- Что такое словесное ударение?

- В чем заключаются особенности русского словесного ударения? Упражнения.


21. Составьте словосочетания с данными парами слов, обращая внимание на различное ударение:

Временный – временной, языковой – языковый, мелочный – мелочной, окружный – окружной, видение – видение, клубы – клубы, мокрота – мокрота.


22. Поставьте ударения в следующих словах.

Арахис, баловать, гербовый, донельзя, красивее, давнишний, квартал, иконопись, откупорить, еретик, диспансер, обеспечение, дремота, знамение, завидно, опека.


23. Прочитайте словосочетания, обращая внимание на правильную постановку ударения. Подать ходатайство на гербовой бумаге, стала ещё красивее, огромные банты, сотрудники будут премированы, заключим договор, одолевала зевота, давнишний каталог, английская аристократия, средства воротятся, развитие логического мышления.


24. Фонетический (звуковой) разбор

Язык

Слоги: я-зы́к (2 слога; ударение падает на 2-й слог)

Перенос: вариантов не имеется.

Транскрипция: [й’изык]

я [й’] - согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный, всегда произносится мягко)

[и] - гласный, безударный

з [з] - согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)

ы [ы] - гласный, ударный

к [к] - согласный, глухой парный, твёрдый (парный)

В слове 4 буквы и 5 звуков.


Буква «я» обозначает 2 звука - [й’], [и].

Цветовая схема слова - язык


Я

Слоги: я (1 слог; ударный)

Перенос: вариантов не имеется.

Транскрипция: [й’я]

я [й’] - согласный, сонорный, звонкий непарный, мягкий непарный

[и] - гласный, ударный

1 буква - 2 звука.

Буква «я» обозначает 2 звука [й’], [а].

Цветовая схема слова - язык


Листья

Слоги: ли́-стья (2 слога; ударение падает на 1-й слог)

Перенос: лис–тья

Транскрипция: [л’ист’й’а]

Л [л] - согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий

и [и] - гласный, ударный

с [с] - согласный, парный глухой, парный твёрдый

т [т] - согласный, парный глухой, парный мягки

ь [-] - не обозначает звука

я [й’] - согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий

[а] - гласный, безударный

В слове 6 букв и 6 звуков.

Буква «ь» не обозначает звука, «я» обозначает 2 звука - [й’], [а].

Цветовая схема слова - листья


Лёгкий

Слоги: лёг-кий (2 слога; ударение падает на 1-й слог)

Перенос: лёг-кий

Транскрипция: [л’охк’ий’]

Л [л,] - согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий

ё [о] - гласный, ударный

г [х] - согласный, непарный глухой, парный твёрдый

к [к,] - согласный, парный глухой, парный мягкий

и [и] - гласный, безударный

й [й’] - согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий

В слове 6 букв и 6 звуков.


Буква «ё» обозначает звук [о],

Буква «г» обозначает звук [к]


Ель

ель - слово из одного слога.

е

[й'] - согл., зв. непарн., мягк. непарн.

[э] - гл. ударн.

л [л'] - согл., зв. непарн. (сонорный), мягк.

ь [–]

3 б., 3 з.

буква е в начале слова обозначает два звука: [й'] и [э]

буква ь обозначает мягкость предшествующего согласного

звук [й'] - непарный по глухости-звонкости и по твёрдости-мягкости

звук [л'] - непарный по глухости-звонкости, сонорный

Высокий

вы-со´-кий - слово из трёх слогов, 2-ой слог ударный.

в [в] - согл., зв., тв.

ы[ы] - гл. безуд.

с[с] - согл., глух., тв.

о[о´] - гл. ударн.

к[к'] - согл., глух., мягк.

и[и] - гл. безуд.

й[й'] - согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн.

7 б., 7 з.

гласные [ы] и [и] - в безударном положении произносятся короче, слабее, но не меняют своего качества

звук [й'] - непарный по глухости-звонкости и по твёрдости-мягкости, сонорный

Объезд

объ-е´зд - слово из двух слогов, 2-ой слог ударный.

о[a] - гл. безуд.

б[б’] - согл., зв., тв.

ъ[–]

е

[й'] - согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн.

[э´] - гл. ударн.

з[с] - согл., гл., тв.

д[т] - согл., гл., тв.

6 б., 6 з.

буква е после разделительного твёрдого знака обозначает два звука: [й'] и [э]

звук [т] - пример оглушения звонких на конце слова

звук [c] - пример оглушения звонкого в позиции пред глухим

слово может произноситься и по-другому: [абй’эст], т.е. с твёрдым произношением [б]

Вьюга

вью´-га - слово из двух слогов, 1-й слог ударный.

в[в'] - согл., зв., мягк.

ь[–]

ю

[й'] -согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн.

[у´] - гл. ударн.

г[г] - согл., зв., тв.

а[ъ] - гл. безуд.

5 б., 5 з.

буква ь здесь разделительный мягкий знак

буква ю после разделительного мягкого знака обозначает два звука: [й'] и [у]

звук [й'] - непарный по глухости-звонкости и по твёрдости-мягкости, сонорный

конечный гласный звук в слабой заударной позиции подвергается редукции: [ъ]


Его

е-го´ – слово из двух слогов, 2-ой слог ударный.

е

[й'] - согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн.

[и] - гл. безуд.

г[в] - согл., зв., тв.

о[о´] - гл. ударн.

3 б., 4 з.

Буква е в начале слова обозначает два звука: [й'] и безударный [и]

буква г пишется по традиции в окончаниях прилагательных, числительных местоимений: ого, его – нового, синего, первого. Пишем г, произносим [в]

Праздный

пра´-здный – слово из двух слогов, 1-й слог ударный.

п[п] - согл., глух., тв

р[р] - согл., зв. непарн. (сонорный), тв.

а[а´] - гл. ударн.

з[з] - согл., зв, тв.

д[–]

н[н] - согл., зв. непарн. (сонорный), тв.

ы[ы] - гл. безуд.

й[й'] - согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн.

8 б., 7 з.

звуки [р] и [н] непарные по глухости-звонкости, сонорные

буква д пишется, потому что в сильной позиции в корне праздн есть [д]: празден (краткая форма прилагательного, ед.ч., м.р.)

звук [й'] непарный по глухости-звонкости и по твёрдости-мягкости, сонорный

Вести´

ве-сти´ – слово из двух слогов, 2-ой слог ударный.

в[в'] - согл., зв., мягк.

е[и] - гл. безуд.

с[с’] - согл., глух., мягк.

т[т'] - согл., глух., мягк.

и[и´] - гл. ударн.

5 б., 5 з.

Звук [с'] – пример позиционного изменения согласных по твёрдости-мягкости

Буквы е и и показывают, что согласные перед ними мягкие

Везти

ве-зти´ – слово из двух слогов, 2-ой слог ударный.

в[в'] - согл, зв., мягк.

е[и] - гл. безуд.

з[с'] - согл., глух., мягк.

т[т’] - согл., глух., мягк.

и[и´] - гл. ударн.

5 б., 5 з.

Звук [c'] – пример позиционных изменений согласных по глухости-звонкости и по твёрдости-мягкости

Буквы е и и показывают, что согласные перед ними мягкие


Революция

ре-во-лю´-ци-я - слово из 5 слогов, 3-й ударный.

р[р'] - согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн.

е[ь] - гл. безуд.

в[в] - согл., зв., тв.

о[а] - гл. безуд.

л[л'] - согл., зв. непарн. (сонорный), мягк.

ю[у´] - гл. ударн.

ц[ц] - согл., глух. непарн., тв. непарн.

и[ы] - гл. безуд.

я

[й'] -согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн.

[a] - гл. безуд.

9 б., 10 з.

звуки [р'] и [л'] - непарные по глухости-звонкости, сонорные

звук [ь] - так обозначается безударный гласный, произносимый в заударных и предударных слогах (кроме 1-го предударного) после мягких согласных

звук [ц] - непарный по обоим признакам: по твёрдости-мягкости и по глухости-звонкости

буква и обозначает звук [ы], потому что в корне слова после буквы ц пишется и: революция – [р’ьвал’уцый’а] .

буква я после гласных произносится как два звука: [й'] и [a]. Гласный находится в слабой позиции, заударном слоге, подвергается редукции.


25. Самостоятельная работа

Вариант 1

1. Расставьте ударение в словах

Обеспечение, премирование, ходатайство, ревень, оптовый, цемент, закупорить, начал, пломбировать, бронировать танк, бронировать номер в гостинице, творог, каучук.


2. Выполните тестовые задания, обведя правильный ответ в кружок.

А 1. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) местная; 2) заём; 3) кость; 4) семья.


А 2. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) челюсть; 2) жест; 3) ряд; 4) колье.


А 3. В каком слове есть согласный звук [ д ]?

1) будка; 2) отбой; 3) поход; 4) дети


А 4. В каком слове есть ударный гласный звук [ a ]?

1) поляна; 2) подарить; 3) заход; 4) разъём.


А 5. В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке?

1) Бехтерев, Баранов, Базанин, Баев, Бодров;

2) Базанин, Баранов, Баев, Бехтерев, Бодров;

3) Баев, Баранов, Базанин, Бехтерев, Бодров;

4) Баев, Базанин, Баранов, Бехтерев, Бодров.


Вариант 2

А 1. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) бульон; 3) горсть;

2) пальцы; 4) еда.


А 2. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) кость; 3) улей;

2) люк; 4) мёд.


А 3. В каком слове есть согласный звук [ в ]?

1) ведро; 3) ковкий;

2) норов; 4) повод.


А 4. В каком слове есть ударный гласный звук [ o ]?

1) родить; 3) поставь;

2) отставка; 4) чёрный.


А 5. В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке?

1) Вешенский, Виляев, Вилкин, Воронов, Витин;

2) Вилкин, Виляев, Витин, Вешенский, Воронов;

3) Вешенский, Вилкин, Виляев, Витин, Воронов;

4) Вешенский, Витин, Вилкин, Виляев, Воронов.


Ответы:

Вариант 1 1. Б 2. А 3. Б 4. А 5. Г

Вариант 2 1. Г 2. В 3. Г 4. Г 5. В


Подведение итогов урока.

1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

2. Какие задания показались наиболее сложными (вызвали затруднения)? V. Итоги урока

3. Какие умения и навыки совершенствовали?



VI. Домашнее задание.

Выполнить фонетический разбор следующих слов: Счастливый, яркость, бьюсь, огонь, отбежать, вперед, невтерпеж.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!